Негосударственные пенсионные фонды: особенности создания и функционирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок капитала и ссудный капитал
Рынок потребительских товаров в России
Неценовая конкуренция
Конкурентоспособность услуг и оценки конкурентоспособности


Введение:

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

Цели создания негосударственных пенсионных фондов:

  • Повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
  • Повышение эффективности пенсионной системы.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.

Актуальность этой темы сегодня популярна как никогда после 2003 года, который проходил под знаком пенсионной реформы, дающей по замыслу ее создателей возможность людям получать в будущем достойную пенсию, а экономике России дополнительный импульс к развитию. Не секрет, что пенсионная реформа лишь через 15-20 лет обеспечит нам пенсии, составляющие 35-40% от зарплаты. А по практике для достойной жизни их уровень должен быть не менее 60-70%. Вот здесь и приходит на помощь негосударственное пенсионное обеспечение (НПО).

Суровые рыночные условия, в которых мы с вами живем, доказывают, без собственной заботы о будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой. Участие в системе негосударственного пенсионного обеспечения позволяет заранее позаботиться о достойном размере пенсии.

Поэтому очень важно изучить систему негосударственного пенсионного обеспечения, что и явилось целью этой работы.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

  • Проанализировать сущность и состояние негосударственных пенсионных фондов;
  • Изучить особенности и сферу деятельности негосударственных пенсионных фондов;
  • Изучить правовую и нормативную базу функционирования НПФ в РФ;
  • Произвести анализ деятельности НПФ в РФ;
  • Оопределить основные проблемы и перспективы развития НПО.

Цели создания, формы и принципы организации деятельности. Органы управления

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

К основным целям деятельности фонда относятся:

  • Дополнительные пенсионные обеспечения;
  • Охрана интересов работников предприятия;
  • Благотворное влияние на экономику страны в целом.

НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления инвестиционных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансирования программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых институтов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность отражена более жесткими требованиями ликвидности активов.

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

Вкладчик - юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников.

Участник - физическое лицо, являющееся, гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключенного между вкладчиком и фондом пенсионного договора должны производиться или производится выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком.

Управляющая компания - коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензия) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного с фондами договора.

Функции НПФ в системе негосударственного пенсионного обеспечения могут быть успешно реализованы только при формировании соответствующей его организационной структуры и схемы управления.

Организационная структура НПФ отличается от структуры других кредитно- финансовых учреждений тем, что не предусматривает акционерной, кооперативной или паевой формы собственности. Как правило, НПФ создаются в частных корпорациях, которые юридически и фактически являются их владельцами. Однако пенсионный фонд передается на управление в траст-отделы коммерческим банкам или страховым компаниям. Такой НПФ называется незастрахованным. Вместе с тем корпорация может заключить соглашение со страховой компанией, по которому последняя получает пенсионные взносы и обеспечивает в дальнейшем выплату пенсий. В этом случае НПФ является застрахованным, так как создан в рамках страховой компании.

Органами управления фонда являются совет фонда и исполнительная (генеральная) дирекция.

Состав и структура органов управления фонда определяется уставным кодексом фонда в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года № 14-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах Структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включить коллегиальный орган - Совет фонда, Попечительский Совет - орган, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий контроль за деятельностью фонда. В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

Высшим органом управления фонда является совет фонда. Структура, компетенция, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются законодательством Российской Федерации и уставом фонда.

Исполнительная (генеральная) дирекция осуществляет оперативное управление деятельностью фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом фонда и положением об исполнительной (генеральной) дирекции, утверждаемым советом фонда.

В целях надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемом советом фонда. В попечительский совет фонда включаются полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Правовая и нормативная база функционирования НПФ в РФ

В целях защиты интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию государственным уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Инспекция НПФ при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности, фонд должен соответствовать следующим требованиям:

  • Руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование;
  • Главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет;
  • Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года не менее тридцати миллионов рублей, с 1 июня 2009 года - не менее пятидесяти миллионов рублей.

