Образование как общественное благо

Содержание:

  1. Образование в рыночных условиях
  2. Современный университет: проблемы и решения
  3. Образованию в условиях глобализации: ожидания и риски
  4. Социальные функции, реализуемые образованием
  5. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 14.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять текстовый отчёт по практике:

 

Оформление текстового отчета по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Фермерские хозяйства в модели полюсов экономического роста
Анализ текущей денежно-кредитной политики
Способы финансирования образовательных программ
Проблемы и перспективы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития России

 

Введение:

 

Возрастающее значение знаний для развития современных обществ побуждает мировое сообщество уделять больше внимания образованию и науке. Общими проблемами сегодня являются как преодоление невежества в развивающихся странах, так и защита интеллектуальной собственности. Анализ информации и образования как глобальных общественных благ может способствовать разработке новых подходов к их решениям.

Развитие экономики, основанной на знаниях, является одной из ключевых особенностей глобальных изменений за последнее десятилетие. Конечно, образование, изобретения и ноу-хау были важными факторами мировой истории. Однако основными источниками власти по-прежнему остаются «жесткая» власть и богатство. Сегодня этот баланс нарушается: согласно Э. Тоффлеру, происходит метаморфоза власти, и в результате «и власть, и богатство начинают невероятно зависеть от знаний».

В результате изменений знания и образование относятся к категории «глобализированных» общественных благ: если задача развития систем образования уже определена на национальном уровне, мы сейчас говорим о достижении целей тысячелетия, таких как обеспечение всеобщего начального образования и гендерного равенства в доступе к образованию.

Ситуация непростая: в широком смысле слова знание является движущей силой развития цивилизации, но также и растущим источником глобального неравенства. Хотя развитые страны имеют все возможности для развития науки, иностранцы зависят от технологий, гуманитарной и финансовой помощи развитых стран.

Информация сама по себе является глобальным общественным достоянием, которое полностью отвечает требованиям не быть исключительным и конкурировать. У каждого есть возможность выучить математическую теорему, и это не ограничивает других в «потреблении» одного и того же товара. Чем больше образованных людей в окружающей среде, тем выше потенциал для развития общества.

Общепринято, что образовательные центры стали наиболее важными социальными институтами, определяющими развитие общества и людей в контексте формирующейся информационной цивилизации. Это своего рода образовательный взрыв. Означает ли это автоматически рост образовательных учреждений? Это маловероятно, так как функционирование образовательных учреждений в рыночных условиях характеризуется принципиальным несоответствием. Это происходит из характеристик образовательной деятельности и продуктов, которые имеют нерыночный характер.

Образование в рыночных условиях

С одной стороны, образовательная деятельность в рыночном обществе, как и любой вид деятельности, должна основываться на принципе товарно-денежного обмена его продуктов. Такой бартер возможен только в том случае, если эти продукты отчуждены от производителя и определены их товарно-денежные эквиваленты. С другой стороны, ни то, ни другое совершенно невозможно из-за особенностей образовательной деятельности.

Во-первых, если подавляющее большинство рыночных активов позволяет воспроизводить общественно полезный продукт только в форме товара, образование не может объективно производить свой собственный продукт только как товар. Действительно, в конечном итоге продукт образовательной деятельности - живые творческие способности, таланты, таланты, знания и навыки - не может быть передан от человека и, следовательно, не может быть товаром. Больше К.Д.

В этом контексте Ушинский отметил, что таланты, которые нельзя передать человеку, нельзя купить даже за все золото в Калифорнии.

Следствием этой ситуации, во-вторых, является то, что образовательные услуги не могут определить более или менее точный товарный валютный эквивалент, что приводит к обусловленности их стоимости и, соответственно, цены.

