Образование как общечеловеческая ценность

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Структурные компоненты процесса обучения
Игра как метод обучения и воспитания
Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания и их характеристика
Дидактика и ее основные принципы


Введение:

Любое общество существует только при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, определяемым конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он приобретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как процесс на протяжении всей жизни, связывая его со сменой места жительства и коллектива, семейного положения и с наступлением старости.

Образование как социокультурный феномен

Такая социализация - не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не ограничивается. Он включает в себя развитие, самоопределение и самореализацию личности. Более того, такие задачи решаются как спонтанно, так и целенаправленно всем обществом, специально созданным для этого учреждения, и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием, которое представляет собой сложное социально-историческое явление со многими аспектами и аспектами, которые изучаются рядом наук. Образование понимается как единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на социальные стандарты, исторически закрепленные в общественном сознании (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, вытекающие из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неизбежно движется к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в различных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в содержании и технологиях образования как педагогического процесса. Итак, образование как социальный феномен - это, прежде всего, объективная социальная ценность. Моральный, интеллектуальный, научный, технический, духовный, культурный и экономический потенциал любого общества напрямую зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имеющее социальный характер и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, реализующим эту социальную функцию.

Он отражает задачи общественного развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, поскольку как учителя, так и ученики являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление представляет собой относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идеологическими и моральными ценностями, навыками, нормами поведения, содержание которых В конечном итоге определяется социально-экономическая и политическая система общества и уровень его материально-технического развития. Образование как социальное явление также является системой, которая характеризуется наличием инвариантных качеств, присущих ему в целом и каждому компоненту.

Среди этих качеств: гибкость, динамичность, изменчивость, адаптивность, стабильность, предсказуемость, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский). Система образования гораздо сложнее, чем любая другая, более строго определенная - техническая, кибернетическая, экономическая и т. д. Система образования не является закрытой, жестко централизованной и упорядоченной системой. Это открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, постоянному преобразованию за счет тех изменений, которые постоянно происходят как в макрокосии, так и внутри самой системы. Гуманистическая, ориентированная на личность ориентация современного образования усиливает его характеристики, такие как гибкость и динамизм. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменения сферу образовательных услуг.

Это не система образования с ее институтами, которая навязывается человеку, ограничивающая его свободу выбора, но человек сознательно выбирает индивидуальный образовательный путь в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, не утверждаются в жизни спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и педагогической практики.

Более того, эта зависимость не является механической, поскольку желаемое и необходимое на уровне общества часто вступает в конфликт, который конкретный человек, учитель разрешает в силу своего мировоззрения, идеалов, выбора методов воспроизводства и развития культуры. Педагогические ценности - это нормы, которые регулируют педагогическую деятельность и действуют как когнитивно функционирующая система, которая служит посредником и связующим звеном между преобладающим общественным мировоззрением в области образования и деятельностью учителя. Широкий спектр педагогических ценностей требует их классификации и упорядочения, что позволит им представлять свой статус в общей системе педагогических знаний.

Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, еще не разработана в педагогике. Правда, есть попытки определить совокупность общих и профессиональных педагогических ценностей. Среди последних выделяются такие, как содержание педагогической деятельности и возможности для ее саморазвития личности; социальная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и т. д. Аксиологическая самость как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивный, но и эмоционально-волевой компоненты, которые играют роль его внутреннего ориентира. Он ассимилировал как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, которые служат основой для индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.

Эта система включает в себя:

  • ценности, связанные с утверждением человеком своей роли в социальной и профессиональной среде (социальная значимость работы учителя, престиж преподавания, признание профессии как наиболее близкой личной среды и т. д.);
  • ценности, которые удовлетворяют потребность в общении и расширяют его круг (общение с детьми, коллегами, справочными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и т. д.);
  • ценности, ориентированные на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности для развития профессиональных и творческих способностей, ознакомления с мировой культурой, занятия любимым предметом, постоянного самосовершенствования и т. д.);
  • ценности, обеспечивающие самореализацию (творческий, разнообразный характер работы учителя, романтика и увлечение педагогической профессией, способность помогать социально обездоленным детям и т. д.);
  • ценности, которые позволяют удовлетворить прагматические потребности (возможность получения гарантированной государственной службы, вознаграждение и продолжительность отпуска, карьерный рост и т. д.).

