Нетрадиционные формы обучения как средство создания здоровьесберегающей среды в классе

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формирование коммуникативной культуры школьников
Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников
Формирование здорового образа жизни у школьников
Методика подготовки и проведения коллективных творческих дел (воспитательных дел)


Введение:

Охрана здоровья детей может быть названа приоритетной деятельностью всего общества, поскольку только хорошее здоровье является важнейшим фактором развития человека, и особенно тела ребенка.

Здоровье помогает им в течение всей жизни выполнять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности и, при необходимости, значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраненное и укрепленное самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Однако состояние здоровья молодых россиян вызывает опасения: в среднем у каждого российского ребенка есть несколько хронических заболеваний. По 40% причин эксперты называют несбалансированное питание, только в 15% случаев они ссылаются на организацию медицинской помощи, такое же количество обусловлено генетическими особенностями, остальное определяется образом жизни, индивидуальными привычками.

Отличное здоровье, крепкое и вспыльчивое тело, сильная воля, сформированные в процессе физического воспитания и спорта, являются хорошей основой для интеллектуального и психического развития человека. В двигательной активности хорошо складываются дружеские отношения, которые учат ребенка общаться со сверстниками, решать общие проблемы, помогать другу, отвечать перед сверстниками. Играя в подвижную игру, тренируются волевые черты характера. В процессе изучения движений у детей развиваются умственные способности. Моральные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к их деятельности.

На протяжении многих лет ребенок проводит в стенах учебного заведения, и поэтому без участия учителя невозможно сформировать ценностное отношение к здоровью.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, которая создает максимально возможные условия для поддержания, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личного и физического здоровья всех субъектов образования (студентов, преподавателей и т. д.).

Эта система включает в себя:

  1. Использование данных по мониторингу состояния здоровья студентов, проводимых медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе внедрения образовательных технологий, их коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  2. С учетом особенностей возрастного развития школьников и разработки образовательной стратегии, соответствующей характеристикам памяти, мышления, работоспособности, активности и др. Учащихся данной возрастной группы.
  3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе внедрения технологий.
  4. Использование различных видов оздоровительных мероприятий учащихся, направленных на поддержание и увеличение резервов здоровья, работоспособности.

Сохранение и укрепление здоровья школьников является насущной проблемой и вопросом первостепенной важности, поскольку оно определяет будущее страны. Хорошее здоровье - один из главных источников человеческого счастья и радости, его бесценное богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко потерять.

В последнее время все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и негативной психологической ситуации в семье, чрезмерного шума и нервозности в учреждении из-за «организации» учебного процесса, отсутствия гибких распорядков дня и рационального чередование психического напряжения с физическими упражнениями, отдыхом и т. д.

Известный физиолог Н.М. Щелованов писал: «Эмоции не только составляют самое ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизни организма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно приводит к ухудшению здоровья ребенка, поскольку физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитием ребенка. «Психика формируется в движении».

Ребенок, по словам академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физического разряда, недоеданием и малоподвижностью. Последние два обстоятельства, по мнению ученых, приводят к ускорению - ускоренному развитию детского организма, и в первую очередь - увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своем развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Проблема современной школы - потеря интереса к обучению многими учениками. Причины этого негативного явления неоднозначны. Это перегрузка монотонным учебным материалом, а также несовершенство методов, приемов и форм организации образовательного процесса, а также отсутствие объективности в оценке знаний и навыков, дезорганизация детей и усталость межличностных отношений, которые утомляют детей. Очень ограниченные возможности для творческого самовыражения также негативно влияют.

Цель: изучить нетрадиционные формы обучения как средство создания в классе здоровьесберегающей сферы.

Задачи:

  • рассмотреть основные виды нетрадиционных форм образования, которые являются здоровьесберегающими в учебном процессе;
  • изучить типологию нетрадиционных форм обучения;
  • выявить педагогические условия, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы.

Методы: анализ, цитирование, ведение заметок, обобщение передового педагогического опыта.

Объект исследования: оздоровительная сфера в учебном процессе.

Предмет исследования - нетрадиционные формы обучения.

Материалом были научные статьи, учебные пособия, методическая литература, а также различные интернет-сайты.

