Определение объемов реального финансирования организаций посредством публичного выпуска акций

Содержание:

  1. Понятие и виды облигаций
  2. Классификация облигаций
  3. Выпуск, регистрация и обращение облигаций
  4. Обращение облигаций на вторичном рынке
  5. Проблемы привлечения средств предприятием и пути их решения
  6. Перспективы развития рынка облигаций и решения проблем
  7. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Пузырь рынка корпоративных облигаций на американском фондовом рынке во второй половине 2010-х годов
Мусорные облигации 1980-х годов и их реинкарнация в финансовых инструментах и кризисах последующих десятилетий
Негосударственные пенсионные фонды и их роль как инвесторов в корпоративные облигации и акции публичных компаний
Сравнительный анализ емкости рынков государственных, банковских и корпоративных облигаций

 

Введение:

Вопрос "где взять деньги?" всегда актуален для финансового директора любого предприятия. До недавнего времени основным инструментом привлечения средств был банковский кредит. Однако сегодня развитие фондового рынка предоставляет новую возможность для финансирования компании - выпуск корпоративных облигаций.

До начала 2002 года финансирование за счет облигаций обеспечивали только крупнейшие и наиболее известные российские компании. В настоящее время ситуация на рынке корпоративных облигаций благоприятна для менее известных компаний, применяющих этот механизм финансирования.

Небанковская организация имеет два основных способа привлечения внешнего финансирования, а именно:

  • Выпуск акций;
  • Заемные средства.

Заемные средства, в свою очередь, могут быть привлечены в виде банковских кредитов и займов.

Кредиты могут быть трех основных типов:

  • Договоры займа наличными;
  • Кредитование путем выдачи собственных счетов;
  • Кредитование путем выпуска облигаций.

Понятие и виды облигаций

Суть облигаций

В соответствии с действующим российским законодательством облигация определяется как ценная бумага, обеспечивающая право ее владельца получить от эмитента облигации в течение установленного срока ее номинальную стоимость или иной имущественный эквивалент. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации или других имущественных прав. Доход по облигациям - это проценты и / или скидки. (Часть третья с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ).

В условиях международного финансового кризиса интерес эмитентов к конвертируемым облигациям возрос.

Выпуск облигаций является наиболее гибким инструментом рефинансирования долгов в условиях финансового кризиса, который позволяет в будущем продавать ценные бумаги на фондовом рынке, а вы не можете сделать это с помощью займа.

Заемщиком обычно являются предприятия, акционерные общества, организации других правовых форм собственности, которые используют корпоративные облигации.

Корпоративная облигация - это обеспечение, которое удостоверяет отношения займа между его владельцем (кредитором) и лицом, его выдающим (заемщиком).

Основные характеристики облигаций включают в себя: оценка, купон, срок обращения.

Корпоративные облигации имеют номинальную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимость облигации означает сумму, которая заимствована и подлежит возврату после истечения срока ее обращения. Номинальная цена - это базовая стоимость для расчета дохода, приносимого облигацией.

Проценты по облигации устанавливаются по номинальной стоимости, увеличение (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью, по которой облигация будет погашена, и покупной ценой облигации.

Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной стоимостью. Они нацелены на состоятельных инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Именно это отличает их от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в ожидании их приобретения широким кругом инвесторов. Следует отметить, что номинальная стоимость акций довольно условна, они продаются и покупаются в основном по цене, которая не привязана к номинальной стоимости; для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, стоимость которого не меняется в течение всего срока действия облигационного займа. По первоначальной фиксированной стоимости номинала облигации будут погашены в конце срока их обращения.

С момента выпуска до погашения они продаются и покупаются по установленным рыночным ценам. Рыночная цена на момент размещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу и выше номинала. Кроме того, рыночная цена облигаций определяется на основе ситуации на рынке облигаций и финансового рынка в целом на момент продажи, а также двух основных элементов самого облигационного займа.

Эти элементы:

  • перспектива получения номинальной стоимости облигации после погашения (чем ближе срок погашения в момент приобретения облигации, тем выше ее рыночная стоимость);
  • право на регулярный фиксированный доход (чем выше доход от облигации, тем выше ее рыночная стоимость).

Рыночная цена облигаций также зависит от ряда других условий, наиболее важным из которых является надежность (степень риска) инвестиций.

Поскольку номиналы различных облигаций значительно различаются между собой, часто возникает необходимость в сопоставимой мере рыночных цен облигаций. Этот показатель является курсом.

Ставка облигации - это рыночная цена облигации, выраженная в процентах от ее номинальной стоимости. Например, если облигация номиналом 100 000 руб. продан за 98 500 руб., тогда его курс составляет 98,5. В зарубежной литературе, помимо перечисленных (номинальная и рыночная), приводится другая стоимостная характеристика облигаций - цена их выкупа, по которой эмитент выплачивает облигации по истечении срока кредита. Цена выкупа может совпадать с номинальной, или может быть выше или, наоборот, ниже ее. Российский закон исключает существование цены выкупа, поскольку Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает право держателя на получение его номинальной стоимости от эмитента. Это означает, что облигации могут быть выкуплены (выкуплены) только по номинальной стоимости.

Крупная компания, если она стремится сделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должна предоставить более высокий уровень купона, чтобы компенсировать риск инвестирования в эти ценные бумаги. Кроме того, она столкнется с более строгими ограничениями на период, на который могут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлением срока действия облигации риск возможных убытков для инвестора также возрастает. Независимо от того, насколько крупной и надежной была компания на момент выпуска ценных бумаг, в будущем для нее возрастает риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтому вряд ли удастся разместить долгосрочный кредит на рынке, хотя в каждом случае эта возможность будет зависеть от текущей рыночной ситуации.

