Нетарифные методы регулирования международной торговли

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Цели и основные направления внешнеторговой политики
Тарифные методы регулирования международной торговли
Деятельность международных организаций в области регулирования международной торговли
Место и роль России в международной торговле

 

Введение:

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не связанных с таможенно-тарифными методами государственного регулирования.

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы используются в качестве исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях.

Введение временных количественных ограничений на вывоз или ввоз определенных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

Реализация разрешительной процедуры для экспорта или импорта определенных товаров, которые могут негативно повлиять на безопасность государства, жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. 

Выполнение международных обязательств. Введение исключительного права на экспорт или импорт определенных товаров. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Защита общественной морали и верховенства закона. Защита культурных ценностей. Национальная безопасность.

Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности весьма разнообразны. По мнению П.Х. Линдерт имеет более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН все многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы. 

Прямые меры ограничения. Меры прямого ограничения включают лицензирование и квоты.

Лицензирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешней торговли применяется в России (СССР) с 1989 года. Лицензирование предполагает, что для экспорта и / или импорта определенных товаров необходимо получить специальное разрешение (лицензию) у соответствующего государственного органа. 

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений на вывоз или ввоз отдельных видов товаров;
  2. Реализация разрешительной процедуры для экспорта и (или) импорта определенных видов товаров, которые могут негативно повлиять на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственную или муниципальную собственность, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт определенных видов товаров (например, оружия, военной техники);
  4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств

Квоты

Другим инструментом прямого количественного ограничения являются квоты (условные).

Квота это ограничение в стоимостном или физическом выражении, налагаемое на импорт или экспорт определенных товаров в течение определенного периода времени (например, год, полугодие, квартал или другие периоды).

Эта категория включает глобальные квоты, квоты, применимые к отдельным странам, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. добровольные ограничения экспорта). Добровольные экспортные ограничения означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничивать торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого типа торговых ограничений заключается в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. 

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение между Российской Федерацией и EUSC, содержащее такое обязательство в отношении определенных стальных изделий. Например, в 1994 году были введены «добровольные» ограничения на поставки карбида кремния, алюминия и текстильных изделий в ЕС. 

Прямые меры по ограничению экспорта и импорта могут быть введены в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. Как указано в ст. 21 закона «Об основах государственного регулирования внешней торговли», «Ввоз и вывоз товаров осуществляется без количественных ограничений». 

Нетарифные методы регулирования международной торговли

Специальные защитные меры

В качестве отдельной группы мер при импорте товаров могут рассматриваться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешней торговли» и «Об особых защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Это включает: 

  • Импортные квоты,
  • Особые обязанности,
  • Антидемпинговые пошлины,
  • Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера,
  • Компенсационные пошлины.

Специальные защитные меры с точки зрения приведенной классификации представляют собой сочетание таможенных и тарифных мер и мер прямого ограничения.

Административные и таможенные формальности

Среди мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

Импортные налоги и сборы. Это включает:

  • Налоги на импорт (не должны смешиваться с импортными пошлинами):
  • пограничный налог, взимаемый с товаров для пересечения границы;
  • сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
  • другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и др.).

Особый вид налога на импорт это перемещение налогов на импорт, которые широко используются в ЕС в качестве протекционистской меры в сельскохозяйственном секторе. По характеру своей работы движущиеся импортные пошлины близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них они постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. 

Импортные депозиты представляют собой гарантийный депозит, под уплатой таможенных пошлин которого импортер должен уплатить уполномоченному банку в местной или иностранной валюте перед покупкой иностранных товаров. Размер ввозного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемых товаров. 

Одним из видов административных и таможенных формальностей является сертификация импортных товаров и услуг. Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим нормам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Запрещается ввозить товары, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законом, запрещены для использования в качестве опасных потребительских товаров и имеют дефекты, которые опасны для потребителей. Порядок сертификации импортных товаров регулируется законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и другими правовыми актами. 

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения информации о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию, в том числе снижения их стоимости, Правительство Российской Федерации имеет право ввести предпродажную проверку, включая выдачу свидетельства о проверке перед отгрузкой на определенные товары, ввозимые в Российскую Федерацию.

Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения это регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие денежное обращение и контроль, содержатся в законе Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах. 

Важной составляющей валютного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является создание национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В Российской Федерации государственным органом, ответственным за обеспечение стабильности рубля, является Центральный банк Российской Федерации. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с внешнеэкономической деятельностью: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 года) и другие. Официальный курс установлен с учетом рыночного курса рубля, индикатором которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный банк, являясь активным участником торгов на ММВБ и используя свои резервы в национальной и иностранной валютах, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом, государство в лице Центрального банка Российской Федерации оказывает влияние на рыночные и официальные курсы рубля, что будет существенно определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. 

К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные меры, способствующие развитию внешней торговли.

Заключение

В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешней торговли» Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют меры (в том числе их финансирование).

В соответствии с международными договорами Российской Федерации, способствующими развитию внешней торговли:

  • кредитование участников внешней торговли;
  • функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Ранее была разработана федеральная программа развития экспорта, которая включала пять основных направлений: 

  • финансовая поддержка,
  • налоговые льготы,
  • таможенные и тарифные льготы,
  • специальные мероприятия в поддержку экспорта,
  • общеэкономические меры.

В целом, действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет руководителям и предпринимателям большие возможности проявить инициативу и независимость при работе на внешнем рынке. Однако их независимость не безгранична, она подчиняется правилу.