Определение равновесной зарплаты на конкурентном рынке и в условиях несовершенной конкуренции

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Развитие современной экономики неразрывно связано с функционированием рынка ресурсов, одним из которых является рынок труда. Изменения, происходящие на этом рынке, требуют детального анализа и углубленного изучения проблем формирования и регулирования рынка труда. 

Рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение рабочей силы, обеспечивается распределение рабочей силы и определяются цены на различные виды трудовой деятельности. На этом рынке есть продавцы и покупатели, которые индивидуально и коллективно (через профсоюзы) вступают в договорные отношения, определяя цену и другие условия продажи и использования рабочей силы.

Формирование спроса на рабочую силу подчинено основной цели компании - минимизации затрат. Следовательно, соотношение количества наемного труда и его денежной оплаты по отношению к сумме и денежной оплате других факторов производства будет таким, чтобы общие затраты фирмы в этом случае были как можно ниже для данного выпуска. Другими словами, необходимо, чтобы трудовые и другие используемые ресурсы обеспечивали, по крайней мере, минимальный эффективный объем производства.

Реализация спроса на рабочую силу обеспечивает денежные доходы работников, служит для них источником получения других товаров и услуг, основой воспроизводства рабочей силы общества. Поэтому формирование спроса на рабочую силу является социальной проблемой, затрагивает проблему доходов и входит в сферу влияния экономической политики правительства. Это, в свою очередь, накладывает дополнительные ограничения на параметры поведения фирмы на рынке труда. 

Таким образом, эта тема всегда достаточно актуальна. 

Целью данной работы является изучение функционирования таких рынков труда, как конкурентное равновесие, монополия и монопсония. 

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. 

Рынок труда: понятие и сущность

Рынок труда представляет собой совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами об условиях найма и использования труда. 

Исторически рынок труда возник, когда рабочий (крепостной, ремесленник) отделился от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением законной свободы. Однако, став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть от голода, он вынужден продать свою способность работать или рабочую силу. Так появился новый продукт, который дал название новому рынку.

Рынок труда - это особый рынок, потому что сам товар - рабочая сила - уникален. Это единственный товар, который неотделим от его владельца - человека. В то же время последний не является объектом купли-продажи, поскольку продается и покупается не работник, а его способность работать.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда является необходимым условием его нормального функционирования, что создает условия для выполнения основных функций: 

  • информационная функция предоставляет субъектам рынка труда объективную информацию об уровнях предложения и требование, вознаграждение за определенную профессию, специальность, квалификацию и т.д .; 
  • функция ценообразования устанавливает размер заработной платы;
  • функция распределения распределяет рабочую силу между рабочими местами, обеспечивая соответствие между ними. 

Рынок труда имеет ряд особенностей: 

  • изначально существует неравенство между работодателями и работниками. Работодатель является владельцем капитала и в этом смысле по своей природе является монополистом; 
  • труд, в отличие от других товаров, не может быть накоплен. Поэтому, не продавая его сейчас, работник теряет весь доход; 
  • работник «привязан» к местному рынку труда. 

Рынок труда является одним из рынков, на котором любая фирма должна работать, чтобы успешно функционировать. В действительности фирма может иметь дело с несколькими рынками труда, капитала и товаров одновременно.

Субъектами рынка труда являются работодатели, представленные государством, фирмой или даже отдельным домохозяйством. Они формируют объем спроса в соответствии с потребностью в рабочей силе. Частные лица и домохозяйства, желая найти работу и использовать свою трудоспособность, тем самым регулируют объем предложения. Таким образом, спрос и предложение на рынке труда ведут себя крайне своеобразно. 

Существует обратная связь между числом востребованных работников и заработной платой: по мере роста заработной платы предприниматель сокращает количество работников, и, наоборот, с увеличением числа работников заработная плата на одного работника уменьшается.

Это связано прежде всего с действием закона уменьшения предельной производительности труда. Сотрудники нанимаются до тех пор, пока предельная полезность каждого из них высока и удовлетворяет потребности фирмы. 

