Общественные и религиозные организации (объединения)

Предмет: Гражданское право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по гражданскому праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и виды юридических лиц
Понятие и классификация юридических лиц
Ассоциации и союзы (объединение юридических лиц)
Понятие и виды объектов гражданских правоотношений

 

Введение:

Россия принадлежит к тем странам, конституции которых закрепляют светский характер государства. Светское государство в России закреплено в ст. 14 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Российская Федерация светское государство. Ни одна религия не может быть установлена ​​как государственная или обязательная. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Это означает, что в дополнение к исторически установленным признакам светского государства в Конституции страны прямо признается положение о светском государстве. В соответствии с Конституцией на карте мира не так много светских государств: Франция, Азербайджан, Камерун, Конго, Эфиопия, Индия, Кот-д'Ивуар, Казахстан, Кыргызстан, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Намибия, Сенегал, Таджикистан, Турция и Туркменистан. 

В российской истории Конституция Российской Федерации 1993 года впервые провозгласила Россию светским государством. Указ СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» провозглашал только отделение церкви от государства, а также школы от церкви. Равенство граждан было закреплено независимо от их религиозной принадлежности. Постановление Государственной комиссии по образованию от 18 февраля 1918 года «О светской школе» закрепило нейтральный характер государства в вопросе религии, то есть «оно не принимает сторону какой-либо религии, не ассоциирует с ней» какие-либо особые права или преимущества не поддерживает ни материально, ни морально ни одно из них ». О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства.

Примечательно, что Указ был принят Советом народных комиссаров, опубликован под названием «Указ о свободе совести, церкви и религиозных обществах» и лишь чуть позже в официальных изданиях. стал известен как Указ об отделении церкви от государства и школ от церкви. Основываясь на советской литературе, можно предположить, что советское правительство сделало выбор в пользу второго названия Указа, поскольку в нем закреплена «важнейшая гарантия свободы совести».

Отсутствие провозглашения светского государства будет отражено во всех последующих советских конституциях, которые, следуя этому Указу, будут только укреплять отделение церкви от государства и школы от церкви. 

В действующей Конституции Российской Федерации положение о светском государстве закреплено в качестве конституционного принципа: «Российская Федерация является светским государством» (часть 1 статьи 14). Являясь конституционным принципом, секуляризм государства не просто констатирует реальность, но носит нормативный характер, определяя тем самым общее направление конституционно-правового регулирования общественных отношений. 

Конституционный принцип секуляризма государства обладает всеми чертами правовой нормы, а также «накапливает, обобщает наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дает им оценку и вводит их в рамки стандартов, принятых в государстве. Эти соображения определяют актуальность выбранной темы исследования. 

Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства

Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России 

Конституционный принцип светского государства лежит в основе всех отношений между государством и религиозными объединениями и реализации государственной политики в мировоззрении общества, и этим должны руководствоваться все правотворческие и правоохранительные органы, граждане, должностные лица и общественные объединения. принцип.

Конституционный принцип светского государства должен рассматриваться в системной связи с другими основными положениями действующей Конституции Российской Федерации:

  • провозглашение России демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1);
  • провозглашение положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (статья 2); права и свободы человека и гражданина признаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (часть 1 статьи 17); права и свободы человека и гражданина имеют прямое применение (статья 18); 
  • использование термина «многонациональные люди» (преамбула, часть 1 статьи 3);
  • признание идеологического разнообразия; никакая идеология не может быть установлена ​​как государственная или обязательная (часть 1, 2 статьи 13); 
  • запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных группировок, подстрекательство к социальным, расовым, национальная и религиозная ненависть (часть 5 статьи 13);
  • признание равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19);
  • гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания (статья 28).

Отсюда следует, что демократическое правовое российское государство признает права и свободы человека, в том числе свободу совести, как высшую ценность, равенство всех перед законом и судом, идеологическое разнообразие, тем самым устанавливая систему координат для определения понятия и содержания светское государство в россии. Нельзя не согласиться с Г.П.Лупаревым, что либерально-правовая парадигма Г.П. Светского государства: теоретико-методологические основы, признаки и принципы имеют большое значение при формировании светского государства, его основ и атрибутов.  

Конечно, И.В. Понкин расширяет понятие светского государства, ссылаясь на «отделение ассоциаций от государства, деятельность которого направлена ​​на распространение идеологии», однако М.С. Стецкевич прав, поднимая ряд вопросов по поводу этого определения: «Может ли Государство призывает быть светским, отдавать предпочтение какой-либо религии, не устанавливая ее как обязательную? Может ли государство проводить особую конфессиональную политику? 

На наш взгляд, ключевым понятием является понятие «мировоззренческая нейтральность государства», которое, как отмечает Г.П. Лупарев, представляет собой важнейшую теоретико-методологическую особенность светского государства, распространяясь не только на религию, но и на другие Формы человеческих взглядов на мир Лупарев Г.П. Указ. Op. С. 126 .. Аналогичное мнение разделяет И. А. Куницын с учетом положения ч. 1 ст. 13 Конституции Российской Федерации об идеологическом разнообразии. Таким образом, светское государство нейтрально к мировоззрению, то есть «в принципе не принимает какую-либо идеологию религиозную, атеистическую, религиозно равнодушную или другую как официальную, в государстве сосуществуют разные идеологии, в его законодательной деятельности и практической политике оно исходит из интересов всего общества, а не какой-либо его части, которая отличается с точки зрения идеологии (включая религию).

Исходя из принципа нейтральности мировоззрения, аналогичное понятие светского государства предлагает С. А. Мозговой. Мозговой С.А. Светское государство как нейтральное к мировоззрению.

Помимо светского характера государства, ст. 14 Конституции Российской Федерации также закрепляет характерные черты (признаки, свойства, элементы) светского государства. Как справедливо отмечает С. А. Бурьянов, «принцип секуляризма государства, который является основой равных прав людей независимо от их отношения к религии и равенства религиозных объединений, сам нуждается в гарантиях сегодня».

Гарантии секуляризма государства, о котором говорит С. А. Бурьянов, это конституционные нормы об отсутствии государственной или обязательной религии, отделении религиозных объединений от государства и их равенстве перед законом. Отсутствие государственной или обязательной религии запрещает государству выражать предпочтения какой-либо конкретной религии, но также не исключает возможности позитивного отношения к религиозным и религиозным объединениям (например, предоставление налогов, финансовых льгот и др.), отделение церкви (религиозных объединений) от государства было важнейшим этапом формирования светского государства. 

Однако одной ветви явно недостаточно, поскольку государство не обязательно приобретает светский характер, но может стать атеистом или иметь особые отношения с отдельными конфессиями, заключая соглашения о сотрудничестве и помогая им. Необходимо учитывать временную природу процессов разделения. Отделение церкви от государства это процесс, который заканчивается в определенный момент с логической, исторической, правовой и организационной точек зрения. Однако на самом деле в динамике общественных отношений государственные отношения с религиозными объединениями не прекращаются и не прекращаются, а лишь приобретают иной характер. И в связи с этим, третьим элементом секуляризма, который упоминается в Конституции Российской Федерации, равенство религиозных объединений перед законом, является чрезвычайно важным. 

Именно принцип равенства религиозных объединений перед законом создает конституционно-правовую основу взаимоотношений между государством и религиозными объединениями.

Принцип равенства заключается в следующем:

  1. все религиозные объединения имеют равные права на территории Российской Федерации, закрепленные в законодательстве;
  2. все религиозные объединения несут одинаковые обязанности, предусмотренные законом;
  3. религиозные объединения несут одинаковую юридическую ответственность за совершение подобных преступлений. Конституция Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом независимо от их отношения к религии и убеждениям, поэтому принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне. (равенство объединений граждан). 

