Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
Сущность и содержание процесса обучения
Современные модели организации обучения
Инновационные образовательные процессы


Введение:

Невозможно научить ученика в школе всему, что нужно в жизни, но можно и нужно научить его самостоятельно приобретать знания, учить его применять на практике, работать с книгой.

Известно, что знания необходимо постоянно пополнять, чтобы на уроке не только передавать их, но и формировать способность и необходимость учиться, извлекать информацию из разнообразной литературы, прежде всего из учебника.

Я считаю, что первое, что нужно сделать, чтобы повысить эффективность и результативность урока, - это увеличить долю самостоятельной работы студентов. Это не секрет, слишком много времени иногда тратится на сообщение, объясняющее новый материал, на устные опросы. В результате на самостоятельную работу остается мало времени, а работа со студентом переводится на дом. Во-вторых, важным условием повышения эффективности работы является расширение тематического диапазона каждого урока.

Разделение темы и изучение ее по частям на отдельных уроках не всегда оправдано.

Опыт современных педагогов показывает, что проведение уроков в системе лекций и семинаров с многократным изучением студентами всей темы в нескольких классах оправдано.

Тема данной курсовой работы - изучение лекционно-семинарской системы образования.

Актуальность темы проявляется в том, что в настоящее время для повышения качества образования выдвигаются новые требования к современному уроку - использование различных форм и систем обучения, их нестандартное сочетание друг с другом ,

Целью работы является раскрытие особенностей этой системы обучения, истории ее возникновения, а также возможностей применения в различных учебных заведениях.

Первая глава посвящена общим характеристикам обучения, как способу организации педагогического процесса, а также основным формам и организационным системам обучения (и истории их возникновения). Он определяет место системы лекций и семинаров среди других систем обучения.

Содержание, свойства, особенности и возможности использования этой образовательной системы в образовательных учреждениях приведены во второй главе.

В третьей главе рассматривается более узкий аспект, а именно система лекций-семинаров по преподаванию географии в школе, то есть она частично применяется в природе.

При подготовке работы мы использовали научную литературу, периодические издания (журналы), ресурсы глобальной информационной сети Интернет - в тексте есть ссылки. Все данные были систематизированы и обобщены - что отражено в материале данной курсовой работы

Организационные формы и системы обучения

Образование как способ организации педагогического процесса

Образование является наиболее важным и надежным способом получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, ориентация на гармоничное развитие личности, единство предметной и процессуальной сторон), обучение одновременно имеет специфические качественные различия.

Будучи сложным и многогранным, специально организованным процессом отражения реальности в сознании ребенка, обучение является не чем иным, как особым познавательным процессом, которым руководит учитель. Именно руководящая роль учителя обеспечивает студентам полное усвоение знаний, навыков и способностей, развитие их умственных и творческих способностей.

Когнитивная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Оно осуществляется на каждом этапе жизни, во всех видах деятельности и социальных отношениях студентов (производительная и общественно-полезная работа, ценностно-ориентированная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также посредством выполнения различных предметных и практических действий в учебный процесс (эксперименты, конструирование, решение исследовательских задач и т. д.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкий замысел в особом, присущем только человеческому обучению и познавательной деятельности или обучению.

Обучение всегда происходит в общении и основано на вербально-деятельностном подходе. Слово является одновременно средством выражения и познания сущности изучаемого явления, инструментом общения и организации практической познавательной деятельности школьников. Это также тесно связано с ценностно-ориентированной деятельностью, целью которой является формирование личных значений и осознание социальной значимости объектов, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и любой другой процесс, связано с движением.

Он, как и целостный педагогический процесс, имеет структуру задач, и поэтому движение в процессе обучения идет от решения одной образовательной задачи к другой, продвигая студента по пути знаний: от невежества к знаниям, от неполных знаний к более полный и точный.

Обучение не ограничивается механической передачей знаний, навыков. Это двусторонний процесс, в котором учителя и ученики (студенты) находятся в тесном взаимодействии: преподавание и обучение.

В то же время преподавание следует рассматривать условно, поскольку преподаватель не может ограничиваться только представлением знаний - он развивает и обучает, т. е. осуществляет целостную преподавательскую деятельность.

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей воспитательной работы студентов всегда высоко ценилась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учителем является «солнце для вселенной».

Сейчас она высоко оценена. Однако необходимо четко представлять себе роль самого ученика, поскольку он является центральным звеном в базовых и начальных отношениях в педагогическом процессе.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к обучению, их стремлением к знаниям, способностью осознанно и независимо приобретать знания, навыки и активность.