Прочие лицензированные фонды устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Оплату за рассмотрение заявления о выдачи лицензии устанавливается в размере 3-кратного размера оплаты труда.

Все предоставленные документы регистрируются в Инспекции. Инспекция принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче лицензии. Уведомление об отказе в выдаче лицензии предоставляется заявителю в письменной форме в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • Наличие в документах, предоставленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • Отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления данного процесса.

Если отказа в выдаче лицензии от Инспекции не последовало, то лицензия оформляется на типовом бланке. Бланки лицензии имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. Они являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет Инспекция.

Лицензия выдается на срок не менее трех лет, но по заявлению фонда лицензия может быть выдана на срок менее трех лет.

Инспекция ведет реестр выданных и зарегистрированных лицензий, осуществляет контроль за соблюдением фондом условий, предусмотренных лицензией. Но фонд имеет право обжаловать решение и др.

Действие лицензий фондов, выданных в установленном порядке до 1 января 2003 года, прекращается 1 июля 2005 года.

Главными нормативными документами, определяющими деятельность НПФ, являются в настоящее время:

  • Конституция Российской Федерации, устанавливающая право граждан на пенсионное обеспечение;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющий понятия некоммерческие организации и фонды, и устанавливающий общий порядок изменения устава и ликвидации любых фондов;
  • Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ;
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 года № 14-ФЗ.

Среди указанных документов следует обратиться, прежде всего, к указу Президента Российской Федерации № 1077, который впервые создал правовую основу для начала деятельности НПФ в Российской Федерации. В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции в Указе сформулирован ряд положений, регулировавших деятельность НПФ вплоть до принятия соответствующего закона.

Законодательную силу из всех перечисленных документов имеют Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации, соответствующие положения которых, однако не относятся непосредственно к НПФ, а также подписанный Президентом Российской Федерации 7 мая 1998 года Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 10 января 2003 года. Данные Федерального закона регулируют правовые, экономические и социальные отношения, возникшие при создании, осуществления деятельности или ликвидации негосударственных пенсионных фондов, а также устанавливают основные государственного контроля за их деятельностью. В положениях Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» отразились как опыт практической деятельности НПФ с 1991 по 1997 годы, так и итоги многочисленных дискуссий сторонников различных концепций развития системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Особенно важное значение для НПФ имеет закрепление за ними в данных Федеральных законах организационно- правовой формы некоммерческая организация социального обеспечения. Это серьезный аргумент в пользу предоставления данному институту налоговых льгот в дальнейшем. Принципиальное значение имеет положение, обязывающее вкладчиков вносить взносы исключительно денежными средствами. Такое ограничение позволит предотвратить накопление пенсионными фондами разного рода обесцененных векселей и прочих денежных суррогатов, как это часто практикуется, например, финансово- кредитными учреждениями России при увеличении уставного капитала.

Законом «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено построение многоэлементной системы обеспечения надежности НПФ- гарантийные фонды и страхование, аудиторские проверки, регламентация размещения пенсионных ресурсов, государственный контроль и другие меры.

Источники формирования инвестиционных ресурсов НПФ

Инвестиционные ресурсы, аккумулируемые НПФ, теоретически могут образовываться за счет собственного имущества фонда.

Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда (ПОУД), и пенсионные резервы (ПР).

Специфика НПФ открытого типа (не имеют ограничений для вкладчиков и работают в основном с населением) с точки зрения источников финансирования связано прежде всего с тем, что в этих фондах, в отличии от фондов закрытого типа (обычно создаются только для работников отдельных предприятий и отраслей), вкладчиками могут являться не только работодатели, но и частные лица, спонсирующие будущие пенсии участников фонда.

Кроме того, если это предусмотрено законодательством или правилами фонда, определенная часть совокупного вклада учредителей может использоваться для создания страхового резерва.

