Обеспечение экономической безопасности в сфере кредитования юридических лиц

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 27.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трансакционные издержки в переходной экономике  
Экономическая рента: её сущность, виды и роль в экономике  
Элементарные методы микроэкономического анализа и область их применения  
Государственное регулирование цен и доходов  


Введение:

Экономическая безопасность государства - это защита экономики страны от внешних и внутренних угроз, которая дает возможность и возможность создавать достойные социально-экономические условия для стабильного функционирования и развития личности, общества и государства. 

Важно учитывать экономическую составляющую и обеспечение региональной безопасности, поскольку экономические отношения и экономика в целом предопределяют развитие любого общества, любого государства.

Современное общество находится под угрозой со всех сторон: развитие новых технологий, огромное влияние научно-технического прогресса на человека, изменение климата, рост числа новых болезней, появление геополитических центров экономического развития, техногенного стихийные бедствия, нехватка энергоресурсов - все это делает необходимым преобразование роли государства в области экономической безопасности.

Можно без преувеличения утверждать, что, во-первых, все сферы человеческой деятельности в той или иной степени содержат какие-то индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые необходимо учитывать при определении целей, поставленных обществом, корпорациями и отдельными лицами, и при их реализации. Во-вторых, значение понятия «безопасность» возрастает в связи с растущей многовариантностью и альтернативностью постановки целей и методов их достижения. Нельзя отдавать предпочтение тому или иному варианту прогнозирования экономического развития, осуществления инвестиций, формирования бюджета страны без оценки их социально-экономических последствий в виде критериев и показателей безопасности.

В-третьих, ведущая важность безопасности в системе основных концепций человеческой деятельности, и не только в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах, особенно отчетливо проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах и террористических актах. 

Цель работы: рассмотреть особенности экономической безопасности России. 

Задачи работы: 

  1. Рассмотреть теоретические основы национальной экономической безопасности. 
  2. Проанализировать экономическую безопасность России на современном этапе. 
  3. Рассмотреть перспективы обеспечения экономической безопасности. 

Объект исследования - экономическая безопасность. 

Предметом исследования являются направления обеспечения экономической безопасности России. 

Теоретические основы национальной экономической безопасности

Концепция экономической безопасности 

Буквально буквально, безопасность означает отсутствие опасности. Такой взгляд также называется безопасностью в узком смысле этого слова. На практике это значение довольно произвольно, поскольку в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз довольно редки.

Более реалистичным является широкое значение безопасности, возникающее в результате фактического взаимодействия людей и социальных объектов с многочисленными обстоятельствами и факторами, которые оказывают на них негативное и разрушительное воздействие. Предотвращение, смягчение, нейтрализация этих воздействий, которые наносят ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию людей, социальных объектов, а также поддержанию их жизнедеятельности на уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений и дают Идея безопасности в более широком смысле. В то же время, есть еще несколько смысловых значений безопасности как социального явления.

Формирование и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, исходящих от природы, врагов, технических объектов. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является безопасность.

Что подразумевается под «экономической безопасностью»? Чтобы облегчить понимание этой категории, необходимо охарактеризовать термин «безопасность» и определить, что это такое. Исходя из простейшего логического ряда, термин «безопасность» означает отсутствие опасности; по отношению к экономике его можно переопределить как состояние защиты жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Не менее важной для человека является адекватная личная оценка уровня безопасности, тогда как оценка безопасности для субъекта может не совпадать с его реальным уровнем; Масштаб этого несоответствия зависит от полноты и глубины информированности о текущей ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности.

Но, в любом случае, потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, другими словами, потребность в безопасности является основной. фундаментальная потребность как для жизни человека, семьи, так и для различных объединений людей, включая общество и государство.

Безопасность - это состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целом, категория экономической безопасности в научной литературе трактуется по-разному. Так, например, по мнению В.Л. Тамбовцева, «... под экономической безопасностью системы необходимо понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, что обеспечивает возможность достижения целей всей системы. Принимая во внимание, что В.А. Савин считает, что «... экономическая безопасность - это система защиты жизненно важных интересов России. Объектами защиты могут быть: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли экономики, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности."

