Национальная экономика Республики Беларусь

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Термин национальная экономика активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия экономика суверенной страны наряду с терминами народное хозяйство, экономика республики. Слово национальный акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте. 

Следует различать национальную экономику как науку и как область хозяйственной практики.

Как наука национальная экономика имеет свой объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования.

В качестве объекта национальная хозяйственная система страны исследуется рядом экономических дисциплин - теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрией, математическим моделированием, экономической и социальной географией и др.

Предметом исследований выступают социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.

Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальной экономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных, научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструментарий.

Согласно структурно-функциональному подходу модель экономики - это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития, данная модель может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупности институтов).

Системная модель экономики в данном контексте может трактоваться в двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель - это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Анализ и диагноз экономических явлений и процессов ведутся в основном с помощью дескриптивных (описательных) моделей. Во втором случае модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Прогнозы, оптимизационные процедуры, перспективы содержат, прежде всего, нормативные модели. 

Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и экономика, является их способность к саморазвитию в пространстве отношений и институтов в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможность и способность) развития экономики определяется, главным образом, источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет сущностный аспект национальной экономики.

Содержательный аспект раскрывается в анализе национальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовки и реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

Национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Национальная экономика как сложная система включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик. 

В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования, организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане - это хозяйственные комплексы, промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.

В функционально-ресурсном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка, рынка средств производства, рынка товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Ключевыми макроэкономическими параметрами являются эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, характеризующие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы - белорусской экономической модели.

Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры - воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную, а также инфраструктуру.

Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые производят определенные группы товаров. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы - домашние хозяйства, предприятия, государство. Кроме того, при рассмотрении национальной экономики учитывается и заграница.

В воспроизводственной структуре особую важность представляет соотношение средств, идущих на потребление, а также средств на накопление. От этого соотношения зависит тип воспроизводства - простое, расширенное, убывающее.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на такие совокупности социально-экономических единиц, которые объединены определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам населения, по видам труда, по получаемым доходам и другим признакам.

Для экономической теории важно деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности. По этому критерию в Республике Беларусь можно выделить государственный (республиканский), муниципальный, частный, смешанный и другие секторы экономики.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли - качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально - экономическому содержанию функции. Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом разрезе осуществляется производство и происходит учет статистических данных.

В отраслевой структуре промышленности Беларуси основное место принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой, пищевой промышленности. Эти отрасли дают до 9/10 валового продукта промышленности республики. Ведущая отрасль - машиностроение и металлообработка - сама имеет развитую структуру, тракторо- и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др. Оптимальное соотношение всех отраслей очень важно для общего здоровья экономики.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Беларуси можно выделить западный, восточный и полесский экономические районы со свойственной им структурой производства, занятостью населения, природными ресурсами и другими характеристиками.

Инфраструктура национальной экономики включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли. Она тоже имеет свои виды - транспортная, кредитно-банковская и др. 

Следует отметить, что структура любой национальной экономики имеет тенденцию к изменению и усложнению под влиянием научно-технического прогресса, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

Особенность структуры национальной экономики Беларуси определяется тем, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит в себе специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе большой страны. Для нее характерны высокая степень развитости и концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности, отличающихся высокой металло-, энерго- и ресурсоемкостью.

Для Республики Беларусь также характерны высокоразвитые сельское хозяйство, строительная индустрия и другие отрасли материального производства. Сельское хозяйство специализируется на производстве мясомолочной продукции, льна, картофеля.

Сфера нематериального производства представлена высококвалифицированными научными кадрами, академическими и другими научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

В непроизводственной сфере ведущее место по затратам принадлежало военно-промышленному комплексу. Беларусь была западным рубежом СССР и поэтому по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя, превосходила некоторые другие западноевропейские страны. В настоящее время решается задача перевода промышленности на мирные рельсы, т.е. осуществления конверсии. 

Таким образом, национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия: суверенитет нации и государства, территориальная целостность, единство экономического пространства и юридической среды, общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности, наличие единого платежного средства - национальной денежной единицы и целостной финансовой системы и др. Ее можно рассматривать в организационном, структурном, функционально-ресурсном плане и институциональном планах.

Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры - воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную, а также инфраструктуру.

