Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Содержание:

  1. ГОСТы для выполнения дипломной работы
  2. Объем дипломной работы
  3. Структурные элементы дипломной работы
  4. Требования к содержанию структурных элементов дипломной работы
  5. Титульный лист
  6. Задание на дипломную работу
  7. Аннотация/Автореферат
  8. Содержание
  9. Введение
  10. Основная часть
  11. Заключение
  12. Список использованных источников и литературы
  13. Приложение
  14. Общие требования к тексту дипломной работы
  15. Общие правила оформления дипломной работы
  16. Правила оформления таблиц в дипломной работе
  17. Дополнительная информация по оформлению таблиц
  18. Правила оформления иллюстраций в дипломной работе
  19. Правила оформления графиков и схем в дипломной работе
  20. Правила оформления диаграмм в дипломной работе
  21. Правила оформления формул и уравнений в дипломной работе
  22. Правила оформления перечислений в дипломной работе
  23. Правила оформления ссылок в дипломной работе
  24. Правила оформления сокращений в дипломной работе
  25. Правила оформления сносок в дипломной работе
  26. Правила оформления единиц величин в дипломной работе
  27. Правила оформления числовых значений в дипломной работе
  28. Правила оформления примечаний в дипломной работе
  29. Правила оформления примеров в дипломной работе
  30. Правила оформления условных обозначений в дипломной работе
  31. Правила оформления цитирований в дипломной работе
  32. Правила оформления библиографического списка литературы в дипломной работе
  33. Правила оформления приложений в дипломной работе
  34. Проверка дипломной работы
  35. Образец готовой дипломной работы
  36. Учебник по написанию и оформлению дипломной работы

Дипломная работа – комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой являются всесторонний анализ или научные исследования по одному из новых вопросов теоретического или практического характера по профилю специальности.

Написание дипломной работы осуществляется с целью привития студентам-дипломникам навыков коллективной работы, связанной с решением инженерных задач с участием специалистов различного профиля.

Дипломная работа должна представлять собой самостоятельное исследование, выполненное студентом, и иметь определенную научную ценность. Тема работы должна быть актуальной и важной, соответствовать научно-исследовательской тематике кафедры, на базе которой выполняется работа, а также учитывать научные интересы студента.

Общим требованием к содержанию дипломной работы являются: точное, логичное и объективное изложение материала, подкрепленное ссылками на изученную научную литературу, убедительная интерпретация полученных результатов, краткое и обоснованное формулирование определений и выводов.

Страница предназначена для студентов всех специальностей университета в качестве руководства при подготовке к оформлению и написанию дипломной работы на отлично.

ГОСТы для выполнения дипломной работы

Инструкция по оформлению дипломной работы для государственных  образовательных учреждений высшего профессионального образования  разработана в соответствии с требованиями стандартов:

  1. ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно – исследовательской работе. Структура и правила оформления»;
  2. ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»;
  3. ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие сведения и правила составления»;
  4. ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»;
  5. ГОСТ 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»;
  6. ГОСТ 8.417-2003 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин»;
  7. ГОСТ 2.301-68 «Единая система конструкторской документации. Форматы»;
  8. МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества.

Объем дипломной работы

Объем дипломной работы должен быть в пределах 100 страниц рукописного или 70–90 страниц печатного текста.

Следует избегать больших диспропорций между разделами. Объем глав дипломной работы определяется для каждой темы с учетом ее специфики и устанавливается руководителем дипломной работы.

Общий примерный план объёма дипломной работы:

Объем дипломной работы Страницы
Введение
  • 2-8 стр. печатного текста (5-7% от общего объема текстового материала)
Основная часть
  • 57-98 стр. печатного текста (85-90% от общего объема текстового материала)
Заключение
  • 2-8 стр. печатного текста (примерно равен объему введения)
Список использованных источников и литературы
  • не менее 27 источников, в том числе не менее 18 источников учебной и научной литературы

Структурные элементы дипломной работы

Дипломная работа должна содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • задание на дипломную работу;
  • аннотация/автореферат;
  • содержание;
  • обозначения и сокращения (при необходимости);
  • введение;
  • основную часть;
  • заключение (выводы и рекомендации);
  • список использованных источников и литературы;
  • приложение (при необходимости).

Наименования структурных элементов: "Аннотация", "Содержание", "Определения", "Обозначения и сокращения", "Введение", "Заключение", "Список использованных источников (библиографический список)", "Приложение" служат заголовками структурных элементов отчета. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Переносы в словах заголовков не допускаются.

В основную часть входят разделы, выполненные в соответствии с заданием проекта (работы). Количество разделов определяется кафедрой, по которой выполняется проект (работа), и руководителем.

Изменение структуры дипломной работы устанавливается руководством университета.

Требования к содержанию структурных элементов дипломной работы

Общими требованиями к содержанию дипломной работы являются: точное, логичное и объективное изложение материала, подкрепленное ссылками на научную литературу, убедительная интерпретация полученных результатов, а также лаконичная и обоснованная формулировка определений и выводов.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы, номер на нем не проставляется.

В университете применяются изготовленные типографическим способом либо набранные на компьютере варианты титульных листов, которые студенты получают на соответствующей дисциплине кафедре. Образцы титульных листов входят в Положение об итоговой аттестации выпускников, утвержденное ученым советом.

В число основных эстетических требований к оформлению титульного листа входят выбор и соподчиненность размеров шрифта для написания реквизитов (не более четырех), симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.

Все слова на титульном листе должны быть написаны полностью, без сокращений, за исключением сокращенного названия вуза (аббревиатуры), которое размещают в скобках после полного наименования.

Образец титульного листа:

Оформление дипломной работы

Задание на дипломную работу

Разработка и утверждение задания регламентируют важные вопросы выполнения работы: порядок выполнения данной работы, цель работы и требования к содержанию, структуре и оформлению работы:

  • порядок выполнения и представления работы (даты приемки, защиты);
  • необходимые разделы и графические материалы;
  • необходимые технико-экономические обоснования;
  • сроки выполнения работы;
  • исполнитель работы;
  • руководитель работы.

Вместе с заданием в качестве его первого пункта утверждается тема работы.

Перечень разделов заданий дипломных проектов (работ) устанавливается соответствующей кафедрой. Задание на выполнение проекта (работы) находится в папке текстовых документов после титульного листа и включается в нумерацию работы, но номер на нем не проставляется.

