Норматив­ное регулирование и основы бухгалтерской финансовой отчетности

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

План счетов. Счета и двойная запись. Синтетический и аналитический учет
Методология бухгалтерского учета
Понятие о международных стандартах (МСФО)
Учет основных средств. Начисление амортизации по ОС


Введение:

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет хозяйственную деятельность, принимает определенные решения. Почти каждое такое действие отражается в бухгалтерском учете.

Информация о хозяйственных операциях, совершенных хозяйствующим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и от них в сгруппированной форме переносится в финансовую отчетность. Такая процедура обобщения бухгалтерской информации необходима прежде всего для самого предприятия и связана с необходимостью уточнить, а в некоторых случаях скорректировать будущий ход финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому в финансовой отчетности должны быть указаны любые факты, содержание которых может повлиять на оценку пользователями информации о состоянии имущества, финансовом положении, прибылях и убытках.

Эта тема актуальна сегодня, так как:

  • подготовка годового отчета является одной из самых сложных задач для бухгалтерской службы организации;
  • финансовая отчетность является наиболее важным показателем, характеризующим финансовое положение организации, и как таковая представляет интерес для большого числа различных пользователей такой информации;
  • финансовая отчетность является информационной базой финансового анализа.

Нормативное регулирование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

В настоящее время система нормативного учета в России имеет четырехуровневую структуру.

Первый уровень системы состоит из законодательных актов, которые принимаются Государственной Думой, указов Президента Российской Федерации и постановлений правительства, прямо или косвенно регулирующих организацию бухгалтерского учета.

Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо или косвенно влияющий на организацию бухгалтерского учета, относится к этому уровню системы. Так, например, в первой части Кодекса наиболее важные стандарты бухгалтерского учета в организациях юридически закреплены, в том числе: наличие независимого баланса для каждого юридического лица; обязательное утверждение годовой финансовой отчетности; обязательные случаи аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; Понятия чистых активов, дочерних и зависимых компаний раскрыты. Во второй части Кодекса представлены основные операции и определенные виды обязательств; содержащиеся в нем нормы, которые влияют на оправдательные и учетные функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т. д.).

Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором предпринята попытка установить правила организации налогового учета, можно отнести к той же группе документов. В свою очередь, принципы налогового учета должны основываться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». »От 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ« Об обществах с ограниченной ответственностью »от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ« Об аудиторской деятельности »и других федеральных законах, так или иначе затрагивающих бухгалтерский учет и отчетность.

Основным актом первого уровня системы, непосредственно регулирующей постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета на русском языке. Федерация.

Второй уровень системы состоит из национальных стандартов - Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, основные правила ведения учета отдельных объектов и в отдельных его разделах, возможные приемы учета без раскрытия конкретного механизма их применения к определенному вид деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время является только Министерство финансов Российской Федерации, и никакой другой орган среди тех, кто занимается разработкой стандартов, не может регулировать с точки зрения конечного результата.

При разработке ПБУ Министерство финансов руководствуется международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время принято 20 национальных стандартов.

Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

  • «Учетная политика организации». ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывность бизнеса, осторожность, последовательность применения учетной политики и т. д.).
  • «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. № 43н. Положение устанавливает требования к финансовой отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соответствие отчетному периоду, правильность исполнения.

Третий уровень регулирования представлен нормативными документами, которые в основном являются подзаконными актами, которые представлены в форме руководящих принципов для бухгалтерского учета, включая инструкции, рекомендации и т. д. Эта группа документов включает руководящие принципы для учета материально-производственных запасов, руководящие принципы для инвентаризация имущества и финансовых обязательств, заполнение форм отчетности и т. д. Одним из важнейших документов на этом уровне является План счетов и инструкции по его использованию.

Четвертый уровень состоит из приказов, руководств, инструкций, которые издаются самими субъектами хозяйствования и раскрывают основные и нормативные положения, установленные в нормативных документах уровней 1-3, с учетом характеристик и специфики деятельности организации.

Особенность документов четвертого уровня заключается в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3 уровня.

Основными рабочими документами той или иной организации являются:

  • документ об учетной политике предприятия;
  • утверждается руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики рабочего процесса;
  • утверждается руководителем плана счетов;
  • утверждается руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (гласности) учетной политики организации установлены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение о бухгалтерском учете и БФО в Российской Федерации

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех глав и 32 статей.

В первой главе «Общие положения» определяется сущность бухгалтерского учета, называются его объекты (собственность организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указываются цели бухгалтерского учета, а также приводятся основные понятия, используемые в бухгалтерском учете.

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое управление бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а также органам, которым предоставлено право регулировать бухгалтерский учет, разрабатывать и утверждать план счетов и инструкции по их Приложение, правила бухгалтерского учета (стандарты) и другие нормативные акты и руководящие принципы для бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при совершении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Во втором разделе «Общие требования к учету» изложены требования к учету (обязательный двойной ввод хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление бухгалтерского учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательное формирование учетной политики и обязательного раздельного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), для документирования хозяйственных операций, ведения учетных регистров, оценки имущества и обязательств, порядка инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе «Регулирование бухгалтерского учета» перечислены принципы регулирования бухгалтерского учета, документы в области регулирования бухгалтерского учета, субъекты регулирования бухгалтерского учета.