Система образования в России

Национальная доктрина и модернизация образования в России. В нашей стране давно доминирует идеологическая ориентация на воспитание человека в духе коммунистических идеалов. Несмотря на привлекательность его положений, несмотря на его горячее стремление вызывать призывы к жизни, его нельзя признать научным, поскольку изложенные в нем положения противоречат объективным данным о природе человека и его развитии. Сильная и стабильная система образования может развиваться только на объективной основе положений, установленных наукой и подтвержденных практикой. Либерализация общественной жизни вызвала значительный интерес среди населения к образованию как ценности.

Впервые в истории русской школы предметом обсуждения стали не внутрисистемные методики, а социально-ориентированные технологии модернизации общества средствами образования. Социально-экономические реформы, которые происходили в стране в течение последнего десятилетия, влекут за собой необходимость пересмотра ценностных ориентаций, формирования нового отношения россиян, которые вносят свой исторический опыт и культурные богатства в развитие всего человечества. Приступая к программе модернизации образования, мы спешим внедрять готовые решения, предполагая, что современный взгляд означает приближение к некоторой идеальной институциональной организации в качестве желаемой цели. Мы обязуемся изучать «лучшие практики» стран, где проводится единый государственный экзамен, общеобразовательные системы штатов, в которых срок обучения составляет 12 лет и более, образовательные стандарты, внедряемые в быстро меняющейся образовательной среде ... В то же время глубокие различия обнаруживаются в объектах, выбранных для подражания.

Это понятно: лучшие примеры образовательной деятельности не подлежат копированию, они всегда уникальны. Они основаны на свободном развитии личности, реализованной в невероятном разнообразии форм и условий социокультурной среды. Ценность развития заключается не в чьем-то соблюдении предписанной нормы, а скорее в несоответствии с традиционным, уже существующим способом некогда воплощенной «модернизации»; несоответствие, возникающее из-за сочетания процессов воспроизводства ценностных ориентиров и рождения новых. Образовательное пространство становится все более безличным, а также - тенденция последних лет - теневой. Задачей реформы является не только обновление содержания образования, но и глубокие изменения в образовательной среде и педагогической деятельности как таковой. Педагогическая наука должна позволить себе исследовать негативные тенденции в образовании, разоблачать тяжелое положение образовательных учреждений, социальное ущемление прав и бедность участников образовательного процесса.

В общественных науках феномен патриотизма обычного учителя, который продолжается, несмотря на невероятные трудности «сеять рациональное, доброе, вечное», еще не оценен. Освоение новой реальности меняет структуру внутреннего мира человека, развивает новые отношения в системе образования и профессиональной деятельности. Реформа образования - это переход к новому мышлению, основанному на новом видении мира. Поэтому главной задачей становится не просто удовлетворение интересов личности, а формирование личности как существа новых биосоциальных потребностей, новых образовательных потребностей. В то же время личность ориентируется на развитие общества, а общество стремится удовлетворить интересы государства - гаранта прав личности. Глубокие ресурсы гуманизации образования, скрытые в перспективах его реформирования, недостаточно понятны.

Глобальные коммуникации современного общества, характер отношений между участниками образовательного процесса обуславливают необходимость особой, культурологической направленности образовательного процесса. Необходимо придать новый смысл процессу гуманизации, преодолев раздробленность науки и гуманитарных наук. Содержание учебных дисциплин естественно-математического цикла должно включать гуманитарные знания. Укажем несколько возможных путей преодоления кризиса, используя обоснованный зарубежный опыт образовательной деятельности. Студенты должны выбрать индивидуальный учебный план, учителя, темпы обучения. Реальная возможность принять участие в образовательных программах в ведущих университетах страны и мира, при условии согласования учебных планов российских и зарубежных университетов, сделает наше образование открытым и привлекательным для сотрудничества.

Выполнению этого условия препятствует безнадежно неэффективная система преподавания иностранных языков в школе и университете. Вполне возможно снизить нагрузку на учеников в классе благодаря праву свободно посещать занятия по: социальным дисциплинам (при увеличении количества курсов по выбору, отражающих интересы различных социальных групп); физкультура (с широким выбором различных видов спорта и наличием спортивных сооружений); иностранный язык (английский должен быть освоен на высоком уровне уже в школе, а второй, также обязательный, можно изучать в университете по программам дополнительного образования).

