Новые формы конкуренции в современной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

 

XXI век в мировом экономическом развитии, несомненно, можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международное и глобальное значение. Слова авторов «Экономикс» К.Р. Макконнелл и С. Л. Брю: «Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме».

Нет необходимости даже говорить об актуальности современного изучения конкуренции. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия участников рынка. В современном мире почти каждый человек просто обязан представить, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товара, или выбор туристической компании, или попытка продать что-то из своего имущества, или поступление в университет - человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо выбирает тот или иной предмет из конкурентов. Знание о конкуренции помогает людям выжить в их довольно трудной жизни. В частности, представляя формы неценовой конкуренции, предпринимателю будет легче двигаться к успеху.

Динамика экономического развития мирового сообщества свидетельствует об основополагающей роли конкуренции для экономики любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует об опасности невнимания и непонимания важности конкуренции в экономических отношениях.

Рассмотрение категории «конкуренция» также представляет интерес, поскольку само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике в последнее время претерпело радикальные изменения. Конкуренция и все связанные с ней процессы (демонополизация) являются новыми для России, поэтому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции имеет большие практические преимущества и необходимо в современном мире.

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной степени преодолен. Сегодня первое место для потребителя занимает не само наличие ранее дефицитного продукта, а его характеристики, наиболее важными из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, поскольку в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, действующих в соответствующих сегментах рынка.

Целью работы является рассмотрение общих аспектов конкуренции, а также ее места и роли в современном экономическом механизме.

Рабочие задачи:

· Рассмотреть теоретические аспекты конкуренции в современном экономическом механизме;

· Изучить механизм реализации конкуренции в рыночной экономике.

 

Теоретические аспекты конкуренции в современном хозяйственном механизме

 

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) - это соперничество производителей товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба частных производителей за более выгодные условия производства и продажи товаров, для получения максимальной прибыли. Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной среды, необходимым условием развития предпринимательской деятельности, она является центром тяжести всей системы рыночной экономики, типом отношений между производителями в отношении установления цен и объемов поставок товаров на рынке. Это соревнование между производителями. Конкуренция между потребителями определяется так же, как и отношения, касающиеся формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкуренции, является желание превзойти других. Конкуренция - это динамичный (ускоряющийся процесс) процесс, который служит для лучшего обеспечения рынка товарами.

Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и ее противоположность, монополия) может существовать только при определенных условиях рынка. Различные типы конкуренции (и монополии) зависят от определенных показателей рыночных условий.

Основными показателями являются:

  • Количество фирм (экономических, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  • Свобода предприятия входить и выходить на рынок;
  • Дифференциация товаров (придание различных индивидуальных характеристик определенному виду товаров для одной цели - по марке, качеству, цвету и т. д.);
  • Участие фирм в управлении рыночной ценой.

Конкуренция на рынке является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Ни одна модель механизма функционирования рынка не может обойтись без этой концепции. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и нашла более раннее, по крайней мере, в течение последних трех столетий, самое широкое практическое применение. Начиная с меркантилистов и заканчивая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, создавая определенную конкурентную среду за ним.

Конкуренция, как научная концепция, связана с именем А. Смита. Механизм регулирования рынка, который он назвал «невидимой рукой», формирует цены на товары под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Отметим, что его основная работа «Исследование природы и причин богатства наций», принесшая А. Смиту мировую известность, была направлена, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которые, согласно его понятиям, должны вообще отказываться от вмешательства в хозяйственную жизнь.

С самого начала конкуренции была назначена не только функция рыночного регулирования, но и стимулирующая роль. Другими словами, это рассматривалось как фактор развития, улучшения производства и качества произведенной массы. Хотя физиократы, основываясь на своей теории естественного порядка, не рассматривали торговцев и промышленников как производительный класс, А. Смит преодолел это ограничение, которое позволило классикам расширить «функциональные возможности» конкуренции, придав ей роль производительной силы и фактор социального развития или прогресса, понимаемый с момента роста общественного благосостояния.

Идеальный рынок, согласно теории А. Смита, не состоялся. Оказалось, что невозможно освободить государство от вмешательства в рыночные процессы. Противоречия между наемными работниками и собственниками капитала в конечном итоге заставили государство принять определенные нормативные акты. Подобные явления произошли в сфере таможенной политики и в поддержании устойчивого конкурентного рынка.

В повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся со словами: «конкуренция», «конкурентная борьба», «конкурентоспособность», «конкурентный рынок». Эти строки иногда имеют разные значения, но все они могут быть сведены к двум понятиям - «конкуренция» и «конкурентный рынок». Первая касается способов поведения отдельных фирм на рынке, вторая - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологии производства, типы товаров, которые продаются и т. д.).

Конкурентоспособность рынка определяется границами, в которых отдельные фирмы могут влиять на рынок, то есть условиями продажи своей продукции, прежде всего ценами. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они продают свою продукцию, тем более конкурентным является рынок. Наивысшая степень рыночной конкурентоспособности достигается, когда отдельная фирма на нее вообще не влияет. Это возможно только в том случае, если на рынке действует так много фирм, что ни одна из них, в частности, не может каким-либо образом влиять на цену товара и воспринимает его как таковой, который определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется полностью конкурентным. А фирмы, которые работают на полностью конкурентном рынке, не конкурируют друг с другом. Если отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия продажи своей продукции (прежде всего на цены), то они конкурируют друг с другом, но рынок, на котором эта возможность реализована, больше не считается полностью конкурентным.

