Необходимость государственного регулирования экономики страны

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 27.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Трансформация бюджетных отношений в рф при переходе к рыночной экономике 
Коммерческие банки и их роль рыночной экономике 
Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества 
Цели и инструменты денежно-кредитной политики 


Введение:

Концентрация производства и рост монополии приводят к дисбалансам и частым кризисам в экономике. Поэтому антимонопольная политика государства необходима. 

Рыночный механизм создает богатство и бедность. Цель GRE создать условия для сближения людей с точки зрения благосостояния. 

Есть сферы и отрасли, представляющие общественный интерес. В частности, национальная оборона, охрана окружающей среды, всеобщее начальное образование, содержание государственных служащих, фундаментальная наука, исторические ценности. Некоторые из них не представляют выгоды для предпринимателей. 

Законы рынка действуют стихийно, экономика характеризуется колебаниями и кризисами. Поэтому государство должно проводить политику по стабилизации экономики и обеспечению экономического роста. 

Необходимость государственного регулирования экономики 

Государство определяет стратегию, перспективы развития национальной экономики, что не присуще чисто рыночному механизму. В рыночной экономике государство преследует регулирующие цели, а не цель получения максимальная прибыль как это характерно для предпринимательства. Это основной принцип ГРЭ. 

Общая стратегия ГРЭ основана на следующих других принципах. ГРЭ не должна подчиняться естественному действию законов рынка. Таким образом, государственное регулирование обязано придерживаться рыночных принципов: экономическая свобода, частная собственность, свободное ценообразование, свободное распределение ресурсов, конкуренция. 

Государственное регулирование должно не конкурировать с бизнесом, а помогать ему. Государство является непосредственным участником рыночного процесса, восполняя недостатки и негативные последствия рыночных отношений. Государственное предпринимательство разрешено. Государственное вмешательство тем более эффективно, чем более оно ориентировано на рынок. 

Государственное регулирование должно в конечном итоге способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

Государство не ставит и не способно поставить цель обеспечить полное социальное равенство и социальную справедливость в обществе. Следует иметь в виду, что рыночный механизм предполагает некоторые противоречия, которые служат социальному прогрессу. 

Государственное вмешательство должно иметь свои пределы (границы). Чрезмерное экономическое вмешательство или недостаточное регулирование экономики могут нарушить механизм естественного рынка и усугубить социальные проблемы. 

Направления государственного регулирования экономики:

  • Стабилизация экономического развития, борьба с безработицей, сокращение производства и достижение экономического роста;
  • Активизация экономики с помощью научно-технического прогресса;
  • Укрепление позиций на международном рынке;
  • Создание сильного делового сектора, защита конкуренции;
  • Укрепление национальной валюты, денежного обращения;
  • Преодоление региональных и отраслевых дисбалансов в развитии;
  • Поддержка бедных и уязвимых слоев населения;
  • Развитие социально значимых отраслей.

Роль государства в экономике выражается в его экономических функциях. Создание законодательной базы для экономики. Экономические отношения не реализуются без правовых отношений. Или выполнение экономических решений зависит от эффективности законодательной базы для этих решений. Например, частная собственность на землю не будет введена без четкой системы правовых отношений между государством и собственниками земли, между работодателями и работниками в сельскохозяйственном секторе. 

Поддержание конкуренции. Современная рыночная экономика характеризуется концентрацией капитала и формированием монополий, что позволяет им получать сверхприбыль и диктовать условия на рынках, которые они контролируют. Таким образом, интересы и права новых потенциальных конкурентов и потребителей на этих рынках нарушаются. Следовательно, государство играет важную регулирующую роль для поддержания честной конкуренции. 

Предоставление общественных благ. Примерами общественных товаров или товаров являются асфальтированные дороги, уличные фонари, службы безопасности и т. д. они обычно доступны и бесплатны для использования. Общественные блага не обязательно производятся правительствами. Предположим, что строительство дорог может осуществляться частными фирмами по государственному заказу. 

Товары, которые также носят общественный характер, такие как автобус, стадион, зоопарк, на самом деле считаются частными. Их владельцы рассчитывают получать доход и прибыль. 

Распределение и перераспределение доходов. Современное государство является мощным механизмом распределения и перераспределения национального дохода. В развитых странах государство перераспределяет до 50 и более процентов созданного ВВП. Таким образом, государство стремится создать социально-экономические равновесия в обществе, благоприятные условия жизни для большинства населения. Основным инструментом этой политики являются государственные расходы через государственный бюджет. 

