Нравственное воспитание учащихся

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Педагогика сотрудничества в школьном классе
Эстетическое воспитание учащихся
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
Сущность и содержание процесса обучения


Введение:

В процессе воспитания человека формирование его нравственности чрезвычайно важно. Дело в том, что люди, являющиеся членами социальной системы и находящиеся в различных социальных и личных связях между собой, должны быть организованы определенным образом и, так или иначе, координировать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе разработано много разных средств, функция которых состоит в том, чтобы регулировать поведение человека во всех сферах его жизни и работы - на работе и дома, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и наука, в гражданских проявлениях, играх и т. д. Эту регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственные и административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, инструкции и распоряжения должностных лиц и, наконец, Мораль.

Существуют значительные различия в том, как различные правовые нормы, законы, административные правила и инструкции должностных лиц, с одной стороны, и мораль, с другой, влияют на поведение людей. Правовые и административные нормы и правила являются обязательными, и за их нарушение лицо несет.

юридическая или административная ответственность. Например, человек нарушил тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующие служебные инструкции - несет юридическую или административную ответственность. Общество даже создало специальные органы (суд, прокуратура, полиция, различные инспекции, комиссии и т. д.), которые следят за выполнением законов, различных указов и обязательных инструкций и применяют соответствующие санкции (от лат. Sanctio - самая строгая резолюция) к те кто их ломает.

Другое дело мораль или мораль. Нормы и правила, относящиеся к ее области, не имеют такого обязательного характера, и на практике их соблюдение зависит от самого человека. Когда тот или иной человек нарушает их, у общества, знакомых и незнакомцев есть только один способ воздействия на него - сила общественного мнения: упреки, моральное осуждение и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и действия становятся более серьезными. Возьмите тот же самый поздний пример. Если человек опаздывает на работу, ему может быть назначено административное наказание (предупреждение, выговор и т. д.). Но если один и тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым, и последний был вынужден долго его ждать, санкций нет, и знакомый может только упрекнуть его или сделать дружеское замечание. Как видите, соблюдение моральных норм и правил основано не на принуждении, а в основном на сознании личности, на ее понимании этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике (лат. Ethica - обычай, характер) - философской науке о морали - есть две основные моральные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка человеком обычно ассоциируется с добром. Нарушение моральных норм и правил, отклонение от них характеризуется как моральное зло.

Понимание этого и побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что в то же время означает его нравственное развитие. Правда, сам характер морали и ее содержание здесь играют важную роль. Мораль фашистского тоталитарного государства, например, развращенных людей, вызывала в них ненависть и приводила к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которое само по себе прогрессивно, способствует фактическому прогрессивному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении происходит нравственное развитие мирового сообщества с учетом преобладающих черт его нравственного развития.

Но моральные улучшения поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, культивируемые в обществе. Люди давно заметили, что мораль личности не может основываться исключительно на ее моральном сознании, что она становится сильнее, когда соблюдение моральных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для образования. Здесь мы подчеркиваем следующую позицию. Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в роли хранителя и субъекта нравственного прогресса, совершенно ясно, насколько огромна важность нравственного воспитания, повышения его содержания и педагогической эффективности. Многие общественные деятели, писатели и работники образования давно считают, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является основной задачей школы и должно быть в центре ее образовательной деятельности.

Представления известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и становлении личности были признаны и поставлены в педагогике с древних времен. Подчеркнем, что они были связаны главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у человека добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. Вот что Ю.А. об этом писал коменский. В своем трактате «Моральное руководство» он процитировал слова древнеримского философа Сенека: «Изучите сначала хорошую мораль, а затем мудрость, потому что без первого трудно выучить последнее». Там же он процитировал популярное высказывание: «Тот, кто успевает в науках, но отстает в хороших манерах, отстает больше, чем он во времени».

Такую же большую роль в нравственном воспитании сыграл выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Он считал нравственное воспитание главной задачей детского образовательного учреждения. По его мнению, только это формирует добродетельный характер и отзывчивое отношение к людям.

