Новаторский характер драматургии А.Н.Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие
Драма «Гроза» А.Н.Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины
Душа и природа в поэзии Ф.И.Тютчева
Особенности любовной лирики Ф.И.Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.)


Введение:

Великий русский драматург Александр Николаевич Островский написал более сорока драматических произведений, которые являются не только настоящей энциклопедией жизни России в восемнадцатом и девятнадцатом веках, но и интересной коллекцией персонажей, психологических типов русских мужчин и женщин всех возраст и классы.

По оценкам исследователей творчества Островского, в его произведениях действуют 728 героев и героинь, и в это число не входят второстепенные и эпизодические персонажи. Островский описывает людей разных социальных образований - дворян, крестьян, военных, купцов, мелкой буржуазии, служащих. Яркие образы, уникальные характеры этих людей и их самые разные сочетания, столкновения интересов, жизненные проявления в самых сложных и парадоксальных ситуациях создают объемное, психологически надежное представление о семье и общественной жизни того времени. В драматических хрониках, семейных сценах, трагедиях, картинах московской жизни, в драматических зарисовках проявляется поистине многомерный талант Островского - романтическая и повседневная жизнь, трагик и комик.

Любовь, ревность, сложные отношения между мужчиной и женщиной присутствуют почти в каждой работе Островского. Более того, любовь Островского - это всегда трагедия, она всегда на грани, даже если есть положительный конец.

Любовь женщины особенно трудна в творчестве Островского. Если для мужчины любовь может быть просто коротким эпизодом или даже просто развлечением, то для женщины любовь - это величайшее событие в жизни: величайшая печаль или величайшее счастье, но всегда - драма, страдание, поворотный момент, после которого это больше не будет прежним, даже если все закончится хорошо.

Целью данной работы является рассмотрение феномена любви в творчестве Островского.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть феномен любви в творчестве Островского и возможные причины такого отношения автора к любовным проблемам.
  2. Рассмотреть концепцию любви в творчестве Островского на основе самых известных произведений драматурга, таких как «Бесприданница», «Лес», «Гроза», «Поздняя любовь», «Снегурочка».

Феномен любви в драматургии А.Н.Островского

Драма любви в творчестве А.Н.Островского

Островский писал о драматическом творчестве: «Драматург не изобретает сюжеты - все наши сюжеты заимствованы. Им дают жизнь, история, история друга, иногда газетная статья. То, что случилось, драматург не должен выдумывать, его работа состоит в том, чтобы написать, как это случилось или как это могло случиться. Это все его работа. Когда он обратит внимание на эту сторону, на его месте появятся живые люди, и они сами будут говорить».

Женские персонажи из самых известных пьес Островского - Катерина из Грозы и Лариса из приданого - давно стали нарицательными именами. Это образы женщин, которые испытывают серьезную, глубокую и искреннюю любовь - и сталкиваются с предательством, вызванным трусостью и формальностью своего «героя».

Любовь в представлении Н.А.Островского - злая стихия для женщины. Это трагический переломный момент, граница, через которую женщина никогда не обретет прежнюю беззаботную молодость - даже если герой ответит взаимностью, оказывается достойной героини, и история заканчивается свадьбой.

Чувство женщины, как правило, наталкивается на всевозможные препятствия - это может быть бедность, как в «Бесприданница», или, наоборот, достойное состояние, как в комедии «Красавчик». В первом случае счастливая любовь невозможна, потому что любимая Лариса, блестящая светская паратова Паратова не хочет на ней жениться без богатого приданого.

Но причиной несчастья любви может быть не только бедность, но и богатство. В качестве примера можно привести пьесу «Красивый мужчина»: несмотря на то, что бедная Зоя Окоемова имела приличное состояние и вышла замуж за своего «красивого» мужа из-за любви, она все же страдала, поскольку он бесстыдно использовал ее любовь. Так что богатство не спасает женщину от любовных трагедий.

Часто причиной несчастной любви в драмах Островского является зависимая, униженная позиция женщины. Катерина в «Грозе», Аксюша в «Лесу» - все они живут в подчиненном положении. Катерина не имеет прав в доме своего мужа. Однако он также не является главой семьи - всем управляет его мать Кабаниха, женщина с жестким и жестоким характером, подозревающая Катерину во всех смертных грехах - и злорадно торжествующая, когда все ее «предсказания» сбылись.

