Образование как социальный институт

Содержание:

  1. Образование как социальный институт
  2. Функции института образования
  3. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

План ГОЭЛРО – первый план развития народного хозяйства советской России

Организация управления рыбной отраслью России, структура органов управления и их функции

Экономическое районирование территории РФ

Экономический цикл и его характеристики

 

Введение:

Социология образования это раздел социологии, изучающий систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности.

Образование это социальная подсистема со своей структурой. В качестве основных элементов образовательные учреждения можно выделить как социальные организации, социальные сообщества (учителя и студенты), образовательный процесс как вид социокультурной деятельности. 

Система образования построена по иным принципам, включает ряд звеньев:

  • система дошкольного образования,
  • общеобразовательная школа,
  • профессионально-техническое образование,
  • среднее специальное образование,
  • высшее образование,
  • послевузовское образование,
  • система повышения квалификации и переподготовки кадров,
  • хобби образование.

Система образования в России претерпевает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными образовательными учреждениями появляются альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора альтернативных форм обучения. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, педагогические классы) и т. д. параллельно с системой бесплатного образования существует платное образование на всех уровнях, от детских садов до вузов. Меняется система взаимоотношений учебного заведения и церкви. 

Все эти изменения в целом положительные. Несмотря на характерную для всего нового стоимость, они расширяют возможности самореализации личности, раздвигая границы свободы выбора. 

Образование как социальный институт

Накопленные человечеством материальные и духовные ценности и знания должны передаваться новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его повышение невозможно без освоения культурного наследия. Образование важнейшая составляющая процесса социализации личности. 

В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает наличие в обществе специальных институтов (школ, университетов), которые осуществляют процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется культурными стандартами, преобладающими в обществе, политическими взглядами, которые воплощаются в государственной политике в области образования. 

Термин «неформальное образование» относится к бессистемному обучению человека, обладающего знаниями и навыками, которые он спонтанно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или посредством индивидуального усвоения информации. При всей своей важности неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования. 

Наиболее значимыми особенностями современной системы образования являются:

  • его превращение в многоступенчатое (начальное, среднее и высшее образование);
  • решающее влияние на личность (по сути, образование главный фактор ее социализации);
  • предопределение во многом карьерных возможностей, достижение высокого социального статуса.

Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:

  • передача и распространение культуры в обществе (поскольку именно через образование происходит передача научных знаний, достижений искусства, нравственных норм и т. д. от поколения к поколению);
  • формирование у подрастающих поколений доминирующих в обществе взглядов, ценностных ориентаций и идеалов;
  • социальный отбор, или дифференцированный подход к студентам (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возведен в ранг государственной политики);
  • социальные и культурные изменения, реализуемые в процессе научных исследований и открытий (современные учреждения формального образования, прежде всего университеты, являются основными или одним из важнейших научных центров во всех отраслях знаний).

Модель социальной структуры образования можно представить в виде состоящий из трех основных компонентов:

  • ученики;
  • учителя;
  • организаторы и руководители образования.

В современном обществе образование важнейшее средство достижения успеха и символ социального положения человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования влияют на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным. 

В процессе нормального функционирования и развития общества чрезвычайно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции, накопленные трудом предыдущих поколений, передаются новому поколению людей и ассимилируются ими. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является «систематическая подготовка и воспитание членов общества, ориентированная на усвоение определенных знаний (в первую очередь научных), идеологических и моральных ценностей, умений, навыков, норм поведения, содержание которой определяется социально-экономической и политической структурой общества, уровнем его материально-технического развития. 

В современной социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, наличие в обществе специальных институтов (школ, колледжей, техникумов, университетов и т.д.), которые осуществляют процесс обучения. Во-вторых, система образования, преобладающая в современном индустриальном обществе, подчиняется официально установленному государством образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и навыков, необходимых обществу в различных сферах профессиональной деятельности.

Кроме того, государственный образовательный стандарт в явной или неявной форме содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в соответствии с:

  1. принятым в данном обществе нормативным каноном личности (гражданина);
  2. нормативные требования для реализации общих социальных ролей в данном обществе. Таким образом, деятельность системы формального образования определяется преобладающими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими взглядами, которые воплощены в государственной политике в области образования. 

В социологии объектом исследования является прежде всего система формального образования, которая отождествляется с процессом обучения в целом, поскольку образовательные учреждения играют в нем определяющую роль. Что касается термина «неформальное образование», то он означает бессистемное обучение человека знаниям и навыкам, которые он сам осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и т. д.) или посредством индивидуального приобщения к культурным ценности, усвоение информации из газет, радио, телевидения и т. д. Неформальное образование является важным компонентом социализации человека, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе он играет вспомогательную роль. 

Функции института образования

Рассмотрим подробнее функции, которые в современном обществе выполняет институт образования.

Передача и распространение культуры в обществе первая и самая важная из них. Его суть заключается в том, что через институт образования происходит передача от поколения к поколению культурных ценностей, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, нравственные ценности. нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т. д.). На протяжении всей истории человечества образование было основным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Также не будем забывать, что культура каждого народа имеет свои национальные и этнические особенности, и поэтому система образования играет чрезвычайно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее уникальных и неповторимых черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальная психология и национальное самосознание данного народа. 

