Негосударственные пенсионные фонды и их роль как инвесторов в корпоративные облигации и акции публичных компаний

Содержание:

  1. История развития негосударственных пенсионных фондов
  2. Международная практика развития пенсионного обеспечения
  3. Негосударственные пенсионные фонды
  4. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов
  5. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мусорные облигации 1980-х годов и их реинкарнация в финансовых инструментах и кризисах последующих десятилетий
Определение объемов реального финансирования организаций посредством публичного выпуска акций
Сравнительный анализ емкости рынков государственных, банковских и корпоративных облигаций
Производные финансовые инструменты: практика применения и перспективы использования для управления бюджетными рисками

 

Введение:

Актуальность темы обусловлена ​​следующими фактами: Пенсионная система любой страны является одним из важнейших элементов социальной защиты работников. В России пенсионные фонды в конце двадцатого века претерпели изменения. В настоящее время идет дальнейший процесс реформирования системы, и это происходит с большими трудностями. Поэтому изучение этой проблемы имеет большое значение для развития России.

Правовая форма пенсионной системы определяется состоянием экономики и рынка труда, налоговой и налоговой политикой, демографической ситуацией, развитием финансовых учреждений, в том числе страховых, и принятием компанией конкретной пенсии модель. По своей природе пенсия заменяет заработную плату в качестве основного источника дохода работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он теряет способность работать в полной мере.

Для материального обеспечения пенсионной системы часть необходимого продукта зарезервирована для покрытия расходов на воспроизводство рабочей силы, что обеспечивает средства к существованию тех, кто не может работать по этим причинам. Доля средств, расходуемых на эти цели в структуре ВВП, является макроэкономическим показателем уровня цивилизации общества. Отношение средней пенсии к заработной плате, покупательная способность минимальной и средней пенсий, средняя продолжительность пенсионного периода (включая мужчин и женщин) и т. д. отражают уровень социальной защиты пенсионеров. Пенсионная реформа в России предусматривает создание пенсионной системы, в основе которой лежит многоступенчатый подход к формированию пенсии.

На первом этапе будут базовые пенсии, на втором - трудовые и на третьем - негосударственные. Негосударственное пенсионное обеспечение, согласно концепции реформы, призвано создать основу для пенсионного обеспечения населения страны. Следовательно, пенсионное содержание будет состоять из государственных и дополнительных государственных доходов, генерируемых с помощью различных пенсионных программ предприятий, организаций, административно-территориальных образований, личного пенсионного страхования граждан, которые аккумулируют средства в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Негосударственный пенсионный фонд - это особая правовая форма некоммерческой организации социального страхования, исключительной деятельностью которой является пенсионное обеспечение участников фонда, осуществляемое на основании договора. Собственная собственность фонда делится на собственность, предназначенную для поддержки основной деятельности фонда, и пенсионные резервы. Имущество фонда формируется за счет взносов учредителей, целевых взносов вкладчиков, доходов фонда от размещения пенсионных резервов, благотворительных взносов и других поступлений. Для обеспечения платежеспособности обязательств перед участниками фонд формирует страховые и пенсионные резервы.

Источниками их формирования являются пенсионные взносы и фонды доходов от размещения пенсионных взносов. Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации. Предметом исследования является место негосударственного пенсионного обеспечения в пенсионной системе Российской Федерации. Целью работы является изучение основных аспектов развития негосударственных пенсионных фондов в России, определение места негосударственного пенсионного обеспечения в пенсионной системе Российской Федерации, изучение налогообложения прибыли НПФ.

История развития негосударственных пенсионных фондов

В России первые пенсионные фонды появились до 1917 года. Полувековой перерыв в этой сфере привел к негативным последствиям в виде законодательного вакуума, нехватки квалифицированных специалистов.

В 1988 году были введены дополнительные добровольные пенсии. В 1992 году пенсионные накопления были возвращены гражданам: государство не могло выполнить свои обязательства.

Первым НПФ был НПФ научных работников. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, по принципам страхования) был создан в форме смешанного партнерства, кроме того, он имел филиалы на многих территориях России.

Первым документом, непосредственно регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, был Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (впоследствии в указ были внесены изменения 12 апреля 1999 г.).

При создании института негосударственного пенсионного обеспечения на него возлагались большие надежды. С помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулировать огромные средства, снизить нагрузку на бюджет на социальную поддержку граждан.

В указе закреплено: «В целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции:

  1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, группы граждан, общественные объединения могут создавать негосударственные пенсионные фонды на основании прав юридических лиц с лицевых счетов граждан.
  2. Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от государственной пенсионной системы. Выплаты из этих средств производятся одновременно с выплатой государственных пенсий. Размер, условия и порядок внесения взносов и выплат определяются договором между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным, заключенным на основании утвержденного типового договора.
  3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляется специализированными компаниями по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с этими фондами основаны на соглашении об управлении активами негосударственных пенсионных фондов.

Указ предусматривал, что фонд является некоммерческой организацией, но между тем в то время не было федерального закона о некоммерческих организациях. Тем не менее, правовой ряд в области некоммерческих организаций был ликвидирован в ряде регионов. Субъектами Российской Федерации приняты акты о некоммерческих организациях.

В 1993-94 гг. Началось активное создание НПФ. По данным исследователей, до 1995 г. негосударственные пенсионные фонды работали без должного государственного контроля. «Развитие негосударственной пенсионной системы происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно сказалось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким.

