Образовательный потенциал России проблемы и противоречия

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Место рыночного механизма в современной экономике развитых стран
Госдолг: формы, влияние на функционирование экономики
Конкуренция сущность виды методы конкурентной борьбы и конкурентоспособность
Особенности современного рынка труда


Введение:

Выступления различных правительственных чиновников, комментирующих данные Госкомстата об ускорении экономического роста в конце 2003 года, вызывают чувство не очень оправданной эйфории. Вопреки недавним скептическим прогнозам самого правительства, темпы экономического развития сами по себе приблизились к уровню, который обеспечивает удвоение ВВП в течение десятилетнего периода, и, кажется, что немного больше, немного больше, и мы будем жить в светлом и стабильном капиталистическом будущем.

Однако при ближайшем рассмотрении картина не так радостна. Ключевым фактором ускорения в 2003 и 2004 годах стала сохраняющаяся благоприятная ценовая конъюнктура для России на мировом рынке и резкое увеличение физического объема экспорта сырья. Несырьевой российский экспорт по-прежнему в основном был представлен оружием.

На этом фоне возобновились дискуссии о механизмах и инструментах стимулирования экономического роста и о тех ресурсах, на которых может основываться устойчивое развитие российской экономики. Один из этих ресурсов традиционно называют мощным научно-техническим и образовательным потенциалом, сформированным еще в советское время за счет государственных инвестиций.

В цивилизованных обществах научное знание всегда ценилось, но только теперь оно стало более важным фактором, чем природные ресурсы, военная мощь и даже деньги. В конечном счете, любое экономическое развитие зависит от технологий, образования и науки.

Известно, что впервые за последние десятилетия проект бюджета на 2002 год предусматривает резкое увеличение финансовой поддержки этих наиболее важных сфер деятельности. Очень важно, чтобы эти расходы были высокоэффективными и позволяли России перейти в категорию высокоразвитых стран, которые гарантируют своим гражданам благополучие, безопасность и уважение прав человека.

«На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая тесно переплетена со всеми другими сферами общественной жизни». В работе использованы материалы из концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в качественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. В то же время научные исследования, проводимые в системе образования, имеют большое значение в подготовке специалистов и научных кадров. Как оценить качество образования?

Под качеством образования следует понимать степень реализации образовательного запроса и образовательный потенциал учащегося, группы учащихся или образовательных систем. Эффективное управление качеством образования требует, в частности, постоянной и адекватной оценки результатов обучения учащихся и соотношения этих результатов с их образовательными потребностями и образовательным потенциалом.

Для решения этой проблемы некоторые ученые предлагают методы получения с помощью компьютера достоверной информации о результатах текущей учебно-познавательной деятельности учащихся и сопоставления их с соответствующими показателями образовательного запроса и образовательного потенциала одних и тех же учащихся, при этом статистически незначимые отклонения этих результатов от прогнозируемых исключаются из рассмотрения. В определенной степени с помощью информационных технологий можно сделать оценку результатов воспитательной работы со студентами.

На основании полученных показателей качества образования могут быть приняты соответствующие управленческие решения по организации специальной коррекционной работы со студентами, методической работе с учителями и т. д.

Научный и образовательный потенциал, на мой взгляд, лучше всего оценивается на примере высшего образования, потому что именно здесь начинают формироваться целевые высокообразованные научные кадры. От того, какие знания (основы) студенты получают сначала, зависит их дальнейший успех в научной деятельности. Кроме того, сегодня в стенах вузов заключены крупные научные кадры нашей страны: кандидаты, доктора наук, академики РАН и многие другие научные работники.

Вступление России в Совет Европы, интеграция в мировое образовательное сообщество, Болонский процесс, социально-экономические реалии выдвинули новые требования к качеству высшего образования. Актуальность проблемы оценки и управления качеством образования объясняется тем фактом, что за последнее десятилетие высшее образование приобрело такой масштабный характер, что его все больше беспокоит качество и эффективность образовательного процесса.

Статистическая оценка научного и образовательного потенциала

Современное состояние высшего образования

Становление и развитие негосударственного образования на всех уровнях, функциональная трансформация образования, углубление его избирательной функции, социально дифференцирующие способности, актуализация задачи социальной адаптации студента подняли вопрос качества образования, оценка результатов системы высшего образования.