Образец задания:

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

 

Аннотация/Автореферат

Аннотация должна содержать:

  • сведения об объеме дипломной работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей дипломной работы, количестве использованных источников;
  • перечень ключевых слов;
  • текст аннотации.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста дипломной работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст аннотации должен отражать:

  • объект исследования или разработки;
  • цель работы;
  • метод или методологию проведения работы;
  • результаты работы;
  • основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;
  • степень внедрения;
  • рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов работы;
  • область применения;
  • экономическую эффективность или значимость работы;
  • прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Аннотацию на русском и английском языках выполняют либо на одной странице, либо на двух.

Образец аннотации:

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Содержание

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографический список (список использованных источников) и наименование приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы дипломной работы.

Образец содержания:

Оформление дипломной работы

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы работы.

Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы.

Введение не должно содержать требований, текст введения не делится на структурные элементы (пункты, подпункты и т.п.).

Во введении приводится общая характеристика работы, раскрывающая актуальность проведенного исследования, его цель и задачи, объект и предмет изучения, основные положения, выносимые на защиту. Автор должен показать теоретическое и практическое значение выбранной темы, состояние изученности ее на сегодняшний день; отметить наиболее важные и интересные вопросы и указать (по возможности) те перспективы, которые открывает решение данных вопросов. В данном разделе отмечается, на каких научных конференциях, семинарах и т.п. докладывались результаты исследования, включенные в работу, указывается опубликованность результатов исследования (статьи в научных журналах, материалы докладов и выступлений на конференциях и т.п., если таковые имели место).

Обосновывая актуальность темы дипломной работы, следует указать место проводимого исследования среди других подобных исследований в этой же области, кратко охарактеризовать необходимость проведения исследования для решения конкретной проблемы (задачи).

В работе обычно формулируется одна цель и несколько сопутствующих задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Указывая объект и предмет исследования, необходимо помнить, что объект – это часть реального мира, которая познается, исследуется. Границы предмета определяются целью и задачами исследования.

В конце данного раздела указывается структура работы (введение, главы, заключение, приложения), поясняется логика ее построения. Приводится объем работы в страницах, объем, занимаемый таблицами и приложениями (с указанием их количества), а также количество использованных библиографических источников (включая собственные публикации автора при их наличии).

Объём введения не должен превышать, как правило, трех страниц.

Образец введения:

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Основная часть

В основной части работы приводятся данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти разделы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Текст основной части дипломной работы делится на главы и разделы. Как правило, в работе выделяют две главы – теоретическую и практическую. В первой главе приводится обзор литературы по теме и выбор направления исследования, излагается общая концепция и основные методы исследования. Вторая глава содержит описание исследовательской части работы, методики проводимого исследования, применяемого инструментария, анализ и обобщение результатов исследования. При необходимости в структуре раздела выделяются подразделы и пункты, что должно быть обосновано логикой изложения.

Обзор литературы является результатом изучения публикаций по теме исследования и отражает степень ее разработки и освещенности. В его основе лежит научный анализ источников, имеющих непосредственное отношение к предмету исследования, сопоставление взглядов разных авторов и их суждений по основным аспектам темы. Обзор литературы должен быть написан логично, последовательно и грамотно, с соблюдением научного стиля изложения.

При заимствовании материалов и отдельных результатов из анализируемых источников студент-исследователь обязан делать ссылки на них. Не допускается пересказ текста других авторов без ссылок, а также его цитирование без использования кавычек.

При оформлении обзора литературы необходимо соблюдать правила цитирования. Цитирование может быть прямым (дословная цитата) и непрямым (собственное изложение мыслей других авторов). Непрямое цитирование является основной формой обзора литературы и предполагает предельно точное изложение мыслей автора, не допускающее вольных толкований и искажений. Если при этом фамилия автора введена в строй предложения, она приводится с инициалами, которые даются перед фамилией.

Прямое цитирование применяется в тех случаях, когда важно предельно точно донести мысль автора. В этом случае текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике. При прямом цитировании допускается и обозначается многоточием пропуск слов, предложений, абзацев без искажения смысла цитируемого текста. Каждая цитата, как прямая, так и непрямая, должна сопровождаться ссылкой на источник. Библиографическое описание каждого цитируемого источника обязательно должно быть приведено в библиографическом списке.

Если текст цитируемой работы написан на иностранном языке, то его перевод должен сопровождаться ссылкой на собственный перевод с указанием инициалов студента, например: [15, c. 23; пер. мой – Е.А.].

Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на его последнее издание. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.

Заканчивать обзор литературы желательно небольшим (2–3 абзаца) обобщением приведенных данных, в котором была бы кратко сформулирована степень изученности вопроса и указаны наиболее приоритетные направления дальнейших исследований.

Характеризуя общую концепцию и методы исследования, необходимо описать объект изучения, изложить суть предлагаемых методов, обосновать выбор принятого направления исследования. Здесь целесообразно привести качественную и количественную характеристику используемого материала, указать, при помощи каких методов он был собран.

Изложение выполненного в работе экспериментального исследования составляет, как правило, основное содержание второй главы дипломной работы. При описании собственного исследования студенту необходимо выявить то новое, что вносится в разработку проблемы, дать оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, обосновать необходимость проведения дополнительных исследований. В случаях, когда в ходе исследования были получены отрицательные результаты, следует отметить необходимость прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Излагать результаты исследования в дипломной работе следует сжато, логично и аргументировано, избегая общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии. Описание результатов должно детально раскрывать полученные в ходе исследования факты, представляемые в работе в текстовом или графическом виде (таблицы, рисунки).

Приводимая в таблицах или на рисунках информация должна сопровождаться текстовой интерпретацией. Анализируя таблицу или рисунок, важно сформулировать их основную идею, обратить внимание на отдельные цифровые данные, несущие особенно важную смысловую нагрузку или требующие дополнительных пояснений. Не рекомендуется представлять один и тот же материал в виде таблицы и рисунка.

В каждой главе желательно приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты по работе от второстепенных подробностей.

Образец основной части:

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Заключение

Заключение должно содержать:

  • краткие выводы по результатам выполненной работы;
  • оценку полноты решений поставленных задач;
  • оценку технико-экономических показателей.

Выводы должны содержать все то новое, что удалось выявить, изучить или описать в ходе работы.

В заключении к дипломной работе должны содержаться основные результаты и сделанные на их основе выводы по всему исследованию. Раздел должен состоять не более чем из 5 крупных обобщающих пунктов, подводящих итог выполненного исследования.