По масштабам развития конкуренция может быть:

  • Индивидуальный (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» - выбрать наилучшие условия продажи товаров и услуг);
  • Локальный (проводится среди владельцев некоторых территорий);
  • Отраслевые (в одном из секторов рынка идет борьба за получение самого высокого дохода);
  • Межсекторальный (соперничество между представителями разных секторов рынка для привлечения покупателей на свою сторону с целью получения большего дохода);
  • Национальный (конкуренция отечественных товаропроизводителей в пределах данной страны);
  • Глобальные (борьба предприятий, экономических объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется:

  1. Свободная. 
  2. Регулируемая.

Рыночная конкуренция делится по методам ведения: За цену (рыночные позиции конкурентов подрываются снижением цен) Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного снижения цен на этот продукт. В то же время широко используется ценовая дискриминация, которая возникает, когда данный товар продается по разным ценам, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в затратах.

Ценовая дискриминация возможна при трех условиях:

  1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
  2. Продавец должен иметь возможность разделять покупателей на группы, которые имеют различную покупательную способность;
  3. Первоначальный покупатель не может перепродавать продукт или услугу.

Ценовая дискриминация чаще всего применяется в сфере услуг (врачи, юристы, гостиницы и т. д.). При предоставлении услуг по перевозке товаров; при продаже товаров, которые нельзя перераспределить с одного рынка на другой (перевозка скоропортящихся товаров с одного рынка на другой).

И неценовую (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Неценовая конкуренция осуществляется в основном за счет улучшения качества товаров и условий их продажи, «обслуживания» продаж. Улучшение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - улучшение технических характеристик товара. Во-вторых, улучшить адаптацию продукта к потребностям потребителей. Неценовая конкуренция путем улучшения качества продукции стала известна как конкуренция продукции. Этот тип конкуренции основан на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых продуктов, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют собой модернизированную версию старой модели. Конкуренция, основанная на улучшении качества, противоречива. С одной стороны, улучшение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения продаж; с другой стороны, «качество - это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества посредством рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция по маркетинговым продуктам называется конкуренцией с точки зрения продаж. Этот тип конкуренции основан на улучшении обслуживания клиентов. Это включает воздействие на потребителя посредством рекламы, улучшение торговли, установление преимуществ для обслуживания клиентов после покупки продукта, то есть во время его работы.

Суть конкуренции проявляется в том, что она есть. С одной стороны, это создает условия, для которых у покупателя на рынке есть множество возможностей для покупки товаров, а у продавца - для их продажи. С другой стороны, в обмене участвуют две стороны, каждая из которых ставит собственный интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении договора должны пойти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, и каждый из них понесет убытки.

 

Основные виды соревнований и их функции

 


Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные характеристики, в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, есть что-то общее, и поэтому суть конкуренции можно выразить с помощью единой аналитической концепции, используемой для определения характера и оценки интенсивность конкуренции.

Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М. Е. Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

Соперничество среди конкурирующих продавцов. Каждая фирма придерживается своей собственной конкурентной стратегии, чтобы получить лучшую позицию и извлечь выгоду из конкурентного преимущества.

Сила,  мощь, с которой продавцы продукта борются за более сильную рыночную позицию в отрасли или за конкурентное преимущество, является лучшим индикатором «импульса» конкуренции.

Прибыль мотивирует конкурирующие фирмы разрабатывать свои стратегии для создания конкурентных взаимодействий.

Особенности конкурентного взаимодействия между фирмами можно охарактеризовать следующим образом:

  • Фирмы борются за более выгодную рыночную позицию, что проявляется, в конечном счете, в стремлении каждого завоевать свою клиентуру (самая прибыльная доля рынка);
  • Конкурирующие стратегии фирм и способы их реализации различны. Фирмы в основном ограничены своими собственными соображениями о том, что и как будет работать на этом рынке (реакция клиентов и т. д.) и что в целом является юридически законным (антимонопольное законодательство, допускающее конкурентные действия и т. д.).
  • Фирмы время от времени обновляют свои стратегии (чтобы улучшить свое положение или защитить уже завоеванные преимущества). Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит, с одной стороны, от успеха (или провала) рынка, а с другой - от действий конкурирующих фирм.
  • Фирмы пытаются выбрать конкурентные стратегии, которые не могут быть имитированы или обойдены конкурентами.
  • Внутрифирменное соперничество может закончиться успехом или провалом. Стратегический успех может дать фирме возможность «контролировать» направление рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к изменению стратегии, потере рыночной позиции и даже к выходу из отрасли.
  • Акции и контракты конкурирующих фирм в конечном итоге приводят к созданию новых условий спроса и предложения или в ответ на существующие рыночные условия: маркетинговые стратегии конкурирующих фирм в условиях конкуренции влияют на рынок, а рынок, в свою очередь, заставляет фирмы принять такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех в нынешних условиях.

 

Конкуренция со стороны продуктов, которые заменяют конкурентные цены

 

Часто фирмы в одной отрасли находятся в тесной конкуренции с фирмами в других отраслях, потому что их продукты являются хорошими заменителями. Конкурентные силы, возникающие из-за наличия заменителей товаров, толкают продавцов вместе.

