Охрана окружающей среды в деятельности предприятия

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 14.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инновационная  и инвестиционная деятельность предприятия    
Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Производственное предприятие – основное звено рыночной экономики
Экономическая эффективность использования основных производственных фондов предприятия

 

Введение:

Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почвы, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч видов. В этих условиях особое значение имеют обширные природные пространства нашей страны, которые до сих пор можно считать одним из немногих «доноров окружающей среды», остающихся в мире. В частности, в России все еще есть резерв выбросов парниковых газов, угрожающих потеплению атмосферы.

Реальным доказательством готовности России поддерживать планетарный экологический баланс является ее приверженность Киотскому протоколу, который обязывает страны либо заимствовать «право на загрязнение» у стран, которые не исчерпали свои пределы выбросов. Указанный протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, и, возможно, в ближайшие годы мы станем свидетелями развития международного рынка принципиально нового типа - раны для торговли квотами на загрязнение воздуха.

В то же время экологические проблемы России в целом далеки от решения. Экологическая напряженность в стране обусловлена ​​затратным уклоном национальной экономики, ориентированным на материально-энергоемкие технологии добычи и переработки полезных ископаемых. Такая экономика оказывает повышенное давление на окружающую среду, в результате чего вопросы эффективного природопользования и правильного экологического обеспечения экономической деятельности в нашей стране очень актуальны.

Федеральный закон «О техническом регулировании» рассматривает охрану окружающей среды как приоритетную задачу обеспечения национальной безопасности. Поэтому в программе разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.11.2007 № 1421р, документ «Об экологической безопасности» включен в число семи общих технических регламентов. Требования охраны окружающей среды будут включены в десятки других специальных технических регламентов, регулирующих безопасность строительства, транспорта и т. д.

Среди международных документов, устанавливающих принципы обеспечения такого рода безопасности, важную роль играют стандарты ИСО серии 14000 «Системы экологического менеджмента» (СЭМ), в основном принятые в России в качестве национальных стандартов. Их использование в организации считается важным свидетельством хорошей деловой практики, и сертификация системы экологического менеджмента организации на соответствие этим документам является способом достижения конкурентных преимуществ.

Все более очевидной становится возможность разработки отраслевых стандартов для систем управления окружающей средой, согласованных со стандартами ISO серии 14000, по аналогии с отраслевыми стандартами для систем управления качеством в пищевой промышленности, автомобильной промышленности и т. д., согласованных со стандартами ISO 9000 ,

8 ноября 2004 года Международная организация по стандартизации приняла новые стандарты ISO 14001 и ISO 14004 версии 2004 года. Эти стандарты, в отличие от серии ISO 9000, выпущенной в 2000 году, существенно не изменились. Здесь, например, особого перехода к процессному подходу не требовалось, что уже подразумевалось, в частности, в наборе стандартов ISO 14040 «Оценка жизненного цикла товаров и услуг».

Стандарты новой версии в большей степени соответствуют стандартам ISO серии 9000. Кроме того, упрощено совместное использование стандартов ISO 14001: 2004 и ISO 14004: 2004, и последний документ теперь выглядит более систематизированным. После официального перевода новой версии этих стандартов на русский язык можно будет обсудить их особенности более подробно.

 

Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой (СУОС)

 

Организация должна внедрить эффективную систему экологического менеджмента, чтобы помочь защитить здоровье человека и окружающую среду от потенциального воздействия своей деятельности, продукции или услуг, а также участвовать в поддержании и улучшении качества окружающей среды.

Наличие СУОС может помочь организации убедиться, что заинтересованные стороны уверены, что:

  • Руководство обязано следовать положениям своей политики и достигать целевых и запланированных экологических показателей;
  • Особое значение придается более предупреждающим действиям, чем корректирующим действиям;
  • Могут быть предоставлены доказательства разумного ухода и соблюдения нормативных требований;
  • Система имеет процесс ее улучшения.

