Обеспечение рациональности структуры и элементов управленческой деятельности

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальные технологии государственного управления
Критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки
Становление межсубъектных региональных экономических взаимосвязей
Критерии и пределы регионализации управленческих структур


Введение:

Среди всего многообразия проблем в теории и практике управления основное место, конечно же, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как лидер играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно является главной проблемой теории управления. Решение всех других проблем управления, формирование адекватного общего понимания «науки управления» во многом зависит от правильного, полного понимания сути и содержания управленческой деятельности.

Чтобы получить правильную и полную картину управленческой деятельности, необходимо учитывать основные трудности в психологическом изучении деятельности лидера, сложность отделения проблем, связанных с деятельностью, от общей организационной. Основные из них следующие.

Сущность управленческой деятельности

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми другими аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все другие управленческие и организационные проблемы, и вне их невозможно адекватно решить. Изучение управленческой деятельности является специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, поскольку создает «широкий фронт» для изучения управленческой деятельности, но с другой стороны, негативные последствия этого гораздо более ощутимы. Они проявляются в неопределенности предмета и области изучения психологии управленческой деятельности, в ее «размывании» в других разделах теории управления.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности относится к разряду междисциплинарных научных проблем, т. е. Является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. Как таковой, он был разработан, но его экстрапсихологические аспекты явно доминировали: организационные, социологические, экономические, инженерные, социально-технические и т. д.

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности является наиболее сложным с научной точки зрения, поскольку предметом исследования здесь является такая неуловимая, «нематериальная» сфера, как психическая реальность. Поэтому естественно, что в гораздо большей степени, чем она, были выявлены и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности, хотя и является объективно необходимой стадией и условием ее познания, все же недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда следует основополагающий принцип познания управленческой деятельности - требование сочетать анализ ее внешнего - объективированного содержания - и его внутреннего неявного содержания.

Обратимся к понятию деятельности как общенаучной категории.

Активность определяется как форма активного отношения субъекта к реальности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием социально значимых ценностей и развитием социального опыта. Предметом психологического исследования деятельности являются психологические компоненты, которые стимулируют, направляют и регулируют трудовую деятельность субъекта и реализуют ее при выполнении действий, а также черты личности, посредством которых эта деятельность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознанность, целеустремленность, объективность и последовательность ее структуры. Деятельность всегда основана на каком-то мотиве (или нескольких мотивах).

Деятельность предполагает два основных плана характеристики - внешний (объективно эффективный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия предмета и предмета труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда - это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда - это набор инструментов, которые могут повысить способность человека распознавать особенности объекта труда и влиять на него. Условия труда - система социально-психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, оперативных средств ее осуществления.

Существующие виды и виды деятельности можно подразделить на две основные категории - индивидуальные и совместные.

Первый гораздо лучше развит, чем второй. Индивидуальные и совместные действия имеют многократные и глубокие различия в основных психологических характеристиках. Психологическая специфика управленческой деятельности в целом, независимо от конкретных разновидностей, заключается в том, что она является не только индивидуальной, не только совместной, но и одновременно одновременно. Таким образом, он проявляется как качественно уникальный вид деятельности, синтезируя в себе два других основных вида деятельности (индивидуальную и совместную). Действительно, управленческая деятельность по определению предполагает наличие ряда «контролируемых» субъектов, то есть является совместной. Однако он не перестает быть индивидуальным в то же время, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры индивидуальной деятельности. Более того, индивидуальная деятельность менеджера, направленная на решение управленческих проблем, существенно меняется; появляется в наиболее развернутом виде; его сложность и ответственность резко возрастают. В то же время совместная деятельность под влиянием менеджмента строится не как простая кооперация, а как иерархическая организация. Таким образом, он также приобретает наиболее сложный и психологически богатый вид. Поэтому в психологическом плане управленческая деятельность интерпретируется как синтез индивидуальной и совместной деятельности. В нем происходит своеобразное «отрицание», устранение двух других основных видов деятельности, но в то же время усиление основных черт индивидуальной и совместной деятельности.

Управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при изучении управленческой деятельности социология управления отдает приоритет определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, но характеризуется мобильностью и изменчивостью. Из определения его сущности становится очевидным, что оно предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это значит, что двумя начальными, первичными компонентами структуры управления являются субъект и объект управления.

Субъектом управления является человек, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемая подсистема), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественных особенностей, обеспечение его нормального функционирования и успешного движения. к данной цели.

Объектом управления является социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, команда и т. д.), На которую направлены все виды управленческого воздействия с целью его улучшения, повышения качества функций и задач и успешного достижения запланированная цель (цели).

Объекты управления очень разнообразны. Они могут быть типологизированы по нескольким признакам.

По масштабам и уровням воздействия на управление объекты управления подразделяются на следующие: страна, отрасль, регионы, предприятия и т. д.

По видам регулируемой деятельности объекты управления подразделяются на: производственную, общественную, политическую, социокультурную деятельность.

По получателю управленческого воздействия объекты управления подразделяются на:

  • Население и все организационные структуры страны, выступающие в качестве единого и целостного социально-территориального сообщества;
  • Население областных, районных, городских социально-территориальных общин;
  • Персонал министерств и ведомств;
  • Персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений;
  • Персонал здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т. д.

Но независимо от того, какой иерархический ранг или какой бы тип объекта контроля мы ни рассматривали, всегда и везде в социологическом исследовании управленческой деятельности, социальных отношений и взаимодействий людей участвуют в определенном виде деятельности и объединяются в определенные общественные организации и институты.

Структура управленческой деятельности

В структуре управления наряду с разделением людей на две основные группы, из которых первая разрабатывает и осуществляет управленческие решения, а вторая осуществляет производственную, политическую и другую деятельность в соответствии с принятыми решениями, существует ряд компонентов. которые по своим наиболее существенным признакам определяются теми задачами, которые решаются в процессе осуществления управленческой деятельности.

Основные задачи управленческой деятельности:

  1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, разработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития этой организации - корпорации, фирмы и т. д.
  2. Формирование корпоративной культуры, то есть объединение персонала вокруг общей корпоративной цели (или целей). Самое важное в управлении - это не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно поднять их статус, усилить их влияние в организации, а сплотить свой персонал для четкого осознания цели и активности организации, квалифицированная, добросовестная деятельность во имя ее достижения.
  3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала для достижения цели фирмы (организации) и успешного решения стоящих перед ней задач.
  4. Формирование организационного порядка в компании, то есть систем относительно стабильных, долгосрочных иерархических отношений, стандартов, норм и положений, часто документируемых (устав организации) и регулирующих взаимодействие между организациями, а также между отделами и людьми как членами организация относительно выполнения своих функций. Организационный порядок воплощается в формальной организации, которая обеспечивает стабильность и устойчивость той или иной фирмы, корпорации и т. д., Эффективность ее управления.
  5. Разработка и внедрение технологий для изменений, потому что эффективность управления критически определяется способностью к изменениям, способностью вовремя понять их необходимость и так же своевременно начать и быстро пройти этап перехода.
  6. Четкое определение диагностики управления, или, другими словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне возможно - точек неуправляемости, которые есть или могут возникнуть в каждой организации. Создание диагностики управления очень важно, потому что оно позволяет преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, с другой. Феномен «директора магазина» хорошо известен, когда бывший руководитель магазина или председатель колхоза, поднявшись по служебной лестнице, готов управлять заводом, городом и регионом так же, как раньше, но только в очень большом. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.
  7. Четкое представление о том, какой должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т. д. Реализация принятых решений не воспринимается как самостоятельный структурный компонент и важный этап в разработке и реализации управленческих решений. Более того, управленческие решения часто вообще не рассчитываются для осуществимости, и это значительно снижает способность контролировать их реализацию.
  8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определения и применения стимулов для его эффективного выполнения, а также санкций в отношении отдельных лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, нарушающих реализацию решений, принятых или не умышленно и активно действует во имя целей и задач, установленных подсистемой управления ...