На практике это, в-третьих, приводит, как правило, к убыточной образовательной деятельности, к финансовой необходимости «кормления» (например, по схеме «фирма-университет») высокодоходных коммерческих организаций. В то же время практика показывает, что прибыльность образовательных учреждений не может быть полностью достигнута за счет взносов учащихся, и в лучшем случае она не покрывает более трети их расходов на образование. Все остальное должно быть освещено другими источниками.

Эти особенности образовательной деятельности стали предметом глубокого понимания со стороны западного сообщества.

 

В результате была разработана следующая стратегия функционирования образовательных учреждений в рыночных условиях. Высшее образование рассматривается как общественный интерес, который касается как общества, так и государства и личности. Соответственно, различные государственные учреждения совместно участвуют в инвестициях образовательных учреждений. Успешное функционирование высшего образования может быть возможно только на основе такого смешанного финансирования. Западное сообщество применяет формулу с широким спектром ресурсов для финансирования образования: инвестиции в бизнес, спонсорство и помощь, взносы от попечителей, бюджетные ресурсы, плата за обучение, сбор средств и т. д.

Важно, что скорость распределения вкладов образовательных инвесторов зависит от определенных социальных условий. Например, в некоторых странах основное бремя финансирования образования (до 95% всех расходов) покрывается государством, это касается Франции, Германии, Финляндии, Испании, Канады. Есть страны, в которых применяется относительно высокая плата за обучение, но для большого населения она компенсируется улучшенной помощью, грантами, стипендиями. Поэтому, несмотря на тенденцию постоянного увеличения стоимости образовательных услуг, смешанная формула финансирования образования в целом продемонстрировала свою применимость.

Образование как общественное благо

Обобщая практику финансирования сферы образования на Западе, мы можем сделать вывод, что, предоставляя материальный и финансовый аспект образования процветающему, богатому обществу, его основные условия изменяют уровень взносов его основных инвесторов. Кроме того, минимальная нагрузка принадлежит студенту.

В бедном обществе такой выбор практически невозможен, поэтому основное бремя расходов на образование принадлежит государству. Принимая во внимание российские условия, это означает лишь то, что государство может быть гарантом бесплатного образования для молодежи и должно оставаться таким, но по мере того, как способность населения платить будет увеличиваться, оно будет постепенно передавать образование на возмездной основе. Как говорят древние, если знания дороже золота, рано или поздно им придется за них платить.

Современный университет: проблемы и решения

Рыночные факты радикально меняют принципы работы образовательных учреждений, включая их в условия, которые не очень похожи на традиционные, традиционные. Новые рыночные условия, особенно неопределенные, часто болезненные, отражаются в образовательных центрах, таких как классические университеты.

Мозг классического университета европейской культуры имеет историю почти тысячи лет. Название «классика» слишком обязательно. Это не вопрос почтенного возраста и традиций, хотя их не следует сокращать. Даже в характеристиках университетского образования или в масштабе научных исследований. Суть его в другом - приверженность великой цели, которую испанский философ Х. Ортега-и-Гассет однажды назвал миссией университета. Это значит быть силой, которая удерживает человека и общество в области культуры, духовности, образования. Во всех сферах своей деятельности классический университет всегда стремился быть на вершине этой миссии.

Большинство проблем, с которыми сталкивается классический университет, связаны с университетом с одним родителем: как сочетать классическую миссию университета с реалиями сообщества высокотехнологичного рынка?

Как сохраняется центр классического образования, фундаментальной науки и высшей культуры? Эту проблему встречают не только россияне, но и западные университеты. Экстремальные способы решения проблемы неэффективны. Если мы сосредоточимся исключительно на потребностях рынка, университет скоро потеряет и свою классическую экспертизу, и большая часть фундаментальных исследований и культурной миссии начнут исчезать. В результате университет превратился в узкую профессиональную школу.

Напротив, если мы сосредоточимся исключительно на классических областях, классический университет неизбежно столкнется с проблемой их финансирования. Как правило, бюджетных средств недостаточно; Грантовая поддержка не всегда регулярна.