Организация, в систему административного управления которой входит СУОС, имеет основу для уравновешивания и интеграции экономических и экологических интересов. Организация, которая внедрила СУОС, может достичь значительных конкурентных преимуществ.

Внедрение СУОС может обеспечить экономические выгоды. Они должны быть определены, чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, важность рационального природопользования для организации. Это также дает организации возможность связать экологические цели и целевые показатели с конкретными финансовыми результатами и, таким образом, обеспечить направление ресурсов туда и туда, где они будут наиболее полезными как с финансовой, так и с экологической точек зрения.

Потенциальные выгоды, связанные с эффективной СУОС, включают в себя:

  • Обеспечение потребителей гарантией того, что существует обязательство продемонстрировать экологическое управление;
  • Поддержание сильных государственных/общественных отношений;
  • Удовлетворение требований инвесторов и расширение доступа к капиталу;
  • Получение страховки по разумной цене;
  • Улучшение репутации и увеличение доли рынка;
  • Соответствие критериям сертификации поставщика;
  • Усиление контроля затрат;
  • Сокращение случаев, ведущих к задолженности;
  • Демонстрация разумной осторожности;
  • Сохранение расходных материалов и энергии;
  • Помощь в получении разрешений и полномочий;
  • Поощрение развития и участия в принятии экологических решений;
  • Улучшение связей между правительством и промышленностью.

 

Система экологического менеджмента на предприятии


Россия, как и все мировое сообщество, вступает в период новой цивилизации: появились новые экологические концепции, такие как экологическое благополучие, экологическая безопасность.

Государства совместно принимают природоохранные конвенции и осуществляют международные экологические программы.

В последние годы ведущие мировые промышленные компании показали значительные результаты в снижении негативного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных затрат на сырье и материалы, экономии энергоресурсов и улучшении качества продукции. Эти достижения во многом связаны с функционированием систем экологического менеджмента (СЭМ) на предприятиях.

В последние годы внимание к проблеме охраны окружающей среды также возросло на российских предприятиях. Экологические проблемы, а также качество продукции становятся ведущими областями в политике предприятия. Их руководство осознает, что работа по своевременному управлению окружающей средой прокладывает путь к экономическому развитию.

 

Охрана окружающей среды в деятельности предприятия

 

Если мы сравним количественные показатели по внедрению стандартов ISO серии 14000 в России, мы увидим в Государственном реестре сертификации систем экологического менеджмента, что этот показатель еще не высок - 100 предприятий по всей России.

Предприятия имеют свободу выбора при определении области применения стандартов серии ISO 14000, но, что наиболее важно, СЭМ позволяет:

  • Разработайте собственную экологическую политику;
  • Выявить экологические аспекты и определить их значимость;
  • Выявить требования законодательных и нормативных актов;
  • Разработать программу реализации экологической политики;
  • Адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Получить дополнительные экономические выгоды в результате признания предприятия в области охраны окружающей среды потребителями, поставщиками, общественностью и общественностью.

Наиболее трудоемкими процессами для разработчиков являются: определение приоритетных экологических аспектов, разработка целевых и запланированных экологических показателей и мониторинг соблюдения законодательных и других экологических требований.

 

Идентификация экологических аспектов

 

Экологические аспекты интерпретируются в стандарте ISO 14001: 1996 как элементы предприятия, его продукции и услуг, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на окружающую среду. Например, один отдельно взятый экологический аспект деятельности предприятия может вызвать загрязнение воды и атмосферы, а также истощение природных ресурсов или физическое воздействие на окружающую среду (шум, радиоактивность, освещение, влажность и т. д.). Знание как можно большего числа экологических аспектов, а также оценка их значимости на основе результатов воздействия позволяет компании планировать природоохранные мероприятия и ставить цели управления окружающей средой.