Теоретические основы здоровьесберегающей среды

Понятие «здоровьесберегающая среда» будет пониматься как окружающая и социальная среда, которая способствует достижению полноценной личности, способствует ее физическому, духовному и социальному благополучию за счет использования здоровьесберегающих технологий. ,

Сложность понятия «здоровье»

Здоровье является важнейшим фактором работоспособности и гармоничного развития человека, особенно детского организма. Концепция здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие болезни, болезненного состояния, но также как состояние полного социального физического или психологического равновесия.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни: благоприятная социальная среда; духовно-нравственное благополучие; оптимальный моторный режим (культура движений); закаливание тела; сбалансированное питание; личная гигиена; отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков); позитивные эмоции.

Педагогический фактор как фактор риска, разрушающий здоровье студента.

Сам учебный процесс оказывает существенное негативное влияние на состояние здоровья детей. По данным Института физиологии развития Российской академии образования, «вклад» внутришкольной среды в студента составляет 21%.

Учитель часто является серьезной силой, которая разрушает здоровье, психику и интеллект ребенка, в то время как он должен быть силой, которая создает здоровье его тела, души и ума.

Здоровье ребенка напрямую зависит от учителя.

Уничтожение здоровья детей в контексте педагогического процесса во многом является результатом некомпетентности учителя в области здоровья человека и создания здорового образования.

Отрицательный эффект:

  • интенсификация учебного процесса, провоцирование перегрузки нервной системы, эмоционального напряжения и нервного истощения у детей;
  • завышение объема дневной и общей недельной тренировочной нагрузки. приводит к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, нехватки времени для разнообразного развития детей за пределами школьных стен;
  • раннее начало обучения для детей, которые еще не достигли «школьной зрелости», что приводит к трудностям в адаптации к школьной жизни, обучению болезням, повышенному риску близорукости, нарушению осанки и многим другим негативным последствиям для их дальнейшего развития;
  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным характеристикам учащихся;
  • неконтролируемое внедрение инноваций;
  • несоблюдение физиологических и гигиенических требований и организации учебного процесса;
  • снижение необходимого объема суточной двигательной активности;
  • низкая эффективность существующей системы физического воспитания.

Здоровье - это состояние полного физиологического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических недостатков. Это также включает в себя энергетический баланс.

Отношение к физическому здоровью как к ценностям передается в основном через профессионально-личную позицию учителя, который на личном примере подтверждает преимущества здорового образа жизни.

Интенсификация образовательного процесса и здоровья.

На состояние здоровья детей существенное влияние оказывают как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, так и факторы риска, обусловленные особенностями организации образовательного процесса (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методики обучения с возрастные возможности школьников).

Интенсификация идет по-разному.

Первое - это увеличение количества тренировочных часов.

Фактическая академическая нагрузка, особенно в лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением ряда предметов, в среднем в начальной школе 6,2–6,7 часа в день, в начальной школе 7,2–8,3 часа в день, в средней школе - 8,6 - 9,2 в день. Вместе с подготовкой домашнего задания рабочий день современного ученика составляет 9–10 часов в начальной школе, 10–12 часов в начальной и 13–15 часов в средней школе.

Значительное увеличение тренировочной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечаются нервно-психические расстройства, повышенная утомляемость, сопровождающиеся гормональными дисфункциями и низкая устойчивость к болезням.

Еще одним вариантом интенсификации учебного процесса является сокращение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Это приводит к увеличению домашней работы и интенсификации учебного процесса.

Ученик и компьютер

Существенной проблемой для здоровья школьников в последние годы стал компьютер. Эта необходимая и полезная вещь при неправильном использовании наносит значительный вред физическому состоянию ребенка.

Здоровье и движение

Гиподинамия означает отсутствие активности, сидячий образ жизни. Уже в школьные годы ребенок долго сидит на уроках, затем дома долго делает уроки, ведет малоподвижный образ жизни. В результате организм не успевает сжечь все калории, которые он получает, они откладываются под кожей, закупоривают сосуды.

Надо совершать регулярные прогулки; подвижные игры должны быть не менее часа, нельзя забывать о физкультуре, занятиях на тренажере, плавании. Мобильный образ жизни - эффективное лекарство от стресса и депрессии.

Занятия должны основываться на принципах постепенности и последовательности, повторения и интенсивности, индивидуализации и регулярности.

