Написание доклада: правила, структура, требования

Написание доклада: правила, структура, требования

Доклад – это один из видов научно–исследовательской работы, в которой автор самостоятельно изучает, анализирует и раскрывает суть проблемы на заданную тему.

Научный доклад можно разделить на части:

  1. тема,
  2. актуальность проблемы,
  3. цель работы,
  4. задачи, поставленные в процессе работы,
  5. гипотеза (то, что лежит в основе, — причина или сущность),
  6. метод и результаты проводимого исследования,
  7. заключение – выводы.

Доклад должен быть построен на фактах, составлен с учетом аудитории, на которую рассчитан, должен быть интересным и понятным.

  • Бизнес доклад может содержать цифры и термины (нужно понимать и разъяснить слушателям), описание бизнеса , соответствующие проблеме и ориентированы на слушателей. У каждого доклада должна быть бизнес идея.
  • Автор должен знать, и представлять заранее, как будет звучать доклад.

Желательно, чтобы доклад был цельным документом, статистические или аналитические данные можно приводить в виде схем, графиков и таблиц.
Следующее предложение должно дополнять предыдущее или продолжать его мысль, тогда доклад будет связный.

Каждой части нужно уделять должное внимание. Рекомендуют начинать доклад словами: Вашему вниманию предоставляется доклад на тему… или Доклад посвящен таким проблемам.

Для официальных докладов предлагают применить введение, где и определить предмет, о котором будет идти речь.
Пропорциональность доклада связана с его объемом. Каждой части доклада нужно уделять должное внимание.

Факты, которыми вы будете оперировать в процессе доклада должны быть проверены и точны.

В докладе нужно подавать исчерпывающую информацию. Кратко, ясно и сжато высказываться о проблемах, тогда больше вероятно, что вас дослушают до конца. Если доклад получился достаточно длинным можно его разделить на части. Каждую часть предоставлять саму по себе, в конечной части подытожить все ранее сказанное, чем соединить работу в единое целое.

Если вы пишете легко – это уже плюс, значит, слушать вас будет приятно, и работа получится. Доклад должен быть интересным, увлекательным. Не забывайте привлечь внимание к главной мысли или фактам.


Вы можете подчеркнуть, выделить жирным, написать иным шрифтом, вставить график или таблицу для сравнительного материала.


Не забывайте об ораторском мастерстве, мы говорим монотонно или, скорее, на одном уровне. Там, где необходимо привлечь внимание – нужно говорить на пол тона выше. Этот прием используется для главных тезисов и подведение итогов.
Если вы видите, что внимание аудитории рассеивается (становиться не интересно), чтобы привлечь внимание, нужно более выразительно читать и на несколько минут на пол тона выше. Когда все во внимании – голос можно чуть приглушить, чтобы слушатели прислушивались.

Не забывайте о правилах оформления документов, хочется, чтобы на доклад было приятно смотреть.

Написание доклада: правила, структура, требования

Как написать тезисы к докладу

Предварительные действия

Обратите внимание на ключевые понятия будущей конференции, вынесенные в её название. Как минимум одно из них должно стать понятийной базой для доклада, т.е. научную проблему вы будете решать в первую очередь в одном из данных аспектов. Если вы чувствуете, что не совсем понимаете, что значат эти термины, загляните в Словарь поэтики, Литературную энциклопедию или Словарь литературоведческих терминов. Определитесь с материалом доклада – это может быть литературное эпическое, лирическое или драматическое произведение, театральная постановка, комикс, фильм или сериал. Это может быть культурный феномен, например, фотография, музыка или театр. Разумеется, я не исключаю компаративный аспект анализа (сравнение двух и более произведений).

Оформление тезисов

Тезисы – это краткий и чётко сформулированный план (структура) доклада. И в дальнейшем тезисы как раз послужат вам опорой для его написания. Коротко наметить порядок изложения ваших наблюдений и выстроить композицию доклада, в этом они вам помогут.

Написание доклада: правила, структура, требования

Требования к тезисам доклада

Во-первых, чётко сформулируйте научную проблему. Одного-двух предложений будет достаточно, чтобы обозначить границы ваших интересов. Выберите материал, аспект для его анализа (система персонажей, время и пространство, сюжет и т.д.) и ключевым термином обозначьте тему.

Как не надо:

Мне интересно рассмотреть, как главный герой будет путешествовать во времени и менять пол, т.е., возможно поговорю о гротескных признаках его образа, но больше всего мне любопытен факт взаимодействия рассказчика и героя...

Как надо:

Фантастическая жизнь Орландо: пространственно-временные аспекты потока сознания (по роману В. Вулф «Орландо»)

Во-вторых, определите понятийный аппарат. Посвятите свой доклад исследованию одного из ключевых понятий, так у вас будет шанс проработать тему глубже и не распыляться.

Как не надо:

Пьеса Беккета «В ожидании Годо», как мне кажется, идеально подходит для вашей конференции, там есть всё. Я немного поговорю о театре абсурда в целом...

Как надо:

В докладе рассматривается, как понятие абсурда в данной пьесе определяет коммуникативную ситуацию вечного ожидания Владимира и Эстрагона и преображает их бессмысленное существование.

