Необходимость правового регулирование экономических процессов

Содержание:

  1. Государственное регулирование экономики
  2. Роль государственного регулирования в экономике
  3. Модель взаимоотношений экономики и государства
  4. Проблема государственного регулирования
  5. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться как правильно написать реферат без ошибок:

 

Реферат: пример и образец оформления

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 

Развитие рынков интернета вещей

 

Необходимость правового регулирование экономических процессов

 

В. И. Ленин в оценках политических противников

 

Этнолингвистический очерк по территории Московской области

 

 

 

Введение:

Государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования современной экономической системы. Государство в своей истории выполняло определенные функции в экономической сфере, наряду с задачами поддержания порядка, правопорядка, организации национальной обороны. Национальное регулирование экономики имеет давнюю историю – еще в ранний период европейского капитализма существовало централизованное управление ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

От полной государственной монополии до крайнего экономического либерализма существует широкий спектр мнений и подходов к государственному и рыночному регулированию, границам и направлениям государственного вмешательства. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не вызывает сомнений.

Независимо от общей экономической доктрины, экономическое положение страны не было снято с ответственных национальных правительств. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В то же время при регулировании экономики государство использует широкий спектр средств и методов, влияющих на экономику, включая бюджетное, налоговое, денежно-кредитное и экономическое законодательство.

Государство всегда оказывало важное влияние на функционирование экономики, а следовательно, и на развитие общества в целом. Поэтому государственное регулирование является важной частью функционирования экономики, и поэтому ему необходимо уделять самое пристальное внимание.

Государственное регулирование экономики

Роль государственного регулирования в экономике

Прежде всего, это те сферы, где механизмы саморегулирования рынка фактически перестали функционировать и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, обеспечение государством общественных благ. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выраженные в денежной форме, через спрос. Но это нельзя измерить деньгами, это нужно превратить в спрос. Речь идет о коллективных услугах: без государственного вмешательства в экономику не обойтись: Национальная оборона, Государственное управление, Единая энергетическая система, Национальная коммуникационная сеть, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды.

В-третьих, устранение состояния влияния внешних воздействий. В процессе производства и потребления на рынке может возникнуть характерный дефект, который не имеет денежного выражения и не фиксируется рынком. Эти внешние воздействия могут нарушить равновесие рынка и привести к неустойчивому распределению ресурсов, что потребует вмешательства государства в экономику.

Функции, которые государство выполняет по организации денежного обращения, обеспечению общественных благ и ликвидации последствий внешних воздействий, составляют наибольший предел вмешательства в свободную рыночную экономику. В то же время эти особенности формируют минимальные границы, необходимые для регулирования реального рынка. Как вы можете видеть, даже идеальный свободный рынок требует некоторого влияния со стороны государства, поэтому нерегулируемых рынков вообще не существует.

Переходя к собственно конкурентному рынку, обнаруживается новая область экономической жизни, где рыночные механизмы ограничены, а совокупность этих регионов, нуждающихся в более широком участии в экономических процессах, определяет предельно допустимые пределы вмешательства в экономику. Давайте вкратце обрисуем эти направления.

Это одна из важнейших функций государства: производство общественных благ. Рыночные механизмы не могут обеспечить общественные блага. Общественные блага-это те, которые имеют две характеристики: неконкурентоспособность и неисключительность от потребления. Обе характеристики тесно связаны между собой:

Неисключительность от потребления на самом деле трудно обеспечить, чтобы данный товар потреблялся индивидом, не предоставляя его всем другим, или потому, что положительные внешние эффекты от их производства и потребления могут быть использованы кем угодно, независимо от того, платят они или нет. К общественным благам относятся Национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и многие подобные общественные блага, где невозможно измерить потребление с помощью ценовых механизмов, а также законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т. д.

 

Принято различать чистые и смешанные общественные блага.

 

Чистые общественные блага в значительной степени обладают двумя из этих характеристик. Классический пример: Национальная оборона. В смешанных общественных благах одна или обе характеристики могут быть не столь ярко выражены. Смешанный хороший пример: шоссе. В некоторых случаях (если трафик перегружен) плата вводится при входе на определенный участок.

Товары, не обладающие этими характеристиками, называются "частными" и производятся на рыночной основе. Чтобы получить частный товар, нужно за него заплатить.