Результат функционирования национальной экономики и ее показатели

Уровень экономики как целое, или макроэкономика, охватывает общую структуру национальной экономики и ее межотраслевых комплексов, такие агрегаты, как правительственный сектор, домашние хозяйства и частный сектор. Научному анализу на этом уровне подвергаются экономические объекты и процессы, характеризуемые такими величинами, как общий объем продукции в стране, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий уровень расходов, общий уровень цен и др. Исследуя экономические модели и реальные процессы экономической деятельности на макроуровне, экономическая наука (теория) выводит закономерности функционирования и развития экономики. И если для абстрактного описания, упрощенной картины действительности достаточно понятийного аппарата, принципов и качественных оценок, то для анализа реальных экономических процессов необходимы количественные показатели и оценки.

Количественную (цифровую) информацию об уровне и возможностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатывают в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рамках информационных систем государственные статистические службы - в Беларуси их возглавляет Министерство статистики и анализа (Минстат).

Макроэкономика в отличие от микроэкономики использует агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого. Объектом ее изучения являются сводные, обобщающие показатели по хозяйству страны в целом, национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как доходы, заработная плата, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров - БВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).

Социалистические страны, в том числе Беларусь, вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства (БНХ).

СНС как международный стандарт 1992 г. представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода. Ее макроэкономический характер обусловлен использованием агрегатов в полном анализе экономического процесса. Бухгалтерский аспект обеспечивается тем, что отражение экономического цикла ведется с помощью двойной проводки операций в системе счетов. Таким образом, СНС дает конкретное (цифровое) отражение экономического цикла, а не его теоретический анализ, как это имело место ранее.

Основным назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и государственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства и распределения продукта и дохода.

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, какими являются ее отдельные секторы. Подробная информация, содержащаяся в системе, может быть эффективно использована для анализа и принятия решений на различных уровнях.

К ним добавляются данные по отдельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом). 

Ключевыми макроэкономическими агрегатами в СНС, как уже отмечалось, являются ВВП, ВНП и НД.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. 

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами - производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них для расчета ВНП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.

Метод формирования ВВП по источникам доходов не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной стороны, оплатой труда работников и чистыми налогами на производство и импорт - с другой. Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики.

Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или отраслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре ВВП, ее динамике, эффективности структурной политики.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Валовой национальный продукт предназначен для отражения общих конечных результатов экономической деятельности в стране; для характеристики взаимосвязанных процессов воспроизводственного процесса, процесса производства материальных благ, работ, услуг, распределения доходов, конечного использования национальных и привлеченных внешних ресурсов.

В экономической практике используется также показатель чистый национальный продукт (ЧНП), позволяющий избегать многократного повторного счета, искажающего реальный объем ВНП. ЧНП - это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД - это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД - это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и т.д.), фонд накопления - потребности развития производства.

Важным показателем уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров (корзины заранее отобранных представительных товаров и услуг) за определенный период. Номинальный ВВII (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВНП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Производство валового внутреннего продукта за 2006-2012 гг.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

 

Валовой внутренний продукт:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в текущих ценах, млрд. руб.

65067

79267

97165

129791

137442

164476

297158

527385

 

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

109,4

110

108,6

110,2

100,2

107,7

105,5

101,5

 

Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс. руб.

6733

8253

10163

13622

14457

17330

31368

55724

 

 

Так согласно данным таблицы ВВП в текущих ценах в 2012 году составил 527385 млрд. руб. В сопоставимых ценах к предшествующему году 101,5%. То есть наблюдается рост ВВП в 201 году на 1,5%.

В социальной сфере решена важнейшая задача 2012 года - восстановлен докризисный уровень доходов населения.

В то же время в четвертом квартале 2012 г. более интенсивно проявилась тенденция замедления темпов экономического роста по сравнению с итогами первых трех кварталов на фоне тенденции снижения темпов роста объемов промышленного производства и экспорта товаров и услуг. В результате по итогам 2012 г. из 12 важнейших прогнозных параметров, утвержденных Главой государства, выполнены 6.

Таким образом, ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

СНС представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Анализ результатов и направлений и проблем развития национальной экономики РБ

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее - программа) является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2011-2015 годах - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, позволила сохранить в 2012 году положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества. 