Нетрадиционные формы урока и их влияние на здоровье студента

Понятие и особенности нетрадиционного урока

Современные учебные заведения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях нехватки учебного времени. В результате организм ребенка, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает ряд расстройств здоровья, которые называют «школьные заболевания». В то же время в процессе обучения в школе у ​​детей наблюдается увеличение количества хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей организма ребенка.

Чтобы создать благоприятный климат, который направляет студентов к общению, необходимо выбрать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность студентов.

Для плодотворной и эффективной деятельности студентов характерны нетрадиционные формы ведения занятий.

Нетрадиционный урок - это импровизированный учебный урок, имеющий нестандартную (неопределенную) структуру.

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности работы учащихся.

Опыт школьных учителей и исследования инновационных учителей показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию обучения.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как особая задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, необходимостью приобретения новых знаний, навыков и умений.

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения темы или нескольких тем, выполняющих функции учебного контроля. Такие уроки проводятся в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобное изменение в привычном окружении, носящее игровой, захватывающий характер; снижает стресс-фактор проверки уровня развития; создает праздничную атмосферу при подведении итогов проделанной работы; устраняет психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за страха ошибиться; позволяет детям с повышенной тревожностью более полно продемонстрировать свои истинные способности.

Нетрадиционные формы урока проводятся при обязательном участии всех учащихся в классе, а также реализуются с обязательным использованием слуховых и наглядных пособий.

На этих уроках можно достичь разнообразных целей методологического, педагогического и психологического характера, которые можно обобщить следующим образом:

  • контролируются знания, умения и навыки студентов по конкретной теме;
  • обеспечивает деловую, рабочую атмосферу, серьезное отношение студентов к уроку;
  • предусматривает минимальное участие в уроке учителя.

Дидактические игры, урок-исполнение, урок-интервью, урок-отпуск, урок-тур, видео-урок, интегрированный урок, урок-проект, урок-музыкальный, урок-экскурсия методически высокоэффективны, реализуя нетрадиционные формы обучения, развитие и обучение студентов.

Классификация нетрадиционных уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков версий нетрадиционных уроков. Их имена дают некоторое представление о целях, задачах, методах проведения подобных занятий.

Ниже мы рассмотрим изменчивость классификации нетрадиционных уроков в соответствии с «классической» типологией в соответствии с основными дидактическими целями - планируемыми результатами обучения.

Уроки для формирования новых знаний:

  • комплексные (междисциплинарные) уроки;
  • учебные конференции (пресс-конференции);
  • уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия);
  • изучать уроки.

Уроки навыков:

  • мастерские;
  • уроки - диалоги;
  • уроки с ролевой, деловой игрой.
  • уроки повторения и обобщения знаний, закрепления навыков:
  • повторно-обобщающие споры;
  • внеклассные семинары по чтению;
  • игровые уроки: «КВН», «Что?» Куда? Когда? »,« Поле чудес »,« Счастливый случай »;
  • уроки-инсценировки (урок-корт, урок-концерт);
  • соревновательные уроки;
  • уроки конкурса.

Уроки тестирования и учета знаний и навыков:

  • уроки - консультация;
  • тестовые уроки;
  • уроки викторины;
  • обзор знаний;
  • защита творческих работ, проектов.

Классификация нетрадиционных уроков позволяет определить их место в системе, реализуемой учителем, и более разумно планировать, используя всю их «палитру», достижения своих целей.

В данной классификации известные варианты уроков также классифицируются как нетрадиционные, педагогический потенциал которых явно недостаточно используется.

Мнения учителей о нетрадиционных уроках расходятся: некоторые видят в них прогресс педагогической мысли, верный шаг к демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением учителей под давлением ленивых студентов, которые не хотят и не умеют серьезно работать.

Использование нетрадиционных уроков выявило ряд существенных недостатков, снижающих образовательную эффективность образовательного процесса:

  • спонтанное и бессистемное использование таких уроков;
  • отсутствие прогноза позитивных изменений - повышение качества формируемых знаний и навыков, а также сдвиги в развитии студентов;
  • преобладание репродуктивных технологий обучения.

Нетрадиционные уроки, необычные по дизайну, организации и методологии, более популярны среди студентов, чем повседневные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

Поэтому такие учителя должны практиковать такие уроки. Но превращать нетрадиционные уроки в основную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезной познавательной работы, низкой производительности и регулярности.

