Направления и формы социальной деятельности предприятия

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные виды маркетинговой деятельности на предприятии 
Конфликты на предприятии. Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций
Инновационный потенциал предприятия и эффективность его использования
Трудовые ресурсы предприятия

 

Введение:

Концепция социальной ответственности бизнеса как идеи устойчивого развития была сформулирована в 1992 году на всемирном саммите в Рио-де-Жанейро, когда ряд транснациональных компаний, объединившихся под названием Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию, смогли предложить программу саморегулирования.

С этого момента преобладает мнение, что частные предприятия по собственной инициативе обязаны играть значительную роль в достижении «общественных целей» под флагом «корпоративного гражданства» и вести бизнес с учетом интересов различных», заинтересованные стороны, чтобы совместно достичь заявленной цели "устойчивого развития".

При разработке международной концепции социальной ответственности в 1999 году ООН приняла Глобальный пакт (международный моральный кодек), который определяет глобальные этические принципы в области прав человека, трудовых стандартов и окружающей среды. Этими принципами официально руководствуются 44 крупные корпорации мира.

 

Концепция социальной ответственности предприятия

 

Идея социальной ответственности перед обществом, представленным системой заинтересованных сторон, включает две концепции:

  1. понятие социально ответственного бизнеса рассматривает его социальную деятельность с точки зрения интересов общества и государства;
  2. концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) характеризует признание бизнесом своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия.

КСО продвигает ведущая американская корпорация «Бизнес за социальную ответственность». Ему было предложено следующее понимание КСО: «достижение коммерческого успеха способами, основанными на этических стандартах и ​​уважении к людям, сообществам и окружающей среде». Политика КСО интегрирована в бизнес-процесс, цепочку поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях предприятия и включает в себя ответственность за текущую и прошлую деятельность, а также будущее влияние деятельности на внешнюю среду.

Эта концепция принята в Европе. 2005 год был объявлен годом социальной ответственности в Европейском Союзе. Многие социально ответственные предприятия создали внутренние комитеты или комиссии по этике и (или) социальной ответственности. Их задачей было объединение организаций и людей, связанных с компанией, для участия в разработке стратегии развития предприятия в вопросах корпоративной этики и социальной политики.

Таким образом, концепция КСО разрабатывается «всем миром». Его содержание становится все более сложным. В соответствии с интересами социальных групп предприятия различают аспекты КСО: экономические, правовые, этические, экологические, дискреционные, филантропические и политические.

Аспекты корпоративной социальной ответственности предприятия

Вид ответственности

Содержание

Несоциальная ответственность

Экономическая

ответственность

Обеспечение прибыльности и конкурентоспособности предприятия

Юридическая

ответственность

Соблюдение законов и правовых норм

Аспекты социальной ответственности

Экономический

Аспекты социальной ответственности. Выплата достойной заработной платы, создание рабочих мест, обеспечение условий труда, обучение работников

Юридический

Честная уплата налогов и обязательных платежей

Экологический

Компенсация вреда, причиненного окружающей среде

Этический

Соблюдение этических требований общества

Филантропический

Укрепление репутации достойного корпоративною гражданина

Дискреционный

Внесение вклада в развитие общества и улучшение качества его жизни

Политический

Соответствие стратегии и политике государства

 

Среди всех аспектов этическая ответственность предприятия представляет наибольший интерес. Это понимается как добровольно принятые правила поведения, которые обеспечивают общественно полезные действия и не позволяют предприятию или его отдельным сотрудникам достигать своих целей за счет других людей, предприятий или общества в целом.

Этическое поведение не регулируется законом и не всегда служит прямым экономическим интересам предприятия. Лицо, принимающее этические решения, честно уважает права своих сотрудников и относится к ним одинаково, если только этого не требуют организационные цели и задачи.

 

Направления и формы социальной деятельности предприятия

 

В практике предприятий понятие социальной ответственности используется в расширенном смысле как корпоративная социальная деятельность. Это понимается как «конфигурация принципов социальной ответственности деловой организации, процессов социального взаимодействия, а также политики, программ и наблюдаемых результатов, которые касаются социальных отношений».

Направления и формы социальной деятельности предприятия зависят от его размера, вида основной деятельности, финансового состояния, внешней среды, устоявшихся традиций, ценностей, владельцев и акционеров и требований компании. Суммируя наиболее популярные направления социальной активности предприятий, можно выделить основные направления, формы и меры по реализации КСО.
 
 

Направления и формы социальной деятельности предприятия

 

Наиболее распространенной формой социальной активности российских предприятий является социальное партнерство с работниками. В 2007 году на мероприятия, проводимые в рамках такого партнерства, приходилось в среднем 59% всех социальных инвестиций. Эго - это так называемые внутренние социальные инвестиции.

Наиболее популярными формами выделения внешних социальных инвестиций являются благотворительность и благотворительность или корпоративная благотворительность. Благотворительность - оказание материальной помощи предприятием нуждающимся, участие в социальной поддержке социально уязвимых групп населения. Патронаж - предоставление материальной или финансовой помощи с целью развития бизнеса. Эти формы социальной активности особенно распространены в Соединенных Штатах.