Выводы, приведенные как в главах, так и в заключении, должны быть понятны без чтения основного текста работы. Изложение их должно быть лаконичным, четким, сжатым и, в то же время, в них должны быть отчетливо сформулированы смысл и сущность проведенного исследования, отражено теоретическое и практическое значение полученных результатов. При формулировке выводов желательна не только качественная, но и количественная интерпретация полученных результатов. В то же время вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе фактов, а должен представлять собой обобщение. Выводы не могут включать почерпнутые из литературы данные других авторов.

В заключении дипломной работы обсуждаются возможности практического применения полученных результатов, а также перспективы дальнейшего развития данного научного направления.

Образец заключения:

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Список использованных источников и литературы

Библиографический список использованных источников и литературы содержит сведения об источниках литературы, использованных при оформлении работы, приведенные по определенным правилам, оформление по ГОСТ 7.1-2003.

В конце работы приводится библиографический список. Он включает «Список использованных источников», содержащий перечень публикаций, на которые в дипломной работе делаются ссылки. Если у студента имеются собственные публикации по теме исследования, они оформляются в «Список публикаций исследователя», содержащий необходимые библиографические сведения. Ссылки на источники Интернета оформляются в общем списке с указанием Ф.И.О. автора, названия документа, адреса источника и даты доступа.

Образец списка использованных источников:

Оформление дипломной работы

Приложение

Материал, дополняющий основную часть работы, оформляют в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема или формата, методы расчетов, описания приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ПК.

По статусу приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными.

В тексте работы должны быть ссылки на все приложения.

При необходимости дипломная работа может содержать приложения, которые включают вспомогательный или иллюстративный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости. Приложение может содержать списки использованных в работе материалов исследования; исходные тексты, на основе которых проводится анализ явлений; материалы экспериментального характера; материалы анкетирования испытуемых; иллюстрации вспомогательного характера и т.д.; таблицы вспомогательных цифровых данных; методические рекомендации и методические указания и др.

Образец приложения:

Оформление дипломной работы

Общие требования к тексту дипломной работы

Регламентация требований к оформлению дипломных работ

Отсутствие единых государственных стандартов на оформление дипломной работы в известном смысле затрудняет установление, изучение и выполнение указанных требований. Существующие стандарты только в той или иной степени отражают отдельные вопросы, связанные с требованиями к оформлению дипломной работы.

Основные стандарты, устанавливающие общие требования к оформлению дипломных работ:

  • ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [9];
  • ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [10];
  • ГОСТ 7.9-95. СИБИД. Реферат и аннотация [6];
  • ОСТ 29.115-88. Оригиналы авторские и текстовые издательские [11].

В этой ситуации целесообразно при выполнении письменных работ руководствоваться:

  • требованиями национальных стандартов к оформлению документации в смежных областях (см. выше);
  • внутренними требованиями к оформлению документации, действующими в университете (на кафедре, факультете);
  • методическими рекомендациями, определяющими порядок оформления дипломной работы по данной дисциплине;
  • указаниями научного руководителя (консультанта), непосредственно курирующего выполнение данной работы.

В наилучшей степени общие требования к оформлению дипломной работы отражают ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95 [9, 10].

Общие правила оформления дипломной работы

Изложение текста дипломной работы рекомендуется выполнять по требованиям ГОСТ 7.32, ГОСТ 2.105 [9, 10].

Страницы текста и включенные в дипломную работу иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ОСТ 9327 [12]. Допускается применение формата А3 при наличии большого количества таблиц и иллюстраций данного формата.

Дипломная работа должна быть выполнена любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков - не менее 1,8 мм (кегль не менее 12). Материалы рекомендуется оформить с применением редактора Word - 95, 97, 2000, 2003, шрифт Times New Roman Cyr или Arial. Полужирный шрифт не применяется.

Текст дипломной работы следует печатать, соблюдая следующие рекомендации:

  • поля: верхнее – не менее 20 мм, нижнее – не менее 20 мм, левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм;
  • колонтитулы – 1,25 см;
  • ориентация книжная;
  • абзацный отступ – 1,25 см;
  • использование автопереноса.

Допускается написание дипломной работы чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304.

Допускается сокращение русских слов и словосочетаний в дипломной работе по ГОСТ 7.12.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах и т.д., применяя шрифты разной гарнитуры.

Вне зависимости от способа выполнения дипломной работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении дипломной работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту. В дипломной работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки дипломной работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом.

Повреждения листов дипломной работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Страницы текста дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Нумерация страниц проставляется справа по нижнему полю листа по ГОСТ 2.105.

Титульный лист, задание и листы согласования с консультантами включают в общую нумерацию страниц дипломной работы, номер страницы на них не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Для текстовых конструкторских и технологических разделов основной части проекта (работы) для первых листов используется форма 2 ГОСТ 2.104 [15] основной надписи и дополнительных граф к ней (рисунок А3, приложение А). Для последующих текстовых листов конструкторских и технологических разделов основной части проекта (работы) применяется форма 2а ГОСТ 2.104 [15] основной надписи (рисунок А4, приложение А). По решению кафедры дополнительные и боковые графы могут не использоваться.

Текстовую часть диплома разделяют на разделы и при необходимости на подразделы, пункты и подпункты.

В каждом конкретном случае количество и наименование разделов определяется заданием на работу.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей дипломной работы, обозначенные арабскими цифрами без точки.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят.

Аналогично пункты должны иметь нумерацию в пределах каждого подраздела, а подпункты – в пределах каждого пункта. Номер пункта состоит из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Введение, заключение, библиография не имеют порядковых номеров.

Например:

Введение

1 Раздел

1.1 Первый подраздел первого раздела

1.1.2 Первый пункт первого подраздела первого раздела

2 Раздел

2.1 Первый подраздел второго раздела

2.1.2 Первый пункт первого подраздела второго раздела

Заключение

Библиография

Оформление дипломной работы

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Пункты также могут иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание.

Заголовки выполняют от верхнего края рамки на расстоянии 10 мм с абзацного отступа 15 мм строчными буквами, начиная с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая и не выделяя. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Название листа «Содержание» пишется посредине с выравниванием посредине.

Каждый заголовок, а также разделы «Введение», «Заключение», «Список литературы», «Приложение» начинаются с нового листа.

Параметры заголовка раздела: интервал перед – 0 пт, интервал после – 0 пт, межстрочный интервал – одинарный).

