Образ физического Я в структуре сознания женщины/мужчины

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности представлений о «Я» в подростковом возрасте
Особенности развития познавательных процессов подростков
Роль прошлого опыта в восприятии
Проявление эффекта «другой расы» при восприятии изображений лица


Введение:

Актуальность темы курсовой работы «Восприятие образа физического я у пациентов с тяжелыми физическими травмами» обусловлена ​​тем, что в рамках этой проблемы затрагивается область медицины, в которой тесно связаны психогенные и соматогенный прослеживается. Эти вопросы разрабатывались специалистами более десяти лет.

Физические травмы и травмы занимают значительное место в структуре общей заболеваемости и инвалидности населения. Согласно статистике, до 22% всех мужчин и до 20% женщин получают различные травмы и травмы на протяжении всей своей жизни. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению травматизма среди людей более молодого возраста.

Многие исследователи обнаружили, что у 40-60% пациентов с различными заболеваниями происходят психические изменения. Часто возникают эмоциональные расстройства, такие как беспокойство, депрессия, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях, связанных со страхом смерти, потерей самосознания, ощущением «я». Часто больные покрыты беспокойством, мыслями о смерти, отчаянием. Пациенты живут с постоянной тревогой, они анализируют любые изменения в активности своего организма, реагируя на малейший дискомфорт. Главной целью в жизни становится здоровье.

В данной статье рассматриваются вопросы типов психического ответа и изменений в восприятии образа физического Я у пациентов с тяжелыми физическими травмами и из результатов исследования сделаны некоторые практически значимые выводы.

Внимание уделяется конкретному состоянию системы психической реальности пациента на каждом этапе (фазе) процесса формирования заболевания, лечения и реабилитации в целом. Все вышеперечисленное рассматривается в соответствии с основными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.

Изменение образа I у пациентов в результате тяжелой физической травмы приводит к различной степени дестабилизации их внутреннего мира. Степень дестабилизации психического состояния пациента зависит от его личностных характеристик и стадии заболевания, а также от поведения системы психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития расстройства. Это, в свою очередь, определяется характеристиками поведения систем, к которым относится психика человека. Эта проблема не изучалась российскими психологами.

Предмет исследования: образ физического Я человека.

Объект исследования: мужчины и женщины, получившие тяжелые телесные повреждения, в возрасте от 18 до 40 лет, проживающие в г. Москве.

Основной целью данного исследования является анализ восприятия образа физического я у пациентов с тяжелыми физическими травмами.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:

  • изучить теоретическую литературу по проблеме;
  • провести практическое исследование, направленное на изучение восприятия образа физического я у пациентов с тяжелыми физическими травмами;
  • обработать результаты исследования и сделать выводы.

Исследование проводилось на базе отделения травматологии Республиканской клинической больницы № 1 г. Москвы с использованием методов опроса, анализа рисунков респондентов, факторного анализа и корреляционного анализа.

Подходы к изучению образа Я у лиц, страдающих различными заболеваниями

Реакция человека на телесные повреждения

Психологическая травма, которая развивается у человека в результате получения тяжелой физической травмы, имеет две фазы. Первая острая фаза начинается сразу после события и может длиться несколько недель. Человек плачет, старается устранить физические последствия травмы и в то же время контролировать свои чувства, казаться спокойным. Иногда появляются невротические симптомы. Затем начинаются болезненные мысли, и ненависть переплетается с самообвинениями.

Второй этап - длительный период психологической перестройки. Некоторые люди пытаются изменить свое окружение, место жительства или работы. Многие боятся людей. Иногда это длится всю жизнь. Некоторые совершают самоубийство.

Было установлено, что человеку тяжелее пережить травмирующее событие, для него это равносильно потере мужественности. Очень часто получение тяжелых физических травм сопровождается умственной импотенцией и катастрофическим снижением самооценки. Как правило, мужчины никому не говорят об этом, несут в себе свою трагедию, и это еще больше отталкивает их от окружающих.

Человек, получивший тяжелую физическую нетрудоспособность, нуждается в серьезной, всесторонней помощи различных специалистов, потому что в результате этого, прежде всего, ему причиняется физический вред; во-вторых, психическая травма. В этом случае нарушаются основные права человека (в частности, право на жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство, сексуальную неприкосновенность и т. д.).

Наиболее серьезным последствием получения тяжелой физической травмы является, по-видимому, разрушение «внутренней картины мира» человека. В частности, по словам С. Эпштейна, четыре верования являются краеугольным камнем для любого человека, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему его миру. Во-первых, вера в то, что мир доброжелателен, не представляет угрозы. Во-вторых, - что мир осмыслен, предсказуем, управляем и стабилен. В-третьих, окружающие дружелюбны по отношению к человеку, не представляют для него угрозы. Наконец, в-четвертых, сам человек кажется стоящим, ценным.

Получение тяжелой физической травмы может не только поколебать эти убеждения, но и разрушить их, тем самым дестабилизируя структуру личности. Это приводит к дезадаптации, глубина которой зависит как от степени причинения вреда, так и от индивидуальных психологических характеристик (в частности, от способности справляться с экстремальными ситуациями).

Так, человек, получивший тяжелую физическую травму, на определенном этапе старается избегать осознания факта реальности, стремится погрузиться в себя, в алкоголь, наркотики, что часто сопровождается яркими негативными эмоциями, нарушением сознания. Как правило, этот этап сменяется длительным периодом навязчивых репродукций, когда появляются ночные кошмары, повторяющиеся картины происходящего и страх реакции с незначительными ассоциациями с пережитыми событиями. Это приводит к отчаянию, ухудшению способности работать, общаться. Частые состояния тревоги, депрессии, физиологические расстройства проявляются, что, в конечном итоге, приводит к расстройству личности. Человек теряет способность работать, создавать, испытывать эмоции, и этот процесс может продолжаться довольно долго. Выйти из такого состояния даже сильной личности крайне сложно. Если дети или подростки оказываются в такой ситуации, то психологическая помощь не только желательна, но и крайне необходима.

Ситуация с серьезными физическими травмами, будучи очень травмирующим для человека, вызывает у него экстремальные состояния, которые включают психическое напряжение, разочарование, растерянность, эмоциональное возбуждение и некоторые другие.

Если мы рассмотрим психическое состояние, характеризующееся специфическим, прежде всего дезорганизующим воздействием на психическую деятельность, то нам следует поговорить о психическом напряжении (ПН). По мнению К. К. Платонова, «ярко выраженная негативная эмоциональная реакция, возникающая в необычной, новой или угрожающей ситуации, часто несоизмеримой с опасностью, называется эмоциональным напряжением». Это состояние может вызывать эмоционально-моторные, эмоционально-сенсорные и эмоционально-интеллектуальные расстройства. Платонов К.К. Различают 4 уровня напряжения: от незначительного до длительного резко выраженного.

В то же время влияние психического напряжения на деятельность неоднозначно. Дезорганизация психической деятельности в результате ПН может произойти сразу (в зависимости от конкретных условий, а также индивидуальных психологических особенностей человека), однако она может быть отсрочена. То есть при определенных обстоятельствах, когда психическое напряжение увеличивается до определенного уровня, человек проявляет относительную устойчивость к стрессовым факторам, но впоследствии, с дальнейшим увеличением напряжения, произойдет дезорганизация деятельности (в результате наступления фазы истощения) в структуре общего адаптационного синдрома).

Состояние разочарования характеризуется наличием стимулированной потребности, которая не нашла своего удовлетворения. Существует точка зрения, согласно которой фрустрация не имеет своего конкретного содержания, что фрустрация должна рассматриваться как препятствие, блокирующее те или иные цели субъекта, и те явления, которые мы наблюдаем в результате этого, охватываются специфика психического напряжения.

Разочарование отличается от других экстремальных условий, о чем свидетельствуют многие исследования. Если мы рассмотрим причины разочарования, то необходимо выделить: во-первых, препятствия, мешающие субъекту достичь его целей; во-вторых, унижение, оскорбление, когда невозможно (реальное или субъективное) действовать по мотивам; в-третьих, фиаско, неадекватность, разочарование в себе. Субъективные переживания в состоянии фрустрации, как и в аффекте, связаны прежде всего с эмоциями гнева, страха, отвращения, презрения.

Разочарование вызывает определенную дезорганизацию в ходе психических процессов. Это выражается в ошибках восприятия, в том числе преждевременном распознавании, переоценке угрозы извне. Наблюдается также снижение умственной продуктивности, увеличение склонности к фантазиям.

Есть несколько типов расстройства поведения. Это, прежде всего, бесцельное моторное возбуждение; во-вторых, агрессия и разрушение; в-третьих, апатия; и, наконец, стереотип и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, соответствие их поведенческих реакций более раннему уровню, снижение качества исполнения). Мы можем различить способ поведения, который лежит на стыке агрессии, апатии и регресса, таких как самоубийство.

Таким образом, в отличие от состояния психического напряжения, которое, как уже отмечалось, часто отождествляется с расстройством, само состояние разочарования оказывает однозначно негативное влияние на сознание и умственную деятельность в целом. С другой стороны, в отличие от состояния аффекта, которое также дезорганизует умственную деятельность человека, спектр дезадаптивного поведения и его ориентация в состоянии расстройства значительно шире.

Учитывая экстремальные условия, нельзя не остановиться на растерянности. По мнению К. К. Платонова, спутанность сознания является состоянием, близким к напряжению, и характеризуется первичными нарушениями восприятия, внимания и мышления и вторичностью (продукцией) эмоционального компонента. Угрехелидзе М.Г. рассматривает спутанность сознания как разделение психики на несколько установок, направленных на разные действия. Эти отношения нейтрализуют друг друга, и в результате человек проявляет пассивное поведение в ситуации, требующей активности, или одно из отношений начинает доминировать, и человек действует в соответствии с ним, часто совершая ошибочные действия. 

Говоря о растерянности, следует рассмотреть такую ​​концепцию, предложенную Леоновой А.Б. и Медведев В.М., как «динамическое несоответствие». Он был введен для классификации функциональных состояний в соответствии с принципом адекватности реакции человека на требования вида деятельности. Динамическое несоответствие характеризуется несоответствием реакции организма на экологические требования. Это также происходит в тех случаях, когда требуемый ответ превышает реальные психофизиологические возможности человека. Другими словами, можно сказать, что динамическое несоответствие является следствием недостаточной подготовленности к действиям в конкретных условиях.

Следовательно, путаница является самостоятельным явлением, и ее можно определить как психическое состояние, характеризующееся несоответствием между готовностью субъекта к действиям и требованиями конкретной ситуации, что определяет пассивность, снижение волевого контроля, потерю гибкости поведения, вплоть до его полной дезорганизации.

Ф.С. Сафуанов выделяет сильное эмоциональное возбуждение как особое психическое состояние, которое может дезорганизовать психическую деятельность и поведение человека.

Анализируя ситуацию получения тяжелой физической травмы, следует выделить ее особенности, такие как конфликт, неожиданность, крайность, реальность, динамизм. Как правило, ситуация включает в себя все эти компоненты и поэтому является очень стрессовой, а в некоторых случаях разочаровывает. Это определяет специфику консультирования лиц, которые получили тяжелые физические травмы в конкретных случаях.

Изучение Я-концепции в отечественной и зарубежной литературе

Исследования, специально посвященные теоретическим и практическим аспектам самооценки лиц, которые получили тяжелые физические травмы, явно недостаточны. Между тем, опыт использования психологии в работе с этой группой людей показывает, что необходим глубокий конкретный анализ и большая индивидуальность подхода к решению этой проблемы с использованием широкого спектра статистической и фактической информации.

Учитывая существенные характеристики психологических и акмеологических взглядов на проблему изменения образа себя и самооценки людей, получивших тяжелые физические повреждения, имеет смысл остановиться на некоторых подходах к понятию Я-концепции человек, существующий в психологической литературе.

До сих пор в науке нет единого взгляда на определение понятия Я-концепция. Это связано с тем, что разные исследователи обеспокоены различными аспектами проблемы человеческого я. Таким образом, Михайлов Ф. Т. анализирует эту проблему с точки зрения: что является источником творчества человека, диалектикой творца и творца. Спиркин А. Г. считает Я носителем и одновременно элементом самосознания. Дубровский Д. И. представляет Самость как центральный интегрирующий и активирующий фактор субъективной реальности.

Психологи изучают человеческое я, чтобы ответить на вопрос, что именно это и этот конкретный человек.

В словаре социально-психологических концепций под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова следующее определение Я-концепции дано как понятие личности о себе, последовательное и закрепленное в словесных определениях. Я-концепция - это результат познания и оценки себя через отдельные образы в разных ситуациях, а также через мнения других людей и сравнения с ними. Источниками такого сравнения являются реальная жизнь и все виды искусства. Самооценка в процессе психического созревания человека выявляет тенденцию к самоутверждению и стабилизации. После развития он избирательно трансформирует свои границы, опосредуя новые факты жизненного опыта. Таким образом, устоявшаяся самооценка образует своего рода контрольный пункт для интерпретации вновь поступающих данных о себе. Информация, которая согласуется с содержанием и структурой Я-концепции, легко воспринимается, а несовместимая и тревожная информация отфильтровывается. В соответствии с этим осуществляется регулирование коммуникативного поведения человека: он стремится участвовать в тех ситуациях общения, где его самооценка усиливается, и избегает общения с людьми, которые могут нарушить его стабильность. 

В современной психологической и акмеологической литературе самооценка рассматривается как внутренний аспект самоопределения - объективная самооценка и самосоздание - как процесс становления цельной и гармоничной личности. Исходя из этого, каждый человек, обладая определенной системой представлений о себе, придает особое значение определенным целям, которые он считает наиболее ценными, и в своей деятельности стремится к их достижению. Эти цели тесно связаны с морально-этическими основами общества и используются индивидом при формировании Я-концепции на основе бесчисленных оценочных стандартов его микросреды: семьи, круга друзей, трудового коллектива и референтной группы. В основе самооценки лежит система отношений как с самим собой, так и с другими людьми.

Концепция Я-концепции как семантической и диспозиционной системы Я позволяет зафиксировать следующие компоненты:

  • эмоционально-ценностное отношение к себе, обеспечивающее функцию восприятия себя как личности;
  • постановка целей (уровень притязаний), вытекающих из самопознания;
  • самооценка и формирование образа самости, связанные с функцией саморегуляции.

Таким образом, значение самости состоит из степени гордости, уровня самооценки и характера личного достоинства. Представления о функциях Я-концепции во внутреннем и внешнем согласуются с объективными факторами, определенными А. Н. Леонтьевым, и структурными моментами активности в терминах сознания: мотивом, заставляющим деятельность; цель, нацеленная на деятельность; личностный смысл (отношение мотива к цели), регулирующий деятельность Леонтьева А. Н.

В то же время функции Я-концепции проявляются в системе взаимодействующих Я-образов, которые влияют на самоопределение личности. В этом случае аффективный компонент самооценки - самолюбие представляет мотивационно-стимулирующую функцию самости в самоопределении и выражается в измерении «нужда»; когнитивный компонент - самодостаточный представляет ориентирующую функцию через утверждение «может»; конативный компонент, представленный символом «есть», представляет самоприсутствие и выражает регулирующую функцию нравственно-волевых качеств личности; существующий уровень самоопределения, представленный I-экзистенциальным компонентом (компонентом «Я буду»), проявляется в измерении ценностно-смыслового пространства человека, природе и направленности его жизненных целей и планов. В результате этих соображений мы можем говорить о личном самоопределении как о сбалансированной самооценке мировосприятия.

В психиатрии проблема самости рассматривается через когнитивные и эмоциональные структуры, которые определяют модели интерпретации отношений клиента с самим собой, с другими людьми и со значительной средой. В этом случае основное внимание уделяется соотношению сознания и бессознательного, механизмам самоконтроля (сила Я) и т. д. По мнению Карла Ясперса, осознание Я как личности пробуждается в человеке благодаря отражению, которое модулирует и окрашивает сознание этого человека о себе, действуя как источник самообмана.

Ясперс выделил «впечатляющее я» как мгновенный сдвиг в самосознании, происходящий в самом себе из-за впечатления, которое оно производило на других; «Ситуационное Я» выходит на первый план в соответствии с конституцией человека; «Я социальный» как реакция на стабильную, неизменную среду. Но во всех этих случаях самосознание состоит из двух компонентов: чувство собственного достоинства и простое осознание своего уникального существа. Полностью развитое самосознание - когда человек осознает себя в целом, в совокупности своих постоянных побуждений, мотивов и устоявшихся ценностей.

Автор интроспективного направления в психологии Т. Липпс сводит человеческое я к чисто психическому, духовному субъекту, переживаемому только прямым способом. Построение концепции самосознания у А. Пфендера сводится к резкому различию между собой и самосознанием. По словам А. Пфендера, я не связан с реальным субъектом, с человеком. По его мнению, я имманентен и, развиваясь на протяжении всей жизни, он существует с самого начала наряду с умственной деятельностью, и в соответствии с этим ментальный субъект создает свой собственный образ себя.

В американской психологической школе наиболее широко использовалась теория самореализации (А. Маслоу, О. Ранк, К. Гольдштейн и др.), Согласно которой развитие личности сводится исключительно к саморазвитию, связанному с первоначальным желанием. актуализировать наследственные и генетические предрасположенности в отношении темперамента, характера и интеллекта.

В российской психологии наиболее интересной является позиция С. Л. Рубинштейна, который утверждал, что «человек познает себя только косвенно, косвенно, через других, раскрывая в своих действиях и поступках свое отношение к ним и к ним». Психология личности в зарубежных работах и ​​отечественных психологов. СПб., Питер, 2000, с. 225. В материалистической концепции самосознания самосознание как социальное существо является следствием социального и социального бытия индивида. Наиболее показательный процесс возникновения самосознания в историческом развитии человека анализируется в монографии П.Ф. Protaseni. В советской психологии проблеме самосознания уделялось значительное внимание. Помимо ряда теоретических исследований (Л.И. Божович, П.Р. А. Собиева, А. Л. Шнирман, Т. В. Драгунова, Е. Н. Акундинова, Н. Е. Ведерникова). Ряд психологов (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, Столин В. В., Чеснокова И. И., Шорохова Е. В. и др.) Рассматривают меня либо как внутреннее ядро ​​личности, либо как ее сознательное начало, либо как совокупность индивидуальной самости. 

Нам представляется наиболее правильной интерпретация Самости как системы человеческих представлений о себе. В этом исследовании была поставлена ​​задача определить психологические процессы, которые формируют, поддерживают и изменяют самооценку личности. Если экзистенциальное Я действует как некое общее целое, тогда рефлексивное Я допускает фрагментацию на элементы. Самой интересной моделью для меня, на наш взгляд, является модель М. Розенберга. Остановимся подробнее на тех аспектах I Розенберга, которые могут быть полезны при оценке самооценки беременной женщины.

Компоненты рефлексивного Я, части, которые его формируют, единицы анализа, лингвистически распадаются на существительные (женщина, мать и т. д.) И прилагательные (пол, род и т. д.). Другими словами, оценочные качества человека определяются ответами на вопросы «Кто я?» и "что я?" Компоненты самоописания объединяются друг с другом в определенном порядке.

Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, представления того или иного из них в сознании, во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости, в-третьих, по степени от последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит последовательность, последовательность «образа Я» в целом. Измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я» в целом, включают стабильность (стабильность или изменчивость восприятия человеком себя и своих свойств), уверенность в себе (чувство способности достигать своих целей), самость -уважение (принятие себя как личности, признание ваших социальных и человеческих ценностей), кристаллизация (легкость или сложность изменения самооценки личности).

Сосредоточение внимания позволяет определить место, которое занимает «я» или его индивидуальные свойства в сознании человека: сосредоточено ли его внимание в основном на себе или на внешнем мире, обеспокоен ли он своими внутренними качествами или впечатлением сделано на других и т. д.

Области «я» подразумевают его широкие слои или сферы: «телесное» и «социальное», «сознательное» или «бессознательное», «подлинное» или «не подлинное» Я и их свойства.

Планы (или уровни) «я» означают степень его объективности. Человек считает себя, как и другие, одновременно с точки зрения реального, возможного, воображаемого, желаемого, должного и изображаемого. Соответственно, образы настоящего (реального), возможного, воображаемого, желаемого, должного и изображенного Я различаются.

В современной психологии когнитивная схема «Я» сводится к следующим четырем принципам:

  • интернализация: усвоение оценок других людей (теория отраженного, зеркального я, концепция Кули и Мида);
  • социальное сравнение отражено в знаменитой формуле У. Джеймса: Самоуважение = Успех / Утверждение;
  • самоатрибуция, то есть оценка ситуации (и себя в ней) на основе объективных данных о своей деятельности (теория поведения Б. Ф. Скиннера и теория самовосприятия Д. Бема);
  • семантическая интеграция жизненного опыта, определяющая системность и целостность образа Я, его ценностно-смысловой характер.

В то же время следует отметить, что самооценка никогда не была бесполой, а мнения различных исследователей об особенностях женской психики и ее отличиях от мужской очень разнообразны и часто противоречивы.

Эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия образа физического я у пациентов с тяжелыми физическими травмами

Программа исследований

В ходе экспериментального исследования было обследовано 30 субъектов (15 мужчин и женщин, которые получили тяжелые травмы в результате насилия - основная группа, и 15 мужчин и женщин, которые получили тяжелые телесные повреждения в результате аварии - контрольная группа) 

Анализ показал, что на момент опроса, по основным показателям выборки - основным и контрольным, имеют сходные характеристики.

Исследовательские гипотезы:

  • люди, получившие серьезные телесные повреждения в результате насилия, ухудшили восприятие образа физического Я, более выраженного, чем люди, получившие серьезные физические повреждения в результате несчастного случая;
  • Лица, получившие тяжелые физические травмы, склонны к повышенной тревожности, астении, повышенной агрессивности.

Описание методов.

  • Тест на личную и реактивную тревогу С. Спилбергера в модификации А.М. Прихожан.

Методология Спилбергера направлена ​​на изменение личной и ситуативной тревоги.

Измерение тревоги как черты личности особенно важно, так как это свойство во многом определяет поведение субъекта. Определенный уровень тревожности является естественной и незаменимой чертой активного активного человека. У каждого человека свой оптимальный или желательный уровень тревоги - это так называемая полезная тревога. Оценка человеком его состояния в этом отношении является для него важным компонентом самоконтроля и самообразования.

Личная тревога понимается как устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая, что он склонен воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. В качестве предрасположенности личная тревога активируется, когда воспринимаются определенные стимулы, рассматриваемые человеком как опасные для самооценки, самооценки. Ситуативная или реактивная тревога как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжение, беспокойство, беспокойство, нервозность. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может изменяться по интенсивности и динамичности с течением времени.

Лица, отнесенные к категории лиц с высокой тревожностью, склонны воспринимать угрозу их самооценке и жизнедеятельности в самых разных ситуациях и реагируют на очень выраженное состояние тревоги. Если психологический тест выражает высокий уровень личной тревоги у субъекта, то это говорит о том, что он находится в состоянии тревоги в различных ситуациях, особенно когда они связаны с оценкой его компетентности и престижа.

Большинство известных методов измерения тревожности позволяют оценить только личность, состояние тревоги или более специфические реакции. Единственная методология, которая позволяет дифференциально измерять тревогу как личную собственность и как условие, - это метод, предложенный К. Д. Спилбергером. На русском языке его масштаб был адаптирован Ю. Л. Ханин.

Обработка результатов теста Спилбергера: определение показателей ситуационной и личностной тревожности с помощью ключа; расчет среднего группового индекса КТ и ЛТ и их статистический сравнительный анализ в зависимости, например, от пола испытуемых.

При анализе результатов следует иметь в виду, что суммарный суммарный показатель для каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Более того, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуационный или личный). При интерпретации показателей можно использовать следующие индикативные оценки тревожности: до 30 баллов - низкий, 31 - 44 балла - средний; 45 и выше.

  • Техника Басса-Дарки.

Методология Басса-Дарки (MBD), предложенная в 1957 г. (A.H. Buss, A.Durkey, 1957) для измерения степени выраженности различных форм агрессивного поведения, все шире используется в нашей стране (как и за рубежом).

А. Басс и А. Дарки, создавая собственную анкету, дифференцируя проявления враждебности и агрессии, выделили следующие типы реакций:

  1. Физическая агрессия - применение физической силы против другого человека.
  2. Косвенный - агрессия, окольным путем, направленная на другого человека или ни на кого.
  3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (нрав, грубость).
  4. Негативизм - это поведение, противоположное поведению, от пассивного сопротивления активной борьбе против сложившихся обычаев и законов.
  5. Обида - зависть и ненависть к другим за реальные и вымышленные действия.
  6. Подозрение - от недоверия и осторожности к людям до убеждения, что другие люди планируют и причиняют вред.
  7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он плохой человек, что делает зло, а также угрызения совести, которые он испытывает.

Анкета состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

При составлении анкеты авторы использовали следующие принципы:

  1. Вопрос может касаться только одной формы агрессии;
  2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы максимально ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Норма агрессивности - его значение индекса 21 ± 4, а враждебность - 6,5-7 ± 3. В то же время обращено внимание на возможность достижения определенного значения, показывающего степень проявления агрессивности.

  • Фигура человека.

Тест «Фигура человека» - это проективная техника, широко используемая в психодиагностике (обычно вместе с другими). Как и любая проективная техника, она обращается к содержанию умственной деятельности, которое лежит не в «свете сознания», а в подпороговом состоянии. Рациональное начало личности в этих случаях как бы регрессирует, на его место приходят идеи, образы, связи и отношения, лишенные четкой определенности и логической последовательности, но тем не менее полные смысла.

В символизме и графическом выражении картины проявляется бессознательная реальность, которая определяет поведение и благополучие человека, будучи необъяснимо воспринятым им, но не всегда устно выраженным. Методика Гуденаха (Hoodenough FL, 1926) «Человеческий рисунок» использовалась для изучения интеллектуального уровня детей старше 11 лет. Он основан на одноименном тесте Machover, интерпретация которого основана на утверждении, что субъекты идентифицируют себя с одной из нарисованных фигур, различные части тела оцениваются в соответствии с психоаналитической символикой.

Полученная таким образом информация используется для оценки особенностей самооценки и представлений о теле субъекта. Модификация теста «Фигура человека», предложенная Н. Романовой как «Фигура мужчины и женщины», позволяет выявить гендерные установки и установки индивида, сущность отношений и взаимодействия полов в восприятие испытуемого отражает инструментальный взгляд на гендерные и эмоциональные аспекты гендерных отношений, выявляет систему эмоциональных отношений и доминирующую гендерную позицию для своего и противоположного пола и позволяет диагностировать аффективно-насыщенные комплексы в этой системе.

Испытуемый получает чистый лист формата А4 и инструкции: «Нарисуй мужчину и женщину», вопросы остаются без разъяснений. После завершения работы полезно попросить прокомментировать изображение, задать уточняющие вопросы, подчеркнув интересные аспекты взаимоотношений.

Процедура обследования включает в себя изображение мужских и женских фигур. Таким образом, субъект подталкивается к реализации концепции, которая отражает его видение характера отношений между мужчиной и женщиной.

Схема интерпретации включает анализ следующих показателей: пространственное расположение фигур, их абсолютный и относительный размер, особенности изображения и пропорции частей тела, качество графического изображения фигур своего и противоположного пола, символическая интерпретация изображаемых деталей, действий , объекты, степень полноты картины.

Кратко остановимся на описании принципов диагностики выбранных установок. Установка ПОДДЕРЖКИ диагностируется в тех случаях, когда изображенные фигуры пропорциональны, адекватно прорисованы по полу, нет очевидных предпочтений в детализации персонажа, изображенные держатся за руки, что символизирует одиночество, единство, фигуры, кажется, опираются на друг друга и найти в этом союзе поддержки. Обычно это рисуют дети из хороших семей. Авторы таких рисунков придают большое значение дружеским отношениям, эмоциональная составляющая отношений преобладает над физической, установкой на партнера-друга. Нет агрессии по отношению к противоположному (или вашему) полу. Позитивные идеи об отношениях между людьми разного или одного пола, эмоциональное принятие.

Противоположная настройка - изоляция представлена ​​рисунками, на которых один из персонажей отворачивается от другого, или оба смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу или один смотрит в спину другого. Это свидетельствует о наличии отторжения, конфликта, разочарования в гендерных отношениях. Если обе фигуры изображены в профиль, можно уверенно диагностировать глубокие эмоциональные расстройства, чувства, конфликты.

Настройка сотрудничества - цифры рисуют те, кто занимается какой-то совместной деятельностью, необходимо обратить внимание на характер деятельности и расположение фигур.

Независимость - изображение человеческих фигур в полный рост, на расстоянии друг от друга, в фигуре отсутствует четкое эмоциональное выражение. Между фигурами есть расстояние, или они просто стоят рядом, но не взаимодействуют друг с другом. Так рисуют эмоционально сдержанные люди, могут быть проблемы, связанные с реализацией интереса к отношениям.

Индиферентность - настройка, когда фигуры смотрят друг на друга, что указывает на очень большой интерес. Автор картины открыт для общения, ищет его. Как правило, в таких случаях наблюдается значительная сексуальная мотивация и психологический интерес.

Равнодушие - пол плохо нарисован, «механические» люди. Характерное представление для интровертированных людей, шизоидов. Встречается у подростков с не сформированной гендерной ориентацией.

Если на рисунке изображен бой, персонажи качаются друг на друга, четко выражена противоположность полов, тогда диагностируется параметр агрессия.

  • Несуществующее животное.

Техника относится к числу проективных. С точки зрения состава этот тест является ориентировочным и обычно не используется в качестве единственного метода исследования и требует объединения с другими методами. Результатом анализа полученных результатов является построение набора рабочих гипотез о характеристиках основных жизненных отношений субъекта, о существенных для него проблемах и характеристиках восприятия себя и других людей. Такие гипотезы определяют стратегию и тактику дальнейших психодиагностических исследований: содержание и подбор конкретных методик, последовательность их применения, перспективы коррекционной работы.

