Обеспечение сбалансированного бюджета

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трансформационный процесс в национальной экономике Республики Беларусь
Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике
Домохозяйства как субъект регулируемых рыночных отношений. Доходы и расходы домохозяйств
Государственный бюджет. Способы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь


Введение:

Современная экономика уделяет большое внимание проблеме дефицита и сбалансированности бюджета. Главная причина этого, стремительный рост государств с огромными бюджетными дефицитами.

На современном этапе развития мировой экономики нет ни одного государства, которое не было бы знакомо с этими явлениями. В мире существуют общие экономические законы и принципы, позволяющие прогнозировать будущее экономическое положение стран на том или ином этапе развития.

Нынешнее отношение к дефициту бюджета и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетных дефицитов и государственного долга не является лучшим стимулом для экономического развития и ведет к ускорению инфляции, то есть они являются сторонниками бездефицитных бюджетов и выражают озабоченность по поводу риска чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга. Другие экономисты, напротив, считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга является наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды рецессии.

Целью данной статьи является обзор опыта зарубежных стран по преодолению бюджетного дефицита. Как известно из СМИ, страна сталкивается с проблемами, выраженными в виде бюджетного долга или дефицита бюджета. Его появление обусловлено многими причинами, среди которых можно выделить следующие, спад общественного производства, завышенные затраты на реализацию принятых социальных программ, увеличение расходов, рост теневой экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовое производство пустых денег.

В связи с этим для изучения темы курсовой работы ставятся следующие задачи:

  • Рассмотрим характер и структуру государственного бюджета;
  • Анализ состава доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • Выясните причины и условия сбалансированности бюджета;
  • Опишите способы финансирования дефицита бюджета;
  • Рассмотрим опыт зарубежных стран по преодолению бюджетного дефицита.

Государственный бюджет и причины его несбалансированности

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В самом общем виде это план государственных доходов и расходов на текущий год, составленный в виде баланса и имеющий силу закона.

Именно с помощью бюджета государство может сосредоточить финансовые ресурсы на важнейших направлениях социально-экономического развития, а бюджет используется для перераспределения национального дохода между отраслями, территориями и сферами общественной деятельности. Ни один из элементов финансов не осуществляет такого многотипного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Однако, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкое представление о том, как действуют в распоряжении государства финансовые ресурсы от различных субъектов, указывает, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорять темпы научно-технического прогресса, обновлять и совершенствовать материально-техническую базу общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что выражается в бюджетном механизме, созданном государством, который является специфическим выражением бюджетной политики, отражающим направленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных проблем.

История составления бюджета

Долгое время у государства вообще не было бюджета. Во всех европейских странах, в том числе и в России, собирались доходы и расходы, то есть существовала система доходов и расходов, основанная на правовых нормах. Бюджет был полностью сформирован, когда государство ввело плановое начало в свою финансовую деятельность, оно начало создавать систему доходов и расходов на определенный период.

Когда Палата общин Англии 14-го и 15-го веков. перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором лежала бумага с соответствующим законопроектом. 

Глубокие изменения произошли в конце 18-го и начале 19-го веков. В политике, общественных отношениях и экономике они привели к коренным изменениям в государственном устройстве. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни был быстрый рост государственных бюджетов и долгов. Поначалу этот рост казался исключительным. Финансисты начала 19 века. считалось, что с наступлением спокойных времен бюджет сократится, но рост бюджетов превзошел все ожидания. В связи с этим встал вопрос о необходимости систематической государственной деятельности, а средством такого планирования стал государственный бюджет. Это был государственный отчет о доходах и расходах в цифровом выражении. Бюджет стал необходимым условием развития экономики государства.

Итак, одним из признаков бюджета является планирование. Бюджет - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Как и любой другой план, государственный бюджет должен быть составлен на определенный период. Во многих штатах этот период был выбран на один год, который назывался финансовым годом. Финансовый год или период - это время, которое проходит между Открытием и закрытием публичной бухгалтерии. В большинстве стран он соответствует календарному году(страны СНГ, Италия, Франция и др.), а в некоторых странах она начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония) или длится с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция).