Параметры заголовка подраздела: интервал перед – 0 пт, интервал после – 0 пт, межстрочный интервал – одинарный).

Расстояние между заголовком раздела и заголовком подраздела должно быть равно 10 мм (1 enter с параметрами: интервал перед – 0 пт, интервал после – 0 пт, межстрочный интервал – одинарный).

Расстояние между заголовком подраздела и текстом должно быть равно 15 мм (1 enter с параметрами: интервал перед – 0 пт, интервал после – 0 пт, межстрочный интервал – множитель – 2,25).

Расстояние между текстом предыдущего подраздела и текущим (новым) заголовком подраздела одного раздела должно быть равно 15 мм (1 enter с параметрами: интервал перед – 0 пт, интервал после – 0 пт, межстрочный интервал – множитель – 2,25).

Если текст состоит из раздела и подразделов, то между заголовком раздела заголовком первого подраздела данного раздела текста не должно быть. Также текста не должно быть между заголовком подраздела и заголовком первого пункта данного подраздела.

Текст дипломной работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

При изложении обязательных требований должны применяться слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае».

В тексте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятыми в научно-технической литературе.

Если в тексте имеется (при необходимости) специфическая терминология, то в данном документе должно быть приложение «Перечень принятых терминов», в котором приводят перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

В тексте документа не допускается:

  • применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
  • применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
  • применять произвольные словообразования;
  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и соответствующими стандартами;
  • сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Если в документе принята (при необходимости) особая система сокращения слов или наименований, то в данном документе должно быть приложение «Перечень принятых сокращений», в котором приводят перечень принятых сокращений с соответствующими разъяснениями.

 

 

В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

  • применять математический знак минус ( - ) перед отрицательным значением величин (следует писать слово «минус»);
  • применять знак «0» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «0»;
  • применять без числовых значений математические знаки > (больше), < (меньше), = (равно), > (больше или равно), < (меньше или равно), (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).

В тексте документа следует применять стандартизованные единицы физических величин международной системы единиц СИ, в соответствии с ГОСТ 8.417-2002.

Обозначения единиц помещают за числовыми значениями величин и в строку с ними без переноса на следующую строку. Числовое значение, представляющее собой дробь с косой чертой, стоящее перед обозначением единицы, заключают в скобки. Между последней цифрой числа и обозначением единицы ставят пробел, за исключением обозначений в виде знака, поднятого над строкой.

Правильно

Неправильно

100 кВт

100кВт

(1/60) с

1/60 с

20o

20 o

При указании значений величин с предельными отклонениями числовые значения с предельными отклонениями заключают в скобки и обозначения единиц помещают за скобками или проставляют обозначение единицы за числовым значением.

Правильно

Неправильно

(100,0 ± 0,1) кг

или

100,0 ± 0,1 кг

100 кг ± 0,1 кг

 
   

В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.

 

Например:

Провести испытание пяти приемников.

Отобрать 15 приемников на испытание.

Изготовить кабель длиной 5 м.

Единица физической величины одного и того же параметра в пределах одного документа должна быть постоянной. Если в тексте приводят ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00 м.

Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, о обозначение единицы физической величины указывают после последнего числового значения диапазона.

Например:

От 1 до 5 мм.

От 10 до 50 Ом.

От плюс 30 до минус 50 °С.

В тексте могут быть перечисления, которые начинаются с абзацного отступа.

Допускается использование перечислений с помощью цифр 1), 2), 3) и т.д., а также с использованием дефиса.

Встроенные в редактор символы списков не применять!

Перед началом перечислений ставится двоеточие, после каждого перечисляемого пункта – точка с запятой, после последнего пункта – точка. Каждый пункт перечисления выполнять с красной строки c маленькой буквы. После окончания перечислений никаких отступов не предусматривается.

Например:

Системы коммутации классифицируются по следующим признакам:

1) емкость:

- малой емкости;

- средней емкости;

- большой емкости;

2) место в сети:

- оконечные;

- центральные;

- транзитные.

Если в перечислениях есть предложения, которые занимают больше, чем одну строку, то вторая строка выполняется на расстоянии 5 мм от рамки.

Например:

Существуют два способа доставки сообщений:

- дейтаграммный (датаграммный) способ, при котором пакеты движутся по сети независимо друг от друга любыми свободными маршрутами;

- виртуальное соединение, при котором передача сообщений идет в виде последовательности связанных в цепочки пакетов через память управляющих устройств центров коммутации пакетов.

Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста. Примечания не должны содержать требования. Примечания следует размещать непосредственно после текстового материала, к которому относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то его не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами.

После слова «Примечание» ставят знак тире и примечание печатают тоже с прописной буквы.

Пример 1 (одно примечание)

Примечание –

Пример 2 (несколько примечаний)

Примечания

1

2

Правила оформления таблиц в дипломной работе

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при ее названии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (дефис).

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должна быть ссылка в тексте. При ссылке следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например Таблица 4.2.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в записке одна таблица, то она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В.1", если она приведена в приложении В.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица", ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово "Продолжение" и указывают номер таблицы, например: "Продолжение таблицы 1". При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.

При делении таблицы на части допускается ее головку или головик заменять номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Пример оформления таблицы приведен на рисунке 3.1.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Оформление дипломной работы

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Оформление по ГОСТ 7.32-2001 [8].

Результаты статистической сводки и группировки материала для экономических специальностей обычно приводятся в виде статистических таблиц. Основное требование, предъявляемое к таблице, – это представление изучаемого материала в обозримой для читателя форме. Одна из особенностей табличного изложения статистического материала состоит в том, что характеризуемые в таблице показатели можно объединить под единым общим заголовком.

Составные части таблицы. Большинство статистических таблиц можно представить в виде схемы (рисунок 3.2).

Оформление дипломной работы

Главное требование к таблицам – это наглядность и доходчивость, что достигается тщательно проработанной системой показателей, логичным их размещением, красивым оформлением. Каждая статистическая таблица должна иметь общий заголовок, который должен отражать содержание таблицы, быть кратким и выразительным:

  • в заголовках приводятся по мере необходимости источники данных (например, по данным обследования, переписи и т.п.);
  • единица измерения (если она для всех показателей одна и та же).

Если таблица представляет собой органичную часть текста, из которого ясно ее содержание, и она хорошо в него вписана (как правило, это небольшие, компактные таблицы), то заголовок можно опустить.