Небольшая стабильная компания будет выпускать облигации с еще более высоким процентом и на более короткий период. Поскольку риск приобретения ценных бумаг такой компании достаточно высок, инвесторы вряд ли согласятся приобретать ее ценные бумаги на срок более года. Конечно, эта компания могла бы привлечь средства инвесторов, например, на 5 лет, но в этом случае ей пришлось бы предлагать купон в размере около 40%, но такое финансовое бремя было бы для него чрезмерным. Крупная компания, находящаяся в кризисном состоянии, может рассчитывать на получение кредита только под высокую процентную ставку и в течение короткого времени.

Классификация облигаций

Основными видами облигаций являются краткосрочные дисконтные облигации и долгосрочные купонные облигации. Но поскольку существует большое разнообразие облигаций, мы постараемся классифицировать их по ряду признаков. Для детальной классификации облигаций мы используем не только небольшой опыт функционирования российского рынка корпоративных облигаций, но и богатый зарубежный опыт организации облигационных займов.

Таким образом, в зависимости от условий, на которые выдаются кредиты, весь ассортимент облигаций можно условно разделить на две большие группы:

Облигации с согласованной датой погашения, которые в свою очередь делятся на: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные облигации, в свою очередь, можно разделить на подвиды - со сроком погашения от 6 месяцев до одного года и от одного года до двух лет. Попытка решить стратегические проблемы предприятия путем выдачи краткосрочных обязательств с последующим рефинансированием, путем выдачи аналогичных обязательств, приводит к построению финансовой пирамиды, поскольку для погашения ранее выданных кредитов предприятие вынуждено постоянно увеличить цену заимствования.

Кроме того, для успеха любого вопроса требуется серьезная предварительная работа по приведению отчетов в форму, отвечающую требованиям инвесторов. Поэтому при выпуске краткосрочных облигаций организационные расходы могут превышать выгоды от выпуска. Для снижения инфляционных и валютных рисков при выпуске долгосрочных облигаций могут быть предусмотрены различные механизмы индексации номинальной стоимости или купонных выплат по корпоративным облигациям. Выкупаемая номинальная стоимость может быть проиндексирована в соответствии с инфляцией, курсом изменения официального курса доллара США или величиной процентов по кредиту.

Облигации без фиксированной даты погашения включают в себя:

  • Обзоры облигаций могут быть востребованы (отозваны) эмитентом до наступления срока погашения. Даже при выпуске облигаций эмитент устанавливает условия для такого требования: по номиналу или с премией;
  • Облигации с правом выкупа дают инвестору право вернуть облигацию эмитенту до даты погашения и получить за нее номинальную стоимость;
  • Возобновляемые облигации предоставляют инвестору право продлить срок погашения и продолжать получать проценты в течение этого периода;
  • Отложенные облигации дают эмитенту право отложить погашение.

В зависимости от порядка владения облигациями могут быть:

  • наименования, права собственности на которые подтверждаются внесением имени владельца в тексте облигации и в регистрационной книге, которую ведет эмитент;
  • на предъявителя, права собственности на которые подтверждены;
  • простая презентация связи.

Для целей облигационного займа облигации подразделяются на:

  • Обычные, выпущенные для рефинансирования доступны на эмитент долга или для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, которые будут использованы для финансово-хозяйственной деятельности;
  • Целевые средства от продажи, которые используются для финансирования конкретных инвестиционных проектов или конкретных мероприятий (например, проведение телефонной сети и т. д.).

В соответствии с методом деноминации может быть следующее:

  • Облигации, погашение номинальной стоимости которых производится единовременным платежом;
  • Облигации с погашением, распределенные во времени, когда определенная доля номинальной стоимости погашается в течение определенного периода времени;
  • Облигации с последовательным погашением фиксированной доли от общего количества облигаций (лотерейные или оборотные кредиты).

Периодическая выплата дохода по облигациям в виде процентов производится по купонам. Ранее купон представлял собой купон с вырезом, на котором указывался номер купонной (процентной) ставки.

По способам выплаты купонного дохода облигации делятся на:

  • Облигации с фиксированной ставкой купона;
  • Облигации с плавающей ставкой купона, когда ставка купона зависит от уровня процентов по кредиту;
  • Облигации с равномерно увеличивающейся ставкой купона на годы кредита. Такие облигации также называют индексируемыми, обычно выпускаемыми в условиях инфляции;
  • Облигации с минимальным или нулевым купоном (низкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена для таких облигаций установлена ​​ниже номинальной, то есть подразумевается дисконт. Доход по этим облигациям выплачивается при погашении по номинальной стоимости и представляет собой разницу между номинальной стоимостью и рыночной стоимостью;
  • Облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации может получать доход как в виде купонного дохода, так и в виде облигаций нового выпуска;
  • Смешанные облигации. Часть срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной ставке купона, а часть срока - по плавающей ставке.

В зависимости от степени защиты инвестиций инвестора существуют:

  • Облигации, достойные инвестиций - надежные облигации, выпущенные компаниями с солидной репутацией; хорошая безопасность;
  • Отходы облигаций, которые носят спекулятивный характер. Вложение в такие облигации всегда сопряжено с высоким риском.

