Национальные и территориальные основания организации субъектов Российской Федерации

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Информационные технологии в системе муниципального управления
Формы и методы укрепления законности в государственном управлении
Механизм выделения и осуществления региональных интересов в государственном управлении
Местное самоуправление: сущность, характерные черты, исторические формы самоуправления


Введение:

Административно-территориальное деление, сложившееся в России, является характерной чертой унитарных централизованных государств. Это альтернатива институтам федеративного устройства государства, в которых органы федерации и ее субъекты имеют самостоятельные сферы компетенции и не вмешиваются в дела друг друга. В нашей стране, напротив, вся государственная территория рассматривается как единый объект управления государственным управлением, а выделение определенных территориальных единиц служит, прежде всего, задаче упорядочения единой экономики.

Это также проявилось во времена Российской империи. Так, например, Петр I предпринял деление России на провинции для большей упорядоченности и обеспечения сбора денег. Затем они ввели расширенное деление на восемь провинций, чтобы губернаторы могли использовать сборы из области, находящейся под их юрисдикцией, для утвержденных расходов, минуя центральные офисы. Осуществляя провинциальную реформу, Екатерина II также исходила из задач рационализации государственного управления.

Административно-территориальное деление не исключает учета исторических, географических, национальных, экономических и других особенностей территорий и народов. Например, стремление обеспечить равенство политических прав народов разных национальностей в советский период было обусловлено распределением территориальных единиц по этническому признаку. Хотя такое распределение стало идеальным средством разрушения национальной изоляции, это самый быстрый способ побудить народы проявить заботу об их национальном благополучии. Быстрая индустриализация неизбежно оттолкнула людей от земли. Оказавшись за пределами своих национальных образований, люди быстро утратили этническую идентичность, превратившись в новую социальную общность - советский народ. И хотя формально, согласно паспорту, каждый советский гражданин имел национальность, но фактически, оторвавшись от земли своих предков, забыв о языке, заключив межэтнические браки, люди интернационализировались.

Национально-территориальные основы организации субъектов Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выбор субъектов Федерации основан не только на административно-территориальном, но и на национально-государственном принципе, призванном учитывать культурные, этнические, исторические особенности конкретный регион. Это нисколько не мешает унитарным тенденциям. Но два момента кажутся спорными. Во-первых, субъекты, разделенные административно-территориальным принципом, также имеют историю своего существования, сложившуюся инфраструктуру. Во-вторых, общеизвестно, что в подавляющем большинстве национально-территориальных образований России титульная этническая группа не составляет абсолютного большинства, а часто оказывается в абсолютном меньшинстве: в Башкирии только каждый четвертый является башкиром, в Адыгее каждый пятый - адыгец, в Карелии каждый десятый - карельский.

Здесь мы не хотим говорить о том, что необходимо отказаться от принципа национального государства, необходимо учитывать необходимость учета мнения населения, проживающего в регионе (как титульных, так и нетитульных наций). и исторически сложившаяся инфраструктура. Это будет в определенной степени способствовать решению определенных проблем.

В целом, этнотерриториальный характер создания федерации чреват этническими конфликтами и «вытеснением». «Существует мнение, - писал американский государственный ученый Д. Элазер, - что федерализм может быть эффективным средством решения проблем, связанных с межэтническими конфликтами. Фактически, многонациональные федерации являются одними из самых трудных для поддержания, у них меньше всего шансов на сохранение, поскольку этнически сформированные единицы не хотят объединяться в тесные ассоциации, подразумеваемые федерацией. Национально-территориальный принцип построения федерации жестко привязывает нацию к земле, что в случае реального смешения этнических групп на любой территории неизбежно ведет к ранжированию народов, разделяя их на хозяев и гостей. Владелец - это люди, по имени которых названа территория, гости - все остальные. А поскольку гости живут бок о бок с хозяевами, поскольку все границы более или менее условны, острая борьба между народами внутри таких национально-территориальных образований неизбежна.

Если Россия провозглашена многонациональным федеративным государством, то необходимо учитывать этнические особенности регионов. В частности, присутствие в Федерации различных этнических групп, культур и административно-государственных образований ставит вопрос о характере и типе государственности, которая развивается в конкретном регионе. Ярким примером этого является Чечня с ее уникальной моделью государственности, которая не вписывается в стандартную схему федеративных отношений. Другими словами, регионы Российской Федерации неоднородны, и это следует учитывать при определении формальных норм и политики государства в отношении регионов.

Следующий вопрос, касающийся территориального деления в нашей стране, - это отсутствие формальных институтов регулирования границ субъектов Российской Федерации. Если в советское время обычное размывание административных границ могло существовать, то это не только ухудшает отношения между субъектами Российской Федерации, но и может ухудшить отношения соответствующих субъектов с Центром. В России есть субъекты федерации, границы которых вообще не установлены. Вопросы о порядке изменения границ субъекта, об ответственности за несанкционированное изменение территориальных границ субъектов Российской Федерации не урегулированы. Отсюда возникают споры о владении аэропортом "Шереметьево" или так называемыми "черными землями".

Федеративное устройство предполагает равенство субъектов федерации. Иерархия статусов формирующих ее регионов имманентна российскому государственному устройству.

Начиная с IX века структура расселения в России носила отчетливо иерархический характер. Таким образом, в период Киевской Руси старшинство древнерусских городов и прилегающих областей определялось их важностью в защите от врагов и обеспечении безопасности пути «из варяг в греки» для внешней торговли.

В советский период иерархия поселений была выражена в рейтинге всех населенных пунктов, четко представлена ​​в статистических справочниках. Иерархия сохраняется в настоящее время. Это отражено в понятии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией 1993 года 21 республика имеет наивысший статус, на следующем уровне иерархии - 6 территорий, 49 областей и 2 города федерального значения, за которыми следуют 1 автономный округ и 10 автономных округов. Некоторые исследователи считают, что конституционные названия субъектов Федерации («республика», «регион», «регион» ...) эквивалентны и в некотором смысле даже взаимозаменяемы. Хотя регион сложно назвать городом федерального значения.

В нашей стране республики (как национально-государственные образования) имеют свою конституцию, национальный язык и другие атрибуты независимости. Их единственное отличие от реального государства - это отсутствие суверенитета, права на отделение. Однако неправильное толкование правовых формулировок может привести к печальным последствиям - это еще одна проблема формальной практики регулирования территориальной организации нашей страны.

В то же время в нашей стране формально провозглашено равенство субъектов между собой в их отношениях с Центром. Существует противоречие между положениями о равных правовых обязательствах регионов и республик - «государств». Согласно Конституции 1993 года, все субъекты Российской Федерации в равной степени обязаны иметь основные законы. Однако в республиках есть конституция, а у остальных субъектов есть уставы. Конечно, конституции республик и уставы других субъектов находятся на одном горизонтальном уровне и должны соответствовать Основному закону Российской Федерации. Однако это различие в названиях основных законов субъектов порождает иерархию в статусе субъектов. Более того, республикам предоставлено право свободно выбирать способ принятия конституции. В результате некоторые субъекты обязаны использовать форму прямого государственного законотворчества, в то время как другие могут принимать основные законы путем референдумов. Это привилегия республик или ограничение прав других регионов?

Право республик на создание собственных государственных языков противоречит не только принципу равенства всех субъектов Российской Федерации, но и принципу равенства всех народов Российской Федерации. Русский был объявлен государственным языком России на всей ее территории. Положение о государственных языках республик сформулировано таким образом, что позволяет им объявлять любой другой язык (например, латынь) государственным языком. Это утверждение порождает два противоречия. Во-первых, почему эта возможность предоставляется только республикам? Во-вторых, почему ущемляются права других этнических групп, проживающих в республиках? Например, в Татарстане государственным языком наряду с русским объявлен татарский. Но в этом случае башкиры, чуваши, украинцы, являясь частью населения Татарстана, лишены возможности использовать свой язык в качестве государственного.