Бюджетные отношения, как и финансовые отношения, базируются на определенных правовых нормах, что нашло свое отражение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом понимается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе рассматривать проект бюджета, утверждать его и контролировать его исполнение.

Основой бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на бюджетную независимость.

Таким образом, бюджетное право - это совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет также является политическим актом, то есть планом управления на будущий период, программой управления, предложенной исполнительной властью для утверждения парламентом.

Содержание бюджета как экономической категории сводится к тому, что государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны.

Понятие и роль государственного бюджета

В любой стране бюджет является ведущим звеном финансовой системы. Она объединяет основные доходы и расходы государства. Бюджет - это единство основных финансовых категорий (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их функционировании, то есть через бюджет мобилизуются и расходуются ресурсы.

Бюджет как основной финансовый план имеет следующие характеристики: 

  • Во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практически все сферы и направления экономического и социального развития;
  • Во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.

Основными целями бюджета являются:

  • Перераспределение национального дохода и ВВП;
  • Государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • Финансовое обеспечение бюджетной сферы и реализация социальной политики;
  • Контроль за формированием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет два взаимосвязанных, одновременных и непрерывных этапа: 

  • Формирование доходов бюджета;
  • Использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему экономических (денежных) отношений, возникновение и осуществление которых связано с формированием, распределением и использованием бюджетных средств на различных уровнях.

В материальном смысле бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих государственных или местных органов власти. Именно этот аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и государственной практике речь идет о финансировании отдельных видов деятельности из бюджета, содержании органов и учреждений за счет бюджетных средств, зачислении источника доходов на бюджетный счет и т.д.

Бюджет как правовая категория представляет собой основной финансовый план формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или местного самоуправления.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает в качестве основного государственного финансово-планового акта или основного финансово-планового акта местного уровня.

Несбалансированный бюджет

Сбалансированность бюджета, один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, заключающийся в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип позволяет достичь равенства даже при наличии дефицита бюджета (баланса) между общей суммой доходов бюджета (доходами бюджета и источниками покрытия дефицита) и суммой произведенных расходов. Отсутствие сбалансированности бюджета создает дисбаланс. Если расходы превышают доходы бюджета, то бюджет неосуществим в принципе, несбалансированный бюджет заведомо нереален, а несбалансированный бюджет делает его фиктивным.

Конкретными причинами отставания темпов роста доходов бюджета по сравнению с ростом расходов бюджета могут быть:

  • Кризисные явления в экономике;
  • Неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране;
  • Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия);
  • Милитаризация экономики в мирное время;
  • Осуществление крупных централизованных инвестиций в развитие производства и изменение его структуры;
  • Чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Уровень дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджетных расходов или к ВВП. Многие экономисты считают нормальным финансовое положение страны, если дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП, 5-6% национального дохода или 8-10% расходной части бюджета. 

Бюджетирование с профицитом также нежелательно, так как связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств.

Причины профицита связаны не только с ростом налоговых поступлений, но и с ростом мировых цен на сырье, такие как металлы, нефть, газ и зерно. Профицит оказывает положительное влияние на благосостояние страны, с его ростом увеличиваются и капитальные затраты страны, и всегда есть деньги, которые можно потратить. Еще одна причина профицита-инвестиционный бум в стране. Профицит бюджета - это превышение доходов над расходами. Согласно бюджетному законодательству, бюджеты всех уровней должны формироваться без профицита.

Если в процессе подготовки или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит должен быть уменьшен в следующем порядке: 

  • Уменьшить привлечение доходов от продажи государственного или муниципального имущества;
  • Уменьшить привлечение доходов от реализации государственных резервов и резервов (для федерального бюджета);
  • Предусмотреть выделение бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • Увеличение бюджетных расходов, в том числе за счет перечисления части доходов в бюджеты других уровней.

