Общая характеристика романо-германской правовой семьи

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Система российского права
Понятие правовой системы и правовой семьи
Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи
Общая характеристика религиозной правовой семьи

 

Введение:

В современном мире интеграционные процессы во многих сферах государственной и общественной жизни усиливаются. Это также относится к правовому полю. Это требует обобщения и дальнейшего развития знаний сравнительного правоведения. Одной из наиболее важных и устойчивых разновидностей правовых образований являются правовые «семьи». Эта концепция, которая давно вошла в обращение, отражает особенности правового понимания разных народов и наций, истоки их правовых систем. Его содержание и типы правовых семей подробно раскрыты в трудах компаративистов. Во второй половине XX века. Тенденция сближения и даже «переплетения» отдельных ячеек этих семейств отчетливо проявляется при общем сохранении и даже некотором повышении специфичности. На рубеже XXI в. ощутимо их мощное влияние на геополитическую картину мира. 

Определить место российской правовой системы в этой сложной динамической системе довольно сложно. В этом случае российское законодательство чаще всего рассматривается как система, которая имеет очень широкий спектр общих черт и характеристик с другими правовыми семействами и системами, но все больше тяготеет к континентальной правовой семье. Россия всегда «была частью романо-германской правовой семьи», говорят Р. Давид и К. Жоффр-Спинози. «Российская юридическая наука, подчеркивают авторы, многое заимствовала из византийского права, то есть из римского права, и из стран континентальной Европы, придерживающихся римской системы».

Правда, исследователи оговариваются: «Там были оригинальные русские обычаи и деяния», какими они были в 18 веке. Первоначальные французские и немецкие обычаи и постановления, но, как и во Франции и Германии в 18 веке, «в России не было никакой другой юридической науки, кроме романской. Категории российского права являются категориями римской системы. « Концепция права, принятая в российских университетах и ​​в юридической практике, была римской концепцией1. Другие зарубежные и отечественные авторы придерживаются того же взгляда на природу отношений между российским и континентальным правом. 

Не вдаваясь в детали рассмотрения различных точек зрения и вариантов ответа на вопрос о характере отношений между российским законодательством и римско-германским законодательством, о принадлежности или, наоборот, о непринадлежности первого ко второму, мы Отметим только, что у каждого подхода есть свои особые аргументы.

В свете вышеизложенного цель данной работы можно определить как установление наиболее значимых отличительных признаков континентальной правовой семьи, выявление различных подходов к ее изучению, определение перспектив развития системы как в целом и российская правовая система как ее часть.

Понятие правовой семьи

Понятие правовой семьи является одним из центральных понятий сравнительного права. Термин «правовая семья» используется вместе с термином «правовая система», который имеет двойное значение. В узком смысле под правовой системой понимается совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его изолированной части). В более широком смысле эта концепция также включает ряд других компонентов правовой культуры, правовой идеологии, юридической науки и других, в том числе негосударственных правовых институтов (адвокатура, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов).

Если правовая система действует в национальном масштабе, они говорят о «национальной (федеральной) правовой системе», если в пределах части страны существует «региональная правовая система» (например, в США, наряду с федеральной, существует государственная правовая система). Необходимо различать понятия «правовая семья» и «правовая система». В этой работе я буду придерживаться наиболее распространенного понимания правовой семьи, согласно которой она представляет собой сочетание национальных правовых систем, которые сочетают в себе общность форм права, источников права, основных понятий, структуры права и исторический путь его формирования.

Классификация правовых семей является предметом долгих споров между сравнительными учеными. Одной из основных в современной сравнительной юриспруденции является классификация западногерманского компаративиста К. Цвайгерта. Он выдвигает понятие «правовой стиль» как критерий классификации.

«Стиль права», по мнению К. Цвайгера, состоит из пяти групп факторов:

  1. происхождение и эволюция правовой системы;
  2. оригинальность правового мышления:
  3. конкретные правовые институты;
  4. характер источников права и их толкование;
  5. идеологические факторы.

Исходя из этого, К. Цвайгерт выделяет восемь «юридических кругов»: 

  • Романский;
  • Немецкий;
  • Скандинавский;
  • Англо-американский
  • Социалист;
  • Исламский закон;
  • Индуистское право.

Наряду с данной классификацией существует множество других, среди которых наиболее авторитетными являются «Основные правовые системы современности» (1964), на которые ссылается известный французский специалист по сравнительному праву Рене Давид. Классификация, данная ему в этой монографии, остается одной из основных в юриспруденции на сегодняшний день. 