В последние годы высшее профессиональное образование в России характеризуется положительной динамикой: количество университетов, число студентов растет, и наблюдается «образовательный бум». Происходит углубление противоречий между спросом и предложением на рынке труда, возникает проблема «престижных профессий» (экономист, юрист - стереотипы привлекательности в общественном сознании). В этих условиях оценка результатов системы высшего образования часто основывается, прежде всего, на стереотипах, сложившихся в общественном сознании, и на мифологизирующих реалиях рынка труда.

Рост престижа высшего образования как гаранта успешной экономической стабильности и социальной мобильности молодежи, подъем экономики, высокие требования частного сектора к качеству подготовки специалистов, повышение требований к уровню квалификации привели к изменениям в общественном мнении при оценке важности качества образования как со стороны производителя, так и услуг.

В ведущих промышленно развитых странах университеты, наряду с промышленными компаниями, играют ведущую роль в развитии науки. Значительная часть фундаментальных исследований проводится здесь на базе вузов. Последние тенденции в университетской науке связаны с его растущим вкладом в инновационный и экономический потенциал в целом, увеличением объема его финансирования промышленностью и созданием небольших исследовательских и технологических фирм в массовом масштабе.

Институциональная структура российской науки, ее внутренние взаимоотношения и механизмы функционирования сформировались в основном задолго до начала радикальных политических и экономических реформ и не всегда способствовали эффективной интеграции в рыночную среду. Преобразования последних лет, несмотря на изменения в формах собственности, ликвидацию большинства отраслевых министерств, появление новых организационных структур и т. д., Еще не повлияли на фундаментальные основы институциональной модели науки, возникшей в Советские времена В отличие от развитых стран, основной формой организации науки в России по-прежнему являются юридически независимые научно-исследовательские институты академического и промышленного профиля, изолированные от университетов и предприятий реального сектора экономики. Более того, динамика последнего десятилетия свидетельствует о том, что развитие сети научных организаций продолжает традицию создания новых юридических лиц в форме научно-исследовательских институтов, а не укрепления исследовательской базы университетов и предприятий. На долю научно-исследовательских институтов приходится 67,3% всех организаций, занимающихся исследованиями и разработками (в 1990 г. - 58%), а доля университетов и предприятий не превышает 10 и 6,5% соответственно. Доля научно-исследовательских институтов в численности занятых в науке столь же высока - 82,7% в 2002 г. (в 1990 г. - 55%).

Наука в бывшем СССР была в значительной степени оторвана от высшего образования, что нанесло значительный урон научному авторитету высшего образования. За исключением некоторых элитных университетов, это часто придавало второстепенный характер исследованиям и разработкам, проводимым в университетах, что, в свою очередь, сыграло важную роль в том, как обстоят дела с финансированием университетской науки и состоянием ее Материально-техническая база, которая абсолютно не соответствует роли и значимости вузов в развитии научного потенциала и системы образования в России.

Основу научного потенциала вузов составляют высококвалифицированные кадры. Численность штатных преподавателей в 2003 году составила 291,8 тысячи человек. Здесь и далее числовая информация: «Высшее образование в России». - № 4 - 2004 для государства и 19,5 тыс. Человек. для негосударственных вузов (для сравнения, количество исследователей в стране составляет 414,7 тыс. человек в общей сложности), число докторов наук, работающих в них, соответственно составляет 32,3 и 2,3 тыс. человек. (по науке в целом - 22,6 тыс. человек), кандидаты наук 135,5 и 7,7 тыс. человек. (по науке в целом - 79,8 тыс. человек). Аспиранты вузов (117,9 тыс. Человек) и студенты старших курсов (472,9 тыс. Человек) могут принимать активное участие в научных исследованиях. Сегодня сложно оценить использование их потенциала в научных целях, к сожалению, нет соответствующей статистики. Однако если в конце 1980-х и начале 1990-х годов более 70% аспирантов и почти 30% студентов дневного отделения участвовали в исследованиях и разработках, то сегодня эти цифры примерно в 3-4 раза ниже.

