Образы мужчин и женщин в сознании современных подростков

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мотивация учения, успешность обучения и самочувствие в младшем школьном возрасте
Образ "взрослости" у подростков
Особенности «Я-концепции» в юношеском возрасте
Особенности взаимодействия со взрослыми в подростковом возрасте


Введение:

Половое созревание является центральным психофизиологическим процессом подросткового и юношеского возраста. Его специфическими функциональными особенностями являются менархе (начало регулярной менструации) у девочек и эякулярная (начало эякуляции, первая эякуляция) у мальчиков. Средний возраст менархе в настоящее время варьируется в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а возраст эякуляра - от 13,4 до 14 лет. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, которые влекут за собой изменения в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании.

Повышенная секреция половых гормонов (у 18-летнего мальчика она в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика) также объясняет так называемую (юношескую) гиперсексуальность, которая проявляется в повышенной сексуальной возбудимости, частой и длительные эрекции, бурные эротические фантазии, мастурбация и т. д. «В четырнадцать мое тело казалось разгневанным», - сказал 16-летний мужчина, и многие его сверстники могли подписать это признание.

Тем не менее, даты начала и окончания полового созревания (пубертатного периода), а также формы его течения, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это связано с биологически. В прошлом многие ученые считали, что физиологические сексуальные потенции у всех людей одинаковы, поэтому, чем раньше человек начинает сексуальную активность и чем интенсивнее она ведет, тем скорее его способности будут исчерпаны. Современная сексология доказала, что не существует единого, «универсального» стандарта интенсивности сексуальной активности. Сила, частота и продолжительность сексуального возбуждения варьируются в зависимости от половой конституции человека, которая, по определению Г.С. Васильченко, представляет собой «набор стабильных биологических свойств, которые формируются под влиянием наследственных факторов и условий развития в пренатальном периоде». период и ранний онтогенез; половая конституция ограничивает диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне сексуальной активности и характеризует индивидуальную устойчивость к патогенным факторам с избирательностью в сексуальной сфере".

Психосексуальное развитие в подростковом возрасте

Половое созревание и юношеская сексуальность

Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо проявляется в период полового созревания, и к ее признакам относятся, в частности, возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем быстрее оно протекает и тем быстрее оно заканчивается; позднее начало созревания обычно характеризуется более медленным течением. Ранние мальчики не только начинают раньше, но и ведут более интенсивную половую жизнь в последующие взрослые годы. Раннеспелые женщины по-прежнему характеризуются высокой сексуальной реактивностью. Эти индивидуальные различия очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и молодежи.

Однако половая конституция напрямую влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуально-эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными личностными чертами и социальными условиями ее развития.

Возраст начала менструации также зависит от ряда специфических состояний, например, изменения массы тела. У девочек-гимнасток и юных балерин, сознательно ограничивающих свой вес, менструация начинается на год или даже на несколько лет позже, чем у остальных. Состояние полового созревания может иногда ухудшаться. Девочки-подростки и девочки, страдающие нервной анорексией, если они теряют более 15 процентов своего веса, прекращают менструацию и их гормональная секреция возвращается к препубертатному типу по ряду признаков. В том же направлении, даже при поддержании веса, психическое напряжение может быть затронуто. Например, у некоторых школьниц во время экзамена менструальные циклы становятся нерегулярными, короче или длиннее, чем обычно.

Субъективная, психологическая сторона вопроса также чрезвычайно важна: как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает события полового созревания - менархе, ночные выбросы, изменения внешнего вида, готов ли он к ним, вызывают ли они испуг или радость, и т.д. Это зависит от социальных условий развития, в том числе сексуального воспитания, а также от индивидуальных особенностей подростка. К сожалению, эти факторы, особенно у мальчиков, очень плохо изучены. Между тем, без учета самосознания объективные данные о физическом развитии и сексуальном поведении подростков не имеют реального психологического значения и часто интерпретируются произвольно.

Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпов полового созревания, но и от социальных факторов.

Говоря о подростковой и юношеской сексуальности, необходимо различать ее поведенческую (мастурбация, сексуальные игры, ухаживание и т. д.), эмоциональную (эротические фантазии и переживания) и познавательно-оценочную (представления о природе сексуальности и ее отношении к ней). или его другие проявления) Компоненты.

Интерес к гендерным вопросам возникает у детей задолго до наступления половой зрелости. Сначала этот интерес не связан с эротическими переживаниями, но является выражением обычного любопытства: ребенок хочет знать, из чего состоит сфера жизни, которую так тщательно скрывают взрослые. В подростковом возрасте интерес к гендерным вопросам становится интенсивным и личным. Однако многое зависит от предыдущего образования.