Основываясь на сочетании правовых, технических и идеологических критериев, Дэвид выделил следующие три основных «семейства права»:

  • Романо-германский (континентальный);
  • Англо-американский (система общего права);
  • Социалист.

Было решено выделить социалистический закон до начала 1990-х годов, однако после падения коммунистических режимов в большинстве этих стран и радикальных рыночных реформ в ряде оставшихся (Китай, Вьетнам) существование этой системы было вопрос.

Обе эти классификации имеют некоторую условность, поскольку некоторые страны или районы из-за особенностей исторического развития не могут быть отнесены к какой-либо правовой семье (например, закон Шотландии представляет собой некое сочетание общего и римско-германского права). Однако ценность концепции правовой семьи заключается в том, что она предоставляет дополнительные аналитические возможности для всестороннего анализа правовой сферы различных стран. 

Итак, романо-германская правовая семья является самой древней и распространенной в мире. Он включает в себя различные страны, в которых правовая наука развивалась на основе римского права. В настоящее время романо-германская правовая семья разбросана по всему миру. Он вышел далеко за пределы бывшей Римской империи и распространился на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Ближнего Востока, Японию, Индонезию. 

Рассмотрим историю римско-германской семьи более подробно. Датой, когда с научной точки зрения возникла система романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, без сомнения, существовали элементы, с помощью которых он впоследствии создавался, но тогда было слишком рано говорить о системе и, возможно, даже о законе в его современном понимании. Поэтому первым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когда материалы собирались, но попыток их синтезировать еще не было и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрождения изучения римского права в университетах. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под решающим влиянием которой развивалась и юридическая практика в различных государствах. Эта доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором мы сейчас находимся в периоде, когда преобладает законодательство. 

Создание римско-германской правовой семьи связано с возрождением, которое произошло в 12-м и 13-м веках в Западной Европе. Это перерождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был правовой аспект. Новое общество снова осознало необходимость закона; он начал понимать, что только закон может обеспечить порядок и безопасность, требуемые божественным замыслом и необходимые для прогресса. Идеал христианского общества, основанного на милости, был отвергнут, как и идея создания Божьего города на Земле. В 13 веке религию и мораль уже не путали с гражданским порядком и законом. Закон снова признал свою собственную роль и автономию, которая стала характерной чертой западного мышления и цивилизации. 

Идея о том, что общество должно регулироваться законом и подчиняться нормам разума, была не совсем новой. В отношениях между людьми это было разрешено римлянами. Но возвращение к этой идее в 12 веке революционный шаг. Философы и юристы требовали, чтобы общественные отношения основывались на законе, а также на прекращении режима анархии и произвола, который царил на протяжении веков. Они хотели новый закон, основанный на справедливости, разум, который позволяет понять; в то же время они осудили произвол и отклонили обращение гражданских правоотношений к сверхъестественному.

Это движение в XII и XIII веках столь же революционное, как и в XVIII веке, движение за замену личной власти демократией или движение XX века, которое стремилось заменить анархию капиталистической системы марксистской общественной организацией. Гражданское общество должно основываться на законе: закон должен обеспечивать порядок и прогресс в гражданском обществе. Эти идеи становятся доминирующими в Западной Европе в 12 и 13 веках и будут господствовать там вплоть до наших дней. 

Рождение романо-германской правовой системы в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. В этом римско-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с укреплением королевской власти и существованием высокоцентрализованных королевских судов. На европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система римско-германского права, наоборот, создается в эпоху, когда Европа не только не образует единого целого, но сама идея такого рода кажется неосуществимой. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению политического единства Римской империи. Система римскогерманского права никогда не основывалась ни на чем, кроме общей культуры. Он возник и продолжал существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть. 

Дальнейшее развитие романо-германской правовой системы будет рассматриваться при изучении законов, норм и обычаев.

Описание источников права континентальной семьи

Правовые системы, из которых состоит романо-германская семья, многочисленны, и каждая из них имеет свои особенности по сравнению с другими. Но все эти страны являются странами "письменного права". Адвокаты здесь, прежде всего, ссылаются на законодательные и нормативные акты, принятые парламентом или государственными и административными органами. Однако закон, хотя он, несомненно, составляет основу правового государства и охватывает все его основные аспекты, не рассматривается узко и текстуально, часто его толкование зависит от других факторов. Вот почему нельзя сводить вопрос об источниках права данной семьи исключительно к законодательным нормам. Из приведенной краткой истории возникновения семьи мы можем выделить как минимум еще два источника права: правовой обычай и правовая доктрина. 