Однако в научной литературе формальное равенство религиозных объединений постоянно ставится под сомнение некоторыми авторами. Рассмотрим, например, конкретные предложения И. В. Понкина: «Принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность предоставления определенным религиозным объединениям дополнительных преференций, которые являются элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединений, и не мешает государству выделять традиционные религиозные организации религиям, наделяя их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширяя с ними сотрудничество.

Такая замена принципа формального равенства государственной политикой религиозных предпочтений устраняет не только Россию, но и любую страну от строительства фактического светского государства. Именно принцип равенства является связующим звеном между всеми характерными чертами светского государства, позволяет государству сохранять нейтралитет в отношении мировоззрения и быть равноудаленным от всех религиозных объединений. 

Таким образом, светское государство это государство, которое гарантирует каждому человеку свободу выбора мировоззрения, нейтрально к мировоззрению, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не проводит особой политики в мировоззрении общества.

Конституционные нормы о светском государстве указаны в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Таким образом, содержание отделения религиозных объединений от государства отражено в ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

В 1999 году вышеупомянутый закон стал предметом заключения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова с целью его соответствия международным обязательствам России Миронову О. О. и религиозным объединениям "Международно-правовые обязательства Российской Федерации".  

В заключении О.О. Миронов остановился на преамбуле Закона № 125-ФЗ, которая, по его мнению, не соответствует Конституции и международным документам по правам человека, а также на различии в Законе № 125-ФЗ два типа религиозных объединений религиозных групп и религиозных организаций. Этот закон обозначает неписаное разделение на традиционные и нетрадиционные религиозные объединения. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона № 125-ФЗ для создания местной религиозной организации необходимо подтверждение его существования на этой территории не менее 15 лет, выданное местными властями. А для религиозных организаций, созданных до вступления в силу Закона № 125-ФЗ, но без документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории в течение 15 лет, было установлено правило их ежегодной перерегистрации до 15-летнего периода. (пункт 3 ст. 27). Такие организации не пользуются рядом прав религиозной организации в течение указанного периода времени (последний абзац пункта 3 статьи 27). В результате О.О. Миронов приходит к выводу, что рассматриваемый Закон создает дискриминационные условия для определенного круга религиозных объединений и тем самым не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации и ее международным обязательствам в области прав человека. 

Конституционный принцип светского государства также закреплен в области образования Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», который устанавливает «светский характер образования в государственном и муниципальном образовании». институты «. В законе подчеркивается, что содержание образования, в том числе «должно способствовать реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений». Светский характер образования также подчеркивается на уровне подзаконных актов в Национальной доктрине образования и Типовых положениях об образовательных учреждениях различного типа. 

Другие законодательные акты Российской Федерации, принятые о проведении выборов, референдуме, деятельности политических партий и государственной службе, детализируют конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства.

В законодательстве субъектов Российской Федерации проблема закрепления конституционного принципа светского государства решается по-разному. Таким образом, светский характер государства закреплен в Конституциях Республики Адыгея (статья 14), Республики Башкортостан (статья 13), Республики Дагестан (статья 17), Республики Ингушетия (статья 1), Кабардино-Балкарская Республика (статья 14) и Республика Татарстан (статья 11). Конституции Республики Мордовия, Северная Осетия, Алания и Марий Эл не содержат положений о светском государстве, ограничиваясь следующими положениями: никакая религия в Республике не может быть установлена ​​как государственная или обязательная, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 12, ст. 13 и 13 соответственно). Конституция Удмуртской Республики ограничена тем, что ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной (статья 14), а Конституция Чувашской Республики обеспечивает только отделение религиозных объединений от государства и равенство перед законом (Часть 4 статьи 6). Уставы территорий, областей, автономных округов, автономных округов и городов федерального значения не содержат вышеуказанных положений. Исключение составляют несколько регионов. Уставы Магаданской и Московской областей говорят о принципе светского государства, которое необходимо укреплять (преамбулы Уставов). Омская область определяется Уставом как светское государственно-территориальное образование (статья 11). Статус Рязанской области основан, в частности, на конституционном принципе светского и правового государства (статья 1 Устава). Устав Тверской области гласит, что религиозные объединения отделены от государства (статья 51). В то же время в Хартии Астраханской области признается «роль и значение религиозных объединений, представляющих различные конфессии в сохранении религиозных и нравственных основ общества» (статья 107). 

Международные стандарты обеспечения равенства религиозных организаций в отношениях с государством

Помимо норм национального права, регулирующих светский характер российского государства, и с учетом части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы, необходимо учитывать нормы международного права с целью определения степень и характер регулирования светского государства на международном уровне. 

Ведущую роль играют акты ООН (ООН) и Совета Европы, в том числе решения Европейского суда по правам человека.

В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию-рекомендацию Всеобщей декларации прав человека. В статье 18 Всеобщей декларации провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, включая свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения, индивидуально или совместно с другими, публично или в частном порядке, поклонение и выполнение религиозных и ритуальных обрядов. 

Формально и юридически Всеобщая декларация не является обязательной и содержит только консультативные стандарты. Однако именно Всеобщая декларация стала первым всеобъемлющим универсальным актом по защите прав человека, и теперь ее положения стали частью международного права Тиунов О. И. Международное гуманитарное право. На основании положений Всеобщей декларации были приняты два международных пакта: Пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. 

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает свободу мысли, совести и религии аналогично Всеобщей декларации прав человека (статья 18). Мы говорим о гарантиях свободы вероисповедания с некоторыми важными дополнениями, например, установлено, что родители обеспечивают религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями (часть 4 статьи 18). Статья 2 указанного Пакта определяет степень его обязательства перед государствами-участниками: «Каждое государство обязуется уважать и обеспечивать всем лицам на своей территории и под своей юрисдикцией права, признанные в этом Пакте, без каких-либо различий», что означает, в том числе право на свободу мысли, совести и религии. 

Центральным положением Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 года является запрет на дискриминацию по признаку религии или убеждений, и в этой связи в нем содержатся основные положения, касающиеся государственной политики: 1 все государства обязаны приложить усилия (прежде всего законодательные) для запрещения дискриминации и борьбы с нетерпимостью на основе религии или других убеждений (часть 2 статьи 4); 2) права и свободы, провозглашенные в Декларации, предоставляются национальным законодательством, чтобы каждый мог использовать их на практике (статья 7). 

Упомянутые акты ООН, провозглашающие свободу мысли, совести и религии и раскрывающие содержание этих свобод, говорят только о религиозной свободе. Например, нет упоминания о возможности не исповедовать какую-либо религию, вести атеистическую пропаганду и т. Д. Но, тем не менее, Замечания общего порядка № 22 Комиссии ООН по правам человека, опубликованные в 1993 году, содержат следующую рекомендацию: «Статья 18 Всеобщей декларации 1948 года защищает как теистические, не теистические, так и атеистические убеждения, а также право не исповедовать какую-либо религию или убеждения. Термины «вера» и «религия» следует толковать в широком смысле. Дурам К. Свобода религии и убеждений: законы, влияющие на структурирование религиозных общин. Таким образом, Комиссия ООН по правам человека в своих рекомендациях определяет понятие «религия» с максимально широкой интерпретацией ее как мировоззрения. Оказывается, что «между строк» ​​в актах ООН понимается необходимость создания светского государства, потому что другое государство не может гарантировать равенство, свободу совести и недискриминацию по признаку религии или убеждений. 

Стремясь сделать шаг к совместному осуществлению некоторых прав, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Совет Европы принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод в 1950 году. Европейская конвенция дублирует юридическое содержание свободы мысли, совести и религии, закрепленное в актах ООН.

Государства-участники Европейской конвенции подпадают под юрисдикцию Европейского суда по правам человека единого судебного органа Совета Европы. Суд рассматривает жалобы на нарушения Европейской конвенции. Остановимся подробнее на деятельности Суда, когда он защищал ст. 9 Конвенции о свободе мысли, совести и религии. 