Все строки и графы \должны быть четко озаглавлены, при их достаточно большом количестве они обозначаются буквами и цифрами. Все слова в заголовках подлежащего и сказуемого таблиц должны быть написаны полностью или с общепринятыми сокращениями.

Итоги по графам помещают или выше строк слагаемых, когда выделяется какая-то часть совокупности, или ниже строк слагаемых, когда подытоживается вся совокупность. И если итоги бессмысленны, они, разумеется, не приводятся, а клетка блокируется.

Пример оформления таблицы на нескольких листах дипломной работы приведен на рисунке 3.3.

Оформление дипломной работы

Дополнительная информация по оформлению таблиц

Значимость чисел в таблицах должна быть минимальной. Например, вместо 3487231 лучше записать 3,49 млн., или 3,5 млн. Округление в таблицах должно быть единообразным, т.е. или до десятых, или сотых, или тысячных, разнобой не допускается. При этом следующие знаки игнорируются. Так, при округлении до десятых долей значение 0,0345 запишется как 0,0, а значение 0,1535 – как 0,2. Если показатель отсутствует, то в соответствующей графе ставится прочерк.

Если сведений о показателе нет, то проставляется многоточие или пишется "нет сведений".

Если показатель есть, но его размер ниже минимума записи по принятой системе округления, то проставляются нули.

В случае, когда пересечение строки и графы не имеет осмысленного содержания, то клетка блокируется (перечеркивается).

Статистическая таблица будет безукоризненной, если ее снабдить примечаниями, в которых указаны:

  • источники статистических данных;
  • приемы статистического наблюдения;
  • полные или неполные, прямые или косвенные, первичные или расчетные данные;
  • приемы и порядок исчисления показателей.

Таблицы должны быть размещены в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них. Допускается печатать таблицы на следующей после ссылки странице. Горизонтальные и вертикальные колонки в таблице должны быть напечатаны или прочерчены.

Числа, имеющие больше четырех знаков, в таблицах должны делиться интервалами в один знак на классы по три цифры в каждом.

Примечания и сноски к таблицам рекомендуется размещать непосредственно под соответствующей таблицей. Сноски к цифрам таблицы обозначаются звездочками.

Нумерация таблиц допускается как сквозная, так и в пределах разделов.

Правила оформления иллюстраций в дипломной работе

Общие правила оформления иллюстраций (графического материала). С тем чтобы обеспечить излагаемому материалу большую наглядность в процессе изложения, рекомендуется включить в дипломной работе определенное количество иллюстраций (графиков, фотографий, чертежей, диаграмм, рисунков и т.п.) для пояснения текста проекта (работы) с целью его лучшего понимания.

Количество графического материала в работе не нормируется, оно определяется целесообразностью изложения содержания.

Чертежи, графики, схемы, диаграммы и рисунки, помещаемые в тексте, должны соответствовать требованиям соответствующих стандартов, входящих в системы ЕСКД (Единая система конструкторской документации), ЕСТД (Единая система технологической документации), СПДС (Система проектной документации в строительстве) и ГГД (Система горно-графической документаций). Нумерация иллюстраций дается арабскими цифрами, а входящих в состав приложений – с добавлением литеры, указывающей на соответствующее приложение.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминались впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Любые иллюстрации обозначают в тексте словом "Рисунок". Нумерация в пределах раздела состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, которые разделяют точкой.

ПримерРисунок 1.1, Рисунок 1.2 и т.д.

При необходимости под рисунком помещают также поясняющие данные (подстрочную надпись). В этом случае слово "Рисунок" помещают после поясняющих данных.

Иллюстрации каждого приложения нумеруются арабскими цифрами, отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначения данного приложения, разделяя их точкой.

Пример Рисунок В.3.

Чертеж – это основной вид графического материала в тексте дипломной работы.

Он незаменим для отображения устройства механизма и, как правило, включает в себя:

  • графическое (линейное) изображение;
  • отметку о масштабе чертежа;
  • легенду (расшифровку условных обозначений);
  • пояснения и комментарии;
  • общий заголовок (название);

Чертеж должен быть понятен. С этой целью разрешается изображать чертежи в упрощенном виде, в частности:

– опускать названия тех узлов, деталей и частей сооружения, которые не имеют непосредственного отношения к теме проекта (работы);

– нумеровать на чертеже только те его элементы, которые упоминаются по тексту ПЗ.

Правила оформления графиков и схем в дипломной работе

С помощью графиков устанавливается соотношение определяемых величин, их функциональная взаимозависимость. Для построения любого графика разрабатывается система координат как пространственная система отсчета. Ее образуют ось абсцисс, именуемая Х и рисуемая горизонтально, и ось ординат – Y, которая рисуется вертикально и пересекает ось абсцисс под прямым углом. На эти оси наносятся шкалы, характеризующие числовое значение замеряемых факторов.

Виды графиков, используемых в проектах (работах), достаточно многочисленны: собственно линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, блок-схемы, чертежи, номограммы и др.

Схемы – плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольник, круги) с надписями и линиями связи.

Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-либо. Схемы – всегда соотношение частей в каком-либо целом объекте.

Виды схем:

  • схемы управления, когда рисуется структура управления каким-то объектом;
  • функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей (схемы движения информации в системе);
  • табличные схемы, с указанием точных данных об объекте схематизации;
  • схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо.

Схемы, подобно другим графическим материалам, за исключением таблиц, подписываются как рисунки и имеют единую нумерацию со всеми другими рисунками. Помещаются они, как правило, под текстом, объясняющим схему и интерпретирующим ее. Ссылка в тексте на нее обязательна. Если схема большая, ее можно помещать в "Приложении".

Требования к схемам:

  • удобочитаемость;
  • красочность;
  • логичность.

Правила оформления диаграмм в дипломной работе

Выделяют такие виды диаграмм, как разновидности плоскостных графиков:

  • столбиковые;
  • секторные;
  • диаграммы Венна.

Столбиковые диаграммы, называемые еще ленточными, изображают зависимость величин в виде прямоугольника одинаковой ширины, вытянутых вверх. Высота столбика соответствует изображаемой величине. Их количество зависит от числа и времени сделанных замеров.

Как правило, такие диаграммы используются при многократных замерах одних и тех же показателей, но распределенных во времени или пространстве. Возможно соединение столбиковых диаграмм в одну, например, при показе результатов контрольной и экспериментальной групп эксперимента.

