Образование как фактор экономического роста: теория и российская практика

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 06.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться анализировать тему курсовой работы:

 

Как анализировать тему курсовой работы

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние государственных субсидий на качество инфраструктуры
Финансовая безопасность России и ее основные инструменты
Экономические системы: понятие и критерии типологизации
Экономическое обоснование развития предприятия

 

Введение:

 

Параметры экономического роста, его динамика, широко используются в регулировании народного хозяйства для характеристики развития народного хозяйства.
Население оценивает деятельность высших экономических и политических институтов страны (например, парламента, президента, Российской Федерации), основываясь главным образом на динамике экономического роста, с учетом показателей динамики уровня жизни.

Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели сильно зависят не только от потенциала национальной экономики, но и от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Экономический рост является одной из важнейших частей социально-экономического развития, социальной культуры, политики и так далее.

Экономический рост имеет смысл только тогда, когда он связан с социальной стабильностью. Такой рост означает достижение ряда хорошо сбалансированных социальных проблем, таких как увеличение продолжительности жизни, повышение уровня образования и культуры и рационализация потребления.

России сейчас нужно увеличить экономический рост. Поиск путей достижения этого является одним из наших главных приоритетов.

В современном мире научные знания приобретают все большее значение. Только страны с динамичным развитием образования и науки могут претендовать на значение в мире. Наука уже является главной производительной силой в развитых странах. Ежегодные продажи высокотехнологичной и высокотехнологичной продукции на мировом рынке в несколько раз выше, чем на рынке сырья. Каждый доллар, вложенный в западную науку, приносит десятки долларов чистой прибыли. Динамично развивающаяся наука постоянно ускоряет все экономические процессы. В развитых странах наука и образование являются основными источниками и факторами экономического роста и высокого уровня жизни.

Конечно, забота об образовании людей является одной из важнейших стратегических задач государства. В последнее время российские власти серьезно обеспокоены тем, что многие выпускники в стране не работают в специализированных областях, что российская система образования не соответствует международным стандартам и что финансирование высшего образования не полностью соответствует рыночным законам. И учителя и учителя компенсации явно не желательны.

В России ожидаются серьезные изменения в связи с модернизацией системы образования. Привести российские стандарты в соответствие с европейскими стандартами, перейти на программы бакалавриата и магистратуры, увеличить финансирование в университетах и ​​расширить экзамены по принципу «студенты следуют за деньгами». Законодательный пакет, который обеспечивает законодательную базу для преобразования, должен быть отправлен в палату уже этой весенней сессией. Возможно, принятие законопроекта нелегко: законодатели, такие как избиратели, довольно осторожно относятся к изменениям, связанным с реформой образования, а члены парламента, такие как общество, являются двумя сторонами сторонников и противников модернизма. Это будет разделено на. Все вышеперечисленные факторы определили актуальность данного исследования.

Теоретические основы экономического развития

Характер и основные показатели уровня экономического развития

Экономическое развитие общества - это эволюция продуктивности и производственных отношений, обычно обусловленных расширением селекции.
Первым шагом в определении уровня экономического развития страны является установление контрольной точки. Многие страны сравнивают свои уровни с уровнями развитых стран (например, США и Япония).

Учитывая разнородное сочетание факторов производства и условий развития в разных странах, невозможно оценить уровень экономического развития с одной точки зрения.

Для этого воспользуйтесь некоторыми ключевыми показателями:

  1. ВВП / ВНП или НД на человека.
  2. Отраслевая структура народного хозяйства.
  3. Производство основных видов продукции на человека (уровень развития отдельной отрасли);
  4. Уровень жизни и качество населения.
  5. Показатели экономической эффективности.

Следует подчеркнуть, что уровень развития национальной экономики является историческим понятием. Каждый этап развития народного хозяйства и развития всего мира в целом вызывает определенные изменения в составе его показателей.
Рассмотрим вышеприведенные показатели более подробно.

Ключевым показателем в анализе уровня экономического развития является показатель ВВП / ВНП на душу населения.

 

Эти показатели составляют основу международной классификации и делят страны на развитые и развивающиеся страны. Таким образом, развитые страны включают страны с ВВП на душу населения более 8000 долларов в год.

В некоторых развивающихся странах показатели ВВП на душу населения находятся на высоком уровне (например, 12 000 долл. США в Саудовской Аравии), но для других комбинаций показателей (структура экономического сектора, основные типы на душу населения) Страны (такие как производство продуктов) не могут быть классифицированы как развитые.

Образование как фактор экономического роста: теория и российская практика

Другим индикатором, широко используемым в международной практике, является структура сектора экономики. Здесь важно провести анализ внутри отрасли на основе показателей ВВП отдельного сектора. Во-первых, мы изучаем взаимосвязь между материальным сектором основной экономики страны и нематериальным производством. Это соотношение в основном проявляется в производственном секторе.