Законодательное установление минимального размера совокупного вклада учредителей отражает российскую специфику функционирования системы негосударственного пенсионного обеспечения. В зарубежной практике обычно учредитель пенсионного фонда берет на себя роль гаранта его экономической устойчивости и при необходимости внести средства для покрытия возникшего дефицита, если результаты деятельности фонда окажутся хуже первоначально - предполагавшихся. Однако в нашей стране ни для какой организации, даже крупной, нельзя гарантировать, что она будет способна осуществлять финансовую поддержку учрежденному ей НПФ в течение периода, сравнимого по продолжительности с периодом действия пенсионных договоров. Таким образом, гарантийные средства должны быть внесены единовременно при учреждении пенсионного фонда.

В таблице показана динамика изменения суммарных средств пенсионных резервов НПФ и суммарного имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

Качественное развитие системы НПФ демонстрируется ростом располагаемых ресурсов. Величина имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, выросла в рассматриваемом периоде в девять раз, величина средств пенсионных резервов - 34 раза. Отчасти этот номинальный рост ресурсов объясняется инфляционными процессами.

Качественное развитие НПФ демонстрируется ростом располагаемых ресурсов. Величина имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, выросла в рассматриваемом периоде в 9 раз, величина средств пенсионных резервов - в 34 раза. Отчасти этот номинальный рост ресурсов объясняется инфляционными процессами.

В формировании ресурсов, инвестируемых НПФ, собственные средства могут играть сколько-нибудь заметную роль лишь на первом этапе их функционирования. В дальнейшем этот источник сводится на нет, собственные средства, направляемые в страховой фонд, расходуются на выполнение обязательств, а первоначальный инвестированный резервный остаток уставного капитала постепенно расходуется на покрытие издержек новых периодов функционирования. Поэтому у фондов, достаточно долго функционирующих на рынке, основными источниками формирования инвестиционных ресурсов являются взносы вкладчиков и участников, а также инвестиционный доход от их вложений.

Инвестиционная политика НПФ. Направления инвестирования

Инвестиционная политика НПФ - это основные направления использования накопленных фондом финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого инвестиционного дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. Отсюда следует, что обоснование инвестиционной политики предполагает достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов.

Если установление ограничений является прерогативой государства или органов, осуществляющих от его имени контроль за деятельностью НПФ, то выбор инвестиционных целей и предпочтений является функцией НПФ и управляющей компанией.

Взаимоотношения между фондом и компанией регламентируются договором. Предметом договора является поручение компании действовать в качестве инвестиционного консультанта и осуществлять управление активами.

При заключении договоров между НПФ и управляющей компанией устанавливаются трастовые отношения. Компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках определяемых им требований. За свои услуги по управлению активами компании получает от НПФ соответствующие комиссионные, которые обычно составляют от 3% до 7% стоимости управляемых активов.

Решающее значение для формирования инвестиционной политики НПФ имеет обоснование стратегических целей инвестирования. Они обуславливаются, с одной стороны, общей целевой направленностью инвестиционной политики фонда, с другой фактически конъюнктурой, сложившейся на финансовом рынке и ожидаемыми тенденциями ее изменениями.

Необходимость выбора целевой направленности инвестиционной политики НПФ обусловлено тем, что разные виды активов, в которые могут быть вложены инвестиционные ресурсы НПФ, отличаются по двум альтернативным параметрам.

Первый из них измеряется нормой доходности от инвестиций, то есть величиной дохода на единицу вложенных средств, тогда как второй - степенью риска при размещении инвестиционных ресурсов. В этом направлении имеются три возможности для характеристики применяемых стратегий.

Если в зарубежных странах большинство НПФ предпочитает умеренную стратегию, то в России наибольшей популярностью пользуется консервативная инвестиционная стратегия. Ее выбирают 53% российских НПФ, 28% проводят венчурную стратегию и лишь 19% НПФ придерживаются умеренных позиций. Это в основном объясняется тем, что нестабильные экономические и политические условия резко сужают возможность осуществлять достаточно эффективные, но малорисковые инвестиции.

При выборе стратегических целей инвестиционного процесса, формирование инвестиционных предпочтений должны учитываться в установленные государством инвестиционные ограничения.