В отличие от древней Греции с ее культом человеческого тела, традиционная христианская мораль считает любые телесные проявления грязными, низменными и греховными. Хотя человек получает разнообразные ощущения от органов своего тела, его с раннего детства учат не обращать на них внимания и ни в коем случае не говорить о них («это неприлично»). С детства мы привыкли думать, что телесные переживания являются обязанностью исключительно врача: если вы чувствуете какой-то орган, это признак болезни. Эта идея ложна - человек получает от своего тела не только отрицательные, но и положительные эмоции. Например, спортсмен получает физическое удовольствие от теплых, хорошо тренированных мышц, и это самосознание является более важным психологическим стимулом для физического воспитания, чем рациональная «забота о здоровье». 

Подростковый цинизм беспокоит взрослых. Но следует иметь в виду, что обсуждение запрещенных вопросов (не только секса, но и многих других телесных переживаний) со сверстниками позволяет снять стресс, вызванный ими, и частично снять его со смеха. Взрослая культура смеха также имеет много сексуальных мотивов. Стоит ли удивляться, что у подростка даже пестики и тычинки вызывают эротические ассоциации?

Невозможность выразить словами свои эротические чувства из-за отсутствия равноправного общества или из-за большой стеснительности может негативно повлиять на развитие личности. Поэтому педагог должен беспокоиться не только о тех, кто ведет «грязные разговоры», но и о тех, кто молчит; именно эти парни не могут выразить и «обосновать» свои смутные переживания, которые их волнуют, иногда оказываются наиболее впечатлительными и уязвимыми. То, что другие выплескивают циничными словами, превращает их в глубоко лживые и, следовательно, устойчивые, фантастические образы. 

Никакой морально ответственный взрослый не будет преднамеренно дразнить и разжигать сексуальную жизнь подростков. Но его естественные проявления не должны быть слишком сложными для табу, это может вызвать противоположный эффект.

Важной особенностью подростковой и юношеской сексуальности является ее «экспериментальная» природа. Раскрыв свои сексуальные способности, подросток исследует их с разных сторон. Ни в каком другом возрасте нет такого большого количества случаев отклонения, близкого к патологическому поведению, как в 12-15 лет. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличить действительно тревожные симптомы, требующие квалифицированного медицинского вмешательства, от внешне схожих форм сексуальных «экспериментов», которые вполне естественны для этого возраста, на которые не следует обращать внимание, чтобы случайно не нанести психологический ущерб. травма подростка, подсказывающая ему, что «что-то не так». Если вы не уверены, что действительно понимаете суть вопроса и можете помочь, вы должны строго соблюдать первую заповедь старого медицинского кодекса: «Не навреди!»

Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школьников очень разные. Но их сексуальное поведение автономно от супружеских планов и намерений и воспринимается в основном в комплексе любовно-романтических или гедонистических ценностей.

Чем моложе подросток во время его первого полового акта, тем меньше эти отношения мотивируются любовью, тем более случайны и ситуативны в ней. 

Поведение подростков и молодежи во многом зависит от того, как они представляют свою сексуальную роль. Наряду с подлинными увлечениями в отношениях между мальчиками и девочками немало надуманных. Влюбленность, ухаживание, обмен нотами, первое свидание, первый поцелуй важны не только и не столько сами по себе, сколько как ответ на собственные внутренние потребности старшеклассника, а как определенные социальные символы, признаки взросления. Как молодой подросток с нетерпением ждет появления вторичных половых признаков, так и молодой человек ждет, когда он наконец влюбится. Если это событие запаздывает (и здесь нет возрастных норм), он нервничает, иногда пытается заменить настоящее хобби фантазией и т. д.

Игривая натура подросткового ухаживания очевидна. Но для старшеклассников их собственный опыт, воспринимаемый в свете стереотипной сексуальной роли, поначалу иногда более важен, чем объект привязанности. Отсюда постоянный взгляд на мнение сверстников своего пола, подражания, хвастовства реальными и зачастую воображаемыми «победами» и т. д. Влюбленность часто напоминает эпидемии: стоит появляться в классе с одной парой, так как все падают в любви и в соседнем классе это спокойно. Объекты хобби также часто вызывают интерес у многих, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или мальчиком) значительно повышает их собственный статус среди сверстников. Даже близость молодого человека часто является средством самоутверждения в глазах сверстников. 

Положение учителя или первопроходца, столкнувшегося с некоторыми необычными проявлениями юношеской сексуальности (по большей части они тайны и остаются незамеченными), чрезвычайно сложно. От него требуются специальные знания и тактичность человека.