Облигации по второй ипотеке находятся на втором месте после первой ипотеки и также называются общими закладными. Претензии по облигациям по второй закладной рассматриваются после расчетов с держателями облигаций по первой закладной, но до расчетов с другими инвесторами.

По характеру обращения облигаций являются:

  • коныертируемые;
  • не конвертируемый.

Конвертируемая облигация может рассматриваться как обычная облигация с возможностью ее бесплатной замены на заранее определенное количество акций. Обычно (в мировой практике) компания-эмитент не может быть инициатором конверсии. В зависимости от ситуации, в которой держателю облигаций предоставляется право конвертации, можно выделить два типа конвертируемых облигаций.

Преимущество данного способа обеспечения облигаций по сравнению с любым другим состоит в том, что в случае банкротства эмитента требования владельцев облигаций, обеспеченных залогом, удовлетворяются из стоимости заложенного имущества в третьем месте (после расчеты по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан и расчеты по оплате).

Важной проблемой, общей для всех форм и видов обеспечения, является определение стоимости (стоимости) обеспечения для обеспечения облигаций. Если речь идет о недвижимости и других активах, то принцип объективной оценки недвижимости предлагается в качестве залога. В соответствии с пунктом 48 «Стандартов эмиссии ...» банковская гарантия (в случае, когда эмитент не имеет права выпускать необеспеченные облигации) должна обеспечивать выполнение обязательств по всем облигациям эмитента на протяжении всего период их обращения. Помимо выпуска дополнительных акций теоретически возможна ситуация, когда акции, приобретенные компанией для этой цели у ее акционеров, передаются в качестве обеспечения. Однако практически такой выкуп нецелесообразен. Очевидно, что при равной номинальной стоимости облигаций и их вспомогательных акций выпуск просто теряет всякий экономический смысл, поскольку для выкупа акций, необходимых для обеспечения выпуска акций у компании, компания должна найти средства в той же сумма, которую он ожидает получить от выпуска.

Преимущества облигаций перед другими финансовыми инструментами для привлечения инвестиций.

При прочих равных условиях облигации являются более гибким способом привлечения капитала для эмитента и инвестирования для инвестора. Нет никаких ограничений на валюту облигаций, на характер их обращения (свободно обращающийся и с ограничениями) и их собственность (именные и на предъявителя). Они могут быть выпущены как в форме купона (в процентах), так и без купона.

Доход от инвестиций в акции основан на получении дивидендов и разницы между ценой продажи и ценой покупки указанной ценной бумаги на рынке. Оба вида доходов являются прогнозными, оценочными значениями, размер которых эмитент не может гарантировать и, кроме того, он не имеет права. В отличие от акций, эмитент может не только облигации, но и должен определять размер выплачиваемого дохода по ценным бумагам и обеспечивать его своевременную оплату. В то же время, принимая на себя тот же риск, держатели облигаций имеют преимущество перед акционерами.

Другими словами, держатели облигаций имеют первичное право на получение дохода по сравнению с акционерами. Например, если предприятие получило прибыль, размер которой достаточен только для погашения своих обязательств по облигациям, акционеры не получат дивиденды. Эмитент обязан своевременно выкупить купоны и номинальную стоимость облигации, в противном случае она может быть признана несостоятельной, что повлечет за собой ее ликвидацию. При ликвидации предприятия его имущество в основном используется для погашения обязательств перед держателями облигаций; и только остаток распределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных банков.

Само собой разумеется, что для инвестора, который ставит на первое место надежность своих инвестиций, облигации, как ценные бумаги с фиксированным и гарантированным доходом, выглядят наиболее привлекательными.

Что касается преимущества облигационного займа перед банковским займом, то эмитент облигаций, как правило, привлекает средства по относительно более низкой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке, тогда как получение банковского кредита означает покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков предоставляют кредиты от депозитов своих клиентов.

Привлекая средства в банк по одной цене, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными, банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация является альтернативой капиталовложению в банковский депозит, поэтому процент (доход) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных особенностей для компании-эмитента: посредством их размещения коммерческая организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их владельцев-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно, выпуск облигаций открывает прямой источник привлечения инвестиций для предприятий, но в то же время не влияет на имущественные отношения.

Выпуск, регистрация и обращение облигаций

Выпуск облигаций

Бум экономики и растущая конкуренция заставляют компании уделять все больше внимания оптимальным источникам заемного капитала, необходимым для эффективного финансового управления. Одним из таких источников является выпуск корпоративных облигаций. Следует отметить, что мировой рынок облигаций оценивается в 49 триллионов долларов, из которых 30 триллионов приходится на корпоративные облигации. В последнее время в России с развитием фондового рынка появились дополнительные возможности для привлечения финансовых ресурсов, выражающихся в выпуске облигаций. Согласно ст. 33 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) и ст. 31 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ), общество вправе размещать облигации в соответствии со своим уставом.

Выпуск ценных бумаг - последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, установленная настоящим Федеральным законом.

В соответствии с постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам (Федеральной комиссии по рынкам ценных бумаг) от 11 ноября 1998 года «Стандарты выпуска акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов» следующий ключ.

По этапам выпуска облигаций, размещаемых по подписке, различают:

  1. Утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций.
  2. Подготовка проспекта.
  3. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг и проспект в Федеральной комиссии по ценным бумагам.
  4. Изготовление облигационного сертификата.
  5. Раскрытие информации о регистрации проспекта.
  6. Подписка на облигации.
  7. Оформление отчета об итогах выпуска облигаций.
  8. Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска облигаций.

Утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций. Размещение облигаций акционерным обществом осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. В обществах с ограниченной ответственностью решение о размещении облигаций может быть принято только общим собранием участников компании.

Существуют определенные ограничения на выпуск облигаций.

Согласно ст. 102 ГК РФ и в соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество с ограниченной ответственностью вправе выпускать облигации:

  • на сумму, не превышающую размер уставного капитала или сумму обеспечения, предоставленную компании для этой цели третьими лицами, и только после полной оплаты уставного капитала;
  • при отсутствии обеспечения, предоставленного компании третьими лицами для гарантии выполнения обязательств перед держателями облигаций, размещение облигаций компанией допускается не ранее, чем на третий год существования компании, при условии, что два годовых балансы компании должным образом утверждены к этому времени.

Облигации могут быть выпущены только в периоды, «благоприятные» для субъектов хозяйствования. Так, с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом по нему в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ введено замечание.

Решение о выпуске ценных бумаг является документом, содержащим данные, достаточные для установления объема прав, обеспеченных ценным бумагой. Оно утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении и должно быть утверждено не позднее шести месяцев со дня принятия этого решения.

Решение о выпуске ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем и скрепляется печатью эмитента, его страницы нумеруются. В нем должны быть указаны форма (именная или на предъявителя, документальная или бездокументарная), условия и другие условия выкупа облигаций.

Компания имеет право выпускать облигации: обеспеченные залогом определенного имущества компании, под залог, предоставленный компании для целей выпуска облигаций третьими лицами, без обеспечения.

Компания вправе оговорить возможность досрочного выкупа облигаций по требованию их владельцев. В этом случае решение о выпуске облигаций должно определять стоимость выкупа и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены для досрочного выкупа.

Решение о выпуске облигаций принимается:

  • с акционерным обществом - советом директоров (органом, осуществляющим функции совета директоров в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации) этого акционерного общества, если иное не предусмотрено уставом общества компания;
  • с другими юридическими лицами - органом этого юридического лица, которое в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации уполномочено принимать решения о размещении облигаций, или иным уполномоченным им органом.

Подготовка проспекта. Основным этапом размещения ценных бумаг, на котором формируется концепция эмиссии ценных бумаг (основные параметры, правовая база и технология), является разработка проспекта эмиссии. В этом документе должны быть четко определены следующие понятия: основные характеристики выпуска облигаций; финансовые аспекты выпуска облигаций; права владельцев облигаций; досрочное погашение облигаций; способ, срок и порядок размещения облигаций; механизм определения цены размещения; условия и порядок оплаты облигаций; порядок хранения и учета прав на облигации; порядок погашения облигаций и уплаты процентов; порядок налогообложения доходов по облигациям, финансовые аспекты выпуска облигаций.

Особое внимание следует уделить разработке финансовых аспектов выпуска облигаций, которые включают определение следующих основных характеристик: объем выпуска, номинальная стоимость, условия обращения облигаций, типы облигаций (дисконтные или процентные), процентные ставки по облигациям, формулы расчета это, частота выплаты процентов. Основная задача - найти оптимальный набор инвестиционных свойств для выпуска ценных бумаг, который позволяет сочетать, с одной стороны, интересы эмитента и, с другой, интересы потенциальных инвесторов. Все это требует серьезного анализа и расчетов, связанных с оценкой возможных вариантов финансовых условий выпуска облигаций. При решении этого вопроса необходимо учитывать текущую и будущую макроэкономическую ситуацию в экономике, денежно-кредитную политику, существующие финансовые инструменты и состояние рынка ценных бумаг. Консультации с потенциальными инвесторами имеют большое значение.

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта в Федеральной комиссии по ценным бумагам.

В соответствии с законодательством Российской Федерации «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может размещать облигации, только если это предусмотрено уставом общества, только после полной оплаты уставного капитала. В этом случае: номинальная стоимость всех облигаций, выпущенных компанией, не должна превышать сумму уставного капитала или сумму обеспечения, предоставленного компании третьими лицами для целей выпуска облигаций; доказательства представляются в регистрирующий орган (ФКЦБ России) при регистрации выпуска облигаций; стоимость последних должна соответствовать исполнению обязательств по всем облигациям эмитента в течение всего срока их обращения; Выпуск необеспеченных облигаций допускается не ранее, чем на третий год существования компании, при условии, что к этому времени должным образом утверждены два годовых баланса компании.

На этом нормативный эффект вышеуказанных законов в отношении облигаций заканчивается и вступают в силу следующие нормативные акты: Стандарты выпуска Федеральной комиссии по ценным бумагам России № 19 от 17 сентября 1996 года Стандарты выпуска Федеральной комиссии по ценным бумагам России № 8 от 12 февраля 1997 г. Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России № 25 от 19 июня 1998 г. Если компания уже выпускала облигации ранее, то в соответствии со стандартами выпуска ФКЦБ России № 19 и решением Федеральной комиссии по ценным бумагам России № 25 компании будет отказано в регистрации нового выпуска облигаций, если номинальная стоимость именных облигаций и находящихся в обращении облигаций превышает сумму уставного капитала или сумму обеспечения.

