Объект и предмет исследования

Как определяется объект и предмет исследования?

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.

Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта.

Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет дипломного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

По моему мнению, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Порой объект и предмет исследования определяются практически одинаково. В автореферате дипломной работы по экономике «Пути повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи» объектом исследования названы «социально-трудовые отношения, реализуемые в процессе обеспечения занятости молодежи»; а предметом исследования – «организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе повышения социально-экономической эффективности занятости молодежи».

Немало дипломов, в которых объект и предмет исследования вообще не указываются.

Определив предмет и объект исследования, автор диплома должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

Предмет исследования - существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в конкретном исследовании

Объект исследования - то, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой объект исследования. Знания в виде теорий, методических рекомендаций составляют предмет исследования.

Предмет исследования - это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования.

А объект исследования - та сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете.

Объект исследования дипломной работы

Объект исследования дипломной работы представляет собой знание, порождающее проблемную ситуацию, объединенное в определенном понятии или системе понятий, и определяется как область научных изысканий дипломной работы. Для объекта исследования подбирается индекс универсальной десятичной классификации.

Предмет исследования дипломной работы

Предмет исследования дипломной работы можно определить как новое научное знание об объекте исследования, получаемое соискателем в результате научных изысканий. В состав предмета исследования диплома может войти и инструмент получения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны. В первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования.

Наименование работы должно быть кратким и точно соответствовать ее содержанию - предмету исследования диплома. Другими словами, соискатель в наименовании диплома должен определить предмет исследования через объект исследования, выделяя его отличительные признаки.

Определение предмета исследования диплома практически представляет собой развертывание и конкретизацию научной проблемы исходя из задач исследования, отрасли научного знания (научной специальности, стыка научных специальностей) и объекта изучения. Вновь обратимся к характеристике результатов дипломной работы, приведенных в предыдущем параграфе. Еще раз обратите внимание на имеющиеся, полученные ранее научные результаты по теме работы как элементы будущей дипломной работы. Являются ли они элементами решения задачи, имеющей существенное значение и которое будет дано, или элементами (разработками), обеспечивающими решение важной прикладной задачи экономики или обороноспособности? В наименовании работы желательно сразу попытаться определить, каков характер результатов дипломной работы. В зависимости от этого и выбирается формулировка наименования диплома. Как показывает практика, соискатели, придающие большое значение построению предмета исследования, заметно выигрывают в сроках выполнения и качестве работы.

Попытаемся определить методику предмета исследования диплома. Допустим, что имеем следующие условия для начала исследования:

Первый вариант. Работа в большей степени теоретическая, например: исследование математических зависимостей, доказательств гипотезы, обобщение некоторого представления об объекте диплома, создание нового подхода, определение некоторых элементов в теории и тому подобное. Есть основание думать, что результатом работы будет решение задачи, имеющей существенное значение для отрасли знаний. Следовательно, в определении предмета исследования могут быть слова "решение", "задача", "постановка", "проблема". Первые два слова должны прямо указывать, по какому признаку защищаются результаты. Далее в определении может следовать формулировка отличительной особенности решения.

Второй вариант. Соискатель располагает результатами и материалами, которые могут быть представлены на суд научной общественности. В большинстве своем они относятся к одному научному направлению, полезны для практического использования, могут быть внедрены и успешно использоваться в практике. В этом случае следует попытаться сформулировать наименование важной прикладной задачи, решение которой приближается этими результатами и материалами. Ориентирование предмета исследования диплома идет по второму признаку, определяющему характер результатов диплома. В названии рекомендуется использовать слова "разработка", "способы", "устройства". Способы, устройства, методики, подходы могут быть конкретизированы в названии с указанием, решение какой важной прикладной задачи они обеспечивают.

Наиболее простой способ построения предмета исследования состоит в том, что соискатель отбирает перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, и выстраивает их в той последовательности, в которой они будут разбираться. Так выстраивается схема диплома. Каждый пункт дополняется характеристикой новизны, полезности, достоверности.

Некоторые соискатели предмет исследования представляют в виде моделей прикладного или теоретического характера, которые анализируются, исследуются, адаптируются к конкретным прикладным задачам.

В наименовании темы обычно присутствует:

  • "угол исследования", другими словами, направленность работы: решение задачи, разработка, обоснование, повышение эффективности, совершенствование, оптимизация, снижение затрат и т.п.
  • объект исследования;
  • предмет исследования.

Помощь в формулировке может оказать приведенная ниже обобщенная структура наименования диплома.

НАПРАВЛЕННОСТЬ

ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ

- Решение задачи
- Разработка
- Оптимизация
- Обоснование
- Улучшение
- Повышение

- технологии
- теории
- практики
- проектирования
- способа
- устройства

- за счет (чего?)
- с использованием
- в условиях
- с учетом

Иногда удачная формулировка наименования дипломной работы может быть получена, если объект и предмет исследования в наименовании поменять местами.

В некоторых случаях объект исследования как бы растворяется в предмете исследования диплома, но при этом предмет исследования обязательно присутствует в формулировке наименования диплома.

Большинство, но, разумеется, не все наименования диплома можно построить по данной схеме, однако, как правило, указанные позиции присутствуют в наименовании диплома.

Нельзя начинать наименование словами: "вопросы", "проблемы", "исследование", "изучение", "научные основы" и т.п. из-за неопределенности конечного результата. Неизвестно, в какой степени разрешены проблемы или чем закончилось изучение, исследование. Наконец, о каких ненаучных основах может идти речь в дипломе, почему они были не очень научными, как появились и почему успешно использовались.