Необходимо уделять особое внимание детям, чье игривое поведение или телосложение не соответствуют стереотипам мужественности и женственности и которые поэтому подвергаются насмешкам со стороны сверстников в очень раннем дошкольном возрасте. Это внимание должно быть тактичным, незаметным и направленным не на отделение ребенка от других, а на повышение его самооценки и улучшение навыков общения.

Систематическое воспитание родителей, особенно матерей, также очень важно, чтобы они не пытались охранять и нянчить мальчиков. Это должно быть мотивировано общими соображениями относительно развития независимости и общительности ребенка, избегая сексопатологических терминов, которые могут создать атмосферу страха и подозрительности в семье. Вам также не нужно запугивать подростков реальной и воображаемой опасностью гетеросексуальных отношений.

Взрослые должны полностью осознавать, что интимный эротический опыт подростков и молодежи практически выходит за рамки педагогического контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых в основном имеет негативные последствия. Даже специалисту трудно отличить статистически нормальные возрастные сексуальные эксперименты от признаков зарождающейся взрослой девиантной сексуальности, это становится ясно только со временем. Конечно, в окружении детей и подростков, особенно в пионерских лагерях и школах-интернатах, не должно быть взрослых с ярко выраженными гомосексуальными наклонностями; когда такие ситуации обнаруживаются, они должны разрешаться как можно более тайно, без публичных скандалов и вовлечения в них множества детей.

Сексуальные игры подростков и самих подростков следует тактично прекратить, апеллируя к правилам приличия, бытовым конвенциям и т. д., но ни в коем случае не запугивать или наклеивать ужасные ярлыки, патогенное действие которых может быть намного сильнее, чем опытный сексуальный опыт. Особенно важно предотвращать акты насилия и унижения человеческого достоинства. Сексуальная ориентация в большинстве случаев не является вопросом свободного выбора; это чрезвычайно трудно, если не невозможно, изменить это. Это обязывает учителей быть в первую очередь гуманными, помня о том, что за сексуальными проблемами всегда стоят человеческие проблемы. 

Пол и сексуальное сознание

Под сексуальным сознанием мы подразумеваем тот особый аспект сексуального сознания, который описывает мир сексуально-эротических переживаний и установок, которые определяют поведение. Зрелое сексуальное сознание, по мнению Э. Эриксона, подразумевает совместимость сексуально-эротических переживаний с любимым партнером другого пола, которому доверяет человек и чье доверие способно ответить, с кем он хочет и может разделить ответственность за совместную работу , деторождение и отдых, чтобы обеспечить возможности для благоприятного развития детей.

По мнению Г.С. Васильченко, этапы становления зрелого сексуального (он называет это «сексуальным») сознания у мужчин и женщин различны.

У мужчин это образование проходит 4 стадии. Этап I - концептуальный. Это происходит в детстве и характеризуется отсутствием чувственно-эротической окраски сексуальных реакций и опыта, связанного с полом и гендерными отношениями. Стадия II - романтическая, в остальном - платоническая.

На этом эротизм еще не связан с сексуальностью и реализуется в сфере несексуального общения, часто воображаемого и, как правило, возвышенного и поэтизированного. Значение платонической стадии, пишет Г.С. Васильченко, очень велико: именно платоническая составляющая возводит физиологический инстинкт в истинно человеческую Любовь. Стадия III - сексуальная. Это также описано как стадия подростковой и юношеской гиперсексуальности. IV этап - зрелое сексуальное сознание, которое Г.С. Васильченко характеризует как гармоничное индивидуально-вариативное единство концептуального, платонического и сексуально-эротического компонентов, с одной стороны, и сложившегося комплекса и системы ценностных, морально-этических ориентаций личности ими, с другой.

У женщин, по мнению Г.С. Васильченко, после концептуальных и романтических стадий обычно формируется третья и последняя стадия - пробуждение сексуальности (в отличие от половой стадии и стадии зрелости у мужчин), хотя этого не происходит вообще для многих женщин.

По нашему мнению, это типичное отражение мужской ориентации, в свете которой женщина представляется как «недоразвитый» мужчина, и все психосексуальное развитие и поведение рассматриваются с чисто мужской точки зрения. Возможны и другие подходы, вытекающие из исследований женской сексуальности и положений Г.С. Васильченко. В частности, он отмечает, что динамика развития полового сознания у мужчин более прямолинейна, сексуальные реакции более инструментальны и определенны (эрекция полового члена), а первый оргазм происходит автоматически, без предварительной тренировки, и всегда связан с чувством удовлетворенности (последние две черты отличают мужской женский оргазм). Но можно сомневаться, что положительные эмоции, адресованные другому полу в реальном поведении или воображении, безусловно, отражают эротизм. Такая эротизация романтика вряд ли законна. Тенденция к романтизации - это, в первую очередь, свойство определенного личного менталитета (вспомним хотя бы тенденцию к нему у представителей чувствительного типа характера и его неидентичность у представителей нестабильного типа), а затем возраст.

