Н.А.Некрасов – организатор и создатель нового «Современника»

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Н.Г.Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г.Чернышевского
Роман «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, его социально-политический и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость
Роман И.А.Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.
«Записки охотника» И.С.Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г.Белинский о «Записках»


Введение:

Как известно, деятельность русского поэта Н.А.Некрасова не ограничивается его собственным творчеством: поэт проявил себя как активный революционер-демократ, а также публицист.

Журналистскую деятельность Некрасова принято связывать с публикацией журнала «Современник», который долгое время считался проводником культуры и прогрессивного мышления в общественном сознании. Известно, что первый вопрос о Современнике была опубликована под руководством А.С.Пушкина в 1836. С того времени, руководство журнала сформулировал свою главную задачу - не только публиковать последние произведения искусства талантливых авторов (среди авторов чьи работы были опубликованы в первых номерах журнала: И.Тургенев, Ф.Тютчев, А.Кольцов и др.), но и познакомить массы с видными представителями общественно-политической жизни того времени.

Как ни странно, первые номера журнала не имели читательского успеха, и было принято решение приостановить деятельность журнала на некоторое время. Дальнейшая веха в развитии журнала связана с именем Н.Некрасова. Именно во время его руководства популярность издания достигла самого высокого уровня. Поэт привлекал И.Тургенева и И.Гончарова к работе. С их легкой руки журнал начал публиковать не только новинки русской литературы, но и переводы западной классики.

Журнал «Современник», основанный Пушкиным в 1836 году, после его смерти перешел к П.А.Плетневу, профессору Петербургского университета, критику и поэту. Он быстро превратил «Современника» в организм, лишенный противоречий и выделяющийся из общественной и литературной жизни. Изоляция «Современника» жизни, неуклонно преследовавшая Плетнева, его злоба к новым явлениям прогрессивного общественного движения и литература свалила журнал в разряд тонких публикаций. Издатель долгое время не смущался постепенному уменьшению числа сотрудников в своем журнале. Но не с писателями было в «Современнике», а с читателями. Число подписчиков колебалось в 1840 году между 300-400, а в 1846 году сократилось до 233. Наконец, Плетнев решил отказаться от журнала, а в сентябре 1846 года дал право издавать «Современник» Некрасову и Панаеву.

Писатели, близкие к Белинскому, давно хотели иметь свой собственный независимый орган, в котором они чувствовали бы себя как мастера. «Отечественные записки», где им приходилось сотрудничать, с каждым годом вызывали у них все большее недовольство, поскольку беспринципное поведение Краевского сказывалось на содержании и направленности журнала.

Первый номер переделанного «Современника» был опубликован 1 января 1847 года. Белинский так и не стал редактором журнала, что было его давней мечтой: репутация «ненадежного» писателя даже не позволяла начинать усилия в этом направлении. Некрасов и Панаев также не пользовались доверием правительства. Мне пришлось искать официального редактора, которого можно было бы утвердить на этой должности, и который не был бы совершенно чуждым человеком для журнала. Этим условиям выполнил профессор Санкт-Петербургского университета А.В.Никитенко, который одновременно исполнял обязанности цензора, а Некрасов и Панаев были приглашены на должность редактора «Современника», что обусловило полную свободу действий. В 1847-1848 годах идейным лидером «Современника» был Белинский. Некрасов и Панаев не сделали ни одного шага в журнальных делах без ведома и совета Белинского, и при обсуждении литературных материалов его голос всегда был решающим.

Наиболее серьезная помощь была дана в Современнике по Герцену. Он передал роман «Кто виноват?», Первая часть которого была опубликована в «Отечественных записках», а его жена оказала финансовую помощь Некрасову, которому понадобились средства для покупки журнала. Отказавшись участвовать в «Отечественных записках», Герцен стал близким соратником «Современника».

«Современник» превращается в революционно-демократическое направление, орган стал поистине самым выдающимся журналом сороковых годов.

Одно за другим в «Современнике» были опубликованы такие произведения художественной литературы, как «Кто виноват?» (весь роман в приложении к №1, «Обыкновенная история» Гончарова, четырнадцать рассказов из «Записок охотника», рассказ «Жид» и пьеса «Где тонко, там и рвется» Тургенева, переводы из Шиллера, Гете, Жорж Санд, Диккенса и др. В части «словесности» журнал сразу же достиг поразительных успехов и дал читателям серию произведений, выдающихся по своим идейным и художественным качествам и навсегда вошедшим в сокровищницу русской литературы.