Дело Бессарабская церковь против Республики Молдова (решение от 24 февраля 1997 г.). Молдавские власти отказались признать Бессарабский метрополитен (заявитель), поскольку, по их мнению, в действительности это была попытка создать новую административную структуру в недрах молдавского метрополитена (существующей зарегистрированной религиозной организации). Государство считало, что оно не может вмешиваться в конфликт в лоне молдавской метрополии и не должно нарушать его обязательства быть нейтральным в религиозных вопросах. В результате суд вынес решение о том, что имело место нарушение ст. 9 Европейской конвенции, в то же время отмечая: «В любом случае суд напоминает, что обязательство нейтралитета и беспристрастности государства, определяемое его практикой, несовместимо с любой оценкой государством законности религиозных обрядов. убеждения и что это обязательство требует, чтобы оно обеспечивало взаимную терпимость между противоборствующими группами, даже если они принадлежали к одной группе.   

По отношению к ст. 9 Европейской конвенции, Европейский суд рассмотрел дела по следующим вопросам: 

  • право на проведение религиозной агитации (Лариссис и др. против Греции, 30 января 1998 г.);
  • право создавать и поддерживать места поклонения (Мануссакис и другие против Греции, 26 сентября 1996 г.);
  • ограничение родительских прав запрещать детям участвовать в патриотической деятельности (Valsamis v. Greece, 27 ноября 1996 г.);
  • отставка мусульманского фундаменталиста из вооруженных сил по распоряжению правительства (Калас против Турции, 23 июня 1997 года);
  • недопустимость требования принять религиозную клятву (Бускарини и др. против Сан-Марино, 18 февраля 1999 г.) и другие.

Говоря о России, отметим, что в последние годы в пользу заявителей были разрешены следующие дела: Церковь Саентологии Москвы против России (решение суда по существу от 5 апреля 2007 г.), Московское отделение Спасения Армия против России (решение по существу от 5 октября 2006 г.), Кузнецов и др. Против России (решение от 11 января 2007 г.).

Можно сделать вывод, что решения Европейского суда по правам человека отражают недостаточность норм позитивного международного права, когда речь идет о светском государстве. В то время как международное право говорит о свободе религии, Европейский суд идет дальше и напоминает государству о его обязательстве быть нейтральным и беспристрастным в вопросах религии и мировоззрения. 

Но есть и обратная сторона в деятельности Совета Европы в области защиты свободы мысли, совести и религии. Речь идет о Декрете Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) «О сектах в Европе» от 12 февраля 1996 года (кроме того, в 1992 году Рекомендация Совета Европы № 1178 «О сектах и ​​новых религиозных движениях») была принята, а в 1999 г. Рекомендация № 1412 «О незаконной деятельности сект»). 

Понятие «секта» является юридически некорректным, а не научным и оскорбительным для религиозных объединений. Все международно-правовые документы (универсальные и европейские), провозглашающие свободу мысли, совести и религии, предусматривают, что на эту свободу распространяются ограничения, «установленные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, защиты общественного порядка, здравоохранения или мораль, или защита прав и свобод других лиц» (например, статья 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года). 

Если все равны перед законом и судом, то и религиозные объединения равны, что предполагает равное ограничение их прав и свобод. Обвинения в сектантстве создают ситуацию, в которой неясно, по каким правовым критериям определяется сектантство. Если религиозное объединение или его член нарушили законный запрет, то юридическая ответственность должна наступать не за мировоззрение, а за совершение преступления, запрещенного для всех с равной силой, особенно с учетом пункта 2 ранее упомянутых замечаний общего порядка № 22 Комиссия ООН по правам человека устанавливает, что «Статья 18 Всеобщей декларации не ограничивается в своем применении к традиционным религиям или религиям и убеждениям, имеющим институциональные характеристики, или к культам, подобным традиционным религиям. В связи с этим любая попытка дискриминации любой религии или убеждений по любой причине, включая тот факт, что они были недавно сформированы или представляют религиозные меньшинства, которые могут быть объектом враждебности со стороны доминирующего религиозного сообщества, вызывает беспокойство. 

Нельзя игнорировать Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах, подписанную 26 мая 1995 года. Статья 10 этой Конвенции повторяется после Всеобщей декларации и Европейской конвенции: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии».

В результате рассмотрения конституционного содержания светского государства, его закрепления в нормах национального и международного права можно сделать несколько выводов.

Основы правового статуса религиозных общественных объединений в Российской Федерации

Правовые основы создания и деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Основы деятельности религиозных организаций закреплены в Конституции Российской Федерации, в статье 14, согласно которой Российская Федерация является светским государством. Ни одна религия не может быть установлена ​​как государственная или обязательная. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать любую религию индивидуально или совместно с другими или не исповедовать любую, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения. и действовать в соответствии с ними. 

Такие положения Конституции соответствуют международным стандартам и, в частности, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, публично или в частном порядке, в обучении, поклонении и выполнении религиозных и ритуальных практик. 

Религиозные организации также являются не только общественными организациями, проповедующими определенное вероисповедание, но также являются участниками гражданского оборота, участниками имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Такое участие необходимо для материальной поддержки основных направлений деятельности религиозных организаций и обеспечения достижения их основных целей. Соответственно, права собственности этих организаций являются основой для участия в гражданском обороте. Следует отметить, что после длительного перерыва в советский период религиозные организации становятся владельцами собственности, которая ранее принадлежала им; государство возвращает им имущество как религиозного, так и вспомогательного назначения. 

Религиозные объединения не всегда были предметом гражданских отношений. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковные и религиозные общества не имели прав юридического лица. , Аналогичная норма была в Указе о религиозных объединениях 1929 года, главном нормативном акте, который долгое время регулировал вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций. В 1946 году был принят Указ Совета Народных Комиссаров СССР, в котором религиозным организациям (религиозным центрам, духовным отделам, зарегистрированным религиозным обществам) были предоставлены права юридического лица на приобретение транспортных средств; сдача в аренду, строительство и приобретение в собственность зданий для своих нужд, изготовление церковной утвари и их продажа общинам верующих. Однако это правило не было воспроизведено Основами гражданского законодательства 1961 года и республиканскими нормативными актами, принятыми в основном в 70-х годах, которые регулировали деятельность религиозных организаций. 

Впервые в советском законодательстве положение о том, что религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их устава (положения), закреплено в ст. 13 Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях», соответствующие статьи в законодательных актах республик. Более того, это положение было закреплено не только в законах, прямо регулирующих деятельность религиозных организаций, но и в Основах гражданского права СССР и республик, принятых в 1991 году (статья 11). 

В настоящее время религиозные организации признаны субъектами гражданского права и наделены особой правоспособностью. Понятие религиозной организации содержится в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Религиозная организация в настоящей статье определяется как добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и законно проживающих на территории Российской Федерации, созданное с целью совместного исповедания и распространения веры и в установленном порядке зарегистрированное. как юридическое лицо. Это определение дополняет ст. 6 того же закона, в котором перечислены признаки религиозного объединения: религия; поклонение, другие религиозные обряды и церемонии; преподавание религии и религиозное воспитание своих последователей. Таким образом, законодатель выделяет два отличительных критерия религиозного объединения от нерелигиозных. Это цели творения: совместное исповедание и распространение веры и знаков, соответствующих этим целям, упомянутым в пункте 1 ст. 6 Закона. Примером религиозной организации является Русская Православная Церковь. 

Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций. Это могут быть общероссийские, межрегиональные, региональные и местные религиозные объединения. Из числа религиозных объединений только религиозная организация (но не религиозная группа) зарегистрирована как юридическое лицо. 