Даже на «романтической» стадии развития не каждый мужчина и не каждая женщина склонны, если исходить из определения романтизма Новалиса, придавать обычному возвышенное значение, обычному - тайному значению, знакомому - достоинство незнакомого, конечное - появление бесконечного, счастье - прикосновение трагедии. Эротический опыт подростка и взрослого не одно и то же. А подростковый эротизм, по крайней мере, среди мальчиков, как антипод романтизма. Трудно не вспомнить «Персиковые ветки»: «Стимулы души порождают дружбу. Влечения ума вызывают уважение. Влечения тела порождают желания. Сочетание трех влечений порождает любовь ». У подростка они еще не связаны, он бросается между крайностями и, как говорится, любит женщину, к которой его не привлекают, и привлекает его к женщине, которую он не любит. Попытки объединить это в себе почти часто принимают драматический, если не трагический поворот. Анализ зрелого сексуального сознания человека показывает, что его гармония играет важную роль: концептуальные, романтические и сексуально-эротические компоненты (три влечения) остаются в некоторой степени автономными.

Они объединяются, но это объединение деловых партнеров, сила которого обеспечивается интересами каждого из них. Более того, эта связь не всегда достигается и не достигается вовсе, и мужчина часто чувствует себя ограниченным, «ограниченным или даже заблокированным своим уважением к женщине, и обнаруживает возможность сексуальной самореализации только в отношениях с женщинами, которых он не уважает На практике это часто превращается в попытки разоблачить и унизить женщину, тем самым избавиться от внутренних блоков. Не все в этой сфере произвольно контролируются извне, но одной из основных задач полового воспитания мальчиков и подростков является смягчение последствий. таких противоречий, гармонизация сексуального эротического сознания.

Для девочек эти противоречия мягче по ряду причин. Благодаря более раннему, чем у мужчин, началу полового созревания, романтическая стадия находит их более зрелыми в сексуальном плане. Пик подростковой эротики наступает в то время, когда возможности его духовной обработки не так велики, а культурные запреты препятствуют реализации сексуальности. Пик романтизма приходится на то время, когда сексуально-эротические переживания перестают шокировать их сенсационность. Как отмечает Г.С. Васильченко, уже на концептуальной стадии поведение девочек моделирует гораздо больше материнства, чем сексуальности, и оргазм не дается автоматически, как мужчины, и требует обучения, связанного с эмоциональным и личным компонентом.

Здесь мы отмечаем, что если вы не отождествляете эякуляцию с оргазмом, то оргазм требует тренировки у мужчин. В литературе и в нашей практике сексологического консультирования достаточно примеров того, что женщина испытывает те же физиологические ощущения, когда она близка своему любимому мужчине как оргазм, а с нелюбимым - как ее отсутствие. Физиологический субстрат оргазма и сам оргазм - это не одно и то же. Это не означает, что женщина не способна к физиологическому оргазму при отсутствии эмоционального оргазма. Зрелое сексуальное сознание женщины, если мы продолжим наше сравнение, представлено не бизнес-союзом достаточно автономных побуждений, а их сплавом. В нем, используя язык философии, отдельные элементы «снимаются» в целостном явлении. Это хорошо согласуется со свойствами женственности - целостным характером психических процессов и эмоционально выразительным образом жизни. То, что ставится целью для мужчины, дается женщине как ядро ​​структурирования сознания. Ее движение к зрелости - это различие и своего рода эмансипация легирующих элементов. Одной из задач полового воспитания является обеспечение того, чтобы эти процессы не стали нарушением целостности.

Индивидуальные вариации сексуального сознания могут быть сколь угодно большими. Но общие, фундаментальные законы таковы, что мужское и женское сексуальное сознание не различаются количественно (более или менее, зрелым или незрелым), не оценочно (хорошо или плохо), но качественно. В своем движении к зрелости они идут навстречу друг другу, так что основа для зрелых и ответственных сексуальных отношений формируется там, где и когда компоненты сексуального сознания у мужчины составляют оптимальное единство, а у женщины - оптимальную дифференциацию этих компоненты достигнуты.