Должен быть разрешен беспрепятственный переход от одной специальности к другой в результате свободного выбора индивидуального учебного плана. Спешный спрос на «престижные» специальности будет регулироваться уровнем требований к обучению и рынку труда, который определяет спрос на специалиста. Желательно уменьшить количество предметов. Вместо контроля знаний по отдельным предметам необходимы интегративное тестирование знаний, возможность их получения и управление информационными потоками. В то же время предметы приобретут желаемую прикладную ориентацию. Введение единого государственного экзамена, что невозможно без комплексных мер по регионализации образования, может способствовать обновлению среднего и высшего образования.

Важна не только сама технология (это, несомненно, федеральная проблема), но и конкурентные отношения, которые сначала возникают между университетами. Противоречия между областями и центром «борьбы» за лучших выпускников школ обостряются. В результате «утечка мозгов» из регионов может вызвать конфронтацию между интересами регионов и центра. Единый государственный экзамен - сложная образовательная проблема. В самый критический момент развития личности - во время окончания учебного заведения - происходит глубокая переориентация всей образовательной деятельности, все внимание сосредоточено на подготовке к тестам, в которых востребована лишь небольшая часть образовательного потенциала.

Единый экзамен должен действовать в единстве предметных и процедурных аспектов обучения. С реальной разницей в качестве образования в городе и в деревне, обусловленной разным уровнем жизни, существуют различия, обусловленные менталитетом социальных групп и этнических групп. Вот почему регионализация образования - это не механическое дополнение к базовому образованию краеведческого материала, а включение в его фундаментальные основы культурного фактора, отражающего жизнь реального человека в конкретных условиях. Новая миссия образования, и прежде всего университета, заключается в создании гармоничной целостности образовательного пространства через открытость глобальных образовательных процессов для любого человека.

В то же время очень сложно предсказать социальные последствия одного экзамена: сложно представить, каким будет укрепление общества, каким станет новое качественное состояние всей системы образования, как будут развиваться регионы с разным уровнем жизни. стандарты будут развиваться по отношению друг к другу. Вполне возможно, что баллы за один экзамен не только «поместят» выпускников в соответствии с полностью объективно определенным уровнем образования, но также повлекут за собой социальное расслоение молодых людей: те, у кого более высокий балл, покинут свои бедные регионы и врываться в относительно благополучные, прежде всего, в Москву. Один экзамен может вызвать неоправданную миграцию населения, что приведет к обнищанию «периферии». Вот почему, несомненно, важное решение о проведении единого государственного экзамена должно сопровождаться рядом решений, которые активируют региональные сообщества.

Наиболее важным из них является создание образовательных, культурных и экономических стимулов, которые удерживают лучших выпускников школ в приоритетных областях деятельности как на региональном, так и на федеральном уровнях. Например, целостная региональная система дополнительного образования «школа-университет» может иметь большое значение, в рамках которой привлекательные образовательные программы для молодежи (но, возможно, не очень актуальные для государства) могут быть реализованы в конкретной школе и университете. «Популярное» желание стать, например, юристом или менеджером, может быть реализовано как второе образование, начатое в школе и законченное в университете.

Оценка за единый государственный экзамен является не только результатом аттестации выпускника школы, но и результатом работы учителя и преподавательского состава, который впервые приобретает официальный статус и общественное признание. Психологические и социокультурные аспекты этого явления могут вызвать неоднозначную оценку и значительный резонанс. Социальный фон не всегда положительно влияет на человека. Как изменить отношения людей в обществе, их образ жизни, чтобы в процессе социализации развивались моральные стандарты, развивались моральные стандарты, поддерживались моральные принципы? Именно здесь проблема образования превращается в глобальную социальную проблему прав человека, строящую гражданское общество. И тогда образование сможет выполнить свою главную миссию - стать источником добродетелей, моральных и нравственных принципов жизни.