В качестве структурных подразделений религиозной организации могут выступать не только независимые организации со статусом юридического лица, но и филиалы, филиалы и представительства, которые не имеют такого статуса. Их включение в структуру религиозной организации как элемента структуры является более логичным по сравнению с включением независимых юридических лиц в религиозную организацию. Закон не раскрывает понятие «отделение» и его отличия от филиалов и представительств. Очевидно, это синонимы понятий. В качестве отделов, например, могут выступать такие образования, как монастырь, монастырь в православии. 

Особое значение имеет создание представительств иностранных религиозных организаций на территории Российской Федерации. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительств иностранных религиозных организаций в Российской Федерации установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2009 года № 62 «Об утверждении Порядка регистрации, открытия» и закрытие представительств иностранных религиозных организаций в Российской Федерации. 

Согласно этому Приказу, иностранная организация религиозная организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. Представительство иностранной религиозной организации является обособленным подразделением иностранной религиозной организации, которое открывается в Российской Федерации и действует от ее имени и от ее имени на основании предоставленных полномочий. Представительство не является юридическим лицом. 

Представительства не могут заниматься религиозной или иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установленного законодательством Российской Федерации.

Создание религиозной организации в Российской Федерации

Создание религиозной организации может происходить как в результате учреждения, так и в результате реорганизации. Создание религиозной организации инициируется учредителями. Решение о создании является начальным этапом создания любой организации. Однако особенность создания местной религиозной организации заключается в том, что ее появлению всегда предшествует религиозная группа, состоящая как минимум из десяти религиозных граждан. Именно они действуют как основатели. 

Законодатель требует, чтобы создание местной религиозной организации подтвердило существование религиозной группы в данном районе в течение как минимум пятнадцати лет (пункт 1 статьи 9 Закона о свободе совести и религиозных объединениях). Подтверждение выдается местными властями. 

Предоставление этих полномочий этим органам является полностью оправданным и согласуется с другими положениями закона, в частности с пунктом 2 ст. 7 Закона о свободе совести, согласно которому граждане, которые создали религиозную группу с целью ее дальнейшего преобразования в религиозную организацию, уведомляются местными властями о ее создании и начале ее деятельности. 

Требование подтвердить 15-летний период не распространяется на местные религиозные организации, которые являются частью централизованной организации той же религии. Законодатель не придает значения времени, проведенному в структуре этой организации, такое взаимодействие может происходить незадолго до обращения в регистрирующий орган. Документально оформленный документ выглядит как представление в орган юстиции, подтверждающее вступление в структуру централизованной организации, выданное этой организацией. 

Законодатель, учитывая присущий России религиозный плюрализм, предоставил религиозным объединениям (а также другим общественным объединениям) право регистрироваться в судебной системе и приобретать права юридического лица (религиозные организации) или функционировать без государственной регистрации и приобретения. прав юридического лица (религиозные группы). Субъектами имущественных прав могут быть только религиозные объединения в форме религиозных организаций, обладающих правами юридического лица (религиозное общество, приход, монастырь, братство и т. д.). Согласно пункту 4 ст. 213 ГК РФ признанные юридическими лицами религиозные организации (объединения) являются собственниками приобретенного ими имущества. Учредители этих организаций теряют свои права на имущество, переданное им в собственность религиозной организации. 

Практика применения Закона о свободе совести и религиозных объединениях показывает, что религиозная организация может иметь структурные подразделения, наделенные статусом независимого юридического лица. Однако независимость структурного подразделения по многим вопросам, включая участие в гражданском обороте, может быть существенно ограничена внутренними правилами централизованной религиозной организации. 

Имущество религиозной организации

Объектами права собственности религиозной организации являются имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах такой организации. В соответствии с пунктом 1 ст. 21 Закона о свободе совести и религиозных объединениях религиозные организации могут владеть зданиями, земельными, промышленными, общественными, благотворительными, культурными, образовательными и другими целями, религиозными объектами, деньгами и другим имуществом, в том числе связанным с историческими памятниками и культурой. 

Более того, правовой режим собственности религиозных организаций имеет некоторые особенности. Во-первых, в их собственность входят объекты богослужения, в отношении которых в силу пункта 5 статьи 21 Закона о свободе совести сбор требований со стороны кредиторов не может взиматься. Перечень видов имущества для богослужебных целей должен быть установлен Правительством Российской Федерации по предложению религиозных организаций, но пока такое решение принято не было. Во-вторых, религиозная собственность, находящаяся в федеральной собственности, может передаваться бесплатно (но не путем приватизации). Порядок передачи такого имущества религиозным организациям определяется рядом подзаконных актов и нормативно-правовых актов, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года № 490 «О порядке передачи религиозного имущества, принадлежащего Федеральное правительство религиозным организациям. Установление особого порядка передачи религиозной собственности федеральной собственности религиозным организациям обусловлено международными обязательствами Российской Федерации по возврату ранее принадлежавшего им религиозного имущества религиозным организациям. 

Имущество религиозных организаций, в зависимости от его назначения, можно разделить на виды:

  1. Религиозная собственность. Согласно п. 2 письма Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02 / 41 для целей налогообложения здания, сооружения, сооружения религиозного назначения включают здания (сооружения, сооружения) другие места и предметы, специально предназначенные для выполнения и предоставления: богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний; религиозное почитание (паломничество); профессиональное религиозное образование; другие религиозные мероприятия. К ним относятся: недвижимое имущество религиозного назначения (здания и сооружения с земельными участками, связанными с ними, в том числе монастыри и другие религиозные комплексы, построенные для оказания и предоставления услуг, молитвенные и религиозные собрания, другие религиозные обряды и церемонии, а также профессиональное религиозное образование); движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или объекты, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей). 
  2. Благотворительная собственность. Согласно письму Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02 / 41 к зданиям (сооружениям, сооружениям) благотворительного назначения относятся объекты, предназначенные для благотворительной деятельности, которые согласно п. 1 искусства. 18 Федерального закона от 26. 09. 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» могут осуществляться религиозными организациями как непосредственно, так и путем создания благотворительных организаций. 
  3. Особый вид религиозного имущества памятники истории и культуры.
  4. Собственность, не имеющая специального религиозного назначения. Он включает в себя здания религиозных центров и офисов, склады, гаражи, транспортные средства, предметы быта и другое имущество. 

Закон предоставляет религиозным организациям исключительное право в соответствии с их уставами создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала (пункт 3 статьи 5 Закона о свободе совести). Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Эти учреждения имеют право осуществлять на основе лицензий образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и, в случае получения государственной аккредитации, выдавать государственные документы о соответствующем уровне образования в установленном порядке.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Основаниями для приобретения прав собственности на религиозные организации являются: приобретение имущества по гражданско-правовым сделкам, пожертвования граждан, организаций, предпринимательская деятельность и другие не запрещенные законом источники. Важным фактором формирования собственности является активная помощь государства путем передачи религиозных зданий, связанных с государственной и муниципальной собственностью, зданий и другого движимого и недвижимого имущества в религиозных целях. Религиозные организации могут использовать приобретенное имущество только для достижения целей, предусмотренных их уставом (пункт 4 статьи 213 Гражданского кодекса). Для этих целей они имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать издательские, полиграфические, реставрационные, строительные и другие производственные организации; производить и распространять предметы культа, религиозную литературу и другие информационные материалы религиозного содержания. В этом случае право собственности религиозных организаций на движимое и недвижимое имущество для богослужения пользуется особой защитой со стороны государства. Это имущество не может быть наложено на требования кредиторов. 

Другим видом собственности, принадлежащим религиозным организациям, являются деньги. Они расходуются на различные цели, так или иначе связанные с удовлетворением религиозных потребностей. Из источников средств религиозных организаций можно выделить следующие: добровольные пожертвования граждан, государственных, общественных и других предприятий, учреждений, организаций; доходы, полученные религиозными организациями в результате проведения церемоний, продажи предметов религиозного назначения, религиозной литературы; доход от деятельности различных предприятий, созданных религиозными организациями, а также доход от издательской деятельности; банковские кредиты, страховые возмещения; доход, полученный в результате различных гражданских сделок. 