Типологии нетрадиционных форм обучения как формы здравоохранения в начальной школе

Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благосостояния общества и государства, не только отражающим текущую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее. Внимание к здоровью школьников естественно возросло. Они давно знали о проблемах в этой области и говорили о них, но сегодня эта проблема стоит особенно остро. Ответственность за то, что только менее 10% школьников могут считаться здоровыми, что их здоровье значительно ухудшается с первого до последнего класса, наконец, взяла на себя школа. Педагогическое сообщество все больше осознает, что именно учитель может сделать гораздо больше для здоровья ученика, чем врач.

Здоровьесберегающие образовательные технологии могут рассматриваться как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики - одного из наиболее актуальных образовательных подходов, а также как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

В области здоровьесберегающей педагогики урок построен с учетом потребностей детей в саморазвитии, подражании и опыте.

Важнейшей проблемой, которая касается всех учителей общеобразовательной школы, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся, как формы сохранения здоровья.

Великие педагоги и психологи К.Д. Ушинский А.С. Макаренко Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин Р.С. Немов И.П. Подлясый обратил внимание на нетрадиционные формы обучения как одно из условий становления и формирования творческой, активной, самостоятельной личности.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой этих уроков, оригинальностью их поведения, предметно-предметными отношениями.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и сохранения здоровья.

Нетрадиционные уроки, при правильном использовании, развивают способности и личность студента, формируют устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, скованность, которые являются общими для многих детей, помогают сформировать навыки воспитательной работы, самой учебной деятельности и глубокое эмоциональное воздействие на детей.

В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы); уроки путешествий; уроки фэнтези; история урока; неожиданный урок; отчет об уроке; тестовый урок, урок здоровья, уроки с использованием компьютерных технологий.

Использование компьютера может рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, повысить интерес детей к обучению на неизмеримо более высоком уровне.

Опыт показывает, что нетрадиционные уроки возможны на любом этапе работы над учебным материалом, как при приобретении новых знаний, так и при формировании навыков, обобщении и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Творческие принципы помогают в подготовке и проведении нетрадиционных занятий:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, формализм в проведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
  3. Развлечения и хобби, а не развлечения, являются основой эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернатив с учетом многих мнений.
  5. Развитие коммуникативной функции на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, мотивации к действию, чувства эмоционального удовольствия.
  6. «Скрытая» дифференциация студентов по возможностям обучения, интересам, способностям, склонностям.
  7. Использование оценки как формирующего, а не просто результирующего инструмента.

Основываясь на этих принципах, учителя должны сосредоточиться на психологических особенностях учащихся начальной школы.

Уроки с использованием современных технических и аудиовизуальных средств обучения.

Интернет урок

Благодаря своему огромному потенциалу Интернет вскоре после своего создания привлек внимание практикующих учителей и методистов. В настоящее время Интернет используется для преподавания самых разных предметов.

Интернет обладает огромными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.

При подготовке к следующему уроку учителю важно помнить о дидактических свойствах и функциях каждого из выбранных учебных пособий, четко представляя, для какой методологической задачи конкретный учебный инструмент может быть наиболее эффективным.

Если мы помним предмет нашего обсуждения - Интернет, также важно определить, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы.

Например:

  • включить сетевые материалы в содержание урока;
  • для самостоятельного поиска информации студентов в рамках проекта;
  • закрыть пробелы в знаниях.

Включение сетевых материалов в содержание урока позволяет студентам лучше понимать жизнь на нашей планете, участвовать в совместных, исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и навыки.

Простейшее применение Интернета - использовать его в качестве источника дополнительных материалов для учителя при подготовке к уроку. Материалы могут быть распечатаны и затем использованы во время традиционного урока.

Видео урок

Преимущество видео заключается в его эмоциональном воздействии на студентов. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у студентов личного отношения к увиденному. Использование видеофильма также помогает развитию различных аспектов умственной деятельности студентов, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Психологические особенности воздействия учебных видео на студентов способствуют созданию благоприятной среды.

Практика показывает, что видео уроки являются эффективной формой обучения.

Интегрированный урок

Интегрированный урок - это особый тип урока, который сочетает в себе обучение по нескольким дисциплинам одновременно при изучении одной концепции, темы или явления. На этом уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая в качестве интегратора, и вспомогательные дисциплины, способствующие углублению, расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированные уроки могут объединять различные дисциплины в целом, порождая интегративные предметы, такие как «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Мировая художественная культура», и могут включать только определенные компоненты содержания, методы.