Студент является не только объектом учебных воздействий, он является субъектом специально организованного познания, субъектом педагогического процесса. Поскольку развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой обучения должна считаться не преподавание, а преподавание.

Организационные формы и системы обучения

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в различных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество студентов, обучающихся в сфере образования; особенности отдельных процессов обучения; место и время студенческой работы; обеспечение учебниками и учебными пособиями и др.

Определение организационной формы и системы обучения

В дидактике предпринимаются попытки определить организационную форму обучения.

Наиболее разумным подходом представляется И. М. Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей субъекта, он определяет организационную форму обучения как особую конструкцию учебного процесса, характер которого определяется его содержанием, методы, приемы, средства, виды деятельности студентов. Этот дизайн представляет собой внутреннюю организацию контента, которая представляет собой процесс взаимодействия учителя и учеников при работе над конкретным учебным материалом.

Поэтому под формами обучения следует понимать построение сегментов учебного процесса, реализуемых в сочетании управленческой деятельности учителя и контролируемой учебной деятельности учащихся с целью усвоения конкретного содержания учебного материала и освоения методики деятельности.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая интеграцию и взаимодействие всех его компонентов. Комбинация форм, объединенных на основе связи учащихся и преподавателей с помощью учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

История появления современных систем обучения

В истории педагогики и образования наибольшую популярность завоевали три основные организационные системы обучения, отличающиеся друг от друга количественным охватом студентов, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации студенческой деятельности, степенью их самостоятельности и Специфика управления учебным процессом преподавателем: индивидуальная, на уроке и лекционно-семинарской системе.

Индивидуальная система обучения

Организационные формы и системы обучения являются историческими: они рождаются, развиваются, сменяются друг другом, в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образования, теории и практики. Их возникновение связано с древним миром.

Так, в Древней Греции, в Афинах дети учились у грамматика и шифролога, затем в Палестине были и школы более высокого типа - гимназия и эфебия. В школах индивидуальные занятия сочетались с коллективными. Сначала учитель открыл свиток, и ученики по очереди прочитали текст вслух, затем они повторили то, что прочитали в унисон. Упражнения писали стилусом на покрытых воском досках. Драматизация использовалась, когда ученики выступали в качестве букв, из которых составлялись слоги и слова. Умственное обучение проходило в неформальных беседах между учителями и учениками и в дискуссиях. Физическое воспитание и музыкальное образование приняли форму индивидуальных и коллективных занятий. Учебный процесс велся от рассвета до заката. Домашнее задание не было дано.

Система индивидуального воспитания развивалась в первобытном обществе как передача опыта от одного человека другому, от старшего к младшему. С появлением письма старейшина клана или священник передавал этот опыт через говорящие знаки своему потенциальному преемнику, общаясь с ним индивидуально.

С развитием научных знаний и расширением доступа к образованию для более широкого круга людей система индивидуального обучения индивидуально трансформировалась в систему отдельных групп. Преподаватель до сих пор учил индивидуально 10-15 человек. Изложив материал для одного, он дал ему задание для самостоятельной работы и перешел к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель вернулся к первому, проверил задание, изложил новую часть задания. материал, давал задание и так далее, пока ученик, по словам преподавателя, не освоил науку, ремесло или искусство. Содержание обучения было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть учащиеся разных возрастов, разной степени подготовленности. Начало и конец занятий для каждого ученика, а также продолжительность обучения также были индивидуализированы. Учитель редко собирал всех учеников в группе для коллективных обсуждений, наставлений или запоминания Священных Писаний и стихов.

Классная система обучения

В средние века благодаря увеличению числа учеников стало возможным выбирать группы детей примерно одного возраста. Это потребовало создания более совершенной организационной системы обучения [1]. Она стала системой уроков, разработанной в XVII веке. Ya. А. Коменский и описан им в книге "Великая дидактика". Он представил учебный год в школах, разделил учащихся на группы (классы), разделил учебный день на равные части и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методологической стороны все уроки были построены достаточно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель, используя вопросы, побуждал учеников вспомнить и устно пересказать то, что они узнали ранее, продолжение, когда учитель объяснил новый материал, и конец, когда ученики собрал материал, который они только что услышали, и выполнил упражнения. Ya. А. Коменский был против домашнего задания. По его мнению, школа - это учебная мастерская, поэтому в ней, а не дома, необходимо обеспечить успех в обучении.