Во-первых, цены и доступность замещающих продуктов создают потолок цен для производителя, в то время как потолок цен ограничивает потенциальную прибыль.

Во-вторых, производитель товаров или услуг может различать продукт / услугу по качеству, снижая цену за счет снижения издержек или иным образом дифференцируя свой продукт от заменителей, но чем больше продажи продукта зависят от изменений в цене на заменители, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей. В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может выбрать заменитель (это зависит от стоимости «перехода» покупателя на замещающий товар).

Наиболее часто упоминаемым показателем силы конкурентного давления на производителя со стороны замещающих производителей является темп роста продаж.

 

Пример конкуренции товарозаменителей

 

Продавцы мелкой бытовой техники в последнее время неожиданно конкурируют с сотовыми операторами. По словам продавцов, очень часто в подарок покупают электрический чайник или кофеварку.После того как сотовики в очередной раз снизили цены, подарком «что-нибудь на $ 40-50» стал сотовый телефон.

Угроза появления новых конкурентов. Конкурирующие силы в результате угрозы новых конкурентов.

Серьезность угрозы возможного появления новых конкурентов на рынке зависит от двух групп факторов:

  • барьеры для входа;
  • ожидаемая реакция фирм на новичков в отрасли.

Существуют следующие основные барьеры для входа:

  • эффективный масштаб производства;
  • влияние жизненного цикла продукции (иногда достижение низких затрат на единицу продукции зависит от опыта производства товаров и других выгод, полученных при разработке товаров;
  • потребительские предпочтения и лояльность к определенным брендам;
  • потребность в капитале (чем больше объем инвестиций, необходимых для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желание войти на этот рынок);
  • препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патентам и ноу-хау, производственному опыту, приобретению основного капитала по более низким (из-за инфляции) ценам, удобному расположению предприятия и т. д .;
  • доступ к каналам сбыта;
  • правительственные меры и политика (здесь мы имеем в виду законодательные нормы и ограничения, применяемые на этом рынке).

Пример. Отмена в России в ближайшее время сезонных ввозных пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар из него. Есть опасения, что российские производители сахара из сахарной свеклы не смогут противостоять конкуренции со стороны сахара, производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара из сахарной свеклы в России станет убыточным и в итоге сойдет на нет.

Угроза появления конкурентов возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Здесь конкуренция идет за прибыльные сферы капиталовложений, за получение максимальной прибыли. Конкурентоспособность возникает потому, что в разных видах производства изначально формируется неравная прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются по уровню технического оснащения, структуре используемого капитала, скорости его оборота и стабильности спроса на продукцию. По этим причинам процент возврата капитала будет варьироваться в зависимости от отрасли. Переполнение капитала будет продолжаться до тех пор, пока различные нормы прибыли не сравнятся в некоторой общей или средней прибыли.

Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамическое равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, куда он инвестируется. В американской экономике разница в прибыли отрасли составляет всего 1-2 процента.

Если бы условия для роста капитала в какой-либо отрасли были бы последовательно ниже, чем в других, то капитал оставил бы его, и социальная потребность в товарах в этой отрасли оставалась бы неудовлетворенной.

Самопроизвольное перемещение капитала из одной отрасли в другую возможно только тогда, когда вход в высокодоходную отрасль не заблокирован. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма формирования средней нормы прибыли.

Экономические возможности и торговые возможности поставщиков. Конкурирующие силы, возникающие из возможностей и торговых возможностей поставщиков.

Конкурентное влияние со стороны поставщиков в основном зависит от того, насколько важны эти компоненты затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю в общих затратах, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается).

Влияние поставщика сильнее, когда присутствуют следующие факторы:

  • издержки производства играют важную роль для покупателя;
  • поставщиками являются несколько крупных фирм, которые не ограничены интенсивной конкуренцией;
  • товары поставщиков настолько дифференцированы, что покупателю сложно и дорого переходить от одного поставщика к другому;
  • покупатели не являются важными покупателями для фирм-поставщиков, то есть поставщики не привязаны к конкретной отрасли;
  • поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;
  • со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная угроза прямой интеграции в отрасль бизнеса покупателя.
  • фирмы-покупатели не склонны интегрироваться в рынки поставщиков.

Экономические возможности и торговые возможности покупателей. Конкурирующие силы возникают из возможностей и торговых способностей покупателей.

Сила влияния на производителей товаров / услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

  • потребители значительны и их мало, они покупают товары в больших количествах;
  • объем потребления составляет значительную часть всех продаж в отрасли;
  • отрасль, поставляющая товары на рынок, состоит из большого количества относительно мелких продавцов;
  • товары, предлагаемые к продаже разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители могут легко найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;
  • приобретенные товары не являются важной составляющей компонентов покупателя;
  • практика покупки компонентов у нескольких поставщиков экономически выгодна для потребителя по сравнению с подключением к одному поставщику;

Конкурентная ситуация на рынке постоянно меняется, поэтому компании необходимо систематически отслеживать конкурентные изменения на рынке. Только в этих условиях компания может правильно оценить возможности конкурентов и свои собственные возможности и разработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена ​​на создание или поддержание собственного конкурентного преимущества. Конкуренция в рыночной экономике выполняет функции безопасности, регулирования, мотивации, распределения и контроля.

