Налоговый климат и его роль в развитии предпринимательства

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.
Формирование благоприятного налогового климата для привлечения инвестиций в российскую экономику.
Налоговые риски: понятие, причины возникновения, факторы развития.
Налоговые риски и пути их снижения.


Введение:

В последнее время в России назрел довольно серьезный вопрос: кто займет место распадающихся сейчас крупных монополистических предприятий, связанных как с тяжелыми, так и с другими не менее важными отраслями?

Поэтому необходимо дать свободу развитию малого бизнеса. Они могут обеспечить Россию необходимым насыщением рынка, стабильными ценами и конкурентной средой, которой так не хватало крупным монополистическим гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда тормозился. 

Особенно актуальна проблема вывода малых предприятий на рынок в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях тяжелого экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и малых предприятий, которые «оставались на плаву» до сентября 1998 года, вообще прекратили свое существование. Эта экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта хозяйствующего субъекта, как малого предприятия, малого бизнеса.    Это экономически выгодно, поскольку появление большого количества фирм привело к созданию новых рабочих мест, проще управлять малым предприятием в условиях нестабильной национальной валюты, и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но также и регионов, что особенно важно, учитывая распределение Москвы и огромный спад субъектов Российской Федерации. И одним из главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес неизбежно ведет к возникновению конкуренции на внутреннем рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны. 

Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что оно дает жизнь старым крупным предприятиям и в союзе с ними получает значительные выгоды как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

В этой статье будет сделана попытка охарактеризовать малый бизнес в России в настоящее время, выделить особенности малого бизнеса и наметить его основные и наиболее острые проблемы. А также рассмотрим характер развития малого бизнеса на Дальнем Востоке. 

Понятие малого бизнеса и его сущность    

Главный критерий для малого бизнеса  

Малые предприятия не являются юридической формой, термин «малые» относится только к размеру предприятия, а критерии для классификации предприятия как малого — это численность работников и доля государственного, муниципального имущества и имущества общественных объединений в Уставный капитал этих предприятий должен составлять не более 25%.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц или предприятием, управляемым одним владельцем. Как правило, наиболее общими критериями, на основании которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются: — численность работников; — размер уставного капитала; — стоимость активов; — объем оборота (прибыль, прибыль). По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия классифицируются как малые предприятия (предприятия), превышает 50. Однако наиболее часто используемые критерии — это те, которые описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.      

В российской практике развитие малого бизнеса началось в 1988 году. В этот период государственные предприятия считались малыми, при этом среднесписочная численность работников не превышала 100 человек в год. Впоследствии критерии классификации предприятий как малых предприятий неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом бизнесе. Такие изменения произошли в 1990 году, в 1991 году, в 1993 году, в 1995 году. Под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых находятся акции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций. благотворительных и других фондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются малыми предприятиями, не превышает 25% и в которых среднесписочная численность работников за отчетный период превышает максимальные уровни: в отрасли — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 30 человек; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.         

Правовые основы деятельности малых предприятий

С развитием малого бизнеса формируются различные формы организации частных фирм. На данный момент существует три основные юридические формы: единоличное, товарищество и корпорации. 

Индивидуальная предпринимательская компания — самая простая форма для малого бизнеса. Обычно, чтобы открыть такое предприятие, достаточно получить лицензию у местных властей и зарегистрировать торговое наименование. Деловые партнерства — это организация двух или более лиц, между которыми заключается договор о совместном предприятии. Партнерство может быть полным и ограниченным. Третий тип — корпорации. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее собственности, часто бывают случаи, когда корпорация принадлежит и управляется одним владельцем с помощью манекенов, которые на самом деле не вкладывают в нее средства и не участвуют в управлении ею.     

Нормативно-правовой базой создания и ликвидации малых предприятий является закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства», глава его IV.

Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Предприятие может быть создано в результате отделения от структуры существующего предприятия, ассоциации, организации одного или нескольких структурных подразделений при сохранении существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть создано в результате принудительного отделения в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. 

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или соглашение учредителей. Устав предприятия определяет организационно-правовую форму предприятия, его наименование, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и формирования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. предприятие. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной собственности, в собственности которого доля государственного или местного совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.   

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. 

Государственная регистрация предприятия

Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным советом по месту создания предприятия. Данные о государственной регистрации предприятия в течение месяца передаются Советом, который зарегистрировал предприятие, в Министерство финансов Российской Федерации для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещена. Доходы от деятельности такого предприятия взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.   

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: — заявление учредителя, — устав предприятия, — решение о создании предприятия или соглашение учредителей, — справка об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или об отказе в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в течение одного месяца со дня выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины. Регистратор объявляет о регистрации предприятия в местной прессе не позднее, чем через неделю со дня регистрации. 

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям российского законодательства. Отказ в регистрации предприятия по другим причинам является незаконным. Соответствующий орган обязан уведомить учредителя предприятия о решении об отказе в регистрации предприятия в течение 3 дней в письменной форме. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в суде. Предприниматель может возместить в суде убытки, понесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.    

Ликвидация и реорганизация предприятия

Увольнение предприятия может быть осуществлено в форме его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в другую юридическую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия осуществляется по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива или по решению суда. 

Предприятия ликвидируются в случаях: — признания банкротом, — принятия решения о запрете деятельности предприятия в связи с несоблюдением условий, установленных законодательством Российской Федерации, если не выполнены условия, указанные в решении, или вид деятельности не изменяется, — суд объявляет учредительные документы и решения о создании предприятия по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образованной собственником имущества предприятия или его уполномоченным органом, вместе с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может осуществляться самим предприятием в лице его руководящего органа. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.  

Предприятие является индивидуальным, семейным или принадлежащим к группе лиц, совместно занятых трудом. Закон Российской Федерации о предприятиях и предпринимательстве допускает организацию и создание предприятий и предпринимательской деятельности на основе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно занятых трудом. Любая группа лиц (не менее 2) может образовать общество с ограниченной ответственностью, но может создать предприятие без образования компании. И если такое предприятие создано в соответствии с установленными правилами, имеет собственный устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что он будет от своего имени заключать договоры и другие сделки и принимать на себя обязательства. Он не будет нести ответственность по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут нести ответственность по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только своим имуществом, которое они передали предприятию и передали ему, сделали собственностью предприятия.         

Зависит от учредителей установить в уставе дополнительную (дочернюю) или любую другую ответственность всех или некоторых из них по обязательствам предприятия. Например, если кто-то не передал имущество предприятию, которое он обязался передать. Такая ответственность может быть установлена ​​в уставе с целью укрепления репутации компании в глазах будущих клиентов и привлечения их к сотрудничеству или по любым другим причинам.  

Имущество, которое учредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность или может быть передано ему на иных законных основаниях на другом праве со всеми вытекающими отсюда последствиями. Уставом может быть установлено, что имущество, принадлежащее предприятию, является собственностью учредителя, а если учредителей несколько, то их общей долевой собственностью; в этом случае следует указать, как распределяются доли в законе, то есть их соотношение. Признание владельцем самого предприятия или его учредителем может (впоследствии) иметь значение для решения вопросов ответственности как самого предприятия, так и его учредителя.    

Следует отметить, что на основании пункта 2 статьи 8 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательстве» индивидуальное предприятие может быть создано путем приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия. Для регистрации предприятия принимаются решение о его создании и устав, утвержденный учредителем, а также заявление учредителя и справка об уплате государственной пошлины (статья 34 Закона о предпринимательстве и предпринимательстве). представил. Закон РСФСР предусматривает право предпринимателя (учредителя) на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с незаконным отказом в регистрации.  

Управление бизнесом

Управление предприятием осуществляет учредитель, который является высшим органом управления предприятием. При наличии нескольких учредителей высшим органом управления предприятия является общее собрание учредителей, которые принимают решения единогласно. В случае несогласия одного из учредителей он имеет право покинуть компанию и получить свою долю в денежном выражении в конце операционного года (возможны другие решения).  

Для осуществления текущего управления предприятием учредитель назначает директора предприятия, действующего на основании и в соответствии с доверенностью, выданной от имени предприятия его высшим органом.

Заключен договор с приглашенным директором (трудовой договор). Один из учредителей может быть назначен директором. Учредитель, исполняющий обязанности руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и, прежде чем все лица, управляет имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает банковские счета, утверждает Структура и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные инструкции для всех работников.    

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих в их деятельности со своим трудом, за исключением учредителей и директоров, простым большинством голосов принимает решение о заключении коллективного договора, а также о содержании этого соглашения и вопросах, связанных с выкуп предприятия и согласие учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначается на должность и освобождается от должности директором предприятия (опция: указать должность, на которую назначается производится с согласия высшего органа или высшего органа предприятия). 

Хозяйственная и иная деятельность предприятия

Компания самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или, с его согласия, директор предприятия самостоятельно в соответствии с трудовым законодательством определяет порядок приема на работу и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, режим работы, сменную работу, порядок предоставления выходных. и праздники, их продолжительность. Компания в соответствии с действующим законодательством предоставляет социальное и обязательное медицинское и другое обязательное страхование. Компания обеспечивает сотрудников безопасными условиями труда в соответствии с установленными правилами и положениями.   

Предприятия могут приобретать ресурсы, необходимые ему для продажи своих товаров и услуг любым способом, который не противоречит закону, по ценам, которые не противоречат закону. Компания имеет право открывать расчетные и другие счета в любом банке и проводить все виды расчетных, кредитных кассовых и других операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и иметь валютный счет в соответствующем банке.  

Высший орган предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), находится в его полном распоряжении. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (часть чистой прибыли в размере, определяемом ежегодно учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членов трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утверждаемым советом предприятия (совместным решением учредителя и трудового коллектива). Часть прибыли, передаваемой члену трудового коллектива, выплачивается ему или может с согласия высшего органа предприятия образовывать взнос работника в фонды предприятия. Проценты уплачиваются с суммы вклада ежегодно, размер которой определяется решением трудового коллектива, утвержденным органом предприятия. Положение утверждается совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятия). В случае увольнения, взнос и проценты по нему уплачиваются в конце операционного года.       

Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Проблемы становления малого бизнеса в России 

Конечно, наивно полагать, что для такой крупной страны малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь звеном, обеспечивающим бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала необходимо определить те сектора и секторы экономики, в которых малый бизнес играет решающую роль. Во-первых, это весь спектр услуг, включая технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консалтинговые услуги; потребительские услуги. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.      

В условиях инфляции, налоговой нестабильности и отсутствия рынка сырья начинающие предприниматели, попробовав «легкие деньги», быстро мигрировали в сферу уличной торговли, спекуляции и ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли были импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Избегая налогообложения, не вкладывая никаких средств в помещения, оборудование или культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.  

Поэтому идея предпринимательства как чего-то плохого, враждебного, а предпринимателя как спекулянта не устареет в массовом сознании.

Утрата административного управления, экономический хаос и неразбериха в законодательстве вынудили законопослушных предпринимателей, которые основали бизнес в производственном секторе, оказаться в чрезвычайно сложной ситуации, повлекшей за собой высокие издержки, уплату высоких налогов, а также претерпел государственные и негосударственные рэкет. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, трудности с получением кредитов, производственных мощностей и материальных ресурсов ставят малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к снижению их роста и сосредоточению в первую очередь на торговле, закупках и посреднической деятельности.  

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (производство товаров народного потребления, оказание различных услуг), но тем не менее занимающиеся торговлей и посредничеством в качестве основного. 