Будучи существенным аспектом сексуального сознания, сексуальное сознание все еще не полностью поглощено им. В подростковом возрасте, который является критическим периодом в формировании обоих, это особенно ясно, определяя значимый контекст воспитания будущих мужчин и женщин, их способность к зрелости, ответственность и помогая иметь счастливые отношения.

Сексуальная идентичность и стереотипы мужественности - женственность у подростков

Современные исследования гендерной идентичности указывают на сложную природу этого образования личности. Он рассматривается прежде всего как осознание индивидом и переживание позиции Я по отношению к определенным образам-стандартам секса. Показано, что низкая дифференциация сексуальных стандартов снижает влияние гендерной идентичности как механизма, влияющего на поведение, выбор ценностей и т. д. Исследования по возрастной динамике гендерной идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один из которых встречается через 3-5 лет, а вторая в подростковом возрасте.

Самосознание у девочек формируется, как правило, быстрее, чем у мальчиков, они взрослеют раньше. У девушек ранее развивались сложные формы рефлексии, чувство одиночества, у них сильнее потребность во взаимопонимании и психологической близости; они раньше мальчиков и в 3-4 раза чаще начинают вести дневники; раньше и сильнее они проявляют интерес к внутреннему миру литературных героев; сосредоточиться на устном общении больше, чем на совместной деятельности и чем на мальчиках; по сравнению со сверстниками они считают себя менее общительными, но более искренними, справедливыми и лояльными (мальчики при оценке девочек отмечают меньшую смелость, общительность и бодрость, но большую доброту, способность понимать других); девочки более склонны отдавать предпочтение мужскому статусу, чем мальчики женскому, более свободно общаться с мальчиками, чем мальчики с ними; мальчики больше нуждаются в достижениях и ориентации на будущее.

Важность гендерной категории для понимания психологических характеристик человека и специфики его жизненного пути доказана многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями.

В то же время в повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся в той или иной форме с различиями между полами, что во многих отношениях является отражением какого-то неявного согласия относительно способности проявлять определенные качества. В наиболее обобщенной форме они представлены стереотипами мужественности и женственности.

Человек - сильный, независимый, агрессивный, рациональный, ориентированный на индивидуальные достижения; женщина - слабая, зависимая, пассивная, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, выразительная и т. д. существующие в обществе полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его ориентацию. Основываясь на своих представлениях о качествах, которые свойственны мужчинам и женщинам, родители (и другие педагоги), зачастую сами не осознавая этого, поощряют детей проявлять именно эти половые особенности. 

Стереотип мужественности в восприятии мальчиков включает в себя положительные инструментальные характеристики (решительные, независимые, энергичные, сильные, уверенные в себе, активные) и как бы их наизнанку - отрицательные эмоциональные и коммуникативные характеристики (непривлекательные, враждебные, раздражительные, бессердечные), эгоистичный, несправедливый, неискренний) В стереотипе мужественности у девушек на первый план выходят эмоциональные и коммуникативные характеристики (активные, добрые, отзывчивые).

Стереотип женственности у мальчиков представлен положительными, преимущественно эмоциональными и коммуникативными характеристиками. У девочек положительные эмоциональные и коммуникативные характеристики дополняются инструментальными.

Стереотипы женственности больше похожи на них, чем стереотипы мужественности. У мальчиков стереотипы мужественности и женственности более дифференцированы между собой, чем у девочек. Отрицательные характеристики включены в стереотипы «их пола», и это более выражено у мальчиков, что может быть связано как со спецификой реакций эмансипации в диаде сын-отец, так и с романтизацией сексуальной идентичности, присущей этому возрасту, благодаря чему стереотипы противоположного пола имеют исключительно положительные характеристики. Стереотипы у девочек больше зависят от эмоционально-коммуникативных, а у мальчиков - от инструментальных качеств личности. 

В работах для детей есть образ женщины, примерами которой являются «мать-повар» или «мать-полицейский» из стихотворения С. Михалкова: перечисляя разные профессии, автор считает необходимым подчеркнуть: «Нужны разные матери», четко предполагая, что если детей не будут обучать, они будут руководствоваться при «оценке» матерей по их профессиональному статусу.

Таким образом, ребенок с детства усваивает необходимость сочетать женскую роль с профессионалом, и вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужские и профессиональные роли представлены как идентичные, поскольку никакие другие мужские проявления практически нигде не описаны. В результате женская роль выглядит не только второстепенной, но и более сложной. Таким образом, если достижение гендерно-ролевой идентичности дается девочке легче, чем мальчику, формирование гендерно-ролевых предпочтений (более высокий балл для всей женщины) будет значительно затруднено. Тем не менее, положительное решение этой проблемы может быть найдено на основе предыдущего опыта, в котором ей уже удалось добиться признания, проявив свою собственную деятельность. В то же время очень важно, чтобы у девочки было много возможностей для проявления действительно женских видов деятельности и достаточного количества образцов, за которыми она могла бы следовать.