Все эти структурные компоненты не работают изолированно друг от друга, но в процессе их взаимодействия образуют более или менее целостную и динамично развивающуюся структуру социального управления, своего рода «управленческий многогранник», действующий в широком социальном диапазоне.

Структура управления наряду с основными составляющими управленческой деятельности включает в себя организационную структуру управления. Он характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и связями управленческой деятельности. Следовательно, под организационной структурой управления понимается совокупность уровней и связей управленческой деятельности в единстве с их функциональными областями, находящимися в строгом подчинении и обеспечивающими взаимосвязь между системой управления и контролируемыми системами для эффективного достижения целей. Он направлен на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями системы управления, распределение прав, обязанностей и ответственности между ними.

В организационной структуре управления выделяются следующие основные элементы: уровни (этапы) управления, его звенья и коммуникации, горизонтальные и вертикальные.

Мы только что рассмотрели вертикальные связи, характеризующие иерархическую подчиненность, при которой нижний уровень управления находится в вертикальной зависимости от уровня среднего звена управления, а затем, в свою очередь, в вертикальной зависимости от уровня высшего звена управления.

Кроме того, в системе управления существуют горизонтальные связи, характеризующиеся размещением конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях есть начальники производственного отдела, финансового отдела, службы энергетики, дизайна, маркетинга.

В связи с тем, что в системе управления наряду с горизонтальными звеньями также функционируют вертикальные звенья, существуют также вертикальные управляющие структуры. Они четко показывают иерархическую подчиненность разных структурных уровней управленческой деятельности. Типичным проявлением такой структуры управления является «вертикаль управления». На вершине этой вертикали находится президент страны - высшее должностное лицо, гарант суверенитета, независимости и территориальной целостности государства. В его непосредственном подчинении находится администрация президента. Под ним, с точки зрения уменьшения мощности и масштабов административной деятельности, находятся областные администрации, а еще ниже - администрации районов и городов. В результате формируется и функционирует многоступенчатая пирамидальная структура управления, построенная по принципу вертикальной зависимости.

Довольно часто в системе управления создается особый симбиоз, построенный путем органического сочетания структур двух типов: линейного и вертикального. Такое сочетание обусловлено необходимостью координации действий в тех случаях, когда такие действия распределяются в соответствии с их целями, задачами, содержанием как по горизонтали, так и по вертикали, что имеет место в крупных современных организациях и социальных учреждениях. Такая организационная структура управления называется матричной. Такая матричная структура управления функционирует на крупных предприятиях, например, на автомобильных заводах, в акционерных обществах и других организациях.

Наряду с организационными структурами управления выделяются управленческие структуры, которые различаются по характеру и содержанию управленческой деятельности. Так, в частности, в некоторых организациях и учреждениях существует механическая структура управления, в которой управленческое воздействие на подчиненных сотрудников осуществляется традиционными бюрократическими методами, а инновационные методы управления деятельностью и изменения среды не учитываются. Адаптивная структура управления носит совершенно иной характер, что позволяет ему гибко реагировать на изменения в среде и учитывает все инновационные методы управления деятельностью. Патисипативная структура управления, основанная на активном участии работников и их представителей в разработке, принятии и реализации управленческих решений (от обмена информацией, консультаций и переговоров до включения представителей работников в наблюдательный и исполнительный советы, их участия в распределение прибыли и при разработке программ совершенствования производства).

Структурная динамика управленческой деятельности органически взаимосвязана с выполняемыми им функциями. Их единство и взаимозависимость (функция генерирует соответствующую структуру, а появление новой структуры неизбежно приводит к появлению новой функции или превращает скрытую функцию, ранее невидимую для управления, в открытую), образует сложную и многогранную система управления деятельностью.

Функции управления

Обеспечение постановки и достижения целей силами и средствами, находящимися в распоряжении контролируемой системы.