Ключевой функцией университетов, которая тесно интегрирует их с наукой, является подготовка высококвалифицированных научных кадров. Почти две трети университетов имеют аспирантуру, где учится 87% от общего числа аспирантов в стране. Именно благодаря университетам удалось обеспечить расширение масштабов подготовки высококвалифицированных научных кадров на фоне сокращения их в научно-исследовательских институтах.

Индикаторы финансирования университетских исследований противоречат его человеческим ресурсам. Доля Министерства образования Российской Федерации в расходах федерального бюджета на гражданскую науку (по разделу 06 «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу») в 1999-2003 гг. Снизилась с 7,4% до 6%. Отдельной строкой бюджета выделяются расходы на НИОКР в МГУ им. Ломоносова, что составляет еще 0,6%. В целях укрепления сотрудничества между наукой и образованием была принята специальная федеральная целевая программа, общие расходы на финансирование которой в 1999-2001 годах были немного превышены на один процент.

Общие расходы из всех источников финансирования научных исследований и разработок, осуществляемых университетами, составили в 2002 году 5,4 млрд. Рублей, или 4% от общих расходов на науку (для сектора высшего образования в целом - 7,3 млрд. Рублей, или 5%). Эта доля практически не изменилась за последнее десятилетие, что в корне противоречит мировым тенденциям: доля вузов в структуре расходов на науку в России в среднем в три раза ниже, чем в США (13,6%) и Японии (14,5). %) и почти в пять раз меньше. чем в странах ЕС (20,9%).

Из-за особенностей классификации внутреннего бюджета средства, выделяемые на содержание университетов и почти целиком предназначенные для нужд образования, используются в научных целях в скудных масштабах. На них приходится только 1,6% расходов на НИОКР в университетском секторе (в 1994 году - 8,7%). В масштабах всей российской науки это значение составляет 0,1%, тогда как в ведущих индустриальных странах так называемые общеуниверситетские фонды вносят гораздо более заметный вклад в финансирование отечественной науки - до 7-10% (Великобритания, Германия, Канада, Финляндия) и даже 20% (Нидерланды).

Важнейшей составляющей научного потенциала вузов является материально-техническая база исследований и разработок. Его развитие и постоянное обновление с учетом современных требований является ключевой предпосылкой интенсификации научных и образовательных процессов, повышения качества научных результатов, конкурентоспособности научно-технической и инновационной продукции. По состоянию на начало 2003 г. стоимость НИОКР основных фондов в вузах составила 16,3 млрд. Руб. (6% от их общего в науке страны). В составе основных средств преобладает пассивная часть (здания, сооружения и т. д.), А доля активной части - машины и оборудование - достигает всего 23%. Университетская наука сталкивается с наиболее острыми проблемами в материально-техническом обеспечении научно-исследовательского процесса. Это высокая степень износа и низкие темпы обновления основных фондов, усугубляющие их физическое и психическое старение; отсутствие новейшего высокоточного оборудования, современных приборов, информационных технологий и телекоммуникаций; плачевное состояние опытных производств. Согласно опросу руководителей вузов, проведенному Высшей школой экономики в 2003 году, уровень обеспеченности научным оборудованием не превышает 60%.

Низкий уровень оснащенности вузовской науки основными средствами подтверждается фактическими значениями отношения капитала к труду. В 2002 году его стоимость достигла 524,3 тыс. Руб. / Чел., Что эквивалентно 5,4 тыс. Руб. в ценах 1993 года (в два раза ниже, чем в 1995 году). Падение данного показателя произошло, прежде всего, из-за опережающего сокращения объема основных фондов по сравнению с количеством занятых в исследованиях и разработках. Все это не может не сказаться на развитии фундаментальных исследований, создании принципиально нового оборудования и технологий.

Недостаточный уровень развития и использования научного потенциала вузов существенно влияет на процессы интеграции науки и образования. Сегодня эти сферы деятельности в значительной степени отделены друг от друга, как организационно, так и экономически. В результате выпускники многих вузов часто не получают необходимой фундаментальной подготовки, что резко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. С другой стороны, приток молодежи - выпускников вузов в российскую науку остается на минимальном уровне (примерно 10–11% годовой занятости в области науки), в результате чего создаются основы для воспроизводства научных персонал потерян.