Аксюша, бедный родственник помещика Гурмыжской, тоже бессилен. Гурмыжская, пользуясь молодостью девушки и отсутствием родственников, которые могли бы заступиться за нее, присваивает ей деньги для себя, а Аксюша превращается в Бесприданница - а ее любимый Петр боится отца и не решается жениться на ней без денег.

Обе героини так страстно, так отчаянно любят своих вообще недостойных любовников - возможно, именно потому, что их жизнь так трудна и безнадежна, и они бросаются в любовь, «как водоворот». Не видя ничего хорошего в жизни, они, встречая любовь, считают это каким-то новым смыслом в жизни. Эта любовь становится для них самой важной, затеняет весь мир - и приводит к трагедии.

Та же самая трагедия почти произошла в драме «Поздняя любовь» - дочь бедного адвоката Людмилы влюбляется в праздного гуляку и жертвует всем ради него - она ​​крадет самый важный документ, доверенный ее отцу. Несмотря на то, что история благополучно заканчивается, акт Людмилы нельзя назвать ничем иным, как отчаянным - и даже праздничное окончание пьесы кажется напряженным. Есть вещи, которые нельзя сделать даже ради любви.

Наиболее яркое воплощение идеи Н.А.Островского о любви как о враждебном элементе было в его единственной поэтической пьесе «Снегурочка». В «Снегурочке» любовь - это чистое горе и страдания. Страдает Снегурочка, влюбленная в Леля, страдает Мизгир, влюбленная в Снегурочку. И даже взаимная любовь Снегурочки к Мизгиру в конце спектакля не приносит счастья ни ей, ни ему: Снегурочка тает, «благословляя любовь», а Мизгир тонет в озере от горя.

Таким образом, чувство любви в трактовке Н.А.Островского всегда выступает как некий сложный жизненный тест, порог, граница, которую немногие могут преодолеть с достоинством и без потерь.

Пьесы А.Н.Островского как зеркало его личной жизни

Почему любовь всегда преподносится как трагедия в драматических произведениях Островского? Возможно, причины такого отношения следует искать в биографии и личной жизни драматурга.

Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Его отец приехал из духовенства, но начал практиковать в качестве судебного адвоката, занимаясь имущественными и коммерческими вопросами, дослужился до звания титульного советника, а в 1839 получил дворянство. Семейное процветание позволило дать детям хорошее образование дома. Мать Островского умерла, когда Александру было всего восемь лет. Отец женился во второй раз. Смерть матери и появление мачехи в доме не могли не отразиться на ребенке, хотя мачеха была доброй женщиной и заботилась о детях своего мужа, как будто они были родственниками.

Островский провел детство и часть юности в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке своего отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к письму, но его отец хотел сделать его адвокатом. В 1835 году Островский поступил в 1-ю Московскую гимназию, после чего в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета, который он так и не окончил. По просьбе отца Островский поступил на службу писца в суде, его первая зарплата составляла 4 рубля в месяц, через некоторое время она выросла до 15 рублей. Несмотря на то, что к 1846 году он уже написал множество сцен из жизни купца, а в 1850 году была опубликована пьеса «Наши люди - нас будут пронумерованы», он продолжал служить в московских судах до 1851 года. Смирение, с которым почти тридцатилетний мужчина, автор популярных пьес, повиновался воле отца и пошел на копейку, говорит о том, что отец Островского был человеком строгого характера и оказал на него большое влияние.

Драматург жил без брака с простолюдином Агафья Ивановна, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имея образования, но умная женщина с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самой первой читательницей и критиком его произведений. Островский не мог жениться на ней, очевидно, боясь пойти против воли отца и под влиянием классовых предрассудков.

Умный и чувствительный мужчина, он не мог не понять драму положения женщины, которая отдала ему свою жизнь, не заботясь о своей репутации.

Кроме того, трагедия этого сожительства состояла в том, что Островский быстро разлюбил Агафью Ивановну - у него были глубокие личные отношения с актрисой Л.Косицкой, которая была замужем за другим актером. Однако, даже овдовев в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать чувства Островского. Она написала Островскому: «...я не хочу отнимать у тебя твою любовь».

Вскоре у нее появился любовник - сын богатого купца, уродец и пьяница, который в итоге растратил не только свое, но и свое состояние.