Функция постановки цели и достижения цели реализуется путем продвижения:

  • Цели-ориентации, выражающие общие интересы и чаяния людей, групп и подразделений, входящих в управляемую организацию;
  • Цели-назначения-планы, инструкции, инструкции, назначенные контролируемой системе ее управляющей подсистемой или организацией более высокого уровня;

Цели-системы, обеспечивающие стабильность, целостность, стабильность, динамичность контролируемой системы, устанавливаемые руководством и необходимые для функционирования материализованной и объективизированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т. д. Четкая координация Из всех трех компонентов этой функции является важнейшей задачей управления, поскольку любое несоответствие между ними является источником дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

Административная функция. Отражает деятельность структуры управления на основе трудового законодательства и нормативных актов, регулирующих кадровый сектор и возникающие трудовые отношения, включая подготовку штатного расписания организации, прием на работу, увольнение, перемещение персонала, соблюдение трудового законодательства и т. д.

Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также обеспечивает информационную поддержку для структуры управления, подчиненных структурных подразделений и отдельных лиц, входящих в это предприятие, фирму, корпорацию и т. д. Без При этом невозможно обеспечить постановку целей и их достижение, объединение членов организации для решения поставленных перед ней задач.

Соц. Он заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективной работы, определении уровня заработной платы, социальных выплат, улучшении трудящихся и их семей, организации их полноценного отдыха.

Прогнозирование. Он заключается в выявлении возможных изменений окружающей социальной среды, например, рыночных условий, и соответствующей трансформации задач и действий этой организации. Возможные внутренние изменения в самой организации также принимаются во внимание, включая ее кадровый потенциал, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников, при планировании их служебной карьеры.

Планирование. Это процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Мотивационная и стимулирующая функции. Он предполагает создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и т. д.), Побуждающих работников активно и эффективно работать за счет экономических (зарплата, премии и т. д.), Моральных (благодарность, награда, почетный титул и др.) и другие рычаги. Прежде всего, учитывается необходимость оценивать работу в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

Корректирующая деятельность контролируемой системы. Он направлен на предотвращение сбоев и невыполнения поставленных задач, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев этого объекта управления.

Поддержание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечение сохранения ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц организации в их повседневной работе.

Осуществлять контроль над всеми подразделениями организации. Обеспечивает упорядоченное и эффективное взаимодействие его элементов с помощью нормативного (в том числе правового) регулирования.

Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации способствует достижению высоких результатов в деятельности этой организации.

Обеспечение целостности системы (организации). Поддержание консолидации его качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

Повышение качества и эффективности исполнения. Это включает в себя разработку прогнозных оценок внешней среды и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по улучшению организации работы, ориентационных изменений в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулированию всех направлений деятельности организации, обеспечить высокую эффективность своей деятельности.

Рассматривая социально-структурную динамику управления с социологической точки зрения, нельзя игнорировать одну очень замечательную тенденцию. На рубеже 19 и 20 веков лидирующие позиции в мировой экономике зависели главным образом от лидерства в области технологий. Германия, мировой лидер в конце прошлого века, обязана своими успехами и позициями научным открытиям и их практическому применению в области химии, оптики и использования электрической энергии. Соединенные Штаты, которые заменили Германию в качестве мирового экономического лидера в начале 20-го века, сначала заняли лидирующее положение в автомобильной промышленности, сельскохозяйственной технике, авиации, а затем, во второй половине века, в области компьютерных технологий. технологии и телекоммуникации. Но одна из наиболее экономически могущественных держав современного мира - Япония не была пионером или лидером в какой-либо области науки или техники, не достигла решающего превосходства в любой области производства, за исключением, возможно, радиоэлектроники, о чем свидетельствует По всемирно признанным успехам корпорация "Panasonic". Его менеджеры быстрее и лучше всего узнали, что главное в управленческой деятельности - это рассматривать персонал, людей как основной ресурс успеха, как самый ценный капитал, который нужно поддерживать и развивать. Япония лучше других научилась воспринимать последние достижения теории управления и успешно применять их на практике.

