Обучение учащихся умению учиться

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Технологии организации и формирования классного коллектива
Игровые технологии в обучении учащихся разного возраста
Самообразование школьников: сущность, внутренние и внешние условия
Воспитание в современной школе с позиций деятельностного подхода


Введение:

Человек приобретает новые формы поведения, овладевает новыми видами деятельности, необходимыми ему для решения жизненных задач, только когда он учится изменять методы и структуры своих действий, формировать новые связи между отдельными объектами и их свойствами, между разными ситуации и причины, которые их вызвали. В то же время обучение является своеобразным способом накопления практического опыта в решении подобных задач. Такой опыт представляет собой совокупность навыков и умений, формирование которых является одной из основных задач обучения. Каждый тип целостного действия требует определенных навыков.

Решение проблемы обучения навыкам связано со знанием психологической структуры человеческих действий. Любое объективное действие человека состоит из объективных движений, связанных в пространстве и времени. Несмотря на их разнообразие, они состоят из трех простых элементов: «взять», «двигаться», «опустить». К нему присоединяются вспомогательные движения тела (наклоны, повороты) и ног (подъем, опускание, движение). Различные типы движений различаются по траектории, продолжительности, силе, скорости, темпу и тем, какие части тела они выполняют. С точки зрения качества движения они могут быть точными, точными, ловкими, скоординированными.

Помимо объективных движений, человеческая деятельность включает в себя движения, обеспечивающие установку и сохранение осанки (стоя, сидя, лежа и т. д.), Движения (ходьба, бег), общение. Выразительные движения (выражения лица и пантомимики), семантические жесты, речевые движения различаются в общении. В двигательных актах помимо рук и ног, также мышц тела и лица, гортани, голосовых связок и т. д.

Система движений

Овладеть любым действием - значит овладеть определенной системой движений. Движения, в свою очередь, зависят от цели действия, от свойств объекта, на который оно направлено, и от условий действия. Разные предметы вызывают разную структуру движений и мышечной активности.

Отечественные физиологи П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн и др. Показали, что работа мышц контролируется не только заданием движения, но и условиями, в которых оно осуществляется. Мышцы «приспосабливают» свою активность к величине поднятой силы тяжести, сопротивлению отталкиваемого объекта, чтобы обеспечить заданное направление и скорость движения.

Движение постоянно контролируется и регулируется. Существует сравнение их текущих результатов с конечной целью действия. Этот контроль осуществляется с помощью органов чувств (зрение, слух, мышечные ощущения). Управление движением осуществляется на основе обратной связи. Органы чувств служат каналом связи, а определенные воспринимаемые признаки объектов и движений, которые играют роль руководящих принципов действия, служат источником информации. Эта форма обратной связи называлась P.K. Анохин обратная афферентация.

Овладение любым действием не ограничивается овладением способами выполнения определенной системы движений. Это обязательно включает разработку методов сенсорного контроля и корректировки движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия. Основой этого процесса является усвоение сенсорных ориентиров, информирующих мозг о состоянии внешней среды, ходе движений в ней и их результатах. Ориентиры определяют движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия. Структура движений, составляющих действие, контролируется и регулируется целью. Цель действия определяет, какие свойства и состояния вещей становятся ориентирами для его реализации, контроля и исправления.

Знание цели и стремление к ней способствуют развитию действия. Действия человека напрямую определяются не только их биологическими, но и социальными потребностями. Все продуктивные действия человека могут осуществляться только на основе регулирования их сознанием. Человеческие действия - это всегда сознательные действия.

Действие человека по своей структуре состоит из трех компонентов: сенсорного (сенсорного), моторного (моторного) и центрального. При реализации действия эти компоненты выполняют следующие функции: выполнение, контроль, регулирование. Методы выполнения, контроля и регулирования действий, которые использует человек, называются методами деятельности.

Каждая из этих функций реализуется сознательно и неосознанно. Например, система движений гортани, необходимая для произношения слов, совершенно не распознается человеком. На физиологическом уровне возникают сложные мышечные сокращения и напряжения, которые необходимы для выполнения любого движения. Как правило, конечные цели действий признаются, а также их общий характер. Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и бессознательного регулирования. Ходьба является типичным примером автоматизированной деятельности, большинство движений которой выполняются неосознанно. При освоении действий сначала требуется их детальное сознательное регулирование, а затем они начинают выполняться с меньшим и меньшим вовлечением сознания, то есть они автоматизированы. Частичная автоматизация выполнения и регулирования соответствующих движений называется навыком.