Регулирование внешних или побочных эффектов. Речь идет прежде всего о регулировании последствий производства. Предотвращение промышленных выбросов и защита окружающей среды является одной из приоритетных задач государственного регулирования. Для борьбы с вредными выбросами были разработаны альтернативные варианты: установление стандартов для выбросов, платежей и штрафов, а также временный режим для осуществления выбросов. Таким образом, государство призывает к ответственности предприятий-загрязнителей и к необходимым дополнительным расходам самих предприятий. 

Внешние эффекты не только отрицательные, но и положительные.

Стабилизация экономики. Используя инструменты (налогообложение, государственные расходы, антимонопольная политика и т. д.) для регулирования экономики, государство может снизить цены, стимулировать деловую активность в стране и решить насущные социальные проблемы. 

При выполнении своих экономических функций государство должно руководствоваться социальными целями. Основой для реализации этих целей является экономическая эффективность, экономическая справедливость, экономическая безопасность и экономическая стабильность. Прежде чем достичь социальных результатов в благосостоянии населения, необходимо добиться общей экономической эффективности. Экономическая справедливость отвечает требованиям добросовестной конкуренции, борьбы с диктатом монополий и достижения равновесия в уровне благосостояния различных слоев населения. Экономическая безопасность связана с заботой отечественного производителя, реализацией национальных интересов в системе международных экономических отношений. Экономическая стабильность формирует у людей уверенность в завтрашнем дне и перспективах своего общества. 

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение это движение денег, которое опосредует обращение товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает продажу и покупку товаров и услуг, а также движение финансового рынка. 

Денежная система является исторически сложившейся и законодательно установленной формой организации денежного обращения.

Наиболее важными элементами денежной системы являются следующие:

  • национальная денежная единица это мера денег, принятая в стране как единица, в которой выражены цены на товары и услуги (например, тенге, рубль);
  • шкала цен весовая сумма денежного металла, принятого в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (содержание золота в бумажной денежной единице);
  • учреждения системы эмиссии денег, выпускающие деньги и ценные бумаги; юридически закрепленная процедура выпуска денег в обращение (например, Народный банк, налоговая инспекция, служба инкассации); 
  • денежные формы, обменная стоимость которых воплощена в определенный тип универсального эквивалента, способного обеспечить стабильность обращения товаров и являющегося законным средством платежа в денежном обращении;
  • соотношение валют с другими валютами;
  • институты денежной системы, государственные и негосударственные институты, регулирующие денежное обращение.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены в законодательстве.

Разнообразие фондов, действующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы. Денежная масса это совокупность всех денежных средств в экономике в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве. 

В структуре денежной массы выделяется активная часть, которая включает средства, которые фактически служат экономическому обороту, и пассивная часть, которая включает в себя сбережения денег, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными фондами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые «квази-деньги» (от латинского gasi, как бы, почти), то есть деньги на счетах времени, сберегательные вклады, в депозитных сертификатах, акции инвестиционных фондов, которые вкладывают только краткосрочные денежные обязательства.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (срочные депозиты) составляют деньги центрального банка. Их называют денежной или денежной базой, поскольку они определяют общую денежную массу в народном хозяйстве. 

Денежная масса, которую национальная экономика должна выполнять для операций обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, то есть от желания учреждений в небанковском секторе иметь определенную сумму денег в виде наличных или вкладов до востребования.

Под денежной массой обычно понимают денежную массу в обращении, то есть совокупность платежных средств в обращении в стране на данный момент. 

Для характеристики денежной массы используются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. Обычно они включают следующее: 

  • Агрегат М-1 («деньги за транзакции») представляет собой показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Включает в себя наличные деньги (банкноты и обменные монеты) и банковские деньги; 
  • Агрегаты М-2 и М-3 включают, помимо М-1, денежные средства на сберегательных и срочных депозитах, а также депозитные сертификаты. Эти деньги не являются деньгами, так как они не могут быть использованы непосредственно для сделок купли-продажи, и их снятие зависит от определенных условий, но они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть выброшены на рынок товары и услуги за короткое время, с другой стороны, позволяют накопить деньги. Не случайно их называют «почти деньгами»; 
  • Наиболее полные агрегаты денежной массы L и D. L, наряду с M-3, включают другие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Их называют ликвидными, поскольку их можно без особых затруднений конвертировать в наличные. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие подобные инструменты кредитования. 