Таким образом, в общем смысле слова, экономическую безопасность следует понимать как одну из важнейших качественных характеристик экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизни населения, устойчиво обеспечивать экономику ресурсами в процесс его развития. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многогранную структуру. Являясь частью системы национальной безопасности, она одновременно формирует основу для формирования всех элементов, входящих в ее структуру: военной, технологической, продовольственной и экологической безопасности.

Важно отметить тот факт, что обеспечение экономической безопасности обусловлено провозглашенной экономической политикой и функционирующей системой общественных отношений, совокупностью материальных и духовных ценностей, разделяемых большинством общества.

Следовательно, общество и индивид могут и должны требовать (или ожидать) от экономики: 

  • удовлетворения потребностей с учетом сложившихся представлений об уровне цивилизованных социальных норм; 
  • защита от природных и техногенных катаклизмов; 
  • обеспечение целостности экономической и территориальной структуры для устойчивого развития.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. В свою очередь, любые недостатки в нем могут нанести ущерб не только экономическим интересам, но и внутренней и внешней безопасности и привести к снижению авторитета государства, защите его населения. Исходя из национального опыта, можно сказать, что в условиях формирования рыночной экономики сужение сферы безопасного существования российского общества может оказать негативное влияние на развитие и функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общество в целом, усугубляя кризисные элементы в экономике.

Следовательно, в условиях российской экономики потребность в квалифицированном государственном регулировании становится все более очевидной, а со временем споры о ее легитимности перешли из области «за или против регулирования как такового» в сферу выбора. направления и инструменты регулирования. Как показывает практика, усиление государственной деятельности наиболее актуально для финансовой, валютной, инвестиционной и внешнеэкономической сфер. 

Таким образом, в данной работе предполагается более детально рассмотреть аспект государственного регулирования хозяйственной деятельности в рамках обеспечения экономической безопасности, особое внимание предполагается уделить таможенному регулированию. 

Структура экономической безопасности

Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не является абстрактной теоретической конструкцией. Защита национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью государственных учреждений создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания общественно-политической стабильности общества. 

Виды экономической безопасности: 

  • финансовая; 
  • энергия; 
  • защита; 
  • оборонная промышленность; 
  • еда. 

Финансовая безопасность - это состояние финансовой и банковской системы, в котором государство может в определенных пределах гарантировать общие экономические условия для функционирования институтов государственной власти и рыночных институтов.

Основными структурными звеньями финансовой безопасности для России являются федеральный бюджет, региональные бюджеты, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, а также корпоративные и домашние финансы. 

Энергетическая безопасность - это состояние топливно-энергетической отрасли. 

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности, которая во многом зависит от надежности энергоснабжения потребителей во всех регионах страны. 

Оборонная безопасность - состояние строения армии, ее готовность к отражению внешних угроз.

Необходимо разработать систему геополитических интересов России, определить условия силы ее геополитического статуса и на этой основе провести аналитическую оценку следующих компонентов оборонной безопасности с точки зрения современных угроз: количественных качественный состав армии, ее структура, боевая и моральная готовность, управляемость войск, взаимодействие войск различного типа и др .; состояние и качество оборонных сооружений, обустройство границ и т.д .; состояние и качество всех видов оружия. 

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность поддерживать военную (оборонительную) безопасность перед лицом самых неблагоприятных событий в международной обстановке и угроз понизить геополитический статус России.

Аналитическое описание оборонно-промышленной безопасности с точки зрения структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние объектов, способных производить оружие, по количеству и качеству, соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и проектных организаций, способных разрабатывать новые, современные виды оружия. 

Продовольственная безопасность - это состояние российской экономики, в том числе ее агропромышленного комплекса, в котором население обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и без сокращения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, его потребностей в продовольствии. удовлетворяются в соответствии с физиологическими нормами.

Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых резервов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет рассматривать продовольственную проблему как важнейший структурный элемент, обеспечивающий национальную безопасность страны. Обеспечение продовольственной безопасности основано на организации всего агропромышленного комплекса - от выращивания растений и животных до обеспечения его средствами производства и продажей конечного продукта. Это проблемы трудовых ресурсов, сырья, материалов, охватывающие основные межотраслевые и, по сути, национальные проблемы. 

Структура системы экономической безопасности включает семь блоков, соответствующих ее основным категориям и понятиям:

  1. Концепция и стратегия национальной безопасности (например, концепция национальных интересов России). 
  2. Национальные интересы России в экономической сфере (например, конкурентоспособность государства, бизнеса, личности). 
  3. Угрозы экономике (например, государственный долг, внутренний и внешний). 
  4. Показатели экономической безопасности (150 показателей). 
  5. Пороговые значения показателей экономической безопасности (например, объем ВВП или доля расходов на оборону в ВВП). 
  6. Организационная структура экономической безопасности (например, Совет безопасности Российской Федерации, Департамент экономической безопасности, Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики).

Анализ обеспечения экономической безопасности России на современном этапе 

Сущность экономической безопасности с учетом российской действительности 

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают все большее внимание политики, эксперты и самые широкие слои населения. Этот интерес отнюдь не случайен. Масштабы угроз и даже реальный ущерб, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают вышеуказанные проблемы на первый план в общественной жизни. 

Вклад в рассмотрение и изучение экономической безопасности в России внесли такие авторы, как В.И. Авдийский, В.А. Дадалка. Б.В. Дрейшев, С.Н. Кашурников. Коржов Г.В., Кудров В.М., Самуэльсон Павел А., Нордхаус Уильям Д.

Современная научная литература содержит достаточно большое количество определений безопасности в общих чертах, которые можно сформулировать как - состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно.

Под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики и институтов власти, в котором обеспечивается подлинная защита национальных общественных интересов от потенциальных угроз с целью преодоления кризиса, снижения основных цивилизационных ценностей, природных ресурсов и основных производственных ресурсов, создания условий. для устойчивого и социально ориентированного развития, поддержания политической стабильности и обороноспособности страны в случае реализации даже критических сценариев развития внутренней и международной обстановки. 

Понятие «экономическая безопасность» очень широко рассматривается в литературе. Сама экономическая безопасность имеет довольно сложную внутреннюю структуру.

Можно отметить три важных элемента:

  • экономическая независимость, которая в критериях современной мировой экономики отнюдь не абсолютна. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих критериях экономическая независимость означает способность контролировать страну над государственными ресурсами, приобретение такого уровня производства, эффективности и свойств продукта, который гарантирует ее конкурентоспособность и позволяет ей на равных участвовать в мировой торговле, обмене научными знаниями. и технологические достижения;
  • стабильность и устойчивость государственной экономики, которая предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности, борьбу с криминальными структурами в экономике, предотвращение серьезных пробелов в распределении доходов которые угрожают вызвать социальные потрясения и т.д .; 
  • способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание подходящего климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общего культурного уровня работников становятся важными и обязательными критериями устойчивости и самосохранения экономики государства.

Таким образом, экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и причин, обеспечивающих независимость государственной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность постоянно обновляться и совершенствоваться. 

Содержание понятия «экономическая безопасность Российской Федерации» можно рассматривать в относительно статичном состоянии как комплекс таких важных для экономики государства элементов, как людские, технические и производственные, технологические, продовольственные, энергетические, административные и информационные. элементы.

Если теоретические размышления перевести на предмет текущей реальной экономической безопасности, то отечественные эксперты отмечают, что современная российская экономика характеризуется двумя составляющими экономической безопасности: внешней и внутренней. 

Внутренняя составляющая социально-экономической безопасности характеризуется низкой эффективностью экономики и динамикой негативных тенденций ее развития, связанных с отсутствием государственного планирования экономики и ее несбалансированной структурой в пользу сырьевого сектора, слабой конкурентоспособностью обрабатывающая промышленность и высокая зависимость от экспорта сырья, проблемы в социальной сфере. 

Внешний компонент включает такие позиции, как сырьевая ориентация экспорта, зависимость от импорта продовольственных и фармацевтических продуктов и внушительный внешний долг.

Несомненно, основным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном (катастрофически уменьшающемся), но и в их качественном выражении. К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в промышленно развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68 месте в мире. Средняя работоспособность российского работника, если судить по количеству лет работы, потере рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, энергии на работе, в два раза ниже, чем у работника из США.

Мораль является важной личностной характеристикой человеческих ресурсов. В критериях технологической революции постоянное усложнение производственных процессов, профессионализм, компетентность и нравственность человеческих ресурсов в значительной степени определяют экономическую безопасность общества.

Его техническая и производственная составляющая имеет большое значение для обеспечения экономической безопасности страны. В результате значительного увеличения импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Это особенно высоко для металлообрабатывающего металлургического и химического оборудования. В случае обострения экономической ситуации или возникновения прямой военной конфронтации такая зависимость может привести к значительным экономическим трудностям. Вот почему так необходимо создавать отечественное производство машиностроительной продукции самого высокого качества и в достаточном количестве.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такую ​​позицию научно-технического потенциала страны, которая гарантирует в кратчайшие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущие отрасли гражданского и оборонного производства. Массовое внедрение перспективных технологий будет способствовать ускоренному переходу экономики к модели интенсивного развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики и устранению ее экономической зависимости от иностранных государств. 

Промышленно развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий.

Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и делает общество все более глобальным. Освоение комплекса новейших информационных технологий и Интернета сравнивается с изобретением и распространением книгопечатания. 

Для нашей страны проблема глобализации означает необходимость постепенного перехода от экспорта энергии и сырья к наиболее сбалансированному участию путем интеграции российского технологического потенциала в мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг.

Важным компонентом системы экономической безопасности является продовольственный компонент, который подразумевает способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленности - необходимое сельскохозяйственное сырье. 

Сегодня угроза утраты продовольственной независимости страны становится очень реальной. Архаичная природа сельского хозяйства и продовольственного комплекса России в целом резко ухудшилась в результате выбранной версии аграрной реформы.

Энергетическая составляющая играет важную роль в системе экономической безопасности, что подразумевает обеспечение стабильности энергопоставок для нужд экономики государства и оборонного комплекса. 

Энергетический аспект экономической безопасности российской внешней торговли в современных условиях. 

В настоящее время во внешней торговле происходят два параллельных процесса: интеграция и глобализация. С одной стороны, глобализация стала широко распространенным экономическим и социально-политическим явлением, которое характеризует все аспекты мировой экономики. С другой стороны, региональные интеграционные процессы представляют собой противоположно направленный процесс. В связи с этим противоречием наблюдается рост рисков для национальных экономик.

Растущее влияние мировой экономики на социально-экономическое развитие России происходит на фоне ужесточения конкуренции и усиления роли факторов транснационального развития. В связи с этим роль внешнеторговой политики как одного из важнейших инструментов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также обеспечения защиты национального рынка товаров и услуг существенно возрастает.

Внешнеторговый аспект экономической безопасности России на пути интеграции в глобальные процессы имеет важную особенность. Современная модель глобализации российской экономики, основанная главным образом на экспорте сырья, энергоносителей, полуфабрикатов и импорте машин, оборудования, узлов, компонентов, содержит явные экономические, торговые и политические угрозы. Однако сегодня именно они определяют особенности российской внешнеторговой деятельности, ее приоритеты, льготные формы и меры государственного регулирования торговой деятельности. 

В то же время позиционирование России на мировом рынке как энергетической державы вызывает рост экономических рисков. Добыча сланцевого газа является одним из потенциальных рисков.

Сланцевый газ является природным газом, добываемым из сланца и состоит в основном из метана. Благодаря резкому увеличению добычи, называемой «газовой революцией», в 2009 году Соединенные Штаты стали мировым лидером по добыче газа (745,3 млрд кубометров). В первой половине 2010 года крупнейшие мировые топливные компании потратили 21 млрд долларов на активы, связанные с добычей сланцевого газа. Ресурсы сланцевого газа в мире составляют 200 трлн.

Сланцевый газ давно известен в Америке, но только 5 лет назад в эту область начались серьезные инвестиции, и уже в 2008 году его добыча стала заметной: более половины американского газа начали добывать из всех трех нетрадиционных источников (газ из плотных песчаников, метана из угольных шахт и сланцевого газа). В то же время именно сланцевый газ обеспечил взрывной рост добычи, изменил правила игры на рынке и стал, по мнению Министерства энергетики США, изменит правила игры. С 2010 года Министерство энергетики использует «политкорректное» название для газа из нетрадиционных источников - газа из коллекторов с низкой проницаемостью.