Большое значение имеет изучение структуры отдельных отраслей. Например, отраслевой анализ производства показывает, как занимаются инженерия и химия. Промышленность, которая обеспечивает NTP. Значительная диверсификация основных отраслей. Например, число отраслей машиностроения и промышленности в промышленно развитых странах мира достигает более 150-200, и только 10-15 в странах с относительно низким уровнем экономического развития. Также анализируется удельный вес крупных экономических комплексов: топливно-энергетический, сельское хозяйство, строительные и конструкционные материалы, оборонная, военная промышленность и др.

Они характеризуют уровень развития народного хозяйства и некоторые производственные показатели основных продуктов, являющихся основой развития народного хозяйства. Это позволяет нам определить вероятность удовлетворения национальных потребностей в этих ключевых продуктах.
Прежде всего, такие показатели включают производство электроэнергии на душу населения. Поскольку электроэнергия является основой для развития любой отрасли, этот показатель скрывает потенциал технического прогресса, уровень производства и достигнутых товаров, уровень обслуживания и т. Д. В настоящее время отношение развитых стран к наименее развитым странам по этому показателю составляет 500 : 1.

Другим характерным показателем этого типа является производство на душу населения основных видов продуктов питания в стране. Зерно, молоко, мясо, сахар, картофель и т. Д. Например, сравните этот показатель со стандартом рационального потребления этих продуктов, разработанным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация) или национальным учреждением, вам нужны потребности населения, такие как продукты питания, диетическое качество собственного производства. Вы можете судить о своем удовлетворении.

Указан показатель доступности на 1000 человек (или отечественного производства) или близких к средней семье, включая множество товаров длительного пользования, холодильников, стиральных машин, телевизоров, автомобилей, компьютеров и т. Д.

Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по видам использования. Особое значение имеет анализ структуры конечного потребления индивида (личного потребления). Большая доля потребления товаров и услуг длительного пользования свидетельствует о высоком уровне жизни и, следовательно, о высоком общем уровне экономического развития в стране.

Анализ уровня жизни населения обычно включает анализ двух взаимосвязанных показателей: «потребительская корзина» и «уровень жизни».

Потребительская корзина - наименьший набор продуктов, обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, с учетом диетических ограничений. Потребительская корзина также включает непродовольственные товары и услуги, необходимые и необходимые платежи. Поэтому потребительская корзина содержит товары, товары и услуги, необходимые для поддержания здоровья человека и обеспечения его важных функций. Прожиточный минимум является показателем рейтинга потребительской корзины, минимального состава и структуры потребления материалов и услуг. За счет жизни, официальная черта бедности записывается. Согласно Декларации прав и свобод людей и граждан, все интересы и выплаты гражданам должны обеспечивать больше, чем требуется по закону прожиточного минимума.

Уровень жизни также оценивается по показателям:

  • Статус трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление основных продуктов питания на душу населения в калориях, уровень квалификации трудовых ресурсов, процент расходов на образование в ВВП);
  • Развитие сферы услуг (обеспечение врачей на 10 000, больничных коек на 1000, жилья, бытовой техники и т. Д.).
  • И последняя группа является показателем экономической эффективности. Эта группа наиболее прямо характеризует уровень экономического развития, прямо или косвенно, указывая основной и циклический капитал государства, качество, состояние и уровни использования трудовых ресурсов.

Среди этих показателей можно выделить:

  1. производительность труда (промышленность и сельское хозяйство в целом, отдельные отрасли и виды производства);
  2. единицы ВВП и капиталоемкость отдельных видов продукции;
  3. фондоотдача в единицах основных средств;
  4. потребление вещества в единицах ВВП или определенных видах продукции.

Важным критерием для анализа показателей в этой группе является то, что их нужно рассматривать по отношению друг к другу, а не по отдельности. Например, высокая производительность труда может быть достигнута за счет чрезмерного укрепления рабочей силы или огромных капитальных затрат и материальных ресурсов.

Поэтому каждый показатель функционирования экономики страны, в принципе, детально анализируется с использованием конкретных показателей, отражающих влияние различных факторов на ключевые факторы.

В последние годы сравнительные исследования, разработанные МВФ, все чаще используются для специальных исследований и статистической информации. Эта система показателей предназначена для измерения цен и издержек обрабатывающей промышленности в наиболее развитых странах по отношению к соответствующим средневзвешенным показателям.

Таких показателей пять.

  1. Стоимость единицы заработной платы (на единицу продукции);
  2. Нормализованные удельные затраты труда (на единицу продукции), т. Е. Производство рабочего времени;
  3. Уровень общей удельной стоимости элемента добавленной стоимости, т. Е. Показатель удельной стоимости всех основных факторов производства.
  4. Сравнительный анализ оптовых цен в промышленности.
  5. Сравнительный анализ экспортных цен промышленной продукции.