Методы определения научного и образовательного потенциала

Научно-образовательный потенциал зависит не только от количества квалифицированных кадров и объема финансирования. Его составляющими являются также материально-техническая база, инструментальный и экспериментальный парк, качество образования, доступ к информации и ее полноте, система управления и поддержки науки и образования.

Ориентируясь на потенциал высшего образования, можно говорить о показателе качества образования. Эффективность оценки качества образования во многом зависит от того, что под ним подразумевается. Эта концепция неоднозначно интерпретируется различными специалистами и исследователями.

Существует три основных подхода к оценке качества образования. Первый - теоретический, в рамках которого изучение проблемы идет по пути теоретического и методологического исследования. В то же время иногда пути перехода от теоретического уровня к практическому развитию методологии оценки качества и ее реализации в образовательном процессе не видны четко.

Второй практический подход подразумевает, что его представители следуют по пути создания средств (например, контроля) для оценки подготовки обучаемых, не задумываясь о концептуальных компонентах исследования.

Представители третьего направления объединяют в своих исследованиях теоретическую, методологическую и практическую составляющие. Они идут сложным путем, в то же время такой подход к этой проблеме наиболее приемлем.

Однако на сегодняшний день единая научно обоснованная система показателей качества обучения студентов не разработана и не утверждена, так же как нет единой общепринятой и утвержденной системы оценки качества образования.

В словаре понятий и терминов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которые получают выпускники образовательного учреждения. добились в соответствии с намеченными целями образования и воспитания.

В связи с этим можно выделить различные критерии качества образования:

  • повышение возможности трудоустройства;
  • доступность образования;
  • улучшение системы спроса и предложения;
  • самооценка вузов и учреждений в системе высшего и среднего образования;
  • система показателей качества;
  • качество процесса предоставления образовательных услуг и его мониторинг;
  • и так далее.

При всем разнообразии приведенных выше определений качества образования каждое из них имеет одно общее положение. Качество образования и его составные элементы сравниваются с определенными базовыми установками, нормами, стандартами, которые служат своего рода ориентирами («доктрина образования», «социальные нормы», «требования общества, личности», «поставленные цели»). «запланированные цели обучения и образования»).

Если предположить, что эти нормы не взяты с потолка, а являются результатом анализа потребностей в образовательных услугах со стороны их потребителей и заинтересованных сторон, то мы можем сделать вывод, что качество образования как отрасли социальных услуг это способность его руководящих органов и непосредственных производителей образовательных услуг удовлетворять установленные или ожидаемые потребности общества, отдельных социальных групп и граждан в образовании.

Требования к выпускникам вузов и критерии их оценки должны содержаться в государственных образовательных стандартах (SES). Однако если в них в той или иной мере сформулированы минимальные требования (набор дисциплин и их приблизительное содержание), то нет критериев для оценки соответствия выпускников этим требованиям.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость в такой методологии оценки качества образования, которая не будет основываться только на оценках студенческого диплома, но будет объективно оценивать фактические знания студентов, их способность оценивать знания. приобрел на практике. В методологии оценки качества образования специалисты также предлагают ввести склонность студента к инновациям, стремление к дальнейшему личностному совершенствованию.

Рыночные отношения, изменения в мотивации студентов, информатизация образования требуют адекватных изменений, преодоления психологической инерции не только в сознании и поведении преподавателей и администрации университета, но и в их отношениях со студентами. Проблема качества преподавательского состава в системе высшего образования в условиях изменения ее парадигм имеет особое значение для реализации концепции модернизации образования на период до 2010 года.

Качественный уровень научно-педагогического потенциала высшего образования определяется следующими характеристиками:

  • увеличение доли старших возрастных категорий;
  • уменьшение доли активной возрастной категории «с 40 до 49 лет»;
  • незначительное увеличение доли молодых работников.