Поэтому перед университетом стоит дилемма: рыночно-технологическая и богатая или чисто классическая, но бедная.

 

Но на самом деле это в значительной степени преувеличенный выбор. Не сравнивайте классические и рыночно-технологические аспекты развития университета. Современный университет отличается. (Например, естественный) факультет успешно проводит фундаментальные исследования, что невозможно без больших финансовых и финансовых затрат. Другие (например, гуманитарная помощь) ориентированы на специалистов в области образования в областях острой востребованной специализации и могут успешно справиться с этой задачей, включая материальные и финансовые условия. И первое, и второе мероприятия заслуживают дальнейшего развития. Как говорится, «лицо цветет», пусть каждый из них обновит ресурсы своего университета - гранты, платные образовательные услуги, внебюджетные инвестиции - в меру своих возможностей и способностей.

Важно то, что полученные средства распределяются по всему университету с учетом приоритетов, чтобы никто не беспокоился. В результате не только нехватка бюджетных средств, но и внебюджетная поддержка будет оказана классическим аспектам образования и научных исследований. Выиграют все - и естествоиспытатели, и гуманитарные науки. Первый улучшит материально-технические условия исследования, второй - идеологически «человек-природа», «человек-техник», «человек-знание» и т. д. Он будет обогащен с точки зрения изучения его проблем. Я думаю, что это состоит из современной научной миссии университета.

Эта функция полностью связана с новой социальной целью университета. Не следует стесняться удовлетворения самых разных пожеланий и потребностей полезных людей. Экспертиза и консультирование, обучение и переподготовка кадров, научное и социальное прогнозирование, участие в различных государственных программах и бизнес-проектах, публикация и экспонирование, информационное и библиотечное обслуживание - только часть современной общественной миссии университета.

Не менее важным является постоянное центральное продвижение на рынке научной продукции ученых и изобретателей всех цивилизационных качеств этого процесса, таких как маркетинг, мониторинг, поиск перспективных клиентов, юридическая поддержка коммерческой деятельности и реклама.

Рыночные реалии, безопасность операций, защита интеллектуальных ресурсов, экономические, экономические, коммерческие и другие интересы представляют новую проблему для классического университета.

В новых условиях роль администрации университета резко возрастает. Объективно это связано с растущим разнообразием интересов субъектов университетской деятельности. Университет становится все более сложным сообществом компаний - натуралистов и гуманитарных наук, экспертов и администраторов, исследователей и преподавателей, используя успешный термин американского социолога К. Керра. Искусство управления этим организмом включает в себя поиск середины между двумя полюсами, которые регулируют университетскую жизнь: традиционным демократическим принципом и центральным правительством. Для классического университета, приоритет первого из этих принципов, несомненно, но не отрицает активного использования администрации университета в современном управлении университетами.

Поэтому, как будет показано выше, рыночная среда по-разному влияет на положение классического университета. С одной стороны, стимулирующая роль рынка для развития научных исследований и подготовки специалистов ясна и несомненна. С другой стороны, отмечены значительные негативные последствия организации рынка науки и образования. Это развитие утилитарных исследований, цель которых - дать прямые и немедленные результаты в ущерб фундаментальным и нерыночным исследованиям; финансовая зависимость образования от инвесторов и интересов науки, зачастую безразличных к общечеловеческим гуманитарным проблемам; Подчеркнуть критерий прибыльности, который понимается в узком экономическом смысле и не всегда достаточен для глубокого значения науки и культуры, ее конечных целей и основных ценностей. Они оказываются убыточными из-за характера образования, университета, всей области человеческой культуры и, в узком экономическом смысле, в сложных материальных условиях.