Кроме того, по определению существуют товары, которые не принадлежат обществу, но государство берет на себя их финансирование, потому что рынок не может обеспечить производство. Это явление несовершенного рынка - даже если издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платит индивид, то ситуация, когда рынок не может предоставить товары или услуги частным компаниям, может отказать в гарантировании определенных видов рисков, и государство будет с этим справляться. Очень часто происходит страхование вкладчиков от убытков в случае страхования от банкротств банков, наводнений, пожаров и т.д. Она основана на государственных стандартах.

Минимизация отрицательных внешних эффектов и поощрение положительных внешних эффектов:согласно теореме Коуза, если транзакционные издержки равны нулю, то независимо от первоначальной (первоначальной) спецификации права собственности, если выполняются условия окончательной теоремы мин Коуза, внешнее влияние может быть сведено к минимуму без вмешательства государства. Но что делать, когда нарушаются условия теоремы Коуза? Понятно, что потребуется вмешательство государства.

Существует два основных способа минимизировать негативные внешние эффекты.

Первый путь - это принятие административных мер против того, что эта деятельность вызывает негативные внешние эффекты. Государство создает негативный внешний эффект путем применения административных мер, командных мер, штрафов, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т.д.

Последний из этих методов ограничения негативных внешних эффектов со стороны государства стал основой для формирования рынка прав, вызывающих внешние издержки. Иными словами, государство использует административные меры для создания рыночного механизма противодействия негативным внешним воздействиям.

Государство поощряет деятельность, которая порождает положительные внешние эффекты. С этой целью производителям или потребителям положительных внешних эффектов оказывается субсидирование. Независимо от того, предоставляется ли субсидия потребителю (он может заплатить более высокую цену за использование положительных внешних эффектов) или производителю (как правило, государство стремится предоставлять субсидии тем, кто более устойчив к спросу на доход из-за повышенной восприимчивости спроса на товары после получения субсидии). Реализация мероприятий в этих сферах принесет пользу не только непосредственным получателям льгот, но и обществу в целом, поэтому государство будет субсидировать медицинскую помощь, образование, различные благотворительные проекты.

Подавление асимметричной информации: например, те, кто стремится обеспечить свое здоровье, имеют больше информации, чем те, кто предоставляет страховые услуги. В связи с этим из-за асимметрии информации частные страховые компании могут отказаться страховать определенные виды рисков, а государство будет заниматься ими.

Очень важно, чтобы государство контролировало качество товаров и услуг, распределяло необходимую потребителям информацию, сглаживало асимметрию информации, например, предотвращало распространение вводящей в заблуждение рекламы. Серьезные санкции вводятся за продажу некачественных товаров, предоставление недостоверной информации о деятельности предприятия и т.д. Государство предоставляет потребителям информацию о качестве товаров, степени риска в сфере инвестиций и страхования и т.д. Таким образом, она создает общественные блага (информацию), которые используются бесплатно всеми хозяйствующими субъектами.

Защита конкуренции: монополизация экономики имеет множество негативных последствий: дефицит товаров (отсутствие производства), резкий рост цен, средняя себестоимость не достигает минимума, возникают "мертвые потери". Невозможно решить проблему монополизации, используя исключительно рыночные методы. Борьба с защитой монополий и конкуренцией - это работа государства. В экономически развитых странах разрабатываются антимонопольные законы, ограничивающие элементы недобросовестной конкуренции.

Сглаживание макроэкономических колебаний: феномен периодичности, присущий рынку, вызывает ряд экономических проблем. Вы не можете преодолеть эти проблемы чисто рыночным путем. Поэтому антициклоническая политика - это национальная прерогатива.

Политика поддержки доходов: это особый пункт. С нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым, что приводит к социальной нестабильности. Таким образом, государство перераспределяет национальный доход и проводит социальную политику, направленную на поддержку наиболее богатых членов общества.

Правовое обеспечение функционирования рыночных механизмов: рынок - это система добровольного обмена. Нам нужно обеспечить этот добровольный характер, то есть создать правовую базу, защищающую хозяйствующих субъектов от насилия (мошенничества, воровства, вымогательства).

Таким образом, в тех областях, где рынок потерпел крах, государство приходит на помощь рынку.