В-третьих, кратко расскажите, на какую научную традицию вы опираетесь. Но учтите, что доклад – это ваш собственный научный вклад в эту традицию. Во время доклада вы, как автор, являетесь самым компетентным человеком. Основные монографии слушатели и сами, скорее всего, читали. Не пересказывайте чужие научные концепции, достаточно упомянуть об их существовании и о том факте, что вы на них опираетесь (в крайнем случае – кратко обозначьте самое главное, то, что нужно в докладе).

Как не надо:

В своей книге Бахтин пишет, что в эпоху Возрождения существовали высокая и низовая культуры. Герои романа Рабле, по этому принципу относятся к низовой, так называемой карнавальной культуре...

Как надо:

В анализе гротескных образов и понимании гротеска я опирался на известную монографию М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народно-смеховая культура Средневековья и Ренессанса».

В-четвёртых, не увлекайтесь пересказом произведения, которое анализируете. Лучше напишите, почему вы выбрали его. Это касается не только тезисов, но и самого выступления. Вместо того, чтобы занимать половину доклада пересказом, позаботьтесь о раздаточном материале или сделайте презентацию.

Как не надо:

В «Мастере и Маргарите», как мы все знаем, есть такой гротескный персонаж – Воланд. А ещё у него есть свита. И вот в начале романа, как мы помним, они все вдруг волшебным образом оказываются в Москве...

Как надо:

В докладе я обращу внимание на систему персонажей романа, а именно на Воланда и его свиту, а также рассмотрю особенности их пространственных перемещений.

Написание доклада: правила, структура, требования

Оформление доклада

Титульный лист – стандартный (принятый в вузе или на кафедре).

Основные требования к оформлению материала:

  • объем – не менее 15-20 машинописных страниц через полтора интервала;
  • параметры страницы: формат – А4; поля: слева – 3,5, справа – 1,5, сверху – 2, снизу – 2;
  • отступ для абзаца (красная строка) – 1,27 (1,25);
  • шрифт печати текста – Times New Roman, кегль – 14; выравнивание – по ширине;
  • шрифт печати нумерации и заголовков таблиц – Times New Roman, полужирный; кегль – 12; выравнивание номера таблицы – по правому краю; выравнивание заголовка таб-лицы – по центру; если таблица не помещается целиком на одной странице, размещать ее как представлено на образце;
  • шрифт печати в таблицах, рисунках, графиках – Times New Roman через один интервал без отступа, кегль – 12-9 (зависит от объема текста в таблице или на рисунке);
  • рисунки, таблицы, графики располагать по центру без красной строки; образец представлен;
  • шрифт печати подрисуночных надписей – Times New Roman, кегль – 12, без отступа (без красной строки); вырав-нивание – по центру; образец представлен;
  • перенос – автоматический (обязательно);
    номера страниц проставлять обязательно (внизу стра-ницы справа).

Написание доклада: правила, структура, требования

Образец оформления доклада для студента

Написание доклада: правила, структура, требования

Скачать шаблон доклада для студента

Написание доклада: правила, структура, требования

Пример написания доклада для студента

Написание доклада: правила, структура, требования

Написание доклада: правила, структура, требования

Пример написания доклада для школы

Написание доклада: правила, структура, требования

Написание доклада: правила, структура, требования

ТОП-4 ошибок при написание доклада

Написание доклада без четкой структуры

Многие делают ошибку при написании доклада без четких подзаголовков или глав. Прежде чем вы начнете писать, вы должны разграничить свой доклад и распределить его по категориям следующим образом: Аннотация, Введение, Предпосылки, Метод, Выводы, Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности, Угрозы, Выводы и Рекомендации. Если вы будете следовать такой схеме для своего доклада, вы, безусловно, сможете написать очень умный и полезный доклад. Следуйте этим инструкциям, и вам также будет писать намного проще.

В зависимости от основной темы / отрасли вашего доклада, вы также можете использовать другие структуры. Например, вы можете использовать: титульный лист, благодарность, страницу содержания, техническое задание, процедуру, материалы и методы, основную часть, результаты, заключение и рекомендацию. Вы можете свободно пропустить часть, если она вам не нужна (например, не писать часть «Глоссария», если она вам не нужна).

Грамматические и стилистические ошибки

Вы должны быть очень осторожны при написании. Независимо от того, насколько хороша ваша информация, ваш доклад будет казаться любительским и грязным, если в нем много орфографических, грамматических или пунктуационных ошибок. Написание вашего доклада в текстовом редакторе со встроенной проверкой орфографии может помочь вам обнаружить ошибки во время написания, но ничто не заменит тщательную корректуру.
Попробуйте прочитать отчет для себя вслух. Слушание слов может помочь вам поймать неуклюжий язык или разбросанные предложения, которые вы можете не уловить, читая их молча.

Написание слишком короткого доклада

Очень короткий доклад только докажет, что вы не потратили достаточно времени на исследование и анализ проблемы. Вместо этого сделайте свой доклад так долго, как это должно быть, чтобы все подробно описать. Вам нужно достаточно места на бумаге, чтобы объяснить каждый момент, так что не торопитесь.

Писать литературным способом

Доклад не является эссе, и это не литература или выдумка. Преподаватель не будет впечатлён, если вы напишите свой доклад, как если бы он был коротким рассказом или литературным произведением с метафорами. Будьте точны, будьте лаконичны.

Выводы:

Написание доклада в первый раз пугает. В случае, если вы затрудняетесь с написанием своего отчета или наступает крайний срок, вам следует обратиться за помощью ко мне.

По этой ссылке найдёте готовые темы докладов: