Национальные интересы и экономическая безопасность России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 30.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Основной целью регулирования национальной экономической безопасности является создание и поддержание необходимого уровня безопасности для всех ключевых объектов страны, создание благоприятных условий для развития личности, общества и государства. Также необходимо учитывать уникальные природные ресурсы, географическое положение, многонациональное население, различные культурные и научные достижения. 

Все это делает целенаправленные действия по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии особенно актуальными.

И, как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективности жизни общества и достижения успеха. Поэтому жизненно важно уважать интересы национальной экономической безопасности, без которой дальнейшее развитие государства невозможно. 

В качестве примера была использована современная концепция национальной безопасности Российской Федерации (а также история ее создания и развития).

Экономическая политика и интересы экономической безопасности

Экономическая безопасность является частью общей системы национальной безопасности страны. Это затрагивает почти все аспекты жизни государства, общества и экономики. Его развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования государственной системы национальной безопасности. 

Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала формироваться сразу после распада СССР. В 1992 году был принят закон Российской Федерации «О безопасности», в котором определены его основные понятия и элементы. Сформулированы понятия безопасности, жизненные интересы, выделена триада базовых объектов безопасности (личность, общество, государство). Государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, было названо основным субъектом безопасности. Угрозы безопасности определяются как совокупность условий и факторов, представляющих угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Выделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности. 

Закон предусматривает, что безопасность обеспечивается единой государственной политикой в ​​этой области, системой экономических, политических, организационных и других мер, которые адекватно отражают угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в целом.

Закон 1992 года определяет основные принципы обеспечения безопасности:

  • законность;
  • поддержание баланса жизненных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства за обеспечение безопасности; 
  • интеграция с международными системами безопасности.

В середине 1994 года под эгидой Совета Безопасности, который был создан и получил необходимую государственную власть, началась разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 года как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. (Основные положения) и введены в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года № 608.

В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд фундаментальных положений ранее объявленной парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение понятия национальной безопасности как вспомогательной структуры, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На основе этой концепции была сформирована стратегия национальной безопасности, которая отражает основные цели, приоритеты, весь спектр жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет. 

Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы смогли разработать долгосрочные прогнозы и программы для обеспечения национальной безопасности в основных областях их реализации посредством реализации политики национальной безопасности.

Впервые концепция ввела концепцию национальных интересов в лексикон официальных документов, предложила их достаточно полное определение, дала комплексную систематизацию возможных и реальных угроз, определила основные контуры, институты и механизмы защиты национальных интересов страны. 

Концепция четко формулирует, что национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе стабильного функционирования диверсифицированной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить ведущие отрасли экономики высококачественным сырьем. армия с оружием, население и социальная сфера с потребительскими товарами и услугами, внешняя торговля конкурентоспособными товарами. 

В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», учтены последние тенденции времени , определение национальных интересов развернуто в их основных областях, в более современных и подробных изложены угрозы и механизмы защиты национальной безопасности.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу включают развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики; нерушимость конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращая Россию в мировую державу. 

Укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста за счет разработки концептуальных и программных документов для межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля рисков, в том числе:

  • проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, валютной, валютной и фискальной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики;
  • стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, разработка перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Основными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере в долгосрочной перспективе являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших направлений от внешней. экономическая ситуация, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая нехватка рабочей силы, низкая стабильность и безопасность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации экономические и финансовые отношения, а также нелегальная миграция. 

В частности, отмечается, что в экономической сфере угрозы носят комплексный характер и вызваны значительным сокращением валового внутреннего продукта, снижением инвестиций, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией сельскохозяйственного сектора, дисбаланс в банковской системе, тенденция к преобладанию топлива, сырья и энергии в экспортных поставках. компоненты, но в импорте продуктов питания и товаров народного потребления, в том числе предметов первой необходимости и лекарств.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение научных исследований в стратегически важных областях научно-технического развития, отток специалистов, ученых и интеллектуальной собственности за рубеж угрожают России утратой ее лидирующих позиций в мире, деградация наукоемких производств, усиление внешней технологической зависимости и подрыв обороноспособности.

Негативные процессы в экономике во многом лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к усилению политической нестабильности, разрушению единого экономического пространства и ослаблению его важнейших компонентов производственных, технологических и транспортных связей, финансовая, банковская, кредитная и налоговая системы.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности в отношениях между регионами и федеральным центром, создают угрозу для федеративного устройства и социально-экономического устройства Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений становится особенно острой. Серьезные просчеты, сделанные на начальном этапе реформ в экономической, военной, правоохранительной и других сферах государственной деятельности, способствуют росту преступности и коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в слиянии отдельных элементов исполнительной и законодательной ветвей власти с криминальными структурами, проникновении последних в управление банковским бизнесом, крупные отрасли промышленности, торговые организации и торговые сети. 

Угроза национальной безопасности также создается глубоким расслоением общества на узкий круг богатых и преобладающей массой малообеспеченных граждан, увеличением доли населения, живущего за чертой бедности, и ростом безработицы.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в настоящее время признаны:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предотвращению нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасность ее пограничного района;
  • повышение экономики и уровня жизни населения, проведение самостоятельного и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;
  • обеспечение личной безопасности человека и гражданина на всей территории государства, соблюдение его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти, федерального и местного самоуправления, законодательства на всех уровнях; формирование гармоничных межэтнических отношений; укрепление верховенства закона; поддержание общественно-политической стабильности общества; 
  • строгое соблюдение закона всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
  • повышение и поддержание на достаточно высоком уровне оборонного потенциала государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

  • создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
  • расширение рынков сбыта российской продукции.

В условиях либерализации внешней торговли и усиления конкуренции на мировом рынке товаров и услуг необходимо усилить защиту интересов со стороны отечественных производителей. Крайне важно проводить сбалансированную кредитно-финансовую политику, направленную на постепенное снижение зависимости страны от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Для усиления роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний должны быть введены определенные и разумные ограничения на передачу депозитов стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и распределительных сетей иностранным компаниям. Следует также принять эффективные меры в области валютного регулирования и контроля, чтобы создать условия для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвратить неконтролируемый вывоз капитала. 

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутрихозяйственной деятельности следует учитывать:

  • правовое сопровождение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства страны;
  • усиление государственного регулирования в экономике;
  • принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранение и развитие научного, технического, технологического и производственного потенциала, переход к экономическому росту с уменьшением вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, повышение благосостояние населения.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг с целью максимального повышения благосостояния общества и каждого гражданина.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки при поддержке отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства. и обеспечение полной занятости населения.

Необходимо усилить государственную поддержку инвестиционной и инновационной деятельности; принятие мер по созданию стабильной банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики; облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам для финансирования капиталовложений, реальной государственной помощи, реализации целевых программ по реструктуризации промышленности. Как никогда ранее приоритетными задачами являются приоритетное развитие конкурентоспособных отраслей и отраслей, расширение рынка наукоемкой продукции. Для их решения должны быть приняты меры по стимулированию передачи новых военных технологий в гражданское производство, должен быть внедрен механизм выявления и разработки передовых технологий, повышающих конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке. 

Важно сосредоточить финансовые и материальные ресурсы в приоритетных областях науки и техники, поддержать ведущие научные школы, ускорить формирование научно-технического резерва и национальной технологической базы, привлечь частный капитал для этих целей, в том числе посредством организация фондов и использование грантов, реализация программ приоритетного развития территорий с высоким научно-техническим потенциалом, государственная защита интеллектуальной собственности в стране и за рубежом, расширение общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, создание равных условий для рост и повышение конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, включая поощрение частного предпринимательства во всех сферах, где оно способствует росту социального благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию членов общества, защита прав потребителей.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности принципиально важно для укрепления государства, обеспечения реальных социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

Критерии экономической безопасности

Существует тесная связь между экономической безопасностью и системой национальных и государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплелись проблемы экономического потенциала и экономической мощи государства: состояние генофонда нации, предпосылки и условия для его физического здоровья и социально-культурного процветания; геополитические и геоэкономические позиции страны в современном мире. 

На первых этапах российских экономических реформ вопрос их соответствия национально-государственным интересам России, к сожалению, не поднимался. Рыночные реформы считались приоритетом номер один сами по себе, и варианты игнорировались. 

Национально-государственные интересы можно определить как круг жизненно важных интересов всех этнических и социальных групп общества, которые: в цивилизационном и культурном смысле исторически самоопределяются как единая нация; в политическом смысле они исторически организованы как государство. 

Экономическая безопасность означает надежную защиту национально-государственных интересов в экономической сфере от внутренних и внешних угроз, экономического ущерба, обеспеченных всеми необходимыми средствами и государственными институтами (в том числе правоохранительными органами и спецслужбами).

Состояние экономической безопасности оценивается по перечню параметров, критериев и показателей, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как показывает опыт многих зарубежных стран, за пределами этих ценностей система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом расширения международных и транснациональных монополий, роста коррупции и преступности в ней. 

Виды экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет, прежде всего, о производственной, технологической и промышленной безопасности. Однако эти области не исчерпывают всех проблем такого типа. В то же время необходимо учитывать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, осуществляется приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как экспортный потенциал и внутренние рынки используются под давлением дешевого импорта. 

Энергетические проблемы современной экономики требуют разделения на самостоятельную форму энергетической безопасности, которая, несомненно, является одной из самых значительных в современном мире.

«Энергетическая безопасность является одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере в долгосрочной перспективе. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования энергетических рынков, отвечающих принципам Всемирной торговой организации, развития и международного обмена перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативные источники энергии. 

Основным содержанием энергетической безопасности является устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов за счет повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращения возможной нехватки топливно-энергетических ресурсов, создания стратегических резервов топливо, резервные емкости и комплектующие, обеспечивающие стабильность функционирования систем энергоснабжения и теплоснабжения. 

Национальные интересы и экономическая безопасность России

Это связано как с ограниченной и высокой стоимостью источников энергии, так и с конкуренцией за контроль над этими ресурсами между производителями энергии и сетями передачи энергии. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализируется и превращается в один из основных объектов геополитического и геоэкономического планирования. 

Инфляционная безопасность отражается в росте цен. Но это обычно связано с общим балансом финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать ситуацию на финансовых рынках, валютных рынках, состояние бюджета, торговые и платежные балансы страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, обусловленный совокупностью факторов, часто говорит о финансовой безопасности в целом, частными проявлениями которой являются инфляция, валюта и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками и рынками ценных бумаг. 

Независимую форму формирует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономики, внутреннего и внешнего рынков. Это проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, отечественных производителей и экономики в целом; это отражается на показателях внешней торговли в структуре ВВП; по результатам ежегодных платежей и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота. 

Интеллектуальная безопасность играет все большую роль в современной экономике. Обеспечение безопасности в этой области должно быть достигнуто путем патентной защиты, таможенного регулирования. 

Еще одним видом экономической безопасности является информационная безопасность, особая роль информационных и информационных технологий в организации современных рынков и бизнеса.

Содержание экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные с категориями угроз и параметров, критериев и показателей экономической безопасности.

Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

Усиление имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и социальную гармонию.

Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате: 

  • расслоение общества на узкий круг богатых и подавляющей массы бедных людей, которые не уверены в своем будущем;
  • увеличение доли бедных в городе по сравнению с сельской местностью, что создает социальную и криминальную напряженность и почву;
  • за широкое распространение относительно новых для России негативных явлений наркомании, организованной преступности, проституции и др.;
  • увеличение числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;
  • задержки в выплате заработной платы, пенсий, пособий, закрытии предприятий и т. д.

Деформация структуры российской экономики обусловлена ​​такими факторами, как:

  • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
  • отставание в разведке полезных ископаемых от их добычи;
  • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
  • сокращение производства в жизненно важных отраслях промышленности, прежде всего в машиностроении;
  • снижение производительности труда, расширение технологического единства исследований и разработок, распад сформировавшихся научных коллективов и, на этой основе, подрыв научно-технического потенциала России;
  • завоевание иностранными фирмами российского внутреннего рынка многих видов товаров народного потребления и лекарств;
  • приобретение иностранными фирмами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;
  • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Угроза неравномерного социально-экономического развития регионов обусловлена ​​такими важными факторами, как:

  • объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и социально-экономических отсталых регионов на фоне структурных изменений промышленного производства, сопровождающихся резким снижением доли обрабатывающих производств;
  • нарушение производственных и технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
  • увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

Причины криминализации общества и хозяйственной деятельности были:

  • рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
  • слияние части бюрократии государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и проникновение их в различные силовые формирования;
  • ослабление системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Предотвращение или смягчение последствий угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, которые подрывают стабильность социально-экономической системы государства.

В теоретическом плане проблема параметров, критериев и показателей (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно, макроэкономические показатели выделены. 

Параметры макроэкономической активности принято называть теми переменными, которые характеризуют ту или иную версию макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса или предложения; в рамках политики регулирования спроса денежно-кредитная политика биржи). ставка, фискальная, таможенная политика).

В области денежно-кредитной политики это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса соотносится с ростом цен), динамика денежной массы, скорость обращения денег, процентные ставки. В области фискальной политики это налоговые ставки, количество налогов, государственные расходы, государственные субсидии, размер дефицита бюджета. Эти параметры могут быть довольно строгими в критические периоды экономического развития. Жесткость денежно-кредитной политики связана с ограничением денежной массы, фискальной с ограничением государственных расходов и уровнем налогообложения. 

Как правило, различные типы макроэкономической политики являются альтернативными с точки зрения степени жесткости: например, мягкая денежно-кредитная политика и жесткая налогово-бюджетная политика или наоборот. Удвоение строгости политики ставит экономику в двойной шок, и трудно сбалансировать последствия в управлении спросом. 

К сожалению, эта ситуация сложилась в начале рыночных реформ в России. Сверхжесткая политика денежной массы, последствия которой страна до сих пор не может преодолеть, проводилась параллельно со сверхжесткой налогово-бюджетной политикой, в ходе которой беспрецедентный рост налогового бремени сочетался с разовым демпингом государственные расходы. Игнорирование соображений экономической безопасности в процессе выбора параметров макроэкономической политики привело к тому, что за 10 лет реформ страна не преодолела последствия системного кризиса. 

Наиболее эффективные результаты функционирования экономики оцениваются по трем общим экономическим критериям: инфляция, экономический рост (рецессия), безработица. На основании этих критериев рассчитываются показатели уровня инфляции, экономического роста (рецессии) и уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых может быть развернута достаточно репрезентативная система показателей с различной степенью детализации и с учетом различных факторов макроэкономической динамики. 

Рекомендуется использовать такие показатели, как процентные ставки, данные о наиболее важных сальдо (государственный бюджет, торговля, платежи), объем внутреннего государственного долга и внешнего долга.

Следует подчеркнуть, что игнорирование стандартных зависимостей параметров экономической политики, пороговых критериев безопасности, показателей экономической динамики, в конечном итоге, привело к событиям августа 1998 года, когда страна фактически находилась в состоянии финансового дефолта.

На основе перечисленных критериев составляется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать его состояние и динамику, оказывать управляющий эффект.

Целесообразно включить в этот список показатели, наиболее отражающие агрегированные позиции: 

  • динамика и структура валового внутреннего продукта, объемы и темпы промышленного производства, отраслевая и региональная структура экономики и динамика отдельных секторов, капитальные вложения и т.д.;
  • состояние природно-ресурсного, производственного, научно-технического потенциала страны;
  • способность экономического механизма адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним факторам (уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, влияние внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренний и внешний долг и т. д.);
  • степень развития финансовой, бюджетной и кредитной систем;
  • качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциация доходов, обеспечение основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. д.

Таким образом, существует ряд количественных и качественных показателей, позволяющих объективно и всесторонне оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.

Правовое обеспечение экономической безопасности

Основными источниками права в области обеспечения экономической безопасности являются: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР, некоторые другие федеральные законы и подзаконные акты Президента Российской Федерации. Федерация и Правительство Российской Федерации

Правовое обеспечение экономической безопасности следует понимать как совокупность нормативно-правовых актов, относящихся к различным секторам функционирующей системы законодательства, регулирующих порядок обеспечения внешнеэкономической безопасности государства (цель правового регулирования этой сферы правовых отношений , содержание которого составляет субъективные права и юридические обязанности его участников, заключается в создании правовых условий для обеспечения внешнеэкономической безопасности государства).

Заключение

Предметом правового регулирования в этой области права являются взаимоотношения государственных органов с другими субъектами в области обеспечения экономической безопасности и их группами, в зависимости от конкретного субъекта (государства, юридические и физические лица), ближайшего объекта ( соответствующие отношения для обеспечения внешнеэкономической безопасности государства, подлежащие правовому регулированию) и определенный юридический факт (обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение правовых отношений действия и события, вызывающие угрозы экономической безопасности; незаконные действия должны повлечь за собой применение ответственности).

Правовое регулирование обеспечения экономической безопасности государства осуществляется актами разных уровней. Это, прежде всего, международные акты многосторонние, региональные и двусторонние договоры (в том числе в форме торговых договоров, межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве, финансовой помощи, защиты инвестиций, межгосударственных договоров, конвенций и т. д).

Основными национальными нормативными правовыми актами в этой области являются акты, касающиеся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот и лицензий на экспорт-импорт отдельных видов товаров; о введении обязательной сертификации товаров, работ и услуг и др.