Если компания регистрирует выпуск облигаций, размещение которых будет осуществляться отдельными траншами, то номинальная стоимость всего зарегистрированного выпуска может быть превышена на сумму уставного капитала или сумму обеспечения, но при одном условии, сумма номинальной стоимости облигаций, которые будут находиться в обращении одновременно, не должна превышать размер уставного капитала или сумму обеспечения. В этом случае эмитент не вправе размещать облигации, если сумма номинальной стоимости размещенных облигаций превышает сумму его уставного капитала или сумму обеспечения, т. е. в последнем случае ответственность за регулирование объема размещения полностью лежит на эмитенте.

Кроме того, существуют следующие дополнительные ограничения:

  • Государственная регистрация двух и более выпусков облигаций одной серии не может осуществляться одновременно;
  • размещение облигаций путем подписки осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать один год с даты принятия решения о выпуске ценных бумаг;
  • Оплата облигаций, размещенных траншами, должна осуществляться только наличными;
  • Облигации должны быть размещены при условии полной предоплаты.

Облигации могут быть размещены только после регистрации отчета о предыдущем выпуске ценных бумаг.

В противном случае проспект эмиссии не требуется для государственной регистрации выпуска облигаций; решение о выпуске ценных бумаг является достаточным. При этом документ, подтверждающий, что количество покупателей этих облигаций не превысит 500, предоставляется в регистрирующий орган, если это не вытекает из решения о их выпуске. В случае не размещения каких-либо облигаций выпуска такой выпуск признается недействительным и его государственная регистрация аннулируется.

Раскрытие информации о регистрации проспекта. Подписка на облигации. Размещение ценных бумаг путем подписки осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать один год с даты принятия решения о выпуске ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска облигаций. В соответствии со стандартами на эмиссию эмитент представляет в регистрирующий орган «Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки» не позднее 30 дней после истечения срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении. о выпуске ценных бумаг, а также если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока - не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги данного выпуска.

Отчет об итогах выпуска облигаций утверждается:

  • с акционерным обществом - советом директоров (органом, осуществляющим функции совета директоров в соответствии с законодательством и правовыми актами Российской Федерации) этого акционерного общества;
  • иные юридические лица - органом этого юридического лица, имеющим соответствующие полномочия на основании законов и правовых актов Российской Федерации.

Отчет об итогах выпуска ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем эмитента, а также главным бухгалтером и скрепляется печатью эмитента; его страницы пронумерованы.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вместе с отчетом об итогах выпуска облигаций документ, подтверждающий разрешение уполномоченного органа исполнительной власти (в том числе разрешение государственного антимонопольного органа) на совершение сделок с облигациями данного типа. вопрос должен быть представлен в регистрирующий орган.

Определение объемов реального финансирования организаций посредством публичного выпуска акций

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать отчет или отказаться от его регистрации в течение двух недель со дня получения отчета об итогах выпуска ценных бумаг и других документов.

Раскрытие информации содержится в отчете об итогах выпуска облигаций. При размещении ценных бумаг по открытой подписке эмитент обязан опубликовать в периодическом издании, в котором опубликовано сообщение о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг, сообщение о регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. (в том числе указание, где и (или) как может быть получен отчет о результатах выпуска ценных бумаг).

Обращение облигаций на вторичном рынке

Компания не должна забывать о необходимости организации вторичного рынка облигаций. Облигационный заем отличается от займа тем, что он представляет собой рыночный долг, который легко может быть назначен одним кредитором другому. Если облигации не обращаются на рынке, то сама идея исчезает, а вместе с ней и преимущества выпуска облигаций как финансового инструмента.

Необходимость организации вторичного рынка облигаций очевидна, когда они размещаются. Эмитент должен позаботиться о создании вторичного рынка для своих облигаций. Это необходимо, потому что инвесторы заинтересованы в ликвидности облигаций. Ликвидность является если не первой, то, по крайней мере, второй наиболее привлекательной чертой облигаций. В то же время ликвидные облигации могут быть менее прибыльными. Следовательно, эмитент должен быть заинтересован в ликвидности своих облигаций, чтобы иметь возможность размещать их под низкие процентные ставки. Компания не должна ожидать немедленной возможности разместить крупный выпуск облигаций. Во-первых, только относительно небольшое количество может быть размещено. И удастся ли предприятию создать вторичный рынок для этого объема облигаций, чтобы продемонстрировать привлекательность своих облигаций, будет определять способность предприятия в дальнейшем размещать более значительные объемы.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить в первую очередь от эмитента.

При размещении облигаций с переменной ставкой купона, эмитент получает хорошее руководство по тому, какую процентную ставку имеет смысл установить на следующий купонный период. Если облигации торгуются по цене выше номинальной, следовательно, текущая ставка купона воспринимается инвесторами как достаточно высокая, и у компании есть возможность установить более низкую процентную ставку на следующий период. Напротив, если цены облигаций на вторичном рынке меньше номинальной стоимости, компания должна либо увеличить ставку купона на следующий период, либо принять другие меры для повышения привлекательности этого выпуска.

Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательство предусматривает соответствующие налоговые льготы. Так, в соответствии с «Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываются счет при налогообложении прибыли», утвержденный Правительством Российской Федерации от 05.08 .92 № 552 (в редакции от 31.05.2000), раздел II, пункт 15, пункт 4.5.6, выплата процентов по облигациям, обращающимся по Организованный фондовый рынок включен эмитентом в состав внереализационных расходов. Для целей налогообложения расходы по уплате этих процентов принимаются в рамках текущей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта. Таким образом, фактически все основные расходы, связанные с выпуском, обращением и выплатой процентов по корпоративным облигациям, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг, включены в стоимость.