Система обучения на уроках получила дальнейшее развитие у К.Д. Ушинского [10]. Он научно обосновал все его преимущества и разработал гармоничную теорию урока, особенно его организационную структуру и типологию. В каждом уроке К.Д.Ушинский выделял три части, соединенные последовательно друг с другом. Первая часть урока направлена ​​на осознанный переход от прошлого к новому и нацеливание студентов на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, по словам К.Д. Ушинский, это как бы необходимый ключ, «дверь» урока. Вторая часть урока направлена ​​на решение основной проблемы и является определяющей, центральной частью урока. Третья часть призвана подвести итоги проделанной работы и закрепить знания и навыки.

Большой вклад в развитие научной базы для организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учеников. Система классных уроков стала широко распространенной во всех странах, и ее основные характеристики не менялись в течение более трехсот лет. Однако в конце XIX в. ее стали критиковать в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством образования. Поиск организационных форм обучения, которые заменили бы систему уроков в классе, был в основном связан с проблемами количественного охвата учащихся и управления учебным процессом.

Итак, в конце XIX в. в Англии была сформирована система обучения, охватывающая одновременно шестьсот и более студентов. Преподаватель, находясь со студентами разных возрастов и уровней подготовленности в одной комнате, учил старших и более успешных, а те, в свою очередь, моложе. Во время урока он также наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками наблюдателей. Эта обучающая система называлась белланкастер от имени ее создателей - священника А. Белля и учителя Д. Ланкастера. Ее изобретение было вызвано стремлением разрешить противоречие между необходимостью более широкого распространения элементарных знаний среди работников и сохранением минимальных затрат на образование и подготовку учителей.

Другие ученые и практики направили свои усилия на поиск организационных форм обучения, которые позволили бы устранить недостатки урока, в частности его ориентацию на среднестатистического учащегося, однородность содержания и усредненные темпы развития образования, а также неизменность структура. Недостатком традиционного урока было то, что оно сдерживало развитие познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.

Мысль К.Д. Ушинского о том, что дети на уроке, по возможности, работают независимо, а учитель руководил этой самостоятельной работой и давал ему материал в начале XX века. пытался реализовать Э. Пархерста в США при поддержке тогдашних влиятельных педагогов Джона и Эвелин Дьюи. В соответствии с ее предложенным планом дальтоника (план дальтоника) традиционные уроки в форме уроков были отменены. Студенты получали письменные задания, а после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану. Тем не менее, опыт работы показал, что большинство студентов не могут себе этого позволить без помощи учителя для самостоятельного обучения. Широкое дальтоник план не получил.

В 20-х гг. план дальтоников подвергся резкой критике со стороны отечественных учителей, прежде всего за его ярко выраженную индивидуальную ориентацию. В то же время он послужил основой для разработки системы организационной подготовки команды и лаборатории, которая практически заменила урок своей жесткой структурой. Такая система обучения, в отличие от дальтоника, предполагала сочетание коллективной работы всего класса с командой (командой) и индивидуальной работой каждого ученика. Работа планировалась на общих занятиях, обсуждались задания, ученики готовились к экскурсиям, преподаватель объяснял сложные темы и подводил итоги общих занятий. При определении задания для бригады учитель устанавливает сроки выполнения задания и необходимый минимальный объем работы для каждого учащегося, индивидуализируя задания при необходимости. На заключительных конференциях руководитель группы от имени команды составлял задание, которое, как правило, выполнялось группой активистов, а остальные присутствовали только в одно и то же время. Знаки были установлены равными для всех членов бригады.

Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендующей на универсальность, было характерно уменьшение роли учителя, сведение его функций к периодическим консультациям студентов. Переоценка способностей учащихся к обучению и метода самостоятельного получения знаний привела к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы знаний и формированию наиболее важных общеобразовательных навыков.

В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения Научно-исследовательского института школьных методик, которым руководил В.Н. Шульгин, он начал содействовать ее превращению в систему проектирования (метод проекта). Он был заимствован из американской школы, где его разработал У. Килпатрик. Суть этой системы обучения заключается в том, что студенты сами выбирают тему разработки проекта. Он должен быть связан с реальной жизнью и, в зависимости от специализации (предвзятости) исследовательской группы, отражать ее социально-политические, экономико-производственные или культурно-бытовые аспекты. Однако в системе обучения проекта, а также в лаборатории и лаборатории учитель остался на той же роли: он прочитал вступительную лекцию, провел консультации и подвел итоги.

Система лекций и семинаров

С появлением первых университетов родилась лекционная и семинарская система образования.

Основной формой обучения в ранних университетах была лекция, которая первоначально состояла в чтении текста, сопровождалась глоссариями, объяснениями и комментариями, но постепенно стала более свободной и тщательно продуманной. Кроме того, споры были характерной чертой университетской жизни. Форма обсуждения «спорных вопросов» была следующей: сначала была сформулирована проблема, затем были сформулированы и обоснованы различные или противоположные мнения, и студент дал ответ, а затем последовало решение профессора. Несколько раз в год проводились открытые дискуссии для учителей, студентов и гостей, а затем обсуждались любые вопросы. Они были известны как спор.