Модель взаимоотношений экономики и государства

Рассмотрим исторические аспекты государственного регулирования экономики:

Россия, как и многие другие страны Европы и Азии, является началом процесса реформирования экономической структуры. Желательно изучить и использовать практику государственного регулирования в развитых странах, так как она не имеет достаточного опыта формирования и использования рыночных систем. Изучение опыта поможет не повторять многих ошибок в развитии экономики.

Исторически сложилось два основных методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианские школы (теория государственного регулирования экономических механизмов) и кейнсианские.

Обе эти теоретические тенденции имеют общую основу. Они относят государство к основным членам экономической системы, обладающим определенными имущественными и хозяйственными функциями, осуществляющим экономическую политику, направленную на достижение стратегических целей общества.

Представители Кейнса и посткейнса считают, что мониторинг состояния рыночных параметров является одной из функций государства (правительства). Любой неравновесный эффект должен быть направлен на траекторию сбалансированного роста на основе зарегистрированных и встроенных стабилизаторов. Именно так государство влияет на определенные сегменты рынка.

Следует отметить, что кейнсианство неоднородно в вопросах государственного регулирования экономики. Она делит его на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.

Левый кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения государственных расходов на общественные цели, такие как жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство, создание условий для увеличения доходов от заработной платы фермеров, мелких предпринимателей, рабочих, а также для развития экономики.

Консервативное направление кейнсизма во многом зависит от государственного регулирования экономики, максимизации прибыли и сохранения консервативной структуры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители, проводя эффективную денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, разработали микро- и макроэкономическую модель определения уровня доходов различных слоев населения.

Субъектами GRE являются центральные (федеральные), региональные, муниципальные или муниципальные образования. Государственные нормативные акты имеют следующие виды:

Полная государственная монополия в управлении экономикой. Это было характерно для Советского Союза и Социалистической Республики, но оно все еще сохранилось в некоторых посткоммунистических государствах;

Различные комбинации рыночных и государственных регуляторов. "Китайская" версия развития, Австрийская социально-ориентированная модель рыночной экономики, реализованная в "японской" , "шведской" моделях;

Крайний либерал, который фактически признает только условия неограниченного частного предпринимательства. Она в основном присуща Соединенным Штатам.

Эффективность государственного регулирования определяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Существует две основные модели государственного регулирования через конкретные государственные органы.

  1. Реактивная (адаптивная) модель. Это позволяет нам четко реагировать на изменения на рынке и "осечки". Это обусловлено подвижностью структуры и функций регулирующих органов, изменением рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и микроуровнях, а также неоднородностью государственного и частного бизнеса.
  2. Активная модель государственного регулирования - это "точная" дозировка объема государственного вмешательства, использование планов, корректировок или корректирующих рекомендаций в переговорах между государством и предпринимателем.

В первых главах работы рассматриваются основные вопросы, затрагивающие тему государственного регулирования экономики, освещается несостоятельность рынка и роль государства в экономике.

Проблема государственного регулирования

Общие проблемы

Рыночная экономическая система России формируется лишь в самых общих чертах. Можно констатировать, что существуют базовые институциональные условия для его функционирования. Однако дальнейшее постепенное развитие рыночных отношений в российской экономике сталкивается с несоответствием между системой государственного регулирования и ее институциональной средой. Последствия влияния государства на российскую экономику не соответствуют прогнозам правительства. Таким образом, с учетом влияния глобальных социально-экономических факторов, институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, происходит формирование целостной системы экономических институтов рыночного управления.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризис и невыполнение обязательств приводят к изменениям в правительстве, политиках и институциональных структурах.

Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной национальной экономической политики. Кажется неправильным говорить, что термины "государственное регулирование экономики" и "национальная экономическая политика" в то время были одинаковы.

Национальная экономическая политика является основным направлением деятельности государства в экономической сфере, а государственное регулирование экономики - это осуществление национальной экономической политики с использованием специальных средств, форм и средств.

Необходимость правового регулирование экономических процессов

Отсутствие четко сформулированной, правильно разработанной, стабильной и предсказуемой национальной экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих при изучении вопроса государственного регулирования экономики, в том числе регулирования отношений в государственном секторе, свидетельствует о существовании особенностей хозяйственных отношений в рамках государственного регулирования экономики, проявляющихся в его общем характере, включающем административные, финансовые и иные отношения, наряду с имущественными.