Ситуация изменилась после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 94 года № 730) и утверждение Правительству Российской Федерации Положение об инспекции негосударственных пенсионных фондов (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 94 г. N 1266).

Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации стала государственным учреждением, осуществляющим разрешительные и контрольные функции негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов. , а также содействие развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Инспекция была уполномочена принимать акты, направленные на регулирование деятельности НПФ. Инспекция получила право проводить проверки деятельности фондов, требовать устранения выявленных нарушений и, в случае несоблюдения, приостанавливать действие лицензий. Вскоре было утверждено Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (утверждено Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда Российской Федерации 15 декабря 1994 г.).

С того времени НПФ начали работать в правовой сфере, а именно: получать лицензии (разрешения) на осуществление деятельности при условии, что учредительные документы и правила соответствуют установленным требованиям; соблюдать стандарты, разработанные методическими документами инспекции; представлять отчеты и другую информацию, необходимую для инспекции для выполнения разрешительных и контрольных функций.

На первом этапе своего формирования и развития негосударственные пенсионные фонды формировались вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний на отраслевой или региональной основе. Это привело к тому, что НПФ обслуживали только своих учредителей.

Характерной чертой разработки НПФ была концентрация основной массы активов в небольшом количестве корпоративных фондов. По итогам 1997 года в 26 фондах (10 процентов от общего объема) накоплено более 86 процентов от общего объема средств. Эти фонды накопили 81 процент пенсионных резервов всех фондов, 47,7 процента всех участников НПФ покрыты, и 83,6 процента всех пенсионных выплат были выплачены. Подобные статистические данные появляются в последние годы.

Так, на конец 2003 года на крупнейшие 19 фондов, каждый из которых насчитывает более 50 тыс. Участников, приходилось 67% от общего числа участников, а на остальные 237 фондов - 33%.

Похожая ситуация сложилась в конце 2005 года: согласно рейтингу, на первые десять фондов приходится более 95% рынка.

В результате кризиса 1998 года эксперты подчеркивают, что некоторые мелкие активы прекратили свою деятельность, большинство фондов столкнулись с проблемой ликвидности из-за невозможности осуществлять текущие платежи, что было вызвано реструктуризацией государственных ценных бумаг. Был создан Московский клуб кредиторов, в который вошли пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, регистраторы и другие участники финансового рынка, которые по закону должны были инвестировать часть своих активов в государственные ценные бумаги (в частности, ГКО и ОФЗ). В результате длительных переговоров условия реструктуризации для этой категории инвесторов были улучшены по отношению к другим участникам рынка. В целом ситуацию с негосударственными пенсионными фондами после кризиса можно охарактеризовать как сложную, но из-за наличия «длинных» обязательств и отсутствия необходимости фиксировать убытки по дешевым активам (основные платежи вкладчикам будут Негосударственные пенсионные фонды пережили кризис гораздо успешнее банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов.

Система негосударственных пенсионных фондов получила дальнейшее развитие с принятием специального Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». Законом установлено, что негосударственные пенсионные фонды являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального страхования, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров негосударственного пенсионного обеспечения с вкладчики в пользу участников фонда. Закон определяет права и обязанности НПФ, их инвесторов и участников; установленные требования к совокупному вкладу учредителей; введена обязательная ежегодная актуарная оценка и независимый аудит; сформулированы принципы распределения пенсионных резервов; Дается структура управления фондом и контроля за его деятельностью.

В отличие от первого источника - Указа Президента Российской Федерации, Закон детально регламентирует основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон уже не просто «программа», справочный источник, а основа для добровольного страхования.

В соответствии с положениями Закона был разработан и принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации. Так, например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.99 г. N 1385 «Об утверждении Требования к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, используемых для негосударственного пенсионного обеспечения населения» утверждено содержание пенсионная схема, используемая НПФ и многие другие.

Отдельно необходимо выделить Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 463. В Программе говорилось о развитии добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). В частности, внимание было сосредоточено на развитии и повышении финансовой надежности существующих негосударственных пенсионных фондов.

Было подчеркнуто, что для обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо создать эффективный механизм надзора и регулирования его деятельности, в том числе:

  • реорганизация действующих органов контроля и регулирования развития системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответственности;
  • совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;
  • установление требований к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

Эти направления нашли свое законодательное закрепление в ряде постановлений Правительства Российской Федерации.

Следующий этап в развитии системы негосударственных пенсионных фондов связан с изменениями и дополнениями в пенсионное законодательство, а именно с включением негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования. Здесь следует отметить, что уже в середине 1990-х годов. В ходе споров о путях и средствах реализации российской пенсионной реформы активно обсуждалась проблема подключения НПФ к государственной пенсионной системе, а точнее - их участия в осуществлении обязательного пенсионного обеспечения (страхования). Если в рамках распределительной государственной пенсионной системы не было объективной необходимости в НПФ, то введение комплексной структуры трудовой пенсии, включая накопительный компонент, явно позволяло НПФ подавать заявки на участие в системе пенсионного страхования.

Первым законодательным актом, фиксирующим возможность перевода из государственного Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственный пенсионный фонд, был Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Статья 32), в которой установлено, что застрахованное лицо в порядке, установленном федеральным законом, имеет право отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и перечислить свои сбережения, учитываемые в специальной части. индивидуального лицевого счета в негосударственном пенсионном фонде с 1 января 2004 года.

Затем федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» предусматривал, что граждане могут отказаться от накопительной части трудовой пенсии через российскую пенсию. фондировать и выбрать негосударственный пенсионный фонд (п. 2, п. 1 ст. 31).

Наконец, в Закон о негосударственных пенсионных фондах были внесены изменения. Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», в соответствии с которым исключительными.

Виды деятельности НПФ:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
  • выступать в качестве страховщика профессионального пенсионного страхования.

Таким образом, можно выделить следующие этапы формирования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

  1. Первый этап - создание негосударственной (добровольной) пенсионной системы, первые шаги по формированию нормативно-правовой базы добровольного страхования, создание специальной инспекции.
  2. Второй этап - это принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого круга подзаконных актов и нормативных актов.
  3. Третий этап - включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

Развитие частных пенсионных фондов в настоящее время сдерживается рядом факторов, основными из которых являются:

  • общее состояние экономики, делающее невозможным для граждан и предприятий формирование долгосрочных сбережений;
  • не полностью разработанное законодательство и система налогообложения негосударственных пенсионных фондов;
  • слабое развитие собственной инфраструктуры (из 89 регионов России имеется только 51 негосударственный пенсионный фонд и он уступает государственному пенсионному фонду, филиалы которого есть везде) по этому показателю;
  • осторожность населения по отношению к финансовым институтам после финансового краха 1994 - 1995 гг.;
  • недостаточная осведомленность населения об особенностях деятельности негосударственных пенсионных фондов, их месте и роли в пенсионной системе России.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять ряду требований. Прежде всего, он обязан обеспечить выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовать с государственной пенсионной системой вопрос о типах пенсий и условиях их назначения. Дополнительная пенсионная система может быть сформирована как за счет установленных выплат, так и за счет установленных взносов и может быть либо солидарной, либо финансируемой, либо использовать оба этих принципа одновременно. Его финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателей, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в виде накопленных активов и будущих взносов (актуарного баланса).

Обязательным условием для применения пенсионной схемы фонда является получение участника пенсионного фонда в размере не менее половины минимальной государственной пенсии по старости при общем стаже работы, необходимом для получения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации. Федерация на момент заключения пенсионного договора. Определение максимальной пенсии является обязанностью тех субъектов, которые создают негосударственные пенсионные системы.

Международная практика развития пенсионного обеспечения

В развитии пенсионных систем в западных странах современные исследователи выделяют несколько этапов.

Первым этапом считается период 90-х годов XIX века. - конец 20-х годов. в 20 веке. Изменения, вызванные урбанизацией, индустриализацией, монополизацией экономики, потребовали новой доктрины социальной защиты вместо того, чтобы существовать на принципах самоподдержки, семейной поддержки инвалидов, благотворительности. Исторический шаг был сделан в конце 19-го века, когда имперское правительство Германии во главе с Бисмарком ввело систему обязательного социального страхования для работников промышленности. В Германии появляются кассы взаимопомощи и медицинские кассы (1883 - 1889), пособия по инвалидности и старости.

Примеру Германии следуют другие европейские страны, столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами. Начиная с 1919 года в некоторых национальных законах, особенно в англосаксонских и скандинавских странах, были введены бесплатные (безвозмездные) пенсионные системы, поддерживаемые государственными организациями, которые предоставляют помощь по старости. Такие системы основаны на гуманистической идее о том, что общество должно помогать социально уязвимым гражданам.

Основными характеристиками первого этапа развития пенсионного обеспечения являются:

  • пенсионные бюджеты финансируются в основном не по страховым принципам, расходы возмещаются за счет текущих доходов предприятия, государство практически не участвует в финансировании этих систем;
  • добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей и лояльность по отношению к предпринимателю обязательны для работника при получении пенсии;
  • Факторы социального риска для работников, уплачивающих взносы (первоначально добровольно), оцениваются с использованием актуарных расчетов.

Второй (коллективный договор) этап развития пенсионных систем продолжался примерно до середины 70-х годов. XX век, а его начало связано с экономическим кризисом 30-х годов. В этот период формируются национальные пенсионные схемы. Государство решительно вторгается в сферу социального страхования, принимая на себя ряд обязательств по финансовому участию в социальном обеспечении инвалидов, безработных и престарелых. Обязательные страховые взносы застрахованных лиц становятся нормой. Это подтверждается тем фактом, что выплачиваемые пенсии являются правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных являются средством поддержания достоинства получателей.

До Второй мировой войны невыплачиваемые пенсии имели первостепенное значение по сравнению с социальным страхованием, но это рассматривается как переходный шаг к пенсионному страхованию. Во время Второй мировой войны был разработан и опубликован ряд документов (Атлантическая хартия, Филадельфийская декларация Международной организации труда, доклад У. Бевериджа), которые рассматривались в качестве основы для проведения социальной политики западных государств в Послевоенный период, чтобы избежать нового разрушительного экономического кризиса. Новая концепция системы социального обеспечения изложена в докладе В. Бевериджа британскому правительству (1942 г.). Беверидж разрабатывает свой план социального обеспечения, в соответствии с которым все потерявшие заработок лица «должны пользоваться одинаковой социальной защитой». Были выдвинуты предложения об универсальности системы социального обеспечения, защите от всех случаев потери заработка, одинаковой для всех пенсий и пособий, а также об условиях их выплаты. На протяжении 1944 - 1948 гг. Правительство труда Англии принимает ряд законов, на основе которых строится единая система социальной защиты, охватывающая все население и все случаи потери заработка. Подобные реформы проводятся после Второй мировой войны во многих западных странах.

Основными результатами второго этапа развития пенсионных систем можно считать: расширение сферы действия систем с точки зрения охвата профессиональных групп работников; повышение роли и участия работодателей и государства; повышение степени страховой солидарности между различными группами населения (молодыми и старыми).

Третий (современный) этап развития пенсионных систем следует назвать неинкорпорированным, поскольку начинается переход от коллективных переговоров к «приватизации», перехода управления процессами социальной интеграции с национального и промышленного уровней на микропроизводственный. Государство отвергает всестороннее влияние на процессы воспроизводства, отдавая дань частной инициативе, в том числе в вопросах пенсионного обеспечения.

Негосударственные пенсионные фонды

В настоящее время в России есть государственный пенсионный фонд (Пенсионный фонд Российской Федерации) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным целевым фондом, который формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций и по умолчанию образует, в том числе, накопительную часть пенсии для российских граждан.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими финансовыми организациями, которые предоставляют финансовую поддержку пенсионерам за счет их добровольных инвестиций. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным (дополнительным) пенсионным обеспечением.

Негосударственные пенсионные фонды, эффективно инвестируя пенсионные накопления и резервы, позволяют гражданам значительно увеличить собственную пенсию по достижении пенсионного возраста.

Виды негосударственных пенсионных фондов:

  • Открытый пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы;
  • Корпоративный пенсионный фонд - негосударственный пенсионный фонд, учредителем которого является юридическое лицо - работодатель или несколько юридических лиц - работодателей и к которым могут присоединиться работодатели - плательщики. Участниками этого фонда могут быть только физические лица, которые были (были) в трудовых отношениях с работодателями - учредителями и работодателями - плательщиками этого фонда;
  • Профессиональный пенсионный фонд - это негосударственный пенсионный фонд, учредителем (учредителями) которого могут быть объединения юридических лиц - работодателей, объединения физических лиц, в том числе профсоюзы (ассоциации профсоюзов), или физические лица, связанные по роду деятельности (профессии). Участниками такого фонда могут быть только физические лица, связанные с характером их профессиональной деятельности (рода занятий), как это определено в уставе фонда.

Принципы фондов. Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, инвестируются управляющей компанией в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли.

Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально суммам, указанным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату распределения, что происходит не реже одного раза в месяц.

Участие в пенсионном фонде является добровольным, а физическое лицо может быть членом одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративных и профессиональных фондах они могут быть участниками только в том случае, если их работодатель вступает в фонд (корпоративный фонд) или принадлежит к определенной профессии (профессиональный фонд).

Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или более 10 лет, определенных законом. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии от НПФ возможна при условии признания члена фонда инвалидом, подтвержденного с медицинской точки зрения критического состояния здоровья, отъезда члена фонда на постоянное жительство за границу или смерти члена фонда.

В целях соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, других заинтересованных лиц и государства, осуществляется государственное регулирование деятельности фондов в Сфера негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, надзор и контроль за этой деятельностью осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам России.

Полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации в области государственного регулирования негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, а также надзора и контроля за этой деятельностью определяются Федеральным законом «О Негосударственные пенсионные фонды», Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 № 2 от 10 марта 2007 года № 149) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзору и контролю за этой деятельностью», Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317.

Вопросы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов находятся в компетенции Департамента регулирования и контроля коллективных инвестиций и Департамента информации и мониторинга финансового рынка.

В структуре Департамента регулирования и контроля коллективных инвестиций, Департамента лицензирования негосударственных пенсионных фондов

В структуре Управления информации и мониторинга финансового рынка есть Отдел по контролю за инвестированием пенсионных накоплений и деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Права и обязанности вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. пенсионные правила фонда и договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.07.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» инвесторы имеют право:

  • требовать от фонда полного исполнения обязательств фонда по пенсионному договору;
  • представлять интересы фонда и интересы его участников;
  • обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • требовать от фонда уплаты сумм погашения или перевода их в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным соглашением.

Участники имеют право:

  1. требовать от фонда выполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного соглашения;
  2. получать негосударственную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», условиями пенсионного соглашения, пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при наступлении пенсионной базы (пенсионной базы в пенсионных договорах - пенсионная база, устанавливаемая в момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации);
  3. требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионными правилами фонда и условиями пенсионного соглашения;
  4. потребовать, чтобы фонд выплатил суммы погашения или перевел их в другой фонд в соответствии с пенсионными правилами фонда и условиями пенсионного соглашения.

Вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно наличными в порядке и размере, которые предусмотрены пенсионными правилами фонда и пенсионным соглашением.

Инвесторы и участники обязаны информировать фонд об изменениях, влияющих на выполнение ими своих обязательств перед фондом.

Инвесторы и участники могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и пенсионными договорами.

Преемники вкладчиков и участников фонда имеют право выплатить или перевести выкупную сумму в другой фонд в порядке, установленном пенсионными правилами фонда, при расторжении пенсионного договора.