Характер устной презентации учебного курса (обычно на латыни) был приобретен лекцией в 18 веке. в университетах (в средневековых университетах лекция использовалась в форме чтения и комментирования текста книги преподавателем).

Семинарная форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учеников сочетались со спорами, комментариями и выводами учителей. Семинары получили дальнейшее развитие в университетах Западной Европы, где с 17 в. они предназначались главным образом для студентов, чтобы работать на источниках (обычно в гуманитарных науках). С начала 19-го века семинары были введены на некоторых факультетах российских вузов. С начала 20 в. Университетские семинары стали способствовать расширению общих научных горизонтов студентов, ознакомлению их с наиболее важными проблемами и исследованиями в выбранной отрасли науки.

В последние годы элементы системы преподавания лекций-семинаров стали использоваться в общеобразовательной школе в сочетании с формами обучения в системе классных занятий. Опыт непосредственной передачи системы лекций и семинаров в школу не оправдал себя.

Сочетание разных систем обучения

В 60-х годах план Трампа, названный так по имени его разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа, получил большую известность. Эта форма организации обучения предусматривала сочетание занятий в больших аудиториях (100–150 человек) с занятиями в группах по 10–15 человек и индивидуальной работой учащихся. 40% времени было посвящено общим лекциям с использованием различных технических средств, 20% - обсуждению лекционного материала, углубленному изучению отдельных разделов и развитию навыков (семинаров), а остальное время студенты работали самостоятельно в рамках руководство учителя или его помощников из сильных учеников.

В настоящее время, согласно плану Трампа, работают только некоторые частные школы, а в массовых школах зафиксированы только определенные элементы: обучение команды учителей по одному предмету (один читает лекции, другие проводят семинары); привлечение помощников, не имеющих специального образования, для проведения занятий с большой группой студентов; организация самостоятельной работы в малых группах. В дополнение к механическому переводу университетской системы образования в общеобразовательную школу, план Трампа утвердил принцип индивидуализации, который выражается в предоставлении студенту полной свободы в выборе содержания образования и методов его развития, что было связано с отказом от руководящей роли учителя и игнорированием образовательных стандартов.

В современный период модернизацию системы преподавания на уроке проводил учитель из Одесской области Н. П. Гузик. Он назвал это лекцией и семинарией, хотя было бы более точно назвать это лекцией и лабораторией. Прототипом разработанной им системы обучения была команда-лаборатория. Учитель дает студентам материал большими блоками, каждый из которых включает в себя одну большую или несколько небольших тем. Это позволяет студентам изучать причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по этой теме. На втором уроке учитель проводит второй анализ той же темы, включая элементы разговора в лекции, демонстрирует учебный эксперимент и учебный фильм. Студенты понимают логику темы и записывают основные мысли, формулы и расчеты в тетради. Следующие четыре урока посвящены лабораторным занятиям, в которых они самостоятельно работают над темой.

Задания даются студентам по-разному в трех направлениях. Студенты знакомятся со всеми тремя вариантами и выбирают тот, с которым, по их мнению, они будут справляться в отведенное время. Учитель помогает ученикам во время работы. Последний урок по теме - это тест.

Итак, организационные формы обучения являются внешним выражением согласованной деятельности учителей и учеников, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме. Они социально обусловлены, регулируют совместную деятельность учителя и учеников, определяют соотношение личности и коллектива в образовательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и то, как педагог управляет ею.

Общая характеристика системы лекционно-семинарской подготовки

Система лекций и семинаров

Система подготовки лекций и семинаров не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по выбранной специальности по-прежнему являются ведущими формами обучения в рамках системы лекций и семинаров. Его неизменными атрибутами являются коллоквиумы, тесты и экзамены [14].

Понятие, свойства и требования к лекции

Лекция (от лат. Lectio - чтение) - это систематическое, последовательное изложение учебного материала, любой вопрос, тема, раздел, предмет, методы науки. Есть образовательные и публичные лекции. Педагогическая лекция является одной из основных форм учебного процесса и одним из основных методов обучения в университете.

Систематический курс лекций (который последовательно представляет материал по учебной программе) включает вводные, вводные (в заочной и вечерней форме обучения), обычные, обзорные и заключительные лекции.

Лекции используются в системах среднего специального и профессионального образования, курсовой подготовке, в старших классах общеобразовательных школ, а также в системе политического образования. Эпизодические и циклические публичные лекции являются одной из основных форм пропаганды и распространения политических и научных знаний в системе культурно-просветительской работы.