С целью осуществления своей деятельности фонд разрабатывает правила, которые утверждаются советом фонда. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах», правила фонда - это документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договором об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда).

Правила фонда определяют основные обязанности и права фонда в отношении юридических и /или физических лиц перечисляющих целевые взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы производятся, порядок ведения именных счетов, предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых взносов и осуществления выплат (пенсионные схемы).

В каждом договоре, заключаемом между вкладчиком и фондом, определены пенсионные схемы, по которым вкладчик обязуется выплачивать пенсионные взносы. В соответствии с «Законом о негосударственных пенсионных фондах», пенсионная схема - это совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. 

Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов - пенсионная схема, в которой устанавливается размер пенсионных взносов и порядок их поступления, а размеры и период выплаты негосударственной пенсии устанавливается после приобретения участником права на выплату ему пенсии, исходя из пенсионных сумм.

Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных выплат - пенсионная схема, в которой участникам фонда гарантируется определенный размер выплаты при условии поступления в установленном размере и порядке пенсионных взносов от вкладчиков фонда.

Требования к пенсионным схемам применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения определяются Правительством Российской Федерации.

В целях осуществления своей деятельности негосударственный пенсионный фонд производит активные и пассивные операции.

Основой пассивных операций фонда являются ресурсы, поступающие от корпораций, предприятий, а также взносы рабочих и служащих, обычно составляющие 20-30 % всех поступлений. Доля взносов колеблется по разным корпорациям, предприятиями странам. Чем мощнее и богаче корпорация, тем меньше доля взносов рабочих и служащих. Особенность накопления капитала заключается в том, что он формируется за счет взносов предпринимателей, рабочих и служащих, аккумулируемых так же, как и при страховании жизни, на довольно длительные сроки - 10 и более лет.

Основой активных операций является инвестирование активов в ценные бумаги. Почти 80% активов фондов составляют ценные бумаги частных корпораций. При этом свыше 30% активов приходится на обыкновенные акции, что позволяет фонду активно влиять на политику корпорации.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с Правилами могут быть инвестированы активы фондов, относятся облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты.

Размещение пенсионных активов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации в соответствии с правилами размещения пенсионных активов фондов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Понятие ликвидности означает способность пенсионных активов менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца.

Понятие доходности представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых активов в количественном выражении.

Понятие диверсификации означает необходимость вложений средств фондов в разнообразные источники доходов.

Запрещается инвестирование активов по следующим направлениям:

  • Предоставление займов (кредитов) физическим и юридическим лицам;
  • Вложение в интеллектуальную собственность;
  • Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственой деятельности.

Активы НПФ не могут служить предметом залога и уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта.

В соответствии с действующими в России нормами инвестирования активов фондов должно отвечать следующим требованиям:

  • В ценные бумаги Правительства Российской Федерации всех видов, за исключением дисконтных векселей, должно быть размещено не менее 30% общей суммы активов;
  • В целях соблюдения принципов диверсификации в один объект инвестиций, кроме инвестирования в ценные бумаги Правительства Российской Федерации, не должно быть размещено более 10% от общей суммы активов.

Активы фондов могут размещаться в ином порядке, нежели предусмотрено установленными Правилами, при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации и по согласованию с Инспекции НПФ. При этом фонды и компании несут ответственность за выполнение Правил и соблюдении экономических нормативов надежности и платежеспособности, утверждаемых Инспекций. Действие Правил не распространяется на инвестиционную деятельность фондов в отношении собственных средств.

Контроль за соблюдением Правил осуществляется Инспекцией на основании квартальных отчетов фондов по формам, утверждаемым Инспекцией. При неисполнении предписаний Инспекции, непредставлении отчетности или представлении недостоверной отчетности Инспекция применяет к фонду санкции в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов». Постановлением Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 792 « Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов».

Степень финансовой устойчивости и платежеспособности НПФ и компаний по управлению их активами нуждается в постоянном отслеживании и оценке с помощью особой системы показателей.

Анализ деятельности НПФ в России

Государственная трудовая пенсия разделена на две части - страховую и накопительную. Средства для выплат формируются за счёт уплаты работодателями страховых взносов (до 2010 года - Единого социального налога). В 2010 году основная часть работодателей отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) 20 % фонда оплаты труда. Из них 14 % формируют страховую часть пенсии, а оставшиеся 6 % - накопительную. Система негосударственного пенсионного обеспечения проще государственной. Средства для выплат негосударственных пенсий формируются, в основном, за счёт регулярных взносов в НПФ работодателей-учредителей фонда, а также доходов от инвестирования пенсионных резервов. Сами будущие пенсионеры также могут принять участие в финансировании своего будущего пособия, однако на сегодняшний день этот вариант мало популярен и основная часть НПФ представляет собой дочерние (кэптивные) структуры крупных корпораций.

НПФ могут вкладывать средства в государственные облигации РФ и её субъектов, муниципальные и корпоративные облигации, акции, банковские депозиты, ипотечные ценные бумаги, зарубежные ценные бумаги - перечень возможных финансовых инструментов утверждается правительством РФ. Существуют жёсткие ограничения. Так, доля государственных и муниципальных облигаций субъектов Федерации не должна превышать 80 %, акций российских ОАО - 70 %, ипотечных ценных бумаг - 20 %.

Негосударственная пенсия особенно актуальна для граждан, родившихся в 1967 году и раньше, которые не имеют права на накопительную часть пенсии. Правда, чтобы обеспечить компенсацию предпенсионных доходов хотя бы наполовину, в НПФ следует регулярно отчислять от 5 до 15 % текущего заработка. И чем меньше человеку остаётся до пенсии, тем дороже ему обойдётся негосударственная пенсия.

Существует две основные схемы получения пенсий через НПФ: с установленным размером взносов и с установленным периодом взносов. В первом случае в НПФ ежемесячно перечисляется фиксированная сумма, и по достижении пенсионного возраста вкладчик получает пожизненную пенсию. Во втором случае будущий пенсионер договаривается с фондом о том, в течение какого периода он будет вносить в НПФ деньги, после чего накопленная сумма плюс инвестиционный доход делятся на равное количество временнымх промежутков, в течение которых НПФ будет производить выплаты пенсии. По окончании установленных временных промежутков выплаты прекращаются.

Многие НПФ на своих сайтах предоставляют возможность оценить свою будущую пенсию по разным схемам с помощью калькулятора. Она зависит от многих параментов, от возраста участника, размера пенсионных взносов, периода их уплаты, срока выплат пенсии и проч. Так, если женщина родилась в январе 1975 года и от неё ежемесячно в НПФ «Газфонд» с 2010-го по 2030 годы будет поступать 2 тыс. рублей, то по достижении пенсионного возраста 55 лет эта женщина будет получать пенсию в 23941 руб. в течение пяти лет. 

Рынок НПФ за последние 3 года вырос в 2 раза. Чтобы НПФ продолжили расти и смогли обеспечить людям высокие пенсии, нужно сохранить систему обязательных накоплений (ОПС) и остановить стагнацию добровольных пенсионных программ (НПО).

Остановить стагнацию НПО для повышения стабильности пенсионной системы. Развитие негосударственных пенсионных программ требует новых налоговых стимулов от государства для работников и работодателей. По данным опроса «Эксперта РА», проведенного среди фондов, 28% НПФ сейчас больше всего ждут появления таких налоговых льгот. Но для роста индивидуального НПО, помимо налоговых стимулов, нужны более активные действия самих НПФ. Необходимо масштабное информирование населения о необходимости самостоятельного накопления на пенсию, переориентация агентских сетей на развитие НПО и более тесное сотрудничество с розничными банками для продвижения добровольных программ.