Высокие налоги, постоянно растущая арендная плата за помещения и оборудование, отсутствие рискового капитала — все это усложняет продолжение эффективной деятельности и заставляет нас сосредоточивать усилия не на расширении производства, а на борьбе за выживание.

Но основной причиной сокращения числа малых предприятий является низкая финансовая безопасность большинства малых предприятий из-за трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможности получения кредитов на приемлемых условиях и неэффективности налоговой системы. На развитие малого бизнеса в сфере материального производства негативно влияют неразвитость производственной инфраструктуры, недостаток специализированного оборудования и слабость информационной базы. 

Другим очень важным фактором негативного влияния на малый бизнес является продолжающееся глубокое снижение производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных малых предприятий не могут начать реальное производство.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технические поставки и система официальных гарантий, которые обеспечат создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. 

Программа должна предусматривать формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, рынков товаров и ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информации, консалтинга и аудита, а также создание интегрированной государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса, в том числе подготовка и переподготовка предпринимательских кадров, привлечение в эту сферу социально активных слоев населения. Следует также определить меры поддержки внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций в развитие предпринимательства. 

Для реализации этих программ необходимо привлекать не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного и, при необходимости, иностранного капитала. Основным направлением использования государственных ресурсов должно быть не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий по кредитам. 

Государственная поддержка малого бизнеса 

В переходный период и нарушение производственных и экономических отношений между предприятиями, предпринимательство, как важная часть трансформации экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока только малый бизнес обладает достаточно высоким потенциалом, который позволяет адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Исходя из этого, необходимо оказывать всевозможную помощь со стороны законодательной и исполнительной власти.  

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

  • создание необходимых условий для использования малыми предприятиями неактивных и недогруженных основных фондов, в том числе при реализации реабилитационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;
  • концентрация ресурсов государственной поддержки на формирование в малом бизнесе современного высокотехнологичного производственного и инновационного секторов;
  • упрощение налогообложения малых предприятий, замена многочисленных налогов одним налогом, упрощение системы учета и отчетности для малых предприятий;
  • формирование льготного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого бизнеса;
  • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов малых предприятий, а также привлечение и использование иностранных займов для этих целей.

Для разработки основных направлений и определения приоритетов развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, реализацией комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Вторая группа характеризуется начальной стадией развития малого предпринимательства и система его государственной поддержки, небольшого количества бюджетных и внебюджетных финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональными программами поддержки малого предпринимательства, не подкрепленными организационными структурами, нормативными правовыми актами и финансовыми ресурсами.            

В среднесрочной перспективе центр тяжести финансово-кредитной поддержки малого бизнеса на основе принципов бюджетного федерализма будет перенесен на региональный и муниципальный уровни. Это позволит направлять налоговые сборы и платежи с малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный набор задач связан с формированием интегрированной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включая создание гарантийных инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.  

Планируется усилить предоставление Правительством Российской Федерации гарантий по кредитам для иностранных инвестиций на быстроокупаемые инвестиционные проекты малых предприятий, прежде всего в сфере производства и инноваций, в переработке сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и других социально значимых товаров. и услуги.  

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы для развития малого и среднего предпринимательства, развитию микрокредитования, способствующему использованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.  

Лизинговые операции позволяют привлекать значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для переоснащения и модернизации основных средств предприятий, в том числе малых, перераспределения части финансовых потоков в реальный сектор экономики и расширения налоговой базы. В связи с развитием нового вида экономической деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации, создана система межрегиональной поддержки лизинговых центров. создается в специализированных региональных лизинговых компаниях. Эти процессы и факторы в наибольшей степени способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Можно стабилизировать даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научных услуг, транспорта и связи.  

в соответствии с законом необходимо предусмотреть создание инновационных центров в регионах, что обеспечит координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с интенсификацией инноваций в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения малого бизнеса к этому процессу, в том числе путем отделения небольших организаций от крупных фирм. 