Рыночные издержки часто противоречат одной из его колонок - сущности классического университета, в том числе инициативы за академическую свободу. Либеральность всегда отличала университетское образование, его старую природу и привилегии. Бесплатное образование означает стать свободным. Что? От невежества и интеллектуального высокомерия, жизненного утилитаризма и социальных предрассудков. Либеральность неразрывно связана с другими традиционными ценностями университетского существования (автономия, демократия, академизм). Они делают университет лидером не только в сфере образования, но и во всем интеллектуальном сообществе. Эти ценности заслуживают питания, защиты и защиты любой ценой.

Образованию в условиях глобализации: ожидания и риски

В 2003 году в Берлине произошло важное событие, посвященное судьбе российского высшего образования: Россия написала Болонскую декларацию и тем самым открыла дверь для общеевропейского образования, то есть приняла участие в Болонском процессе - со всеми вытекающими из него правами и обязанностями. Поскольку Болонский процесс в социально-историческом плане является выражением тенденций глобализации в образовании (пока что в первом европейском подходе), он отражает изменения в развитии и будущих сферах жизни общества, как в зеркале. глобализация жизни государственных учреждений.

С политической точки зрения подписание Болонской декларации является единственной дверью для России в общеевропейском доме, поскольку остальные двери (экономические, таможенные, юридические) этого дома все еще закрыты.

Официально Болонский процесс выявляет различия между развивающимися уровнями профессионального образования на Западе и в России, согласно универсальной формуле «бакалавр - магистр».

Соответственно, есть возможности для признания российских документов о высшем образовании в Европе. Важно отметить, что Болонский процесс имеет своего рода образование, которое отвечает потребностям современного демократического сообщества высокотехнологичных информационных рынков. Основное внимание уделяется индивидуальной ориентации образования, свободе выбора и развития учащихся по их образовательным траекториям, а также характеру доступа к информации образовательной деятельности. Объявляет о мобильности граждан для доступа к учебным центрам; Принятие легко понятных и сопоставимых степеней, квалификаций и компетенций выпускников; улучшение качества образования; полное уважение к различным культурам, языкам, национальным системам; развитие университетской автономии и академической свободы. Участники процесса и др. Философия доверия объявлена ​​между.

В плане организации и управления, Болонский процесс является беспрецедентным способом модернизации отечественного высшего образования. Масштаб трансформации, которая повлияет на него, является революционным. Переход к двухуровневой системе образования выпускников путем устранения «экспертного» уровня. Либерализация и персонализация учебного процесса. Кредитный принцип расчета сложности дисциплин и, следовательно, затрат труда. Высокотехнологичные методы передачи информации и сертификации: модульный принцип структурирования учебных программ, высокий уровень взаимозаменяемости, редукция к абстрактным кредитным единицам, тестирование. Профессиональная и академическая мобильность участников учебного процесса. Развитие дистанционного образования. Профессиональные и официальные сертификаты выпускников. Объединенное приложение к диплому. Изменения в аспирантуре, статусе кандидата и доктора наук и многое другое.

Между тем российское образовательное сообщество уделяет пристальное внимание болонским реформам.

 

И это понятно. Что такое Болонский процесс: самоцель или спасение? Объективная необходимость или очередная революция "сверху"? Внутренняя потребность или западный "порядок"? Что получит и потеряет Россия, подписав Болонскую декларацию? Эти вопросы очень остро обсуждаются на различных встречах руководителей университетов, должностных лиц и академического сообщества.

Один из аспектов этих дискуссий связан с судьбой российского высшего образования (прежде всего базового, классического, университетского) в контексте болонских реформ. Обсуждение сосредоточено на основных проблемах, стоящих перед национальным колледжем в 21-м веке и отвечающих всем трем сторонам его миссии (образование, исследования и культура). Как мы можем совместить традиционную «высокую» миссию классического образования с реалиями рыночного общества? Как я могу поддержать развитие фундаментальной науки в мире, сфокусированном на технологиях и прикладных целях? Как сохраняется гражданская миссия, культурная и духовная специфика в условиях глобализации? И самое главное - насколько квалифицирован Болонский процесс, чтобы способствовать эффективному решению этих проблем?