В настоящее время не существует однозначного определения понятий «навыки» и «навыки». Наиболее принятой является характеристика способности как способность выполнять любое действие, операцию. Согласно этой точке зрения, навыки предшествуют навыку, который рассматривается как более высокий уровень мастерства действий или является начальной стадией его формирования. Однако в психолого-педагогической литературе существует также прямо противоположная интерпретация этих понятий.

Фактически, любое человеческое действие частично автоматизировано, так как человек никогда полностью не осознает все его элементы, такие как необходимые сокращения мышц. В то же время, никакое человеческое действие не может быть полностью автоматизировано, так как оно является частью деятельности и называется сознательной целью.

Когда в результате обучения увеличивается бессознательная составляющая движения, это показатель формирования навыка. Однако повышение автоматизации движений может сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий, обеспечивающих эти движения.

Мы можем говорить о чистом искусстве как о механизме поведения только у животных, тогда как у людей любая деятельность в конечном итоге контролируется сознанием. Автоматизация определенных компонентов действия только смещает объект сознательного регулирования, выдвигает общие цели, условия выполнения, контроля и оценки его результатов в круг сознания. Частичная автоматизация приводит к следующим изменениям в структуре действия.

Во-первых, меняются методы выполнения движений. Вследствие этого ряд частных движений, которые ранее выполнялись изолированно, объединяются в одно действие, в одно сложное движение, где нет «зацепок» и разрывов между отдельными простыми движениями, которые делают его ненужным и ненужные движения устраняются, а скорость движений ускоряется. При освоении действия становится возможным сохранить все его компоненты: количество движений (оно уменьшается), последовательность движений (оно становится непрерывным), комбинацию движений (они выполняются одновременно), а также их скорость. Эта перестройка движений характерна для двигательных навыков.

Во-вторых, меняются методы сенсорного контроля за выполнением действия. Визуальный контроль выполняемых движений в значительной степени заменяется мышечными (кинестетическими) движениями, разрабатываются специальные сенсорные синтезы, позволяющие установить соотношение различных ориентиров, определяющих характер движения (глаз, чувство скорости), для водитель, чувство материала - для плотника, тонкая разница в размерах - для токарей и шлифовщиков); Развивается способность быстро распознавать и выделять ориентиры, которые важны для мониторинга результатов действия. Когда вы осваиваете действие, появляется возможность более тонкого и прямого контроля качества его результатов и условий реализации. Эта перестройка сенсорного контроля касается сенсорных навыков.

В-третьих, методы центрального регулирования действий меняются. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на ситуацию и результаты действий. Интеллектуальные операции начинают выполняться быстро и без проблем («интуитивно»). Появляются ожидания, благодаря которым внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время предыдущих, что сокращает время реакции. Такие изменения в структуре центрального регулирования называются интеллектуальными навыками.

Методы выполнения действий

Навыки связаны с методами выполнения действий, а не с их целями и условиями. Автоматизация освобождает разум от контроля над самой реализацией двигательных, сенсорных и интеллектуальных операций, составляющих действие. В этом смысле выполнение действия становится автоматическим. Но в области сознания цели, для которых выполняется действие, и условия, в которых оно происходит, а также его результаты остаются и выдвигаются на первый план. С этой точки зрения выполнение действия становится более осознанным.

Из этого следует, что обучение приводит к тому, что навыки человека входят в структуру его сознательной деятельности. Изменения, происходящие в структуре действий за счет автоматизации способов их выполнения, не делают эти действия бессознательными, а наоборот, повышают сознание действий в целом.

С формированием навыка выполнение действия как системы операций становится все менее и менее осознанным. Но выполнение действия как способа деятельности становится все более осознанным.

Описанные изменения в методах действия и их регуляции происходят в результате пробных попыток и отбора. Человек, руководствуясь руководящими принципами, пытается выполнить определенное действие, контролирует результат. Успешные движения, которые оправдывают себя руководящими принципами и методами регулирования, постепенно отбираются и фиксируются, а неудачные и неоправданные - подавляются и устраняются. Без таких повторных практических попыток формирование навыков невозможно.