Или, например, право подавать законы об автономном округе и автономном округе, закрепленные за властями автономного округа и автономных округов соответственно, противоречит принципу равенства субъектов федерации в отношениях с федеральным центром. поскольку другим регионам не предоставляются аналогичные права. Конечно, в качестве общей законодательной инициативы любой субъект может предложить принять определенный закон о себе, но нет необходимости конституционно защищать такие права для отдельных регионов.

Другой аспект иерархии проявляется в сравнении регионов по уровню экономического развития: некоторые из них являются донорами, другие - реципиентами. Здесь уже возникает проблема бюджетного федерализма: часть финансовых и других ресурсов отбирается у одних субъектов и передается другим. Это в некоторой степени ограничивает жизнедеятельность и инициативу первых и ослабляет последних. Хотя в идеале каждый субъект Федерации должен самостоятельно обеспечивать себя ресурсами. Наши ресурсы перераспределяются. Это еще один признак унитарного государства. Например, бедные регионы открыто питаются колоссальными федеральными субсидиями. О какой субъективной независимости мы можем говорить в этих условиях?

Строение государства

Строение государства, его внутренняя территориальная и национальная организация формируются исторически под воздействием различных факторов, предопределяющих в будущем основные параметры жизни государства и общества.

Территория государства представляет собой пространственную границу власти данного государства. Население живет и работает в пределах своих границ, на нем расположены промышленные и сельскохозяйственные предприятия, культурные и научные центры. Чтобы наиболее рационально использовать природные ресурсы страны, создать наилучшие условия для ее граждан, рационально размещать производственные и сельскохозяйственные комплексы, оптимизировать управленческую деятельность, необходимо знать территорию государства, изучать ее. Этим занимаются многие науки: география, геология, экономические и юридические науки, - теория государства и права, конституционное, земельное, административное, международное право.

Важно совместно с представителями географических, экономических, математических наук разработать модель административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления, рационального осуществления власти и самоуправления, экономических, экономических связей во всем государстве и отдельных регионах.

Территориальная организация государства представляет собой сложное и многоэлементное явление, означающее определенный порядок организации территории, выделения и взаимосвязи ее отдельных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное зонирование.

Под национально-государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Эта категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каков их правовой статус, на каких принципах строится связь между центром и местами.

Государства современного мира в форме национального государственного устройства являются унитарными или федеральными. Унитарное государство (от латинского слова единство) - это государство, в котором нет других государств или государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (районы, районы, районы и т. д.). В то же время унитарные государства могут включать в себя автономные государства, то есть самоуправляемые образования. Классическим примером в этом отношении является Испания, где наряду с такими историческими регионами, как Страна Басков и Каталония, которые выделяются на национальной основе, были также созданы территориальные автономии.

Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующих в государстве. У них есть система законов и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но есть также двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Такая система сформировалась в Англии к концу 13-го века, и незавершенный компромиссный характер английской буржуазной революции 17-го века также повлиял на ее сохранение. Палаты парламентов унитарных государств, в отличие от федераций, не имеют специального представительства от определенных регионов страны.
 

Унитарное состояние - это единое и целостное состояние. Федеративное государство (от позднего латинского слова - объединение, союз) представляет собой сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединенных для решения общих проблем. В этом случае субъекты формируются в соответствии с национальными и территориальными принципами, или федерация создается с использованием как одного, так и второго принципа.

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более долговечными и стабильными (США, ФРГ), а федерации, образованные на национально-территориальной основе, либо распались (СССР, Чехословакия, Югославия), либо столкнулись с большими трудностями. В то же время федеративный характер ряда штатов обусловлен многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). Современная федеративная структура России основана на национально-территориальных и территориальных принципах. Они также присутствуют в структуре таких федераций, как Канада и Индия. В то же время федеральная структура может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

Субъектами федерации являются штаты или государственные образования. Их количество может быть разным, они также различаются по названию. Так, в США насчитывается пятьдесят штатов, в Федеративной Республике Германия - шестнадцать земель, в Швейцарии - двадцать три кантона. Российская Федерация включает в себя двадцать одну республику, шесть территорий, сорок девять областей, два города федерального значения, одну автономную область, десять автономных областей.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, одна из которых представляет свои субъекты. Когда Конституция первой в мире федерации, Соединенных Штатов Америки, была разработана и принята на Филадельфийской конвенции 1787 года, возник спор о том, как государства были представлены в Конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты - Палату представителей, в которой число конгрессменов зависит от населения штатов, и Сенат, в котором каждый штат, независимо от размера его территории и населения, представлен двумя сенаторами. Парламенты всех федераций мира строятся по этой схеме. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет двух представителей.

Территории федераций состоят из территорий, их государств-членов и государственных образований. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», - говорится в ст. 4 Конституции России. Право отделяться от федераций для своих субъектов не признается в современных конституциях, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в состав СССР, в силу Договора 1922 года об образовании СССР и последующих всесоюзных и республиканских конституций наделены таким правом. Но это не было реализовано за все шестьдесят девять лет существования Союза.

Федеративные штаты характеризуются тем, что, наряду с федеральной конституцией и законодательством, субъекты федерации имеют конституции и законы. Но они не имеют превосходства над своей территорией. Конституция Российской Федерации и федеральные законы преобладают на всей территории федерации. Конституция США и законы являются высшими законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда других штатов (Аргентина, Канада, Мексика), распространяющих действие федеральных законов, принимаемых на вопросы компетенции федерации на всей ее территории.

Вывод:

Независимо от форм национального государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное устройство не ограничивается простым географическим разделением территории. Это необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. Он основан на нескольких принципах, наиболее универсальными из которых являются экономический, национальный и политический.

Экономический принцип предполагает учет природно-географических и производственных характеристик страны, размера ее территории, численности и плотности населения, его привязанности к определенным экономическим центрам, направления и характера коммуникационных маршрутов и местоположения. производительных сил.

Национальный принцип важен в многонациональных государствах. Суть его в том, что одноименные народы не должны быть искусственно, против их воли, разделены на различные административно-территориальные единицы. Характерное проявление этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана, субъекта Российской Федерации. Отдельные регионы этой республики - Лакский, Ногайский, Табасаранский - имеют названия тех народов, которые преобладают в них и являются коренными. Политический принцип предполагает создание административно-территориального деления страны таким образом, чтобы сблизить население и администрацию с населением, создать систему местного самоуправления.

Комплексное применение экономических, национальных и политических принципов с учетом сложившихся традиций и других факторов позволяет рационально распределять административно-территориальные единицы. Их характерными чертами являются: четко определенные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения образовывать государственные и местные органы власти. Именно благодаря этому праву определенная территория приобретает черты, присущие общественно-политической организации, и получает статус административно-территориальной единицы.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет свои особенности, а ее подразделения имеют свои названия. В федерациях территории их субъектов делятся на административно-территориальные единицы, в унитарных государствах - на всю территорию страны.

Так, например, в США государственные территории, за исключением Коннектикута и Род-Айленда, делятся на округа. В двадцати штатах округа подразделяются на низовые административные единицы: таушин и город. Государства создают особые районы, в том числе школьные.

В Великобритании территория Англии, Уэльса и Северной Ирландии делится на округа, которые в Англии и Уэльсе подразделяются на округа. Шотландия разделена на девять регионов с пятьдесят пятью округами. Низшими административно-территориальными образованиями в Англии являются приходы, в Уэльсе и Шотландии - общины. Таким образом, Великобритания характеризуется округами, районами, приходами и общинами.

Территория Франции разделена на девяносто пять департаментов, которые состоят из районов, подразделяемых на кантоны. Массовыми административно-территориальными единицами являются городские и сельские коммуны.

Административно-территориальными единицами Италии являются регионы, провинции, городские и сельские коммуны, Японии - префектуры, города, поселки и деревни. Земли Федеративной Республики Германии разделены на округа, они включают общины, некоторые земли имеют округа. Территории субъектов Российской Федерации подразделяются на районы, города, поселки и поселки. В некоторых регионах предпринимаются попытки восстановить волости и районы, которые существовали в России до октября 1917 года, и переименовать сами регионы и территории в провинции.

Организация России с точки зрения ее внутренней структуры, с учетом национальных и территориальных факторов, сложна и настолько важна, что от нее во многом зависит настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.