Линия питания ведет себя несколько иначе. Сначала действует эффект замещения: с ростом реальной заработной платы число людей, желающих получить работу, вяло увеличивается. Но когда достигается определенный уровень дохода, увеличение рабочей силы перестает быть приоритетом и заменяется досугом, следовательно, возникает эффект дохода. 

Основными результатами функционирования рынка труда являются: уровень заработной платы и уровень занятости. Реализация этих отношений происходит на основе действия механизмов спроса и предложения на товары, рабочую силу и средства существования.

Здесь следует отметить, что спрос на рабочую силу представлен фирмами, то есть институциональными образованиями, а не отдельными лицами. Таким образом, характеристики поведения и постановки целей фирмы играют здесь доминирующую роль. 

Спрос на рабочую силу является производным спросом от спроса на товары, производимые фирмой, поскольку экономика нацелена, прежде всего, на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, и работа в этих условиях действует только как средство достижения этого. 

Следовательно, существует тесная связь между количеством и качеством товаров, на которые пользуются спросом конечные потребители, и количеством и качеством рабочей силы, которую нанимает фирма.

Такое переплетение двух рынков обеспечивает специальные механизмы для реализации рыночных структур. Таким образом, спрос на рабочую силу - это кривая, которая описывает поведение фирмы (отрасли) на рынке труда - взаимосвязь между заработной платой и количеством работников, которых данная фирма желает нанять за эту заработную плату. 

Спрос на рабочую силу является производным спросом, поскольку зависит от спроса на продукт, то есть на продукцию компании. 

При прочих равных условиях соотношение между заработной платой и количеством работников выглядит следующим образом: когда рост заработной платы и другие факторы остаются неизменными, эффект масштаба и замещения сокращают занятость, в результате чего кривая спроса на рабочую силу имеет отрицательный наклон.

Рынок предложения труда - это соотношение между заработной платой и количеством работников, желающих работать за эту заработную плату. 

Резервная зарплата - минимальная зарплата возможных участников рынка (для более низкой зарплаты нет людей, желающих войти на этот рынок). 

Наклон кривой тем круче, чем больше людей приходят на тот или иной рынок. 

С ростом заработной платы на конкурентных рынках (и в других случаях увеличения альтернативных издержек) кривая предложения сместится влево. Уровень заработной платы (при прочих равных для всех фирм) устанавливается на рынке в целом: никто не хочет выходить на рынок с более низкой заработной платой, а фирме невыгодно платить за более высокую заработную плату.

Итак, мы видим, что труд является специфическим товаром, и поэтому рынок труда обладает рядом особенностей, которые отличают этот тип рынка от всех других. Эти особенности включают формирование спроса на рабочую силу и предложение рабочей силы. 

Особенности функционирования рынков труда: конкурентное равновесие, монополия, монопсония. 

Поскольку рынок труда тесно связан с товарным рынком, в зависимости от сочетания структур обоих этих рынков возможны четыре ситуации равновесия на рынке труда: 

1. Рынок труда и рынок товаров являются совершенно конкурентными.

Рынок труда является конкурентным, если он характеризуется следующими основными характеристиками: 

  • большое количество фирм конкурируют друг с другом при найме этого вида труда;
  • есть много сотрудников, которые предлагают свои услуги в этом виде деятельности; 
  • сотрудники предлагают работу одинаковой квалификации; 
  • отдельный работник и отдельная фирма не могут влиять на рыночную ставку заработной платы. 

Поскольку рынок товара является конкурентным, фирма будет ориентироваться на преобладающую рыночную цену этого рынка, стоимость предельного товара будет равна предельному товару в физическом выражении, умноженном на цену товара на рынке для продукт. 

Поскольку рынок труда является конкурентоспособным, фирма может нанимать любое количество рабочей силы с той же равновесной ставкой заработной платы. Следовательно, предельная стоимость труда будет равна ставке заработной платы.