В 2013 году Правительство продолжало работать над достижением параметров и решением задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Рассмотрим основные показатели национальной экономики Республики Беларусь, которые были достигнуты в 2013 году.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, осуществлена первая оценка валового внутреннего продукта за январь-октябрь 2013 г. Объем ВВП в январе-октябре 2013 г. составил в текущих ценах 505,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2012 г. в сопоставимых ценах на 1,1%. Прогнозом на 2013 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. №418 предусмотрен его рост на 8,5%.

Сложившаяся в практике Беларуси политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня.

Стимулирование инвестиционного и инновационного процесса для национальной экономики становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж.

В январе-октябре 2013 г. использовано 159 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 108,8% к уровню января-октября 2012 г.

В январе-октябре 2013 г. строительно-монтажные работы выполнены на 83,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 106% к уровню января-октября 2012 г. Удельный вес строительно-монтажных работ составил 52,5% от общего объема инвестиций в основной капитал.

За этот период инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 59,2 трлн. рублей (37,2% общего объема инвестиций), или 109,8% к уровню января-октября 2012 г.

На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходится 60,9% этих инвестиций. Из импортного оборудования 28,1% приобретено на территории Республики Беларусь.

В январе-октябре 2013 г. организациями государственной формы собственности использовано 71,5 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 119,8% к уровню января-октября 2012 г., в том числе организациями республиканской собственности - 35,2 трлн. рублей (117,2%), коммунальной собственности - 36,2 трлн. рублей инвестиций (122,4%).

В январе-октябре 2013 г. на жилищное строительство использовано 26,4 трлн. рублей инвестиций, что составляет 16,6% к их общему объему и 123,8% к уровню января-октября 2012 г.

На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 5,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 68% к предусмотренному объему на 2013 год.

В январе-октябре 2013 г. для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 2 220,8 тыс. квадратных метров общей площади, или 53,2% от общего объема введенного жилья.

В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях в январе-октябре 2013 г. введено в эксплуатацию 1 685,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что на 380,2 тыс. квадратных метров больше, чем в январе-октябре 2012 г.

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 1 113,1 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 26,7% от общего ввода по республике (в январе-октябре 2012 г. - 22,3%).

Экспорт строительных услуг за январь-сентябрь 2013 г. составил 589,7 млн. долларов США, что в 2,4 раза больше, чем за январь-сентябрь 2012 г. Импортировано строительных услуг на сумму 742,3 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем за январь-сентябрь 2012 г.

Сальдо внешней торговли строительными услугами в январе-сентябре 2013 г. сложилось отрицательное в размере 152,6 млн. долларов (в январе-сентябре 2012 г. величина отрицательного сальдо составляла 172,4 млн. долларов).

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций строительства за январь-сентябрь 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. увеличилась на 36,7% при росте цен на строительно-монтажные работы за этот период на 35,9% (по данным Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь). Выручка от реализации за сентябрь составила 7,9 трлн. рублей, или на 0,7% меньше, чем за август текущего года.

Следует отметить, что Беларусь достигла одних из самых высоких и устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и применения других мер стимулирующей ДКП с целью повышения инвестиционной активности.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 101,9%, с декабрем 2012 г. - 112%. Рост цен на продовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. дал 0,91% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары - 0,22%, на платные услуги - 0,72%.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 101%, с декабрем 2012 г. - 109,3%.

Индекс цен на продовольственные товары в октябре 2013 г. по отношению к сентябрю 2013 г. составил 101,9%, к декабрю 2012 г. - 109,6%. Изменение цен на продовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,91% прироста сводного индекса потребительских цен. Индекс цен на непродовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 100,7%, с декабрем 2012 г. - 106,2%. Изменение цен на непродовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,22% прироста сводного индекса потребительских цен.

В октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. наибольший рост цен наблюдался в обрабатывающей промышленности. Наибольшими темпами росли цены на нефтепродукты. Цены на топливо дизельное выросли на 10,2%, бензин автомобильный - на 8,4%.