Если по каким-то причинам реализация этих мер нецелесообразна, необходимо уменьшить налоговые поступления в бюджет путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Следовательно, сбалансированность бюджета является обязательным требованием для подготовки и утверждения бюджета. Сбалансированный бюджет призван обеспечить нормальное функционирование всех уровней государственного управления. Несбалансированность даже небольшой части бюджета приводит к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе бюджетной сметы, порождающим неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором сумма расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита не удается, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, то для сбалансирования бюджета приходится использовать различные формы заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех этапах бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается различными методами, одни из них используются при формировании бюджета, другие-при его исполнении.

К методам бюджетного баланса, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

  • Ограничение бюджетных расходов с учетом экономических возможностей предприятия и объема централизованных доходов;
  • Совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами различных уровней, адекватного распределению между ними расходных полномочий;
  • Выявление и мобилизация резервов роста доходов бюджета;
  • Построение эффективной системы бюджетного регулирования и финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • Планирование направлений бюджетных расходов, оказывающих положительное влияние на рост доходов населения и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач с минимальными затратами и максимальным эффектом;
  • Сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственного имущества; жесткая экономия расходов за счет исключения из их состава ненужных расходов, не обусловленных крайней необходимостью;
  • Использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные денежные потоки с финансовых рынков.

При исполнении бюджета сбалансированность достигается за счет: 

  • Введение процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • Строгое соблюдение установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на фактические полученные доходы;
  • Определение оптимальных сроков осуществления расходов, использование механизма сокращения и блокирования бюджетных расходов;
  • Совершенствование системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения субсидирования предприятий и введения полной имущественной ответственности хозяйствующих субъектов за выполнение своих обязательств перед государством и партнерами;
  • Мобилизация дополнительных резервов для роста бюджета и доходов; последовательный финансовый контроль за целевым, экономичным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • Предоставление финансовой помощи в различных формах из других бюджетов; использование бюджетных резервов.

Мнения экономистов и ученых о дефиците бюджета

В различных экономических работах можно найти несколько различные подходы к проблеме бюджетного дисбаланса. Однако в последнее время большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж.М. Кейнса, великого экономиста XX века. Итак, с кейнсианской точки зрения дефицит бюджета является нормальным следствием бюджетной политики, и не более того. Обоснованность каждого данного дефицита зависит от необходимости регулирования объема государственных вливаний в валовые расходы экономики. Согласно Кейнсианцам, сбалансированный бюджет может существовать только тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, и стоимость компонентов, которые увеличивают валовые расходы экономики полной занятости, равна стоимости компонентов, которые уменьшают валовые расходы экономики полной занятости. Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не будет выполнено, то несбалансированный бюджет будет оправдан.

Рикардианский взгляд на дефицит бюджета. Теоретическая конструкция Рикардо выглядит следующим образом. Государство по той или иной причине перестает получать доходы в виде налогов, но его расходы, однако, остаются на прежнем уровне. В результате бюджетного дефицита государственные сбережения сократятся. Но если домохозяйства потратят все деньги, сэкономленные в результате снижения налогов, не на покупки, а на сбережения, то их объем увеличится ровно на столько же, на сколько уменьшатся государственные сбережения. В результате национальные сбережения, равные сумме государственных и частных, останутся на прежнем уровне. Не изменяет ни кредитного предложения, ни равновесной процентной ставки. Таким образом, в экономике не произойдет никаких изменений, кроме относительного перераспределения государственных и частных сбережений.

Традиционный взгляд на дефицит бюджета. Существует и другая точка зрения, согласно которой дефицит бюджета и государственный долг существенно влияют на развитие экономической системы, а именно рост дефицита бюджета и государственного долга влечет за собой реальные негативные последствия. Эта точка зрения является доминирующей среди современных экономистов и обоснована именно таким образом.