Давайте рассмотрим взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке труда на примере отдельной фирмы и всего рынка. 

Равновесие на рынке труда определяется точкой пересечения установленных кривых спроса и предложения.

Равновесие на рынке труда для отдельной фирмы будет достигнуто, когда стоимость предельного продукта труда равна заработной плате, выплачиваемой работникам. 

Соответственно, фирма будет нанимать L * равновесное число работников и выплачивать каждому работнику значение W * равновесной заработной платы. 

Если рассматривать конкурентный рынок, ни одна из фирм, входящих в него, не может влиять на рынок в целом и должна установить тот же уровень заработной платы W *, который является равновесием для этого рынка.

Кривые спроса и предложения могут менять свое положение под влиянием изменений различных рыночных факторов, например: спроса на продукт, цен других факторов производства, появления притока или оттока рабочей силы в данной сфере занятости, что приведет к изменению равновесных значений заработной платы и занятости на рынке труда.

Если рынок находится: 

  • в точке равновесия, то обычно нет никаких возможных причин для изменения значений заработной платы и занятости; 
  • не в точке равновесия, тогда такие причины обязательно будут существовать, и заработная плата и занятость будут меняться, пока не будет достигнуто новое равновесие.

Силы (нерыночные факторы) могут также действовать на рынках труда, которые препятствуют установлению равновесного уровня заработной платы: профсоюзы, законы о минимальной заработной плате, минимальная занятость в государственном секторе.

Например, профсоюзы могут вступать в соглашения с работодателями, которые определяют заработную плату и другие формы компенсации, условия труда, правила, регулирующие повышение по службе, увольнения. Как правило, эти нерыночные факторы служат для поддержания заработной платы на более высоком уровне, что влияет на состояние рынка, если установлен минимальный Уровень заработной платы выше рыночного равновесия. 

Фирмы (чаще всего при взаимодействии с профсоюзами) могут, с другой стороны, искусственно ограничивать предложение определенными способами (устанавливать более высокие требования к найму, проводить лоббирование).

В то же время на рынке также складывается ситуация, когда занятость меньше, а уровень заработной платы выше, чем при нормальном рыночном равновесии. 

2. Рынок труда полностью конкурентный, а товарный рынок является монополией.

Поскольку рынок труда является конкурентоспособным, фирма будет руководствоваться преобладающей рыночной ценой рабочей силы - заработной платой. Поскольку фирма является монополистом на товарном рынке, она может влиять на цену продукта, поэтому для нее ориентиром для производства будет не цена, а предельный доход - выручка от продажи дополнительной единицы продукта. Следовательно, величина предельного продукта труда будет определяться как предельный продукт в натуральном выражении, умноженный на величину предельного дохода. Тогда будет установлено равновесие на рынке труда, где величина предельного продукта труда равна заработной плате. В этом случае фирма будет нанимать меньше работников, чем в предыдущем случае, поскольку цена продукта всегда выше предельного дохода от его продажи.

Теперь равновесное количество труда будет определяться величиной L *, которая меньше значения L1 - двойного конкурентного равновесия. Таким образом, монопольное положение фирмы даже на другом рынке реализуется в снижении производительной силы общества, хотя ставка заработной платы останется здесь на том же уровне, что и в предыдущем случае. 

3. Товарный рынок является конкурентным, а рынок труда - монопсоническим. 

Если фирма является единственным работодателем (покупателем рабочей силы) на рынке, то есть это монопсония, предложение рабочей силы для нее будет совпадать с предложением рабочей силы. труд для всего рынка (промышленности). Фирма сможет нанять дополнительного работника только в том случае, если она выплатит ему дополнительную заработную плату.

Поскольку нанять дополнительного сотрудника в данной сфере деятельности означает увести его из какой-либо другой области, фирма должна заплатить за эти альтернативные издержки отвлечения. Более того, чем больше сотрудников фирма хочет отвлекать от других видов деятельности, тем труднее найти таких работников и тем выше альтернативные издержки такого отвлечения. 