Фонды объединяются, повышая надежность рынка. В результате укрупнения НПФ смогут экономить на масштабе, а конкуренция на рынке практически не изменится, так как он уже сильно концентрирован. Процесс консолидации упростится и ускорится, если организационно-правовая форма НПФ будет изменена. Мы прогнозируем, что, если взносы на ОПС снизятся к концу 2015 года на рынке останется 80-90 игроков, собственное имущество которых составит 2,6-2,8 трлн рублей. Если НПФ удастся оперативно исправить текущую ситуацию, объем рынка может составить 3,2-3,4 трлн рублей, а число фондов сократится не столь радикально - до 110-120. 

Обязательные пенсионные накопления были одной из главных новаций последней пенсионной реформы. В течение 2008-2012 годов рынок НПФ быстро рос, в основном за их счет. По оценке «Эксперта РА», на конец 2012 года объем собственного имущества фондов превысил 1,5 трлн рублей и увеличился на 28% по сравнению с 2011 годом. Обязательные пенсионные накопления остаются драйвером роста рынка, за год они выросли на 70%, до 665 млрд рублей. По итогам переходной кампании 2012 года в НПФ пришло 4,65 млн новых застрахованных лиц, прирост накоплений в результате их перехода составит около 125 млрд рублей. В результате число клиентов НПФ по ОПС достигнет 20 млн человек, а объем ОПС у фондов превысит объем НПО, перешагнув отметку в 790 млрд рублей.

В 2012 году рынок НПФ снова вырос за счет пенсионных накоплений, объем сектора НПО практически не изменился. На конец 2012 года объем собственного имущества фондов составил 1,5 трлн рублей и увеличился на 28% по сравнению с 2011 годом. Пенсионные накопления выросли на 70%, до 669 млрд рублей, пенсионные резервы - на 8%, до 758 млрд рублей. По итогам переходной кампании 2012 клиентская база НПФ по ОПС выросла на 4,65 млн чел., прирост накоплений в результате их перехода составит около 125 млрд рублей. Всего в НПФ сейчас около 20 млн застрахованных лиц по ОПС и 7 млн участников НПО.

Отчисления на ОПС могут снизиться втрое, но сокращение еще можно остановить. Условиями сохранения возможности отчислять на ОПС 6% от зарплаты (вместо 2%) Президент России назвал повышение надежности пенсионной системы и более тщательный финансовый контроль деятельности фондов. Для выполнения первого условия уже сделано немало, близок к решению вопрос системы пенсионных гарантий, одобрены упразднение требования ежегодной безубыточности НПФ и сокращение частоты переходов клиентов из фонда в фонд. Кроме того, сами НПФ работают над повышением надежности, улучшая качество риск-менеджмента. Второе условие пока далеко от выполнения, НПФ могут остаться единственными участниками финансового рынка, которые не получат единого регулятора.

По состоянию на 1 января 2013 года на пенсионном рынке действовало 134 фонда. За предыдущий год количество НПФ уменьшилось на 12, отчасти вследствие сделок по слиянию и присоединению. При этом ожидается дальнейшее сокращение количества НПФ на рынке из-за вступивших в силу в 2012 году новых требований к размеру и составу имущества для обеспечения уставной деятельности. По состоянию на 1 января 2013 года 25 фондов (или 18,6% всех действующих) имели значение ИОУД, близкое к нормативному. У семи фондов, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования, величина ИОУД ниже законодательно установленного значения (100 млн. руб.). Таким образом, порядка 5% всех действующих фондов были близки к лишению лицензии (следует отметить, что системного риска для рынка НПФ отзыв лицензий данных НПФ не несет).

В результате действия новых требований общая величина ИОУД рынка НПФ за 2012 год увеличилась на 10,8% - до 109,9 млрд. руб. по состоянию на 1 января 2013 года. По итогам девяти месяцев 2012 года величина ИОУД выросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 14,6%, что является максимальным значением за последние два года. Несмотря на рост объема ИОУД, отношение данного показателя к сумме обязательств фондов (сумма пенсионных резервов и накоплений, краткосрочных и долгосрочных обязательств) сократилось за год на 1,37 процентного пункта и составило по состоянию на 1 января 2013 года 7,63%.