Секторная диаграмма – это круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми ими величинами. Такие диаграммы делаются с рисунками на каждом секторе, демонстрирующими величину. Секторные диаграммы применяются при распределении чего-то целого между кем-то или чем-то.

Диаграмма Венна – это геометрическое изображение соотношений между объемами понятий или других величин посредством пересекающихся или входящих друг в друга контуров. Так удобно показывать соотносимость понятий, зоны формирования анализируемых ситуаций, качеств, состояний. Такие диаграммы достаточно просто строятся в программе EXCEL.

Требования к диаграммам следующие:

  • максимальная наглядность (размер, четкое расположение);
  • красочность (цвет, рисунки);
  • способность автономно, без текста, быть прочитанной и понятной;
  • краткость.

Диаграммы подписываются снизу словом "Рисунок" с соответствующим номером и названием, отражающим его содержание.

К качеству рисунков предъявляются следующие требования:

  • толщина линий на рисунках не менее 1 пункта;
  • рисунки черно-белые (допускаются цветные);
  • размер шрифта текста на рисунках – не менее 12.

Примеры оформления иллюстраций приведены на рисунках 3.4, 3.5 (графики); 3.6 (схемы и чертеж), 3.7 и 3.8 (диаграммы столбиковая и секторная).

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Оформление дипломной работы

Правила оформления формул и уравнений в дипломной работе

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (×), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы в знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "×".

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример –

А=a/b, (1)

B=c´e. (2)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например: формула (В.1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (3.1).

При ссылках в тексте на формулы указывается ее номер. Например, "…как следует из формулы (2.1), анализируемая зависимость…", или "…эта зависимость была рассмотрена выше (см. формулу 2.1)" или "…анализ зависимости (2.1) показывает, что…". На рисунке 3.9 приведен пример оформления страницы текста с формулами и ссылками на формулы.

Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул - требования ГОСТ 7.32-2001 [8].

Формулы и математические уравнения рекомендуется набирать в редакторе формул. Требования к размерам:

  • обычный символ 14;
  • крупный индекс 9;
  • мелкий индекс 7;
  • крупный символ 18;
  • мелкий символ 12.

Оформление дипломной работы

 

 

Правила оформления перечислений в дипломной работе

Внутри подразделов, пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита, начиная с буквы а (за исключением букв е, з, й, о, ч, ъ, ы, ь,).

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а)

б)

1)

2)

в)

Правила оформления ссылок в дипломной работе

Ссылки применяются в случаях, когда целесообразно:

а) исключить повторение в тексте дипломной работы отдельных его положений или фрагментов;

б) избежать дублирования структурных элементов дипломной работы.

Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта и технических условий в списке использованных источников в соответствии с ГОСТ 7.1.

При ссылках на структурные элементы дипломной работы указывают:

  • обозначения приложений;
  • номера разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, графического материала, формул и таблиц (в том числе приведенных в приложениях);
  • обозначения (и номера) перечислений;
  • номера показателей, приведенных в таблицах.

При ссылках на обязательные приложения используют слова: "… в соответствии с приложением…", а при ссылках на рекомендуемые и справочные слова: "… приведен в приложении…".

При ссылках на структурные элементы текста, который имеет нумерацию из цифр, не разделенных точкой, указывают наименование этого элемента полностью, например "… по 4.10", "… в соответствии с А. 12 (приложение А)".

Это требование не распространяется на таблицы, формулы и графический материал, при ссылках на которые всегда упоминают наименование этих структурных элементов, например "… по формуле (3.3)", "… а таблице В.2 (приложение В)", "… на рисунке 1.2".

При необходимости напомнить по тексту о том, что какое-то приложение, отдельный показатель, графический материал и т.п. приведены в соответствующем разделе текста дипломной работы, то ссылку на данный раздел приводят в скобках после сокращения "см." (от слова "смотри").

Примеры:

1) … правила транспортировки и хранения (см. раздел 3).

2) … физико-химические показатели (см. 3.2.1).

3) … точка касания (см. рисунок 3.4).

Правила оформления сокращений в дипломной работе

Допускается использование сокращений в тексте дипломной работы, которые выполняются по требованию ГОСТ 7.12 [11].

Примеры выполнения –

т.д. – так далее;

т.п. – тому подобное;

и др. – и другие;

в т.ч. – в том числе;

пр. – прочие;

т.к. – так как;

с. – страница;

в. – век;

вв. – века;

г. – год;

гг. – годы;

мин. – минимальный;

макс. – максимальный;

шт. – штуки;

св. – свыше;

см. – смотри;

включ. – включительно

При этом сокращения единиц счета применяют только при числовых значениях в таблицах.

В графических материалах допускается использовать сокращения – по ГОСТ 2.316-68.

Правила оформления сносок в дипломной работе

При необходимости пояснения отдельных данных, приведенных в тексте, допускается оформлять их в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками "*". Применять более трех звездочек не допускается.

Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Сноску к таблице располагают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Правила оформления единиц величин в дипломной работе

В тексте дипломной работы следует применять стандартизированные единицы величин (размерности), их наименования и обозначения, установленные ГОСТ 8.417.

Применение в тексте дипломной работы разных систем обозначения физических величин не допускается.

Обозначения единиц величин могут применяться в заголовках (подзаголовках), графах и строках таблиц и пояснениях символов, используемых в формулах, а в остальных случаях в тексте – только при числовых значениях этих величин.

Пример – 10 кг.

В пределах текста для одного и того же показателя (параметра, размера) применяют одну и ту же единицу величины.

Пример:

  • длина трубы в метрах (по всему тексту).
  • толщина стенки трубы в миллиметрах.

Если в тексте приведен ряд числовых значений величины, который выражен одной и той же единицей величины, то обозначение единицы величины указывают только после последнего цифрового значения, за исключением знаков "%" и "°С".

Пример:

1) 1,0; 1,5; 2,0; 2,5 мм.

2) … от 10 до 100 кг.

3) … от 65 % до 70 %.

4) … от 10 °С до 20 °С.

5) … рисунки 1-14.

Правила оформления числовых значений в дипломной работе

В тексте дипломной работы числовые значения с обозначением единиц счета или единиц величин записывают цифрами, а числа без обозначения единиц величин (единиц счета), от единицы до девяти – словами.

Пример:

1… провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м.

2… отобрать 15 труб для испытания на давление.

3… не менее трех образцов.

Дробные числа приводят в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах, которые следует записывать: 1/4", 1/2".