Несмотря на все попытки разработать комплексные показатели эффективности экономических функций, которые также отражают уровень развития национальной экономики, такие показатели, скорее всего, будут сочетать стоимость и физическую ценность. Не создано, потому что это сложно.

Экономическое развитие и экономический рост

Очень сложно измерить экономическое развитие, поэтому его часто используют для количественной оценки экономического роста: изменения в количестве товаров и услуг, произведенных внутри страны.

Но экономический рост сам по себе очень противоречив. Следовательно, можно добиться увеличения производства и потребления материальных продуктов за счет снижения качества очистных сооружений и ухудшения условий жизни путем ухудшения условий жизни. Это также может быть достигнуто путем использования. Такой рост нестабилен или бессмысленен. Таким образом, экономический рост имеет смысл в сочетании с социальной стабильностью.

Кроме того, быстрый экономический рост, нулевой экономический рост и отрицательный экономический рост не обязательно указывают на быстрое экономическое развитие, вытаптывание или экономический спад.

Например, в США в 80-х гг. Продажи ПК увеличились с 1,1 до 9,5 млн единиц. Между 3,1 и 27,7 миллиардами долларов, доллар за этот период снизился на 25%. Таким образом, компьютер стал дешевле, но технические характеристики и качество улучшились. При расчете ВВП этот момент приводил к неточному отражению динамики экономического развития.
Тем не менее, при всех своих недостатках экономический рост остается наиболее часто используемым критерием экономического развития. Основными показателями экономического роста являются:

  • GDP / ВНП или НД роста.
  • темпы роста ВВП / ВНП или НД на душу населения;

Темпы роста основных отраслей промышленности и общего объема промышленного производства на душу населения.

В экономической статистике для изучения динамики используются факторы роста, темпы роста и темпы роста.

На самом деле, они обычно говорят о темпах роста и средних темпах роста ниже. Таким образом, если они говорят, что рост ВВП достиг 5%, это означает, что рост достиг 105%, а рост составляет - 5%.

Экономический рост определяется многими факторами. В экономике теория трех факторов производства была широко распространена, и ее предком был Ж.-Б. По сути, его природа заключается в том, что труд, земля и капитал участвуют в создании стоимости для продуктов.

Позднее интерпретация фактора производства получила более глубокую и широкую интерпретацию. На текущем этапе обычно включает в себя:

  • И труд;
  • И земля;
  • И капитал;
  • предпринимательский потенциал;
  • Достижения в науке и технике.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и взаимосвязаны. Таким образом, если работники используют современное оборудование и материалы под руководством компетентного предпринимателя, чей экономический механизм работает хорошо, труд очень продуктивен. Поэтому довольно сложно точно определить долю того или иного фактора в экономическом росте.

Рассмотрим каждый фактор экономического роста более подробно. Наиболее важным фактором является стоимость рабочей силы.
Этот фактор определяется в первую очередь населением страны. Однако часть населения не входит в число здоровых людей и не выходит на рынок труда. Включает студентов, пенсионеров, военнослужащих и т. Д. Люди, которые хотят работать, образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, безработные выделяются как часть рабочей силы. Люди, которые хотят работать, но не могут найти работу.
Тем не менее, изменения в стоимости рабочей силы с количеством работников не полностью отражают фактическое положение вещей. Наиболее точным показателем затрат на оплату труда является показатель количества отработанных часов, который может учитывать общую стоимость отработанных часов. Увеличение затрат на рабочее время зависит от многих факторов, таких как темпы роста населения, готовность работать, уровень безработицы и уровень пенсий. Все факторы меняются от страны к стране с течением времени, что делает первое различие в темпах и уровне экономического развития.

Помимо количественных факторов, важную роль играет качество рабочей силы и соответствующие затраты на оплату труда в процессе производства. Повышение уровня образования и квалификации работников повысит производительность труда и поможет повысить уровень и темпы экономического роста. Другими словами, рабочее время может быть увеличено только за счет улучшения качества работы без увеличения рабочего времени и численности персонала.

Другим важным фактором экономического роста является капитал. То есть оборудование, здания и инвентарь. В основной капитал также входит жилье. Это потому, что люди, которые живут в доме, получат выгоду от услуг, предоставляемых домом. Производственные здания и полностью оборудованные офисы являются фактором производства, поскольку рабочие, вооруженные большим количеством машин, производят больше товаров. Инвентаризация также способствует производству.

Стоимость капитала зависит от суммы накопленного капитала. Точно так же накопление капитала зависит от скорости накопления. Чем выше уровень накопления, тем больше размер инвестиций (Ceteris Paris Bass). Прирост капитала также зависит от диапазона накопленных активов: чем они больше, тем больше скорость прироста капитала, чем меньше всего остального, тем меньше темпы его роста.

Размер основного капитала, доставляемого работнику, отношение капитала к труду является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Когда объем капитальных вложений увеличивается с течением времени и число работников значительно увеличивается, производительность труда снижается по мере того, как соотношение капитала и труда каждого работника в экономике уменьшается. Учебник под редакцией А. С. Братова. Москва 1997.

Важным фактором экономического роста является количество и качество земли или природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и климатические условия, а также значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят значительный вклад в экономический рост страны. Однако наличие богатых природных ресурсов не обязательно является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают значительными запасами природных ресурсов, но все еще находятся в списке подчиненных стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.

Достижения в области науки и техники являются важными двигателями экономического роста. Значительный рост мирового ВВП на душу населения (в 19 раз между 1900 и 2000 годами) показывает, что технологический прогресс в 20-м веке сыграл решающую роль.
Он охватывает многие явления, которые характеризуют улучшение производственных процессов. Научно-технические процессы включают новые методы и формы совершенствования технологий, управления производством и организации. С достижениями в области науки и техники эти ресурсы могут быть объединены для увеличения конечного результата. В этом случае, в принципе, рождается новая, более эффективная отрасль. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста.

Обычной практикой является сосредоточение и расширение факторов (количественных или качественных) в зависимости от характера роста.

Широкие факторы роста включают в себя:

Увеличение инвестиций при сохранении современного уровня технологий.

  • Увеличение количества работников.
  • Увеличение количества потребляемых сырья, материалов, топлива и других компонентов оборотного капитала.
  • Интенсивные факторы роста включают в себя.
  • Ускорение научно-технического прогресса (за счет внедрения нового оборудования и технологий, обновления основных фондов и т. Д.).
  • Современное обучение сотрудников.
  • Улучшение использования основного и оборотного капитала.
  • Лучшая организация повышает эффективность хозяйственной деятельности.

Из-за широко распространенного фактора роста до публикации, они говорят о широком спектре видов экономического развития, в то время как интенсивный фактор роста до поста является интенсивным.

Обширные типы развития приведут к интенсивному экономическому росту за счет увеличения производственных факторов и качественных улучшений и лучшего использования. Кроме того, в этом случае экономический рост возможен, даже если коэффициент капитальных вложений уменьшается, а его физическая величина уменьшается. В условиях масштабного роста изменение соотношения между факторами происходит относительно равномерно, и достижение максимальной производительности зависит главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, а также науки и техники. В некоторой степени зависит от прогресса.

Анализ состояния и перспективы развития науки в России

Российская реформа образования

В России образовательные реформы проводятся уже несколько лет, и теперь их называют политкорректной «модернизацией». Эти преобразования, разделенные между сторонниками и противниками, не были замечены в обществе. В 2004 году вопрос национального образования также обсуждался на высших уровнях власти. В частности, президент Владимир Путин уделил им большое внимание в своем выступлении на Конгрессе Российской Федерации. В начале декабря 2004 года Российская Федерация утвердила приоритетное направление развития национальной системы образования, подготовленное Министерством образования и науки Российской Федерации. Премьер-министр Хладков также определил три основных направления реформ.

Это включает в себя обеспечение доступа к образованию для всех слоев населения, повышение качества образования и улучшение финансирования сектора.

Суть реформы заключается во внедрении в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура), создании системы дошкольного образования, сокращении еженедельного бремени школьников и выборе большего количества предметов в будущем. Предоставить возможность получить дополнительное образование.

Переход на двухуровневую систему является задачей Болонского процесса. В 1999 году в Болонье, Италия, была подписана совместная декларация министров образования ряда европейских стран, в которой было объявлено о создании общеевропейского образовательного пространства. Страны, подписавшие эту декларацию, обязались к 2010 году разработать эквивалентные национальные системы образования, стандарты и методы оценки их качества, а также сотрудничать в утверждении национальных документов об образовании на европейском уровне.

В целом, Болонский процесс предусматривает ряд взаимосвязанных мер, направленных на интеграцию системы образования и способ оценки качества, степени и квалификации европейских знаний.

 

В результате всех изменений у студентов будет больше свободы в выборе мест и программ обучения, и процесс найма на европейский рынок будет проще.