Не следует упускать из виду предупреждение американского социолога и экономиста П. Друкера: «Успех любого предприятия сегодня зависит не от имеющихся в его распоряжении ресурсов, не от суммы денег и даже не от благоприятных экономических условий, но от по управлению, его качеству и эффективности. " ... Поэтому в структуре социологического знания на рубеже XXI века возрастает значение и роль социологии управления.

Синтетический характер управленческой деятельности характеризуется не прямой, а косвенной связью с конечными результатами функционирования той или иной организации. Лидер обычно сам не только не участвует напрямую, но и не должен участвовать в создании окончательных результатов. На этом основании управленческая деятельность отличается от исполнительной. Чем больше управленческая деятельность сосредоточена вокруг неиспользуемых функций и свободна от непосредственного выполнения труда, тем выше ее эффективность.

Специфика управленческой деятельности

Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету. По определению, это подразумевает воздействие на других людей с целью организации их совместной деятельности. Поэтому его предметом являются конкретные объекты, которыми являются люди, люди. Специфика управленческой деятельности заключается в том, что ее субъектом, объектом воздействия являются субъекты. Они, конечно, характеризуются качественно иным уровнем сложности, чем во многих других видах деятельности, например, при выполнении действий, связанных с «неодушевленными» объектами. В связи с этим необходимо отметить интересную особенность управленческой деятельности. В нем субъект и объект труда не только идентичны по сложности своей организации, но и идентичны по своим базовым, т. е. психологическим, особенностям. Кроме того, лидер имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми формируются естественные социальные и психологические отношения. Последние представляют собой важный фактор управления и также входят в предмет деятельности менеджера, придавая ему дополнительную специфику. В связи с вышеизложенным управленческая деятельность относится к субъектно-субъектному классу, более сложному, чем класс субъектно-объектной деятельности.

Управленческая деятельность очень специфична в своем процессе. Суть его заключается в организации деятельности других людей, т. е. в деятельности по организации деятельности (деятельность «второго порядка»). Это свойство, как правило, рассматривается в теории как основное - атрибутивное для управленческой деятельности. Поэтому он обозначается понятием мета-активности.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных функций управления (планирование, прогнозирование, мотивация, принятие решений, контроль и т. д.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного типа, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система функций управления является еще одной из ее основных характеристик.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования конкретной организационной системы. Последний относится к особому типу систем - социально-техническим. Они качественно неоднородны по составу своих компонентов и включают как минимум две основные разновидности - «технологический» и «человеческий», его составляющие. Поэтому работа руководителя включает в себя два основных аспекта - связанных с обеспечением технологического процесса и связанных с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй - понятием выразительного контура. Эти контуры далеко не всегда гармонично сочетаются друг с другом и, кроме того, требуют от руководителя реализации качественно различных методов и форм поведения. В связи с этим общий уровень сложности деятельности также увеличивается.

Управленческая деятельность также специфична с точки зрения организационного статуса ее субъекта - руководителя. Этот статус двойной. По определению, лидер одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне его - над ним - из-за своего иерархически превосходящего положения. Это вызывает много практических трудностей. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем больше лидер не только формальный «начальник», но и неформальный лидер (то есть реальный член организации). Но в то же время сохранение иерархического принципа также является эффективным средством обеспечения эффективности организаций. Следовательно, еще одним признаком управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов ее организации, иерархического и коллегиального, а также необходимость их оптимальной координации.

Вывод:

Наконец, управленческая деятельность довольно специфична в своих типичных условиях. Они классифицируются как внешние и внутренние. Внешние условия включают, прежде всего, жесткие временные ограничения, хроническую неопределенность информации, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегулируемую работу, постоянную нехватку ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных стрессовых ситуаций. Внутренние условия включают, в частности, необходимость одновременного выполнения множества действий и решения многих проблем; несоответствие нормативных предписаний, их неопределенность; отсутствие формулировки в четкой и четкой форме критериев оценки эффективности деятельности; многократное подчинение руководителя различным высшим органам власти и вытекающие из этого противоречивые требования с их стороны; почти полная неалгоритмическая активность.