Неблагоприятный отбор на рынках капитала в российской экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.09.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Использование программно-целевого метода в бюджетном планировании и прогнозировании

Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса

Реинжиниринг основного бизнес-процесса в организации ООО

Ордолиберализм как идейная основа «экономического чуда» ФРГ

 

Введение:

 

«Неблагоприятный отбор - это экономический термин, обозначающий форму дезорганизации рынка из-за асимметричной информации между участниками (например, продавцом и покупателем). В результате на рынке товары низкого качества вытесняют товары высокого качества. Такая ситуация наблюдается, в частности, на рынке подержанных автомобилей. На этом рынке продаются автомобили как высокого, так и низкого качества.

Неблагоприятный отбор выражается в этом случае в том, что продавцы лучше осведомлены о качестве своих автомобилей, чем покупатели - у покупателя нет возможности в момент покупки узнать всю правду о состоянии автомобиля. Следовательно, покупатели полагаются на то, что они могут получить «плохую» машину и заплатить в среднем меньше, чем если бы они точно знали, что на рынке продаются только качественные автомобили. Большинство продавцов «хороших» автомобилей не готовы продавать по более низкой цене. С другой стороны, продавцы "плохих" автомобилей получают за свой товар больше, чем его реальная стоимость, и продают больше.

В конце заданного периода покупатели обнаружат, что было куплено гораздо больше автомобилей низкого качества, чем высококачественных. Это заставит их еще больше снизить среднюю цену. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не возобладают автомобили низкого качества и средняя цена не сравняется с реальной ценой на автомобили низкого качества".

Актуальность исследования объясняется двумя фактами:

  • неблагоприятный отбор дезорганизует рынок капитала,
  • неблагоприятный отбор в результате крайне негативно сказывается на экономике страны.

Цель данной статьи - описать неблагоприятный выбор на рынке капитала.

 

Понятие неблагоприятного отбора

 

Суть неблагоприятного отбора состоит в следующем. Когда существует асимметричная информация, страдают продавцы высококачественных продуктов так как, потенциальные покупатели не могут отличить товары низкого качества от товаров высокого качества до их покупки. В этом случае высококачественные товары “вымываются” с рынка и замещаются товарами низкого качества, т.е. происходит неблагоприятный отбор. В конечном счете это может вообще привести к исчезновению рынка данного товара.

Неблагоприятный отбор - одна из моделей оппортунистического поведения, предшествующего заключению контракта. Возможность неблагоприятного отбора обусловлена асимметрией информации:

  • покупатели в момент покупки (а иногда и позже)не в состоянии оценить качество приобретаемых им товаров или услуг;
  • страховые компании не в состоянии оценить вероятность наступления страхового случая у лица (или фирмы), обратившегося за страховкой;
  • банки не в состоянии оценить вероятность невозврата кредитов заемщиками; 
  • наймодатель не может оценить "качество" нанимаемых работников;
  • регулирующий орган не обладает достаточной информацией об уровне издержек регулируемых фирм;
  • владелец патента не в полной мере может оценить выигрыш возможных покупателей патента от его использования. 

 
Природа (Nature - N) определяет тип А, т.е. агента - относительно более информированного участника игры, но этот тип неизвестен принципалу P (обратите внимание на соответствующее информационное множество). Принципал ходит первым, предлагая агенту контракт, который принимается или отвергается последним, в зависимости от того, превышает ли уровень получаемой агентом полезности его резервную полезность. 

В 1970 г. Джордж Акерлоф проанализировал этот феномен в статье «Рынок «лимонов».

Предположим, что  автомобили продающиеся на рынке, имеют либо высокое качество (назовем их «сливами»), либо низкое качество (назовем их «лимонами»), причем, их качество не изменяется с течением времени. Предположим также, что качество каждого автомобиля (нового или старого) не может быть проверено в момент покупки покупателем. Для того, чтобы определить качество автомобиля, необходимо иметь его в собственности и пользоваться им.

Владельцы «лимонов» («–») оценивают их в q1 денежных единиц, а владельцы «слив» («+») - в q2 > q1. Предположим далее, что потенциальные покупатели нейтрально расположены к риску и знают, что пропорция «лимонов» в общем числе продающихся автомобилей составляет р. Рыночная цена новых автомобилей будет отражать среднее качество нового автомобиля, потому что покупатели будут осознавать, что они рискуют приобрести «лимон» с вероятностью р.

Таким образом, цена нового автомобиля составит: q = p × q1 + (1 - p ) × q2. 

Рыночная цена использованного автомобиля должна быть меньше, чем цена нового автомобиля; в противном случае все собственники «лимонов» продали бы их и купили бы новый автомобиль, получив при этом «сливу» с вероятностью (1 - p ).