В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации. Однако Японии очень сложно участвовать в общеевропейском процессе, поскольку отечественная система образования традиционно далека от зарубежных стран. В частности, сложность заключается в системе подготовки российских выпускников. Переход на двухуровневую систему образования начался во многих российских университетах в 1992 году, но у нас он не популярен.
Прежде всего, многие не поняли степени бакалавра. Большинство россиян продолжают рассматривать незаконченные аттестаты о высшем образовании. Есть также проблемы с отечественными программами бакалавриата, которые значительно отличаются от западных программ. Российские университеты дали выпускникам своих бакалавров, за редкими исключениями, достаточные знания по их специальностям за четыре года исследований, причем более половины их академической работы посвящено базовым областям образования нет. В результате, после получения степени бакалавра большинство студентов продолжают обучение и получают профессиональный диплом, чтобы стать русским традиционным или магистрантом.

В дополнение к двухуровневой системе России для полного вхождения в европейский сектор образования, принятию системы кредитов для признания результатов обучения и аналогичного европейского дополнения к дипломам о высшем образовании, Срочно необходимо создать систему, обеспечивающую качество учебных заведений и университетских программ, сопоставимых с.
Кроме того, модернизация образования предполагает новые формы финансирования, в том числе переход к так называемому нормативному закону на душу населения, когда «деньги идут учащимся и учащимся». Однако в ближайшее время о приватизации системы образования и широкомасштабном введении платного высшего образования не может быть и речи. В то же время министерство образования предлагает предоставить возможности для дополнительных платных услуг учащимся, особенно учителям средних школ.

Однако три года эксперимента привели к тому, что противоборствующие стороны неожиданно продвинулись на один шаг дальше от другого. Президенты признали, что ЕГЭ действительно может дать высшее образование детям в отдаленных частях России и что работа Избирательной комиссии стала прозрачной за меньшее время. И сторонники эксперимента пришли к выводу, что коррупция перешла из колледжа в среднюю школу, что введение экзаменов было связано со многими организационными трудностями, и что единственный государственный экзамен был единственным тестом на знание кандидата. Для университетов и олимпийских победителей, в том числе региональных олимпиад, признавая, что это не форма и отмечая дискуссии ученых, которые давно обсуждали необходимость предоставления льгот заявителям.

Ранее предполагалось, что единый национальный экзамен будет официально введен на всей территории России в 2005 году. Однако недостатки, выявленные в ходе этого эксперимента, привели к тому, что эксперимент был продлен в 2008 году во главе с министром образования и науки Андреем Фульсенко.

Эксперименты, связанные с внедрением Государственного зарегистрированного финансового долга (GIFO), также были расширены. Суть GIFO заключается в том, что выпускники получают финансовые сертификаты на основании результатов, заработанных во время экзаменов, предназначенных для оплаты обучения в колледже. В отличие от USE, проект не был широко разрекламирован, и информация о нем редко публиковалась. Возможно, это связано с тем, что за годы эксперимента было больше вопросов, чем ответов.

Первоначально GIFO был меньшим проектом, чем эксперимент USE, так как было очевидно, что это был дорогой проект. В нем приняли участие всего несколько университетов из Марий Эл, Чувашии и Якутии. Однако результаты эксперимента 2002/03 г. показали, что государственные средства перерасходованы. Стоимость GIFO категории «А» (лучшие результаты экзамена) была слишком высокой, и было признано, что университетам выгодно принимать как можно больше отличников.

Цена была немедленно снижена, и в следующем году эксперимент GIFO был проведен по другой схеме. Он перестал давать материальные выгоды университету. В ответ на возражение Президента о том, что даже самый высокий показатель GIFO не может полностью компенсировать стоимость обучения одного студента, инициатор эксперимента ответил, что GIFO обеспечит только часть расходов.

Однако, несмотря на все недостатки и стоимость эксперимента GIFO, сегодня невозможно полностью отказаться от него. По сути, это так называемая принципиальная схема на душу населения, которая финансирует университеты. Это альтернатива предполагаемому принципу финансирования, который, как вы знаете, является альтернативой введению в стране полностью платного образования, в дополнение к российской системе образования, намеревающейся покинуть страну. это. В настоящее время многие высокопоставленные чиновники, особенно губернатор Российской Федерации и Министерство образования и науки, предлагают усилить систему GIFO за счет системы образовательных займов, которые студенты получают от государственных и частных банков и коммерческих компаний. Первый положительный результат предоставления образовательных кредитов студентам в ведущих университетах страны уже есть. Тем не менее, идея заключается в том, что все части России теперь готовы вводить образовательные кредиты, но только самые экономически развитые, и у значительной части населения страны все еще есть новый механизм кредитования. Есть много критиков, которые считают, что они не доверяют. Более того, даже если обучение кредитам процветает в условиях широко развитой финансово-кредитной системы США, погашение таких займов, как и в России, является серьезной проблемой.