Следовательно, предельные издержки найма дополнительного работника будут увеличиваться с ростом числа работников и будут располагаться выше линии снабжения (линия снабжения - это линия средних затрат фирмы на найм работников). 

Будет установлено равновесие на рынке труда, когда предельные издержки равны стоимости предельного продукта, а равновесная заработная плата будет по-прежнему определяться предложением рабочей силы.

Количество работников и заработная плата будет меньше, чем на конкурентном рынке труда. В то же время, поскольку рынок продукта является конкурентным, фирма будет ориентироваться на цену продукта: стоимость предельного продукта будет равна предельному продукту в физическом выражении, умноженном на цену продукта. 

Условия существования монопонии на рынке труда: количество работников в данной фирме составляет основную часть всех занятых в этом виде деятельности; этот вид деятельности относительно неподвижен. 

4. Рынок труда - это монопсония, товарный рынок - это монополия.

В этом случае равновесие на рынке труда будет определяться через равенство предельных затрат на рабочую силу (расположенных выше линии предложения труда) и стоимости предельного продукта, выраженного через предельный доход от продажи предельного продукта. в натуральном выражении на товарном рынке (линия которого расположена ниже линии спроса на рабочую силу). 

Двойная монополия фирмы означает дальнейшее сокращение занятости и заработной платы.

В целом, рынок труда с элементами монопсонии не редкость. Такие ситуации особенно распространены в небольших городах, где действует только одна крупная фирма - работодатель. С идеальным конкурентным рынком труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность рабочей силы является абсолютной, любая фирма нанимает рабочую силу по постоянной цене, а кривая предложения рабочей силы в отрасли отражает предельные издержки найма ресурса - рабочей силы. В монопсонии монопсоническая фирма сама представляет отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной монопсонической фирмы кривая предложения рабочей силы показывает не предельные, а средние затраты на наем рабочей силы; для монопсониста кривая предложения труда - это кривая средних затрат, а не предельных. 

Заключение

Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между работниками и работодателями с соответствующими механизмами, обеспечивающими согласование их интересов. 

Это также экономическое пространство, где взаимодействуют продавцы и покупатели определенного продукта - рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических, интеллектуальных и духовных способностей человека, которые физически неотделимы от его владельца. 

Ситуация на рынке труда определяется достигнутыми интересами между работниками, работодателями, общественными организациями и государством. 

Рынок труда, как и любой другой рынок, выполняет определенные функции: 

  1. Сближает продавцов и покупателей рабочей силы; 
  2. Определяет равновесный уровень заработной платы; 
  3. Создает условия для конкурентных отношений;
  4. Предоставляет информацию о спросе и предложении рабочей силы. 

Конъюнктура рынка труда - это соотношение спроса и предложения рабочей силы. 

По степени развития конкуренции на рынке труда различают конкурентный рынок и рынок несовершенной конкуренции, которые отличаются друг от друга специфическими особенностями, которые определяют их как полярные. 

Эта работа исследует рынок труда в условиях совершенной конкуренции. В чистом виде этого рынка не существует, однако его главная особенность - полное удовлетворение спроса и предложения рабочей силы, является целью любого государства.

На самом деле рынок труда принадлежит рынку несовершенной конкуренции. Основными субъектами являются работодатели и профсоюзы, которые осуществляют контроль над ценами на рабочую силу и используют монопольную власть для удовлетворения своих собственных интересов. 

Для рынка труда характерно то, что он может быть монополизирован как со стороны спроса, так и со стороны спроса. На товарном рынке появление монополии возможно только со стороны предложения, то есть этот рынок монополизирован производителями товаров и услуг, предлагающих свою продукцию потребителям; монополия покупателей невозможна на товарном рынке.

Рынок труда становится несовершенным и монополизированным со стороны предложения, если в промышленности возникает профсоюз, и рабочие начинают предлагать свой труд не в одиночку, а в качестве единой организации. Если в отрасли работает только одна фирма, то такой рынок называется монопсонией.