Так, например, довольно успешная в этом отношении модель социализации развивается в семье, где в повседневной жизни (уборка, приготовление пищи, стирка и т. д.), без которой невозможно представить жизнь какой-либо советской семьи, девушка привыкла к ответственности и активности. В значительной степени этому также способствует школа, где основной акцент, как мы писали выше, делается на развитие традиционно женских качеств. В наших школах гораздо больше девочек занимаются общественной работой (то есть проявляют дополнительную активность), чем мальчики. Это естественно, поскольку социальная деятельность в школе чаще всего предполагает установление и поддержание широких контактов с другими людьми (одноклассниками, спонсорами и т. д.), что соответствует женскому стереотипу поведения. В то же время такая ситуация приводит к формированию различий между полами, которые не соответствуют традиционным.

Такое нарушение сексуального стереотипа не случайно и имеет глубокие корни в характеристиках нашей культуры. Провозглашенная ориентация на социальное равенство между мужчинами и женщинами приводит к тому, что они готовы к очень схожему жизненному пути: независимо от пола, каждый должен получить образование и работу, семья для женщины выступает лишь в качестве «дополнительного» сфера реализации. В то же время в нашем обществе традиционные взгляды на гендерные отношения как иерархические остаются весьма влиятельными, поэтому постоянно напоминают нам как окружающие нас люди, так и различные обстоятельства (предпочтительный прием мальчиков в высшие учебные заведения, на работу и т. д.). из преимуществ мужчин. Такая ситуация стимулирует развитие мужских качеств у женщин: конкурентоспособность, стремление к доминированию, чрезмерная активность.

Таким образом, гендерно-ролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам: кажется, что мальчиков подталкивают к пассивности или внезоциальной активности, а девочек, напротив, к гиперактивности и доминированию. В то же время им придется жить в обществе, которое в значительной степени ориентировано на традиционные стандарты гендерных ролей. 

Психодиагностическое исследование образов мужчин и женщин у подростков

Подбор и развитие психодиагностических методик

Для решения исследовательских задач нами был проведен опрос группы школьников. Исследование проводилось в средней школе. Группу предметов составили 30 подростков (12 мальчиков и 18 девочек), ученики 9 класса, средний возраст которых составляет 15 лет.

Основная сложность в изучении изображений мужчин и женщин у подростков заключается в отсутствии соответствующих формализованных методик.

Поэтому для исследования были использованы следующие методы:

  1. метод свободных описаний (очерк на тему: «Как я себе представляю современного мужчину и женщину»).
  2. экспресс-профиль «Усвоение сексуальных ролей подростками»

Метод свободного описания - это проективная техника. Он направлен на выяснение представлений подростков об изображениях мужчин и женщин. Этот метод был предложен в виде эссе на тему: «Как я себе представляю современного мужчину и женщину».

В инструкции конкретно обращено внимание на то, что обычные люди должны быть описаны.

Все описания делятся на три группы:

  1. полная, отражающая взгляды подростков на личностные особенности мужчин и женщин.
  2. неопределенный, в котором было описано некое бесполое лицо, или не раскрывающее представления студентов.
  3. неполное, содержащее описание только одного из изображений.

Анализ суждений об изображениях мужчин и женщин позволил нам установить следующие 8 тем, в которых значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, черты личности или формы поведения мужчин и женщин проявлялись в одной степени или другой:

  1. особенности внешнего вида (красота, элегантность, аккуратность);
  2. черты характера, отражающие отношение к людям (чувствительность, внимательность, отзывчивость);
  3. особенности отношения к женщине или мужчине (рыцарство, галантность, нежность);
  4. деловые качества, связанные с трудовой деятельностью;
  5. интеллектуальные особенности, интересы;
  6. традиционное понимание мужественности или женственности (сила, смелость, воля, нежность, мягкость, уступчивость);
  7. качества, связанные с семейными и родительскими ролями мужчин и женщин;
  8. сексуально любящая сторона отношений между полами.

Степень представления темы в описаниях подростков определяется как количеством студентов (в% от общего числа подростков этой возрастной и гендерной группы), которые ее использовали, так и рангом, который она получила среди других тем , Представление темы отражает, во-первых, сферы человеческой жизни и качество его личности, в которых, по мнению подростка, наиболее четко проявляются психологические характеристики мужчин и женщин, и, во-вторых, критерии, по которым они пытаются оценить мужественность и женственность современных людей. Поэтому анализ экспериментального материала связан с содержанием того или иного критерия, а также с его сравнительной важностью по ряду других критериев.