Развивая вопросы педагогики, нравственное воспитание выделил немецкий преподаватель И. Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вложил в концепцию нравственного воспитания детей воспитание в смирении, дисциплине и смиренном подчинении власти. Он писал: «Единственная задача воспитания может быть полностью выражена одним словом: мораль». нравственность личности воспитания ученика.

Он высоко оценил нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, наиболее важной является наука о том, как жить, делать как можно меньше зла и как можно больше добра».

Однако из классической классики прошлого К.Д. наиболее полно и четко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности. Ушинский. В статье «О моральном элементе в образовании» он писал: «Конечно, воспитание ума и обогащение его знаниями принесут много пользы, но, увы, я не верю, что ботанические или зоологические знания ... могут сделать Гоголя Губернатор города честный чиновник, и я полностью убежден, что, если Павел Иванович Чичиков будет посвящен во все секреты органической химии или политической экономии, он останется таким же, очень вредным для общества, как обманщик.

Убежденные в том, что мораль не является обязательным следствием обучения и умственного развития, мы также убеждены в том, что ... нравственное влияние является главной задачей образования, гораздо более важной, чем развитие ума в целом, наполнение головы знаниями. 

Но если классические педагоги признали огромную роль нравственности в развитии и становлении личности, тем больше значение этой проблемы в системе современного образования. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которая будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплиной. Понятно, что такое общество требует нравственного воспитания каждого из его членов.

Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственной личности

Понимая сущность морали человека, следует иметь в виду, что термин мораль часто используется как синоним этого понятия. Между тем эти понятия необходимо различать. Мораль в этике обычно понимается как система норм, правил и требований, разработанных в обществе, которые предъявляются человеку в различных сферах жизни и деятельности. Мораль человека трактуется как совокупность его нравственного сознания, умений и навыков, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Эти интерпретации очень важны для педагогики. Формирование морали или нравственного воспитания - это не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки индивидуального поведения и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (моральные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они являются не чем иным, как выражением определенных отношений, предписанных моралью общества, к поведению и деятельности людей в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать трудящихся, защищать общественную собственность и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т. д. как видите, все эти нормы и правила определяют моральные отношения, которые человек должен проявлять к работе, родине, другим людям и т. д.

Мораль общества охватывает огромное разнообразие этих отношений. Если вы их сгруппируете, то сможете четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся.

В целом, эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

  1. отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
  2. отношение к Родине, другим странам и народам: любовь и преданность Родине; нетерпимость к национальной и расовой враждебности; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
  3. отношение к работе: добросовестный труд для общего и личного блага; соблюдение трудовой дисциплины;
  4. отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и укреплении общественного достояния, бережливости, охраны природы;
  5. отношение к людям: коллективизм, демократия, взаимопомощь, человечность, взаимоуважение, забота о семье и воспитание детей;
  6. отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; честность, личное достоинство и т. д.

Как видите, каждое из этих отношений включает в себя ряд норм, правил и требований, которых человек должен придерживаться и которые составляют основу его жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его чрезвычайно большую универсальность.

Но для нравственного воспитания нужно хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально понять, какую личность можно считать моральной, и в чем, собственно, истинная сущность морали проявляется в целом. Отвечая на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: мораль - это человек, который придерживается моральных норм и правил в своем поведении и жизни и выполняет их. Но вы можете выполнять их под влиянием внешнего принуждения или пытаясь показать свою «мораль» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Такая внешняя «моральная хитрость» - не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и условий жизни такой человек, как хамелеон, быстро меняет свой моральный облик и начинает отрицать и ругать то, что он хвалил и поклонялся.

В условиях возобновления в стране общественных отношений, демократизации и свободы общества чрезвычайно важно, чтобы сама личность стремилась быть моральной, чтобы она соответствовала моральным нормам и правилам не посредством внешних социальных стимулов или принуждения, а из-за внутреннее влечение к добру, справедливости, благородству и глубокому пониманию их потребностей. Это то, что Н.В. имел в виду Гоголь, когда он утверждал: «Развяжи все руки, не связывай их; необходимо настаивать, чтобы каждый держал себя в руках, а не чтобы другие держали его; чтобы он был более строг к себе в несколько раз сам закон".