Этот тест является одним из наиболее показательных методов графического дизайна. Предоставляя субъекту неограниченные возможности самовыражения, он обеспечивает полную реализацию проекционных механизмов. Задание обычно рассматривается субъектом как процедура для изучения воображения. Это значительно смягчает влияние механизмов психологической защиты. Из-за привлекательности и естественности задания этот метод помогает установить хороший эмоциональный контакт между психологом и субъектом и снимает стресс, возникающий в экзаменационной ситуации. Испытуемому дается следующая инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное. Запишите его имя, расскажите нам о своем животном. Во время рассказа о животном вы можете задать следующие вопросы: что это? На что это похоже? Не любит? Чем ты интересуешься? Какова твоя мечта? Какие у него проблемы? С кем дружить? И т. д. Метод основан на отождествлении предметов с нарисованным животным.

В работе использованы методы статистической обработки данных:

  1. Описательная статистика, позволяющая характеризовать, обобщать и воспроизводить в виде таблиц данные определенного распределения.
  2. Индуктивная статистика, позволяющая проверить достоверность гипотезы (в данной работе с помощью t-критерия Стьюдента).
  3. Корреляционный анализ, с помощью которого было установлено: насколько связаны две переменные (коэффициент корреляции определялся по формуле Пирсона).

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ показал, что для лиц, которые получили тяжелые физические травмы в результате насилия, среднее значение ситуационной тревожности составило 49,3 балла, а для лиц, которые получили тяжелые физические травмы в результате несчастного случая - 36,7 балла. Значимость различий, установленных с помощью критерия Стьюдента, составила 0,05.

Исходя из результатов исследования ситуационной и личной тревожности с использованием техники Спилбергера, следует отметить, что уровень личной тревожности у всех субъектов выше нормы; уровень ситуационной тревожности значительно выше нормы. Умеренная и высокая тревожность преобладает. Высокая тревожность обусловлена ​​характером травмы, ее течением и исходом, а также личностными характеристиками субъектов.

Значение критерия Стьюдента при сравнении результатов исследования ситуационной тревожности людей, которые получили тяжелые телесные повреждения в результате насилия и в результате несчастного случая, достигло 3,085 (р ‹0,05), что указывает на значительную разницу в ситуационная тревога в этих группах; Значение критерия Стьюдента при обработке результатов исследования личной тревожности испытуемых достигло 4111, что также указывает на значительную разницу в личной тревоге.

Таким образом, беспокойство людей, которые получили тяжелые физические травмы в результате насилия и в результате несчастного случая, характеризуется тем, что люди, которые пережили домашнюю травму, обычно характеризуются умеренной тревогой, в отличие от тех, кто испытал насилие, которое характеризуется повышенной тревожностью.

Агрессивность, измеренная с использованием техники Басса-Дарки, имеет качественные и количественные характеристики. Как и любая личностная черта, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до окончательного развития. У каждого человека должна быть определенная степень агрессивности. Его отсутствие приводит к пассивности, утверждениям, соответствию и т. д. Его чрезмерное развитие начинает определять все лицо личности, которое может стать конфликтным, неспособным к сознательному сотрудничеству и т. д.

Агрессивность сама по себе не делает субъекта сознательно опасным, поскольку, с одной стороны, существующая связь между агрессией и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасных и неодобрительных форм. В повседневном сознании агрессивность является синонимом «злой активности». Однако разрушительное поведение само по себе не обладает «злонамеренностью», таков мотив деятельности, тех ценностей, ради достижения и обладания которыми разворачивается деятельность. Внешние практические действия могут быть похожими, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления субъектов на два основных типа:

  • Первая - это мотивационная агрессия, как самооценка,
  • Второй инструментальный, как средство (подразумевающий одновременно, что оба могут происходить как под контролем сознания, так и вне его, и связаны с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

В рамках данного исследования нас больше интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации личностно-деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с высокой степенью вероятности предсказать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Этот график показывает, какие формы агрессивных и враждебных реакций наиболее характерны для людей, которые получили серьезные телесные повреждения в результате насилия, а какие не характерны для них.

Описание весов:

  • Физическая агрессия (атака) - применение физической силы против другого человека.
  • Косвенная агрессия - это агрессия, косвенно направленная против другого человека (сплетни, злые шутки), а также агрессия, которая не направлена ​​ни на кого - взрывы ярости, проявляющиеся в криках, топающих ногах, избиении кулаками по столу и т. д.
  • Склонность к раздражению - готовность к проявлению гнева, резкости, грубости при малейшем проявлении
  • Негативизм - оппозиционная мера поведения, обычно направленная против власти или лидерства; это поведение может перерасти из пассивного сопротивления в активную борьбу с установленными законами и обычаями
  • Обида - зависть и ненависть к другим из-за чувства горечи, гнева на весь мир за реальные или воображаемые страдания
  • Подозрение - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что другие намерены причинить вред
  • Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругательства, ругательства)
  • Муки совести, вины - сдерживающий эффект вины на проявления поведения, которые обычно запрещены обществом.

Вы можете видеть, что агрессия у субъектов, подвергшихся насилию, находится на высоком уровне, негативность и обиды также высоки.

Что касается изучения и анализа рисунков испытуемых, то в соответствии с концептуальной основой для интерпретации изобразительных приемов изображение человека того же пола с субъектом отражает точку зрения субъекта на его собственную личность и идею его собственная сексуальная роль. Образ человека противоположного пола дает представление о комплексе эмоций, ожиданий и связанных с ним отношений, сформировавшихся в процессе гендерной социализации.

Интерпретация полученных изображений содержала анализ ряда основных показателей, общих для большинства методов рисования: заполнение пространства листа, пространственное расположение фигур, их размеры и соотношения, особенности изображения и пропорции частей тела, качество графического изображения фигур, символическая интерпретация деталей, действий, предметов, степень полноты рисунка.

Внимание было также обращено на всевозможные странности в изображении человеческих фигур, которые представляют не столько ошибки производительности, сколько важные акценты для создания образов. Отношения между людьми разного и одного пола регулируются гендерными нормами, предписывающими человеку определенное социально одобренное поведение, и проявляются в общении.