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на основе налоговых льгот, создания (хотя пока и неполного) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения персонала, формирования сети бизнес- парков и создания Эффективная координация в этом отношении — полномочия между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Практика оказания государственной помощи немонопольному сектору экономики развитых стран показывает, что выбор правительством основных направлений этой помощи основан на изучении этого круга проблем. Поэтому важнейшей задачей властей является определение приоритетных направлений развития малого бизнеса. В России эти направления включают в себя:      

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продуктов питания, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • лекарства и медицинское оборудование;
  • обеспечение производства, коммунальных и бытовых услуг;
  • строительство жилья, промышленных и социальных объектов.

Соответственно, одним из важных инструментов государственной помощи развитию малого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготных субсидий мелким фирмам, предоставления гарантий при получении кредитов из других источников и льготного налогообложения.

Важным инструментом государственной помощи малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Эта форма взаимоотношений позволяет предоставить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, повысить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое. 

Широко развиты специальные службы, организуемые государственными органами и частными предприятиями для оказания различных консультационных услуг малым компаниям.

Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке

В регионах Дальнего Востока первоначальное рождение бизнеса происходило в более неблагоприятной ситуации по сравнению с западными регионами страны. Формирование малого бизнеса в регионе не имело равных стартовых условий. Так, в западных регионах страны лучше развиты отрасли, привлекательные для малого бизнеса, в первую очередь, пищевая и легкая промышленность, сфера услуг, промышленная инфраструктура, сеть дорог, более дешевые источники электрической и тепловой энергии, которые позволяют производство и продажа конкурентоспособной продукции.  

Уровень развития малого бизнеса в мировой практике измеряется количеством реально действующих малых предприятий на тысячу жителей. В Хабаровском крае этот показатель соответствует общероссийскому (6,2 малых предприятий), что выше, чем в целом по Дальневосточному региону (5,3), но значительно уступает развитым странам (не менее 30 в государствах-членах ЕС). ). В среднем количество малых предприятий приближается к среднеевропейскому или глобальному показателю. 

Отраслевая структура малого бизнеса отражает картину, характерную для России в целом. Малый бизнес создает свои «ниши» практически во всех секторах экономики, однако сфера торговли и общественного питания остается доминирующей. 

В то же время, в значительной степени, малый бизнес занимает рынок с высокой добавленной стоимостью, прежде всего рынок информационных технологий. Сегодня его роль в предоставлении услуг на основе передачи информационных технологий наиболее активна. 

Существующая отраслевая структура на Дальнем Востоке и, в частности, в Хабаровском крае свидетельствует о ее развитии в основном в сфере торговли и общественного питания, в которой работает практически каждое второе малое предприятие.

Малые предприятия работают на местных рынках, постоянно ориентируются на местных потребителей, учитывают местные особенности. И самое главное, развитие малого предпринимательства обеспечивает повышение уровня жизни активной части населения, его занятости, смягчает социальную нагрузку на бюджет и постепенно приводит к формированию среднего класса как основы социальной -политическая стабильность в обществе. 

В настоящее время реализуются многие программы по развитию и поддержке малого бизнеса на Дальнем Востоке. Например, в 2004 году была реализована пятая региональная программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004–2006 годы», утвержденная постановлением Правительства края № 29-пр от 20 октября 2003 года. Положительная динамика основных показателей активности малого бизнеса свидетельствует об эффективности мер государственной поддержки. 

Также в Хабаровском крае финансовая политика поддержки малого предпринимательства продолжает осуществляться в соответствии с региональной программой развития и поддержки малого предпринимательства путем ее реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Развивается сеть инфраструктурных организаций, предоставляющих малым предприятиям финансовые и другие услуги. 