 

Функция безопасности для предпринимателей

 

При большом количестве конкурентов просто невозможно уничтожить всех. Наоборот, следствием монополии на рынке является криминализация экономики, когда борьба за доходы ведется с помощью винтовки. Все это подтверждает тот факт, что конкуренция относится к сфере общественных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом. В этом качестве конкуренция поддерживается государством и защищается различными правовыми средствами. Ради достижения общественно значимых результатов государство создает и использует специальную систему правил и мер, которые гарантируют само существование конкуренции и ее качество. Подобные действия являются ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждаются в тщательной юридической регистрации.

Функция регулирования заключается в том, что основные производственные ресурсы направлены в те области, где они наиболее необходимы и где они могут использоваться с максимальной эффективностью. Это связано с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (предоставлять услуги или выполнять работу), которые нужны потребителю.

Следовательно, факторы производства под влиянием цен направлены на те отрасли, где они наиболее востребованы.

Конкуренция выполняет функцию мотивации, побуждая предпринимателей предлагать продукцию лучшего качества и цены на рынке, а также снижать издержки производства. Прибыль возникает только при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект несет убытки и вытесняется с рынка более успешными конкурентами.

Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:  

  • предприятия, которые предлагают продукцию высшего качества или производят ее с более низкими издержками производства, получают вознаграждение в виде прибыли (положительные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
  • компании, которые не отвечают на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции их конкурентами на рынке, наказываются в виде убытков или вытесняются с рынка (отрицательные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы для повышения производительности, но также позволяет распределять доходы между предприятиями и домашними хозяйствами в соответствии с их эффективным вкладом. Это соответствует принципу доминирующего конкурентного вознаграждения.

Доходы от бизнеса перераспределяются в пользу предпринимателей, которые наиболее эффективно используют свои ресурсы. Именно в этом проявляется другая экономическая роль конкуренции - функция распределения. Функция контроля позволяет конкуренции ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет потребителю выбор. Конкурентный механизм не позволяет предпринимателю полностью доминировать на рынке и диктовать свою волю потребителю.

 

Современные подходы к интерпретации проблем совершенной и несовершенной конкуренции

 

В конце XIX - начале XX в. многие работы прославили экономику «свободной конкуренции». В этот период были определены понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость». Термин «несовершенство» в то время означал несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравнивания прибыли и «социальное несовершенство» из-за того, что монополии получали часть «законной прибыли» от других отраслей.

Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил значение экономического несовершенства, поскольку представители теории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условие массового производства, что сопровождалось повышением производительности труда и снижением производственные затраты. Фактически «несовершенство» стало распознаваться только с социальных позиций. Это проявилось в отношении немонополизированных производителей.

В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном используется для характеристики монопольного сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными небольшими столицами, с высокими производственными затратами и небольшой рентабельностью. «К сожалению, - отметил П. Самуэльсон, - в большинстве перенаселенных больничных отраслей конкуренция на рынке очень далека от идеальной. Экономические последствия этой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии. В то же время он признает экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт считает несовершенной конкуренцию в условиях малого бизнеса или «незрелых» монополий раннего Двадцатый век. В то же время несовершенство проявляется в значительных рисках и неопределенности, которые приводят к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция приобретает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий , которые, по его мнению, стремятся не максимизировать прибыль, а минимизировать риски и добиться устойчивых темпов роста.

В настоящее время так называемая экономическая теория производства получила широкое распространение как концепция «совершенной конкуренции».

В ее модели различают два типа рынков:

  1. Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;
  2. Рынок факторов производства.

Связь между этими рынками сформулирована в форме технического закона, который экономисты называют «производственной функцией». Суть этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными затратами на производство (или затратами на факторы производства) и размером продуктов, которые могут быть изготовлены с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объем производства, который может быть достигнут с учетом данных факторов производства.

Фирма, с одной стороны, выступает поставщиком своего товара, с другой - потребителем, носителем спроса на факторы производства. В то же время цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объемам продукции, произведенной с их помощью. Коэффициент пропорциональности - это предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает только ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.

 

Конкуренция и монополия в рыночных условиях современной России

 

Монопольные процессы присущи любой экономике, в которой действуют законы товарного производства. Материальный и финансовый дисбаланс в экономике играет существенную роль в становлении и развитии монополии в России. В таких условиях даже небольшие предприятия, производящие единственные в своем роде продукты, могут стать монополистами. Отрицание роли рынка как экономического механизма экономики в сочетании с высокой монополизацией производства привело к нехватке продуктов, нарушению денежного обращения и росту инфляции.