 

Таким образом, система государственного регулирования экономики претерпела значительную эволюцию, но еще не сформировалась во многих важных ее частях.

 

Среди нерешенных проблем наиболее значимыми являются:

  • Преодоление кризиса неплатежей и ликвидация крупных просроченных долгов;
  • Улучшение экономического положения предприятий, в том числе тех, которые остаются в государственной собственности и управлении, в том числе совершенствование управления государственными сваями в акционерных обществах;
  • Активизация инвестиционной деятельности, корректировка структуры экономики, повышение технического уровня,повышение эффективности и конкурентоспособности;
  • Поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, главным образом в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве,развитие которых необходимо для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;
  • Перекрытие каналов незаконного оттока капитала за рубеж, усиление контроля за вывозом и возвратом валюты в страну;
  • Создать условия, препятствующие расширению теневой экономики и способствующие возврату финансовых и материальных ресурсов, направляемых на нее в рамках нормальной, законно разрешенной хозяйственной деятельности;

Таким образом, нынешний режим регулирования в стране является переходным и несовершенным. Процесс реформирования уже показал, что эффективно развивать экономику в режиме автоматического саморегулирования невозможно. Рыночный механизм должен быть дополнен инструментом, компенсирующим те недостатки, которые он не работает, а также те, которые приводят к последствиям, не отвечающим интересам всего общества. Таким образом, дальнейшее развитие реформы осуществляется через определенный компромисс между либерализацией и восстановлением техники государственного регулирования рынка и социальной сферы.

Функциональная экономическая система-субъект государственного регулирования

В любом государственном учреждении рыночная экономика развивается как специфическая функциональная экономическая система (ФЭС) с установленными количественными и качественными характеристиками. Поддержание их или соблюдение наряду с саморегулированием является обязанностью государства (правительства) через определенные функции.

Функциональная экономическая система (ФЭС) в рамках интегрированной экономики представляет собой динамичную саморегулирующуюся подсистему, деятельность всех ее структурных элементов осуществляется на внутреннем рынке.

Функциональная экономическая система отличается от целевой системы (банковская, налоговая, страховая, социальная и др.) Главным образом в том, что они являются саморегулируемыми организациями. В них отклонение от определенных задач устойчивости представляет собой немедленное действие со стороны государства ряда механизмов, восстанавливающих равновесие на макро - или микроэкономическом уровне.

Типичными примерами ФЭС являются системы, создающие конкурентную среду; системы, регулирующие уровень денежной массы в обращении; системы, поддерживающие уровень внутренних цен; и совокупный спрос, все вместе формирующие функции государства по регулированию рыночной экономики и поддержанию устойчивого роста.

Одним из ведущих ФЭП в рыночной экономике является система создания конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частных предприятий и добросовестной конкуренции. Эта система защищает малый бизнес от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий и регулирует деятельность естественных монополий.

Официальными показателями, характеризующими уровень развития и эффективности данной системы, являются конкурентоспособность страны на мировом рынке, степень экономической свободы, степень финансового риска,реинвестиционная среда иностранных инвестиций, которая также во многом зависит от успешного функционирования регулирующих органов ФЭУ. Одним из основных регулятивных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос в условиях рыночной экономики, является функционирующая подсистема регулирования размера денежной массы в обращении, ее структурными элементами являются денежно-кредитная политика. Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, ведение бизнеса на открытом рынке.

К наиболее важным макроэкономическим показателям, характеризующим устойчивость экономической системы, относится национальный дефицит. В стране, которая смогла создать функциональную экономическую систему, поддерживающую государственный дефицит на определенном уровне и регулирующую соотношение доходов и расходов в государстве, обычно создавался профицит или небольшой дефицит.

Функциональная экономическая система защиты отечественных товаропроизводителей от внешней конкуренции приобретает большую долю на отдельных товарных рынках, тем самым нарушая существующий баланс. Это приводит к ограничению импорта определенных товаров, что в конечном итоге восстанавливает оптимальные конкурентные условия на внутреннем рынке.