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса по-прежнему связано, прежде всего, с решением проблем доступности финансовых ресурсов для малого бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей. Одной из форм решения этих проблем является разработка механизмов микрокредитования. Это одно из основных направлений деятельности региональной программы развития и поддержки малого предпринимательства, которая является наиболее популярной формой среди предпринимателей.  

В 2004 году из областного бюджета было выделено 8,2 млн. Рублей на финансовую и кредитную поддержку малого бизнеса в регионе, в том числе 3,2 млн. Рублей на реализацию программы микрокредитования.

На фоне кредитных ресурсов, выданных коммерческими банками субъектам малого предпринимательства, выделенные бюджетные средства выглядят скромно. Однако они в большей степени направлены на оказание поддержки начинающим предпринимателям, на реализацию небольших, но важных проектов для региона и муниципалитетов.  

Возможность предпринимателей получить доступ к финансовым ресурсам и, прежде всего, начать свой бизнес, является не только экономической, но и политической задачей на ближайшие годы. Решение проблемы заключается в совершенствовании системы и форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса. 

Это включает в себя дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, как наиболее популярной формы финансовой поддержки среди предпринимателей, и долевого финансирования на конкурсной основе инвестиционных и инновационных проектов предпринимателей, а также поддержку выставочно-ярмарочной деятельности малого бизнеса, предназначенной для способствовать продвижению товаров и услуг наших производителей.    

Перспективной формой финансовой поддержки для снижения издержек предпринимателя при реализации производственных или социально значимых проектов является новая форма финансовой поддержки малого бизнеса — субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным коммерческими структурами малому бизнесу. В 2004 году было принято решение о субсидировании процентной ставки по кредитам по 8 социально значимым проектам субъектов малого предпринимательства в размере 560 тыс. Руб.

Таким образом, мы видим, что Правительство Российской Федерации и органы местного самоуправления не игнорируют проблему поддержки и развития малого предпринимательства на Дальнем Востоке.

Роль малого бизнеса в экономике

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в рыночной среде, создает глубокую специализацию и сотрудничество, без которых его высокая эффективность немыслима. Во-вторых, он способен не только быстро заполнить ниши, сформированные в сфере потребления, но и сравнительно быстро окупиться. В-третьих, создать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.   

Малые и средние предприятия играют важную роль в сфере занятости, производства определенных товаров, научных исследований и научно-производственных разработок.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных исследованиях привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных секторах. Небольшие фирмы также готовы заняться разработкой оригинальных инноваций, поскольку производство принципиально нового продукта снижает важность крупных лабораторий с устоявшимися областями исследований. Кроме того, небольшие фирмы стремятся наладить массовое производство как можно скорее. Таким образом, важность развития, осуществляемого малыми предприятиями, весьма важна, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует производственный процесс с целью быстрого удовлетворения (новорожденного) спроса. мотивированы разработками малого и среднего бизнеса.    

Отношение инноваций к стоимости научных исследований и разработок на малых предприятиях в 3-4 раза выше, чем на крупных. Если проследить путь изобретения, используемого крупными монополиями, то зачастую оно оказывается результатом работы отдельных ученых или небольших фирм. Однако последующая реализация осуществляется компаниями с необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.  

Подводя итог всему вышесказанному, я хотел бы обратить внимание на тот факт, что малый бизнес влияет на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего, в результате изменений в количестве субъектов рынка, повышения квалификации и степени вовлечение все более широких слоев населения в систему предпринимательства и управления бизнесом.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как независимые единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в машиностроении и электронной промышленности, обычно группируются десятки тысяч малых предприятий, которые используют финансовую и техническую помощь монополий. Для владельцев монополистических объединений небольшие субподрядчики также удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по довольно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят лидеров монополий. В периоды неблагоприятных условий и других осложнений монополии (собственники) разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. За последнее десятилетие наблюдается тенденция к объединению малых предприятий на основе производственной специализации и кооперации в крупные промышленные структуры, которые в настоящее время производят большие объемы различной продукции, в том числе на высоком техническом и технологическом уровнях, и довольно успешно конкурируют на рынках с большими компании, активизировалась во многих странах. и монополии.      