Н.А.Островский прожил около двадцати лет с верной Агафей Ивановной, и только через два года после ее смерти, в 1869 году, он женился на художнице Марии Васильевне Бахметьевой. Только в возрасте сорока шести лет Н.А.Островский наконец нашел настоящую семью: у него и его жены было четыре сына и две дочери.

Все эти любовные муки оставили отпечаток на творчестве Островского. Любовь - это как рок, любовь - это испытание, любовь женщины к человеку, недостойному любви - все эти темы постоянно повторяются в творчестве драматурга в той или иной интерпретации.

Концепция любви в наиболее известных драматических произведениях А.Н.Островского

Любовь и смерть героинь в драмах «Бесприданница» и «Гроза»

Образ Ларисы Огудаловой в драме «Бесприданница» является одним из самых известных женских персонажей драматурга. Наивная, мирская неопытная девушка, несмотря на «воспитательную» деятельность ее мамы, и блестящий мастер Паратов. Красивый, сильный, выбрасывающий деньги на ветер, он умеет очаровывать. Как можно не влюбиться в такую ​​глупую девушку?

Она взахлеб рассказывает Карандышеву о Паратове: «Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее».

Карандышев взбешен: «И вы послушали его?».

«Да разве можно его не послушать?», отвечает Лариса.

На вопрос Карандышева «Разве уж вы были так уверены в нем?» - Лариса отвечает: «Что вы! Да разве можно быть в нем неуверенной?».

Она действительно была уверена в нем. «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич... это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей, но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». Он был для нее целым миром - до тех пор, пока не «исчез, неизвестно куда».

Вожеватов с усмешкой говорит Кнурову: «И как сильно она его любила, она чуть не умерла от горя. Как чувствительно! (Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила».

После скандальной ситуации со следующим женихом «С Огудаловым месяц нельзя было никуда смотреть. В этот момент Лариса категорически заявила своей матери: «Хватит, - говорит она, - мне стыдно. Я пойду за первым, кто выйдет замуж, будь то богатый или бедный - я не буду разбирать». А Карандышев и тут как тут с предложением».

Но Лариса не обманывает будущего жениха. Она прямолинейна и откровенна. Она говорит ему: «Почему ты постоянно упрекаешь меня ? Если бы я не искал тишины, одиночества, не хотел убегать от людей, я бы пошел за тобой? Так что будьте в состоянии это понять и не приписывайте мой выбор вашим заслугам, я их пока не вижу. Я просто хочу любить тебя. Меня привлекает скромная семейная жизнь, мне кажется это какой-то рай. Вы видите, я стою на перекрестке, поддержите меня, мне нужна поддержка, сочувствие, относись ко мне нежно, с любовью! Используйте эти минуты, не пропустите их!».

Сам Карандышев любит Ларису? Конечно. Но его любовь - это во многом желание заплатить за унижение, чтобы развлечь его гордость. Ужасно гордый мелкий чиновник пытается конкурировать с богатыми людьми, которые тоже смотрят на молодую красавицу, но, тем не менее, не собираются предлагать. Как бы то ни было, Лариса собирается пожениться, она выглядит «за Волгой», мечтает покинуть имение Карандышева и вести там спокойную, скромную жизнь.

Однако тонкий баланс этой ситуации нарушается прибытием «идеального человека». Паратов вернулся в город! Прежде чем жениться на богатой невесте - «Я принимаю золотые прииски в качестве приданого» - он хочет «прогуляться, попрощаться со своей единственной жизнью».

Услышав о предстоящем браке Ларисы, он решает: «Это к лучшему». Тем не менее он все же идет к Огудаловым - и начинает разговор с Ларисой о ее «предательстве». Он хитрый и опытный, наконец, он намного старше Ларисы - и ему ничего не стоит побудить ее признаться, что она «все еще любит» его. Диалог о любви между Паратовым и Ларисой показателен:

«Паратов. Что делать, Лариса Дмитриевна! В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.

Лариса. И непременно женщине?

Паратов. Уж, разумеется, не мужчине.

Лариса. Да почему?

Паратов. Очень просто; потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут; а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.

Лариса. Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь?

Паратов. Изредка случается. Только уж это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безэ».

Вот оно, ключевое высказывание. «В любви равенства нет».

Поссорившись с Карандышевым, мстительный и мстительный Паратов вспоминает обиду.

Позже, на ужине у Карандышева, паратс, высмеивая опьяненного и плохо мыслящего соперника, подходит к Ларисе и начинает рассказывать ей о своей любви: «никакая сила больше не отнимет тебя от меня». Его слова на удивление вульгарны, но бедняжка, ослепленная любовью в своем «идеале», этого не замечает. Она соглашается пойти с компанией «за Волгу».

Почему Паратов соблазняет Ларису? Ранее он сам говорил об этом прямо: «Главное - веселиться. Я прощаюсь с холостяком, чтобы было что вспомнить». Кроме того, Кнуров и Вожеватов, у которых есть «свои интересы», подстрекают его, и появляется хорошая возможность отомстить Карандышеву.

Соблазнив Ларису, он даже не хочет отводить ее к матери: «тебе нужно немедленно идти домой», - говорит он.

Несчастная женщина пытается претендовать на него: «Я страдал целый год, целый год я не мог тебя забыть, жизнь для меня опустела. Я наконец решил жениться на Карандышеве, чуть ли не первом человеке, которого я встретил. Я думал, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и примирят меня с ней. Явились вы и говорите: «Брось все, я твой». Разве это не право? Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала». Паратов безжалостен - он рассказывает о своем обручении, более того, показывает Ларисе обручальное кольцо.

В этот момент мир Ларисы, увенчанный «идеалом мужчины», рушится, распадается прямо на глазах. Там не для чего жить. Лариса, оставшись одна, думает о самоубийстве. «И я не могу жить, и мне нечего жить! Почему я не смею?... Если сейчас кто-то убил меня... Как хорошо умереть...». Ее желание сбывается - Карандышев убивает ее.

Любовь Ларисы к недостойному, трусливому человеку действительно затмила весь мир от нее. Она была ослеплена и не видела в своем «идеале» ни одной низкой черты, за которую она заплатила - ее собственная жизнь стала ценой ее любви.

Катерина из драмы «Гроза», в отличие от Ларисы, уже замужем. Но она вышла замуж очень молодо, не испытывая особой привязанности к своему будущему мужу. В супружеской жизни ее муж Тихон также не смог завоевать ее любовь - он, добрый и нежный мужчина, любит Катерину, но всецело находится под властью и влиянием своей матери. А мама, теща Катерины Кабановой, жестокая и властная женщина. Она подавляет все домашние хозяйства своим трудным характером. Катерина боится своей свекрови, она обременена жизнью в своем мрачном доме. И тогда с ней случается настоящее несчастье - она ​​влюбляется в Бориса, племянника «дяди» Диких, который так же слаб и напуган, как и ее собственный муж. Катерина воспитывалась в строгих религиозных традициях, она прекрасно понимает греховность и опасность своей любви:

«Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?

Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть.

Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!».

Катерина, в отличие от Ларисы Огудаловой, не идеализирует свою избранницу. Она понимает, что он слаб, волен и зависим. Но тем сильнее ее «жалость» к нему! Душа женщины буквально разрывается пополам: она понимает, что ее любовь разрушительна, и в то же время она ничего не может с этим поделать. Во время грозы, которой она ужасно боится, она говорит Варваре: «Катерина. Как, девочка, не бойся! Все должны бояться. Не то чтобы страшно, что это убьет вас, но смерть внезапно найдет вас такими, какие вы есть, со всеми вашими грехами, со всеми коварными мыслями. Я не боюсь смерти, но когда я думаю, что вдруг я предстану перед Богом, как я здесь с вами, после этого разговора, это то, что ужасно. Что у меня на уме! Что за грех! Страшно это сказать!».

И грех на ее пятках. Муж Тихона уезжает по делам. Катерина чувствует, что ее нельзя оставлять одну. Она умоляет мужа не оставлять ее: 

«Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай!Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из ее объятий). Да нельзя.

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной».

Борис, влюбленный в Катерину, человек безвольный и трусливый. Но страсть делает его смелее. Глядя на то, как Варвара, сестра Тихона, «гуляет» с клерком Кудряшем, он им завидует: «Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свиданья! Ходят обнявшись. Это так ново для меня, так хорошо, так весело! Вот и я жду чего-то!».

Тем временем Варвара «приводит» Катерину к Борису. Последняя борьба Катерины с ее любовью не помогает ей. Мы видим это в диалоге Катерины с Борисом:

«Катерина (с испугом). Не трогай, не трогай меня!

Борис. Не сердитесь!

Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.

Борис. Не гоните меня!

Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!

Борис. Вы сами велели мне прийти...