Процесс установления приоритетных экологических аспектов включает следующие виды деятельности:

  • Определение экологических аспектов предприятия и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду;
  • Установление порядка определения степени приоритетности для предприятия каждого экологического аспекта;
  • Формирование перечня приоритетных экологических аспектов для предприятия и определение порядка его ведения, т. е. систематическая корректировка возможных изменений.

Ниже приведены возможные критерии, по которым можно проводить ранжирование экологических аспектов на предприятии:

  • Масштаб воздействия;
  • Серьезность воздействия;
  • Вероятность воздействия;
  • Продолжительность воздействия;
  • Соблюдение действующих правовых требований в области охраны окружающей среды;
  • Важность изменения экспозиции;
  • Влияние на экологические платежи предприятия;
  • Потребление энергии;
  • Стоимость изменения;
  • Влияние на имидж предприятия.
  • По характеристикам показателей каждое предприятие развивается самостоятельно.

 

Организация охраны окружающей среды на предприятии

 

 Экологическая деятельность включает в себя комплекс технических, технологических, экономических, правовых и организационных мер, которые защищают окружающую среду от воздействия производственных процессов и направлены на рациональное взаимодействие между деятельностью человека и окружающей средой.

Технические меры включают внедрение в производство оборудования, обеспечивающего обезвреживание, регенерацию и повторное использование материалов, используемых в технологическом процессе, а также экологического оборудования (фильтры, пылеуловители, локальные очистные сооружения и т. д.), которое предотвращает загрязнение окружающей среды, атмосферы, почвы и воды.

Технологические мероприятия включают внедрение в производство нежных, малоотходных, безотходных технологических процессов с широким использованием вторичных ресурсов, эффективную нейтрализацию, регенерацию (вода, воздух, растворы, вещества), совершенствование устаревших технологических процессов, направленных на решение проблемы окружающей среды.

Экономические меры включают в себя:

  • разработка системы показателей экологической эффективности объектов;
  • разработка нормативной базы для планирования, составления проектов и финансового плана для обеспечения природоохранных мероприятий;
  • система санкций против подразделений, нарушающих экологические нормы и правила.

Система стимулирования:

  • за внедрение технологий и оборудования, направленных на сокращение отходов производства, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду;
  • для решения вопросов регенерации, утилизации, обезвреживания токсичных отходов;
  • для увеличения использования вторичного сырья, отходов.

Правовые меры основаны на совокупности правовых норм, установленных государством, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, соблюдение природоохранного законодательства, соблюдение отраслевых норм и других приказов и инструкций.

Организационные меры включают улучшение взаимоотношений между бюро по охране окружающей среды и другими подразделениями предприятия и филиалов, создание планов действий по обеспечению охраны окружающей среды на предприятии.

 

Заключение

 

Социально-экономическое развитие общества XX века, ориентированное на быстрый экономический рост, нанесло беспрецедентный ущерб природной среде. Человечество сталкивается с тем, что биосфера не в состоянии удовлетворить растущие потребности мирового сообщества. Цивилизация стала разрушительной силой для природных экосистем.

Сейчас совершенно очевидно, что повышение качества жизни людей должно обеспечиваться в рамках экономических возможностей биосферы, превышение которых приводит к разрушению экосистем и глобальным изменениям в природной среде. Поэтому сегодня, чтобы не исчезнуть с лица Земли по собственной вине, наша цивилизация должна определить пути и приоритеты своей дальнейшей эволюции, которая гармонично вписывается в природные процессы, то есть в движение к устойчивому развитию. Устойчивое развитие должно обеспечивать решение социально-экономических проблем, сохранение природной среды и ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Переход к устойчивому развитию может быть достигнут только совместными усилиями всего человечества, но каждая страна, каждый человек должны начать самостоятельно. Отношение властей, юридических лиц и граждан к окружающей среде и экологической безопасности является фактором, способным обеспечить приоритетность решения экологических проблем, к сожалению, это не всегда происходит на практике. Непонимание ограниченных возможностей биосферы, насущных потребностей и интересов порождает безответственное отношение к вопросам экологической безопасности.