Прогноз изменения численности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений М. Стриханова, Д. Трубецкого, А. Короновского, А. Хромова. Анализ и прогноз изменения научно-педагогического потенциала высшего образования // Высшее образование в России. № 3, 2003 г. учитывает старение учителя с течением времени, его выход на пенсию, переход активных сотрудников университета в другие отрасли, пополнение молодых сотрудников из числа выпускников вузов, защитивших кандидатскую или докторскую диссертацию. Среди докторов наук доля людей «от 60 до 69» и «старше 70» увеличивается по сравнению с 1999 годом в 1,8 раза. В то же время доля докторов наук в возрасте от 30 до 39 лет и от 40 до 49 лет уменьшается на 10%.

Рост численности профессорско-преподавательского состава за последние 10 лет на 14% в российских вузах произошел в основном за счет преподавателей, работающих на 0,5 - 0,25 курса. Количество штатных преподавателей немного увеличилось. Однако когорта работников, занятых неполный рабочий день, выполняет только часть обучающей функции и, как правило, не участвует в учебной, методической, исследовательской деятельности университета.

Основные цели мониторинга качества образования в вузе включают содействие в выработке эффективных управленческих решений руководством университета и его структурных подразделений в области повышения качества образовательной деятельности, оценки их позиции среди других вузов, оценки прогнозирование тенденций развития образовательной организации. Для обеспечения достижения поставленных целей необходимо получать достоверную и объективную информацию о деятельности университета, систематизировать ее, разрабатывать единые методы диагностики для всех аспектов научной и образовательной деятельности университета, обрабатывать собранную информацию, создавать программное обеспечение. и оборудование для мониторинга.

В настоящее время существует ряд рейтингов, принятых Министерством образования Российской Федерации, а именно: рейтинг университетов, рейтинг технических вузов, информационная система для оценки показателей аккредитации и т. д., Которые позволяют университетам отслеживать свою позицию в контрольной группе университетов.

При создании системы мониторинга следует иметь в виду, что деятельность университета разнообразна, поэтому у мониторинга есть несколько объектов для наблюдения. Управление образовательным процессом в конечном итоге сводится к развитию и постоянному обновлению системы контрольных действий, направленных на устранение противоречий, возникающих в образовательном процессе. Университет готовит высококвалифицированных специалистов на основе научных исследований. Основным принципом университетского образования является приобретение научных знаний научно-педагогическими кадрами и их передача студентам через образовательный и научный процессы. Носителями и исполнителями обоих процессов являются как преподавательский состав в целом, так и отдельный преподаватель в частности. В то же время предполагается, что учитель обязательно совмещает исследовательские и педагогические функции в разных пропорциях. Администраторы университета разных уровней, как участники научного и образовательного процесса, также являются представителями профессорско-преподавательского состава со всеми отмеченными особенностями и, следовательно, одновременно предметом и объектом управления в университете. Следовательно, если их влияние на научно-образовательный процесс определяется только субъективно, то они либо будут неэффективными, либо приведут к негативным последствиям. Принятие объективных управленческих решений, оказывающих положительное влияние на процесс, возможно только на основе количественной оценки параметров научно-образовательного процесса.

Аналитическая оценка научного и образовательного потенциала Российской Федерации

Определение обобщенных относительных величин

На основании представленных данных вы можете сделать необходимые аналитические расчеты, используя статистические методы.

Для начала вы можете рассчитать относительные значения: структуры, сравнения и динамика. Последний столбец в исходной таблице уже представляет относительный размер структуры рассматриваемых данных; если число студентов в данном году делится на 10000, то мы получаем долю студентов в общей численности населения за этот год. Структура OB = часть целого / целого. После относительного снижения в середине 1990-х годов число студентов растет с каждым годом. В 2000 году количество учащихся на 10 тысяч населения составляло 327 человек, что значительно выше соответствующего показателя 1995 года - 189 студентов на 10 тысяч населения.

Определение корреляции

Давайте сделаем статистическую оценку отношений. Количество университетов и количество студентов, зачисленных в них, растет с каждым годом. При ссылке на более ранние данные эта схема также прослеживается. Существует корреляция между этими значениями. Связь, проявляющаяся в массе явлений, может отсутствовать в каждом отдельном случае (для отдельного университета). Чем больше университетов в стране, тем больше студентов в них учатся. В этом явлении можно выделить причинно-следственную связь: увеличение числа студентов является следствием увеличения числа университетов.