Религиозные организации, составляющие исключительную государственную собственность, не могут быть переданы в собственность религиозных организаций, а именно: объекты культурного наследия, классифицируемые как особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия (п. 1 ст. 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации»). Такие объекты подлежат передаче религиозным организациям в свободное пользование. 

Передача имущества государством регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 466 «О порядке передачи культовых сооружений религиозных сооружений и других религиозных ценностей, находящихся в собственности федерального правительства», постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозной собственности, принадлежащей государству, религиозным организациям. 

Религиозная деятельность

Для достижения особой цели создания эти юридические лица осуществляют религиозную деятельность, которая имеет свою специфику и отличается от других видов деятельности. Религиозная деятельность это способ достижения главной цели создания религиозных организаций для удовлетворения религиозных потребностей граждан, которые иначе не могут быть удовлетворены. Религиозная деятельность может включать в себя действия, осуществляемые вне сферы религиозных ритуалов, например, направленные на создание и распространение религиозных канонов, догматическую миссионерскую деятельность. 

Статья 16 Закона о свободе совести и религиозных объединениях устанавливает право на проведение религиозных обрядов и церемоний, на создание и содержание религиозных зданий и сооружений, других мест и предметов, специально предназначенных для богослужений, молитв и религиозных собраний, религиозного культа (паломничества). и проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах престарелых для престарелых и инвалидов, в учреждениях, выносящих уголовные наказания в виде лишения свободы, в воинских частях. В других случаях государственные службы, другие религиозные обряды и церемонии проводятся в порядке, установленном для митингов, шествий и демонстраций, в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О митингах, митингах, демонстрациях, шествиях» и пикеты. 

Религиозные объединения характеризуются такой особенностью, как организационное единство. Представляя коллективные образования, они действуют как единое целое со своими задачами и целями, с различными организационными структурами и органами управления. Итак, в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и Всея Руси. Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью в религиозном учении и в молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. Самоуправляющиеся Церкви, Экзархаты, Епархии, Синодальные учреждения, Деканаты, Приходы, Монастыри, Братства, Сестричества, Теологические учебные заведения, Миссии, Представительства и Соединения, включенные в РПЦ МП. 

Религиозные организации появляются в гражданском обороте от своего имени, самостоятельно приобретают гражданские права и обязанности. Религиозные организации от своего имени выступают в судебных органах в качестве истцов и ответчиков. Что касается конкретных гражданско-правовых отношений в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой религиозными объединениями, то их спектр довольно разнообразен. Эти отношения возникают в связи с договорами купли-продажи, аренды, договора, договорами добровольного страхования имущества, договорами о банковском счете и депозитах и ​​т. д. 

Религиозные объединения появляются в гражданском обороте от своего имени, и одна религиозная организация может иметь несколько названий. Так, помимо названия Русской Православной Церкви «Московский Патриархат» есть еще одно официальное название Русской Православной Церкви (ст. 1, 2 Устава Русской Православной Церкви). 

Деятельность религиозного объединения может быть прекращена либо по решению общего собрания учредителей, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по решению суда.

Религиозная организация не может трансформироваться в другую правовую форму, поскольку религиозная деятельность возможна только для религиозных объединений. Фактически трансформация возможна только в связи с полным изменением намерений членов организации и их отказом от религиозных целей и отказом от религиозной деятельности. 

При рассмотрении вопроса о слиянии, отделении и отделении необходимо учитывать формирование новой религиозной организации. Если процесс реорганизации вызван изменением вероисповедания, то можно считать, что новая религиозная организация с новым вероисповеданием, отличным от предыдущего, осуществляет свою деятельность впервые и подпадает под действие Закона о 15-летний период существования. Следовательно, правоспособность таких организаций будет ограничена. 

Присоединение к религиозной организации возможно только в том случае, если присоединяющаяся организация полностью принимает кредо той ассоциации, к которой она присоединяется.

Ликвидация религиозного объединения подразделяется на добровольную ликвидацию и принудительную ликвидацию в судебном порядке (пункт 1 статьи 14 Закона о свободе совести). Основания для ликвидации религиозной организации и запрета деятельности религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке перечислены в п. 2 ст. 14 Закона о свободе совести и религиозных объединениях. Основной причиной ликвидации религиозного объединения является проведение незаконных, разрушительных и экстремистских действий в различных формах. 

Незаконные и традиционные религиозные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации

В настоящее время многочисленные религиозные объединения, появившиеся сравнительно недавно, стали широко распространенными в России. Сотни тысяч наших сограждан находятся в таких объединениях. 

Образование новых религиозных организаций прослеживается на протяжении всей истории, особенно в переходный и нестабильный периоды. Такие ассоциации возникали, другие умирали, но они никогда не приобретали такого массового характера, не имели такой мощной финансовой базы и такого распределения, как в современной России. 

Деятельность религиозных объединений на территории России регулируется Конституцией Российской Федерации 1993 года, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религии». Ассоциации », а также нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Указанные нормативные правовые акты не содержат в своих положениях каких-либо различий между религиозными организациями, исторически сложившимися в России, и теми, которые были созданы сравнительно недавно. С точки зрения правовых технологий все правильно: законодатель устанавливает общие требования и правила поведения для всех религиозных объединений. Его задача объединить деятельность группы людей для совместного исповедания и распространения веры в соответствии с законом. Однако, похоже, что такой равный подход и отношение к религиозным объединениям не совсем верны. 

Вопрос заключается в том, чтобы закрепить на законодательном уровне понятия «традиционные религиозные организации», «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ». В настоящее время эти понятия больше относятся к религиоведению и научной литературе. Законодательство Российской Федерации не содержит этих понятий. Следствием этого стало глубокое замешательство в применении определенных обозначений к существующим религиозным объединениям. 

Причина в крайне слабом концептуальном аппарате. В некотором смысле, такая неразработанная проблема позволяет определенным структурам достигать своих незаконных целей. С. Бурьянов, Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по признаку религии или убеждений в субъектах Российской Федерации. Специализированный информационно-аналитический отчет за первое полугодие 2006 года. Практическая реализация конституционных норм, закрепленных в Основном законе, касающихся светского характера России, а также свободы совести и религии, зависит от соответствующих правовых гарантий в законодательстве и, Конечно, об объективных социальных условиях, культурных и исторических традициях. 

Введение понятия «традиционные религиозные организации» означает разделение всех религиозных объединений, действующих на территории России, на «традиционные» и те, которые не являются традиционными для нашего государства. В этой ситуации естественно возникает вопрос: нарушает ли такое разделение часть 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации о равенстве религиозных объединений? Чтобы ответить на него, необходимо провести анализ этого положения Конституции в отношении религиозных организаций. Указанная норма должна учитываться с учетом исторических, культурных и традиционных аспектов деятельности религиозных объединений в России. Особенно не забывайте об отношении общества и государства к ним. 

Итак, конституционная формулировка гласит: «Религиозные объединения равны перед законом». Понятие правового равенства нельзя рассматривать в отрыве от сущности принципов правовой системы, а также от целей права. Данная статья закрепляет формальное равенство религиозных объединений. Фактическое равенство выражается в этом случае в количестве последователей организации, в степени влияния на формирование культуры и государственности Российской Федерации, исторических заслуг и т. д. стоит отметить, что в Основном законе не указано ни одного сотрудничество с религиозными организациями. 

Рассмотрим понимание понятия «равенство». В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение равенства: «Положение людей в обществе, обеспечение их равного отношения к закону, одинаковых политических и гражданских прав, равных прав». Из этого определения ясно, что равенство понимается как условие, при котором члены общества имеют одинаковый набор средств для реализации и защиты своих прав и структуры своей жизни. 