Экспресс-опросник «Усвоение сексуальных ролей подростками» был разработан нами в связи с отсутствием методологического аппарата, относящегося к данной теме исследования. Он направлен на выявление представлений подростков о сексуальных ролях мужчин и женщин.

Анкета состоит из 9 вопросов.

Результаты обрабатываются по двум параметрам:

  1. формирование образов мужчин и женщин (вопросы 1-3)
  2. Система сексуальных ролей подростков (вопросы 4-9)

На основании результатов этой анкеты можно будет сделать вывод о системе полоролевых отношений подростков и их взаимоотношениях с противоположным полом.

Анализ результатов исследования

В соответствии с целью в ходе исследования были обработаны данные, полученные с использованием ряда методов.

Анализ результатов с использованием техники свободного описания позволяет судить о формировании образов мужчин и женщин у подростков.

Давайте проанализируем содержание нашего экспериментального материала.

Все вышеперечисленные 8 тем можно объединить в 3 группы, соответствующие 3 типам общих критериев в описании людей, традиционно используемых подростками, независимо от их пола и возраста:

  • Группа - общая (темы 2, 4,5), отражающая качества, связанные с общением, работой, а также интеллектуальные способности;
  • Группа - специфическая (темы 3, 7, 8), характеризующая человека именно с точки зрения его пола, в котором проявляются качества мужчины как мужа и отца, женщины, как жены и матери, а также качества представлены взаимные связи;
  • Группа амбивалентна (темы 1,6), те качества, формы поведения, которые используются подростками в основном при описании своих сверстников с учетом и без учета пола человека.

Из общих критериев, которые мы определили, тема 2 имеет высокий рейтинг. Содержание качеств, идей в этой теме существенно не меняется с категорией описываемого образа и не зависит от их пола («добрый, честный, отзывчивый, порядочный»).

Критерий широко представлен в описании предметов - особенности интеллекта, широты и разнообразия интересов (тема 5). Подростки характеризуют мужчин и женщин здесь по-разному: от выделения индивидуальных навыков и интересов (спорт, искусство, шитье) до обобщенных характеристик (умные, образованные). Тема 4 - по сравнению с предыдущими темами наиболее широко использовалась в работах школьников. По их мнению, современная женщина должна быть не только трудолюбивой, но и энергичной, активной членом общества, занимая руководящие должности. Описывая современную женщину, мальчики пишут: «не следует уделять много времени работе», «не следует все время думать о работе». Характер использования и содержание общих критериев не выявили существенных различий между мальчиками и девочками при описании имиджа мужчины.

Давайте теперь рассмотрим, как используется 2-ая группа тем, и особенно темы, охватывающие брачные и родительские роли мужчин и женщин - тема 7. Примечательно, что представления мальчиков и девочек об образе мужчины полностью совпадают и использование критерия «семьянин» мальчиками в описании как мужчин, так и женщин.

Какое конкретное содержание они вкладывают в свои представления о роли мужчины и женщины в семье?

Подростки описывают мужчин и женщин с понятиями: «хороший муж», «мужчина - глава семьи», «любящая жена и мать». Почти нет отрицательных определений. Испытуемые описывали обязанности мужчин и женщин в семье больше, чем выражали свое отношение к этому. Таким образом, критерий оценки личностных характеристик мужчин и женщин в сфере семейно-бытовых отношений претерпевает значительные изменения. Речь идет о тех качествах, которые характеризуют отношение мужчины к женщине и наоборот. Обратите внимание, что это достаточно важно для девочек. Мужчины, по мнению девушек, должны «заботиться о девушке и защищать ее», «уважать женский пол», «быть снисходительными, внимательными, благородными по отношению к женщине» и ценить ее слабость. »

Традиционные представления девушек о мужественности полностью согласуются с этими идеями: мужчина должен быть «сильным, смелым, настойчивым, гордым, рыцарским». Именно характер отношения мужчин к женщинам включает в себя наибольшее количество негативных суждений: «они забыли свой долг перед нами, женщинами», «не хватает джентльменства», «мало рыцарей».

Отношение протестированной девушки к женщине было обозначено следующим образом: «понять мужчину», «быть верной женой» или «не унижать себя перед мужчиной». Женственность в традиционном смысле, то есть такие качества, как «ласковый, нежный, мягкий», были высоко оценены большинством девушек.

Анализ высказываний школьниц выявляет в них своеобразную централизацию: они точно представляют свое отношение к себе, эти представления соответствуют их идеалу мужественности, однако обратной картины не наблюдается.