Катерина. Да пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!

Борис. Лучше б мне не видеть вас!

Катерина (с волнением). Ведь что я себе готовлю? Где мне место-то, знаешь ли?

Борис. Успокойтесь! (Берет ее за руку.) Сядьте!

Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?

Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!

Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!

Борис. Разве я злодей какой?

Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!

Борис. Сохрани меня бог! Пусть лучше я сам погибну!

Катерина. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.

Борис. Ваша воля была на то.

Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса). Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)».

Любовь Катерины не длится долго - внезапное возвращение Тихона, который вернулся раньше, чем обещал, разрушает все ее планы.

Может ли женщина, как ее лгать, притворяться, увернуться? Конечно нет. Варвара, хорошо зная свою «горячую душу», говорит Борису: «Ты ее не знаешь! Она вроде замечательная с нами. От нее все станет! Буду делать такие вещи, которые...».

Катерина немедленно «делает работу», то есть признается в своем падении мужу и теще.

Борис не может ее поддержать - в наказание «дядя» отправляет его в Сибирь. «Послушный» молодой человек может только сказать Катерине как утешение: «Кто знал, что за нашу любовь мы так страдаем с тобой!».

Для Катерины остается только смерть - и, в отличие от Ларисы Огудаловой, никто не поможет ей умереть. Взяв еще один смертный грех на свою душу, она бросается в воду.

Что такое любовь в спектакле «Гроза»? Это злой элемент, который мучает людей и уничтожает их, хотя и не совсем счастливой, но устоявшейся жизнью. Катерина, которая не знала настоящей супружеской любви в своей семейной жизни, влюбилась в человека, хотя и доброго, но недостойного такой любви. Для Катерины весь мир объединился только в одном Борисе - и так не должно быть, один человек не должен омрачать всю вселенную. Она положила весь мир к его ногам, и когда Борис ушел, ее жизнь была опустошена. У нее больше не было сил продолжать жить.

Борис несчастлив - ведь он тоже любит Катерину и может сделать ее счастливой, но у него нет решимости порвать отношения с богатым «дядей», забрать свою любимую женщину из ненавистного дома и начать с ней новую жизнь.

Глубоко несчастный и безвольный во всем, что подчинялось его матери Тихону, который потерял свою жену, которую он тоже любил по-своему.

Драма «Гроза», в отличие от «Приданого», почему-то традиционно считается более «социальной», чем «любовь». Однако, на мой взгляд, обе работы являются классическими любовными трагедиями, где коренной причиной всех страданий героев является не социальная система и не семейный образ жизни, а именно любовь - жестокая, беспощадная, которая ломает и переворачивает их жизни.

Любовь и предательство в других произведениях Н.А.Островского

Драма Н.А.Островского «Поздняя любовь» - наглядная иллюстрация того, на что способна женщина, пораженная любовной страстью. Обедневший адвокат Маргаритов и его дочь, «девушка средних лет» Людмила, снимают комнату в скромном доме, а дочь, влюбившись в сына хозяина, крадет кредитное письмо у отца и дает его любимой. Сцена, в которой Людмила признается в своих поступках отцу, поистине душераздирающая:

«Людмила. У меня его нет.

Маргаритов. Где ж оно?

Людмила. Я отдала его.

Маргаритов. Как! Кому отдала? Зачем?

Людмила. Так нужно было, я не могла иначе поступить.

Маргаритов. Как! Как не могла! Дочь моя, ты ли это говоришь? Ты не могла сохранить, уберечь чужого, что нам не принадлежит, что доверили твоему отцу, надеясь на его честность? Я ничего не понимаю.

Людмила. Да, не могла сохранить.

Маргаритов. Или я стар и глуп стал, или все перевернулось на свете - ни чужой собственности, ни честности не стало, воровство перестали называть воровством!

Людмила. Я не могла иначе поступить.

Маргаритов. Скажи ты мне, какими хитростями, ловушками поймали тебя? Каких дьяволов вызывали из ада, чтоб обмануть, обольстить твою праведную душу?

Людмила. Ничего не было: никто меня не обольщал, не обманывал, я сама отдала. Я видела, что человек гибнет, что если не помочь ему сейчас же, ему грозит позор и, быть может, самоубийство. Когда мне было думать! Надо было помогать, спасать, отдавать все, что только было под руками.

Дормедонт (в слезах). Брат, мучил ты нас, мало тебе этого; погубить ты нас захотел совсем.