Спрос на деньги проистекает из двух функций денег как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором о спросе на деньги как средство приобретения других финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Транзакционный спрос объясняется необходимостью хранить деньги в виде денежных средств или средств на текущих счетах коммерческих банков и других финансовых учреждений для осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для транзакций определяется в основном совокупным денежным доходом общества и измеряется прямо пропорционально номинальному ВНП. Потребность в деньгах для приобретения других финансовых активов определяется желанием получить доход в виде дивидендов или процентов и обратно пропорционально уровню процентной ставки. 

Деньги выпускаются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственной казной и банком-эмитентом.

Денежный рынок это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег; это сеть учреждений, которые обеспечивают взаимодействие спроса и предложения на деньги. 

На денежном рынке деньги не «покупаются» или «покупаются», как другие товары. Это специфика денежного рынка. В сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеряемой по номинальной процентной ставке. 

Денежно-кредитная (монетарная) политика является важнейшим элементом современной макроэкономической политики. Это комплекс правительственных мер, которые регулируют деятельность денежной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудного капитала, порядок безналичных расчетов и т. д. с целью регулирования экономической ситуации и достижения ряда общеэкономических Цели укрепления денежной единицы, стабилизации цен, реструктуризации экономики, стабилизации экономического роста и т. д. В рамках денежно-кредитной политики государство стремится оказывать определенное, заранее рассчитанное влияние на процесс воспроизводства, используя различные факторы денежно-кредитной политики. сфера как механизм передачи. 

Официальные резервные требования центрального банка могут регулировать кредитную деятельность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Также очень важно установить обязательные резервы в качестве «страховки» для каждого вкладчика. С помощью этой меры государство пытается защитить свои интересы, ограничивая «аппетиты» коммерческих банков в активных операциях. В случае банкротства банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств перед вкладчиками. 

Необходимость государственного регулирования экономики страны

Операции на открытом рынке покупка и продажа государственных ценных бумаг (облигации, казначейские векселя). Несколько субъектов рыночной экономики вовлечены в эти операции. Во-первых, государство, действуя. Разработка и реализация денежно-кредитной политики является важнейшей функцией центрального банка. У него есть реальная возможность влиять на объем денежной массы в стране, а через нее на уровень производства и занятости, регулируя объем избыточных резервов коммерческих банков. 

Основными инструментами в распоряжении центрального банка являются:

  • изменение резервной ставки;
  • операции на открытом рынке;
  • изменение учетной ставки.

Наиболее мощным средством воздействия на денежную массу является изменение центральным банком нормы обязательных резервов. Резервная ставка является своего рода чрезвычайным резервом средств, которые коммерческие банки не могут использовать для осуществления своих операций. Объем резервов, т. е. та часть банковских активов, которую любой коммерческий банк обязан хранить на счетах центрального банка, во многом определяет его кредитные возможности: банк может выдавать кредиты и, таким образом, расширять предложение денег только в том случае, если у него есть свободные резервы в превышение законного минимума. Путем увеличения или уменьшения через центральный банк, который ему подчинен; во-вторых, коммерческие банки и население. В зависимости от экономической ситуации, текущей ситуации в экономике каждый из этих субъектов может выступать как продавцом, так и покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. И коммерческие банки и население становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономических выгод. 

Инициируя операции на открытом рынке, государство стремится либо уменьшить, либо увеличить предложение денежной массы и, следовательно, либо стимулировать экономический рост, либо сдерживать его.

Давайте рассмотрим этот механизм более подробно. Предположим, что, по мнению правительства, условия для инфляции начали появляться в странах. Чтобы предотвратить это, правительство поручает центральному банку начать продажу государственных ценных бумаг. Однако желание правительства продать облигации или казначейские билеты не всегда совпадает с желанием коммерческих банков и общественности купить их. Такая покупка будет иметь место, только если государственные ценные бумаги обеспечивают более высокую доходность, чем держатели ценных бумаг, уже находящихся в обращении. Поэтому в условиях «инфляционной» экономической среды государство выпускает, как правило, ценные бумаги, которые гарантируют более высокую доходность. Как покупатели реагируют на это и как это влияет на предложение денег? 

Появление на рынке государственных ценных бумаг, естественно, привлечет внимание покупателя коммерческих банков и населения. Кроме того, привлекательность государственных облигаций для коммерческих банков и населения также объясняется действием закона предложения. Решив продать облигации, государство тем самым увеличивает их предложение на рынке, в результате чего цена на них падает, а доходность растет! Дело в том, что государство будет платить обещанные проценты по своим облигациям независимо от их рыночной цены. Следовательно, чем ниже цена облигации, тем выше доходность по ней.