Модернизация образования - это создание благоприятной атмосферы для реализации этих государственных функций. Бессмысленно идти по пути воспроизводства образовательных систем стран, которые преуспевают в образовании. Представляется, что необходимо изучить суть образовательной деятельности зарубежных коллег, понять, как динамическое взаимодействие всего общества и его составляющей - образовательной среды способствует развитию каждой отдельной личности, обеспечивая массовый успех всех образовательных виды деятельности. Модернизация образования не создает конкретное будущее, заданное его авторами, а лишь определяет контуры, формы и структурные компоненты образовательной системы в меняющемся мире, оставляя максимально возможное количество степеней свободы для их субъектов.

Виды и виды обучения

Современного и будущего работодателя интересует такой работник, который наделен следующими качествами:

  • мыслить самостоятельно и решать различные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
  • иметь творческое мышление;
  • обладать богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.

По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те ученики, которые успешно осваивают базовый курс школьной программы, учатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получают дипломы, но не смогут самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания и не будут способен рассчитывать на успех в информационном обществе 21 века.

Таким образом, выпускник современной школы, которая будет жить и работать в следующем тысячелетии в постиндустриальном обществе, чтобы иметь возможность найти свое место в нем на протяжении всей своей жизни, должен обладать определенными личностными качествами:

  • гибко приспосабливаться к меняющимся жизненным ситуациям, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения самых разных возникающих проблем;
  • самостоятельно мыслить критически, уметь видеть проблемы, возникающие в реальности, и, используя современные технологии, искать пути их рационального решения; четко понимать, где и как полученные знания могут быть применены в окружающей его действительности; уметь генерировать новые идеи, мыслить творчески;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, необходимые для решения конкретной проблемы, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, сравнивать с аналогичными или альтернативными решениями, устанавливать статистические законы, делать обоснованные выводы, применять полученные данные для выявления и решения новых проблем);
  • быть общительным, общаться в разных социальных группах, уметь работать вместе в разных сферах, в разных ситуациях, легко предотвратить или уйти из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной морали, интеллекта и культурного уровня.

Таким образом, основным стратегическим направлением развития системы образования является решение проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, при котором личность ученика, ученика окажется в центре внимания учителя, психолога, в что деятельность по обучению - это познавательная деятельность, а не обучение, - будет ведущим учителем-учеником, так что традиционная парадигма образования - учитель-учебник-ученик будет решительно заменена новой парадигмой - учитель-ученик-учитель. Так строится система образования в ведущих странах мира. Отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике. Современное российское образование - это непрерывная система последовательных уровней образования, каждым из которых управляют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и типов. Система образования объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, университетское, последипломное, дополнительное образование.

Учебные заведения включают в себя:

  • дошкольное образование;
  • общее образование;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. д.);
  • учреждения дополнительного образования;
  • другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Учебные заведения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им было предоставлено право заключать договоры между собой, объединяться в образовательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-университет) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование может быть получено с производством и без перерыва в производстве, в форме семейного (домашнего) обучения, а также внешнего обучения.

Модели образования

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений строится на основе типовых положений, утвержденных Правительством Российской Федерации, о соответствующих типах и типах учебных заведений. На основе типовых положений разработаны уставы учебных заведений. Центральным элементом системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивают средние школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, учебные заведения, такие как школы-интернаты, специальные школы для дети с нарушениями физического и умственного развития, внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, художественные школы, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, молодежные спортивные школы, станции для юных техников, центры досуга и т. д.).

Появляются новые типы учебных заведений (школы-интернаты искусств, сельскохозяйственные школы-интернаты, школы народных ремесел и т. д.). Основными задачами образовательных учреждений являются создание благоприятных условий для психического, нравственного, эмоционального и физического развития человека; способствовать развитию научного мировоззрения; обеспечить освоение студентами системы знаний о природе, обществе, человеке, его работе; сформировать методы самостоятельной деятельности. Международная образовательная программа Сороса в области точных наук (одна из программ благотворительного фонда Института открытого общества) с 1994 по 1997 год. Ежегодно присуждается около 4000 индивидуальных грантов лучшим российским учителям, преподающим точные науки (математика, физика, химия и биология). Гранты выплачивались из средств, предоставленных известным американским филантропом Джорджем Соросом.