Последний из конкретных критериев оценки личностных качеств и поведения мужчин и женщин - любовно-сексуальная сторона их отношений - оказалась наименее представленной во всех описаниях.

Группа критериев амбивалентна. Он включает в себя суждения школьников, касающиеся их описания внешнего вида людей (тема 1), а также традиционное понимание мужественности - женственности (тема 6). Использование девочками темы 1 для описания образов обоих полов: по образу мужчин эта тема получает самый низкий ранг. У мальчиков эта тенденция сохраняется только в связи с появлением мужчин; в описаниях образа женщины критерий «внешность» имеет большое значение.

Методология показала, что практически единственной сферой жизни, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера отношений с противоположным полом.

У подростков непосредственный жизненный опыт связан только с положением ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности, по-видимому, являются просто соответствующими взглядами взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте система межполовых отношений интенсивно формируется. Однако, как показывают данные, представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих отношений в основном связаны с концепцией партнерских отношений без учета пола. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и о реальном поведении мальчиков и девочек-подростков находятся как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет свою регулирующую функцию как модель поведения.

Далее была развернутая анкета «Усвоение сексуальных ролей подростками».

Анализ результатов показал:

  1. Мальчики, называя самые важные качества мужчин, подчеркивают физические и деловые качества, в отличие от девочек, которые в основном выделяют интеллект и семью в мужчине. Это связано с тем, что девочки больше сосредоточены на браке и семейных отношениях, чем мальчики. Такие различия не были обнаружены в качествах женщин, поскольку мальчики и девочки различают одни и те же качества, такие как «ласковый», «любящий детей» и т. д.
  2. При перечислении профессий, в которых должны работать мужчина и женщина, у подростков не было выявлено никаких расхождений, поскольку были названы одинаковые профессии для обоих полов, что может указывать на стирание границ между мужскими и женскими профессиями.
  3. Обязанности по дому не отличаются во взглядах мальчиков и девочек. Подростки считают, что всю тяжелую и кропотливую работу по дому должен выполнять мужчина (что-то ремонтировать, ходить по магазинам), а женщина должна заботиться о семье (готовить, мыть).
  4. В системе сексуальных ролей подростков значительных различий обнаружено не было, так как подростки обоих полов считают, что мужчины играют основную роль в отношениях (познакомиться, мужчина должен первым пригласить его на свидание), что ему назначена главная роль, а женщине назначена вторая (пассивная).

Вывод:

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

Сегодня социальный прогресс и демократизация гендерных отношений, стирание границ между «мужской» и «женской» профессиями, совместное обучение и работа меняют нормативные представления о мужских и женских половых ролях. Эти изменения происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивный стресс, сопровождающийся психологическим дискомфортом.

В этой работе мы изучали образы мужчин и женщин у подростков. Таким образом, гипотеза о том, что идея мужественности и женственности у подростков обусловлена ​​наличием в обществе стереотипных представлений о половой роли и связана с традиционными стандартами мужественности и женственности, была частично подтверждена.

Наше экспериментальное исследование показало, что практически единственной сферой жизни, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера отношений с противоположным полом. У подростков непосредственный жизненный опыт связан только с положением ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности являются, по-видимому, просто устаревшими взглядами взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте система межполовых отношений интенсивно формируется. Тем не менее, представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих отношений в основном связаны с концепцией партнерства без учета пола. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и о реальном поведении мальчиков и девочек-подростков находятся как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет свою регулирующую функцию как модель поведения.

Для старших школьников основой формирования идеальных представлений о мужественности и женственности является их значительная сфера взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Он включает в себя актуальные потребности, связанные с половым развитием, самосознанием человека определенного пола (в области межгендерных отношений, идеальных образов мужчин и женщин) как субъектов и объектов общения, проверяются представления о себе и других на практике в непосредственной деятельности общения.

Таким образом, разрушение в нашем обществе традиционной системы сексуальных ролей и стереотипов серьезно сказывается на психике и поведении подростков. Жесткая нормативность и поляризация активности и отношений постепенно уступают место принципу индивидуальной изменчивости, который зависит от пола индивида, но отнюдь не сводится к нему. В условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в беспрецедентно широком диапазоне социальных ролей, которые не организованы иерархически и фундаментально взаимозаменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, более адаптивна, чем строгое соблюдение традиций, сексуально-диморфных стандартов. Тем не менее, есть много спорных, проблемных, неясных.

Все это свидетельствует об острой необходимости более глубокого изучения образов, сексуальных ролей у подростков и «реабилитации» гендерной категории в российской психологии.