Профессор С.А. Авакян в Энциклопедическом словаре «Конституционное право» раскрывает следующее понимание равенства: «... одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей ... В основе многих общественно-политических учений лежит идея Достижения фактического равенства людей, то есть их равное положение, независимо от богатства, разума, образования, других природных данных и приобретений. В то же время история свидетельствует об утопизме попыток добиться фактического равенства людей, поскольку все они различаются по своим индивидуальным параметрам. Таким образом, законодательство отражает принцип равенства всех перед законом (перед законом и судом) или юридического равенства, то есть равенства. В этом смысле равенство означает предоставление каждому равного объема юридических прав и свобод и наложение одинакового количества юридических обязанностей.

Приведенное выше понимание «равенства» дает основание сделать вывод о том, что равенство религиозных объединений перед законом означает, прежде всего, их правовое равенство, то есть равенство в подходах государства ко всем религиозным объединениям, действующим на территории Российской Федерации, наличие общего для всех религиозных организаций законодательства. С помощью верховенства закона может быть гарантировано только юридическое равенство. Это означает равное положение любого религиозного объединения перед законом и судом. Что касается фактического равенства религиозных организаций, следует отметить, что все они различаются по своему имущественному статусу, по совокупности социальных факторов, таких как отношение к обществу и количество последователей. По мнению А. В. Логинова, «религиозные объединения нельзя приравнивать по многим объективным историческим и каноническим причинам». А. Логинов Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации 1 сентября 2007 г.

Представляется, что юридическое равенство религиозных организаций как равенство в основных правах и обязанностях не умаляет права народа России поддерживать то или иное религиозное объединение или вообще не оказывать поддержку. Логично полагать, что религиозные организации, достигшие высокого уровня влияния в обществе, приобретают особые возможности в отношениях с государственными органами и органами местного самоуправления.

Фактическое равенство является юридической фикцией. Например, один человек владеет автомобилем или лодкой, другой нет. Как их можно сделать практически равными? Заставить первым поделиться с другими? Точно так же, как фактическое равенство всех людей не может быть обеспечено, не может быть обеспечено равное равенство религиозных объединений. В этом случае аналогия права применима. 

Законодательное закрепление списка традиционных религиозных организаций и расширенное сотрудничество государства с ними имеет много прецедентов. В частности, в преамбуле Закона Верховного Совета Республики Армения от 17 июня 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях» Армянская Апостольская Церковь рассматривается как национальная церковь армянского народа, «важный оплот для построение своей духовной жизни и сохранение нации»; 30 марта 2001 года парламент Грузии внес поправку в Конституцию, согласно которой будут установлены согласованные отношения между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии; Конституция Греции от 11 июня 1975 г. в ст. 3 консолидировал позицию, согласно которой религия Восточной православной церкви Христа является доминирующей религией в Греции ; Конституция Боливии от 17 ноября 1947 г. в ст. 3 устанавливает, что «государство признает и поддерживает римско-католическую апостольскую религию». Такое положение вещей показывает, что в перечисленных штатах определенной религиозной организации, к которой выражает принадлежность большинство населения страны, государство отдает предпочтение. В то же время законодатель устанавливает равное отношение ко всем другим религиозным организациям и запрещает дискриминацию или преследование их последователей. Например, Конституция Италии от 22 декабря 1947 г., устанавливающая привилегированное положение католической церкви, в ст. 8 содержит положение, согласно которому «все религиозные организации в равной степени свободны перед законом». 

Приведенные примеры дают основание сделать вывод о том, что установление равенства религиозных объединений перед законом и отделение от них «традиционных» не противоречат друг другу.

При взаимодействии с религиозными объединениями государство должно учитывать мнение и предпочтения людей. Разные слои населения России выражают то или иное отношение к религиозным организациям. Следовательно, государство может выбирать степень взаимодействия с тем или иным религиозным объединением. Именно поэтому, я полагаю, государство в лице государственных органов имеет полное право в большей степени сотрудничать с религиозными объединениями, имеющими корни в России. 

Правовое равенство религиозных объединений, закрепленное в Конституции Российской Федерации, является гарантией свободы вероисповедания. Согласно ч.3 ст. 55 Конституции России эта свобода может быть ограничена федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения национальной обороны и государственной безопасности. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» в пункте 2 ст. 9 устанавливает правило, что ограничения прав и свобод возможны, если это необходимо, в интересах общественного спокойствия, защиты общественного порядка, здоровья и морали или защиты прав и свобод других лиц. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 г. № 16-П по делу о проверке конституционности пунктов третьей и четвертой части 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года о свободе совести и религиозных объединениях конституционность пунктов третьей и четвертой части 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года о свободе совести и религиозных объединениях: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 16П от 23 ноября 1999 г.

Указывается, что «государство имеет право устанавливать определенные барьеры, чтобы не предоставлять автоматически статус религиозной организации, предотвращать легализацию сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные действия. и преступные деяния, а также препятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением свободы мысли, совести и религии других лиц и других конституционных прав и свобод ... ". На основании решения Конституционного Суда Российской Федерации Можно сделать вывод, что предоставление вновь созданным религиозным объединениям того же правового статуса, что и религиозным объединениям, существующим в России в течение длительного времени и поддерживаемым значительной частью населения, не оправдано. Расширение сотрудничества государства с одной религиозной организацией не может рассматриваться как нарушение или какое-либо ущемление прав других религиозных объединений. Подводя итог, можно сказать, что Фактическое неравенство религиозных объединений не противоречит законодательству Российской Федерации. 

Помимо традиционных религиозных объединений в России существуют недавно созданные религиозные организации, некоторые из которых часто преследуют цели, противоречащие не только законодательству Российской Федерации, но и основам морали, семьи и брака, воспитания детей, а также вопреки дух общества. Мы говорим о так называемых сектах. 

Распространение квазирелигиозных учений в конце прошлого века на территории нашего государства должно быть связано с экзистенциальным вакуумом, отсутствием смыслообразующих жизненных ценностей у людей, потерей моральной, социальной направленности. Наряду с заметным вакуумом важной особенностью XXI века является наполнение общественного сознания наиболее противоречивыми, но всегда сенсационными сообщениями о реальности белой и черной магии, оккультизме, шаманизме, астральных влияниях, сверхъестественных событиях, о жизни, о международном признании успехов отечественных экстрасенсов и колдунов. 

Положения уставов и программ многих сект включают элементы вероучений, которые Церковь знала с самого начала своего существования. Этот факт очевиден. Но основные черты сект совершенно новые. Новым является структура, организация, методы пропаганды и вербовки в секты. Приспособляемость тоталитарных сект к массовой массовой культуре является новой, их агрессивное распространение через профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, а также умелое использование слабых мест демократических систем современных государств. И наконец, новым является тоталитаризм современных сект, их слияние с международным бизнесом, средствами массовой информации и зачастую с организованной преступностью и терроризмом Дворкин А.Л. Сектология. Тоталитарные секты. Опыт систематических исследований.

Сначала нужно определить понятие «секта». К сожалению, до сих пор нет единого определения; было бы правильнее сказать, что существует много десятков определений. В основном это связано с тем, что каждый автор определяет это явление исходя из собственной мировоззренческой позиции. Слово «секта» от латинского «secta» образ жизни, направление имеет две возможные этимологии: либо отрезать, отделить от секты, либо следовать за кем-то из sequi, подчиняться, быть на службе. Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает смысл понятия. Если вы следуете первой предложенной этимологии, то можно определить секту как религиозную группу, которая существует (отделена) независимо от основной конфессии. Это понимание дает нам определение секты из словаря русского языка С. И. Ожегова. Со второй возможной этимологией все более или менее ясно. Из этого можно сделать вывод, что секта как религиозная группа, возглавляемая одним лидером или группой лидеров. Но это будет только форма такого религиозного объединения, как харизматическая секта. 