Основные требования к лекции:

  • Наука;
  • идеология;
  • доступность;
  • единство формы и содержания;
  • эмоциональность изложения;
  • органическая связь с другими видами учебных занятий - семинарами, лабораторными работами, учебно-производственной практикой и т. д.

Эти требования к лекции реализуются, в частности, с помощью лекционных демонстраций - визуального отображения скрытых, быстрых или медленных процессов (физических, химических, биологических и т. д.) с помощью кино, телевидения и т. д. с 50-х годов , лекции транслируются по радио и телевидению, сейчас и через Интернет. Некоторые университеты публикуют лекционные курсы ведущих преподавателей; Эти публикации используются в учебном процессе наряду с учебниками и учебными пособиями.

Концепция и виды семинаров

Семинар (от лат. Seminarium - детский сад, портативный - школа) является одним из основных видов учебно-практических занятий, в котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады, сочинения, проводимые ими по результатам учебных занятий под руководством преподавателей.

Семинары также используются в качестве самостоятельной формы тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.

Существует 3 основных типа семинаров:

  1. Семинары, способствующие углубленному изучению определенного систематического курса.
  2. Семинары по изучению выбранных основных или наиболее важных тем курса.
  3. Семинар (или специальный семинар) исследовательского характера с лекционно-независимыми темами.

В старших классах семинар предназначен для углубленного изучения студентами определенной дисциплины. В ходе семинара студенты осваивают методологию в отношении характеристик изучаемой отрасли науки, приобретают навыки проведения научных исследований и их конструирование, учатся отстаивать разработанные научные позиции и выводы.

Особенности системы лекций и семинаров

Функции системы обучения лекций и семинаров

Информационные, выраженные в передаче студентам специально отобранного и специально структурированного учебного материала. Содержательная сторона уроков обеспечивает формирование системы знаний, которую должны усвоить учащиеся;

Мировоззрение, содержащее решение проблемы, связанной с формированием мировоззрения студентов. И дело не только в том, что учитель умело раскрывает логику развития науки и решения ее проблем, но и в том, что она контролирует мышление учащихся, заставляя их деятельность и сложные процессы предвидеть возможные результаты определенных событий, процессов Явления, результаты экспериментов и т. д. Особое место здесь занимает раскрытие методологии науки.

Методическое, означающее методическое руководство студентов. Это осуществляется как посредством логики науки, так и путем непосредственного внедрения в аудиторию методических рекомендаций по работе над учебным материалом.

В условиях системы обучения лекция-семинар все вышеперечисленные функции неразрывно связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют и в некоторых случаях переходят одна в другую.

Дидактические требования

К лекционно-семинарской системе образования предъявляются следующие наиболее важные дидактические требования:

  1. Высокая идеологическая, методологическая и идеологическая направленность.
  2. Когнитивная ценность: высокий научный уровень уроков, отражение в аудитории научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, заявленных положений и мнений.
  3. неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью.
  4. Мотивация обучения: умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся.
  5. Реализация плана на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение обучению, формирование навыков, опора на все виды внимания, восприятие, запоминание и т. д., создание условий для учащихся использовать свои сильные стороны и возможности.
  6. Правильный выбор и использование преподавателем разнообразных источников для учащихся для приобретения знаний, использование различных методов учебной деятельности.
  7. Гибкость метода, умение соотносить его с возрастом учащихся, уровнем их подготовленности и развития.
  8. Развитие у студентов стремления к знаниям, самообразования, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания.
  9. Соблюдение педагогического такта, обеспечение правильных отношений между учителем и учениками.

Сравнение с системой уроков в классе

Система лекций и семинаров имеет много общего с классной комнатой:

  • В состав постоянных учебных групп входят студенты примерно одинакового возраста и уровня подготовки (для лекций однородные группы объединяются в потоки);
  • Основными формами занятий являются лекции, семинары, практикумы и лабораторные работы одинаковой продолжительностью 1,5 часа (или «пара» - 2 раза по 45 минут каждая). Занятия относительно полны по содержанию и построению блока образовательного процесса;
  • все содержание тренинга разделено на отдельные дисциплины;
  • весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (шесть месяцев), школьные дни, каникулы; а занятия проводятся по единому плану и расписанию;
  • Контроль проводится в основном в конце каждого семестра в форме тестовых и экзаменационных сессий.

Разница между классным уроком и системой образования лекция-семинар заключается в разной организации студентов, изучающих программный материал.

Комбинированный урок включает в себя необходимые этапы:

  • изучение нового материала;
  • крепление;
  • контроль знаний.