Независимо от того, как создается вторичный рынок и в котором обращаются облигации торговой системы (или внешних торговых систем), один или несколько участников рынка обязаны поддерживать ликвидность. Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку и продажу ценных бумаг и проводят с ними операции. В то же время маркет-мейкеры следят за тем, чтобы разница в котировках на покупку и продажу не превышала определенной величины - допустимого спреда.

Для поддержания вторичного рынка предприятие должно реализовать программы по связям с инвесторами. Чем больше новостей от инвесторов эмитента, независимо от того, как их оценивает рынок (отрицательных или положительных), тем активнее рынок. Более того, именно поток таких новостей обеспечивает апериодическое изменение такого качественного параметра фондового рынка, как «волатильность» (volatility), что привлекает на рынок спекулянтов, а число участников торговых операций растет. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.

Работа с облигационными займами - длительный процесс. А формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, благодаря которому компания сможет значительно снизить стоимость заемных средств в будущем. В то же время самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет среди тех предприятий, которые первыми вышли на рынок облигаций.

Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном торгуется на биржах.

Рассмотрим возможность обращения корпоративных облигаций на биржевом рынке, а именно на ММВБ и МФБ. В общих чертах, ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже, состоят из: ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и включенных в котировальные списки 1-го или 2-го уровня; из ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже без включения в котировальные списки биржи (внебиржевые ценные бумаги); от ценных бумаг, допущенных к размещению на бирже.

Листинг ценных бумаг предшествует листингу котировок на бирже, который устанавливает строгие требования к эмитенту и его облигациям.

Для малых и средних предприятий удобнее и менее затратно включать облигации в список ценных бумаг, обращающихся на бирже. Это связано с тем, что, во-первых, на таких предприятиях, как правило, объем эмиссии невелик, а круг инвесторов известен заранее, а во-вторых, есть причина приписывать проценты (дисконт) по облигациям в соответствии с установленному стандарту затрат. Пожалуй, единственная сложность (как, впрочем, и с ценными бумагами, включенными в котировальный список 2-го уровня) может возникнуть при привлечении кредитных организаций в качестве инвесторов.

Основанием для рассмотрения вопроса о допуске облигаций к обращению в МФБ в качестве внесписочных ценных бумаг является выписка установленной формы от эмитента или участника торгов.

На ММВБ требуется два таких заявления: от эмитента и участника торгов. Особенность в последнем случае заключается в том, что дирекция ММВБ вправе принимать решение о допуске облигаций к обращению без этих заявлений.

Дополнительно на биржу должны быть предоставлены нотариально заверенные копии: учредительных документов эмитента; документ, подтверждающий присвоение ценной бумаги государственному регистрационному номеру; проспект эмиссии или решение о выпуске облигаций; отчет об итогах выпуска облигаций; профили облигаций (на ММВБ); анкеты заявителя (на IFAC).

Основанием для решения биржи о прекращении обращения внеплановых ценных бумаг является: отмена государственной регистрации ценной бумаги; ликвидация эмитента ценной бумаги; признание эмитента залогом несостоятельным; истечение срока обращения ценной бумаги.

Проблемы, которые препятствуют обращению корпоративных облигаций на вторичных рынках, в частности проблема включения затрат на выплату дохода по облигациям в себестоимость и «необоснованный» налог на выпуск, будут рассмотрены в следующей главе.

Проблемы привлечения средств предприятием и пути их решения

Вопросы, возникающие при выпуске облигаций

Основными причинами, препятствующими появлению новых выпусков корпоративных облигаций широкого класса эмитентов, являются.

Во-первых, длительность периода подготовки проспекта эмиссии и его регистрации в государственных органах не позволяет эмитентам быстро адаптироваться к меняющейся ситуации и предлагать рынку такую ​​структуру облигаций и, соответственно, доходность, которая будет интересна потенциальным инвесторам на время выпуска облигаций.

Прежде всего, облигация - это ценная бумага, удостоверяющая кредитные отношения между ее владельцем (кредитором или инвестором) и лицом, его выдающим (заемщиком или эмитентом). Его главное преимущество заключается в том, что это самый эффективный и действенный инструмент, который позволяет, без перераспределения собственности, накапливать средства инвесторов и предоставлять предприятиям доступ к рынку капитала.

Основными причинами текущего отставания российских институциональных структур от развитых стран являются отсутствие достаточного акционерного капитала и надежной кредитной истории среди участников российского рынка, а также зачастую тот факт, что заявленные функции не соответствуют характеру непосредственной деятельности. (сегодня многие российские так называемые инвестиционные компании - это, по сути, консалтинговые фирмы).

Очень низкая степень прозрачности субъектов рынка, как с точки зрения финансовой отчетности, так и с точки зрения соблюдения нормативных требований, также значительно увеличивает риски операций на российском фондовом рынке.

Основными факторами риска являются несовершенство конкурентных условий, что увеличивает вероятность манипулирования операциями и инсайдерской информацией.

Несовершенство рыночной конкуренции «отпугивает» массового инвестора - внутреннего или внешнего. Правила и правила биржевой торговли, разработанные как саморегулируемыми организациями участников рынка, так и федеральными властями, могут защитить инвестора.

Наличие большого количества сдерживающих факторов вовсе не означает, что рынок корпоративных облигаций в нашей стране не имеет будущего: сегодня отечественные предприятия остро нуждаются в инвестициях, а облигации могут стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения средств инвесторов.