Точнее, дано следующее определение: секта это закрытая религиозная группа, которая противопоставляет себя основной культурообразующей религиозной организации.

Как отмечалось выше, термин «секта» не используется законодателем для выделения квази-религиозных организаций. В связи с этим интересно проанализировать некоторое противоречие между решением Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. и отмеченным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. Федерация от 23 ноября 1999 г. № 16-П.

Конституционный Суд Российской Федерации прямо говорит о недопущении легализации государством сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные действия. Оказывается, использование термина «секта» возможно, если не ущемляются честь и достоинство как религиозной организации, так и ее последователей. Следует отметить, что если, тем не менее, решения Конституционного Суда России будут признаны источником права, начиная со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 24 июля 1994 г.

Во избежание нарушения прав религиозной организации в законодательстве необходимо установить критерии, на основании которых религиозное объединение еще до государственной регистрации может быть признано сектой. Это прямо указано в ст. 4 Решения Европейского парламента от 12 февраля 1996 г. о сектах в Европе. Логика этой идеи такова, что после регистрации религиозного объединения оно наделено правами и соответствующими гарантиями защиты свободы личности и религии. Чтобы предотвратить легализацию растущего числа сект, статус религиозной организации не должен предоставляться автоматически. 

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ в ст. 14 содержит основания, по которым деятельность религиозной организации может быть объявлена ​​незаконной, а сама религиозная организация ликвидирована. В целях исследования мы рассмотрим более подробно некоторые из причин ликвидации религиозных объединений. 

Принуждение к разрушению семьи. В вероисповеданиях некоторых религиозных объединений содержатся положения, направленные на уничтожение семьи А. Малиновского, В. А. Бурковской. Справочник для прокуроров. Например, учение религиозной организации может содержать положения, согласно которым окружающий нас мир не приносит человеку ничего, кроме несчастья. Существование человека на Земле это сочетание невзгод. Подросткам предлагается, чтобы родители были первым злом, поскольку они воспроизвели своего ребенка в мир и тем самым обрекают их на мучения. Поэтому нет необходимости подчиняться им, поддаваться их воспитанию, так как это только усилит страдания. В идеале оставить родительский дом. 

Вышеуказанная религиозная практика и положения учения противоречат требованиям Семейного кодекса Российской Федерации. Например, религиозное объединение, которое заботилось о воспитании и содержании детей, не имеет статуса приемной семьи и поэтому не может использовать права родителей для воспитания детей, поскольку оно не соответствует требованиям, установленным законом. 

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право заботиться о них (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» запрещается привлекать несовершеннолетних к религиозным объединениям, а также преподавать религию против их воли и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. 

Нанесение вреда морали и здоровью, установленных в соответствии с законом, здоровью граждан, в том числе употребление наркотических и психотропных средств в связи с их религиозной деятельностью, гипнозом, а также совершение развратных и других противоправных действий. 

Это происходит, когда лидеры религиозных объединений заставляют своих последователей использовать наркотические средства или психотропные вещества, чтобы «расширить границы сознания» или «достичь высшего блаженства». Они утверждают, что это способствует лучшему пониманию картины мира. 

Тенденция совершать порочные действия в ряде религиозных объединений основана на своеобразной доктрине греха. Например, утверждается, что стыд и скромность это первые человеческие грехи, которые должны быть устранены. Для этого вам необходимо проводить религиозные ритуалы сексуального характера. 

Наиболее эффективным средством психологического воздействия на человека является гипноз. Хорошее знание лидера религиозного объединения гипнотехников создает предпосылки для злоупотребления гипнозом. В сектах применяется комплекс специальных психологических приемов, в том числе нейролингвистическое программирование, направленное на манипулирование человеческим разумом для подавления его воли с целью дальнейшего контроля и подчинения его мыслей, чувств и поведения С. Пракофьеву. Современные секты в Российской Федерации.

Методы манипулирования сознанием приводят к разрушению личности на физическом плане (недоедание, недосып, тяжелая работа), на ментальном (искажение личности, поведение и способность к критическому суждению) , в ментальном (истощение всех областей знаний, не связанных с сектой) и социальном плане (подавление способности общаться, враждебность по отношению к обществу). 

Научные данные позволяют утверждать, что в результате довольно длительного применения методов контроля сознания в некоторых деструктивных религиозных организациях самооценка вновь привлеченного члена приходит в состояние умственной беспомощности, ослабевает и дискредитируется. Вместо этого человек целенаправленно выстраивается в ряд, который предназначен для реализации идей и воли лидера культа и который не имеет своей собственной, но иллюзорной, культовой «независимости». При интенсивном процессе результат иногда достигается за несколько дней, в большинстве случаев достаточно нескольких недель или месяцев. 

Склонность к самоубийству или отказу по религиозным соображениям оказывать медицинскую помощь лицам, находящимся в состоянии, угрожающем жизни и здоровью.

Склонность к самоубийству обусловлена ​​особенностями догмы. Например, утверждается, что все живущие на земле скоро увидят конец света. Только те, кто в определенное время, в определенном месте добровольно умирают, будут иметь возможность сбежать. Следует отметить, что массовые самоубийства в Европе происходят довольно часто. Это явление можно объяснить законами групповой психической инфекции. 

Отклонение последователей от религиозных причин отказа в предоставлении медицинской помощи также обусловлено особенностями вероисповедания. Предполагается, что все болезни должны исчезнуть сами по себе за счет божественной силы, дарованной всем живущим на земле. И если один из заболевших умирает, то такова воля Создателя. 

В других случаях запрещается только хирургическое вмешательство, переливание крови и другие медицинские процедуры. Есть случаи, когда люди умирали, отказываясь от медицинской помощи по религиозным убеждениям. Пример последователи такого религиозного объединения, как Свидетели Иеговы в Соединенных Штатах. 

Рассматриваемая статья Федерального закона № 125-ФЗ распространяется на уже зарегистрированные в установленном порядке религиозные объединения. Решение суда о ликвидации и запрете деятельности означает признание религиозной организации незаконной. Он автоматически «выводится» из рамок установленного порядка. Признание юридического лица незаконным и его последующая ликвидация означает отсутствие какого-либо правопреемства.  Тем не менее, вред, и особенно психологический, моральный ущерб, причиненный последователям сектой, никогда не будет компенсирован. Этот вопрос требует более подробного рассмотрения. 

Для религиозных организаций установлен порядок регистрации заявок на государственную регистрацию. Религиозные группы создаются на регулярной основе и действуют без государственной регистрации. Для получения всего спектра прав юридического лица религиозная группа должна быть преобразована в религиозную организацию, существовавшую на этой территории не менее 15 лет или подтверждающую ее вступление в структуру централизованной религиозной организации в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года история и теория что такой порядок нарушает право граждан на свободу вероисповедания. Так, например, религиозная организация имеет право владеть имуществом, получать налоговые и иные льготы, просить объявлять свои религиозные праздники нерабочими днями и откладывать военную службу и сборы для своего духовенства, создавать учебные заведения; религиозные группы не имеют права делать что-либо подобное. Они могут выполнять только богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять религиозное образование и религиозное образование своих последователей. Я полагаю, что, с одной стороны, замечание авторов верно, но с другой стороны, пятнадцатилетний срок полномочий религиозной группы в определенном населенном пункте установлен для предотвращения регистрации сект и квази-религиозных образований. Религиозная группа, по мнению законодателя, должна подтвердить свои намерения и заслужить доверие не только среди местного населения, но и со стороны контролирующих органов последнего на основе соблюдения закона. 

Это требует эффективной системы контроля и ответственности за нарушение закона о свободе совести. Таким образом, общий надзор за исполнением законодательства в области свободы совести и религиозных объединений осуществляет прокуратура Российской Федерации. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляется органом, который принимает решение о государственной регистрации религиозной организации. Следует отметить, что Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет только одну форму фискального контроля. В соответствии с пунктом 9 ст. 8 Закона, религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрированный им орган о продолжении своей деятельности. 