Цифра отражает наличие или отсутствие потребности в контактах с людьми того или иного пола, их эмоциональную окраску, наличие и характер коммуникативных проблем. Значительная часть обследованных показала гендерную ориентацию независимости между мужчиной и женщиной, что является показателем отсутствия четкого эмоционального выражения. Гендерная ориентация независимости в средней выборке составляет около 70% (по словам Н. Романовой), в нашей выборке - 40%.

В то же время между основной и контрольной группами были обнаружены довольно существенные различия, что говорит о том, что субъекты, которые перенесли бытовую травму, в большей степени, чем субъекты, подвергшиеся насилию, придают значение эмоциональной связи в отношениях.

Такое отношение указывает на эмоциональную сдержанность, пассивность, возможные проблемы с реализацией своих интересов. Установление независимости чаще встречается в группе людей, подвергшихся насилию; он минимально представлен в группе людей, которые получили домашние травмы.

Большой процент опрошенных идентифицировал отношение «изоляции», которое наблюдается в средней выборке 7-10%, демонстрируя наличие отторжения, конфликта и глубоких психологических расстройств в гендерных отношениях. Согласно этому показателю, люди, получившие домашние травмы, более процветающие, а те, кто получил насильственные травмы, являются наименьшими.

В некоторых фигурах выявляется гендерная установка «влечение», которая выявляет сильный интерес к контактам с противоположным полом, сексуальную мотивацию, различия между группами незначительны.

В-четвертых, отношение «поддержка» - это отношение к партнеру-другу, наиболее значимым из которых является эмоциональный компонент, эмоциональное восприятие противоположного пола и позитивные представления об отношениях между полами. В средней выборке Н. Н. Романовой такая установка встречается в 10% случаев. В нашем случае, по большей части, противоположный пол воспринимается как поддержка лицами, получившими домашние травмы.

Отношение «безразличия», наблюдаемое у некоторых из исследованных, можно интерпретировать как показатель отсутствия гендерной идентичности.

Гендерная ориентация «независимость», конечно, преобладает в представленных наглядных изображениях.

Значительная часть испытуемых продемонстрировала гендерный «стереотип» (около 22%). Суть его заключается в том, что субъект не рисует свои отношения, а рисует то, что, по его мнению, могут быть эти отношения. В то же время чертежи, на которых представлена ​​инсталляция «стереотип», можно интерпретировать буквально. Например, если девушка рисует кухню, пьяный небритый мужчина и его жена, которые размахивают на него ковшом и кричат ​​«Где ты был?», Это означает, что она так же воспринимает отношения между мужем и женой. Но это не обязательно означает, что ее собственные отношения с мужем таковы. Эти разговоры и наблюдения показывают, что субъекты, которые выявляют стереотипные отношения в реальности, взаимодействуют с мужчинами не так, как они рисуют. Можно сделать вывод, что те, кто рисует «стереотип», хотят символически показать, от чего они отказываются в собственном браке.

В дополнение к вышесказанному, следующие признаки привлекают внимание к фигурам, указывающим на изменение образа физического лица испытуемых:

  1. Более 30% испытуемых не рисовали все руки или руки. Руки символизируют контакт человека с окружающим миром, его социальную адаптацию. Мачовер считает, что руки могут быть пропущены как признак очевидного удаления от людей. То есть можно говорить либо о скрытом нежелании общаться с противоположным полом, либо о собственной беспомощности, о неспособности повлиять на существующее положение дел.
  2. Более 30% не рисовали черты лица персонажей или рисовали их крайне расплывчато. Черты лица включают глаза, уши, нос и рот, через которые осуществляется сенсорный контакт с реальностью. Мачовер считает, что человека можно рассматривать как социальную часть картины. Отсутствие лица указывает на недопонимание человека. Пропуск лиц также является признаком психосексуального конфликта и острых эмоциональных реакций. Таким образом, можно предположить, что у некоторых субъектов есть желание избежать социальных контактов, недопонимания и предотвращения конфликтов в межличностных отношениях. Кроме того, такие рисунки могут указывать на опыт сексуального насилия. Однако это положение требует дополнительной проверки.
  3. 35% нарисовали интерьер, пейзаж или просто предметы, не охваченные инструкциями. По-видимому, люди с способностью составить описание, а также сосредоточиться на внешней объективной среде, склонны к этому виду изображения. Н.М. Романова считает, что наличие на рисунке предметов, не предусмотренных в инструкции, не случайно. Закрепление на окружающих предметах, на интерьере предполагает, что субъекты не воспринимают отношения самостоятельно, вне контекста, вне конкретной ситуации.
  4. 47% испытуемых привлекали людей с очень маленькими ногами, и чаще всего вообще без ног. Рисование без ног, по словам Р. Бернса, означает нестабильность, отсутствие фундамента. Таким образом, мы можем говорить о восприятии нестабильных, нестабильных отношений, о переживании чувства незащищенности.

Результаты анализа рисунков «Несуществующее животное» показали следующее.

Положение фигуры на листе

Положение фигуры для субъектов основной группы было более характерным в нижней части, в отличие от субъектов контрольной группы, что означает неуверенность в себе, низкую самооценку, депрессию, нерешительность, отсутствие интереса к их Положение в обществе, по признанию, отсутствие склонности к самоутверждению.

Центральная семантическая часть фигуры (голова или ее подобие)

Для обеих групп субъектов характерно положение «анфас», то есть голова направлена ​​на ящик (на себя), что интерпретируется как эгоцентризм.

В основном, субъекты обеих групп рисуют открытый рот у животного, не притягивая язык и губы, что интерпретируется как легкость возникновения страхов и страхов, недоверия. Многие субъекты основной группы красили рот зубами - словесная агрессия, в большинстве случаев - защитная (рычит, приподнимается, грубо реагирует на обращение к нему негативного свойства, осуждение, осуждение). Часто наблюдается округлый зубастый рот (страх, беспокойство).

Глаза в основном нарисованы круглыми, что является символом присущего человеку страха. Большинство окрашенных животных не имеют ресниц, что свидетельствует об отсутствии наглядных признаков.