Получив государственные ценные бумаги в обмен на деньги, коммерческие банки и население передают тем самым определенные суммы денег в руки государства, и, таким образом, государство выводит их из обращения. В результате, во-первых, наблюдается сокращение общей денежной массы, что, несомненно, является сдерживающим фактором в инфляционных процессах; во-вторых, снижается способность коммерческих банков выдавать кредиты, что вызывает снижение деловой активности. 

В другой экономической среде, когда, например, в экономике происходит спад производства, в результате которого у коммерческих покупателей возникает острая нехватка денежных ресурсов, государство через центральный банк начинает покупать у них ценные бумаги. В результате спрос на них увеличивается, рыночная цена увеличивается, а рентабельность уменьшается. В этих условиях держатели облигаций предпочитают продавать их правительству и получать курсовую разницу. 

Проводя операцию по покупке ценных бумаг, государство не только увеличивает финансовые возможности банков, но и общую денежную массу в обращении, стимулируя рост деловой активности в стране.

Ставка дисконтирования представляет собой проценты по кредитам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам.

Несмотря на то, что коммерческие банки являются основными кредиторами страны, предоставляющими кредиты промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращающиеся за кредитами в центральный банк.

Согласно законодательству большинства стран с рыночной экономикой, центральный банк имеет право административно изменять значение учетной ставки. Реагируя на изменение экономических условий. Центральный банк может увеличиться. и уменьшить учетную ставку и, следовательно, увеличить или уменьшить предложение денег. По мере снижения учетной ставки спрос на деньги центрального банка у коммерческих банков увеличивается. Коммерческие банки пытаются брать больше кредитов, в результате чего их финансовые возможности увеличиваются. Если учетная ставка вырастет, реакция коммерческих банков будет обратной. 

Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называют политикой «дорогих» и «дешевых» денег.

Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится в том случае, если необходимо снизить инфляцию. Повышение учетной ставки снижает желание коммерческих банков получать кредиты и тем самым уменьшает предложение денег в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свою заинтересованность. В результате многие фирмы, лишенные возможности получить кредит, сократили производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство за счет сокращения производства и роста безработицы стремится снизить инфляцию. 

Политика «дешевых» денег (учетная ставка снижена) проводится в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды реструктуризации. В результате экономика «накачивается» деньгами, что может привести к росту инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег также называют «политикой инфляционного кредитования». 

Последствия регулирования

Таким образом, экономические последствия регулирования учетной ставки являются двоякими.

Повышение учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальной напряженности в обществе. Снижение учетной ставки помогает преодолеть кризис, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую «жертву» принести для достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, производство и занятость становятся такими жертвами. Политика «дорогих» денег чаще проводится. 

Среди рассмотренных методов денежной системы наиболее эффективными являются «операции на открытом рынке». Продажа государственных ценных бумаг позволяет в течение короткого периода времени существенно влиять на общую денежную массу, вовлеченную в обращение. 

Три наиболее распространенных метода воздействия на денежную систему в зависимости от рыночных условий и степени беспорядка в финансовой системе могут быть дополнены рядом других. Одни из-за своей системы можно назвать радикальными, другие функциональными. 

Когда уровень инфляции составляет тысячи (иногда десятки тысяч) процентов в год, а деньги обесцениваются настолько, что их покупательная способность практически становится равной нулю, государство прибегает к некой «хирургической операции» и проводит денежную реформу («аннулирование» или деноминация). «Старые» деньги изымаются из обращения, и высвобождается столько новых денег, сколько необходимо для обращения товаров и без развития инфляции. Эта крайняя мера используется в исключительных случаях, когда традиционные методы воздействия на денежную систему не дают желаемых результатов. 

Заключение

В качестве дополнительных мер воздействия на валютную систему правительства часто используют регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке, «либерализацию цен», ограничение потребительского кредита («специальные» отчисления в резервный фонд в размере 15–20% сумма выданных кредитов).

Ряд косвенных методов регулирования денежной массы, среди которых «государственная регистрация банков», занимает особое место. Во всех странах рыночной экономики в качестве предварительного условия для регистрации и получения лицензии коммерческий банк обязан предоставить подтверждение своего уставного капитала в определенной фиксированной сумме.

Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, государство, таким образом, косвенно увеличивает или уменьшает количество хозяйствующих субъектов, которые могут заниматься выдачей кредитов.