Очень высоко мы стоим в «Современной» литературной критике и библиографии. Журнал обязано это Белинский, который поместил в нем отзывы о русской литературе, «Ответ на в Москвитянин», а также ряд других статей и обзоров. Они определяются не только художественные, но и политические позиции по Современник. Занимает значительное место в «Современной» статье о науке. Нередко в «Современнике» появлялись статьи и обзоры по общим проблемам естествознания.

Содержательным и разнообразным был в «Современнике» отдел «Смесь», игравший весьма существенную роль. В рамках цензуры этот отдел заменил общественно-политические отделы журнала, которые не были допущены к нему, и часто включал статьи и заметки, касающиеся социально-экономических и политических вопросов внутренней и международной жизни. Здесь можно найти статьи, направленные против крепостного права и капиталистической системы, заметки, в которых воплощены идеи социализма, полемические выступления против реакционных журналов, против славянофилов.

Даже отдел «Моды» «Современник» старался вести оригинально и занимательно. Панаев, руководивший этим отделом, напечатал в нем «опыт великосветского романа в двух частях» под заглавием «Великая тайна одеваться к лицу» - произведение, которое одновременно знакомило с модами и пародировало жанр салонной беллетристики. Позднее журнал знакомил читателя с модами посредством «Переписки между петербуржцем и провинциалом» и «Писем столичного друга к провинциальному жениху» Автором последних был И.А.Гончаров, скрывшийся под псевдонимом «А.Чельский».

С самых первых месяцев своего существования обновленный «Современник» пришелся по вкусу читателям, что сразу повлияло на увеличение его тиража: в 1847 году журнал имел в 2000 году, а в 1848-3100 подписчиков. В своей области «Современник», когда Белинский был журналом революционно-демократическим. Письмо Белинского к Гоголю была истинная программа в «Современнике». Как и письмо, журнал отражал настроения и стремления крепостных.

Основной целью «Современника» была борьба с крепостным правом. Журнал опубликовал произведения анти-крепостного права Герцена, Тургенева, Гончарова, Григоровича и объяснил их значение и значение в статьях Белинского. Стихи Некрасова и речи Белинского против реакционной книги Гоголя были явно антисерфизмом.

Вопрос о крепостном праве был очень остро поставлен в статье «Ирландия» Х.М.Сатина, бывшего члена кружка Герцена в Московском университете. Автор нарисовал выразительную картину бедности и угнетения крестьянства в Ирландии, но сделал это так, чтобы все, что он говорил, относилось к феодальной России.

Основной задачей литературной критики журнала была борьба за реалистическое, подлинно народное искусство, искусство большой идейно-социальной значимости. Принцип реализма и национальности «Современник» противопоставлен принципам «чистого искусства», «декорирования и облагораживания реальности». Отстаивая реализм и подлинную национальность в искусстве, Белинский в своих статьях дал глубокую окончательную оценку деятельности Гоголя, справедливо считая его художественное произведение гордостью русской национальной культуры.

Направление «Современник» приобрело у него много друзей и врагов. Реакционные журналы вели с ним постоянную войну. Журналисты, подобные Булгарину, не пренебрегали средствами борьбы, они писали доносы.

После событий 1848 года «Современник» оказался в очень сложном положении. «Меньшиковский комитет» по поручению короля изучил российскую журналистику, обнаружил, что «современники» проповедуют коммунизм и революцию. В результате Никитенко, как Краевский, был вызван в третий дивизион, где дал подписку, в которой будет всячески пытаться дать «Современнику» указание «в полном согласии с мнением нашего правительства». Напуганный суровостью Никитенко подумал, что лучше сразу отказаться от редактирования «Современника». Правительственные штрафы и забота Никитенко поставил «Современника» на грань смерти. Но Некрасов и Панаев решили продолжить издание журнала. С большим трудом они добились одобрения в качестве редактора «Современника» - и временно и только «в форме опыта» - Панева (с 16 апреля 1848 г.).

На протяжении «мрачных семи лет» существование «Современника», обвиняемого в пропаганде коммунизма и революции и находящегося под строжайшим контролем Третьей секции и «Комитета 2 апреля», висело на волоске. Журнал подвергся жестоким преследованиям цензурой. В ноябре 1848 года был запрещен «Иллюстрированный альманах», который должен был поступить в приложение «Современник». Запрет на публикацию принес Некрасову и Панаеву убыток в 4000 рублей.