Закон не вправе требовать чего-либо подобного от религиозной группы, поскольку он не нуждается в государственной регистрации. Единственное, что она обязана сделать, это уведомить органы местного самоуправления о своем создании и начале деятельности. Таким образом, контроль за деятельностью такого объединения граждан неэффективен. 

Особенностью регистрации религиозного объединения является проведение религиозной экспертизы в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации «О государственной религиозной экспертизе» от 18 февраля 2009 г. Российская газета. № 43. 2009. 13 марта. По решению регистрирующего органа, если возникает необходимость провести дополнительное изучение документов, представленных для регистрации. Такой экзамен является конкретным изучением учений группы верующих. Именно во время религиозных исследований секты и квазирелигиозные организации, преследующие только коммерческие или незаконные цели, могут быть признаны и отрезаны. Вопросы проведения религиозной экспертизы требуют дополнительного изучения . Необходимо четко установить механизм проведения религиоведческой экспертизы, принять меры по улучшению работы, связанной с государственной религиоведческой экспертизой, регулярно доводить ее результаты до сведения всех специалистов в этой области, в том числе публиковать конкретные выводы; проведение семинаров, научно-практических конференций специалистов, занимающихся экспертизой, обсуждение научных публикаций и методов проведения этой экспертизы. 

В научной литературе часто встречается термин «тоталитарная секта», который используется для обозначения новых религиозных культов, преследующих незаконные цели. Как правило, число последователей такого религиозного объединения относительно невелико, но если принять во внимание количество людей, которые являются членами этих организаций по всей стране, их количество заставит вас задуматься. По сути, секты или тоталитарные секты делятся на людей, у которых нет идеологического содержания, которое должно исходить от государства. 

Точное определение тоталитарной секты в литературе не найдено. Остановимся подробнее на определении, предложенном А.Л. Дворкиным: «Тоталитарная секта это особая авторитарная организация, лидеры которой, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозным, политико-религиозным, психотерапевтическим, оздоровительным, образовательным образованием. , научные, образовательные, культурные и др. маски Дворкин А.Л. Указ. Op. Эти секты используют все новейшие технологии для контроля сознания, которые просто еще не были изобретены ранее. С современными скоростями движения, технологическими инновациями, обилием информации и способностью манипулировать ею контроль сознания приобретает массовый и тотальный характер, который ранее был просто недостижим. 

Тоталитарные секты это прежде всего культурные и социальные проблемы, но не стоит забывать и о правовой составляющей этого вопроса. В ряде зарубежных стран среди населения распространяются брошюры, содержащие информацию о сектах и ​​предостережение граждан к осторожности при выборе религиозной группы или организации. Например, канадская организация Info-Kult (Info-Cult) распространяет такую ​​информацию о свойствах и атрибутах тоталитарных сект: «Тоталитарная секта это группа, которая использует манипулятивные методы и эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в основном контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы, чтобы превратить новобранца в верного и послушного члена. 

Секты считают, что они сами или их лидер имеют особый статус, который выводит их за рамки общества и (или) семьи и противопоставляет их. Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных. Они используют мошеннические методы для найма и найма новых членов.

Тоталитарные секты имеют определенные характеристики, которые отличают их от других групп, которые не манипулируют сознанием своих членов в такой степени. Например, участники искренне служат руководителю группы и не подвергают сомнению ни одно из его слов или действий; члены часто разрывают связи с семьей, родственниками и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые у них были до того, как они были завербованы в группу, руководство группы поощряет приверженцев жить вместе с другими приверженцами и общаться только с ними, и часто требует от них этого, вопросов, сомнений и недовольство искоренено или даже наказано. 

В листовке, которая распространяется среди школьников, правительство Германии выделяет следующие 17 признаков тоталитарных сект. Среди них, например, такие как: 

  • в группе вы найдете именно то, что вы все еще ищете;
  • мировоззрение группы потрясающе просто и объясняет любую проблему;
  • у группы есть свой учитель или гуру, который один знает правду; мир движется к бедствию, и только группа знает, как его спасти; 
  • очень трудно быть одному, кто-то из группы всегда с тобой.

Для более полного понимания проблемы, возникшей в связи традиционных религий с новыми религиями, вам следует обратить внимание на доклад епископа Вены и Австрии Илариона, представленный на конференции Подари душу Европе. Миссия и ответственность Церквей.  В своем выступлении епископ обобщает существующие проблемы в деятельности христианской церкви: 

Тоталитарные секты и так называемые новые религиозные движения представляют собой еще один настоящий миссионерский вызов для Церкви в 21 веке. И мы призваны дать совместный ответ на этот вызов. По словам Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, тоталитарные секты и новые религиозные движения «пересматривают всю систему христианских ценностей, пытаясь найти мировоззрение в реформированных восточных религиях, эзотерике, а иногда и в обычном оккультизме». Привет от Святейшего Патриарха. Московской и Всея Руси конференция "Тоталитарные секты под угрозой религиозного экстремизма". Эти движения и секты сознательно подрывают многовековые традиции и основы народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христа. Их разрушительная деятельность «приводит не только к искажению смысла христианской евангелизации, но и к разрушению национальной духовной культуры». 

Современные сектанты используют новейшие методы контроля сознания людей, методы пропаганды и вербовки; многие секты имеют мощные финансовые структуры. Неконтролируемая деятельность «новых религиозных движений» наносит серьезный вред здоровью людей, нарушает основные права человека, создает угрозу для семьи, общества, государства и бросает вызов традиционным ценностям. Притворяясь исключительными, лидеры сект, скрывая свои истинные цели, очень часто прячутся за различными религиозными, политическими, образовательными, культурными и другими лозунгами. 

Опасность псевдорелигиозной экспансии давно понятна в некоторых европейских странах. Например, Германия, Франция, Бельгия, Польша приняли ряд мер, ограничивающих деятельность разрушительных движений и сект. Проблемы сект и новых религиозных движений отражены в документах и ​​решениях Ассамблеи Совета Европы, рекомендациях Европейской парламентской ассамблеи, решениях Кабинета министров Совета Европы и Европейского парламента. 

Заключение

Российская Конституция содержит все необходимые правила, которые позволяют России быть светским государством, то есть государством, которое гарантирует каждому человеку свободу выбора мировоззрения, нейтрально к мировоззрению, признает формальное равенство религиозных и общественных объединений и не преследует особого политика в мировоззрении общества.

Международное право закрепляет право на свободу мысли, совести и религии. Секуляризм государства как основной гарантии этого права не прописан ни в одном из этих документов. 

Федеральное законодательство в целом имеет отношение только к конкретизации положений Конституции Российской Федерации об отделении религиозных объединений от государства, но не содержит норм, позволяющих рассматривать светское государство в России как нейтральное в мировоззрении.

Анализ конституций республик и уставов других субъектов России показал, что требование федеральной Конституции о светском государстве соблюдается в зависимости от региональных предпочтений.

Подводя итог, следует сказать, что закрепление принципа секуляризма в Конституции страны, а также положений о равенстве религиозных организаций не означает однозначного отделения религиозных объединений от государства и разграничения их сфер деятельности. деятельность.

Секуляризм подразумевает нейтральное отношение к церковным делам со стороны государства с определенной степенью регулирования.

Государство со всем укоренившимся идеологией должно обеспечить защиту духовной сферы граждан.

Для этого необходимо, на основе уже сложившейся практики, четких критериев определения, научного развития, постепенных и правильных законодательных изменений, обеспечения духовной безопасности граждан, ликвидации религиозных объединений, оказывающих разрушительное воздействие на мир людей, и уделять больше внимания духовному состоянию общества.