Важность малых предприятий заключается также в том, что в своей жесткой конкуренции за выживание они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим рыночным условиям, потому что для существования необходимо зарабатывать на жизнь и, следовательно, быть лучше других, чтобы они получают прибыль.

Крупномасштабное производство промышленных товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров) Крупными предприятиями требует соответствующих услуг по ремонту и техническому обслуживанию, которые часто выполняются небольшими предприятиями, поскольку монополии вынуждены тратить много усилий. в их громоздкости. в этом направлении или создать разветвленную сеть небольших филиалов, что само по себе также является довольно дорогостоящей задачей, служащей в основном для поддержания престижа крупной компании.

Деятельность малых предприятий в менее развитых регионах западноевропейских стран является основой всей их социально-экономической жизни и решающей предпосылкой их дальнейшего экономического развития.

В то же время малые предприятия имеют более высокую производительность труда, небольшие фирмы с более низкими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг, основанных на развитии местных источников (сырья), и в то же время обеспечивают большую занятость. Они увеличивают размер поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют научно-технический прогресс и выполняют другие важные функции для экономики. 

Вывод

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна также встанет на путь адаптации малого бизнеса к нынешним экономическим условиям в России. Малый бизнес ведет к восстановлению экономики в целом, что хорошо видно из этой работы. Поэтому лучшим решением для России является государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие малых предприятий в нашей стране.  

Хотелось бы отметить, что несомненные перспективы сектора малых и средних предприятий в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует рассматривать только как еще одну компанию в системе антикризисных мер. Это долгосрочное направление структурной политики, которая, естественно, обеспечивает взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в российской экономике, а также реализацию современной стратегии экономического роста в условиях долгосрочного перехода. Ведь именно малый бизнес, особенно в случае удовлетворительного развития новой государственной политики в сфере малого бизнеса, может стать основой рыночных структур во многих секторах, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективное использование ресурсов. и тем самым совмещать процессы структурной политики и формирования общероссийского рынка.   

Таким образом, как у предприятий, так и у государства все еще остается большое количество проблем, но, несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию, реформирование экономики способствовало разработке новой модели социально-экономического развития с рыночной ориентацией. Контуры современной экономики стали определять: направление доминирования частного сектора, либерализация практически всех секторов экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, что есть создание благоприятных условий для быстрого подъема промышленности. 

Социальная значимость малого бизнеса определяется большой группой мелких собственников — владельцев малых предприятий и их работников, общая численность которых является одной из наиболее значимых качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа активного населения обслуживает большую часть потребителей, производя широкий спектр продуктов и услуг в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. В этом случае необходимо учитывать следующие наиболее важные социальные факторы:  

— развитие малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни, которые являются основой социально-экономических реформ, гарантией политическая стабильность и демократическое развитие общества;

участие в малом бизнесе является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно неизбежная перестройка экономики заставляет все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;

MF сектор может создать новые рабочие места, и , следовательно , на , может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;   

массовое развитие МП. способствует изменению социальной психологии и жизненных ориентиров для основной массы населения, является единственной альтернативой психологии Люмпена и социальной зависимости. 

Политическое влияние малого бизнеса в разных странах довольно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своим размерам и выражающего политические предпочтения значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели в наибольшей степени привержены принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников наиболее активен и даже агрессивен, когда существует угроза собственности, потому что, в отличие от крупных и средних собственников, для владельцев малых предприятий их собственность часто является единственным средством существования и наиболее важным способом самообеспечения. выражение. Средний класс либо формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса.   

Этот фактор определяет неразрывную связь депутатов с интересами местных и региональных сообществ, что определяет его зависимость от национальной основы и создает питательную среду для его патриотических настроений. Более того, как свидетельствует исторический опыт, патриотические настроения среди мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать экстремальные формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.