Маргаритов. Так это он?

Людмила. Он.

Маргаритов. Вот когда я нищий, презренный старичишка! Был я беден, был я жалок, но тогда была у меня дочь, теперь нет ее.

Людмила. Ты от меня отказываешься?

Маргаритов. Нет, нет, прости меня! я сам не знаю, что говорю. Как же мне бродить по свету без тебя? Поди ко мне, я тебя прощу, будем мыкать горе вместе, вместе оплакивать новый грех, твою слабость. О, нет, нет, я тебя не брошу! Мне самому страшно стало!.. Неужели я тебя оставлю ему?... Моту, пьянице...

Людмила. Я тебя умоляю...

Маргаритов. Вору.

Людмила. Умоляю тебя...».

Людмила умоляет отца, плачет вместе с ним, но, тем не менее, она это сделала - она ​​украла самый важный документ ее отца и, без сомнения, передала его человеку с плохой репутацией.

Несмотря на успешное разрешение этой истории, трудно поверить в счастье Людмилы. Счастливый конец слишком растянут - в жизни такого не бывает. Подлость дочери по отношению к отцу не определяется никакими соображениями - это не так, как приличным женщинам. Но Людмила, ослепленная любовью к Николаю, даже понимая подлость своего поступка, ничего не может с собой поделать - страшный элемент любви заставляет ее совершить преступление.

Любовная драма Аксюши, героини комедии «Лес», тоже благополучно разрешена. Дальний родственник богатой леди Гурмыжской, бедной девочки, страстно и безумно влюблен в сына купца Петра Восьмибратова. Петр не против жениться на Аксюше, он любит ее по-своему - но без приданого его отец не позволит ему жениться, и деньги Аксюши были присвоены ее «благодетелем».

Благодаря вмешательству актеров Несчастливцев и Счастливцев, дело раскрыто. Однако Аксюше уже удалось достичь такой степени отчаяния, что она пыталась покончить с собой. Актер Несчастливцев спас ее от этого страшного шага: «Несчастливцев. Нет, нет, дитя мое! Неважно, насколько велико твое горе, я не позволю тебе умереть. Ты должен жить, ты еще так молод! Вы устали от горя, устали от молодой жизни? Забудь это горе, оставь эту жизнь! Давайте начнем новый, сестра, для славы, для искусства.

Аксюша. Я ничего не знаю, ничего не чувствую, я мертвая. Отдохнуть мне.

Несчастливцев (сажая ее на скамью). Ты ничего не знаешь? Нет, дитя мое, ты знаешь больше других; ты знаешь бури, знаешь страсти - и довольно!

Аксюша. Делайте что хотите. У меня впереди ничего нет. Куда вы меня зовете, зачем вы меня зовете, что там - я не знаю. Хуже не будет».

Да и так ли уж счастлив будет ее союз с Петром? Вот их любовный диалог, весьма показательный:

«Петр. Так-то так, да все радости-то мало.

Аксюша. Ах ты глупый! Как же тебе не радость, какая девушка тебя любит.

Петр. Да что ж меня не любить-то? Я не мордва некрещеная. Да что вам делать-то больше, как не любить? Ваша такая обязанность».

В ответ на живую любовь и нежность Аксюши Петр небрежно бросает ей в ответ: «Твой такой долг». Он предлагает ей «бросить пригоршню удачи в кабинет Тятного», то есть украсть деньги ее отца и бежать с ним. «Унеси ты мое горе» - сейчас мы с тобой на троечку!» - мечтает Петр.

Так что в этой пьесе счастливый конец также можно считать относительным в некотором смысле.

Одной из главных причин страданий героинь в спектаклях «Лес» и «Поздняя любовь» является их бедность, «отсутствие дани». Однако богатство и хорошее Бесприданница также, увы, не гарантируют женщине счастья в любви. Итак, в спектакле «Красавчик» Зоя, выйдя замуж за своего любимого «красавца» Окоемова, поначалу не радуется ее счастью: «Ах, тетя, я не могу опомниться от радости. Как он меня любит, как он меня любит!».

Но красавчик Окоемов оказывается холодным, расчетливым негодяем - разбазарив состояние своей жены, он оставляет ее ради другой богатой невесты. Безрассудная любовь к прекрасному мужу превращается в настоящий кошмар для Зои Окоемовой - устроив сцену «предательства», Окоемов обвиняет свою жену в неверности, так что после развода он может спокойно жениться на другой, богатой. В пьесе «Красавчик» любовь Зои Окоемовой, хотя поначалу счастливая и разделенная, превращается в предательство.