Нет смысла оценивать близость отношений с использованием коэффициента корреляции Спирмена c, поскольку исходная совокупность однородна с точки зрения факторных и эксплуатационных характеристик.

Параметр a1 показывает, что когда количество университетов изменяется на одну единицу, среднее количество студентов меняется в среднем на 5,5793 единицы.

Однако стоит отметить, что наряду с линейным уравнением можно использовать многочлен второй степени: y = 0,0282x2 - 39,679x + 16487. Он найден аналогичным образом, но Система уравнений имеет три неизвестных.

Параболоидальная форма второго уравнения также позволяет нам определить структуру числа университетов в Российской Федерации и числа студентов, обучающихся в этих университетах.

Оценим герметичность связи, используя эмпирический коэффициент корреляции h.

Существует довольно сильная связь между факториалом и производительными характеристиками. Это означает, что рабочая гипотеза, поставленная перед изучением корреляции, верна: количество университетов прямо пропорционально числу студентов, зачисленных в эти университеты.

Определение тренда в ряде динамики

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества высших учебных заведений и, соответственно, количества студентов с течением времени. Давайте посчитаем тенденцию роста числа университетов в ближайшие годы. Для этого необходимо выбрать наиболее подходящее уравнение тренда и рассчитать параметры этого уравнения. Давайте применим графический метод для нахождения уравнения тренда. Параметры уравнения тренда рассчитываются методом наименьших квадратов.

Уравнение прямой, представляющее собой трендовую модель искомой функции, будет иметь вид.

Подставляя значения t (year) в это уравнение, мы находим выровненные уровни. Затем проверяем правильность выполненных расчетов: 6613 6622.32. Следовательно, значения уровней выровненного ряда были найдены правильно.

Полученное уравнение показывает, что с 1993 по 2000 год количество высших учебных заведений в России ежегодно увеличивается в среднем на 48 единиц в год.

Ошибка аппроксимации незначительна, поэтому на основе полученного уравнения можно определить количество университетов в последующие годы, то есть предсказать величину уровней ряда динамики.

Судя по полученным данным, количество вузов в России с каждым годом увеличивается в среднем на 48,06 ± 20,56. Количество студентов высших учебных заведений будет увеличиваться в соответствии с пунктом 2.2 настоящей курсовой работы.

Вывод:

Научно-образовательный потенциал очень сложно измерить, оценить, потому что унифицированные показатели оценки и методы их расчета не разработаны. Я попытался оценить научный и образовательный потенциал с точки зрения количества высших учебных заведений и количества студентов, получающих высшее образование. Практическая часть работы не учитывает качество процесса предоставления образовательных услуг и многие другие факторы, приведенные в первой части курсовой работы (назовем их остальными).

В результате на основе полученных результатов делается вывод о том, что при неизменности оставшихся факторов научный и образовательный потенциал растет, поскольку число университетов и студентов растет с каждым годом. Между этими двумя величинами существует довольно сильная корреляция. h = 0,88. Следовательно, чем больше в стране высших учебных заведений, тем больше в них учится студентов. А именно, это то, что можно проследить с 1993 по 2000 год. В этом явлении можно выделить причинно-следственную связь: увеличение количества университетов является следствием увеличения числа студентов.

Используя найденное уравнение тренда в параграфе 2.3, можно утверждать, что в последующие годы число университетов также увеличится в среднем на 48,06 ± 20,56. Следовательно, научный и образовательный потенциал также растет. Вы можете сравнить полученный за 2004 год результат с реальным: теоретически получилось 1188,24 ± 20,56 вузов.

В процессе завершения курсовой работы мне пришлось столкнуться с серьезными проблемами. Уровень научного и образовательного потенциала в современном мире играет очень важную роль. Будущее принадлежит тем государствам, которые имеют развитую науку и образование. Однако на самом деле уровни научного и образовательного потенциала можно сравнивать лишь условно и относительно, поскольку качество знаний не может быть измерено физической величиной. Но, судя по феномену «утечки мозгов», занимающему важное место в России, можно говорить об относительно высоком образовательном потенциале нашей страны.