Преподаватель получил грант по результатам конкурса предыдущего года. Списки учителей Сороса были опубликованы в средствах массовой информации. В целом, особенно в математике и физике, программная основа, которая развивалась на протяжении многих десятилетий и стала традиционной, сохраняется. Именно этот фундамент обеспечивает признанный высокий уровень российской системы научного образования, как я уже говорил. Традиция образования имеет много преимуществ. В любой радио или телевизионной программе, в любой публичной лекции, в любых печатных СМИ, если они адресованы широкой публике, зрителю или читателю, вы можете заранее ожидать определенного уровня их образовательной подготовки, полученной в школе. Образовательные стандарты, которые были проверены на протяжении веков, могут хорошо донести до их учеников даже учителей со средними способностями, которые с точки зрения развития и интересов мало чем отличаются от обычных людей. Однако среди учителей Сороса даже преподавание в соответствии со стандартной учебной программой неизменно носит ярко выраженный творческий характер.

Во-первых, они могут создать благоприятный климат на уроке и даже вне его для усвоения учебного материала. Преподаватели Сороса более внимательны, уважительны и заинтересованы в каждом ученике. Во-вторых, в технологию урока вносится много нового (эта тема более подробно описана в разделе «Педагогические технологии»). «Существующая система образования в школах не способствует ликвидации биологической неграмотности. Поэтому политики, руководители крупных предприятий, юристы и экономисты остаются неграмотными в области биологии. Последствия для кризисной экологической ситуации, складывающейся в России Требуется специальная экологическая и биологическая программа для небиологов, которая может подготовить людей к компетентному взаимодействию с природой (от детского сада до последипломного образования). «Традиционная схема урока все еще доминирует в российских школах: опрос (проверка домашней работы), затем объяснение новый материал; изредка - тестовая работа.

Учителя Сороса практически не используют эту схему. Вместо простой проверки домашней работы проводится коллективное обсуждение. Задавая дополнительные вопросы по теме и развивая тему, предлагая простые, но поучительные задачи по пути, учитель ищет более глубокое понимание своего предмета, вызывает к нему интерес - сами ученики готовы прийти подготовленными к таким урокам. Для проверки индивидуальных знаний учителя все чаще прибегают к технике испытаний, в том числе к компьютерным, которые, как правило, сами разрабатывают. Обычные уловки, когда ученик вычисляет, когда его «вызывают» и только готовится к этому уроку, он просто теряет смысл - рано или поздно учитель тщательно проверяет знания каждого ученика по всей теме. Некоторые учителя Сороса достигли существенного прогресса в разъяснении нового материала. Монолог уступает место диалогу с классом, коллективной дискуссии. Учитель хочет, чтобы ученики сами сформулировали необходимые, правильные и обоснованные выводы. Учителя Сороса не стремятся достичь полной тишины в классе. Они предпочитают «рабочий кайф» (выражение взято из одного отчета).

Система обучения, разработанная заслуженным преподавателем Сороса Н.Н. Константинов: занятия проводятся группой математиков (студенты, аспиранты) под руководством преподавателя; студенты во время урока свободно передвигаются по классу, что ни в коей мере не снижает творческую атмосферу урока. В этом нет ничего удивительного: сотрудники исследовательских лабораторий работают в том же режиме. Формы уроков могут быть весьма разнообразными. Некоторые учителя практикуют уроки конференции, на которых студенты готовят сообщения (используя научно-популярную литературу). В старших классах лицея или гимназии, как правило, вводится система лекций-семинаров с последующим принятием индивидуальных тестов по каждой теме. Лекции читаются одновременно всем параллельным классам. Контакты между лектором и студентами, естественно, слабее, чем контакты хорошего учителя с каждым из студентов во время регулярного урока.

Тем не менее, жанр лекции оказывается более выгодным, когда дается обобщение или обзор материала, где важно сохранить целостность изложения. Лекции лучше подходят для демонстраций. Форма лекции учит школьников проводить рефераты, что делает их переход к университетской форме обучения более плавным. В некоторых лицеях или на уроках лицея (например, Лицей информационных технологий) выпускники практикуют защиту выпускников. В дипломной работе студент должен продемонстрировать свою квалификацию, приобретенную за годы обучения. Как правило, в таких лицеях все учащиеся участвуют в научно-исследовательской работе, а результаты их исследований включаются в дипломную работу. В некоторых случаях такие тезисы вполне могут конкурировать с тезисами студентов. Во время защиты, как и ожидалось, говорит руководитель и рецензент, оценку дает экзаменационная комиссия.