Настоящий гимн любви-жертвы, любви-смерти - «Снегурочка». Появление поэтической пьесы Островского «Снегурочка», основанной на сказочном, песенном и песенно-ритуальном материале русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, а его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия по управлению московскими императорскими театрами решила устроить феерическое представление, в котором примут участие все три труппы: драма, опера и балет. С предложением написать такую ​​пьесу за очень короткое время они обратились к А.Н.Островскому, который охотно согласился на это, решив использовать сюжет из народной сказки «Снегурочка». Музыка к спектаклю была заказана молодым П.И.Чайковским по просьбе Н.А.Островского. И драматург, и композитор работали над пьесой с большим энтузиазмом, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил Снегурочку. Первый спектакль состоялся 11 мая 1873 года в Большом театре.

Снегурочка целиком посвящена теме любви. Спектакль полон любовных страданий, любовных треугольников и ревности: Мизгир, жених Купавы, бросает ее ради Снегурочки. Но Снегурочка, которая никогда раньше никого не любила, влюбляется в пастуха Лелию:

«Пригоженький, послушай!

Коль хочешь ты, чтоб сердце не болело

У бедненькой Снегурочки, с другими

Девицами водиться перестань!

Ласкаешь их, а мне сердечко больно,

Целуешь их, а я гляжу да плачу.

Ласкай меня,

Целуй меня, Пригоженький! Пусть видят,

Что я твоя подружка. Горько, больно

Одной бродить! Глядят как на чужую

И девушки и парни. Вот пошла бы

На царские столы смотреть, а с кем?

Подружки все с дружками, косо смотрят,

Сторонятся: отстань, мол, не мешай!

С старушками пойти и с стариками -

Насмешками да бранью докорят.

Одной идти, так страшно. Будь дружком,

Пригоженький!»

Но Лель непостоянен - он бросает Снегурочку.

Огненная любовь Мизгира наконец находит отклик в сердце Снегурочки - и она отвечает его любви. Однако эта любовь, взаимная и общая, не может принести ей счастья - Снегурочка тает под жарким летним солнцем. 

«Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О Мать-Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви! Какая нега

Томящая течет во мне! О Лель,

В ушах твои чарующие песни,

В очах огонь... и в сердце... и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю, таю

От сладких чувств любви! Прощайте, все

Подруженьки, прощай, жених! О милый,

Последний взгляд Снегурочки тебе».

Последний монолог Мизгира полон отчаяния любви, которое, наконец, осуществилось - и было немедленно отнято у него:

«Снегурочка, обманщица, живи,

Люби меня! Не призраком лежала

Снегурочка в объятиях горячих:

Тепла была; и чуял я у сердца,

Как сердце в ней дрожало человечье.

Любовь и страх в ее душе боролись,

От света дня бежать она молила.

Не слушал я мольбы - и предо мною

Как вешний снег растаяла она.

Снегурочка, обманщица не ты:

Обманут я богами; это шутка

Жестокая судьбы. Но если боги

Обманщики - не стоит жить на свете!»

В образе Снегурочки, сначала холодного, а затем страстного в буквальном смысле слова «до смерти», идея Н.А.Островского о любви как о роковом испытании нашла свое наиболее полное отражение.

Заключение

Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве А.Н.Островского. Он считается драматургом-сатириком, «писателем жизни», иллюстратором обычаев русских купцов и других сословий. Однако почти в каждой пьесе драматурга есть какая-то сложная, запутанная история любви.

Островский строит свою концепцию любви. Любовь, в его понимании, является всепоглощающей силой, которой бесполезно сопротивляться. Он вторгается в жизнь людей, переворачивает все с ног на голову. Любовь разрушительна, особенно для женщин. Женщины, неспособные противостоять любви, совершают необдуманные поступки, которые часто приводят к их смерти. Ни богатство, ни красивая внешность, ни ум не способны защитить женщину от вредных последствий любви - безумные поступки по любви совершают богатые и бедные, очень молодые девушки и замужние женщины. Более того, объектом этой любви не всегда является достойный человек, «идеал человека» - чаще всего «герой-любовник» вовсе не достоин чувств, которые испытывают к нему.