Поскольку цена подержанного автомобиля должна быть меньше, чем q, постольку ни один из собственников «сливы» не будет продавать ее на рынке подержанных автомобилей, ибо ее ценность для него (q2) превышает ту цену, которую он мог бы за нее получить.

Следовательно, на рынке подержанных автомобилей  будут продаваться только «лимоны» и, поскольку покупатели будут понимать это, цена подержанного автомобиля составит q1. Таким образом, мы получили одно из возможных объяснений того факта, что разница между ценами на новые и на подержанные автомобили очень велика. Фактически она гораздо больше, чем та разница, которая объяснялась бы обесцениванием автомобиля в связи с потерей его качественных характеристик от его эксплуатации в течение некоторого промежутка времени.

Можно задаться вопросом, что является причиной этого сбоя рынка? Проблема в том, что существует побочный эффект с продавцами хороших и плохих автомобилей. Своим решением попробовать продать лимон владелец влияет на мнение покупателей о качестве «среднего автомобиля», продаваемого на рынке. Это снижает цену, которую покупатели готовы платить за средний автомобиль, и, таким образом, вредит людям, пытающимся продать хорошие автомобили. Именно этот внешний эффект создает указанный провал рынка. Продажа слишком большого количества некачественной продукции затрудняет продажу высококачественной продукции.

 

Неблагоприятный отбор на рынках капитала в российской экономике

Хотя неблагоприятный отбор имеет место на всех рынках, этот термин впервые появился в страховом бизнесе. И это не случайно, так как страховой рынок наиболее подвержен информационной асимметрии и связанному с ней неблагоприятному отбору. Как правило, люди, покупающие страховку, не являются случайной выборкой. Скорее всего, это люди, чья личная информация о конкретных ситуациях доступна только им. Например, если страховая компания выдает индивидуальный полис медицинского страхования, покрывающий все медицинские расходы, связанные с беременностью и родами, то очевидно, что полис купит женщина, которая планирует в ближайшем будущем родить ребенка. Желание иметь ребенка - это недоступная страховой компании информация, которая характеризует покупателя страховки. Также очевидно, что женщины, не планирующие в ближайшее время иметь детей, не будут тратить деньги на приобретение страхового полиса. Таким образом, на этом рынке произойдет неблагоприятный отбор, и компания, которая осмелится оформить такой индивидуальный полис, просто разорится, оплатив расходы, связанные с беременностью своих клиентов. В конечном итоге это приводит к полному исчезновению рынка этих страховых услуг.

Похожая ситуация - только в менее явной форме - складывается с медицинским страхованием. Люди, которые покупают медицинскую страховку, знают свое общее состояние здоровья намного лучше, чем любая страховая компания, даже если последняя проводит медицинское освидетельствование. Поэтому здесь происходит неблагоприятный отбор, причем в гораздо большей степени, чем в случае с подержанными автомобилями. Если бы страховщик мог отличать здоровых клиентов от больных, то он установил бы для них другую цену страхового полиса: для здоровых - более низкую, а для больных - более высокую. Тогда на этом рынке установится так называемое «разделительное равновесие» и решится проблема неблагоприятного отбора. Но обычно страховщик не может этого сделать. Поэтому он устанавливает определенную среднюю цену страхового полиса. Для больных эта средняя цена оказывается невысокой, и они с радостью подстрахуются. Для здоровых людей это высокая цена, и многие из них не станут покупать полис. Таким образом, доля больных клиентов в общем количестве застрахованных увеличится. Это еще больше увеличит среднюю стоимость страхового полиса. Таким образом, доля нездоровых людей еще больше увеличивается, что снова удорожает и так далее, пока на рынке страхования не останется только эта категория людей. Таким образом, страховой бизнес становится убыточным.

Асимметричность  информации как причина неблагоприятного  отбора на российском рынке капитала

 

Одной из основных предпосылок в традиционном микроэкономическом анализе являлось предположение  о том, что все участники рыночных операций на рынке капитала имеют полную информацию относительно параметров и характеристик капитала, обращающихся на различных рынках. Это – важное условие функционирования совершенных рынков. Однако в реальной жизни информация относительно качества благ, предлагаемых и спрашиваемых на рынках, или других параметров сделки, часто бывает асимметричной. Приведём три примера асимметричной информации:

  1. Когда фирма, размещающая капиталы на рынке, нанимает рабочего, её управляющий может знать гораздо меньше о производительности и способностях рабочего, чем этот рабочий знает о себе.
  2. Когда компания, размещающая капиталы на рынке, страхует автомобилиста от несчастного случая, автомобилист имеет гораздо большее представление, чем страховая компания, относительно характера своего вождения (ездит он на большой или маленькой скорости, хорошо или плохо он водит), а, следовательно, автомобилисту проще оценить вероятность возможной аварии.

Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной сделки на рынке капитала владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы. Это понятие является чрезвычайно важным, потому что оно объясняет многие институциональные правила, сложившиеся в обществе. Например, асимметричная информация позволяет понять, почему автомобильные компании предлагают гарантии на свой товар; почему фирмы заключают со своими работниками контракты, предусматривающие стимулы и премии; почему акционерам необходимо наблюдать за деятельностью высших менеджеров корпораций.

Асимметричная информация бывает двух видов:

Первый вид  возникает обычно в момент подписания контракта или в процессе торговой сделки по размещению капитала и связан со скрытой информацией (характеристиками). Скрытые характеристики - это что-либо, что одна сторона трансакции знает о себе или предмете сделки, а другая сторона не знает, но хотела бы знать. Так, например, на финансовом рынке коммерческим банкам, предоставляющим кредиты, зачастую сложно определить к какому типу относится заемщик: платежеспособному или нет. Ситуации, в которых принадлежность агентов рыночной сделки к тому или иному типу не может быть установлена путем непосредственного наблюдения, приводят к такому явлению, как неблагоприятный отбор (отрицательная селекция).

Второй тип  асимметричной информации возникает после подписания контракта и связан со скрытыми действиями, когда одна из сторон соглашения не может напрямую наблюдать действия другой стороны, направленные против нее. Такого рода проблема существует, например у многих фирм, дающих полную гарантию на проданный товар, потому что покупатель может не обременять себя аккуратной эксплуатацией товара, осознавая, что в случае поломки компания покроет его ущерб полностью. Таким образом, неинформированная сторона соглашения несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Это явление, связанное со скрытыми действиями, получило название «моральный риск». Именно проблемы неблагоприятного отбора и морального риска являются основным предметом исследования в данной теме.

Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной сделки на рынке капитала владеет информацией, недоступной для другой стороны рыночной системы.

 

Решение проблемы неблагоприятного отбора на рынке капитала

 

В реальной жизни проблема неблагоприятного отбора не всегда решается простыми способами. Часто это решается путем нормирования.

Понятие «нормирование» появилось в связи с изучением поведения банков при предоставлении кредитов, на рынке капитала. Неблагоприятный отбор в таких контрактах очень легко описать, и он много раз описывался в литературе. Давайте посмотрим на пример.
У банка есть выборка из двух потенциальных заемщиков, один из которых предлагает доходность 110% годовых, другой - 140% годовых. Если банк установит между ними среднее значение (125% годовых), то кажется очевидным, что он заключит сделку со вторым банком. Однако из-за несовершенной информации и ее закрытого характера банки опасаются клиентов, желающих брать кредиты под высокие проценты. В этом случае банк с вероятностью 50% получит эти 140%, но с той же вероятностью 50% он получит 80% (т.е. «сгорит», это рискованный бизнес). Поэтому он не готов принимать такие условия. Как он себя ведет? Стандартное решение - просто поднять цену кредита до 140%. Однако это решение не работает не только из-за уменьшения объема, но и из-за повышенного риска данной транзакции при таком сокращении. Вместо этого банк пытается сохранить ставку на уровне 10% и ориентироваться на тех клиентов, которые приходят с первым предложением.

Это называется механизмом нормирования кредитов, потому что здесь нет равновесия (спрос равен двум кредитам, а предложение равно одному). Банк начинает по некоторым процедурам отбирать тех, кому он предоставит такой заем, хотя спрос на него, повторяю, выше, если исходить только из одного, казалось бы, стандартного параметра. В то же время условия предоставления кредита банком гибкие. т.е., банк оставляет за собой право адаптировать их в процессе переговоров, в зависимости от того, насколько открыт клиент будет, и позволит банку получить доступ к информации, с которой последний считает необходимым ознакомиться, например: состояние запасов клиента, его возможная задолженность (грозит ли ему конфискация имущества), ситуация на рынках, где предполагается использование данного кредита и т. д.

Порядок нормирования банка во многом универсален для оказания финансовых услуг. Но это не только прерогатива финансовых институтов. Предпосылки для этого возникают везде, где есть отсрочка платежа, когда наш доход зависит от вероятности успеха нашего контрагента. Поставщики услуг вынуждены переходить на нормирование из опасения риска, связанного с задержкой платежа. Например, инвестиции в любые НИОКР чаще всего представляют собой нормированную процедуру; Инвестиции в НИОКР никогда не определялись по максимальной запрашиваемой ставке.