Практические испытания носят характер сознательных попыток воспроизвести определенные движения. Мониторинг результатов, оценка и корректировка действий в той или иной степени осознаны. Имитация основана на наблюдении (сфокусированном восприятии) паттерна освоенных действий. Но самое главное, что выбор и регулирование методов начинают контролироваться концептуализацией их целей и представлением их содержания.

Основным инструментом для этого является речевая деятельность, а также воспроизведение «в уме» того способа действия, который вы хотите выполнить. Эксперименты, проведенные в лаборатории Л. Б. Ительсона, показали, что введение «умственных действий» заметно сокращает общее количество попыток, необходимых для формирования навыка.

Различают сенсорные, моторные (моторные), сенсомоторные, интеллектуальные и другие навыки. В зависимости от того, какие навыки формируются у студентов, требования к организации обучения также меняются. Однако наличие у студентов интереса к задачам, которые необходимо решить, показ и объяснение их важности и полезности, создание ориентации на овладение навыком являются общими условиями для формирования любого вида навыка. Не менее важны такие условия, как информация о достигнутых результатах, поощрение правильных действий и успеха.

Различение цветов, запахов, вкусов, температур, расстояний, скоростей требует развития сенсорных навыков, которые основаны на активности чувств человека. В тех же видах деятельности, где преобладает мышечная работа, требуются моторные (моторные) навыки. Это может быть обучение танцам, плаванию, бегу, ходьбе и т. д.

В некоторых видах деятельности одинаково значимы работа органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и т. д.) И мышц. В таких случаях они говорят о необходимости развития сенсорно-моторных навыков. С их помощью овладевает мастерство письма, чтения, рисования, рисования, печати, вождения, вышивки и т. д.

Более сложными, чем сенсорные и моторные навыки, являются интеллектуальные, то есть навыки реализации умственной деятельности, решения психических проблем различной степени сложности. Это включает в себя умение считать, говорить, выбирать методы действий, стиль общения, стратегии взаимодействия и т. д.

Метод обучения оказывает большое влияние на процесс формирования навыков. Умение возникает как сознательно автоматизированное действие (навык) и функционирует как автоматизированная техника для выполнения действия. Его роль заключается в том, чтобы освободить ум от контроля над реализацией методов действия. Развитие навыка проходит через передачу сознания к целям и условиям действия.

Процесс усвоения действий можно описать количественно, если измерить, как изменяется один из признаков действия (в зависимости от количества упражнений) (например, количество ошибок, количество правильно решенных задач, затраченное время, количество продукты и т. д.).

В первые десятилетия XX в. Кривые упражнений привлекли большое внимание психологов. Предполагалось, что они решат много важных вопросов о законах обучения, его типах, условиях и т. д. Было проведено много исследований, было построено множество кривых упражнений и предложено бесчисленное множество интерпретаций. С попытками вывести формулы для этих кривых началось целое направление - математическое моделирование в психологии.

Однако после нескольких десятилетий общего энтузиазма и больших ожиданий, как это часто бывает, сменилось разочарованием. Кривых формирования навыков было так много, что их классификации стали приобретать почти случайный характер. Почти для каждого задания и для каждого ученика появилась «своя кривая». Более того, у одного и того же человека в разных случаях имели место различные «кривые обучения».

Все предложенные «типичные кривые» и их «характерные законы» (такие как «плато», гиперболическое, логарифмическое или любое другое ускорение и т. д.) Становились неубедительными с каждым новым исследованием. У животных были получены «обычные», «типичные» кривые упражнений, но не у людей. Это может означать только одно: некоторые факторы вмешиваются в процесс обучения у людей, которые отсутствуют или слабо выражены у животных и которые влияют сильнее, чем предполагаемые «общие законы».

В теории и практике преподавания существуют различные концепции педагогических навыков. Они указывают конструкцию упражнений, их повторение, дозирование, сложность и количество сформированных навыков. Так, например, организация повторения материала при формировании навыка предлагается по-разному. Если суть повторения видна в импринтинге, то вводятся задачи, которые, очевидно, выполнимы для студентов, и они переходят к новому материалу чрезвычайно осторожно и постепенно. Главное здесь - не допустить ошибок, так как они затрудняют обучение навыкам.