Функциональная экономическая система избирательно объединяет различные элементы рыночной инфраструктуры для эффективного функционирования всего экономического организма посредством саморегулирования и государственного вмешательства. Функциональное регулирование включает в себя различные институциональные организации: законодательные и исполнительные органы власти, государственные организации, объединения товаропроизводителей.

Таким образом, в саморегулирующейся экономической системе кардинально меняется роль государства, оно становится главным координационным центром всей экономической системы, а также центром функциональной экономической системы.

Государственное регулирование экономики

Основные цели и инструменты

При регулировании социально-экономических процессов государство говорит о формировании национальных моделей, а также об устоявшемся наборе социальных форм стандартов и методов государственного регулирования.

Общепринято делить методы государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование заключается в установлении государством правил "экономической игры" для производителей и потребителей. Система правовых норм и правил определяет форму и права собственности, условия заключения договора, функционирование предприятия, взаимные обязательства в сфере трудовых отношений между профсоюзом и работодателем и так далее.

Административные регламенты включают в себя такие меры, как регламенты, условные обязательства, лицензии, квоты и т.д. Государственный контроль за ценами, доходами, ставками дисконтирования и обменными курсами осуществляется системой административных мер (в виде консолидации полномочий и правоприменительных действий). В некоторых странах сфера применения административных мер ограничивается охраной окружающей среды и социальной защитой населения. Для этой цели государственного образования мы будем использовать бюджетную и фискальную политику, денежно-кредитную политику, Программирование, прогнозирование и планирование, экономические методы, влияющие на характер рыночных отношений, влияющие на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, использование структурирования экономической и социальной ситуации, факторы экономического роста.

Денежно-кредитная политика предполагает использование фискальных и фискальных механизмов для достижения экономических и социальных целей государства.

Денежно-кредитная политика предполагает использование методов, с помощью которых Центральный банк косвенно воздействует на элементы рыночного механизма, в том числе на оптимальность денежного обращения.

Высшими формами государственного регулирования являются Программирование, прогнозирование и планирование. Их использование связано со сложностью экономических отношений и необходимостью использования сложных методов для достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Целями таких целевых программ являются: промышленность (в том числе аграрный сектор экономики), регион, социальная ситуация, сфера научных исследований и др. Программа может быть регулярной, целенаправленной, или чрезвычайной ситуации.

 

Наиболее распространенными являются государственные программы восстановления экономики, структурной перестройки,приватизации, посткризисной стабилизации экономики.

 

В условиях рыночной экономики экономический план применяется к довольно длительному горизонту.

Прямой метод регулирования основан на властно-административных отношениях, сводимых к административному воздействию на функционирование и эффективность хозяйствующих субъектов. К числу методов прямой ГРЭ относятся субсидии, надбавки, доплаты из специальных бюджетов, внебюджетные фонды на национальном и региональном уровнях, льготные кредиты и др., в виде отраслей экономики, регионов, субсидий и дотаций. Помимо положительного эффекта, эти меры имеют и отрицательные последствия в виде искажения фактического соотношения себестоимости, снижения уровня конкуренции и снижения балансовой функции рынка.

Государство оказывает непосредственное влияние на экономику через инвестиции в определенные отрасли экономики. Она может идти в двух направлениях: либо развитие государственного предпринимательства, либо субсидирование предприятий в негосударственном секторе. Первое происходит в капиталоемких и малорентабельных отраслях, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, дорожное хозяйство.

Государство также сохраняет контроль над отдельными компаниями, совместно или раздельно принадлежащими частному сектору. Это достигается путем предоставления товаров и услуг по низким ценам или их субсидирования.

Государство реализовало программы поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение и охрана окружающей среды, которые без их помощи могут развиваться медленнее, чем другие отрасли или повышать цены на услуги.

Государство также освобождает экспортеров от пошлин на ввоз определенного сырья, создает льготные экспортные кредиты или предоставляет государственные гарантии по внешнему кредитованию. Он может влиять на размер, структуру и направление развития рынка по правительственному мандату. Она понимается как общегосударственная задача для предприятий, производящих определенное количество определенного вида продукции в регламентированное время и для уникальных, особенно дефицитных продуктов.

Таким образом, экономическая политика государства представляет собой определенное регулирование норм поведения и норм поведения хозяйствующих субъектов с помощью экономических инструментов.