Четвертый раздел «Заключительных положений» устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов

В ст. 3, пункт 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете», гласит, что общее методологическое управление бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Таким образом, действующий закон предполагает, прежде всего, систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. Такой подход был характерен для централизованной экономики управления, в которой многие явления экономической жизни могут быть предопределены и, следовательно, регулируемы. Рыночная среда - это динамическое явление. По определению невозможно централизованно регулировать заранее все случаи экономической практики. Если вы придерживаетесь концепции тотального регулирования при формировании законодательства, это означает, что вы должны обречь его на противоречия и недостатки заранее, уже на этапе создания нормативных актов.

Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется государственными регулирующими органами бухгалтерского учета (уполномоченным федеральным органом) и негосударственными регулирующими органами бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями аудиторов, бухгалтеров).

Положения предназначены для конкретизации Закона о бухгалтерском учете и включают шесть разделов.

Раздел I «Общие положения» определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями учетной информации. В этом же разделе определяются сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы порядка (инструкции) по учетной политике.

Раздел II «Основные правила бухгалтерского учета» устанавливает требования к бухгалтерскому учету (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, записи должны вестись в рублях и на русском языке, обязательное формирование учетной политики на основе установленных допущений и требования, отдельный учет текущих производственных затрат и капитальных и финансовых вложений).

В разделе III «Основные правила составления и представления финансовой отчетности» указывается состав финансовой отчетности, порядок их формирования, правила оценки статей финансовой отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал и резервы, расчеты с должниками и кредиторами, прибыль (убыток) организации).

В разделе IV «Порядок представления финансовой отчетности» указываются временные рамки, по каким адресам и в каком порядке бухгалтерские отчеты представляются организациями различных правовых форм.

В разделе V «Основные правила составления консолидированной отчетности» изложена концепция консолидированной отчетности и определены порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разделе В VI «Хранение документов» определены сроки хранения основных учетных документов, порядок их снятия, ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров возложена на руководителей организаций.

Правила бухгалтерского учета разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В то же время они отражают основные черты отечественной системы бухгалтерского учета.

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, не рекомендательные, а обязательные.

Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Он был создан с целью разработки единого международного языка для общения бухгалтеров и пользователей отчетов. Количество стандартов постоянно меняется.

Стандарты не указывают предприятиям, какие счета выбирать, какую форму учета, какие первичные документы составлять и т. д. Они не являются правилами ведения финансового учета. Международные стандарты финансовой отчетности структурированы таким образом, что выбор конкретного правила всегда определяется общепринятыми правилами бухгалтерского учета, которые составляют основу финансовой отчетности. В соответствии с принципами целью подготовки финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом положении широкому кругу пользователей.

Элементами финансовой отчетности по МСФО являются:

  • бухгалтерский баланс (активы, пассивы, капитал);
  • Отчет о прибылях и убытках (доходы, расходы).

Методы оценки:

  • фактическая стоимость приобретения;
  • цена замены;
  • возможная цена продажи;
  • дисконтированная стоимость.

При рассмотрении различных учетных систем выделяют 3 учетные группы:

  1. британско-американский;
  2. континентальный;
  3. латиноамериканский (южноамериканский).

Британо-американец (США, Канада, Индия):

  1. ориентация финансовой отчетности на потребности инвестора;
  2. регулирование финансовой отчетности небольшим количеством стандартов;
  3. свобода бухгалтеров в технике бухгалтерского учета (отсутствие плана счетов, обязательная форма первичных документов, форма бухгалтерского учета).

Континенталь (Германия, Франция):

  • Система бухгалтерского учета ориентирована на государственные органы, тесную взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом.

Латиноамериканская:

  • ориентация на требования плановых органов.

Основные нормативные требования, предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Требования к отчетности

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н.

Положение включает четыре раздела:

  • Основные положения;
  • Формирование учетной политики;
  • Изменение учетной политики;
  • Внутривенно Раскрытие учетной политики.

Раздел I «Общие положения» определяет учетную политику и указывает сферу ее применения. Под учетной политикой организации понимается совокупность принятых ею методов бухгалтерского учета - первоначальное наблюдение, оценка затрат, текущая группировка и обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Раздел II «Формирование учетной политики» содержит положения, в соответствии с которыми учетную политику организации формирует главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложена ответственность за ведение бухгалтерского учета организации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании этих положений. Положение и утверждается руководителем организации.

Раздел III. «Изменение в учетной политике». Изменения в учетной политике организации могут быть внесены в следующих случаях:

  • изменения в законодательстве Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету;
  • разработка организацией новых методов бухгалтерского учета. Использование нового метода бухгалтерского учета требует более точного представления фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или менее трудоемкого бухгалтерского процесса без снижения степени достоверности информации;
  • значительное изменение условий ведения бизнеса. Значительные изменения в экономических условиях организации могут быть связаны с реорганизацией, изменениями в деятельности и т. д.