Замечание. Стремление определить в названии диплома задачу шире, чем она есть по существу работы, ничем не оправдано и дает повод экспертному совету ВАК сделать заключение об отсутствии должного решения определенной в названии задачи с нежелательными последствиями для диссертанта. Кроме того, в темах, сформулированных широко, соискателю трудно определиться. Напротив, в темах, сформулированных узко, трудно получить результаты и выводы, обладающие существенными признаками новизны.

Объект (научного исследования) - это избранный эле­мент реальности; который обладает очевидными границами, относи­тельной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблем­ную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного иссле­дования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мыслен­ного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание, именно предмет ис­следования определяет тему дипломной работы, которая обо­значается на титульном листе как ее заглавие.

Цели и задачи предмета и объекта исследования

Объект исследования

Сфера, которую вы исследуете. Это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.

Объектом исследования может быть процесс или явление действительности:

  • Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Объектом может быть:

  • процесс роста растений
  • процесс сохранения экологии
  • процесс укрепления здоровья, процесс здоровьесбережения

Предмет исследования

Это знание, которое вы хотите получить в результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

  • Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

В рамках одного объекта может быть несколько предметов изучения:

Цель исследования

Цель исследования может быть обозначена как предполагаемый результат исследования. Самый простой способ установить цель исследования - «прикрепить» глагол к формулировке предмета исследования (хотя могут быть случаи, когда это «правило» не работает в полную силу).

Например: выявить возможности для развития экотуризма в природном парке.

Задачи исследования

Задачами исследования являются «шаги» для достижения цели.

При постановке целей кажется, что цель «разбита» на части.

Традиционно есть два способа сформулировать проблему. В первом случае формулировка начинается с существительного.

Например: анализ литературы по теме исследования.

Однако более классической является постановка задач, начиная с глагола.

Например: проанализировать литературу по теме исследования.

В какой последовательности следует располагать задачи исследования?

Начинать нужно с постановки задач, направленных на изучение литературы по теме работы и теории вопроса. Чтобы сформулировать эти задачи, вы можете использовать следующие глаголы: изучать, обобщать, анализировать, сравнивать, обосновывать, идентифицировать, описывать, характеризовать.

Если ваша работа практическая, то после изучения теории будут следующие задачи, связанные с изучением состояния практики. Их формулировка может начинаться с глаголов: знакомить, устанавливать, выделять, оценивать, отслеживать, описывать, определять, характеризовать.

Далее идут задачи, решение которых поможет вам создать новый продукт в результате теоретического изучения (например, это могут быть сборники заданий, факультативные занятия, электронные проекты и т. д.). Глаголы для такого рода задач: улучшать, классифицировать, систематизировать, обобщать, готовить, создавать, разрабатывать, формулировать, развивать.

Последняя группа задач связана с реализацией ваших разработок на практике. Подходящим началом для этих задач будет: проверить эффективность ..., провести частичный тест ..., определить условия .., проанализировать данные ....

Сделаем выводы:

Следует помнить, что как более многогранное явление объект является первичным. Субъект, как часть системы, как особый аспект общего явления, является вторичным. Формулировка предмета происходит более подробно и расширена, а при описании предмета вы можете сделать это двумя или тремя словами.

Пример исследования предмета и объекта исследования

Объект и предмет исследования

Образец исследования предмета и объекта исследования

База знаний для самостоятельного написания и оформления диплома на отлично:

  1. Как правильно оформить дипломную работу
  2. Как написать дипломную работу самостоятельно
  3. Как написать актуальность дипломной работы
  4. Как написать заключение к дипломной работе
  5. Как написать и оформить список литературы дипломной работы
  6. Как оформлять ссылки на литературу в дипломной работе
  7. Как написать и оформить рецензию на дипломную работу
  8. Как оформлять списки в дипломе
  9. Как оформлять рамки в дипломе
  10. Как оформить список сокращений в дипломе
  11. Как правильно оформлять формулы в дипломе
  12. Как правильно оформить цитаты в дипломной работе
  13. Как правильно оформлять рисунки в дипломной работе
  14. Как заполнить дневник преддипломной практики
  15. Как проверить диплом на антиплагиат
  16. Как сшить дипломную работу
  17. Структура дипломной работы
  18. Ссылки в дипломной работе: примеры и образцы
  19. Методы исследования в дипломной работе
  20. Проблема исследования в дипломной работе
  21. Цели и задачи исследования в дипломной работе
  22. Вопросы исследования в дипломной работе
  23. Оформление презентации к дипломной работе
  24. Пример оформления таблиц в дипломной работе
  25. Оформление аннотации к дипломной работе
  26. Оформление титульного листа презентации к дипломной работе
  27. Оформление титульного листа дипломной работы
  28. Оформление схем в дипломной работе
  29. Апробация дипломной работы
  30. Экономическая часть дипломной работы
  31. Гипотеза в дипломной работе
  32. Нормоконтроль дипломной работы
  33. Объем дипломной работы
  34. Отзыв на дипломную работу
  35. Оформление заголовков в дипломной работе
  36. Акт внедрения результатов дипломной работы
  37. Методические указания по выполнению дипломной работы
  38. Аналитическая часть дипломной работы
  39. Обзор литературы в дипломной работе
  40. Рекомендации по написанию технологической части дипломной работы
  41. Готовые дипломные работы