В раннем средневековье обычай доминировал в романо-германской системе. До тех пор, пока не были созданы первые письменные сборники законов, роль тех, кто интерпретировал правовые обычаи, была очень значительной. В древних франках их называли рачинбургами, в древних скандинавах лагманами и т. д. со временем под влиянием все более широко распространенного получателя принималось римское право, а также утвержденные сборники законов, во многих случаях представляющих зарегистрированные и утвержденные обычаи. со стороны государства сфера устного правового обычая все больше сужается. Как указывает Рене Дэвид, обычаи были приемлемы только в закрытой экономике; это было трудно распознать и трудно сослаться. Местные обычаи были сохранены только в том случае, если из-за определенной перестройки они получили более широкий географический охват и если была составлена ​​подборка, которая позволила бы их легко узнать.

Некоторые европейские ученые утверждают, что в этом процессе обычай как источник права исчез и является архаичным. Однако эта точка зрения не отражает существующую реальность. Например, В.С. Нерсесянц указывает, что обычай «играет в системе источников права романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя при необходимости действующее законодательство». Действительно, в некоторых случаях закон Нужно дополнить обычай для его понимания. Понятия, используемые законодателем, также часто необходимо объяснять с точки зрения обычая. Сфера действия обычая ограничена прогрессом кодификации и признанным верховенством права в демократических режимах современного политического общества, но его существование в качестве независимого источника права нельзя отрицать. 

Некоторые юристы уменьшают роль правовой доктрины. Но нельзя отрицать тот факт, что долгое время он был основным источником права в романо-германской правовой семье: именно в университетах основные принципы права были разработаны в основном в 13-19 веках. И лишь сравнительно недавно, с победой идей демократии и кодификации, главенство доктрины сменилось главенством закона. Сегодня, как и в прошлом, это очень важный и жизненно важный источник права. Простейшим и наиболее очевидным свидетельством роли доктрины является прямое закрепление в законодательстве доктринальных положений правовых концепций.

В современных условиях доктрина оказывает существенное влияние на весь процесс правового понимания и интерпретации существующего закона, на толкование общих принципов права, приемов и методов для понимания смысла правовых норм, их применение и т.д. это имеет большое практическое значение, поскольку в ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и ценности позитивного права и т. д.) имеют силу действующего права, а в случае конфликтов с последние они имеют приоритет. 

Невозможно привести общий знаменатель и назвать прецедент общим источником права для романо-германской правовой семьи в целом, так как подход к ней очень противоречив. В некоторых странах признается, что это наиболее гибкий механизм для преодоления пробелов и неопределенностей в законодательстве и юридически закреплен; в то время как в других странах отношение к нему безразлично; и в-третьих, оно не только не признается, но и в формальном юридическом плане оно ограничено. Однако, как отмечают исследователи, изучая теорию и практику применения прецедента в этой группе стран, необходимо, с одной стороны, констатировать отсутствие общей концепции прецедента, а с другой стороны, признание практической роли решения суда.

Об этом свидетельствует растущее число опубликованных сборников и справочников судебной практики во Франции, Германии, Швейцарии, Италии и многих других странах. Многие авторы не без оснований видят выход из этой ситуации, «рассматривая прецедент как источник права не в формальном плане, а в практическом плане. Формальное непризнание прецедента вовсе не означает его фактического отрицания. Роль судебной практики в странах романо-германской правовой семьи может быть уточнена только в связи с ролью закона. 

Нормативный акт как основной источник права: понятие, виды

Прежде всего, вам следует определиться с понятием нормативного акта. При определении такой, казалось бы, простой концепции с научной точки зрения некоторые детали опускаются, что при использовании определения оставляет важные характеристики без должного внимания. Это приводит к потере элементов концепции, что приводит к неточной формулировке одного из ключевых элементов правотворческой практики государств романо-германской правовой семьи.

Общая характеристика романо-германской правовой семьи

Концепция нормативно-правового акта на современном этапе должна рассматриваться всесторонне, учитывая влияние актов на государственное правотворчество и правоприменение, и необходимо со временем корректировать определение в связи с развитием технического прогресса, а также с этим возникновение новых отношений и отмирание старых. В самом общем смысле нормативный правовой акт можно определить как официальный документ законодательного органа, в котором содержится верховенство права.