Развитие системы высшего образования

Рассмотрим развитие российской системы высшего образования с начала 90-х годов. По данным Госкомстата Российской Федерации, около 109,4 миллиона человек в России в возрасте 15 лет и старше получили базовое образование или выше, что составляет 90,2% этой возрастной группы. По сравнению с 1989 г. число людей с определенным уровнем образования увеличилось на 18,3 млн. Человек, или на 20%. В то же время 71,4 миллиона (59%) из группы в возрасте 15 лет и старше получили специализированное образование (высшее, среднее, начальное).

В целом, число специалистов с высшим образованием увеличилось на 6,6 миллиона человек (52%) в период с 1989 по 2004 год. 700 000 (5%). По данным переписи, 4 000 человек закончили аспирантуру (аспирантура, докторантура и резидентура). Кроме того, количество людей со средним образованием увеличилось на 5% (1 миллион).

Прежде всего, согласно количественным характеристикам, уровень образования среди молодежи повышается. По данным Госкомстата, это был 1989-2004 гг. 7,1 млн. Специалистов с высшим образованием и 8,3 млн. Специалистов со средним образованием прошли обучение и получили высшее образование. В то же время число детей в возрасте от 16 до 29 лет с высшим образованием увеличилось на 42,5% по сравнению с 1989 г. и на 7,7% в средних профессиях. На 1000 человек этого возраста приходится 112 высших (84 в 1989 году) и 225 средних (223 в 1989 году). В то же время число мальчиков и девочек в возрасте от 16 до 29 лет, которые получили только начальное общее образование, за указанный период увеличилось в 2,1 раза, достигнув 500 000, из которых 70% не учатся.
В начале 2004 года число студентов в стране увеличилось в 2,1 раза с 1992 года до 5,95 миллиона. В то же время, число высших учебных заведений имеет аналогичную тенденцию роста (удвоение), с 1039 к 2005 году (Рисунок 1). В то же время, до 1999 года наблюдались самые высокие темпы роста числа университетов (средний темп роста - 8,1% в год), но ситуация со студентами была обратной (12,3%).

Число учителей также увеличилось, увеличившись на 54,6% с 1990 по 2004 год до 339,6 тысячи. (Рисунок 2). В то же время наблюдается устойчивый рост соотношения учеников на одного учителя. Таким образом, в начале 2004/2005 учебного года на одного учащегося в среднем приходилось 18 учеников. Это на 36% больше, чем в начале 90-х годов.

С точки зрения бюджета, среднее образование в России сталкивается с серьезным финансовым дефицитом. Таким образом, по оценкам экспертов, финансирование образования в России составляет около 4% ВВП, а ВВП на одного учащегося среднего образования составляет 9,3%. В странах с аналогичным уровнем развития расходы на одного учащегося колеблются от 20-25% ВВП на душу населения.

Следует также отметить, что помимо количественных оценок необходимо учитывать качественные оценки системы образования. Поэтому вам необходимо оценить уровень знаний и навыков, которые получают студенты, и насколько эти знания и навыки необходимы в текущей экономике. В связи с этим целесообразно рассмотреть, насколько быстро работают люди и насколько эффективны люди с разными типами образования.

Отметим, что в последние годы занятость выпускников народного хозяйства в России возросла.

Однако, несмотря на вышеуказанные тенденции, значительная часть выпускников профессионально-технических учебных заведений в России не работают в специализированных областях. Также обратите внимание, что уровень безработицы в этой категории не изменился за последнее десятилетие в течение процесса трудоустройства вышеупомянутых людей с высшим образованием. Основной рост безработицы зависит от населения, получающего среднее образование.

Более того, несмотря на широкий охват образования, его уровень по сравнению с зарубежным образованием довольно расплывчатый. В частности, согласно многим экспертным оценкам знаний и навыков студентов, основанным на тестах, проведенных по сравнению со странами ОЭСР (ОЭСР), российская система образования не так эффективна и развивается, как кажется на первый взгляд. Похоже По многим российским показателям (например, по научной грамотности) уровни ниже среднего.

Эти оценки могут быть чрезмерно субъективными, но российская система образования все еще в значительной степени теоретизирована и слегка нацелена на практическое использование, что делает ее негибкой в ​​современных ситуациях. Например, в большинстве случаев после получения диплома о высшем образовании человеку придется оплачивать дополнительные расходы (материалы, время) на переподготовку. Иными словами, можно сомневаться в эффективности инвестирования в человеческий капитал во многих российских учебных заведениях. В то же время наблюдается нехватка специалистов в самых разных областях, о чем свидетельствует, например, недавний заметный рост числа иностранных менеджеров во многих компаниях, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

Итоги социально-экономического развития России

В целом ВВП России за девять месяцев 2005 года достиг 15385,4 рубля по текущей цене. Рост реального объема в третьем квартале этого года составил 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (APPG) по сравнению с 15,0% во втором квартале 2005 года. Рост ВВП в первом квартале и во втором квартале составил 5,2% и 6,1% соответственно. В третьем квартале 2005 года индекс дефлятора ВВП, связанный с APPG, составил 20,6%.