Межпредметная интеграция позволяет систематизировать и обобщать знания студентов по смежным предметам. Обучение в «интегрированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание; Помогает студентам построить более целостную картину мира.

Интегрированный урок, наряду с сочетанием методов и средств обучения, предполагает сочетание форм организации учебной деятельности учащихся на уроке, а именно: индивидуальную, групповую, фронтальную.

С позиции поставленных целей интегрированного урока указываются его результаты:

  • повысить уровень знаний по предмету;
  • изменение интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи школьников, обусловленное взаимодействием разных предметов;
  • эмоциональное развитие учащихся, основанное на вовлечении музыки, живописи, лепки, литературы, пластики движения тела;
  • рост познавательного интереса школьников, проявляющийся в стремлении к активной и самостоятельной работе на уроке и после занятий;
  • включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут стать собственные стихи, рисунки, панно, поделки, отражающие личное отношение к определенным явлениям и процессам.

Урок это игра

В последнее время методы преподавания игр становятся все более распространенными. Обучающие, деловые или активные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

Преимущество игры состоит в том, что благодаря эмоциям сочувствия внимание студентов концентрируется на ответе «сильного» студента, прошедшего отборочный тур, в результате чего учебный материал лучше усваивается и фиксируется. А установка в начале урока того, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, поощряет более строгий самоконтроль и взаимный контроль. И, конечно же, не стоит забывать, что в игре развивается двигательная активность.

Это может быть игра в форме КВН, брейн-ринга, поля чудес или турнира, викторины и т. д.

Урок проекта

Методология проекта характеризуется кооперативным характером задач при работе над проектом, деятельностью. который в то же время осуществляется, по своей сути творческий и ориентированный на личность студента. При выборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

Готовый проект может быть представлен в различных формах: статьи, рекомендации, альбом, коллаж. Формы презентации проекта также разнообразны: статья, рекомендации, альбом, коллаж. Формы презентации проекта также разнообразны: доклад, конференция, конкурс, празднование, выступление.

Урок проекта формирует навыки самостоятельной работы.

Основным результатом работы над проектом станет обновление существующих и приобретение новых ZUN и их творческое применение в новых условиях.

Урок экскурсионный

Сегодня, когда отношения между разными странами и народами развиваются все шире, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом учебного процесса.

Педагоги, признавая стимулирующую силу региональной и культурной мотивации, стремятся развивать познавательные потребности учащихся в нетрадиционных классах.

Школьная экскурсия - это не просто поездка в парк, которая напоминает очередной урок физкультуры. Основная цель школьного тура - ознакомить учащихся с внешним миром. Детей забирают на заводы, фабрики, где сотрудники рассказывают им об особенностях определенных профессий, этапах производства, рисках и опасностях. Это позволяет ребенку увидеть профессию изнутри и в будущем более конкретно представить, что он хотел бы сделать. И чем больше разноплановых предприятий, фирм и организаций дети посещают во время экскурсий, тем больше практических знаний они получат.

Учеников начальной школы часто отправляют в зоопарки, дельфинарии, террариумы, заповедники, парки. Дети могут увидеть экзотических животных в их естественной среде обитания, получить массу приятных и незабываемых эмоций от кормления обезьяны, фотографирования с питоном и наблюдения за белкой.

Урок исполнения

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок производительности.

Подготовка пьесы - это творческое произведение, способствующее раскрытию индивидуальных творческих способностей у детей. Студенты довольны этим видом работы.

Урок праздника

Очень интересной и плодотворной формой проведения уроков является праздничный урок. Эта форма урока расширяет знания ребенка о традициях и обычаях, существующих как в России, так и в других странах. Проведение такого урока создает приятный и теплый климат в классе.

Интервью урок

Урок - интервью - это своего рода диалог по обмену информацией.

В зависимости от поставленных задач, тема урока может включать отдельные подтемы «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография». Во всех этих случаях мы имели дело с обменом соответствующей информацией. Эта форма урока требует тщательной подготовки. Студенты самостоятельно работают над заданием, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Этот урок развивает диалогическую речь, способствует быстрому установлению контакта между детьми в классе.

Музыкальный урок

Известно, что в древней Греции многие тексты были выучены пением, а во многих школах Франции это практикуется сейчас. В Индии алфавит и арифметика сейчас преподаются в начальной школе пением.

Музыкальный урок способствует эстетическому и нравственному воспитанию учеников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика и развивает речь.

Благодаря музыкальному пению на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается утомляемость. Во многих случаях он также служит разрядкой, которая уменьшает стресс и восстанавливает успеваемость учащихся.

Дидактическая игра

Дидактическая игра отличается от игры в целом наличием четко определенной цели обучения и соответствующих педагогических результатов.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровая концепция, игровые действия, познавательный контент или дидактические задания, оборудование, игровые результаты.

Использование дидактических игр:

  • развитие познавательных процессов;
  • развитие двигательной активности;
  • служит более активному формированию познавательной мотивации у детей;
  • прививает эстетические чувства.

Йогическая система

Эта система призвана способствовать познанию и унификации духа, души и тела, то есть, ум интеллектуально-психологической сферы, эмоционально-вегетативные и костно-мышечной системы.

Правильное дыхание улучшает здоровье. Итак, со смехом дыхание помогает преодолеть чувство страха. Смех позволяет вам справиться со стрессом, победить депрессию и уменьшить хроническую боль. Смех меняет ритм сердцебиения, после долгого смеха артериальное давление снижается.

Йога особенно полезна для учеников начальных и средних классов, потому что именно в этом возрасте заложены основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника, как сколиоз. Кроме того, йога повышает устойчивость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Он обеспечивает выход для естественной активности детей, поэтому он особенно полезен для неуравновешенных, нервных, неспособных к концентрации, невнимательных детей. Доказано, что студенты йоги более дисциплинированы, лучше учатся и меньше устают. Дети в подростковом возрасте характеризуются активным развитием на фоне общего дисбаланса, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и психическое равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и сосредоточенности, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать себя в форме и в то же время повысить самооценку и справляться со стрессами повседневной жизни.

Ароматерапия

Ароматерапия - это лечение с использованием натуральных эфирных масел, которые попадают в систему кровообращения и, таким образом, распределяются по всему организму. Есть растения, которые выделяют приятные ароматы. Комнатные растения не только смягчают интерьер помещения, обогащают его кислородом, успокаивают зрительный нерв в зеленом цвете, но и ароматизируют атмосферу. Но следует помнить, что дети, склонные к астматическим заболеваниям, могут болезненно реагировать на эфирные масла ароматических растений. В этом случае растения должны быть удалены из класса.

Ароматерапия в школе используется как распылитель ароматизаторов во всех классах начальной школы прямо во время уроков. Это дополнительный ценностный момент, поскольку на уроке происходит изменение активности, изменение динамической осанки учащегося и моделируется естественная ценностная пауза. Используемые масла: лимон, сладкий апельсин, грейпфрут, пихта, розмарин, петитгрейн.

Цветотерапия

Цветовая гамма - это своего рода школа, с помощью которой можно узнать о настроении, вкусах, привычках, характере человека. Цвет способен мешать и помогать, отталкивать и привлекать, и даже лечить. Цветовой климат всей комнаты имеет большое значение для решения интерьера.

Г. Ухольфорт, профессор университета в канадской провинции Альберта, обнаружил, что изменение цвета и освещения в школах приводит к улучшению успеваемости, сокращению прогулов и укреплению дисциплины. Цвета были заменены: желтый, красный, оранжевый с белым, бежевый, коричневый и люминесцентные лампы с лампами накаливания.

Румынский врач Стефанику-Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту сердечных сокращений. Частота сердечных сокращений и дыхания увеличиваются с помощью пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов, в то время как воздействие зеленого, индиго и фиолетового цветов замедляет частоту сердечных сокращений и дыхание. Физиологический эффект должен быть сведен к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции. Стальные опоры должны быть окрашены в светлые тона, низкие помещения могут стать «выше», если потолки окрашены в светло-зеленый, светло-голубой.

Контрастные цвета (желтый, черный) особенно подходят для маркировки опасных зон.

Шумный пейзаж в школе. Музыкальная терапия.

Звуки определенной силы, частоты и цвета полезны и необходимы для нас. Человек не может жить в абсолютной тишине (40 часов в абсолютной тишине и человек теряет чувство реальности) - возникают галлюцинации, уменьшается пульс.

Инфразвук - звуковые колебания с частотой ниже 20 Гц. Это вызывает болезнь, подобную приступам укачивания.

Неслышимый звук может вызвать общие недомогания, головокружение.

Шум ухудшает сон человека, сужает кровеносные сосуды и вызывает головную боль, значительно снижает уровень адреналина в периферической крови; повышается артериальное давление, замедляется ритм сердечных сокращений, снижается секреция слюнных и желудочных желез, нарушаются функции щитовидной железы и коры надпочечников, изменяется электрическая активность мозга.

Учащиеся и преподаватели школ не придают серьезного значения борьбе с шумовым загрязнением школьных зданий.

Призывая детей к порядку в коридорах, мы не только защитим себя от шума и пыли, но и введем определенные этические нормы. Для шумных игр внутренние дворы должны быть отведены и благоустроены.

Есть звуки, которые исцеляют или способствуют творческой деятельности. Правильно подобранное музыкальное сопровождение - надежный способ преодолеть усталость. Использование музыки также имеет очень эффективные средства развития эмоционального мира человека. Использование музыки в качестве психотерапевтического средства широко распространено в промышленности, медицине и спорте.

Русский физиолог И.Р. Тарханов, со своими оригинальными, доказал, что мелодии, которые приносят радость человеку, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, помогают расширять кровеносные сосуды и нормализуют кровяное давление, музыка, которую легко слушать, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Согласно исследованиям психотерапевта С. Мамулова, кларнет влияет исключительно на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. И флейта обладает самым расслабляющим эффектом.

Музыка активирует гораздо больше областей мозга, чем речь, эмоции, вызванные симфонией, приводят к гормональным и биохимическим изменениям, влияют на обменные процессы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы и тонус мозга.

Музыку можно использовать на уроках и в перерывах. Во время рисования это также считается полезным.

Фрагменты следующих произведений могут быть включены в музыкальные образы в качестве элементов влияния при моделировании настроения: для переутомления, нервного истощения - «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Очинского; в печальном настроении - «К радости» Л. Бетховена; с сильной раздражительностью - «Паломнический хор» В. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П. Чайковского, «Лунный вальс» К. Дебусина, «Сны» Р. Шумана.

На уроке, а также в перерыве по всему школьному зданию музыкальный звук должен быть тихим.

Использование нетрадиционных форм обучения как средство создания здоровьесберегающей среды в младших классах в опыте учителей

Опрос учителей о влиянии нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся

Для изучения влияния нетрадиционных форм образования на здоровье учащихся был проведен опрос 19 учителей.

Базой МОУ была Гавровская общеобразовательная школа.

После анализа данных анкет были получены следующие результаты.

Учителя, чей стаж преподавания составляет от 1,5 до 12 лет (5 учителей), понимают нетрадиционные формы учебных классов, которые отличаются от традиционных; это не соответствует общепринятым стереотипам; такие формы, которые соответствуют духу современности.

Учителя понимают формы нетрадиционных уроков в основном по компьютерным технологиям (60%), ролевым играм (40%).

Учителя считают необходимым вводить такие уроки в школьное образование и применять их в своих классах 2-3 раза в месяц. (100%)

Ответы учителей с большим педагогическим опытом (14 учителей) отличаются от ответов учителей с небольшим педагогическим опытом. Они считают нетрадиционные уроки более эффективными для создания здоровьесберегающей сферы (71,4% учителей); 28,56% учителей считают это немного благоприятным. Но ни один учитель не считает, что это совсем не способствует.

На вопрос, что подразумевается под такими формами обучения, были получены интересные ответы:

  • это такие формы работы, которые позволяют ребенку думать и не бояться говорить - это все необычное и новое;
  • это новые формы, проверенные инновационными учителями, новые методы;
  • это те уроки, которые способствуют оптимизации и эффективности обучения в несколько раз.

Формы нетрадиционных учительских уроков включают: урок-корт, урок-портрет, урок-путешествие, урок-игра, урок-концерт, урок-исследование, урок-проект.

Практически все учителя считают использование компьютерных технологий обязательным.