Опыт зарубежных стран в преодолении бюджетного дефицита

Первая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. До Великой Депрессии 1930-х годов ежегодная сбалансированность бюджета обычно считалась желательной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при ближайшем рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно сбалансированный бюджет в значительной степени исключает или существенно снижает эффективность бюджетной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно сбалансированный бюджет фактически углубляет колебания экономического цикла.

Главный вывод очевиден, ежегодно сбалансированный бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка конституционной поправки, предусматривающей ежегодное сбалансирование бюджета.

Вторая концепция основана на том, что бюджет должен быть сбалансирован в течение экономического цикла, а не каждый год. Эта концепция предполагает, что правительство является антициклическим и в то же время стремится сбалансировать бюджет. Однако в этом случае бюджет не должен ежегодно сбалансироваться. Достаточно, чтобы она была сбалансирована в ходе экономического цикла. Но есть ключевая проблема с этой бюджетной концепцией, которая заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут не совпадать по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может быть заменен коротким периодом восстановления. Появление большого дефицита во время спада в этом случае не будет покрыто небольшим профицитом бюджета в период процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. Согласно этой идее, вопрос о сбалансированности бюджета, на ежегодной или циклической основе, является второстепенным. Первоначальная цель федеральных финансов, обеспечить ненефляционную полную занятость, то есть сбалансировать экономику, а не бюджет. Если достижение этой цели сопровождается стабильным профицитом или большим и растущим государственным долгом, то так тому и быть. Согласно этой концепции, проблемы, связанные с государственным дефицитом или профицитом, незначительны по сравнению с крайне нежелательными альтернативами длительной рецессии или устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции лежат в основе бюджетной политики, ориентированной на дефицит бюджета и основанной на потенциале денежно-кредитной экономики страны.

Эта политика предполагает, что:

  • Наличие четкой программы финансовых мер в рамках монетарного потенциала страны;
  • Контроль за развитием дефицита бюджета и поиск источников его покрытия;
  • Выделение бюджетных средств на мероприятия, имеющие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу найти оптимальный размер бюджетного дефицита.

Заключение

В заключение я хотел бы сделать некоторые выводы из всего вышесказанного.

Государственный бюджет, являясь главным финансовым планом государства, главным средством накопления финансовых ресурсов, дает политической власти реальную возможность осуществлять власть. Бюджет, объединяющий основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном в финансовой системе любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.

Считается, что наиболее удачным вариантом государственного бюджета является бездефицитный бюджет или бюджет с профицитом, но на практике не всегда удается добиться такого сбалансированного бюджета. В результате возникает такое явление, как дефицит бюджета, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга. Феномен и причины государственного долга на примере Соединенных Штатов и Бразилии были подробно рассмотрены в третьей главе.

Дефицит бюджета, неоднозначное экономическое явление, и поэтому, прежде чем принимать решение о политике, направленной на дефицит бюджета, необходимо очень четко определить цели и задачи, которые преследует эта политика. Ни законодательная, ни исполнительная власть не имеют полного контроля над размером бюджетного дефицита. Реальный размер бюджетного дефицита или профицита изменяется как под влиянием бюджетной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Проблема дефицита бюджета не столь смертельна для экономики страны, поскольку на современном этапе в мировой практике практически нет государства, которое не столкнулось бы с дефицитом бюджета. Многие благополучные страны сталкиваются с этой проблемой, однако она не оказывает кардинального влияния на экономическое положение страны в целом. Для реализации бюджета необходимо усилить контроль за сбором доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговые.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

  • Финансирование внешнего долга; 
  • Финансирование внутреннего долга;
  • Производство денег, или сеньораж, т.е. печатание денег.

Когда доходы бюджета становятся больше расходов, это превышение называется профицитом бюджета или профицитом бюджета. Дефицит бюджета (отрицательное сальдо) возникает тогда, когда расходы превышают доходы.

Сбалансированность бюджета, один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, заключающийся в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается различными методами, одни из них используются при формировании бюджета, другие, при его исполнении.