В 1849 году «Современник» снова навлек на себя гнев «Бутурлинского комитета» и самого короля, разместив статью И.Давыдова «О назначении русских вузов». Статья была написана от имени министра образования Уварова в связи с распространением слухов о закрытии (по настоянию Бутурлина) российских вузов и содержала очень осторожную защиту университетского образования. Уваров ушел в отставку вскоре после этой истории. Наконец, в том же 1849 году редакторам «Современника» пришлось пойти в Третий отдел и услышать выговор за критику режима цензуры в скромном рецензии на учебник Смарагдова по истории средневековья: «Хочешь новых романов, ученые хотите такие статьи, как умные и рецензии на критику? Но задумывались ли вы хотя бы раз о состоянии своей литературы, своей журналистики? Кто пишет сегодня? Сегодня, безусловно, наступил век ненависти к книгам».

Столь тяжелые условия существования не могли не отразиться на «Современнике». Журнал перестал касаться вопроса о крепостном праве и положении крестьянства, ничего не мог сказать по поводу революции 1848 г. в Западной Европе и даже о начавшейся в 1853 г. Восточной войне вынужден был писать весьма глухо. На смерть Белинского «Современник» смог откликнуться лишь десятью строчками да краткими полемическими замечаниями по адресу «Москвитянина», вызванными тем, что Погодин у могилы Белинского пытался в самой грубой форме свести счеты с великим критиком. А затем на протяжении ряда лет и самое имя Белинского было запрещено упоминать в русской печати. Когда умер Гоголь, «Современник» смог только перепечатать в мартовской книжке 1852 г. информационную статью московского корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей», посвященную этому событию. Вся тяжесть руководства «Современником» в трудных условиях реакции пала на плечи Некрасова и Панаева.  Смерть Белинского стала непоправимой потерей для публикации. Никто не мог заменить Герцена в журнале, который стал эмигрантом. Некрасов и Панаев были вынуждены более активно участвовать в «Современнике» Боткина, Анненкова, Дружинина и других либеральных писателей, считавших себя друзьями Белинского и Герцена. В течение «темных семи лет» «Современник» угас, становится менее значимым. На его страницах часто появлялись работы, которые противоречили традициям Белинского и тому направлению, которое он дал журналу. Общий упадок российской журналистики коснулся и «Современника». Изменения, произошедшие в «Современнике» за годы «темных семи лет», затронули так или иначе все отделы журнала. Нельзя не видеть, что «Современник», потеряв Белинского и Герцена, под игом цензуры в определенной степени утратил свой прежний революционно-демократический характер. Однако даже тогда он оставался лучшим из тогдашних российских журналов. Некрасов и Панаев не пожалели ни сил, ни времени, ни средств, чтобы удержать «Современника» на высоком уровне. Их письма к Тургеневу, Григоровичу и другим писателям показывают, как энергия и настойчивость ради читателей «Современника» добывают материал, который они каждый регулярно записывают, ценой любых постоянных усилий, они поддерживают и поддерживают «Современника» в трудные годы реакция.

Некрасов очень рано проявил интерес к редакционной и издательской работе. Еще в 1840 году он участвовал в журнале Ф.А.Кони «Пантеон русских и всех европейских театров». В первой половине 1843 г. Некрасов опубликовал небольшой альманах в двух частях «Статьи в стихах без рисунков», а в 1844-1845 гг. - знаменитая коллекция «Физиология Санкт-Петербурга», которая стала своеобразным манифестом новой «естественной школы».

В 1846 году под редакцией Некрасова были изданы «Петербургская коллекция» и альманах «Первого апреля».

Обогащенный опытом редактирования этих публикаций, Некрасов все чаще обращается к идее издания журнала. Так что решение пора брать на себя «Современника». Двадцать лет, с 1847 по 1866 год, Некрасов стоял во главе этой публикации, которая стала органом революционной демократии. Целая эпоха русской жизни и революционного движения запечатлена на ее страницах. Выход каждой книги «Современник» был событием, ее тираж за время революционного движения достиг огромной для того времени цифры - десять тысяч. «Современник», как уже отмечалось, пропагандировал идеологию революционных простых людей, защищал крестьян и требовал радикальных социально-экономических реформ. На его страницах изложена программа крестьянской социалистической революции, разработанная Чернышевским, Добролюбовым и их сподвижниками. Здесь сотрудничали все крупные писатели того времени - Тургенев, Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров, Салтыков-Щедрин, выдающиеся русские ученые. Выдающийся организатор, Некрасов создал такой журнал, которого раньше не было, как в смысле идеологического, так и в отношении структуры, внутренней организации материала.

Некрасову не нужно было самому разрабатывать принципы революционно-демократической журналистики и требования к журналу нового типа. Заслуга редактора «Современника» была иной: он воплотил в жизнь программу, предназначенную Белинскому. Это проявилось в том, что «Современник» был идеологическим органом, а все его подразделения - художественная литература, поэзия, критика, журналистика - выражали революционное направление публикации. Сотрудники журнала были едины в оценке основных общественно-политических и эстетических проблем.

Можно и нужно говорить о редакционном таланте Некрасова, его особой способности находить авторов, видеть дар публициста и критика у начинающего писателя. Но главное, что определило успех его работы в качестве редактора, ясно, несмотря на некоторые колебания, идеологические позиции.

Например, ссылаясь на 1856 г. в это время развернуты только в «Современнике» работы Чернышевского. Чувствуя, что молодой простолюдин руководил бизнесом, либерально настроенные сотрудники пытались дискредитировать его и выжить в журнале. Однако Некрасов, как редактор, был непреклонен, не соглашался с либералами и отдавал предпочтение не им, видным людям, а молодому неизвестному критику. Более того, уходя на лечение, Некрасов передает редакционные обязанности Чернышевскому.

Этот факт в истории журналистики чрезвычайно важен и вовсе не случаен. Взгляды Некрасова и Чернышевского по многим эстетическим и политическим вопросам совпали в то время, они были едины по сути и предназначению искусства. Некрасов, как и Чернышевский, считал, что «науки для науки нет, искусства для искусства нет - все они существуют для общества, для облагораживания, для воспитания человека, для обогащения его знаниями и материальными благами жизни». Их оценки Гоголя и гоголевского направления совпали.

Они сошлись в пылкой приверженности принципам Белинского, стремясь возродить и развить их в новых условиях. Это было главным, что определило отношение редактора к новому сотруднику.

Идеологические и принципиальные черты Некрасова постоянно влияют на подбор материала для «Современника». Ни слава, ни высокие рекомендации не сработали, если речь шла о чем-то идеологически неполноценном или мало художественном.

Важной особенностью работы Некрасова в качестве редактора было стремление к коллективности в редакционной работе. Его первые шаги в журналистике были отмечены стремлением привлечь ведущих писателей к руководству альманахами, а затем и журналами. В этом смысле заслуживает внимания «обязательное соглашение» с Толстым, Тургеневым, Островским и Григоровичем в 1856 году. Позднее, к концу 50-х годов, была создана некая «редакция», состоящая из Некрасова, Панаева, Чернышевского и Добролюбова. Лишенный тщеславия, присущего многим редакторам того времени, Некрасов прекрасно понимал, что разработанная командой линия в большей степени будет соответствовать задачам, стоящим перед страной. «В силу коллегиальности, - писал Н.К.Михайловский, - индивидуальные характеристики никак не отражались на общем литературном произведении, которое основывалось не на темпераментах и ​​характерах, а на убеждениях».

Деятельность Некрасова в «Современнике», позднее была в «Отечественных записках», не ограничивалась организационными и редакционными обязанностями. Он сделал много того, что можно назвать собственно редактированием - правилами статьи, прочитал доказательства. Нужно удивляться тому, насколько огромной по объему и универсальности по содержанию была эта работа. «...Уверяю вас с честью, - писал Некрасов 9 января 1850 года Тургеневу в связи с подготовкой следующего номера «Современника», - что для написания первой книги я прочитал до 800 письменных листов различные статьи, прочитали 60 листов с пробными версиями (из которых только 35 вступили в действие), дважды пересмотрели один роман (не мой), один раз в рукописи и один раз в наборе, пересмотрели еще несколько статей в редакторе и, наконец, написали пятьдесят писем».

Заключение

Некрасов-редактор характеризовался бережным отношением к тексту, стремлением сохранить авторский стиль и индивидуальность. Если необходимо было исправить рукопись, он обычно просил самого автора сделать ее.

Для Некрасова, несомненно, одного из самых выдающихся лидеров журналов прошлого, в его редакционной деятельности не было мелочей. Он уделял большое внимание языку и стилю публикуемых материалов. Его основные требования - краткость и четкость изложения, соответствие стиля теме. Даже в редакционных и технических вопросах он был очень требовательным и точным.

Редакция Некрасова - замечательная страница в истории российской журналистики. Его великое искусство сделать журнал значимым, ярким, интересным, хорошо организованным и сегодня поучительным для советских редакторов и журналистов.

Однако положение журнала в те годы было сложным. У «Современника» не было писателей, можно заменить Белинского и Герцена, поднять уровень критики в журнале. Новый этап в жизни из Современника связано с именами Чернышевского и Добролюбова.

В «Современнике» во всей полноте появились замечательные черты Некрасова как редактора.