Методы и средства регулирования показаны на Рис.1. Эти методы и инструменты государственного регулирования требуют комплексного использования. Взаимосвязь и условия функционирования рынков (рынки товаров и услуг, финансовые рынки, рынки труда, внешнеэкономические рынки) являются основой для использования взаимосвязанных инструментов воздействия на экономический рост в условиях равновесия.

Весь опыт современного экономического развития показывает, что рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако есть линии, где рыночный процесс деформируется и эффективность производства снижается.

Некоторые методы государственного регулирования совершенно неуместны и абсолютно неэффективны. Она нужна каждому, и единственная проблема заключается в том, что каждое ее применение определяет наиболее подходящую ситуацию. Экономические потери начинаются тогда, когда власти отдают чрезмерный приоритет либо экономическим, либо административным методам, выходящим за рамки разумных причин.

Комплексное использование методов и инструментов государственного и муниципального регулирования формирует макрорынок национальной экономики. В отличие от прямого и косвенного подхода, это комплексный макромаркетинг, охватывающий все этапы регенерации и экономического роста, региональные и региональные подсистемы одновременно, динамичный по своему содержанию: изменения экономической среды изменят маркетинговую деятельность.

Государственное планирование-один из способов регулирования экономики

В ведомой и административной экономике государственный план был главным способом регулирования производства, обмена и распределения произведенной продукции. Она адекватно соответствовала господствующей государственной собственности и распространялась на процесс распределения всех без исключения производимых ресурсов и товаров. Эта система плановых связей между производителями и потребителями приводила к росту планов распределения и структуры поставок, увеличению издержек производства и распределения, а также скрытых производственных продуктов, а также планов как методов распределения, превращенных в тормоза НТП, инноваций и роста производительности труда. С началом экономических реформ и переходом к рыночным отношениям государственные органы далеко отошли от 5 столпов плана как способа регулирования глобального и равновесного экономического роста.

Метод планирования предполагает использование положительных факторов, а также планирование. План любого государственного образования связывает цели, ресурсы и деятельность в единое целое. Кроме того, в постиндустриальном обществе с преимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-финансовые отношения характеризуются минимальными потерями ресурсов и времени, а также постепенным изменением структуры производства.

С ростом социализации и концентрации производства, усложнением отношений, достигающих множественных значений, государство уже не в состоянии поддерживать равновесие функциональных экономических систем, поэтому эти краткосрочные инструменты в основном используются для устранения отклонений от показателей выравнивания, прогнозирования и экономического роста, а также для нарушения пропорции, обеспечивающей это развитие.

Становится ясно, что показатели роста и экономические коэффициенты устанавливаются государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ развития экономики. В этом случае функциональная экономическая система обусловлена более дешевыми рыночными механизмами. Используя его при наличии разработанного плана, можно будет быстро адаптироваться за счет факторов, которые могут негативно повлиять на его сбалансированность.

Это положение в полной мере относится к функционированию Российской экономической системы и развивается не в режиме централизованного планирования, а в контексте инфраструктуры постиндустриального общества.

План представляет собой последовательность реализации взаимосвязи между отраслью и промышленностью, рациональное действие и рациональное использование рыночных регуляторов для достижения цели экономического роста. План фиксирует ожидаемый порядок использования ресурсов, как в количественном, так и в качественном составе, с учетом установленной величины. Макроэкономическое планирование включает мероприятия, организуемые как центральным плановым бюро, так и его региональными отделами (регионами, муниципалитетами и т.д.).

Формирование единого централизованного плана зависит от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, формирующих экономический рост и валовой внутренний продукт.

Поэтому основной концепцией государственного регулирования российской экономики должна стать структурная политика. И она должна базироваться на производстве конкурентоспособной продукции, выборочной поддержке отраслей, обеспечивающих экономическую независимость и безопасность, а также повышение благосостояния людей.

Основные направления государственного регулирования экономики

Механизм государственного регулирования является не разовым, а все фиксированным и неизменным. Его эволюция зависит от потребностей технологического развития и экономического роста,реорганизации политических сил, изменения экономической и социальной политики, степени развития рыночных отношений в управлении.