Существует только противоположный подход, согласно которому обучение навыкам следует проводить по доступным, но трудным задачам. Суть повторения проявляется в тестировании различных действий, в развитии способности находить и выделять правильные действия. Поэтому студентов учат не бояться ошибок, проводить поисковые действия, анализировать допущенные ошибки и их устранять. В то же время опора на сенсорные ориентиры крайне важна. Студентам предлагаются способы решения проблем на основе двигательных актов. Они запоминают элементы правильного действия и постепенно объединяют их в целостное действие.

Ряд исследований был посвящен изучению роли усвоения руководящих принципов действий в обучении навыкам, влиянию знаний о целевых действиях на результаты поэтапной тренировки движений, ценностям отношений и вознаграждений, эффективности простых и трудных задач. задачи, сопоставимость частных и целостных, формальных и содержательных упражнений, эффективность обучения навыкам с учетом предупреждения ошибок.

Были получены данные, подтверждающие, что каждый из этих факторов влияет на формирование навыков, но не удалось оценить их по степени эффективности и положительным изменениям. На начальном этапе обучения аналитический подход оказался более эффективным, формирование навыков проходило быстрее и проще. Они отличались большей четкостью, точностью и долговечностью. Однако затем, при объединении отдельных элементов в целостные действия, возникали трудности, ход обучения замедлялся, а сформированные навыки оказывались стереотипными и негибкими.

С синтетической техникой формирование навыков происходит медленнее, в действиях обнаруживаются многочисленные ошибки. Но через некоторое время курс обучения ускоряется, а сформированные навыки характеризуются гибкостью и приспособляемостью к меняющимся условиям.

При формировании навыков рекомендуется использовать упражнения сложной природы, в том числе решение содержательных предметных задач и упражнения аналитического характера на различных формальных объектах. Например, при использовании упражнений первого типа обучение чтению может проходить целыми словами, затем значимыми текстами, письменно - буквами, а затем текстами; труд - на изготовление полезных вещей. При использовании аналитических упражнений письмо начинается с отдельных элементов, с букв, бессмысленных слогов и звуковых комбинаций, и только затем переходит к словам.

Вышеуказанные особенности формирования навыков аналитическими и синтетическими методами не всегда оказываются именно такими. Некоторые исследователи находят прямо противоположные данные. В связи с этим сложно найти основу для точных педагогических прогнозов и рекомендаций по выбору методов формирования навыков. Кроме того, на показатели формирования умений влияют и другие факторы: индивидуальные особенности учащихся, профессиональные и личностные качества учителя, тип формируемых умений, содержание освоенных действий, осознание необходимости этих умений и т. д.

Повторно повторяющиеся навыки складываются в привычку, то есть в стереотипных действиях, выполняемых автоматически, без включения сознания и применения волевых усилий. Каждый человек в своем ментальном арсенале обладает большим количеством привычных действий, установок, способов мышления, эмоциональных и поведенческих методов реагирования, которые выполняются как бы сами по себе, органически сливаясь с человеком и формируя стиль поведения, особенности включения в системе человеческих отношений.

Долгое время умение понималось как условный рефлекс автоматического действия. Теперь ясно, что это относится только к животным и детям первого года жизни. Попытка объяснить развитие навыков у детей 1-1,5 лет была предпринята известным швейцарским психологом Ж. Пиаже. Он назвал этот период стадией «сенсорного интеллекта».

Он выделил следующие этапы регуляции детского поведения:

  • простая сенсомоторная адаптация (0-1 месяц), характеризующаяся врожденными и простейшими условными рефлексами;
  • первичные реакции пальцев, такие как простые оперантные рефлексы (1-4 месяца) - это сосание пальцев, хватание;
  • вторичные реакции пальцев (4-8 месяцев), связанные с распознаванием предметов и закреплением новых действий (сочетание классических и оперантных рефлексов) - дети протягивают руки к игрушкам, трясут, стучат предметами;
  • согласование первичных цепей мотора и их перевод в новые ситуации (8-12 месяцев), позволяющие обходить препятствия, искать новые способы действий для получения нужных вещей, игрушек.

К концу первого года жизни у ребенка появляются и начинают развиваться формы внешней и внутренней активности, речи и сознания. Именно они заменяют чисто рефлекторные формы реакции и становятся ведущими способами отражения мира и регулирования поведения. Это меняет всю психологическую структуру действий и пути их развития.