Функция социализации, или формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, преобладающих в обществе у подрастающего поколения. Благодаря этому молодые люди включаются в жизнь общества, социализируются и интегрируются в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и этики служит предпосылкой для формирования общепринятой системы ценностей у молодого поколения, принятой в данном обществе и культуре. Молодое поколение учится понимать других людей и себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание процесса социализации и воспитания детей, осуществляемого системой образования, во многом зависит от преобладающих в обществе ценностных норм, нравственности, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное образование было неотъемлемой частью школьного образования. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, которое контролирует систему формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в семье, либо в специальных негосударственных учебных заведениях. 

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения важнейшая составляющая процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости прививать молодежи, прежде всего, общечеловеческие ценности. И гуманистическая мораль. Во многом это достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура, философия и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школы, но и университетское образование, и в то же время положительное влияние преподавать естественнонаучные и технические дисциплины. 

Образование как социальный институт

Социальный отбор одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса выстроена таким образом, чтобы на самых начальных этапах можно было реализовать дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получения молодежи соответствующего образовательного статуса их индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодых людей поступает в техникумы и колледжи, другие продолжают обучение в средней школе, а затем одни из них продолжают обучение в университетах, другие поступают в колледжи и школы. По окончании учебы одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т. д. 

С точки зрения социологии, последствия процесса отбора, проводимого институтом образования, чрезвычайно важны, поскольку его конечным результатом (когда различные группы молодых людей завершают свое образование и получают профессию) является размещение людей в разные социальные позиции в социальной структуре общества. Благодаря этому механизму осуществляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без которого невозможно его нормальное функционирование. Еще одним важным аспектом этого процесса является то, что благодаря ему запускается механизм социальной мобильности: получение профессии, в том числе в профессиональной деятельности человека, особенно в крупной организации, открывает для многих людей профессиональный карьерный путь, переход к более престижный социальный слой. Система образования, в основном высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом вертикальной социальной мобильности, поскольку без диплома о высшем образовании невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняется высокая ценность образования в промышленно развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения», когда родители с малых лет стремятся привить ребенку потребность в образовании, развить и стимулировать его интерес. в обучении всячески, ведь его дальнейшая карьера напрямую зависит от уровня полученного образования. Отметим, что уровень образования, наряду с доходами и престижем профессии, является важнейшим показателем социального статуса человека в современном индустриальном обществе. 

Функция социальных и культурных изменений прерогатива современного образовательного учреждения. Эта функция реализована двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, осуществляемых в стенах университетов. Способствуя научному прогрессу, высшее образование вносит значительный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, благодаря тесной связи университетов с промышленностью, характерной для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом чего является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все чаще становятся исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу промышленных фирм и государственных учреждений. При этом интенсивное развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию учебного процесса, поскольку новые научные идеи и открытия быстро включаются в учебный план, способствуя повышению качества подготовки специалистов. 

Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает значительное влияние на процесс социальных изменений из-за ее тесной связи с экономикой, наукой и культурой. Примечательной особенностью школьного образования в нашей стране в последние годы стали инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность обучения. 

Проводимые в настоящее время в нашей стране социально-экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики, приватизация различных сфер народного хозяйства закономерно привели к углублению социальной дифференциации доходов между богатыми и бедными. По некоторым данным, разрыв в доходах между ними вырос более чем в 30 раз и является одной из основных причин социальной напряженности в стране. Изменения в системе социального расслоения и на рынке труда не могли не сказаться на системе образования: во-первых, необходимо готовить специалистов новых престижных специальностей: менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и т. д. обучение по этой и другим престижным профессиям, как в государственных, так и негосударственных вузах, становится платным. Отсутствие национальных программ поддержки талантливой молодежи, которые давали бы равные шансы получить престижную профессию людям из разных социальных слоев, в конечном итоге может привести к тому, что обладатели престижных профессий, в которых нуждается общество, могут оказаться функционально безграмотный. Единственная гарантия успешной карьеры только материальное благополучие родителей, а не личные таланты и способности. 

Заключение

Присущая современному обществу конкуренция на рынке образовательных услуг, естественная борьба за достижение более высокого статуса в обществе, открытый характер социальной мобильности в условиях современной российской действительности могут привести к противоречивым, а иногда и отрицательным результатам.

Нарастающая тенденция к демократизации общественно-политической жизни страны вступает в противоречие с зарождающимися консервативными тенденциями в сфере образования, поскольку все больше воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшее образование начинает приобретать черты элитарности.

Таким образом, демократизация системы образования, проводимая в стране, не должна ограничиваться формальными аспектами предоставления больших прав и независимости образовательным учреждениям, но также призвана обеспечить реальные права личности каждого гражданина на получение высшего образования. образование и престижная профессия путем создания специальных программ для поддержки молодых людей из самых разных слоев общества, в противном случае неизбежно дальнейшее ослабление интеллектуального потенциала страны, что может ухудшить и без того сложную экономическую и политическую ситуацию в стране.