Человек должен считаться моральным человеком, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и знакомые формы поведения. Точнее говоря, в своем истинном значении мораль не имеет ничего общего с послушно-механическими, вынужденными только внешними обстоятельствами и требованиями, выполнением моральных норм и правил, установленных в обществе. Это не что иное, как внутренний категорический императив (от латинского imperativus - императивный, настойчивый) личности, мотивирующими силами которого являются ее здоровые социальные потребности и связанные с ними знания, отношения, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко придавал большое значение «действию в одиночку» или тому, как ученик ведет себя в отсутствие других людей, когда он не чувствует контроля. О его моральном воспитании можно судить только тогда, когда он ведет себя правильно в силу внутренней мотивации (потребности), когда его собственные взгляды и убеждения действуют как контроль. Развитие таких взглядов и убеждений и соответствующих привычек поведения является глубокой сущностью нравственного воспитания.

В этом смысле мораль человека органически связана с его моральными чувствами, ее совестью, с постоянной оценкой ее поведения и стремлением к искреннему раскаянию в случаях, когда совершаются нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние человека в его безнравственных поступках - самые сильные стимулы для его нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личных чувств не всегда уделяется должное внимание. «Покаяние», пишет Чингиз Айтматов, «одно из величайших достижений в истории человеческого духа - сейчас дискредитировано. Можно сказать, полностью ушел из морального мира современного человека. Но как может человек быть человеком без покаяния, без шока и проницательности, которые достигаются через признание вины - в действиях, через импульсы самобичевания или самоосуждения? Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее нравственного сознания, нравственного сознания и глубокого внутреннего стремления к нравственному благородству.

Какой должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы его внешние и внутренние психологические механизмы?

Моральное воспитание как процесс организации разнородных занятий студентов и формирования их нравственных качеств

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отметили, что оно должно быть направлено на формирование у человека моральных отношений с идеологией и политикой страны, родины, труда, общественного достояния, охраны природы, людей и себя. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и определяются ею. Это очень важный момент. Из этого следует, что нравственное воспитание - это осознанно осуществляемый процесс формирования позитивных нравственных отношений между учащимися в системе разносторонних образовательных и внеклассных мероприятий, организуемых в школе и вырабатывающих на этой основе соответствующие личностные и этические качества.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо вовлекать студентов в следующие виды деятельности: социальную, патриотическую, воспитательную, трудовую, в мероприятия по сохранению благосостояния и защите природы, общению с другими людьми и т. д. В процессе активного участия в Разнообразные виды деятельности (с педагогически правильной организацией), студенты развивают понимание (осознание) того, как это должно быть реализовано, формируются чувства совести и ответственности, развиваются навыки поведения и укрепляется воля, что в совокупности характеризует определенные моральные отношения (патриотизм, трудолюбие и т. д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования невозможно эффективно сформировать моральные отношения.

Не менее значимой является и другая ситуация. Во вводной части этого раздела курса было подчеркнуто, что если определенные отношения фиксируются в сознании и поведении человека, они становятся привычными и определяют устойчивость его поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личные качества. Именно поэтому процесс нравственного воспитания должен быть направлен на развитие, развитие и совершенствование нравственных качеств школьников. В частности, следует говорить о формировании таких качеств, как стабильность научного мировоззрения, патриотизм и культура межэтнических отношений, трудолюбие, уважение к материальным ценностям общества и личной собственности, коллективизм, сознательная дисциплина и культура. поведения.

Но для развития этих личностных качеств необходимо - и это опять-таки уже отмечалось во введении к данному разделу пособия - сформировать у учащихся соответствующую потребность-мотивационную сферу, включить их в нравственно-познавательную деятельность для освоения нормы и правила морали, развивать свои взгляды и убеждения, развивать навыки и навыки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане эти вопросы будут раскрыты в последующих главах.

Вывод:

Однако такое замечание следует сделать. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассмотрена в главе о воспитании научного мировоззрения студентов, а формирование коллективизма освещено в главе об организации учебного коллектива, последующие главы будут посвящены воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины и культуры поведения.