Если государственное регулирование позволит наилучшим образом использовать энергетическое партнерство предприятий, то оно станет глубоким и катализатором. Именно так развиваются экономические и социальные процессы в России, где основы финансово-экономического регулирования экономики закладываются в годы реформ 80-90-х годов, когда она поддерживает сферы, не регулируемые рыночными механизмами, такие как здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита малоимущих слоев населения. Перспективы развития российской экономики связаны с обеспечением гарантий прав собственности и Справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство контролирует денежную массу, снижает инфляцию и обеспечивает структурные изменения в производстве и экспорте.

Государство намерено активизировать инвестиционный процесс за счет снижения стоимости кредитных ресурсов в новых экономических условиях.

Социальные и военные реформы снижают нагрузку на будущий государственный бюджет и увеличивают расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Предполагается, что в качестве способа экономического воздействия бюджет будет стимулировать экономический рост. Это достигается только на конкурсной основе, путем предоставления налогоплательщикам финансирования корпоративного сектора. Количество налогов и налоговая база будут уменьшаться, а налоговая нагрузка нивелироваться.

Анализируя опыт государственного регулирования развитых рынков в странах и странах с переходной экономикой, можно отметить функциональные регулятивные тенденции в экономике.

Основные функции государственного регулирования осуществляются, прежде всего, в направлении достижения и поддержания государством конкурентного преимущества экономики. Благодаря экономическим факторам и наличию собственных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства (ресурсов, рабочей силы, предпринимательства), страна имеет конкурентное преимущество.

Задача государственного признания заключается в разработке политики инноваций и стимулировании совершенствования технологий, которые приносят пользу национальной экономике. Это позволит повысить эффективность производства, определить высокую цену за счет высокого качества, развивать новые наукоемкие отрасли и отдельные регионы.

Экономическое регулирование на территориальном уровне позволит снизить неравномерность социально-экономического развития региона, снять социальную напряженность в депрессивно-государственных регионах, снизить эффективный 7% - ный экономический потенциал региона.

Одной из главных функций государства является экономическая. Она заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, включая общие правила деятельности основных участников этих отношений.

Роль государства на разных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется переходным состоянием экономики, которое нельзя игнорировать при изучении проблем взаимоотношений государств, законов и экономик. Но в любом случае речь идет об экономике рыночного типа, о рынке.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений базируется на ограниченных возможностях рынка в производстве общественных благ, что является основным мотивом деятельности государства в экономической сфере.

Заключение

В конце работы можно сделать следующие выводы:

  1. Государство несет ответственность за создание относительно ровных условий для взаимной конкуренции между хозяйствующими субъектами, эффективной конкуренции, ограничения монопольного производства. Государство должно направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей и создавать производство общественных благ и услуг. Дело в том, что для участия в экономической жизни государства необходимо принимать меры по снижению безработицы, регулировать рынок труда, заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих.
  2. В рыночных условиях государственное регулирование экономики (гр) - это законодательная процедура, осуществляемая компетентными государственными органами с целью адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющейся экономической ситуации.
  3. Многие экономисты считают, что национальное регулирование экономики является основой микро-и макроэкономических регуляторов для достижения сбалансированного роста всей экономической системы.
  4. Государство обязано поддерживать стабильность макроэкономического баланса, обеспечивать функционирование механизма конкуренции или контролировать рынки, на которых условия свободной конкуренции неосуществимы.
  5. В настоящее время трудно говорить о Российской Федерации как о единой национальной экономике, как о целостной системе, способной объективно количественно оценить ее экономику. До сих пор трудно прогнозировать возможность создания эффективного механизма саморегулирования в российской экономике. В ходе экономических реформ Российской Федерации должны быть созданы лишь отдельные элементы функциональной экономической системы, а в дальнейшем должен быть сформирован эффективный механизм саморегулирования.
  6. К числу ключевых регулятивных элементов, создаваемых в Российской Федерации, деятельности Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новой экономической структуры, а также защитных мер во внешней торговле следует отнести дополнение различных монетарных мер, разрабатываемых Центральным банком Российской Федерации, создание монетарных коридоров и др.
  7. В силу особенностей Российской Федерации и некоторых объективных препятствий процесс формирования широкой сети эффективных механизмов государственного регулирования вполне возможен, но уже сейчас можно говорить о формировании функциональных направлений экономического регулирования со стороны государства. Экономические функции современного государства разнообразны и сложны.