Новые формы конкуренции в современной экономике


Введение монополии в России в значительной степени осуществлялось административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса главных министерств для определения продуктов; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополия в нашей стране сводится не только к диктату производителей. Это также препятствует внедрению научно-технических достижений, сохраняет низкое качество продукции, ее неконкурентоспособность на мировом рынке.
Сейчас в России сложилась парадоксальная ситуация: с расширением прав предприятий и ограничением полномочий органов управления все больше проявляется монополия, что выражается в нарушении договорных обязательств и увеличении частоты естественного обмена. Одним из факторов, сдерживающих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.
Этот тип государственной монополии защищает государственные предприятия от конкуренции, а также препятствует развитию рынка.
Монопольная цена не является основным негативным следствием монополии. Это как бы лежит на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое следствие: монополист формирует удобную и прибыльную структуру для потребления своей продукции, тем самым гарантируя себе рынок сбыта, получая прибыль в будущем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль инфляционная, монополист не представляет большого интереса. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует инвестиционный и денежный рынок, включая внешнеторговый оборот, а также рынок труда и занятость.
Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребностей обратно пропорционален уровню монополизации при производстве данного вида продукции. Однако монополия и конкуренция не являются взаимоисключающими экономическими отношениями. Они работают в рыночных условиях в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимозависимости. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда и улучшать организацию труда и производства.
Если мы помним способ управления, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в некотором роде решающим началом. С этой точки зрения, монополия является консервативным, ограничивающим, стабилизирующим принципом. Поэтому необходимо динамически сбалансировать монопольную организацию производства и конкуренции. Нарушение этого баланса в любом направлении приводит к негативным последствиям в экономике. При переходе на сторону конкуренции последнее становится фактором разрушения, а не творения: массовое банкротство компаний с вытекающими отсюда социальными последствиями. При господстве монополии созданный производственный потенциал общества неизбежно подрывается. Поэтому в рыночных условиях постоянно стоит задача обеспечить, чтобы тенденции к монополизации были сбалансированы механизмом конкуренции.

Более пяти лет в нашей стране реализуется Государственная программа по демонополизации экономики и развитию конкуренции на рынках Российской Федерации.
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на российских рынках устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общегосударственной политике экономических реформ, этапов и методов формирования и развития России конкурентная среда, задачи и меры по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее рыночная доля превышает 35% - значение, ежегодно устанавливаемое Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 года ГКАП утвердил «Государственный реестр Российской Федерации ассоциаций и монопольных предприятий», в который входят предприятия, доминирующие на любом товарном рынке. Для таких предприятий предусмотрены обязательная декларация об увеличении свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности об объеме производства в натуральном выражении, удовлетворении спроса на рынке сбыта и показателях качества. В связи с этим в ГКАП в 1992 году рассмотрено более 450 дел по фактам непредставления и нарушения порядка декларирования цен монопольными предприятиями, 300 заявлений о создании, слияниях, преобразованиях, ликвидации хозяйствующих субъектов и т. д.
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства указывают на то, что конкурентный рынок в России постепенно, а не всегда плавно формируется, что, несомненно, является ключевой категорией развития рыночных отношений.
В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных актов, направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции. Прежде всего следует выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничениях Монополистическая деятельность на товарных рынках »(с изменениями и дополнениями от 2 января 2000 г.).
Рассмотрим действие антимонопольного законодательства на примере финансового рынка.
Понятие конкуренции законодательно закреплено: «конкуренция на рынке финансовых услуг - это конкуренция между финансовыми организациями, в которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают способность каждой из них в одностороннем порядке влиять на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимаются действия финансовых организаций, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям бизнеса и причиняют или могут причинять убытки другим финансовым организациям - конкурентам в финансовых услугах.
Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации, в том числе:

  • распространение ложной, неточной или искаженной информации, которая может нанести ущерб другой финансовой организации или нанести ущерб ее деловой репутации;
  • некорректном сравнении финансовой организацией предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами, предоставляемыми другими финансовыми организациями;
  • получение, использование и разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, без согласия их владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль осуществляется за деятельностью финансовых организаций. В том числе государственный контроль за приобретением активов или долей (долей в уставном капитале) финансовых организаций осуществляется в следующих случаях:

  • приобретение в результате одной или нескольких сделок юридическим или физическим лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;
  • приобретение в результате одной или нескольких операций, связанных с уступкой требований юридическим лицом или отдельным лицом (группой лиц) активов финансовой организации, стоимость которых превышает стоимость активов финансовой организации, установленную Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. № 194 установлено, что федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль над приобретением в результате одной или нескольких сделок, связанных с передачей прав требования к юридическому или физическому лицу (группе лиц) более 10 процентов балансовой стоимости активов финансового учреждения);
  • приобретение юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора уступки или других сделок, прав, позволяющих определить условия, в которых финансовая организация может осуществляет свою хозяйственную деятельность или выполняет функции своего исполнительного органа;
  • создание финансовой организации и изменение уставного капитала финансовой организации;
  • слияния, поглощения финансовых организаций.

В России существует ряд федеральных органов, которые осуществляют антимонопольное регулирование на рынке финансовых услуг.

Государственная политика по развитию конкуренции и антимонопольного регулирования на рынке финансовых услуг осуществляется федеральным антимонопольным органом:

 

  • на рынке ценных бумаг - с федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг;
  • на рынке банковских услуг - с Центральным банком Российской Федерации;
  • на страховом рынке - с федеральным органом исполнительной власти, регулирующим страховой рынок;
  • на рынке других финансовых услуг - с федеральными органами исполнительной власти, которые регулируют рынок этих финансовых услуг.