В практике педагогического мастерства такие методические приемы, как демонстрация и детальное обучение, специальные карточки с инструкциями, тренажеры, механические схемы и руководства и т. д. Методы его планирования резко ускоряют развитие действий и формирование соответствующих навыков.

Более высокие результаты появляются, когда выполнение действия контролируется на каждом этапе алгоритмом, встроенным в инструкцию. Большое значение для овладения методами внутреннего регулирования и контроля (сенсорных и интеллектуальных действий) имеет перевод соответствующей информации в собственную речь студентов. Например, «озвучивание» задач, методов и планов его реализации; устное «самообучение» по ходу действия; анализ ошибок, их причины и методы исправления; самоотчет о выполненных действиях, выбранных руководствах и решениях; словесное и письменное словесное обоснование выбранных методов действия и т. д. Для этого также могут использоваться языковые средства: диаграммы, структуры действий, карты ориентиров, формулы и диаграммы необходимых рассуждений, графики путей движения и последовательности операций, визуальные столы и т. д.

Образовательные эксперименты показывают, что использование этих методов облегчает процесс формирования навыков. Ошибки значительно уменьшаются, а иногда исчезают, резко сокращается время тренировки и т. д.

Формирование отдельного навыка никогда не бывает самостоятельным изолированным процессом. На него влияет весь предыдущий человеческий опыт и цель деятельности, которая служит этому навыку.

Каждый навык существует в системе навыков, которыми обладает человек. Некоторые из них помогают обучению и функционированию, другие - мешают, другие - изменяют и т. д. Это явление называется взаимодействием навыков.

Действие определяется его целью, объектом и условиями (ситуацией). Он внедряется как система определенных приемов двигательной активности, сенсорного контроля и центрального регулирования. Успех действия зависит от того, насколько эти методы соответствуют цели, объектам и условиям действия.

Общий закон формирования навыков заключается в том, что перед лицом новой задачи человек сначала пытается использовать такие методы деятельности, которыми он уже владеет. В то же время он руководствуется поставленной задачей, передавая ей методы, уже использованные в его опыте для решения аналогичных задач.

Формирование у человека нового навыка определяется двумя основными моментами: набором навыков, которыми он уже владеет, и тем, как он воспринимает и осмысливает новую задачу, с которой он ее сравнивает, которую он выделяет как существенную в ней.

Успех передачи методов деятельности зависит от того, насколько правильно оценивается сходство задач с точки зрения того, как их решать. Здесь возможны два крайних случая. Первый - это когда цели (или объекты, или условия) двух действий воспринимаются человеком как сходные. Между тем, на самом деле они разные по методам исполнения, контроля или центрального регулирования. Отправной точкой являются неэффективные методы действий. Чтобы обнаружить их заблуждение, преодолеть и заменить его истинно новыми трюками, нужно время и повторные попытки. Формирование навыков сложно и замедляется. В этом случае они говорят о негативной передаче или вмешательстве навыков.

Второй возможный крайний случай - это когда цели, объекты или условия двух задач внешне различны, а действия, необходимые для их правильного решения, схожи с точки зрения исполнения, контроля или центрального регулирования. Если правильные действия являются отправной точкой, то формирование навыка значительно облегчается. Это положительная передача или индукция навыков.

Вывод:

Наблюдения и эксперименты показывают, что не только прошлые навыки влияют на новые, которые освоены. Оказывается, что новые навыки могут влиять на старые методы действий, которые уже есть у человека, подавлять их, укреплять или перестраивать. Такие отзывы о «настоящем прошлом» называются ретроактивным торможением или ретроактивным подкреплением.

Из вышеизложенного следует, что человеческие навыки носят системный характер. Различные элементы и стороны в них пересекаются, объединяются, расходятся, оказывают взаимное влияние, усиливают, подавляют, включают, поглощают или выталкивают друг друга. Эта их особенность отражена в понятии «иерархия навыков».

Об образовании навыка или навыка принято судить по качеству выполненного действия. Если выполнение действия происходит с интенсивным вниманием, то говорят о динамическом контроле, а если с минимальной интенсивностью внимания, то о тонизирующем. Динамическое управление связано с функцией понимания действия, тоническое - с функцией отслеживания программы действия (Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина). С сформированным навыком постоянный и тщательный динамический контроль не требуется. Чем автоматизированнее становятся действия, тем больше появляется возможностей для перехода от управления процессом к управлению результатом.