Вывод:

Образование влияет на всю человеческую деятельность. После окончания школы некоторые идут в колледж, другие идут в колледж, а некоторые никуда не ходят. Это определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя человек нередко заканчивает институт, чтобы работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства по образованию не теряется. Хирн писал, что образование - это разумный способ распределять людей по заслугам. Согласно теории «человеческого капитала» образование не является чем-то, что потребляется немедленно; скорее это инвестиции в будущее человека. Как и все инвестиции, в будущем это приносит прибыль.

Эта теория утверждает, что все усилия, потраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствует инвестициям. Это оправдывает неравенство между людьми, поскольку они тратят неравные средства на подготовку к различным видам деятельности. Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям современного этапа общественного развития. Этот этап, начавшийся во второй половине XX века, характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Интерес к человеку как фактору экономического прогресса возрос, и поэтому возник вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурной и информационной революции превращает образование в необходимый атрибут повседневной жизни.

Подлинная революция в технологии и технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате человеку больше не нужно столько физических затрат, сколько интеллектуальных усилий, независимости и ответственности в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросло стремление к образованию, а демократизация общественной жизни сделала его более доступным для различных категорий населения, включая национальные меньшинства, женщин, инвалидов, трудоспособную молодежь и других. Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сочетая его с современными формами культурной жизни, мы приходим к проблеме отсутствия единой педагогической практики (традиционное образование, развитие, новая гуманитарная, религиозная эзотерика и т. д.) Сегодня в России существуют три основных направления в образовании: кризис классической модели, создание экспериментальных школ, альтернативные формы обучения, интеграция в мировую культуру: демократизация школы, установление связей с основными созревающими субъектами культуры, создание система непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования. Третье направление - восстановление и развитие традиций русской школы.

В России разработаны следующие философско-педагогические идеи: концепция поэтапного формирования умственных действий (П. Л. Гальперин), идеи развития образования (В. Давыдов, А. Занков), проблемное образование (И. Лернер) , школа «Диалог культур» (В. Библер), методология содержания учебного процесса (Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев). В сложившейся ситуации, когда закладываются основы экономического поведения, когда главный тезис жизни - «за все есть цена», возникает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, призванной помочь ребенок входит в мир реальностей. И в заключение я хотел бы поделиться своими впечатлениями о новой форме обучения - использовании компьютера.

Конечно, нельзя все сводить к этому, и количество часов, проведенных за экраном, не может служить критерием качества образования, как пытаются представить некоторые частные школы. Но одно можно сказать наверняка - компьютер является отличным помощником для организации индивидуального обучения. Ведь как только учитель перестает видеть в ученике просто сосуд, который должен быть наполнен знаниями и навыками, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, приспосабливаться к его интересам, скорость усвоения материала и личностные характеристики психики. Например, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не только интересующий его курс, но даже отдельные предметы.

Компьютер, как вы знаете, запускает встроенную в него программу и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления информации на компьютерах включают не только текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет использовать практически все органы чувств, используемые для восприятия информации, при этом она дублируется через различные каналы восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник больше нельзя сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - теперь многие учебные программы нельзя отличить от игр, и для того, чтобы выиграть такую ​​игру, нужно знать, что ребенку трудно Принимайте по мере необходимости прямо сейчас - ведь у каждого мы склонны откладывать решение многих проблем на потом.

И такой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка, позволяет вам перейти в любое место в документе, если это необходимо для получения дополнительной информации, и в то же время при повторном рассмотрении он не перегружает исходный текст документа. документ. Кстати, по принципу гипертекста организована всемирная информационная сеть Интернет, с помощью которой уже осуществляется так называемое «дистанционное обучение» - когда профессора крупнейших университетов читают лекции и отвечают на вопросы не для обычной студенческой аудитории, а для тех, кто в настоящее время подключен к своему сетевому узлу. Несмотря на тишину и очевидное отсутствие последних, слушатели могут быть не меньше, чем зрители на экране телевизора, но в отличие от книги или телешоу, обратная связь между учителем и учениками остается.