С постепенной стабилизацией экономической ситуации в стране и дальнейшим развитием рынка ценных бумаг, несомненно, будет востребован существующий зарубежный и российский опыт использования корпоративных облигационных займов в качестве альтернативного источника финансирования для реального сектора экономики. будет широко использоваться как в стране в целом, так и в нашей стране. область.

В настоящее время закон предусматривает необходимость регистрации каждой отдельной эмиссии ценных бумаг в соответствии со сложной и трудоемкой процедурой.

Однако в России «окно возможностей», как правило, не превышает 3 месяца; практически невозможно уложиться в этот срок со дня принятия эмитентом решения о регистрации в Федеральной комиссии по ценным бумагам.

В то же время в рамках эмиссии параметры ценной бумаги уже жестко фиксированы, и у эмитента при привлечении ресурсов нет возможностей для гибкого подхода с учетом ситуации в данный момент. Кроме того, еще до регистрации проспекта эмитент должен уплатить налог на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от номинального объема выпуска. В случае отказа в регистрации или в случае неполного размещения, налог не возвращается. Таким образом, действующее законодательство не оставляет эмитенту возможности для маневра.

Наличие значительных затрат на подготовку выпуска делает неэффективным привлечение облигационных займов на короткий срок.

Расходы эмитента включают:

  • налог на операции с ценными бумагами, размер которых не зависит от фактически размещенной суммы,
  • оплата услуг консультантов, андеррайтеров, аудиторов,
  • биржевые сборы.

Эффективная стоимость заимствования увеличивается с уменьшением периода обращения облигаций и достигает уровня, при котором заимствование становится убыточным.

Во-вторых, компании вынуждены платить достаточно высокие рыночные ставки за свои облигации, и эти ставки не всегда адекватно отражают риски. Это означает, что в настоящее время эмитенты должны переплачивать за выпуск своих ценных бумаг.

В-третьих, облигации являются прозрачным и понятным инструментом российского налогообложения. А поскольку российское налогообложение вряд ли можно назвать стимулирующим или даже либеральным, для компаний-эмитентов гораздо удобнее финансировать проекты с помощью различных суррогатов или ценных бумаг неэмиссионного уровня. Наиболее распространенными являются векселя, чуть меньше - кредиторская задолженность, которую многие предприятия намеренно увеличивают, чтобы кредитовать свои текущие активы за счет поставщиков. За эти инструменты эмитенты практически не должны ничего платить; Более того, они более удобны с точки зрения налоговой оптимизации.

На мой взгляд, инвесторы в корпоративные облигации сейчас сталкиваются со следующими проблемами. Во-первых, недостаточная ликвидность этих инструментов. Во-вторых, многие эмитенты облигаций мало известны инвесторам. Поэтому пока рынок корпоративных облигаций остается достаточно узким.

Таким образом, проблема формирования и развития рынка корпоративных облигаций очень многогранна. Чтобы рынок корпоративных облигаций оправдал свои ожидания, необходимо принять комплексные меры по совершенствованию действующего законодательства, создать организованный механизм рынка корпоративных облигаций и организовать работу с эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг.

Перспективы развития рынка облигаций и решения проблем

В настоящее время, как никогда ранее, в России сложились благоприятные предпосылки для ускоренного развития рынка корпоративных облигаций.

Позитивные изменения в российской экономике и внешней торговле позволяют предприятиям и организациям получать дополнительные денежные сбережения, которые можно использовать для инвестиций в производство.

Значительный инвестиционный потенциал имеют банки и другие коммерческие организации, а также люди, которые по-прежнему предпочитают хранить свои сбережения в наличных долларах.

Перспективы развития российского рынка корпоративных облигаций выглядят довольно радужно. Это один из немногих сегментов российского финансового рынка с достаточно высокой доходностью и относительно низким риском. Выпуск облигаций - отличный способ привлечь финансовые ресурсы без залога ваших активов. Сегодня повысить интерес участников рынка к корпоративным облигациям можно, улучшив их налогообложение и, в первую очередь, снизив ставку налога на выпуск облигаций, а также поощряя консервативных инвесторов (в том числе страховые компании, пенсионные фонды). приобрести эти ценные бумаги. Но для этого необходимо совершенствовать законодательство, регулирующее работу страховых компаний и пенсионных фондов.

Возможности для рынка корпоративных облигаций растут в связи с умеренной политикой заимствований Минфина РФ на внутреннем финансовом рынке, а именно его отказом от крупномасштабных заимствований под любые проценты.

Возникающий рост производства и улучшение финансовых результатов предприятий различных отраслей экономики напрямую влияют на увеличение их спроса на инвестиции.

В то же время следует отметить, что с начала 2001 года рынок постепенно начал набирать обороты. Корпоративные облигации пока нельзя назвать спекулятивными бумагами, хотя, в отличие от акций, целью ценных бумаг с фиксированным доходом является скорее диверсификация портфеля инвестора, а не игра курсовых разниц.

Примечательно, что основными покупателями облигаций на вторичном рынке являются физические лица. По нашим оценкам, наибольшим спросом у инвесторов - физических лиц пользуются облигации Тюменской нефтяной компании, Магнитогорского металлургического комбината, Славнефти, Газпрома.

Таким образом, можно отметить, что постепенное, но достаточно активное развитие рынка корпоративных облигаций может способствовать определенному изменению мотивации инвесторов, способствовать их переходу от исключительно спекулятивных операций с одной ликвидной бумагой (будь то акции РАО ЕЭС или предварительно -кризисные ГКО и ОФЗ) для портфельных инвестиций и диверсификации ваших инвестиций.