Все учителя, участвовавшие в опросе, считают необходимым применять нетрадиционные формы обучения. 21% учителей проводят их чаще, чем необходимо (каждые 1-2 недели), что может снизить интерес учащихся к предмету и превратить такие уроки в традиционные. 49,9% учителей предпочитают использовать их один раз в месяц. 28,7% учителей используют не чаще одного раза в месяц, в зависимости от консолидации учебного материала студентами.

Среди опрошенных учителей, на вопрос: «Почему вы не пользуетесь нетрадиционными формами обучения?», Был получен следующий ответ: «У меня в офисе нет компьютера»!

Но помимо компьютерных технологий, существует множество других форм проведения таких уроков, например, урок-отпуск и т. д. Но это не должно ограничиваться работой с нетрадиционными формами обучения.

Мы не должны забывать о мире запахов в школьных стенах. Что касается цветовой схемы, которая по-разному влияет на самочувствие студентов, то можно даже использовать мягкую классическую музыку во время занятий или в перерывах, а также устраивать живые уголки природы.

Но учителя по разным причинам не классифицировали все эти формы как нетрадиционные. Но невозможно сохранить или компенсировать ущерб здоровью учащихся с помощью уроков, игр или, особенно, компьютерных технологий.

Таким образом, можно видеть, что учителя по-разному осознают использование нетрадиционных форм обучения.

Учителя с большим педагогическим опытом ответили на вопросы более подробно. Они считают использование нетрадиционных форм урока благоприятным для создания здоровьесберегающей сферы.

В то же время, для учителей с небольшим педагогическим опытом использование нетрадиционных форм обучения ограничивается использованием только компьютерных технологий и ролевых игр. Кроме того, учителя классифицируют нетрадиционные уроки как не способствующие созданию здоровой атмосферы в классе.

Здоровьесберегающая среда в уроке игры по математике во 2 классе на тему «Обеспечение компонентов умножения»:

  1. Психологическое отношение (к спокойной музыке).
  2. Зарядка для ума. Разогрев.
  3. Гимнастика для рук.
  4. Гимнастика для снятия усталости с глаз.
  5. Чередование различных видов образовательной деятельности:
  • опрос студентов;
  • написание, чтение;
  • слух;
  • история;
  • рассмотрение наглядных пособий;
  • ответы на вопросы;
  • решаю задачи;
  • индивидуальная форма работы с детьми;
  • работать в парах

Вывод:

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и правильно выбрать ту или иную форму урока.

Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм, ответственность, социальную компетентность, укреплять физическое и психологическое здоровье ребенка. По этой причине эта тема в настоящее время очень актуальна. Нетрадиционный урок - это импровизированный учебный урок, имеющий нестандартную структуру.

Опыт школьных учителей и исследования инновационных учителей показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию обучения. Более того, формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как особая задача.

Использование нетрадиционных уроков в школе помогает обеспечить благоприятный климат в классе, эмоциональную стабильность и, следовательно, профилактику хронических заболеваний у школьников.

Нетрадиционные формы урока реализуются после изучения темы.

Дидактические игры, игра на уроке, урок-собеседование, урок-отпуск, урок-экскурсия, видео-урок, интегрированный урок, урок-проект, урок-музыка методически высокоэффективны, реализуют нетрадиционные формы обучения, развития и обучения студентов. Существуют следующие виды уроков: уроки для формирования новых знаний, обучения навыкам и умениям, повторения и обобщения знаний, закрепления навыков, уроки для тестирования и учета знаний и навыков.

На протяжении многих лет ребенок проводит в стенах школы, и поэтому без участия учителя невозможно сформировать ценностное отношение к здоровью. Важно сохранить не только физическое здоровье студента, но и психологическое и социальное.

В некоторых школах вводятся еще более нетрадиционные формы обучения. Система йоги, ароматерапия, цветотерапия, шумовой пейзаж в школе, зоотерапия. Но эти формы образования, которые благоприятны для здоровья школьников, редко практикуются в школьной системе из-за незнания их существования или из-за отсутствия условий для проведения.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развить их творческую самостоятельность, научить их работать с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «убирают» традиционность урока, оживляют мысли.

Однако следует отметить, что слишком частое обращение к таким формам организации образовательного процесса нецелесообразно, поскольку нетрадиционные могут быстро стать традиционными, что в конечном итоге приводит к падению интереса учащихся к предмету.

Проанализировав вопросники, вы увидите, насколько важны нетрадиционные формы обучения. Важным является правильное применение таких уроков для создания здоровой среды в классе.