С системой обучения лекция-семинар каждый этап комбинированного урока выносится в отдельный урок:

  • урок подачи нового материала (урок-лекция);
  • консолидация (урок-семинар, урок-консультация);
  • контроль знаний (контрольный урок).

Лекционно-семинарская система обучения в профессиональном образовании

Система лекций-семинаров в чистом виде используется в практике высшего и послевузовского образования, то есть в условиях, когда у студентов уже есть определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда формируются базовые общеобразовательные навыки и, прежде всего, способность к самостоятельно приобретать знания. Это позволяет органически сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределяется характеристиками возраста учащихся: учащихся, учащихся системы непрерывного образования и других.

Система лекций и семинаров предназначена для более высокого уровня интеллектуального развития студентов - студентов и характеризуется большей степенью самостоятельности студентов.

В российских вузах 50-60% учебного времени по гуманитарным дисциплинам, 40-50% по техническим и сельскохозяйственным специальностям отводится на лекции.

Разновидностью системы лекций-семинаров (курсов) является система предметного обучения, которая чаще всего используется для заочного и заочного обучения. Это предполагает такую ​​организацию учебного процесса, при которой учебные дисциплины и соответствующие итоговые тесты и экзамены распределяются в соответствии с годами обучения (курсами) в соответствии с преемственностью, а тесты и экзамены в рамках одного курса принимаются студентами и студенты, как они индивидуально подготовлены. На основе этой системы чаще всего организуется высшее заочное обучение, а также обучение в вечерних (открытых) средних школах.

Лекционно-семинарская система обучения в школе

Использование лекционно-семинарской системы обучения в школе имеет ряд существенных преимуществ:

  • осведомленность студентов о процессе обучения;
  • возможность активного включения в него;
  • планирование их деятельности;
  • умение выстраивать процесс обучения на разных уровнях сложности;
  • возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.

Система лекций-семинаров, как правило, вводится в старших классах лицея или гимназии с последующим принятием индивидуальных тестов по каждой теме. Он также активно используется в вечерних и сменных школах. Школьная лекция адаптирована к условиям школы. Школьные лекции успешно используются при изучении как гуманитарных, так и естественных наук. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они являются модификацией урока передачи новых знаний.

В школьных условиях лекция гораздо ближе к сюжету, но гораздо дольше по времени. Это может занять время урока в целом. Как правило, лекция используется, когда студентам необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому для этого требуется запись.

В начале лекции учитель докладывает на эту тему и записывает план. Сначала на этапе прослушивания и фиксации лекции студенты должны указать, что записывать, но не превращать лекцию в диктовку. В будущем им следует самостоятельно выбирать тему записи по интонации и темпу презентации.

Студентов нужно научить записывать лекции, а именно: показать методы ведения заметок, используя общеупотребительные сокращения и обозначения, научиться дополнять лекционный материал, применять необходимые схемы, рисунки, таблицы.

Школьной лекции должна предшествовать подготовка учеников к восприятию. Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т. д.

В старшей школе проводятся семинары по изучению гуманитарных предметов. В этом случае используются два типа семинаров: в форме отчетов и сообщений; в форме вопрос-ответ. Суть семинаров - коллективное обсуждение предложенных вопросов, сообщений, рефератов, отчетов, подготовленных студентами под руководством преподавателя.

Семинару предшествует длительная предварительная подготовка. Составляется план урока, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого учащегося и класса в целом. Конструктивно мастерские довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце урока учитель подводит итоги, делает обобщение. Если сообщения или отчеты были подготовлены, то обсуждение основано на них при активном участии оппонентов, которые также заранее готовятся и предварительно ознакомились с содержанием сообщений.

Особой формой семинара является дискуссионный семинар. Его отличие от внеклассных споров состоит в том, что состав класса остается постоянным, учитель всегда ведет спор, а традиции коллективной работы учащихся на уроке сохраняются. Дискуссионный семинар также имеет специальную цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Семинары или практические занятия используются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе труда и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в аудиториях и на учебных экспериментальных площадках, в студенческих производственных цехах и студенческих производственных коллективах студентов. Обычно работа строится парами или индивидуально в соответствии с инструкцией или алгоритмом, предложенным учителем. Это могут быть измерения на месте, сборка схем, знакомство с приборами и механизмами, проведение экспериментов и наблюдений и т. д. Семинары в значительной степени способствуют решению проблем политехнического образования и трудовой подготовки школьников.

Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и студентами, естественно, слабее, чем контакты хорошего учителя с каждым из студентов во время регулярного урока. Тем не менее, жанр лекции оказывается более выгодным, когда дается обобщение или обзор материала, где важно сохранить целостность изложения. Лекции лучше подходят для демонстраций. Форма лекции учит школьников проводить рефераты, что делает их переход к университетской форме обучения более плавным. Заменив систему обучения в школе на систему лекций и семинаров, учитель должен поставить перед собой цель - приблизить условия учебной работы старшеклассников к условиям обучения в университете; сформировать творческого человека, способного рационально организовать свою работу; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Внедрить в системе образования лекция-семинар принципы педагогики сотрудничества, поскольку этот принцип лежит в основе взаимоотношений учителя и ученика. Взаимное уважение, демократичный стиль общения - основа успешной работы учителя и старшеклассника.
  2. Оптимизировать учебный процесс.
  3. Создать благоприятные условия не только для обучения, но и для развития и обучения старшеклассников в процессе обучения. Показателями развития студентов являются осознанное и уверенное использование их знаний; самостоятельное установление предметных и межпредметных связей; высокий уровень навыков самостоятельной умственной деятельности и др.
  4. Использовать дифференцированную и индивидуальную работу со студентами с учетом направленности старшеклассников.

Основополагающими принципами образовательного процесса вуза в условиях лекционно-семинарской системы образования являются:

  • принцип тематической концентрации учебного материала; Именно он позволяет высвободить время для реализации следующего принципа:
  • принцип обучения на оптимальном уровне сложности; ее реализация способствует организации воспитательной работы старшеклассника с учетом его индивидуальных способностей.
  • принцип поэтапной проверки учебного материала на разных уровнях знаний; Этот принцип позволяет многократно выстраивать процесс обучения на разных уровнях в соответствии с уже упомянутой схемой.

Первый уровень познания - это урок-лекция, на котором студенты коллективно воспринимают, понимают, изучают новый материал.

Второй уровень знаний - это практический урок, на котором учащиеся не только понимают, но и применяют свои знания.

Третий уровень знаний - это урок семинара, на котором происходит консолидация, совершенствование и творческое применение знаний, навыков.

Четвертый уровень знаний - это консультационный урок, на котором происходит не только применение знаний, навыков, но и их коррекция.

Пятый уровень знаний - это зачетный тест, в котором студенты обобщают и систематизируют свои знания по теме.

-принцип постоянного и многократного контроля за качеством и глубиной усвоения учебного материала и уровнем формирования учебных навыков.

Таким образом, система лекций-семинаров по организации учебного процесса позволяет студенту многократно работать над материалом, изучаемым на разных уровнях знаний. Действия, предпринятые на уроках, в первую очередь помогают интенсифицировать учебный процесс, обеспечивают всестороннее и длительное усвоение знаний каждому ученику в соответствии с его индивидуальными способностями и развитием.

Лекционно-семинарская система обучения географии в школе

Система лекций-семинаров по преподаванию географии лучше всего практикуется в 9-10 классах, а отдельные ее элементы - в 6-8 классах.

Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому нужно учить. Прослушивание лекции - это сложный творческий процесс, к которому ученики должны готовиться с 6-го класса, постепенно увеличивая время для объяснения и рассказа, давая конкретные задания с учетом возраста и подготовки учеников.

Слушать лекцию - значит понимать содержание, запоминать, выделять главное в контенте короткими заметками, составлять план, графический реферат. Лекции приводят, как правило, к перестановке материала. Учебные темы должны быть даны большими блоками.

В условиях системы лекций-семинаров по обучению учащихся 10-11 классов изучение географии, отдельной темы или раздела, строится по следующей схеме в следующей последовательности:

  • лекция
  • цех
  • цех
  • консультационный урок
  • урок

В зависимости от количества часов данной темы, от ее оригинальности, изменяется количество различных форм уроков и их последовательность. Но общая схема от лекции до заезда соблюдается обязательно.

Начальное ознакомление происходит на первом занятии. По всем последующим темам тема снова рассматривается как единое целое, но от урока к уроку все больше и больше углубляется. В результате студенты неоднократно возвращаются к изученному материалу, но каждый раз они приходят к нему по-новому и глубже.

Это позволяет :

  1. Для восприятия единой картины изучаемых явлений.
  2. Как понять, усвоить и закрепить.
  3. Осознать связь между явлениями при анализе материала с разных точек зрения.

Этап 1: На первом уроке по теме учитель объясняет его содержание в целом. Урок проводится в форме лекции. Особое внимание уделяется объяснению основного, главного.

Так, в 10-м классе вы можете проводить лекционные занятия по темам «Взаимодействие общества и природы», «Население Земли», «География промышленности», «Общая характеристика экономики Латинской Америки» и другие.