Правила оформления примечаний в дипломной работе

Слово "Примечание" следует печатать с прописной буквы, с абзаца и не подчеркивать.

Примечания приводят в тексте дипломной работы, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки.

Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Пример выполнения примечания в таблице приведен на рисунке 3.10.

Примечание допускается выделять в тексте уменьшенным размером шрифта, слово "Примечание" выделять разрядкой.

Пример:

Примечание

Пример:

Примечания

1

2

Оформление примечаний – по требованию ГОСТ 7.32 [8].

Правила оформления примеров в дипломной работе

Примеры могут быть приведены в тех случаях, если они поясняют отдельные положения текста или способствуют более краткому изложению. Примеры размещают, оформляют и нумеруют так же, как примечания, но выделяют полужирным курсивом, уменьшенным размером шрифта.

Рисунок 3.9 - Пример оформления страницы текста с формулами

Оформление дипломной работы

Правила оформления условных обозначений в дипломной работе

При необходимости в тексте дипломной работы могут быть условные обозначения, изображения и знаки. Пример выполнения условных обозначений приведен на рисунке 3.11.

Оформление дипломной работы

Правила оформления цитирований в дипломной работе

Основные правила цитирования следующие:

  • целесообразность и обоснованность включения цитат в свой текст, точное определение их количества и границ;
  • недопущение дублирования основного текста своей работы;
  • цитирование авторов непосредственно по их работам;
  • точное соответствие источнику. Без искажений и пропусков, без изменения орфографии и пунктуации.

Оформление цитат подчиняется таким требованиям:

  • цитата вносится в текст в кавычках и с прописной буквы. Если в авторском тексте она тоже начинается с прописной, если цитата включена в предложение с прямой речи, где имеется знак " ";
  • цитата начинается с прописной буквы также в том случае, когда с нее начинается предложение или фраза (если даже из авторского текста берется лишь часть предложения с пропуском в самом начале).

Оформление цитат осуществляется со строчной буквы:

  • если они включаются в синтаксический строй предложения как его часть и не начинают самого предложения;
  • если в них опускаются первые слова, а сами они помещаются внутри предложения, в том числе и при прямой речи.

В тексте дипломной работы обязательно прямое (цитирование) или косвенное (пересказ) использование материалов из научных источников. При этом обязательны ссылки на источники и авторов.

Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в библиографическом списке. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте дипломной работы независимо от деления текста на разделы.

Правила оформления библиографического списка литературы в дипломной работе

Библиография (список использованной литературы) должна содержать только литературу, на которую имеются ссылки в тексте. Источники должны располагаться в порядке появления ссылок в тексте.

Ссылку на источник информации выполняют в соответствующем месте текста документа в квадратных скобках, где указывают ее порядковый номер в библиографии, например, «Методика расчета авторегулятора уровня, приведенная в [12], показывает ...».

Библиографическое описание литературы выполняют в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа.

Обязательными элементами библиографических сведений, обеспечивающими идентификацию документа, являются:

  • область заглавия и сведения об ответственности - содержит основное заглавие объекта описания, сведения, относящиеся к заглавию, сведения о лицах и (или) организациях, ответственных за содержание документа;
  • область издания – содержит информацию об изменениях и особенностях данного издания;
  • область специфических сведений – применяется при описании объектов, являющихся особым типом публикации или размещенных на специфических носителях (отдельные виды нормативных и технических документов, электронные ресурсы и др.);
  • область выходных данных – содержит сведения о месте и времени публикации;
  • область физической характеристики – содержит обозначение физической формы, в которой представлен объем описания, в сочетании с указанием объема и т.п.

Источники информации, полученные через Интернет, также помещают в библиографию с описанием, достаточным для его нахождения.

Оформление библиографии представлено в приложении Д.

Библиографический список – это обязательный элемент письменной работы, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список позволяет судить о степени серьезности проведенного исследования. В библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте и которые фактически, не были использованы автором.

Библиографическое описание документов, отобранных для включения в библиографический список литературы, следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТов:

  • 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
  • 7.11-2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках
  • 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила
  • 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок.
  • 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов.

Общие требования и правила составления

Источники в списке должны быть пронумерованы.

Способы группировки источников в списке литературы:

  • алфавитный способ – описания источников расположены в алфавите фамилий авторов и заглавий (если автор не указан). Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд. Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев – по алфавиту инициалов;
  • по хронологии публикаций – принцип расположения описаний – по году издания источника, а в каждом году – по алфавиту авторов или названий книг. Может быть обратно хронологической;
  • по видам изданий – основные группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, справочные и др. Официальные документы ставятся в начале списка в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Внутри каждой группы документы располагаются в хронологическом порядке;
  • систематическая, тематическая группировка – описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше соотносить с главами рукописи или важными проблемами темы;
  • по порядку появления ссылок в тексте дипломной работы – используется довольно часто. Однако такое расположение делает список трудно используемым, т.к. в нем сложно просмотреть охват темы, по нему трудно проследить, на какие работы данного автора есть ссылки в материале. Список, составленный таким образом, будет неполным, так как включает только литературу, упоминаемую и цитируемую в тексте, и не отражает других использованных работ.

Электронные ресурсы представляют собой электронные данные, электронные программы или сочетание этих видов в одном ресурсе.

В зависимости от режима доступа электронные ресурсы делят на ресурсы локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер) и удаленного доступа (с информацией на винчестере либо других запоминающих устройствах или размещенной в информационных сетях, например в Интернете).

Информация для составления библиографического описания электронного ресурса берется из определенных элементов выходных сведений в соответствии с предписанной очередностью их использования.

Источники информации, содержащиеся в электронном ресурсе, предпочтительны всем остальным. Такая информация должна формально присутствовать, например, на титульном экране, основном меню.

Описание составляется на том языке и в той графике, на которых приведены данные в ресурсе.

Схема записи электронного ресурса (сокращенная):

Заголовок записи. Основное заглавие [Общее обозначение материала] = Параллельное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Обозначение вида ресурса (объем ресурса). – Место издания : имя издателя, дата издания (Место изготовления: имя изготовителя, дата изготовления). – Специфическое обозначение материала и количество физических единиц: другие физические характеристики ; размер + сведения о сопроводительном материале. – (Основное заглавие серии). – Примечание.

Пояснения к некоторым элементам записи:

Заголовок записи. Фамилия первого автора с инициалами. Если авторов больше трех ресурс следует описывать под заглавием. (Пример. Даль В. И.)