В дополнение к вышеуказанным законам Государственная Дума также приняла ряд законов, защищающих монопольные фирмы. Таким образом, закон РФ «О естественных монополиях» признает право государства на создание монополий в тех секторах народного хозяйства, где из-за технологических и эксплуатационных особенностей невозможно и не выгодно развивать конкуренцию. Другой закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» защищает законные права и интересы владельцев товарных знаков, регулирует имущественные отношения в отношении использования товарных знаков. 23 сентября 1992 г. был принят «Патентный закон Российской Федерации», который регулирует имущественные и неимущественные отношения, связанные с правовой охраной научных изобретений. И, наконец, закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает, что автор имеет законное право использовать свою интеллектуальную собственность в любой форме и любыми способами, которые не препятствуют осуществлению прав других лиц. Но все же не стоит говорить, что принятые законы используются в полной мере. Некоторые из них требуют значительных изменений.


Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике



Фактическая практика экономической жизни в мире показывает, что рынок является более мощным и эффективным, чем любой другой фактор его движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и тем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенной, предпочтительно оптимальной комбинации экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия усложняет проявление конкуренции и даже сводит ее на нет. Результатом является стагнация в экономике, снижение ее эффективности, возможное падение уровня жизни населения страны.
Конкуренция лежит в основе современного рыночного механизма не только потому, что масштабы его проявления неизмеримо выросли за последние десятилетия. Главное, что конкуренция - это органическое свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее деструктивное или, наоборот, слабое проявление, является явным индикатором явной проблемы на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии. Например, «дефицитный рынок» устраняет или минимизирует конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно создавая конкуренцию между покупателями за продукт. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно назвать только рынком с оговорками. Такой рынок является продуктом определенной экономической системы, в условиях которой рынок, связанный руками и ногами, не способен выполнять свои классические функции.
До недавнего времени в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции было связано исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они являются его типичными и существенными чертами. В исследованиях советских ученых подчеркивались негативные аспекты и последствия этих явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция как способ реализации предпринимательства не признавалась. С середины 1980-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует эффективных институтов и механизмов формирования рыночных отношений, в которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Конкуренция на рынке в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальная национализация в советский период привела к исчезновению рынка и товарного производства, устранению одного из начальных условий возникновения конкуренции - изоляции свободных производителей как владельцев средств производства и произведенного продукта.
Что еще нужно в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? Прежде всего, благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды представляет собой сложный процесс с точки зрения практики и ясности определения ее содержания в экономической теории. Конкурентную среду можно определить как исторически специфическую социально-экономическую структуру общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Он обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом, не является ни стихийной, ни анархией. По сути, он функционирует в соответствии со строго рассчитанными целевыми программами. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики, особой фазы развития общественного производства. Известно, что не каждое товарное производство и рынок порождают рыночную экономику. Но любая рыночная экономика основана на высочайшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует формирование конкуренции как таковой, то есть формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами в процессе реализации их индивидуальных интересов. В его отсутствие практически любой товаропроизводитель, даже не занимая доминирующего положения на рынке, обладает монопольной властью, способностью диктовать свои условия потребителям.
В нашей стране сложился особый тип монопольной экономики, не имеющий аналогов в мире.

Причинами его появления были:

  • Устранение рыночных условий управления за счет игнорирования законов товарного производства.
  • Сокращение товарно-денежных отношений.
  • Устранение конкуренции.
  • Искусственная концентрация и узкая специализация производства.
  • Преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и т. д.

Наша экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство действует одновременно как производитель-монополист и как управляющий принцип монополии. Негосударственные субъекты хозяйствования встраиваются в созданную ими монопольную среду обитания.


Различия между рыночной монополией и монополией в командной экономике представлены следующим образом:

  • Государственная монополия по своему содержанию является точной копией характерных черт чистой монополии в рыночной экономике.
  • Монопольная сущность экономической системы управления, проявляющаяся в чистой монополии и реже в олигополии отраслей народного хозяйства, делает невозможным возникновение конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

При отсутствии рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

  • Возникновение конкуренции между отечественными производителями одной отрасли на рынках сбыта и сырьевых рынках.
  • Возникновение конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями за установление связей с производителями.

 

  • Формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, формирование нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
  • Возникновение равноправных партнерских отношений между отечественными и зарубежными производителями.

Эксперты считают, что этапы формирования конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.
Целесообразно проводить различие между условиями возникновения конкуренции и условиями формирования конкурентной среды.

Основными условиями возникновения конкуренции являются:

  • владение средствами производства, продуктом и доходом; 
  • доступ к ресурсам и информации;
  • множественность отдельных производителей, экономическая независимость (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, продажами и т. д.)

Рыночная конкуренция - это система отношений между экономически независимыми производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящимися найти новые способы реализации своих экономических интересов. Условиями его развития, наряду с указанными, являются: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.
Ф. Хайек подчеркнул необходимость: развитого института индивидуализированной (не частной) собственности - индивидуальной, семейной, партнерской, кооперативной, акционерной. Развитая правовая база, определенная деятельность государства и правительства по созданию условий для конкуренции. Устранение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в Республике Беларусь являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. Для этого Министерство антимонопольной политики было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Негосударственные, в том числе частные, фирмы были созданы в основном в торгово-финансовой сфере, где процессы накопления начального капитала развивались наиболее интенсивно. В ряде отраслей конкуренция создавалась за счет импорта.
Коммерческие структуры, созданные в основном в непроизводственной сфере, малочисленны, ориентированы на распределение готовой продукции и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями - для рынков ресурсов, для инвестора, для потребителя). и т. д. между рабочей силой - для рабочих мест, между банками - для объектов кредитования, капиталовложений).
Возникшая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы финансистов бизнеса без увеличения предложения товаров, способствуя росту Непокупаемая денежная масса ограниченного числа лиц. Это также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой области.