Процедура нормирования применяется также в ряде экономически значимых, но не денежных операций, например, при усыновлении. Стандартной процедурой здесь мог бы стать аукцион, на котором будущих родителей детского дома определяли по принципу: кто даст за него больше. Но при такой процедуре есть риск, что ребенок попадет не в те руки. Поэтому используется процедура нормирования - будущих родителей с точки зрения их способности быть таковыми изучает специальная комиссия, в которую входят психологи, учителя, врачи, и она выбирает не только по формальным параметрам, например семейный доход и жилая площадь, занимаемая семьей.

Любое желание баланса интуитивно понятно. Люди всегда ищут оптимальное. Но процедура нормирования отличается от простого установления каких-либо дополнительных условий тем, что список этих условий является открытым. Другими словами, перед тем, как торговаться, вы устанавливаете два условия, позволяете людям торговаться, а затем индивидуально ставите друг другу условия (одно - семь, другое - десять). В конечном итоге вы сами принимаете решение об обмене или отказе от обмена со своим партнером на этих официальных условиях. В этом отличие процедуры нормирования.

Есть ли в процедуре отбора для получения высшего образования элементы нормирования? Понятно, что собеседование - это процедура нормирования, потому что отбор открытый. Можно сказать, что на письменном экзамене условия являются окончательными, но нельзя сказать, что устные экзамены не являются нормированной процедурой. По сути, это своего рода внутренний отбор, потому что учитель устанавливает определенный внутренний план, понимая, что он не может поставить всем пятерку, что он должен как-то сгруппировать абитуриентов. Это процедура внутреннего нормирования. Ведь очень часто на устном экзамене учитель не может всем задавать одинаковые вопросы, а значит, это уже другой критерий.

Когда еще применяется процедура нормирования, кроме отсрочки платежа? Те. Все ли товары, которые мы можем купить, внося за них сразу всю сумму, не подлежат нормированию?

Например, микрофон продаю за 1000 руб. За эту сумму желают купить его пять человек. Микрофон один, цены не поднимаю. Почему я не могу поднять на него цену, скажем, до 1600 рублей, за что его купят самые богатые и жаждущие из соискателей? Будет ли мое поведение рациональным, и если да, то в каких случаях? Конечно, один микрофон - неудачный пример, потому что сложно представить, что я откажусь от аукциона при заключении контракта. Но вообще, когда возникает очередь? Итак, если мы вложили средства в машину, зафиксировали цену, то нам дорого поменять ее и проще продать как бы себе в убыток. На самом деле это будет полностью равновесная цена, то есть не локально равновесная, а глобальная.

А когда будет выгодно массово фиксировать цену и будет ли ситуация с фиксированием цены крупной фирмой карточной политикой? Обычно в какой-то момент на каком-либо рынке цена, по которой эта фирма может продать свой продукт (т. е. равновесная цена), выше объявленной цены, и, тем не менее, фирма не меняет цену. Те. существует стандартизация цен, характерная, как правило, для фирмы, организующей торговлю непосредственно от себя. Таким образом, у компании две цели. Во-первых, это определенная сигнальная политика для покупателей о том, что компания их уважает и старается удерживать цену на свой продукт на низком уровне. Во-вторых, если фирма торгует самостоятельно, то это также попытка предотвратить оппортунистическое поведение продавцов, поскольку при плавающей цене они обязательно обманут фирму, продавая товары в свою пользу.

 

Заключение

 

Неблагоприятный отбор - одна из моделей оппортунистического поведения, предшествующего заключению контракта. Возможность неблагоприятного отбора обусловлена ​​асимметричностью информации:

  • покупатели на момент покупки (а иногда и позже) не могут оценить качество приобретаемых товаров или услуг;
  • страховые компании не могут оценить вероятность наступления страхового случая у лица (или компании), обратившегося за страхованием;
  • банки не могут оценить вероятность невозврата кредитов заемщиками;
  • работодатель не может оценить «качество» нанятых работников;
  • регулирующий орган не имеет достаточной информации об уровне затрат регулируемых фирм;
  • владелец патента не может в полной мере оценить выгоды потенциальных покупателей патента от его использования.

Асимметричная информация существует, когда одна сторона рыночной операции на рынке капитала содержит информацию, недоступную для другой стороны рыночной системы.

Асимметричная информация бывает двух типов:

  • Первый тип обычно возникает в момент подписания контракта или в процессе торговой сделки по размещению капитала и связан со скрытой информацией (характеристиками).
  • Второй тип асимметричной информации возникает после подписания контракта и связан с негласными действиями, когда одна из сторон соглашения не может напрямую наблюдать за действиями другой стороны, направленными против нее.

В реальной жизни проблема неблагоприятного отбора не всегда решается простыми способами. Часто это решается путем нормирования.

Порядок нормирования банка во многом универсален для оказания финансовых услуг. Но это не только прерогатива финансовых институтов. Предпосылки для этого возникают везде, где есть отсрочка платежа, когда наш доход зависит от вероятности успеха нашего контрагента.