Права и обязанности застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правила страхования фонда и договор обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», пункт 39 Типовых правил страхования негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, утвержден Правительством. Российской Федерации от 13 февраля 2007 года № 77.

Застрахованные лица имеют право:

  • требовать от фонда выполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с условиями договора обязательного пенсионного страхования и правилами страхования фонда;
  • получать накопительную часть пенсии по старости, если имеются основания для пенсии в соответствии с условиями договора обязательного пенсионного страхования (основания для назначения и выплаты накопительной части пенсии по старости являются условиями, установленными Федеральным законом «О пенсионных пенсиях в Российской Федерации» о назначении пенсии по возрасту и трудовой пенсии по инвалидности);
  • получать информацию из фонда о состоянии своего пенсионного счета и нормативных правовых актов об обязательном пенсионном страховании;
  • в случае несогласия с информацией, содержащейся на его пенсионном счете, обратиться в фонд или в суд с заявлением об исправлении этой информации;
  • заключить новое соглашение об обязательном пенсионном страховании с другим негосударственным пенсионным фондом или подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации о перечислении пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации, но не чаще одного раза в год;
  • в любое время подать в фонд заявление с указанием правопреемников и долей, в соответствии с которыми пенсионные накопления должны быть распределены между ними;
  • ознакомиться со всеми документами фонда, касающимися прав застрахованного лица на обязательное пенсионное страхование;
  • защитить свои права, в том числе в суде.

Застрахованные лица обязаны:

  • представить в фонд документы, содержащие достоверную информацию, которая является основанием для назначения и выплаты накопительной части пенсии по возрасту;
  • информировать фонд об изменениях, влияющих на выплату накопительной части пенсии по возрасту, включая изменение фамилии, имени, отчества и постоянного места жительства;
  • соблюдать условия, установленные для назначения (перерасчета) и выплаты накопительной части трудовой пенсии. Застрахованные лица могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами страхования фондов и договорами обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со статьей 36.21. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в том случае, если застрахованное лицо умерло до назначения накопительной части пенсионной пенсии или до пересчета накопительной части пенсионной пенсии С учетом дополнительных пенсионных накоплений средства, зачисленные на него, на пенсионный счет накопительной части пенсии по старости выплачиваются наследникам, указанным в соответствующем заявлении застрахованного лица, поданном в фонд. В заявлении также указывается, на какие акции должны быть распределены вышеуказанные средства. При отсутствии указанного заявления средства, учитываемые на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате наследникам застрахованного лица, распределяются между ними равными долями. Выплата средств, учитываемых на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, производится наследникам умершего застрахованного лица при условии подачи заявки на указанный платеж в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованный.

Негосударственные пенсионные фонды и их роль как инвесторов в корпоративные облигации и акции публичных компаний

Согласно заявлению правопреемника, пропустившего срок, установленный третьим абзацем настоящей статьи, срок подачи заявления на указанный платеж может быть восстановлен в суде. Порядок обращения к правопреемникам умерших застрахованных лиц за платежами в фонд, а также порядок, сроки и периодичность осуществления таких платежей, порядок исчисления сумм таких платежей устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации. Федерация от 03.11.2007 N 742.

Обязательства фонда по отношению к вкладчикам, участникам и застрахованным лицам определяются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. пенсионные и страховые правила фонда, пенсионный договор и договор об обязательном пенсионном страховании.

Фонд обязан:

  • ознакомить вкладчиков, участников и застрахованных с правилами фонда и со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями;
  • вести учет своих обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами в виде ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части пенсии по старости, а также вести учет пенсионных резервов и пенсионных накоплений;
  • один раз в год предоставлять вкладчикам, участникам и застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов;
  • выплачивать негосударственные пенсии или суммы выкупа в соответствии с условиями пенсионного соглашения; переводить суммы погашения в другой фонд от имени инвестора или участника в соответствии с условиями пенсионного соглашения;
  • не принимать односторонних решений, нарушающих права вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Фонд также обязан предоставлять всем заинтересованным сторонам по запросу по месту нахождения Фонда и его обособленных подразделений, соответственно, следующую информацию:

  • устав фонда, его пенсионные правила, а в случае обязательного пенсионного страхования деятельность, правила страхования, а также полный текст зарегистрированных изменений и дополнений к ним;
  • бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, аудиторские и актуарные отчеты, составленные на последнюю отчетную дату;
  • полное и (или) сокращенное фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария фонда, а также номера их лицензий; Формы частных пенсионных схем для каждой пенсионной схемы;
  • форма договора обязательного пенсионного страхования и заявление застрахованного лица; информация, раскрываемая фондом в соответствии с требованиями Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» по пенсионным и страховым правилам фонда.

Федеральная служба по финансовым рынкам России в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Указом Правительство Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, организует личный прием граждан (вкладчиков, участников, застрахованных лиц фонда и их правопреемников), обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных заявлений, принятие решений на них и отправки ответов заявителям в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Гражданин в своем письменном запросе в обязательном порядке в качестве адресата указывает Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР России) или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свою фамилию, имя, отчество ФИО (последнее - если есть), почтовый адрес, на который должен быть отправлен ответ, уведомление о пересылке заявки, изложение сути предложения, заявления или жалобы, проставление личной подписи и даты.

При необходимости в обоснование своих аргументов гражданин должен приложить документы и материалы или их копии к письменному обращению.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд имеет право осуществлять деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию с даты получения лицензии в порядке, установленном законодательство Российской Федерации.

Лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсиям и пенсионному страхованию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации. Федерация от 14 июля 2006 г. № 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на финансовых рынках.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае изменения названия НПФ или его местонахождения, а также в случае изменения адреса НПФ, осуществляющего лицензированный вид По виду деятельности (филиалы и представительства) НПФ обязаны подать заявку на переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии.

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, должно быть подано НПФ в Федеральную службу по финансовым рынкам не позднее пятнадцати дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Сбор государственной пошлины за осуществление деятельности, связанной с лицензированием, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Государственная пошлина взимается за:

  • рассмотрение заявки НПФ на получение лицензии в размере 300 рублей;
  • за выдачу лицензии в размере 1000 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии НПФ на сумму 100 руб.

Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов

При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами.

Не учитывается налоговая база:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • накопительная часть пенсии по возрасту;
  • размер пенсий, выплачиваемых по негосударственным пенсионным соглашениям, заключенным физическими лицами с лицензированными в их пользу негосударственными пенсионными фондами России;
  • размер пенсионных взносов по негосударственным пенсионным схемам, заключенным организациями и другими работодателями с лицензированными российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • размер пенсионных взносов по негосударственным пенсионным схемам, заключенным физическими лицами с российскими негосударственными пенсионными фондами, лицензированными в пользу других лиц.

При определении налоговой базы учитываются:

  • размер пенсий физическим лицам, выплачиваемых по негосударственным пенсионным соглашениям, заключенным организациями и другими работодателями с лицензированными российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • размер пенсий, выплачиваемых по негосударственным пенсионным соглашениям, заключенным физическими лицами с российскими негосударственными пенсионными фондами, лицензированными в пользу других лиц;
  • денежные (выкупные) суммы за вычетом суммы платежей (взносов), произведенных физическим лицом в его пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями негосударственных пенсионных схем, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами, лицензированными на случай досрочного расторжения этих договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода суммы выкупа в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий этих соглашений в отношении их действительности.

Указанные суммы облагаются налогом у источника платежей. Доход негосударственных пенсионных фондов определяется отдельно для доходов, полученных от размещения пенсионных резервов, доходов, полученных от инвестирования пенсионных накоплений, и доходов, полученных от санкционированной деятельности этих фондов.

Доход, полученный от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, включает доход от размещения фондов пенсионных резервов в ценные бумаги, инвестиции и другие вложения, установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах, которые определяются в установленном порядке. Налоговым кодексом для соответствующих видов доходов.

Для целей налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между доходом, полученным от размещения пенсионных резервов, и доходом, рассчитанным на основе ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, и суммы выделенный резерв с учетом времени фактического размещения, кроме доходов, размещенных на совместных пенсионных счетах, по результатам налогового периода.

К доходам, полученным от уставной деятельности фондов, относятся: отчисления от доходов от размещения пенсионных резервов, направленных на создание имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, осуществляемого в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах; доход от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности денежных средств в ценных бумагах, инвестициях и других инвестициях, определяется в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих видов доходов.

Отчисления из дохода, полученного из инвестиционных фондов пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, которые используются для формирования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, и которые производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах.

Часть суммы пенсионного взноса, выделяемая на основании частного пенсионного договора в соответствии с пенсионными правилами фонда для формирования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и покрытия административных расходов в соответствии с законодательством Российская Федерация о негосударственных пенсионных фондах.

Для негосударственных пенсионных фондов расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, расходы, связанные с получением дохода от инвестирования пенсионных накоплений, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности этих фондов, определяются отдельно.

Расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, включают в себя:

  • расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, в том числе вознаграждение управляющей компании, депозитария и профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • обязательные расходы, связанные с хранением, содержанием и оценкой в ​​соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, в котором находятся пенсионные резервы;
  • отчисления на формирование имущества, предназначенные для обеспечения осуществления уставной деятельности этих фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются как расходы;
  • отчисления на формирование страхового резерва, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, до размера страхового резерва, установленного советом Негосударственного пенсионного фонда достигается, но не более 50 процентов от суммы резервов по пенсионным обязательствам.

Расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, включают в себя:

  • вознаграждение за оказание услуг по заключению частных пенсионных схем и договоров обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;
  • оплата актуарных услуг;
  • оплата услуг по изготовлению пенсионных сертификатов (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и других подобных документов;
  • вознаграждение за услуги по управлению пенсионным счетом в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах;
  • другие расходы, непосредственно связанные с негосударственным пенсионным обеспечением.

Расходы, связанные с получением дохода от инвестирования пенсионных накопительных фондов, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, за исключением расходов, указанных в статьях 254–269 Налогового кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственное пенсионное обеспечение), включают в себя.

Расходы, связанные с получением дохода от инвестирования пенсионных накопительных фондов, предназначенных для финансирования накопительной части пенсии по старости, включая вознаграждение управляющей компании, специализированного депозитария и других профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Обязательные расходы, связанные с хранением, содержанием и оценкой в ​​соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, в которое были вложены пенсионные накопления.

Отчисления из доходов, полученных от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для формирования накопительной части пенсионной пенсии, которые направлены на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и которые осуществляются в соответствии с законодательство Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах.

Таким образом, доход НПФ делится на две группы:

  1. от размещения пенсионных резервов;
  2. от «уставной деятельности» (то есть от всех других доходов).

Доходы первой группы облагаются налогом на прибыль только в той степени, которая превышает ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных пенсионных резервов. Прочие доходы облагаются налогом в полном объеме.

Положения Налогового кодекса о налогообложении НПФ содержат ряд неточных и противоречивых норм.

Начнем с определения дохода от размещения пенсионных резервов. Согласно статье 295 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от размещения пенсионных резервов включают доходы, перечисленные в статьях 249 и 250 Кодекса (они дают общее определение доходов от продаж и внереализационных доходов) и другие доходы , Среди «других» законодателей, в частности, были доходы от инвестирования пенсионных резервов в ценные бумаги и объекты, «установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что доход от размещения пенсионных резервов фактически включает доход от размещения этих резервов только «в частности» - не включая все другие доходы, перечисленные в статьях 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации. Эта формулировка звучит нелогично.

Далее, согласно пункту 8 статьи 280 и пункту 2 статьи 274 Кодекса, налоговая база для операций с ценными бумагами, а также для доходов, облагаемых по ставкам, отличным от 24%, определяется отдельно. Никаких исключений из этого правила для НПФ сделано не было.

И, наконец, третий спорный момент. Кодекс требует от НПФ определять «положительную разницу между доходом, полученным от размещения пенсионных резервов, и доходом, рассчитанным на основе ставки рефинансирования». Более того, предполагаемый доход должен быть определен «с учетом времени фактического размещения» и «с учетом размещения этих средств на пенсионных счетах».

Таким образом, фонд должен рассчитать, сколько у него резервов в каждый конкретный момент. Ведь только с помощью этой информации вы можете рассчитать ставку рефинансирования «с учетом времени фактического размещения» в размере этих резервов.

Однако статья 295 Налогового кодекса не дает методологии для такого расчета. Таким образом, НПФ должен разработать его самостоятельно. Но в то же время действующее законодательство содержит несколько определений понятия «пенсионные резервы».

Как уже упоминалось выше, одним из наиболее сложных вопросов является расчет доходов от размещения пенсионных резервов с учетом ставки рефинансирования.

Налоговое законодательство не содержит определения понятия «пенсионные резервы». Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации мы имеем право «запрашивать разъяснения» у других отраслей права, но вместо одного мы найдем три разных определения пенсионных резервов.

Например, в статье 3 Закона о НПФ пенсионные резервы определяются как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплаты негосударственных пенсий». В бухгалтерском учете размещенные резервы фонда отражаются в дебете счета 79 «Внутренние расчеты» (если они размещены через управляющую компанию) или в дебете счетов 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовый учет» инвестиции, 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами» и т. д. (если часть резервов НПФ распределяется самостоятельно).

В то же время в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету пенсионные резервы определяются как сумма средств, отраженная в пассиве баланса фонда по статье «Резервы будущих расходов и платежей». Например, в «Отчете о финансовом положении фонда» (форма НПФ-Ф, утвержденная приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда России от 21 июня 2000 г. № 47), сумма пенсионных резервов равна строке 650 пассива баланса фонда («Резервы на будущие расходы и выплаты»).

По кредиту счета 96 «Резервы на будущие расходы» отражается сумма резервов, сформированных в соответствии с уставом и решениями руководящих органов фонда. Фактическая сумма распределенных резервов может отличаться от суммы, записанной на счете 96. Действительно, на практике по ряду причин не все суммы, которые фактически были зачислены в пенсионные резервы, сразу регистрируются на счете 96. Например, доход, полученный от размещение пенсионных резервов, которое составляет не менее 85%, должно использоваться для увеличения этих резервов до тех пор, пока руководство фонда не примет решение о распределении этих сумм, счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» должен быть отражен.

НПФ обязаны вести отдельный учет операций по распределению резервов. Следовательно, сумма распределенных резервов может быть взята из бухгалтерского учета (остатки на счетах 58, 01 и т. д., за вычетом дебиторской задолженности и остатков на счетах 51, 52 и т. д.).

Доходы от НПФ включают взносы от учредителей, пенсионные взносы, доходы от размещения пенсионных резервов и ОВН, а также целевые взносы от вкладчиков, благотворительные взносы и другие законные поступления. Таким образом, эта концепция включает как средства, предназначенные для накопления в интересах клиентов НПФ, так и средства, которые фонд может использовать для финансирования своего существования.

Статистика поступлений в НПФ представляет особый интерес для анализа. К сожалению, имеющиеся данные не полностью определяют сумму дохода, поскольку они не включают взносы учредителей НПФ, а также доход, полученный от инвестиций в недвижимость, предназначенную для поддержки уставной деятельности НПФ (хотя эти средства составляют значительная доля активов НПФ).

Расходы НПФ - это, прежде всего, выплата пенсий, а также возврат денег вкладчикам при расторжении договоров. Кроме того, само функционирование фондов как организаций требует затрат. Если выплата пенсий и сумм выкупа производится из пенсионных резервов, то список возможных источников текущего финансирования деятельности НПФ гораздо шире.

Закон «О негосударственных пенсионных фондах» (статья 17) перечисляет следующие возможные источники формирования «имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда»:

  • общий вклад учредителей (вклад учредителя);
  • целевые вклады вкладчиков;
  • часть доходов фонда от размещения пенсионных резервов;
  • часть суммы пенсионных взносов (если это предусмотрено правилами фонда и пенсионным договором, в размере, не превышающем размер суммы взноса);
  • доходы фонда от использования (в том числе размещения) имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
  • благотворительные взносы и другие законные доходы.

За последние пять лет НРП развивались, количество участников увеличилось, соответственно увеличились доходы в фондах, и поэтому объемы расходования средств НРП также увеличиваются.

За последние пять лет сумма расходов на НПФ выросла почти в восемь раз, а это означает, что средства растут, и этот процесс будет продолжаться. Если увеличение пенсионных выплат свидетельствует об увеличении срока погашения пенсионной системы и в конечном итоге должно приветствоваться, то высокие темпы роста операционных издержек, скорее всего, будут вызывать тревогу.

Здесь могут действовать три группы факторов. Во-первых, объективно растут некоторые компоненты затрат: заработная плата сотрудников, аренда, расходы на оплату услуг аудиторов и актуариев, участие в различных конференциях и семинарах и т. д. Во-вторых, часть расходов по мере развития НРП (и их финансовое положение улучшается). (если таковые имеются) могут быть переведены из скрытой в явную форму: например, учредитель, который ранее предоставлял помещения «своему» НПФ бесплатно, решает арендовать у него арендную плату. Наконец, в-третьих, при недостаточном контроле со стороны учредителей управляющие некоторыми фондами могут искусственно завышать расходы, чтобы повысить комфорт своей работы или «откачивать» часть ресурсов фонда в свою пользу (включая компании, контролируемые ими).

Чтобы выяснить основные направления расходования средств НПФ, приведем структуру его затрат.

В любом случае это верно для небольших фондов. Будущее за теми структурами, которые способны радикально снизить стоимость обслуживания клиентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды демонстрировали устойчивый рост в течение последних нескольких лет. Негосударственные пенсионные фонды расположены в 51 субъекте Российской Федерации. Существующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Однако роль негосударственных пенсионных фондов в масштабах российской экономики, к сожалению, все еще довольно скромна. По итогам 2007 года доля пенсионных резервов в ВВП не будет превышать 0,7%.

Система негосударственного пенсионного обеспечения в России, во-первых, молодая, а во-вторых, она стабильно развивается. О молодости системы свидетельствует устойчивое и растущее превышение пенсионных резервов над суммами выплат. На стабильность и нормальное финансовое управление в системе указывает, в частности, тот факт, что при практически значительных темпах роста активов и пенсионных резервов НПФ объем неинвестированных средств практически не изменяется. Более того, система очень неоднородна. Большинство фондов имеют довольно скромные пенсионные резервы: только 10 НПФ имели пенсионные резервы в размере 30 миллионов долларов на 1 июля 2007 года, а еще 16 НПФ варьировались от 10 до 30 миллионов долларов. С другой стороны, 194 фонда, или более 2/3 от общего количества, даже не имели 1 миллион долларов.

Взносы в пенсионные фонды могут вносить как юридические лица (обычно работодатели, которые платят за своих работников), так и физические лица, которые действуют как «инвесторы в их пользу». Предприятия получают на порядок больше средств, чем граждане.

Исследование показало, что размер выплачиваемой дополнительной пенсии очень мал и не может быть единственным источником дохода для пенсионеров. Но в то же время дополнительная пенсия может стать хорошим дополнением к государственному пенсионному обеспечению.

Заключение

Роль НПФ в системе социальной защиты разнообразна. Имея двойственную природу социально-финансовых институтов, они играют двойную роль. Как социальные институты они способствуют более полному удовлетворению потребностей пенсионеров и снижению социальной напряженности в обществе. Будучи финансовыми институтами, они играют важную макроэкономическую роль, способствуя увеличению доли накопительного фонда в национальном доходе, и формируют мощный внебюджетный инвестиционный лоток в национальной экономике. На основании этого было дано определение негосударственных пенсионных фондов как экономической категории.

В процессе исследования рассматриваются основные формы участия негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе населения России. Их анализ дает представление об характерных особенностях застроенной пенсионной системы с участием негосударственных пенсионных фондов, а также помогает определить социально-экономическую роль этого института.

В ходе анализа формирования негосударственного пенсионного обеспечения было отмечено, что в нашей стране в настоящее время существуют определенные трудности для успешной работы негосударственных пенсионных фондов: население утратило доверие к государству и ко всем новые финансовые институты; работодатели не имеют достаточных свободных средств и не имеют стимулов для работы с негосударственными пенсионными фондами; нет развитого, стабильного, предсказуемого финансового рынка; не было создано никаких условий для безопасного ведения бизнеса и т. д.

В то же время это перспективный социальный и финансовый институт, и по мере создания нормальных условий его функционирования его роль в экономической и социальной сферах будет возрастать. Необходимо приложить все усилия, чтобы обеспечить условия для нормального функционирования этого учреждения. В частности, важно проводить мероприятия по разъяснению населению роли и функций негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе; тщательно проработать законодательную базу по многим аспектам деятельности НПФ, включая их участие в обязательном пенсионном страховании населения и в создании обязательных профессиональных пенсионных систем; обеспечить благоприятный налоговый климат для частных пенсионных организаций с целью привлечения работодателей к участию в создании корпоративных пенсионных программ и т. д.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что основной целью исследования является анализ и обоснование места и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования Российской Федерации.