И это понятно: распространение активности на все новые сланцевые месторождения привело к тому, что добыча сланцевого газа в США увеличилась с 1 трлн. детеныш. футов (28,3 млрд кубометров) в 2006 году до 4,8 трлн. детеныш. футов (136 млрд куб. м) в 2010 году, что составило 23% от общего объема добычи газа в стране. 

В июле 2011 года Институт Бейкер Университета Райса (Хьюстон, Техас) опубликовал доклад «Сланцевый газ и национальная безопасность США» по ​​заказу Министерства энергетики США. Основной вывод доклада: разработка технологий разработки месторождений сланцевого газа в Северной Америке существенно меняет расстановку сил в мировом энергетическом секторе и может существенно укрепить экономическое положение и геополитические позиции США. За последнее десятилетие произошел сдвиг парадигмы: Соединенные Штаты превращаются из крупного импортера природного газа в экспортера этого сырья.

Авторы доклада видят геополитические последствия этого «изменения парадигмы» следующим образом. Зависимость США от импорта дорогого СПГ будет снижена, а внешнеторговый дефицит уменьшится. Кроме того, более широкое использование природного газа снизит выбросы парниковых газов в США, а поставки американского газа на экспорт увеличат конкуренцию между производителями энергии на мировых рынках, что положительно скажется на ценах.

Увеличение поставок газа США на мировой рынок уменьшит потенциальную угрозу со стороны возникающей "газовой ОПЕК" (форум стран-экспортеров газа, GECF) и ослабит энергетическое влияние в мире таких стран, как Россия, Венесуэла и Иран. Эти страны будут ограничены в возможности использовать «энергетическое оружие» и «энергетическую дипломатию» в противовес интересам США на мировой арене. В частности, роль сланцевого газа на мировых рынках проявится в ослаблении влияния России на Европу - поставки российского газа на европейские рынки упадут до 13% (на пике в 2007 году они составляли 26%).

Обеспечение интересов энергетической безопасности как неотъемлемой части экономической безопасности России, поиск новых стратегических ориентиров экономического развития, выбор современной модели международной специализации, учитывающей национальные интересы в контексте дальнейшей глобализации мира. Рынок очень актуален. Одним из таких ориентиров может стать развитие российской химической промышленности путем переориентации с внешнего рынка на внутренний: строительство новых заводов по производству СПГ, строительство нефтеперерабатывающих заводов, развитие химической промышленности.

Но помимо угроз на внешнем рынке существует ряд проблем на внутреннем, устранение которых позволит выйти на мировой уровень развития энергетического сектора внешней торговли: высокая степень износа основные средства топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60%; в нефтеперерабатывающей промышленности - 80%); несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, в том числе экологическим нормам; слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; зависимость российской экономики и энергетики от экспорта природного газа и нефти.

Анализ энергетической стратегии России позволил выделить факторы снижения угроз экономической безопасности: развитие и территориальная диверсификация энерготранспортной инфраструктуры; формирование нефтегазовых комплексов в восточных регионах страны; освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и северных территорий России; развитие нетопливной энергетики; развитие энергосбережения; развитие химической промышленности. 

Экономическая безопасность России как условие обеспечения обороны страны

Анализ текущей экономической ситуации в России свидетельствует о наличии большого числа факторов, формирующих риск, как внутри национальной экономики, так и во внешней среде. Факторы риска - это процессы или явления, которые способствуют возникновению определенного типа риска (угрозы, опасности) и определяют его природу. В экономике существует большое количество рыночных рисков, порождаемых различными факторами, формирующими риск, которые можно разделить на несколько классификационных групп. По источнику возникновения факторы риска формирования делятся на внутренние и внешние.

Внутренние факторы вырабатываются эндогенно самой национальной экономикой, тогда как внешние являются экзогенными и являются результатом функционирования внешней среды. Поскольку формирующие риск факторы возникают в различных сферах социально-экономической системы, логично определить их функциональную структуру. В соответствии с этим факторы риска могут возникать в сфере общественного производства и финансов, социальной и институциональной сферах.

Сравнение внутренних и внешних угроз экономической безопасности России показывает, что наибольшую угрозу для нашей страны представляют внутренние угрозы. Факторы риска ряда внешних угроз во многом обусловлены внутренними проблемами российской экономики.

Проблема конкурентоспособности российской экономики не потеряла своей актуальности ни во времена командно-административной экономики, ни в настоящее время. В бывшем СССР изоляция науки от производства, невосприимчивость государственных предприятий к инновациям привели к серьезному отставанию на мировых рынках. Хотя следует отметить, что существовавшая в прошлом экономическая система, хотя она и не ставила перед собой цель быть конкурентоспособной по международным стандартам, позволила сконцентрировать огромные ресурсы в определенных секторах экономики и в определенных областях, чтобы конкурировать и даже временно опередят основных мировых конкурентов (США, страны Западной Европы и Япония). Конкурентные отрасли по-прежнему на слуху: военно-промышленный комплекс, космос, фундаментальные науки, спорт, искусство. 

По своей сути, конкурентоспособность представляет собой синтез сравнительных и конкурентных преимуществ страны. Сравнительные национальные преимущества российской экономики - дешевая рабочая сила, богатые природные ресурсы (35% мировых запасов сырья), благоприятные географические и климатические факторы. Конкурентными преимуществами являются научно-технический и образовательный потенциал, новые технологии и инновации на всех этапах - от разработки нового продукта до его продвижения на потребительском уровне.

У России есть уникальные возможности для создания глобальных транспортных коридоров и других коммуникаций, связывающих Северную Европу и Южную Азию, Западную Европу и Юго-Восточную Азию через свою территорию с помощью международных железнодорожных, автомобильных и воздушных сетей. В будущем это может привести к снижению себестоимости продукции, увеличению объемов производства и уровня жизни населения. 

По сообщениям, подготовленным к ежегодным международным экономическим форумам в Давосе. По своей конкурентоспособности Россия находится на одном из последних мест из 59 стран, взятых для сравнения. Эксперты этих форумов считают, что сравнительными преимуществами российских фирм являются инновационный потенциал, дизайн продукта и наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в один производственный комплекс.

Они считают слабую ориентацию на клиента (включая маркетинг) и слабый производственный процесс сравнительно слабыми сторонами. Среди сильных сторон российской бизнес-среды эксперты форума считают высокий уровень исследовательских институтов, качество инженеров, проектировщиков и ученых, а также обширную сеть железных дорог. Слабыми сторонами, по их мнению, являются низкое качество телефонной и факсимильной связи, вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективная антимонопольная политика.

Россия по-прежнему обладает внушительным научно-техническим потенциалом. Общая численность его ученых составляет 850 тысяч человек. В стране около 4 тысяч научно-исследовательских институтов. Высокоразвитая система высшего образования обладает огромным научным потенциалом. Тем не менее эффективность этого потенциала явно недостаточна. 

Основными проблемами, которые снижают эту эффективность и влияют на устойчивость системы экономической безопасности, являются:

  • отставание России по технологическим показателям от современных мировых лидеров науки и техники, ведущие позиции которых определяются не военной мощью и не экономической мощью, а наукой, знаниями, образованием населения, квалификацией работников, заинтересованных в постоянном увеличении масштабов инновационный процесс. Следует отметить, что если у этих лидеров сегодня постиндустриальная экономика, экономика, основанная на инновациях и прогрессирующих знаниях, то в России преобладает начальная стадия развития индустриальной экономики;
  • неучастие России в широкомасштабном процессе создания инновационных сетей, которые включают научно-технические ресурсы многих стран и являются важной опорой глобализации мировой экономики и неучастия в совместном научно-техническом творчестве Разные страны и их корпорации в интересах не только бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира;
  • низкая инновационная активность российских предприятий и неразвитость производства и технологической реализации ГИОКП в принципиально новых продуктах и ​​продуктах повышенного качества. Таким образом, только 5,2% российских промышленных предприятий могут быть классифицированы как инновационно активные (против 33% в США). В результате Соединенные Штаты контролируют 40% мирового рынка высокотехнологичных товаров, в то время как Россия контролирует лишь менее 0,5%; 
  • отсутствие стратегии создания конкурентной среды, которая позволила бы проводить строгий отбор производителей в соответствии с их уровнем конкурентоспособности; 
  • поддержание непрозрачности отношений государства и бизнеса, науки и промышленности; 
  • отсутствие правовой базы, которая гарантирует нормальное функционирование здоровой конкурентной среды.

Созданный неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских предприятий требует принятия следующих неотложных мер по обеспечению выживания российской экономики в условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке в процессе ее глобализации: 

  • развитие государственная научная политика с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политика нового этапа приватизации и политика в отношении малого бизнеса; 
  • ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключом к которой является свободное предпринимательство, рыночные механизмы;
  • последовательное проведение политики укрепления российской науки на основе укрепления основы реального сектора российской экономики, прежде всего в сельском хозяйстве и промышленности, производящих товары народного потребления; 
  • перевод российской продукции на инновационный путь развития; 
  • создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях развитой рыночной инфраструктуры; 
  • последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новых технологических продуктов и создание собственных брендов, одновременно избавляясь от неконкурентоспособных обанкротившихся предприятий:
  • проведение антимонопольной политики с запретом любой искусственной поддержки и лоббирование интересов отдельных лиц, особенно неэффективных производителей; 
  • завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентных блоков отечественных производителей; 
  • разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства с целью стимулирования отечественного инновационного бизнеса, укрепления связей между академическими институтами и университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и лабораториями и промышленными предприятиями; 
  • изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;
  • разработка надежного законодательства по защите интеллектуальной собственности.

Факторами и условиями для обеспечения вышеуказанных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики на основе знаний, могут быть следующие: 

1. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы: 

  • коммерциализация сферы НИОКР: интеграция ученых в рыночный механизм, применяемый использование их достижений; 
  • ориентация исследований (в том числе фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса; 
  • построение сетей «наука - эксперимент - производство» и, как следствие, увеличение доли частного финансирования НИОКР при одновременном сокращении доли государственного финансирования.

2. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, расходы на исследования и разработки в стране составляют около 12 миллиардов долларов, в то время как в США - 264, в Евросоюзе - 150 и в Японии - 130 миллиардов долларов. Кроме того, необходимо учитывать, что значительная часть наших расходов на НИОКР по-прежнему идет на военно-промышленный комплекс и практически не связана с производством массовой отечественной гражданской продукции. 

3. Формирование тесной связи между НИОКР и промышленностью: 

  • создание государственной системы стимулирования предпринимателей к использованию новейших достижений отечественной науки и техники в производстве; 
  • целевое финансирование особо важных и перспективных проектов;
  • снижение налогов, специальные кредиты, сдача в аренду новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии. 

4. Открытое признание государством приоритета научно-технического прогресса и инновационного развития над ростом производства. Государство должно иметь специальные программы для ускорения научно-технического прогресса и инновационного развития российской промышленности. Такие программы доступны практически во всех развитых странах мира. 

5. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

Заключение 

Подводя итог, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, а во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развитие на основе экономики, основанной на знаниях и в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерских отношений с мировыми лидерами в области науки и техники. В то же время инновационные способности являются наиболее важным фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы коммуникации между наукой и бизнесом, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе.

Россия может и должна интегрироваться в мировое научно-техническое пространство, стать достойным партнером мировых научно-технических лидеров в области инноваций и торговли высокотехнологичной продукцией. Действительно, несмотря на отход от научных и конструкторских бюро многих ученых и изобретателей. Россия по-прежнему сохранила свой внушительный научно-технический потенциал. В нашей стране работают 12% всех ученых планеты (четвертое место после США, Японии и Китая), но главная проблема в этом. что инновационное предпринимательство недостаточно развито.

Мы включены в процесс глобализации и являемся частью этой целостной системы. Но это включение относится в первую очередь к сырьевым отраслям, что позволяет нам охарактеризовать нас, как «сырьевой придаток западных экономик». Но, во-первых, Россия продает сырье не только на Запад, но и в страны СНГ и Китай. Во-вторых, масштабный экспорт сырья по-прежнему не устраняет перспективы промышленного и постиндустриального развития страны.

Будущее место России в мире в целом и в евроатлантическом регионе в частности зависит, прежде всего, от политики, мер и действий российского руководства, общества и государства, от масштабов и интенсивности экономических реформ. о степени интеграции в мировую экономику в условиях грамотного сочетания рыночной среды, что расширяет и углубляет научно-технический прогресс благодаря инновационной экономике и государственному регулированию. 

Таким образом, основным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при одновременном усилении инвестиционного процесса, а также сохранении науки и переводе ее на приоритетное финансирование.