Основное заглавие. Воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации. (Пример. Словарь компьютерных терминов)

Общее обозначение материала. Содержит указание в квадратных скобках на класс материала, к которому принадлежит ресурс. (Пример. [Электронный ресурс] или [ Electronic resource])

Параллельное заглавие. Эквивалент основного заглавия на ином языке. Если указано в источнике информации. (Пример. = The dictionary of computer terms)

Сведения, относящиеся к заглавию. Информация, раскрывающая и поясняющая основное заглавие. (Пример. : сетевой науч. журн.)

Сведения об ответственности. Информация о лицах и организациях, участвовавших в создании ресурса. (Пример. / Владимир Даль или / Моск. физ.-техн. ин-т)

Обозначение вида ресурса (объем ресурса). Вид ресурса: электронные данные и (или) электронные программы. Объем – количество записей, байтов, операторов. При невозможности определения объема, в примечании дается пояснение (например, ресурс переменной длины). (Пример. – Электрон. текст. дан. или . – Электрон. прикладная прогр.)

Место издания (изготовления). Город, связанный с изданием (производством) ресурса.

Специфическое обозначение материала. Указывается для ресурсов локального доступа (дисков, кассет, картриджей).

Основное заглавие серии.

Примечания. Дополняют предшествующую часть описания и могут касаться любого аспекта оформления электронного ресурса и его содержания, в т. ч. приводятся сведения о системных требованиях, режиме доступа и т. д. Между собой примечания разделяются точкой и тире (. – )

Правила оформления приложений в дипломной работе

Материал, дополняющий текст документа, помещают в приложениях. Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа, например документы на формате А1 для демонстрации на защите проекта.

Приложения могут быть обязательными или информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемыми или справочными.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки, например: «... указаны в приложении В».

Приложения располагают в порядке ссылки на них в тексте документа.

Каждое приложение начинают с нового листа с указанием наверху посередине листа слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч. Ь, Ы, Ъ. Если в документе одно приложение, его обозначают «Приложение А».

Пример:

Приложение А

(справочное)

Диаграмма состояний

 

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разбит на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения с добавлением перед номером обозначения (буквы) этого приложения.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах.

В тексте дипломной работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок, на них в тексте дипломной работы, за исключением справочного приложения "Библиографический список (список использованных источников)", которое располагается за заключением.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в отчете одно приложение, оно обозначается "Приложение А".

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью текста дипломной работы сквозную нумерацию страниц.

Приложения выполняются на листах формата А4 по ГОСТ 7.32 [8].

В приложениях целесообразно приводить графический материал большого объема или формата, таблицы большого формата, методы расчетов, описание аппаратуры и приборов, описание алгоритмов и программ задач, решаемых на ПК и т.д.

В приложениях приводят только те материалы, на которые имеются ссылки в основном тексте. Связь этих частей работы обязательна.

Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте. Каждое приложение оформляется отдельно.

Материал "Приложения" не учитывается в объеме работ.

В "Содержании" указывается каждое из приложений под своим номером и со своим названием.

Приложение или несколько приложений могут быть оформлены в виде отдельной книги отчета, при этом на титульном листе под номером книги следует писать слово "Приложение". При необходимости такое приложение может иметь раздел "Содержание".

В целом приложения не должны превышать 1/3 всего текста работы. Примеры оформления приложений приведены на рисунке 3.12.

Оформление дипломной работы

Проверка дипломной работы

Работа над текстом закончена, но необходимо проверить основные "точки":

  • название темы – с темой в листе "Задание" и титульного листа;
  • инициалы, фамилию, ученую степень и звание руководителя и рецензента;
  • использование (к месту) таблиц, графиков, диаграмм, схем;
  • использование (к месту) актуальных статистических данных;
  • использование унифицированных терминологии, сокращений и пр.;
  • аналитические ошибки;
  • ошибки в вычислениях;
  • языковые ошибки (орфографические, синтаксические, пунктуационные, стилистические и т.п.).

Готовая дипломная работа представляется студентом руководителю, консультантам по разделам, нормоконтролерам по текстовой и графическим частям. После ее просмотра и одобрения руководитель, консультанты по разделам, нормоконтролеры по текстовой и графическим частям ставят подписи в необходимых местах (на титульном листе, основной надписи и т.д.).

Дипломная работа вместе с отзывом руководителя представляется заведующему кафедрой для направления рецензенту и определения срока защиты.

Образец готовой дипломной работы

  • Скачать образец готовой дипломной работы

Учебник по  написанию и оформлению дипломной работы

  1. Что такое дипломная работа
  2. Как написать дипломную работу самостоятельно
  3. Цели и задачи исследования в дипломной работе
  4. Объект и предмет исследования в дипломной работе
  5. Гипотеза в дипломной работе
  6. Проблема исследования в дипломной работе
  7. Вопросы исследования в дипломной работе
  8. Методы исследования в дипломной работе
  9. Методические указания по выполнению дипломной работы
  10. Обзор литературы в дипломной работе
  11. Объем дипломной работы
  12. Структура дипломной работы
  13. Оформление аннотации к дипломной работе
  14. Оформление титульного листа дипломной работы
  15. Как написать актуальность дипломной работы
  16. Аналитическая часть дипломной работы
  17. Экономическая часть дипломной работы
  18. Написание технологической части дипломной работы
  19. Как написать заключение к дипломной работе
  20. Как проверить диплом на антиплагиат
  21. Как написать и оформить список литературы дипломной работы
  22. Оформление заголовков в дипломной работе
  23. Как оформлять ссылки на литературу в дипломной работе
  24. Ссылки в дипломной работе: примеры и образцы
  25. Как написать и оформить рецензию на дипломную работу
  26. Как оформлять списки в дипломе
  27. Как оформлять рамки в дипломе
  28. Как оформить список сокращений в дипломе
  29. Как правильно оформлять формулы в дипломе
  30. Как правильно оформить цитаты в дипломной работе
  31. Как правильно оформлять рисунки в дипломной работе
  32. Оформление схем в дипломной работе
  33. Пример оформления таблиц в дипломной работе
  34. Как заполнить дневник преддипломной практики
  35. Как сшить дипломную работу
  36. Оформление титульного листа презентации к дипломной работе
  37. Оформление презентации к дипломной работе
  38. Апробация дипломной работы
  39. Отзыв на дипломную работу
  40. Нормоконтроль дипломной работы
  41. Акт внедрения результатов дипломной работы