Американцы мотивированы двумя причинами благотворительности: стремление улучшить свой социальный статус (деловой имидж) и давление со стороны тех, кто собирает средства на благотворительность. В западных странах в условиях низкой зависимости бизнеса от государства предприятия используют благотворительность, чтобы «заработать» лояльность у властей, получить определенные социально-психологические преимущества перед конкурентами, налоговые льготы и т. д.

По мнению Российской Ассоциации Менеджеров, социальная активность важна для российских предприятий, чтобы повысить их деловой имидж, выстроить отношения с властью (47%), улучшить отношения с местным населением (25%) и стремиться к взаимодействию с целевыми рынками (23 %). Это может быть вызвано личной симпатией благотворителя к организациям - объектам поддержки и работающим в них людям (30%).

Сравнивая масштабы социальной активности российских и зарубежных предприятий, следует признать существенные отставания россиян. По данным общественных организаций, ориентировочная сумма расходов на благотворительность крупных российских корпораций составляет 500-600 миллионов долларов в год. По другим оценкам, чуть более 1 миллиарда долларов. В Соединенных Штатах на благотворительность было пожертвовано 240,9 млрд. Долларов (данные за 2002 год), что составило около 2% ВВП. Помимо прямых спонсорских инвестиций в социальную сферу растут корпоративные коммерческие инвестиции в социальные, этические и экологические проекты, которые в совокупности достигают почти 2 триллионов долларов, что составляет 13% всех частных инвестиций.

Различия в благотворительной деятельности в России и за рубежом существуют в структуре социальных инвестиций. В развитых странах значительная часть доходов предприятия расходуется на обучение работников, удовлетворение их социально-культурных потребностей и развитие социальной инфраструктуры. На российских предприятиях более 35% топ-менеджеров при выборе объекта поддержки руководствуются приоритетами местных органов власти: в 51% случаев это социальные сферы, которые вызывают наибольший резонанс в общественном сознании: дети ( 69% из них - сироты), пенсионеры, ветераны, малоимущие (71%) и спортивные (65%). Меньше всего российский бизнес склонен поддерживать науку, экологию и религиозные организации. Довольно часто предприятия ограничиваются поддержкой разовых мероприятий. Одна из причин недоверия к благотворительной деятельности российских предпринимателей заключается в том, что реальные затраты на эту деятельность не достигают ожидаемого эффекта.

Ведущие зарубежные и российские предприятия выходят за рамки традиционных рамок благотворительности и благотворительности - денежная или товарная помощь благотворительным, общественным и культурным организациям.

Новыми формами социальной активности являются: конкуренция, создание грантового фонда, стипендии, пожертвования от сотрудников и клиентов, сбор средств (сбор средств от других благотворителей для совместных социальных проектов). Среди мер все более и более предпочтительными являются: инвестирование социальных инвестиций в социально значимые проекты, которые могут окупиться, выделение денежных пожертвований с высоким эффектом репутации, предоставление бесплатных услуг благотворительным фондам и общественным организациям для их сотрудников и т. д.

Благодаря различным формам социальной активности предприятий в российской экономике развивается новое направление деятельности - благотворительность. Так, на 1 января 2010 года в России насчитывалось 6972 благотворительных общественных фонда, 5052 благотворительных фонда некоммерческих организаций, 1670 благотворительных общественных организаций, три благотворительных общественных движения и одно благотворительное государственное учреждение.

В форме социального сотрудничества между предприятиями и государством деловой мир вовлечен в решение проблем социальной политики. Однако социальная активность российских предприятий в этой сфере очень низкая. Согласно опросу, в 2009 году 36% бизнесменов не оказывали никакой социальной помощи региональным и местным органам власти. У тех, кто оказывает такую ​​помощь, наиболее популярны озеленение и уборка территории, прилегающей к предприятию; ремонт и реконструкция объектов этой территории (30%), реализация социальных программ для работников предприятия (27%); помощь школам, больницам, детским домам (25%); помощь ветеранам, инвалидам и другим социально незащищенным гражданам (23%) 3.

Важнейшими направлениями социального сотрудничества являются: образование, здравоохранение, окружающая среда, регулирование потоков трудовой миграции, ипотечное кредитование и социальные проблемы армии. В России для построения отношений социального сотрудничества используются четыре модели социального поведения предприятия: социальная активность градообразующего предприятия, ответственного за качество жизни в данном населенном пункте, добровольно-принудительная благотворительность, ведение переговоров и социальное партнерство.

По мнению экспертов, дальнейшее развитие отношений бизнеса и государства в области социальной политики может идти по одному из трех сценариев: бюджетозамещающая роль бизнеса, идеальная модель конкурентного рынка социальных услуг, равноправное партнерство бизнеса и государство, в котором государство является администратором и гарантом прозрачности правил игрового рынка социальных услуг.