В целом объем ВВП за первые девять месяцев 2005 года составил 15385,4 рубля по текущей цене, а его реальный рост за девять месяцев 2004 года составил 6,2%.

Учитывая отраслевую структуру роста ВВП, наиболее динамичный рост в третьем квартале года наблюдался в рыболовстве и аквакультуре - 12% (против APPG), строительстве - 11,1%, оптовой и розничной торговле. - 12%, гостиницы и рестораны - 7%, прочие коммунальные услуги, социальные и персональные услуги - 8,2%, а также недвижимость, аренда и предоставление услуг - 9%.

Как видите, в структуре экономического роста произошли некоторые изменения по сравнению с третьим кварталом 2004 года. В частности, можно наблюдать тенденцию снижения вклада горнодобывающего сектора в экономический рост до 0,7 процентного пункта. APPG по сравнению с 0,94 процентных пункта и вклад обрабатывающей промышленности с 1,5 процентных пункта до 0,92 процентных пункта с 1,3 до 1,22 процентных пункта в секторе оптовой и розничной недвижимости, аренды и предоставления услуг (по сравнению с 0,49 процентными пунктами APPG) Сектор транспорта и телекоммуникаций (до 0,62 процентных пункта) увеличил свой вклад в рост ВВП. Секторы коммунальных, социальных и персональных услуг (по сравнению с APPG 0,56 процентных пункта) (до 0,16 процентных пункта по сравнению с APPG 0,1 процентных пункта). Хотя относительный вклад строительства в экономический рост оставался на уровне, близком к уровню 2004 года, в целом темпы промышленного роста оставались стабильными и высокими.

Кроме того, снижение вклада некоторых ключевых секторов экономики в рост ВВП частично компенсируется ростом таких отраслей, как производство и распределение электроэнергии и газа и воды, предоставление медицинских и социальных услуг, а также предоставление образовательных услуг.

Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций к 2010 году

В последнее время в сообщениях средств массовой информации и официальных лиц часто указывалось, что странам необходимо перейти на пути инновационного развития. По словам секретаря Министерства экономического развития Г. Грефа: «Другого выхода нет. Вместо ускоренного роста добычи сырья и топлива мы сосредоточимся на интеллектуальном капитале, инновациях, Есть способ перейти на новую модель разработки, основанную на разработке ».

К сожалению, российская наука сегодня, как и высокотехнологичные предприятия, за редким исключением, не показала замечательных результатов. По большей части это связано с тем, что в России за последние 15 лет произошли болезненные преобразования. Кроме того, система прикладных наук, разработанная в советское время (очень высокий уровень развития), также повлияла на ее положение в новых условиях, поскольку изначально она была направлена ​​на нужды военно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день большинство исследовательских институтов не смогли хорошо адаптироваться к рыночным условиям. Некоторые количественные показатели показывают серьезные задержки в России из развитых и некоторых развивающихся стран. Таким образом, затраты на исследования и разработки в России на душу населения в 8 раз выше, чем в Южной Корее, и в 12 раз выше, чем в Германии, а коэффициент изобретательской активности в России в 10,8 раза ниже, чем в США.

Поэтому в контексте относительной стабилизации макроэкономических показателей в настоящее время возникает серьезная проблема реформирования систем образования и науки и стимулирования инноваций.

Для достижения этих целей с конца 2004 года по начало 2005 года Министерство образования и науки сформулировало стратегию развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года. Стратегия предлагает два варианта развития в этой области.

Как видно из названий самих сценариев развития, каждый из них в первую очередь отличается деятельностью государства в области стимулирования научных реформ и инноваций. Ниже приведены основные цели для инерционного и активного сценариев.

Для достижения этих целевых показателей активные сценарии включают серию измерений в следующих ключевых областях:

  • Формирование благоприятной налоговой системы и таможенной политики.
  • Совершенствование законодательной базы в области защиты и использования интеллектуальной собственности и венчурных инвестиций.
  • Реформирование и поддержка высшего образования, фундаментальных и прикладных исследований.
  • Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей передачу результатов НИОКР в российскую и мировую экономику.

Для реализации активной версии стратегии необходимо выделить 789,5 млрд руб.

577,6 млрд рублей - финансирование федерального бюджета.

55,1 млрд. Рублей - средства из бюджета субъектов Российской Федерации.

6 156,8 млрд руб. Средства из внебюджетных источников.

Кроме того, в рамках Системы управления стратегическим исполнением планируется координационный и экспертный совет, в состав которого входят соответствующие ученые и эксперты, представители бизнеса и федеральные агентства. Основными исполнителями этой стратегии являются Министерство образования, Министерство экономического развития, Министерство промышленности и энергетики и промышленный сектор.