Наконец, несмотря на кризис в России, была сохранена очень эффективная инфраструктура фондового рынка, состоящая из крупных биржевых, расчетных и депозитарных организаций. Эта инфраструктура фондового рынка, состоящая из крупных бирж, расчетных и депозитарных организаций, способна обеспечить передачу крупных финансовых ресурсов предприятиям реального сектора при относительно низких операционных затратах и ​​рисках для инвесторов и эмитентов ценных бумаг.

Чтобы способствовать развитию рынка корпоративных облигаций регулирующими органами и другими заинтересованными сторонами, необходимо предпринять следующие шаги (в настоящее время некоторые из них уже реализованы):

  1. Упрощение процедуры регистрации выпуска облигаций и сокращение времени фактической регистрации.
  2. Введение специальной упрощенной процедуры регистрации краткосрочных облигаций со сроком до 1 года.

В западных странах краткосрочные облигации, которые не нужно регистрировать, называются «коммерческими бумагами». На их долю приходится 10-30% инструментов с фиксированной доходностью.

По мнению большинства экспертов, коммерческие бумаги будут востребованы российскими инвесторами, и впоследствии этот инструмент сможет вытеснить краткосрочные векселя, доля которых на рынке векселей составляет 25-30%.

Внесение изменений в налоговое законодательство. Также необходимы другие меры, в том числе: развитие накопительной пенсионной системы, банковская реформа, снятие ограничений на конвертируемость для иностранных участников рынка и т. д.

Повышение ликвидности рынка стимулирует приход новых групп инвесторов, что, в свою очередь, помогает снизить стоимость заимствований и расширить количество эмитентов. В целом, сектор корпоративных облигаций в настоящее время является одним из самых быстрорастущих секторов российского фондового рынка. Более того, выпуск облигаций активно используется не только крупными, но и малыми и средними предприятиями.

Дело в том, что российский рынок корпоративных облигаций сегодня является не только наиболее динамично развивающимся сектором фондового рынка, но и одним из наиболее тщательно отслеживаемых объектов риск-менеджеров. Именно на этом ожидаются возможные значения по умолчанию.

Некоторые эксперты приводят следующие причины этого:

  • на рынке нет реального конечного держателя облигаций.
  • долгосрочные облигации рассматриваются рынком как краткосрочные (например, при безотзывном предложении весьма вероятно, что эмитенту придется погасить весь выпуск своих облигаций).
  • показатели рейтинговых агентств очень низки, в частности, они перестраховываются, недооценивая рейтинги эмитента, что часто приводит к тому, что эмитенты, чей рейтинг был понижен, сбрасывают держателей облигаций.

Тем не менее, быстрые темпы развития рынка позволяют ожидать дальнейшего роста его влияния на экономические процессы.

Заключение

Подводя итоги работы, хотелось бы отметить, что при прочих равных условиях облигации являются более гибким способом привлечения капитала для эмитента и инвестирования для инвестора. Нет никаких ограничений на валюту облигаций, на характер их обращения (свободно обращающийся и с ограничениями) и их собственность (именные и на предъявителя). Они могут быть выпущены как в форме купона (в процентах), так и без купона.

Одним из источников заимствования является выпуск предприятием собственных облигаций. В соответствии с нашим законодательством, предприятия, созданные в форме акционерных и других видов коммерческих компаний, могут прибегать к этому источнику заемного капитала. Акционерные общества могут выпускать облигации только после полной оплаты выпущенных акций.

Компания принимает решение о выпуске облигаций самостоятельно. Средства от размещения облигаций выделяются предприятием, как правило, для финансирования его стратегического развития.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных особенностей для компании-эмитента: посредством их размещения коммерческая организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их владельцев-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика и не делает влияет на отношения собственности.

Что касается преимущества облигационного займа перед банковским займом, то эмитент облигаций, как правило, привлекает средства по относительно более низкой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупку денег на оптовом рынке, тогда как получение банковского кредита означает покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков предоставляют кредиты от депозитов своих клиентов. Привлекая средства в банк по одной цене, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными, банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация является альтернативой капиталовложению в банковский депозит, поэтому процент (доход) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.

Основные положения о выпуске, регистрации и размещении облигаций закреплены в следующих нормативных актах: З РФ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью»: Стандарты выпуска Федеральной комиссии по ценным бумагам России № 19 от 17 сентября 1996 г. Стандарты эмиссии Комиссии по ценным бумагам России № 8 от 12 февраля 1997 г. Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам России № 25 от 19 июня 1998 г. Если предприятие уже выпустило облигации, то в соответствии с со стандартами выпуска Федеральной комиссии по ценным бумагам России № 19 и постановлением № 25 Федеральной комиссии по ценным бумагам России.

Успех выпуска ценных бумаг во многом зависит от того, как он подготовлен. Основная задача - найти оптимальный набор инвестиционных свойств для выпуска ценных бумаг, который позволяет сочетать, с одной стороны, интересы эмитента и, с другой, интересы потенциальных инвесторов. Основным этапом размещения ценных бумаг, на котором осуществляется концепция эмиссии ценных бумаг, является разработка проспекта эмиссии. На последующих этапах происходит практическая реализация всех положений, изложенных в проспекте.

Инвесторы и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка для своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить в первую очередь от эмитента. Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательство предусматривает соответствующие налоговые льготы.