Среди основных особенностей этого понятия, без которых определение будет неполным, можно выделить: 

  • Нормативные правовые акты принимаются уполномоченными государственными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции, местными органами власти или непосредственно населением;
  • Нормативные правовые акты содержат обязательные, официально определенные нормы, предназначенные для многократного использования;
  • Нормативные правовые акты принимаются особым образом в форме официальных документов с определенной структурой и подлежат публикации;
  • Нормативные правовые акты регулируют важнейшие общественные отношения;
  • Нормативный правовой акт должен быть согласован с другими нормативными правовыми актами этого государственного устройства.

Сочетание этих особенностей позволяет выделить нормативный акт среди многочисленных источников права. Континентальная правовая семья характеризуется упорядоченностью, структурированностью, строгой и устойчивой иерархией нормативных правовых актов в составе источников. 

Сосуществование и эффективное сотрудничество в современном мировом сообществе требует определенных усилий для обеспечения взаимодействия правовых систем разных стран. В некоторых конституциях (например, во Франции и Нидерландах) закреплен принцип, согласно которому международные договоры имеют силу, превышающую силу внутреннего законодательства. Поэтому первый уровень системы источников занимает международное право и ратифицированные международные договоры. 

На федеральном уровне высшее положение занимает конституция, в которой закреплены основы статуса личности, государства, политической, экономической и социальной системы, атрибуты государства. Конституция определяет цели законотворчества и направления развития законодательства как в его отраслях, так и в отношении сфер общественной жизни. Признание высокой роли конституционных основ государственной власти сопровождается разработкой правовых принципов разделения властей.

Поэтому конституция находится в центре общественно-политических процессов государств. Во всех странах романо-германской правовой семьи существуют письменные конституции, нормы которых признают особый авторитет. В некоторых странах этот авторитет носит преимущественно политический характер; конституционные положения принимаются или изменяются особым образом, но с точки зрения права они имеют силу обычных законов. Напротив, в других странах конституционные положения с точки зрения права это нечто иное, чем обычные законы. Их особая власть выражается в установлении контроля за конституционностью других законов, и органы этого контроля и его методы могут быть самыми разными. 

Система источников права, регулируемая в конституционном и нормативном порядке, различает, прежде всего, законы. Законы обычно принимаются парламентом (высшим законодательным и представительным органом страны). Некоторые из них приняты референдумом. Верховенство права является устойчивым принципом континентальной правовой системы. Различаются, например, федеральные законы и федеральные конституционные законы (Россия), законы и органические законы (Франция), конституционные, органические и обычные законы (Молдова, Румыния). 

Значительную роль в качестве источника права в романо-германской правовой семье играют нормативные правовые акты, принимаемые различными исполнительными органами (указами, указами, циркулярами, инструкциями и т. д.). Как правило, такие нормативные правовые акты принимаются «в соответствии с законом» и имеют подзаконный характер. В то же время судебный контроль осуществляется (в Федеративной Республике Германия всеми общими судами, во Франции специальными административными судами) для обеспечения соответствия таких подзаконных актов закону. 

Одной из особенностей семейства континентального права является систематизация и кодификация законодательства. Его формы различаются по степени охвата нормативного материала, его структуризации и юридической силы. Так, в Германии в процессе систематизации упор делается на простое включение, когда в соответствии с законом 1958 года о сборнике федеральных законов систематизация подлежала публикации, в которой публикуются законы и подзаконные акты. В Швейцарии систематический сборник федерального законодательства включает законы и подзаконные акты, а также постановления федеральных судов общего регулирующего характера. 

Характеристика правовых институтов в европейских странах

В рамках романо-германской семьи судебная система, конечно, варьируется от страны к стране, но в то же время имеет, как правило, общие характеристики.

Повсюду судебная система построена по иерархическому принципу: споры в первую очередь подчиняются судам, расположенным по всей стране. Над ними значительно меньше апелляционных судов. Верховный суд завершает систему. Это самая общая схема, в рамках которой есть много существенных отличий. В частности, суды первой инстанции очень отличаются; может быть несколько типов, в зависимости от характера спора. 

Специальные суды, существующие в одной стране, например, семейные, трудовые, коммерческие суды и т. д., могут отсутствовать в другой. Апелляционные инстанции также различаются в зависимости от их взаимоотношений с судами первой инстанции, а также от порядка рассмотрения апелляций. Верховный суд в некоторых странах действует как апелляционный и суперапелляционный суд, а в других как кассационная, то есть рассматривает только правовые вопросы. 

В дополнение к общей судебной системе, изложенной выше, в ряде стран существуют другие независимые от нее юрисдикции, например, административная юрисдикция, которую мы видим во Франции (где Государственный совет управляет системой административных судов), Германии, Австрии. , Бельгии, Финляндии, Италии, Швеции и других. В некоторых странах также существуют административные юрисдикции, но они контролируются Верховным судом, где для этого есть специальная палата (в Испании, Швейцарии и т. д.). Наконец, есть страны, где нет административного правосудия; Это Дания, Норвегия, Япония, Венесуэла. Помимо административного правосудия, в некоторых странах существуют и другие автономные судебные системы. В Германии существуют федеральные судебные системы по трудовым вопросам, социальному обеспечению, финансовые суды; в Швейцарии, суды социального страхования, военные, таможня и т. д. 

Осложняющим фактором является федеративное устройство некоторых штатов. Правосудие здесь, как правило, входит в компетенцию членов федерации, и только на вершине иерархии действует один или несколько федеральных судов. Такова ситуация в Германии, Швейцарии и Бразилии. Наоборот, в Венесуэле существует только федеральная судебная система. В Аргентине и Мексике, как и в Соединенных Штатах, две судебные системы конкурируют с государством (провинциальным), с одной стороны, федеральным (штат) с другой. Однако сходство с Соединенными Штатами является лишь внешним, поскольку компетенции этих систем различаются по-разному, что, в свою очередь, зависит от сферы действия федеральных законов, которые могут применять только федеральные суды. 

Перспективы развития континентальной правовой семьи

Романо-германская правовая семья является старейшей и наиболее распространенной в мире и имеет много путей развития. Его изменчивость, особенность правовой организации каждой страны при сохранении общих основополагающих принципов позволяет эффективно сотрудничать и обмениваться опытом между ними. 

В рамках этого процесса европейские юристы ищут пути юридической консолидации. С этой целью в 1991 году была создана Европейская ассоциация содействия законодательству. Особенно значительными являются его усилия в области подготовки текстов правовых актов определения содержания правовой нормы, ее формулирования, оценки эффективности нормы и правоприменительной практики. Внимание было уделено специальной подготовке юристов адвокатов, поскольку закон считался продуктом высокоинтеллектуального труда. 

Международное сообщество и государства признают важность общих правовых принципов и поддерживают сближение различных правовых систем. Растет интерес к изучению и взаимному использованию опыта разработки национального законодательства, обмену правовой информацией и научными идеями. Таким образом, развивающаяся практика применения прецедентов в романо-германской семье свидетельствует о частичном восприятии англосаксонского права. 

Рассматривая перспективы развития этой семьи в России, важно отметить, что в формирующемся процессе сближения российской правовой системы с романо-германской правовой семьей необходимо не только сохранить свою идентичность, но и укрепить свой потенциал, чтобы он стал именно процессом взаимной интеграции, естественного сближения, а не односторонним поглощением и постепенным подавлением идентичности и возможностей одной правовой системы другой правовой семьей.

Заключение

Римско-германская система права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточноевропейские (бывшие социалистические) страны снова возвращаются к этой системе. Его по праву можно назвать системой (или семейством) континентального права: она охватывает все страны европейского континента, кроме Англии и Ирландии. Это семейство законов последовательно распространяло свое влияние на латиноамериканские государства Америки (Латинская Америка). Более того, о романо-германской правовой системе можно даже говорить в отношении штата Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная в 1803 г. к США), а также к канадской провинции Квебек, населенной в основном французами (в котором в 1992 и 1995 годах были проведены референдумы о независимости от Канады). 

Что касается большинства стран Черной Африки (бывшие колонии Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), на них также повлияло влияние этой законной семьи. Интересно отметить, что даже острова Маврикий и Сейшельские Острова, которые являются членами Британского Содружества Наций, все еще находятся под доминирующим влиянием этой системы. Влияние романо-германской правовой семьи также заметно в азиатских государствах, например, в Турции, бывших советских азиатских республиках, Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии, хотя они также имеют мусульманское право. 

Романо-германская правовая система, великолепное здание, построенное европейской наукой, стремится показать юристам цели своей деятельности, словарный запас и методы, ориентировать их в поисках справедливых решений. Эти характерные черты романо-германской правовой системы особенно интересно отметить в наше время, когда мы снова начали говорить о Европе и европейском праве. Римско-германская правовая система объединила народы Европы, уважая при этом различия между ними, без которых Европа не была бы такой, какая она есть, и какой мы хотим ее видеть.