Следовательно, экономический рост - это увеличение количества товаров и услуг, произведенных за определенный период времени.

Валовое увеличение производства рассчитывается в процентах от предыдущего периода.
Экономический рост может быть измерен с физической точки зрения. Вы можете избежать инфляции, сравнивая производство в физических единицах (тоннах, километрах и т. Д.). Однако не всегда возможно сравнить предыдущие виды товаров и услуг. Следовательно, применяется измерение стоимости, которое устраняет повышение цены.
Основные показатели следующие:

  • Годовой рост ВВП (ВНП, НД)
  • Увеличение доли ВВП на душу населения

Экономический рост зависит не только от общих тенденций, вызванных среднесрочным и долгосрочным циклом, но также от уровня развития национальной экономики страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики.

В целом, приоритетные направления развития систем образования, утвержденные правительством, должны активно оцениваться. Реализация запланированных мероприятий позволит серьезно продвинуться в вопросе унификации российских и западных образовательных стандартов. Тем не менее, в дополнение к экспериментам с USE, трудно говорить о том, когда реформы вступят в реальную жизнь, пока не произойдут реальные действия.

Конечно, России нужна реформа образования. Существующие системы не позволяют значительно увеличить человеческий капитал. Это в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Мировые ученые уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики являются человеческие ресурсы, и что национальная ответственность определяет глобальный статус. Конечно, факторы, которые используют этот ресурс, также важны. Другими словами, насколько государство может дать людям возможность реализовать свой накопленный потенциал. Однако, если эта возможность будет потрачена впустую, восстановление может занять годы, и первая проблема может быть решена гораздо быстрее. Поэтому бездействие правительства в этом направлении с каждым годом снижает конкурентоспособность русского мира.

Реформа образования - это, прежде всего, фундаментальное улучшение качества, контекст того, как и как учить российские учебные заведения, как это относится к реальной жизни и соответствует сегодняшним реалиям.

Должен быть выполнен в Реформа российской системы образования должна состоять из следующих мероприятий:

  1. Резкое повышение зарплат и ужесточение требований учителей. Требуется строгая переаттестация профессорско-преподавательского состава и персонала, в результате чего 10-20% преподавателей теряют права на преподавание и требуют привлечения специалистов для преподавателей из реального сектора экономики.
  2. Борьба с коррупцией в образовании и образовательной среде.
  3. Инвестирование в важные образовательные фонды (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т. Д.).
  4. Совершенствовать методы обучения с учетом специфики, оценки учебников независимыми экспертами и радикальной реформы систем образования на иностранных языках.

Ускорение экономического роста в третьем квартале 2005 года было совершенно неожиданным. Если темпы роста существенно не снизятся до нового года, в целом, рост ВВП за год может быть чуть выше 6%. Что касается структурных изменений в росте ВВП, можно отметить возрастающую роль сектора услуг по сравнению со снижающимся вкладом промышленности. Как добыча, так и производство замедлились по сравнению с прошлым годом, что в целом было ожидаемым. В то же время, такие секторы экономики, как строительство, операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг, оптовые и розничные сделки растут устойчивыми и высокими темпами, и есть вероятность, что их рост продолжится в среднесрочной перспективе.

Заключение

Дальнейшая динамика развития обрабатывающей промышленности зависит от того, насколько отечественные производители могут быть более конкурентоспособными по сравнению с импортной продукцией. Конечно, с точки зрения качества экономического роста было бы желательно удовлетворить растущий потребительский спрос за счет производства высококачественной отечественной продукции.

Что касается стратегии развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций, то на первый взгляд, на первый взгляд, наличие таких документов, написанных в виде количественных показателей, характеризующих результаты ее реализации, в целом Активно признается с учетом намерения правительства выделить рекордные суммы на науку в бюджете 2006 года.

Это означает, что наука, технология и инновационная политика являются одним из приоритетов. В то же время всегда возникает вопрос, насколько эффективно используются бюджетные средства. Кроме того:

  • Стратегия не имеет ссылки или обоснования для какого-либо конкретного прогнозного показателя. Неизвестно, какую стратегию использовал создатель стратегии, поэтому некоторые цели, кажется, взяты «с потолка».
  • Недостаток ясности в том, насколько эффективен механизм реализации стратегии. Многие аспекты стратегии должны быть реализованы на основе FTP и FTsNTP, некоторые из которых еще не разработаны.

Реализация этой стратегии из-за сложности, независимо от эффективности механизма реализации, также потребует от государств увеличения затрат.

Поэтому сложно четко оценить стратегию развития Российской Федерации в области развития науки и инноваций к 2010 году. Учитывая все сильные и слабые стороны, такой документ, как правило, необходим, но требует значительного пересмотра.