Дополнительные детали часто нарисованы на голове - рога - защита, агрессия. В сочетании с другими признаками - когтями, иголками - эта агрессия имеет характер защитного ответа.

Опора, опорная часть фигуры (ноги, лапы и т. д.)

Вспомогательная часть рисунка по всем предметам является тщательной по отношению к ее общему размеру, это указывает на основательность, вдумчивость, рациональность принятия решений, опору на важные положения и важную информацию. Однородность и однонаправленность формы лап, четкая связь лап и тела - соответствие суждений и установок при принятии решений, их стандартность, банальность.

Детали, поднимающиеся над уровнем фигуры

Во многих случаях субъекты рисовали шипы или иголки для своей агрессивной защиты животных. Нередко у животных отсутствует хвост по рисункам предметов основной группы, что свидетельствует о снижении самокритики.

Контуры фигуры

У большинства нарисованных животных есть выпячивания (когти и иголки). Это защита от окружающих, агрессивная - она ​​сделана в острых углах. Направление такой защиты соответствует пространственному расположению: боковые контуры: недифференцированная осторожность и готовность к самообороне любого порядка и в разных ситуациях. Итог - защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитета среди подчиненных, младших, страха осуждения

Общая энергия

Количество изображенных частей - для многих субъектов основной группы изображено только необходимое число, чтобы дать представление о вымышленном несуществующем животном: с незаполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитив контур. Можно сказать, что происходит экономия энергии, астеничность тела. Это подтверждается природой линии - слабой, подобной паутине, линии, «несущей карандашом на бумаге», периодически - жирной, с нажимом, - это не полярность: это не энергия, а беспокойство. Следует обратить внимание на резко сжатые линии, видимые даже на тыльной стороне простыни (судорожный, высокий мышечный тонус вытягивающей руки) - резкое беспокойство. Также необходимо обратить внимание на то, какая деталь, какой символ сделан таким образом (то есть, к чему прикреплен сигнал тревоги). В этом случае тревога, вероятно, связана с защитной агрессией.

Просмотр

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (например, лев, бегемот, волк или птица, улитка, муравей или белка, собака, кошка). Среди рисунков субъектов основной группы животные в основном грозные. Это отношение к своей личности и к своему «я», представление о своем положении в мире, как бы идентифицирующее себя по значимости. В этом случае нарисованное животное является представителем самого художника.

Сравнение животного, которое нужно привлечь к человеку, например, размещение животного в вертикальном положении на двух ногах вместо четырех или более, включая сходство морды с лицом, ногами и лапами на руках, указывает на инфантильность, эмоциональная незрелость и соответственно тяжесть гуманизации животного. Механизм аналогичен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их персонажей в сказках, притчах и т. д.

Степень агрессивности выражается числом, расположением и характером углов на рисунке, независимо от их отношения к конкретной детали изображения. Прямые символы агрессии - когти, зубы и клювы - особенно важны в этом отношении.

Фигура незаполненного круга символизирует и выражает тенденцию к секретности, изоляции, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию предоставлять информацию о себе другим и, наконец, нежеланию подвергаться проверке. Такие цифры обычно предоставляют очень ограниченный объем данных для анализа.

Имя

Имя на рисунках субъектов основной группы выражает рациональность, конкретные настройки при ориентировании и адаптации. Существует также тенденция (по всем предметам) фантазировать (часто в защитном порядке), что выражается удлиненным именем.

В целом было выявлено, что картина субъектов основной группы характеризуется повышением уровня схематичности. Поэтому самооценка субъектов этой группы менее дифференцирована по сравнению с субъектами контрольной группы, а самооценка идеализирована. В некоторой степени такая самооценка является компенсацией социальной ситуации, которая возникла в результате пережитого насилия.

Таким образом, образ физического Я у субъектов, которые получили серьезные физические травмы в результате насилия, аморфен, размыт, отношение к себе искажено, восприятие их положения в семье и обществе нарушено.

Вывод:

Психическое состояние субъектов, которые получили тяжелые физические травмы, тесно связано с тревогой, переживанием безнадежности, страха, отвращения, отчаяния, переживаниями шока и ужаса; психическое напряжение также отмечается. Часто после переживания ситуации состояние испытуемых продолжает ухудшаться, воспринимается как почти полностью безнадежное. Состояние субъектов показывает сходство с состоянием разочарования, чувства обиды, беспокойства, ненависти и опасности.

Анализ полученных данных показывает преобладание значительной части нашего образца, изменяющего образ физического Я, выраженного в его аморфности, неопределенности и необычности. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что это не является проблематичным с точки зрения установления полноценных отношений с людьми разного пола и брака, а также характеристики представленных изображений демонстрируют довольно низкую степень идентификации субъектов с традиционным культурная и социальная гендерная роль, наличие альтернатив традиционно понимаемым идеям и ролевым настройкам.

Уровень ситуационной тревожности среди людей, которые получили тяжелые физические травмы в результате насилия, выше, чем уровень ситуативной тревожности людей, которые получили тяжелые физические травмы в результате несчастного случая, что, вероятно, вызвано увеличением стрессового состояния. и факторы беспокойства в ситуации пережитого насилия.

Тяжесть агрессивных реакций коррелирует с тревожностью и эмоциональными отношениями. Общей тенденцией здесь является прямая связь: чем выше уровень тревожности, тем выше показатели общей агрессии и ее различных компонентов, а также тем выше искажение эмоциональной сферы субъектов. Такие отношения характерны как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности.

Не существует принципиальных различий в психических расстройствах лиц, которые получили тяжелые физические травмы в результате несчастного случая и в результате насилия. Существует только разница в процентном составе. Те, кто получил серьезные телесные повреждения в результате насилия, имеют ряд показателей выше, в основном тревожность, агрессивность, астения, поэтому ситуация насилия, с которой сталкиваются эти люди, не способствует их нормальному развитию и функционированию.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Исследование предоставляет материал для дальнейшего, более глубокого изучения психических состояний людей, которые получили тяжелые физические травмы как в результате насилия, так и в результате других воздействий, при условии, что особенности предполагаемых субъектов дополнительно изучены. Они также предоставляют материал для работы как непосредственно в исследуемой группе, так и в других подобных группах людей.