Этап 2: После лекций проводятся семинары, количество которых зависит от сложности и объема изучаемой темы. На этих уроках учащиеся самостоятельно, используя учебник, справочник, учебный материал, выполняют упражнения.

На семинаре в результате предварительной работы над материалом программы студенты решают проблемы познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности студентов выделяют традиционные и проблемные семинары.

На традиционном семинаре высокая самостоятельность наблюдается только у тех детей, которые дают сообщения и обсуждают их, поэтому предпочтение следует отдавать проблемным семинарам.

Проблемные семинары дают возможность каждому студенту отстаивать свою точку зрения и принимать решения. Так, например, в 10-м классе, учитывая тему «Городское и сельское население», можно обсудить следующие вопросы плана обсуждения:

Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

Существует ли связь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов?

Урбанизация - это хорошо или плохо для планеты?

Как можно прокормить постоянно растущее население Земли?

Этап 3: Семинар - это уроки по формированию навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, эксперименты и делать выводы. Здесь проводится различная практическая работа.

Этап 4: Решение проблем по теме с целью углубления и развития знаний.

Этап 5: Тест, здесь проверяется усвоение учебного материала.

В учебной части (до 10 минут) в ходе этой части будут проанализированы типичные ошибки и недостатки на основе результатов проверочной работы на семинаре.

Контрольная часть (до 35 минут) студенты сдают тест или выполняют тестовую работу.

По итогам семинара назначаются помощники преподавателей - это студенты, которые получили оценки (отлично, хорошо), остальные студенты на время делятся на четыре группы. Каждая группа сдает тест помощникам, они проверяют знания, очень кратко обрисовывают ответы и выставляют оценки.

Пройдя тест, студент выполняет задание на повторение. По окончании урока ассистент подает результаты принятых тестов, оценки ставятся в журнале.
Иногда ученикам предлагается устанавливать свои собственные оценки, некоторых студентов просят защитить эту оценку. Оценки объективны, иногда ученики оценивают более строго, чем учитель.

Этап 6: последний урок - урок интересных сообщений - рассматривается практическое применение изученного материала.

Совет учителей учащимся читать определенную научно-популярную литературу по географии не всегда выполнялся, и многие интересные книги и статьи по этому вопросу оставались непрочитанными. Выход есть: проводить специальные уроки по внеклассному чтению, называть их уроки интересными посланиями и учитывать только факты о практической значимости изучаемого материала. В течение года в группе можно провести от трех до четырех таких уроков.

Вывод:

Образование является наиболее важным и надежным способом получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным, специально организованным процессом отражения реальности в сознании ребенка, обучение является не чем иным, как особым познавательным процессом, которым руководит учитель. Именно руководящая роль учителя обеспечивает ученикам полное усвоение знаний и навыков, развитие их умственных и творческих способностей.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в различных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количество студентов, обучающихся в сфере образования; особенности отдельных процессов обучения; место и время студенческой работы; обеспечение учебниками и учебными пособиями и др.

Под формами обучения следует понимать построение сегментов учебного процесса, реализуемых в сочетании управленческой деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся с целью усвоения конкретного содержания учебного материала и освоения методов деятельности. Комбинация форм, объединенных на основе связи учащихся и преподавателей с помощью учебного материала и дополняющих друг друга, составляет организационную систему обучения.

Лекционная и семинарская система образования родилась с появлением первых вузов.

Лекция приобрела характер устной презентации учебного курса в 18 веке. в университетах (в средневековых университетах лекция использовалась в форме чтения и комментирования текста книги преподавателем).

Система подготовки лекций и семинаров не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по выбранной специальности по-прежнему являются ведущими формами обучения в рамках системы лекций и семинаров. Его неизменными атрибутами являются коллоквиумы, тесты и экзамены.

В последние годы элементы системы преподавания лекций-семинаров стали использоваться в общеобразовательной школе в сочетании с формами обучения в системе классных занятий. Опыт непосредственной передачи системы лекций и семинаров в школу не оправдал себя.

Использование системы преподавания лекций-семинаров в школе имеет ряд существенных преимуществ: осведомленность учащихся о процессе обучения; возможность активного включения в него; планирование их деятельности; умение выстраивать учебный процесс на разных уровнях сложности и широко использовать нетрадиционные формы обучения. Форма лекции учит школьников проводить рефераты, что делает их переход к университетской форме обучения более плавным.

В целом, использование системы лекций-семинаров в школе не только возможно, но и необходимо, это позволяет улучшить учебный процесс, повысить силу полученных знаний и значительно развить у учащихся навыки самостоятельной работы.