Несмотря на то что основным сегментом рынка НПФ по объему остается негосударственное пенсионное обеспечение (далее - НПО), на динамику роста рынка влияние оказывает прежде всего обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС). По состоянию на 1 января 2013 года пенсионные резервы составили 758,1 млрд. руб., увеличившись за год на 8,2%, при этом пенсионные накопления выросли за аналогичный период на 69,8% и достигли 668,7 млрд. руб. При сохранении текущей тенденции в среднесрочной перспективе объем пенсионных накоплений может превысить объем пенсионных резервов.

Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка. Поскольку действующая система Пенсионного фонда РФ не способна удовлетворить потребности населения в достойном пенсионном обеспечении, актуальным вопросом становится развитие негосударственных пенсионных фондов, которые могут стать оптимальным вариантом решения проблемы в нашей стране.

Важная роль негосударственных пенсионных фондов в развитии экономики заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения. 

Предназначение негосударственных пенсионных фондов заключается в предоставлении возможностей для более полного удовлетворения инициатив работодателей, работников, неработающих граждан и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных лиц. При этом сильная сторона негосударственных пенсионных фондов - гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. В отличие от системы негосударственного пенсионного обеспечения, перечисление пенсионных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не подкрепляется никакими договорными обязательствами, у будущего пенсионера нет договоров ни с ПФР, ни с управляющими компаниями, результатом чего является невозможность оценки гражданином ни эффективности хранения, ни эффективности размещения своих пенсионных накоплений.

За время, прошедшее с начала формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, значимость российских НПФ как в системе негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных лиц, а также иных показателях.

В связи с проводимой модернизацией российской пенсионной системы необходим пересмотр значительного числа существующих положений, касающихся ее функционирования. Часть из них непосредственно связана с деятельностью НПФ. Среди таких положений стимулирование участия самих граждан, а также работодателей в системе негосударственного пенсионного обеспечения более широкое привлечение НПФ к участию в обязательном пенсионном страховании.

Основные преимущества негосударственного пенсионного фонда по сравнению с другими вариантами инвестирования пенсионных накоплений состоят в том, что можно откладывать средства на старость постепенно, малыми порциями в течение длительного времени, и гарантии надежности накопленных пенсионных средств и их рост, так как НПФ наиболее подконтрольны застрахованным лицам.

Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России основываются на внедрении следующих положений:

  • Разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
  • Негосударственные пенсионные фонды в дальнейшем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке;
  • Негосударственные пенсионные фонды будут занимать место наиболее стабильных и надежных институтов в рыночной экономике, создавая механизмы защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта разграничения полномочий различных поставщиков услуг НПФ и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
  • Государство будет стимулировать развитие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

Реализация поставленных задач будет способствовать развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16 сентября 2007 года исполнилось 15 лет со дня возрождения в России после почти 70-летнего перерыва частных пенсионных систем. Сегодня они в России существуют в виде негосударственных пенсионных фондов.

Пятнадцатилетний опыт функционирования НПФ в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Действующие фонды обслуживают всего 6 млн. человек (менее 8% от общего числа трудоспособного населения). Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов.

Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.

Для ее решения необходимо провести ряд организационных мероприятий и принять ряд законов по следующим направлениям:

  • Создание механизмов и инфраструктуры, обеспечивающих экономическую устойчивость и надежность работы фондов;
  • Создание экономических стимулов для работодателей и работников по формированию дополнительных пенсионных накоплений.

Дальнейшее совершенствование системы пенсионного обеспечения должно носить системный характер, базироваться на актуарном обосновании объема страховых платежей и цивилизованного уровня страхового возмещения, сочетать обязательные по закону и дополнительные формы пенсионного страхования. Необходимым условием системного подхода при решении задачи формирования цивилизованных пенсионных институтов является решение проблем повышения доходов населения, снижения необоснованной дифференциации заработной платы, повышения увязки размеров пенсии с размерами заработной платы.