 

Социальная отчетность предприятия

 

Социальный отчет предприятия - это не просто подборка количественных и качественных показателей его социальной активности, но и сложная информационная система, отражающая не только благотворительные и спонсорские программы предприятия, но и любые другие социально значимые аспекты его деятельности, которые могут повлечь за собой значительные последствия для самого предприятия, потребителей его продукции, акционеров, государственных органов, контрагентов или любых других связанных групп компании

Практика составления социальной отчетности была внедрена ведущими мировыми корпорациями с конца 1970-х годов с целью укрепления делового имиджа предприятия и повышения его инвестиционной привлекательности. Современные социальные инициативы, в то же время, определяют прибыльность предприятий и их коммерческий успех.

В России процесс социальной активизации бизнеса начал разворачиваться в конце 1999 года, но только в 2002 году появились первые сообщения о его социальной активности. Они использовались более интенсивно в течение последних пяти-шести лет. Для российской компании составление социального отчета в соответствии с международными стандартами не требуется. Однако лидеры отечественного бизнеса, следуя примеру иностранных предприятий, стали регулярно их составлять.

Распространение практики социальной отчетности становится важной государственной задачей на пути к достижению открытости и прозрачности российского бизнеса. Комитет Совета Федерации по экономической политике в сфере предпринимательства и собственности учредил Национальную премию за лучшие социальные отчеты. Его владелец становится претендентом на европейскую премию в следующем году.

Таким образом, финансовая корпорация «Уралсиб» получила международный приз за прозрачность «Transparency Award» (Женева). Награда присуждается компаниям за достижения в повышении прозрачности бизнес-структур, финансовых систем, а также за достижения в области социальной ответственности. ФК «Уралсиб» первой среди российских компаний подготовила аудированный социальный отчет по Руководству GRI G3. Pricewater House Coopers, проводившая аудит отчета, полностью подтвердила его соответствие высокому рейтингу B +.

На российской деловой неделе в апреле 2011 года в Москве ОАО «Башнефть» стало номинантом конкурса. ОАО «ТНК ВР-Холдинг», ФК «Уралсиб», ОК РУСАЛ, ОАО «Северсталь».

В современной зарубежной практике социальные отчеты корпоративных структур создаются не в произвольных формах, а в соответствии с международными или национальными стандартами, определяющими содержание отчета, его структуру, порядок сбора и обработки данных. С 2004 года Австрия, Франция, Великобритания, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия и Таиланд ввели национальные стандарты с тем же названием - Корпоративная социальная ответственность. На основе этих стандартов в 2005 году был разработан и внедрен международный стандарт - руководство по социальной ответственности (Руководство ISO 26000 по социальной ответственности), разработанный и внедренный для предприятий любого размера во всех странах независимо от уровня их экономического развития.

Социальный отчет служит приложением к бухгалтерской отчетности предприятия и содержит несколько разделов: о взаимодействии предприятия с окружающей средой и текущих мерах по защите природы; об экономических отношениях с обществом (включая данные о заработной плате, производительности труда, создании рабочих мест, таких как новые технологии и научные исследования, а также о затратах на обучение) и социальных отношениях, содержащих, например, информацию о промышленной безопасности, условиях труда, здоровье персонала, текучесть кадров, соблюдение трудового законодательства, прав человека и др. Эти показатели характеризуют социальную эффективность предприятия.

В практике российских предприятий используются различные формы социальной отчетности.

Международное сообщество признало отчет, составленный в стандартизированной форме социальной отчетности. В настоящее время существует около 20 различных стандартов нефинансовой отчетности. Наиболее широко использовались четыре стандарта: ISO 14000, SA 8000, AA 1000 и GR1. ISO 14000 является стандартом для защиты окружающей среды и управления; SA 8000 - глобальный стандарт, ориентированный на трудовые отношения, с учетом установленных стандартов ответственности работодателя в области условий труда; AA 1000 стремится оптимизировать социальные инициативы компании и повысить их эффективность.

В бизнес-сообществе популярны принципы социальной ответственности, разработанные международной организацией Global Reporting Initiative (GRI). Основой этого подхода является концепция устойчивого развития, то есть нахождение баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благополучии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений. Отчетность в области устойчивого развития содержит результаты анализа экономического, экологического и социального воздействия компании на внешнюю среду.

Существуют также формы отчетов о социальном аудите и всеобъемлющий отчет с использованием метода Triple Bottom-Line, метода London Benchmarking Group, метода корпоративного социального гражданства и т. д.

 

Заключение

 

Но наиболее распространенной является свободная форма, которая используется большинством российских предприятий. Как правило, это красочные буклеты о благотворительных акциях предприятия, его поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также глянцевые брошюры о достижениях в области охраны окружающей среды, прав человека, благотворительности и условий труда. Однако данная форма не гарантирует достоверность данных отчета, не обеспечивает их сопоставимость с показателями других предприятий, не признается международными организациями.

По-видимому, по мере развития КСО в будущем возникнет вопрос об унификации социальной отчетности и переходе на единый обязательный стандарт отчетности.