 

Важность конкуренции в рыночной экономике


Теперь следует более подробно остановиться на вопросе о важности конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равные позиции участникам экономических отношений - продавцам и покупателям.

Равенство создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать конкретного контрагента из нескольких или многих продавцов некоторых товаров, в которых он нуждается, а продавец имеет такую ​​же возможность добровольно выбирать географическое местоположение, время и условия предложение его товаров.

Выбор - это способность влиять на контрагента. Если, например, вы не удовлетворены качеством показа фильмов, репертуара в определенном кинотеатре, вы можете «наказать» это предприятие, отказавшись от его посещения, стать постоянным клиентом другого кинотеатра, теперь отдавая ему свои денежные голоса, если многие кинозрители поступают так же, как вы, то неудавшийся кинотеатр окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия на одну сторону обмена с другой.
Во-вторых, конкуренция создает одно из основных условий, необходимых для эффективного выполнения координирующих функций за счет затрат. Свободное ценообразование является основным элементом рыночного механизма, что означает, что можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в конкурентной среде рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система эффективен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает в качестве системы контроля эффективности частного предпринимательства. Конкурс проверяет бизнес на его соответствие общественным интересам. Не все предприятия выдерживают этот тест; в результате конкуренции неэффективные структуры постоянно отвергаются, то есть определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть «поле экономической игры». В этом случае соревнование аналогично предъявлению красной карточки оскорбляющему игроку футбольным судьей.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в улучшении экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении затрат на единицу продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, доход многих людей связан с предложением такого экономического ресурса, как трудоспособность. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг - заработная плата - в конкурентной среде зависит от качества трудовых способностей. Как правило, более высокая конкурентная позиция работника приносит ему больше денежных доходов. Это означает, что здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса - труда.

Предприятия находятся в ценовой и неценовой конкуренции. Чтобы выиграть, то есть, чтобы выиграть большое количество наличных голосов у покупателей, необходимо снизить затраты, улучшить качество продукции, подумать о новых моделях, технологических изменениях, повысить уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, и искать последние научно-технические разработки.


Проблема создания конкурентной среды в Российской Федерации


Вступление российской экономики в процесс рыночных преобразований происходило при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки влияния экономики на масштаб производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались значительным преобразованием (включая разделение) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированных на тотальный государственный контроль и специализацию, централизацию и концентрацию производства.
Подлинно частный сектор, то есть коммерческие организации, независимые от государства и не входящие в структуру крупных корпораций, развивались главным образом за счет создания новых малых предприятий в сфере торговли и услуг практически без изменения структуры производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранялось. Предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке, генетически заложенные в советское время, только усугублялись новой, уже частной экономической монополией. Крупные государственные монополии были преобразованы в частные, активно отстаивая свое доминирующее положение, в том числе путем установления контактов с властью.
На поведение предприятий и их экономическую стратегию повлиял глубокий экономический кризис, который не позволяет в полной мере продемонстрировать конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей из-за ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий и непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, особенно доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимого дохода в условиях спада производства без каких-либо серьезных стратегических изменений.
В условиях сильно ограниченного спроса и кризиса продаж даже доминирующие предприятия на рынке стали использовать новые методы поддержания собственной конкурентоспособности, такие как:

  • организация лоббирования своих экономических интересов путем получения от властей различных ролей юридически оформленных льгот, квот на ограниченные ресурсы и т. д .;
  • участие в процедуре лицензирования с целью предотвращения и вытеснения конкурирующих субъектов с рынка;
  • негласное разделение рынков между крупными доминирующими предприятиями на территориальной основе или обеспечение разделения рынка правовыми актами;
  • организация таможенного протекционизма для защиты своих интересов и недопущения выхода иностранных конкурентов на рынок.

Макроэкономические изменения оказывают неоднозначное влияние на ход демонополизации и развитие конкуренции в различных отраслях промышленности и регионах страны. Наряду с развитием конкуренции на отдельных товарных рынках происходят процессы экономической концентрации с участием частных предпринимательских структур и коммерческих банков, которые уже находятся в новых рыночных условиях. Наконец, недостаточно диверсифицированный потребительский спрос, формирующийся в условиях дефицита, распространенность антиконкурентного сознания среди предпринимателей, несовершенство информационного обеспечения и неполнота первичной экономической информации создают дополнительные трудности для развития конкуренции и деятельности субъектов рынка.
Наличие реальных условий для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда осознавалось из-за слабого финансово-экономического положения многих предприятий, «выживших» примитивными способами. Высокая инфляция и финансовая нестабильность, как еще один компонент глубокого кризиса российской экономики, препятствовали демонополизации, росту производства и развитию конкуренции. Они создали дополнительные барьеры входа на рынки для новых предприятий, особенно в плане поиска первоначальных инвестиций для развития производства и разработки новых продуктов.

Все еще скромный процент предпринимателей активно конкурирует за увеличение своей доли на рынке и расширение производства и распространения своей продукции. В то же время доминирующие предприятия не всегда могут воспользоваться своими преимуществами из-за низкой платежеспособности потребителей своей продукции. В этих условиях из-за монопольного эффекта от неоправданного подорожания продукции потребители теряют, а производство уменьшается.
В России полноценный рынок факторов производства еще не сформирован, для которого характерны нерешенные права собственности на землю и недвижимость, неразвитость рынка труда и низкая мобильность рабочей силы, а также кризис на рынке капитала, кроме того, по-прежнему существуют значительные региональные ограничения на свободное перемещение товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождаемая различными проявлениями региональной монополии как со стороны хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти. Отличительной чертой российской экономики является региональная изоляция многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых информационных систем, действиями местных администраций, которые накладывают определенные ограничения на ввоз (вывоз) продукты из регионов, а также высокие тарифы на перевозку продуктов. Это способствует воспроизводству монопольной базы.
Влияние либерализации внешнеэкономических связей на состояние конкуренции также оценивается весьма неоднозначно. Теоретически, иностранная конкуренция должна способствовать обновлению ассортимента и улучшению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике часто происходило быстрое вытеснение с рынка товаров отечественных производителей, прежде всего товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, что сопровождалось значительным сокращением производства.
Конечно, открытие российского рынка для иностранных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. В то же время значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, недостатка финансовых ресурсов и неразвитости механизмов государственной поддержки во многих сегментах рынка (как в промышленности, так и в региональном контексте) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок определенных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но и в значительной степени возрастает. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев напрямую направлено на последующий вывод этих предприятий с рынка.

В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России были созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и мер, принимаемых государством для сокращения доли государственного сектора в экономике, сокращения масштабов государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развития конкуренции в рамках отраслевых и в региональных программах либерализации цен и внешнеэкономической деятельности сложились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Появление многих из них более не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
В то же время состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных структурообразующих секторах экономики рынок является монополистическим, олигополистическим или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются значительные структурные и административные барьеры, которые защищают доминирующие предприятия, работающие на них, от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, эксклюзивные, в том числе неформальные, отношения между продавцами и покупателями, институциональные и нормативные ограничения на въезд. новых предметов).
Разумеется, такая структура рынка неизбежно ведет к монополистическим действиям со стороны отдельных ее участников в форме как злоупотребления индивидуумом доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки нефтепродуктов имеют разную степень развития конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в сфере транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже глобальном) масштабе можно оценить как высококонкурентный рынок. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают нефтепереработка и реализация нефтепродуктов. Если мы рассматриваем этот рынок как национальный, его можно считать олигополистическим, поскольку основными субъектами на нем являются вертикально интегрированные нефтяные компании.
К категории олигополистических и монопольных рынков могут также относиться рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа и железнодорожного транспорта. Существует определенная региональная структурная монополия на рынки связи и электроэнергии, поскольку они организованы по принципу «один субъект Российской Федерации - один оператор», а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъекта.
Стратегические цели государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированной форме нашли отражение в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 31 марта 1997 года.

В программе определены конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

  • Совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования.
  • Противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контроля над отраслевой экономической концентрацией.
  • Распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, включая рынки банковских и страховых услуг и рынок ценных бумаг.
  • Усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий.
  • Разработка и реализация государственной политики демонополизации.
  • Преодоление ведомственного и бюрократического характера монополии.
  • Применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных производителей.
  • Защита объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в этой области.
  • Усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов.

Многие из этих областей антимонопольной политики уже реализованы в той или иной степени, но это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоохранительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимо как укрепить саму антимонопольную политику и систему антимонопольных органов, так и осуществить общеэкономические меры политики, способствующие созданию условий для развития конкуренции, содействовать выход новых субъектов на рынки и устранение структурного господства. Прежде всего, речь идет о дальнейшей либерализации экономической жизни в целом, будь то правила доступа к недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешней торговли. Судебная система нуждается в значительном улучшении, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешать коммерческие споры. Требуется соответствующее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно помогает преодолеть территориальную разобщенность субъектов хозяйствования и регионализацию рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступных для хозяйствующего субъекта и необходимых ему для принятия экономических решений, поэтому создание (стимулирование создания) соответствующих информационных систем становится важным составляющая государственной конкурентной политики. Наконец, существует необходимость в постоянных действиях правительства по устранению административных барьеров в бизнесе, искоренению коррупции и протекционизма. «факторы, которые существенно искажают ситуацию на рынке.


Вывод:


Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Но, как и у любого явления, у него есть свои плюсы и минусы:

  • Способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. При этом вымываются экономически неэффективные производственные мощности, устаревшее оборудование, некачественные товары;
  • Чувствительна к изменениям спроса, приводит к снижению себестоимости продукции, тормозит рост цен, а в некоторых случаях к их снижению;
  • в определенной степени выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях народного хозяйства.

К негативным аспектам относятся:

  • Придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
  • Приводит к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
  • Следствием может быть перепроизводство товаров и не перегруженность мощностей в периоды спада производства.

К сожалению, только недавно мы осознали необходимость экономической конкуренции между производителями, их конкуренции за успешное развитие национальной экономики.

Конкуренция является определяющим условием поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается больше национального богатства при более низкой стоимости каждого вида продукта по сравнению с монополией и плановой экономикой.