Напряженность этих дискуссий не случайна - кроме этого, неопределенность и непоследовательность текущей ситуации очевидна. С одной стороны, на фоне весьма скромного опыта развития российского высшего образования в рыночных условиях Болонский процесс предлагается в качестве способа использования проверенных западных образовательных технологий, разработанных вдохновителями и сторонниками для решения проблем, с которыми сталкивается внутренний вуз в России. С другой стороны, риски потерь, которые неизбежны для российского образования в результате болонских реформ, вполне сопоставимы с ожиданиями возможных покупок.

О каких конкретных потерях идет речь?

Во-первых, существует глубокое подозрение в отношении актуальности российской национальной экономики для выпускников бакалавриата в соответствии с формулой образования бакалавриата и магистратуры, установленной Болонскими соглашениями. Однако даже если мы примем участие в жизнеспособности такой формулы для России, есть основания полагать, что подготовка лицензии приведет к снижению как общего научного, так и общего уровня и качества человека, а также частного профессионального образования студентов.

Во-вторых, высокотехнологичные методы передачи и сертификации знаний, предложенные Болонскими реформами, предназначены для формирования инструментального отношения студентов к этому вопросу. Если инструментальный подход к развитию знаний применяется умеренно, это, вероятно, неплохо. Но станет ли он доминирующим принципом воспитания, в отражении, размышлении, анализе, сравнении, сравнении альтернативных вариантов, то есть в принципах творческого мышления? Действительно, не может быть творческого подхода, который должен воспитываться высшим образованием в сознании человека без них.

К сожалению, педагогическая практика последних лет имеет тенденцию к функционалистской инструменталистской концепции стремления ограничивать свои услуги идеями и технологиями, созданными многими их выпускниками высших учебных заведений уже «как-то, как-то, где-то и когда-то». нежелание жертвовать устойчивыми рутинными аспектами профессии ради рискованных творческих шагов. Действительно, вместо интернета (дискета, диск, флешка) скачайте, возьмите, получите идею (мысль, текст, аннотация, технология) принцип «рождай, создавай, думай, думай своими собственными интеллектуальными усилиями (текст, технология, явление) open» Это становится максимальной профессиональной осведомленностью большинства выпускников вузов.

В-третьих, Болонский процесс ориентирован на развитие дистанционных форм обучения, которые объективно укрепляют знания участников образовательного процесса. В конечном счете, это естественный продукт западной традиции мудрости, от почерка до печати, затем до пишущей машинки, а сегодня - до компьютерного текста.

Каждый этап этой традиции - не что иное, как очередной шаг к отчуждению субъективно-личностных способностей человека в области общения. Следовательно, если рукописное слово «передается» и «замораживается» в материальном объекте (знаке) субъективно, в индивидуальном, уникальном труде руки индивидуума, печатный знак заменяет эту личность стандартным символом, выполняемым машиной;

Этот материал и материальные составляющие письма - действительно нарисованная на нем бумага - действительно нарисованный шрифт. Метод компьютерной коммуникации идет еще дальше: превращение материализации объективизации мысли в видеоизображение виртуализирует мышление само по себе и отталкивает его от его создателя во временном прозрачном киберпространстве. Хотя современная западная философия не испытывает ностальгию по поводу утраты привычки «рождать и писать», «любовь к письму и терпение» массовых людей устами их уважаемых представителей, чтение книг, компьютерные тексты, компьютерные технологии языка и, следовательно, процесс мышления продолжается с впечатляющей скоростью. И, как любая технология, которая претендует на эффективность, универсальность, нормативность, стандарт, она функционирует отчужденной от субъекта, рано или поздно представляет мысль о шаблонных процессах, которые стирают следы иррациональных сторон, которые «мешают» эффективности компьютерной коммуникации. , Таким образом, гигантская сеть с широким участием сводится к функционально-функциональному узлу глобальной (локальной) информационно-технической сети.

Русская культурная традиция превратилась в живое слово, в отличие от западного. Это предполагает присутствие медиаторов учеников (священник, наставник, учитель), которые являются носителями живого слова или действия, опосредуют развитие знаний. В этом смысле русский учитель является не только учителем, но и педагогическим руководителем, а не меньшим и, возможно, более наставником и моральным авторитетом для своих учеников. Удалит ли распространение отдаленных форм его от самого образовательного процесса как живой индивидуальной личности?

О каких конкретных потерях идет речь?

Во-первых, существует глубокое подозрение в отношении актуальности российской национальной экономики для выпускников бакалавриата в соответствии с формулой образования бакалавриата и магистратуры, установленной Болонскими соглашениями. Однако даже если мы примем участие в жизнеспособности такой формулы для России, есть основания полагать, что подготовка лицензии приведет к снижению как общего научного, так и общего уровня и качества человека, а также частного профессионального образования студентов.

Во-вторых, высокотехнологичные методы передачи и сертификации знаний, предложенные Болонскими реформами, предназначены для формирования инструментального отношения студентов к этому вопросу. Если инструментальный подход к развитию знаний применяется умеренно, это, вероятно, неплохо. Но станет ли он доминирующим принципом воспитания, в отражении, размышлении, анализе, сравнении, сравнении альтернативных вариантов, то есть в принципах творческого мышления? Действительно, не может быть творческого подхода, который должен воспитываться высшим образованием в сознании человека без них.

К сожалению, педагогическая практика последних лет имеет тенденцию к функционалистской инструменталистской концепции стремления ограничивать свои услуги идеями и технологиями, созданными многими их выпускниками высших учебных заведений уже «как-то, как-то, где-то и когда-то». нежелание жертвовать устойчивыми рутинными аспектами профессии ради рискованных творческих шагов. Действительно, вместо интернета (дискета, диск, флешка) скачайте, возьмите, получите идею (мысль, текст, аннотация, технология) принцип «рождай, создавай, думай, думай своими собственными интеллектуальными усилиями (текст, технология, явление) open» Это становится максимальной профессиональной осведомленностью большинства выпускников вузов.

В-третьих, Болонский процесс ориентирован на развитие дистанционных форм обучения, которые объективно укрепляют знания участников образовательного процесса. В конечном счете, это естественный продукт западной традиции мудрости, от почерка до печати, затем до пишущей машинки, а сегодня - до компьютерного текста.

Каждый этап этой традиции - не что иное, как очередной шаг к отчуждению субъективно-личностных способностей человека в области общения. Следовательно, если рукописное слово «передается» и «замораживается» в материальном объекте (знаке) субъективно, в индивидуальном, уникальном труде руки индивида, печатный знак заменяет эту личность стандартным символом, выполняемым машиной, но фактически защищает материал на окрашенном изделии. Тип бумаги - составные части письма. Метод компьютерной коммуникации идет еще дальше: превращение материализации объективизации мысли в видеоизображение виртуализирует мышление само по себе и отталкивает его от его создателя во временном прозрачном киберпространстве. Хотя современная западная философия не испытывает ностальгию по поводу утраты привычки «рождения и письма», «любви к письму и терпения» массовых людей устами своих представителей элиты, чтение книг - не компьютерные тексты, а компьютерная технология языка и, следовательно, процесс мышления. продолжается с впечатляющей скоростью. И, как любая технология, которая претендует на эффективность, универсальность, нормативность, стандарт, она функционирует отчужденной от субъекта, рано или поздно представляет мысль о шаблонных процессах, которые стирают следы иррациональных сторон, которые «мешают» эффективности компьютерной коммуникации. Таким образом, гигантская сеть с широким участием сводится к функционально-функциональному узлу глобальной (локальной) информационно-технической сети.

Русская культурная традиция превратилась в живое слово, в отличие от западного. Это предполагает присутствие медиаторов учеников (священник, наставник, учитель), которые являются носителями живого слова или действия, опосредуют развитие знаний. В этом смысле русский учитель является не только учителем, но и педагогическим руководителем, а не меньшим и, возможно, более наставником и моральным авторитетом для своих учеников. Удалит ли распространение отдаленных форм его от самого образовательного процесса как живой индивидуальной личности?

В-четвертых, в контексте Болонского процесса возрастает риск снижения (и, возможно, потери) идентичности российского вуза как регионального классического университета. В конце концов, он полностью отличается от своих западноевропейских аналогов своей оригинальностью. Во-вторых, он видит свою региональную судьбу в решении социально-экономических проблем региона: предоставление взрослым возможности работать на дому, создание программ переподготовки для местных социальных групп и участие в решении проблем занятости населения. Наоборот, региональная миссия российского университета определяется, прежде всего, его уникальной культурной историей, то есть национально-культурной самобытностью региона, в котором он находится географически. Это в основном отражается в культурно-творческих и духовных функциях университета, позволяющих образовательному и исследовательскому процессу, всей университетской атмосфере.

По мере того, как образовательные программы становятся все более стандартизированными, сертификационные показатели становятся стандартизированными (Объединенное приложение к диплому), а общее образование по гуманитарным дисциплинам уменьшается, региональные характеристики университета в вышеуказанном смысле будут потеряны и потеряны. В результате механизмы культурной идентификации и самоопределения студентов в конечном итоге ослабнут, представляя национально-культурное разнообразие российского общества. Однако это разнообразие носит внутренний характер, поскольку оно указывает на культурную и историческую самобытность России. Менее важно то, что это является обязательным условием для прогрессивного развития культурной неоднородности общества (но неоднородности любого системного объекта), однородность и однородность ведут к стагнации и ухудшению.

В-пятых, персонализация образования, определяемая студентом, выбирающим собственный нелинейный путь обучения, может привести к утрате важного организованного общества, такого как группа студентов. Между тем, российские образовательные учреждения видят в этом способ управления студенческим коллективом, который традиционно является наиболее важным образовательным инструментом для студентов, своего рода студенческим самоуправлением и самообразованием. На Западе такой традиции нет. Возникают естественные вопросы: как будет организовано управление студентами в новых условиях? Как будет реализован тренировочный эффект? С большими трудностями система университетского образования начала восстанавливаться после неспокойных 90-х годов прошлого века, и снова, нового, резкого и очень подозрительного поворота.

В-шестых, ожидание российских студентов от большой региональной мобильности кажется утопическим. Затраты и расходы (обычаи, визы), которые должен нести средний российский студент, чтобы достичь этой мобильности, нельзя сравнивать с заработной платой западноевропейского студента. Причина ясна: уровень доходов студентов в университетах Европы и России не может быть измерен! Одиночные исключения (студенты - дети состоятельных родителей) не меняют общую картину. О какой мобильности наших студентов в области общеевропейского образования можно говорить в основном о преподавательском составе, если эта мобильность очень горячая в России и даже тогда. Воистину, не мобильность, а стабильность!

Перечень рисков и возможных потерь можно продолжить.

Социальные функции, реализуемые образованием

Различия в оценке значительных рисков и ожиданий модернизации образования посвятили образовательное сообщество сторонникам Болонского процесса (еврооптимисты) и его противникам (европессимисты). При всем разнообразии взглядов, выраженных как этим, так и другими взглядами, корень разногласий между ними заключается в принципиально ином подходе к пониманию конечной ценности образования. Как это происходит?

Еврооптимисты склонны иметь узкое экономическое понимание ценности образования - как товарной услуги, предлагаемой исключительно потребителю, со всеми вытекающими из этого последствиями - минимизацией затрат и максимизацией прибыли, выгодным сокращением (от программ обучения до исключения) общегуманитарного помощь студентам, общее гражданское и общее культурное образование. Напротив, европейские пессимисты отстаивают широкий подход, который в первую очередь касается образования как общественного блага и культурной ценности, которая не может быть использована экономическими категориями; В этом контексте учебные заведения требуют постоянных затрат на поддержание гражданского образования и культурного творчества, и, следовательно, только обычных коммерческих активов (санузел и прачечная, спортивный комплекс или спортивный клуб).

Еврооптимисты воодушевлены возможностью России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) как можно скорее, одной из этих предпосылок является чисто коммерческий (экономоцентрический) подход к образованию.

Подход европейских пессимистов, напротив, соответствует российским образовательным традициям, духу русского социализма и культуры, то есть имеет характер, ориентированный на человека. Чем больше вы сравниваете цели и ценности Болонского процесса с традициями и особенностями российского образования, тем больше вы думаете, что невозможно оценить эффективность этих целей и ценностей только в сфере образования. Независимо от того, насколько привлекательными будут ожидания и ожидаемые результаты Болонских реформ, они будут применяться только в панъевропейском доме России, насколько это возможно, в экономической, политической и социокультурной интеграции. И это плоскость более общего вопроса - вопроса об отношениях России и Запада, который имеет давнюю историю, но, к сожалению, не имеет окончательных решений.

Более того, разносторонняя и драматичная история этих отношений - пословица: «Добро для немца - смерть для русских!» В нем содержится много случаев, которые могут убедить правду пословицы в самых скептических скептиков. Другими словами, успешный опыт экономических и социальных преобразований, неоднократно заимствованных Россией Западом, вернулся на внутреннюю почву, что дало мягкие, противоречивые (если не сказать - жалкие) результаты.

Где гарантия, что это не повторится в результате модернизации российского образования в рамках Болонского проекта?

 

Подозрениями в успехе этой модернизации являются беспрецедентное снижение уровня жизни людей, потеря почти полностью высокотехнологичных отраслей, сельскохозяйственный кризис, ограничительные государственные и общественные обязательства в отношении средств к существованию людей на основе результатов системной реформы основных сфер российского общества только за последние полтора года. и подавляющее большинство населения, население коренных этнических групп, варварство общественной жизни, культурный и моральный ущерб, рацион и т. д.

На фоне этого печального прошлого одной из немногих областей, которая более или менее успешно действовала на своих основах в послереформенную эпоху, без серьезного вмешательства Запада (горнодобывающая промышленность, производство новейших видов оружия, ядерная энергетика), было высшее образование. Согласно индексу уровня образования, стоит помнить, что по оценкам Всемирного банка наша страна входит в число шести ведущих государств мира, наряду с Англией, США, Германией, Францией и Японией.

Заключение

Поэтому отечественное высшее образование остается высококонкурентным по мировым стандартам, продуктом собственного российского производства. И в этом смысле сырьевая энергия будет и впредь оставаться важнейшим гарантом безопасности нашей страны так же, как и состояние промышленности - экономическая, сельскохозяйственная продукция - продовольствие и оружие - военно-техническая безопасность государства.

Не потеряет ли Россия этого гаранта во время Болонской реформы? Ведь прозападный (читай - американский) характер, в котором началась модернизация образования, был объявлен не только секретным, но и однозначно. И это чревато постепенной идеологической, ценностной, организационной приверженностью внутреннего образования интересам Запада. Насколько они соответствуют российским интересам - большой и открытый вопрос.

Однако, по правде говоря, если суверенитет национального государства под управлением его роли в различных сферах общественной жизни является объективно неизбежным результатом глобализационных процессов, то Болонские реформы по праву можно считать своего рода первой репетицией игры под названием «Россия в контексте глобализации». , Противостоять этому результату - как маленький персонаж из знаменитой крыловской сказки, лающий большого слона. Другое дело, куда идет слон глобализации. Но, как говорится, это отдельная песня.