Изменение учетной политики не считается утверждением метода ведения учета фактов хозяйственной деятельности, которые существенно отличаются от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не установлено причиной такого изменения.

Раздел IV. «Раскрытие учетной политики». Организация должна раскрывать методы бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями финансовой отчетности.

Методы бухгалтерского учета признаются необходимыми без знания, использование которого заинтересованными пользователями финансовой отчетности не позволяет достоверно оценить финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) денежные потоки.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • причина изменения учетной политики;
  • содержание изменений в учетной политике;
  • порядок отражения влияния изменений учетной политики в финансовой отчетности;
  • сумма корректировок, связанных с изменениями в учетной политике для каждой статьи финансовой отчетности для каждого из представленных отчетных периодов, и если организация должна раскрывать информацию о прибыли на акцию, также в соответствии с базовой и разводненной прибылью (убытком) за акцию;
  • сумма соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим периодам, представленным в финансовой отчетности, в той степени, в которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики связано с первым применением нормативного правового акта или изменением нормативного правового акта, то факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с процедурой, предусмотренной настоящим актом, также быть раскрытым

Существенные методы бухгалтерского учета, а также информация об изменениях в учетной политике подлежат раскрытию в пояснительной записке, включенной в финансовую отчетность организации.

Изменения в учетной политике за год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к финансовой отчетности организации.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, составленные по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Это последний этап бухгалтерской работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности организации, а также для экономического анализа в самой организации. В то же время отчетность необходима для оперативного управления бизнес-деятельностью и служит отправной точкой для дальнейшего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. Следует обеспечить сопоставимость показателей отчетности с данными за прошлые периоды.

БФО включает в себя следующие данные.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные, необходимые для формирования достоверной и полной картины финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Надежной и полной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная на основании правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой их наличие, состояние и оценка проверяются и документируются. Если данных становится недостаточно для формирования полной картины финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении, то организация включает в бухгалтерскую (финансовую) отчетность соответствующие дополнительные показатели и пояснения к показатели рекомендованы Минфином РФ.

При подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций необходимо обеспечить нейтральность содержащейся в ней информации, т. е. исключается одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности перед другими. Если в результате выбора или представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения заранее определенных результатов или последствий, такая информация не является нейтральной.

Показатели отдельных активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций, а также в бухгалтерской (финансовой) отчетности отдельно в случаях их существенности и если без ведома их заинтересованными пользователями невозможно оценить финансовое положение организации или финансовые результаты своей деятельности. Показатель считается значимым, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Существенной является сумма, отношение которой к общему объему соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Организация может принять решение по заявке в целях отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенной информации, отличной от вышеуказанной. Решение организации о том, является ли этот показатель значительным, зависит от оценки показателя, его характера и конкретных обстоятельств возникновения.

Для каждого числового показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности помимо отчета, составляемого вновь созданной организацией за отчетный период, должны быть предоставлены данные как минимум за два года - отчетность и предыдущая отчетность. Организация имеет право раскрывать данные за более чем два года по каждому числовому показателю. Если организация решает раскрывать данные за более чем два года (три или более) для каждого числового показателя, то следует обеспечить сопоставимость данных за все периоды.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна обеспечить сопоставимость отчетных данных с показателями за предыдущий год (ы) или соответствующие периоды предыдущих отчетных периодов. Если данные за период, предшествующий отчетному периоду, не сопоставимы с данными за отчетный период, то первые из упомянутых данных подлежат корректировке на основании правил, установленных нормативными актами бухгалтерского учета.

Баланс должен включать числовые показатели в чистую оценку, то есть минус нормативные значения.

При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны соблюдаться требования правил бухгалтерского учета и иных нормативных документов по учету раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • об изменениях в учетной политике, которые оказали или могут оказать значительное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые показатели организации;
  • об операциях в иностранной валюте;
  • по товарно-материальным запасам;
  • об основных средствах;
  • о доходах и расходах организации;
  • о событиях после отчетной даты и последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;
  • информация об операционном и географическом сегментах;
  • другая информация об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

В современных условиях формы, включенные в финансовую отчетность, не строго регламентированы, а составляются организациями с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации. Когда организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе выборок, рекомендованных Министерством финансов РФ, должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности, рассмотренные выше.

Вывод:

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод.

Нормативная база бухгалтерского учета включает в себя целый ряд норм, стандартов и руководящих документов; на основании которого составляется бизнес-план, начисляются средства, вычитаются налоги и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные стандарты и стандарты для взносов в фонды и налоги.

Система нормативного учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из четырех уровней документов:

  • Уровень 1 - законодательные акты, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, прямо или косвенно регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • Уровень 2 - стандарты (правила) бухгалтерского учета и отчетности;
  • 3 уровень - методические рекомендации (инструкции), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
  • Уровень 4 - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основы построения системы бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая была утверждена Методическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров по 29 декабря 1997 г.

В заключение я хотел бы отметить, что для формирования системы регулирующего учета, которая наилучшим образом отвечает целям реформы бухгалтерского учета в нашей стране, требуются значительные усилия для заполнения всех ее уровней.