В прочих отраслях промышленности цены на кухонную мебель выросли на 11,8%, матрасы - на 4,9%, игры и игрушки - на 4,6%, столы, спички - на 4,2%. В производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака цены на муку увеличились на 11,5%, макаронные изделия - на 7,9%, пиво - на 5,6%, водку - на 3,9%, хлеб и хлебобулочные изделия, мороженое, крупы - на 3,6-3,8%, рыбу приготовленную и консервированную - на 2,8%.

В химическом производстве выросли цены на полиэтилен на 8%, искусственные и синтетические волокна - на 3,8%, топливо биодизельное - на 3,2%. В производстве транспортных средств и оборудования цены на троллейбусы увеличились на 12,8%, железнодорожный подвижной состав - на 2,6%, велосипеды - на 2%. В текстильном и швейном производстве выросли цены на сорочки мужские на 24,4%, нательное белье - на 5,9%, стеклоткань - на 3,7%. В обработке древесины и производстве изделий из дерева цены на плиты древесноволокнистые выросли на 2,8%, блоки оконные - на 2,4%. В горнодобывающей промышленности цены на торфяные брикеты выросли на 4,3%, соль - на 3,8%.

Организациями (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в сентябре 2013 г. было принято на работу 84,5 тыс. человек (2,6% среднемесячной численности), в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 4 тыс. человек, или 4,8% от общей численности принятых. Уволено по различным причинам 79,1 тыс. человек (2,4% среднемесячной численности), из них 7,1% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

Коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в сентябре 2013 г. составил 1,068 (в сентябре 2012 г. - 1,086). Численность принятых работников организаций республики превысила численность уволенных на 5,4 тыс. человек (в сентябре 2012 г. - на 6,7 тыс. человек).

В январе-сентябре 2013 г. 80,9 тыс. работников организаций (2,4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2012 г. - 77,1 тыс. человек, или 2,3%). В январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя, увеличилась на 22,6% и составила 29,3 тыс. человек. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 3,1% и составила 51,5 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в сентябре 2013 г. были предоставлены 1,7 тыс. человек, или 9,7% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-сентябре 2013 г. составило 638,3 тыс. человеко-дней (в январе-сентябре 2012 г. - 585,4 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3,4 тыс. человек (в январе-сентябре 2012 г. -3,1 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 83,8%, на строительные организации - 7,9%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2,8 тыс. человек, в строительстве - 0,3 тыс. человек.

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2013 г. составила 21 тыс. человек, что на 21% меньше, чем на конец октября 2012 г. и на 0,2% больше, чем на конец сентября 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец октября 2012 г. - 0,6%).

В январе-октябре 2013 г. на учет было поставлено 225,5 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 134,7 тыс. человек, или 59,7% от числа обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве в январе-октябре 2013 г. 158,7 тыс. человек, в том числе 103 тыс. безработных, или 64,9% от числа всех трудоустроенных. На оплачиваемые общественные работы в январе-октябре 2013 г. было привлечено 58 тыс. человек, из них 29,4 тыс. безработных, или 50,6% от числа привлеченных.

Среди численности безработных женщины составляли 41,5%, лица в возрасте до 31 года - 35,8%, сельские жители - 23,4%. В общей численности безработных уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 38,7%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины - 6,7%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности - 4,2%, лица, длительно неработающие (более года) - 15,7%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходился 2,1% от общей численности безработных, выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования - 2,1%. На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец октября 2013 г. условно приходилось 0,3 безработных (на конец октября 2012 г. - 0,4 безработных). Из общего числа вакансий 79,9% предназначены для трудоустройства рабочих. Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2013 г. составил 118,9 тыс. рублей, или 11,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В Беларуси сегодня нет ярко выраженного разделения на бедных и богатых, превалирует государственная собственность, и, по существу, нет должных предпосылок для экономического роста. Экономический рост определяет не политика - она создает лишь климат, атмосферу, которая может способствовать или мешать настоящему росту. По своему определению правительство не может вызвать экономический рост, оно лишь создает почву для роста и удобряет ее, лучше или хуже, - но сам рост происходит благодаря экономической активности отдельных личностей и фирм.

В январе-сентябре 2013 г. в экономике республики было занято 4 526,5 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем в январе-сентябре 2012 г. В организациях (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 310,5 тыс. человек (73,1% общей численности населения, занятого в экономике) и по сравнению с январем - сентябрем 2012 г. уменьшилась на 1,9%.

Заключение

Национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры - воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную.