Недобросовестная конкуренция

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Конкуренция, её роль в рыночной экономике
Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия
Занятость населения в России и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве
Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации


Введение:

Конкуренция рассматривается как основной механизм современной рыночной системы. Конкуренция возникает между товаропроизводителями, которые борются за более выгодные условия производства и реализации продукции.

Конкуренция выступает регулятором темпов и размеров производства, одновременно побуждая производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция, то есть конкуренция между поставщиками товаров и услуг в борьбе за часть рынка, является одной из основных характеристик свободного предпринимательства. Борьба идет за место на рынке, за привлечение и сохранение собственных потребителей (потребителей товаров и услуг). Как и в любой конкуренции, конкуренция фокусируется на методах, которые не нарушают установленных норм и принципов конкуренции, и методах, которые бесспорно осуждаются и часто вступают в противоречие с законами страны.
Точно так же экономисты начали различать честную и недобросовестную конкуренцию. Главное различие между недобросовестной конкуренцией и честной конкуренцией заключается в том, что она не способствует и даже не вредит финансовому росту в любой сфере экономики.

Если говорить не о терминологии, а о феномене недобросовестной конкуренции в ее различных формах и проявлениях, то можно сказать, что ее возникновение относится к самым ранним этапам истории человеческого общества.

Наряду с формированием экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными.
В современных условиях значительна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела различные формы из-за отсутствия законов, необходимых для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основные принципы экономики и способствует внедрению нерыночных методов борьбы в отношения между хозяйствующими субъектами.

Недобросовестной конкуренцией на товарных рынках признаются действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, практике ведения бизнеса, условиям добросовестности, разумности и справедливости и способные причинить или причинившие убытки конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

В случае недобросовестной конкуренции материальный ущерб может быть причинен в виде убытков, которые могут выражаться в потере или уменьшении прибыли вследствие противоправных действий.

Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть хозяйствующие субъекты, не признающие аппарат государственной власти, аппарат местного самоуправления и их должностных лиц. Конкуренты считаются субъектами защиты от этого преступления.
Подводя итог, следует отметить, что недобросовестная конкуренция считается одним из важнейших вопросов в деятельности большинства средних и крупных фирм.
Объектом изучения данного курса является недобросовестная конкуренция.
Предметом исследования являются правоотношения, возникающие между конкурентами в условиях недобросовестной конкуренции.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение недобросовестной конкуренции в целом.

Следующие задачи можно выделить в ряд с поставленной целью: 

  • Охарактеризовать понятие недобросовестной конкуренции;
  • Изучение форм и видов недобросовестной конкуренции;
  • Рассмотреть методы борьбы с недобросовестной конкуренцией;
  • Анализ ответственности за недобросовестную конкуренцию.

Общая характеристика недобросовестной конкуренции

В юридической литературе до сих пор не выработано конкретного понятия недобросовестной конкуренции.
Юридически определение недобросовестной конкуренции закреплено в статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции". Федеральный закон от 26. 07.2006 № 135-ФЗ (с изменениями от 13. 07.2015) "О защите конкуренции " статья 4 в пункте 9 настоящей статьи недобросовестная конкуренция подтверждается всеми видами действий хозяйствующих субъектов (категорий лиц), направленных на получение выгод при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добросовестности, разумности и справедливости. Причинили или могут причинить убытки другим субъектам хозяйствования-конкурентам, а также нанесли или могут нанести ущерб их деловой репутации. Федеральный закон от 26. 07.2006 № 135-ФЗ (с изменениями от 13. 07.2015) раздел 9 статьи 4 закона "О защите конкуренции" 

Это общее правило дает определение недобросовестной конкуренции с использованием таких определений, как деловой обычай, справедливость, разумность, добросовестность. 

Эти нормы конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных государствах, но иногда и в пределах одной страны.

Для нивелирования терминологических проблем при отнесении действий хозяйствующего субъекта к действиям недобросовестной конкуренции необходимы три условия: 

  • Действия субъекта должны противоречить положениям действующего законодательства, добросовестности, разумности и справедливости, а также деловой практике;
  • Указанные действия обязательно приведут к негативным последствиям для компании и конкурентов в виде причинения убытков или ущерба их деловой репутации;
  • Необходимо ориентироваться на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом не обязательно аргументировать желание получить эти преимущества.

Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих обстоятельств не дает возможности определить действия субъекта как недобросовестную конкуренцию.
Обстоятельства недобросовестной конкуренции как вида конкуренции лежат в психологических особенностях человека.

При этом возникает вопрос о том, что человек готов сделать для достижения своих целей, способен ли он нарушить закон и, соответственно, нормы морали общества, в котором он живет. Появление и существование недобросовестной и честной конкуренции - это тот же вопрос, что и появление добра и зла, того, что мы называем добром и злом, черным и белым.

Таким образом, недобросовестная конкуренция - это конкуренция за что-то ограниченное или лучшее, что не соответствует этическим нормам, обычаям и законам.

Причины возникновения недобросовестной конкуренции заложены в психических свойствах человека.

Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции:

  • Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может быть реализована только активными действиями, возможность пассивного действия в форме бездействия не предусмотрена;
  • Действия считаются преступлениями, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и традициям ведения бизнеса, требованиям добросовестности, разумности и справедливости;
  • Субъектами недобросовестной конкуренции являются российские и иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели;
  • Основной целью текущих действий субъектов недобросовестной конкуренции считается приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • Результатом действий конкурентов может стать потеря или повреждение их деловой репутации. В то же время законодатель признает, что только возможная угроза утраты или повреждения деловой репутации достаточна для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Также целесообразно рассмотреть методы недобросовестной конкуренции.
Методы недобросовестной конкуренции весьма разнородны и разнообразны в своих проявлениях, они применяются везде, где можно каким-либо образом прямо или косвенно повлиять на конкурента, поставить последнего в затруднительное положение, дезорганизовав его производство или лишив клиентуры. 

В связи с этим классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена, она должна осуществляться в достаточно широких областях.

Давайте рассмотрим его более подробно: 

  • Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг); 
  • Использование методов, связанных с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов и клиентов. Это направление может включать в себя все формы ведения бизнеса под чужим именем-использование чужих брендов и логотипов, а кроме того, производство собственной продукции под чужими торговыми марками;
  • Дискредитация (диффамация) конкурентов, размещение порочащих сведений о них в рекламе, в глобальной сети или любым другим способом с целью очернения определенных лиц или их продукции;
  • Хищение интеллектуальной собственности (программных средств, несоблюдение авторских прав на печатную продукцию, видео- и аудиопродукцию, изобретения и др.) в форме промышленного шпионажа или в любой другой форме с целью снижения своих потерь и наиболее эффективной конкуренции;
  • Формальный и неформальный сговор или договоренность, или комбинация конкурирующих сторон против третьих сторон, или против покупателей; 
  • Специфические методы недобросовестной конкуренции, связанные с акционерным бизнесом и биржевой торговлей, борьбой за контрольный пакет акций конкурирующей корпорации;
  • Бойкотируют или поощрения конкурентов бойкотировать их продукцию;
  • Лишение конкурентов рынков сбыта сырья или сбыта товаров.

Как правило, если речь идет о демпинге, то речь идет об экспортно-импортных операциях, если иностранные производители пытаются захватить новые рынки сбыта за счет более низких цен на свою продукцию по сравнению с существующими. Но это лишь одна из тенденций демпинговой политики. Спектр операций, осуществляемых на основе демпинга, значительно шире, при этом демпинг используется в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

В государствах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому законы, принимаемые о недобросовестной конкуренции, основаны на общих конституционных принципах и принципах Гражданского кодекса.

Закон о недобросовестной конкуренции относится к классическим случаям использования товарных знаков и фирменных наименований. Предполагается дополнить другие специальные законы, защищающие промышленную собственность, если она может обеспечить средства защиты в случаях, не предусмотренных этими законами.

В любом случае, не допуская недобросовестной торговой практики, закон о недобросовестной конкуренции может гарантировать защиту, даже если другие разделы закона О промышленной собственности ее не гарантируют. То, что считается нечестным или нечестным, в значительной степени зависит от экономических и социальных реалий в данное время и в данном месте.

Поэтому необходимо, чтобы закон о недобросовестной конкуренции был адаптирован к меняющимся обстоятельствам. Этот указ должен установить строгую правовую базу и в то же время быть достаточно гибким в плане формирования и применения мер, которые, будучи адекватными конкретным и регулярно меняющимся социально-экономическим обстоятельствам в данной стране, могут служить эффективным инструментом борьбы с определенными видами недобросовестной торговой практики.
В Российской Федерации борьба с недобросовестной конкуренцией регулируется законом "О защите конкуренции".


Формы недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция предполагает все возможные действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие закону, условиям добросовестности и разумности и способные причинить или причинившие убытки другим хозяйствующим субъектам, конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Противодействие недобросовестной конкуренции заключается в обеспечении защиты предприятия в целом.

Для ее решения необходимо применять комплекс мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера:

  • Выполнение задач по противодействию всем видам шпионажа;
  • Предотвращение браконьерства работников предприятия, располагающих какой-либо секретной информацией;
  • Комплексное исследование деловых партнеров и конкурентов;
  • Своевременное раскрытие информации и соответственно реагирование на дезинформационные события;
  • Разработка и совершенствование правовых актов предприятия направленных на обеспечение его защиты;
  • Осуществление мер по защите коммерческих и иных данных;
  • Осуществление мер по защите интеллектуальной собственности;
  • Выявлять негативные тенденции среди персонала общества, информировать о них руководство общества и разрабатывать соответствующие рекомендации;
  • Организация взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами в целях предупреждения и пресечения преступлений против интересов предприятия;
  • Возмещение материального и морального вреда, причиненного предприятию в результате противоправных действий организаций и физических лиц.

Для противодействия шпионажу необходимо полностью защитить все важные объекты от возможности перехвата или кражи важных данных.

Комплекс мер по защите коммерческой и иной информации включает в себя не только защиту от шпионажа, но и точное распределение уровня посвященности в секреты предприятия различных сотрудников в пределах, необходимых для их нормальной работы.
Комплекс мер по защите интеллектуальной собственности включает тщательное сохранение в тайне всех секретов ноу-хау производства, а при необходимости и патентование их.

Заключение

Конкуренция по-латыни означает лицом к лицу и означает борьбу между производителями за более интересные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выступает регулятором темпов и объемов производства, одновременно побуждая производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Существует два вида конкуренции: честная конкуренция и недобросовестная конкуренция.
В этом курсовом исследовании мы рассматриваем недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестная конкуренция-это грубое нарушение общепринятых правил и норм конкуренции.

Цель недобросовестной конкуренции-отстранить конкурента, помешать ему получить преимущество запрещенными средствами, а точнее, практически запрещенными, поскольку закон часто не упоминает, то есть не перечисляет многие способы обеспечения превосходства.

К основным признакам недобросовестной конкуренции (действий предпринимателей) следует отнести стремление добиться успеха в конкурентной борьбе не за счет своих достижений, а за счет незаконного использования либо результатов работы конкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно на фирму конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ошибочных или вводящих в заблуждение заявлений.

Понятие недобросовестной конкуренции, закрепленное в законе, включает в себя огромное количество квалифицирующих признаков, которые затрудняют не только ее представление, но и использование на практике.

Помимо таких методов предупреждения недобросовестной конкуренции, как указание антимонопольного органа, контрреклама, отзыв товара у покупателя, недействительность сделок, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, для повышения эффективности этих методов при их практическом применении необходимо постоянно взаимодействовать между собой с государственными органами, занимающимися проблемами недобросовестной конкуренции, защиты интеллектуальной собственности, таможенными и иными органами.

Таким образом, сочетание государственного контроля и контроля самих хозяйствующих субъектов за добросовестным осуществлением конкуренции в целом при осуществлении предпринимательской деятельности также может быть чрезвычайно эффективным.
Я также хотел бы добавить, что существует три вида ответственности за недобросовестную конкуренцию. Это гражданская ответственность, административная и уголовная.