Налоговые правонарушения, совершаемые в форме действия.

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Органы, осуществляющие налоговый контроль в РФ
Оформление результатов осуществления налогового контроля
Налоговые правонарушения, совершаемые в форме бездействия.
Современные тенденции развития законодательства о налогообложении имущества физических лиц


Введение:

 

Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе с момента возникновения государства. Налог не подразумевает свободу выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет за собой применение принудительных мер. 

Налоги являются основной формой государственных доходов. Помимо этой чисто финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса. 

Изменяются налоговые ставки, объекты налогообложения, отменяются некоторые льготы, вводятся новые, указываются источники налоговых платежей. Но проблема нарушений налогов и сборов всегда будет оставаться актуальной. 

Целью данной работы является изучение налоговых нарушений и выявление ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые правонарушения

Налоговым правонарушением является совершенное незаконное (с нарушением законодательства о налогах и сборах) действие (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, ответственность за которые установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые правонарушения можно разделить на категории по нескольким причинам. В зависимости от характера совершенного деяния преступления подразделяются на: 

  1. административный;
  2. финансовый;
  3. преступник.

Исходя из направленности таких действий (объекта правонарушения) их можно разделить на:

  1. преступления против налоговой системы;
  2. преступления против прав и свобод налогоплательщиков;
  3. преступления против исполнения доходной части бюджетов;
  4. правонарушения против системы гарантий исполнения обязанностей налогоплательщика;
  5. преступления против контрольных функций налоговых органов;
  6. правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и иной отчетности;
  7. правонарушения против налоговых обязательств.

Объектом налоговых правонарушений являются отношения, установленные в государстве в области порядка уплаты налогов и сборов.

Как субъекты налогового правонарушения Кодекс прямо предусматривает только налогоплательщика, что на практике означает лицо, имеющее конкретный объект налогообложения и обязанное уплатить соответствующий налог, а также налогового агента или их представителей. Для других лиц, в том числе должностных лиц (руководитель предприятия, главный бухгалтер), состав налоговых правонарушений, предусмотренных частью первой Кодекса, не применяется. Однако не стоит забывать, что они все же могут быть привлечены к административной ответственности. Пункт 4 статьи 108 первой части Налогового кодекса в этом случае содержит норму, согласно которой организация, несущая ответственность за налоговое правонарушение, не освобождает своих должностных лиц, если имеются соответствующие основания для административной, уголовной или иной ответственности.

Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта нарушения по решению налогового органа, вступившего в законную силу. Привлечение к ответственности организации не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности. Привлечение лица к ответственности не освобождает его от обязанности уплаты причитающегося налога и штрафов. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его вина не будет доказана.     

Налоговое обязательство возникает не только за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего за собой какие-либо вредные последствия, но и за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с пунктом 2 статьи 109 Налогового кодекса является обстоятельством, исключающим его привлечение к налоговой ответственности. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика в привлечении его к ответственности прямо предусмотрена Налоговым кодексом.  

Лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности, признается виновным в совершении налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение считается совершенным умышленно, если лицо, совершившее его, осознало незаконный характер своих действий (бездействия), хотело или сознательно допустило наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, совершившее его, не осознало незаконного характера своих действий (бездействия) или вредного характера последствий, возникших в результате этих действий (бездействия), хотя оно должен был знать об этом. 

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц или ее представителей, чьи действия (бездействие) определили совершение данного налогового правонарушения. 

Обстоятельствами, исключающими вину лица, совершившего налоговое правонарушение, признаются:

  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (эти обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и другими способами, не требующими специальных средств доказательства). В таких ситуациях нарушение требований законодательства происходит против воли лица, является результатом бездействия или бездействия конкретного преступника и форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, несчастные случаи). Следовательно, совершение противоправных действий в чрезвычайных и объективно неизбежных ситуациях, когда лицо лишено права выбора, не признается налоговым правонарушением.  
    Таким образом, налогоплательщик не будет нести ответственность за непредставление налоговой декларации, если все имущество и документация организации будут уничтожены в результате землетрясения. Или невозможно привлечь организацию к ответственности за грубое нарушение налоговых правил, если счета и первичные документы, несмотря на все принятые меры предосторожности, сгорели в случае пожара; 
  • совершение акта, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, которое на момент его совершения находилось в состоянии, в котором это лицо не могло знать о своих действиях или руководить ими из-за болезненного условие (эти обстоятельства подтверждаются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к налоговому периоду, в котором было совершено налоговое правонарушение);
  • выполнение налогоплательщиком письменных объяснений по применению законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или иным уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах своей компетенции (эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов). , что по смыслу и содержанию относится к налоговым периодам, в которых было совершено налоговое нарушение, независимо от даты публикации этих документов).

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в налоговом правонарушении. Ответственность за доказательство вины лежит на налоговых органах. Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Смертельные сомнения в вине лица, привлекаемого к ответственности, интерпретируются в пользу этого лица.   

Нарушение налогового законодательства проявляется в нарушении различных правовых норм и так или иначе связано с правильным расчетом, полной и своевременной уплатой налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основным видом нарушений в налоговой сфере являются нарушения, совершаемые налогоплательщиками при незаконном уклонении от уплаты налогов. 

Глава 16 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации определяет следующие виды нарушений: 

  • Преступления против обязательства по уплате налогов:
    • Уклонение от регистрации в налоговом органе.
    • Не предоставлена ​​налоговая декларация.
    • Неуплата или неполная уплата налоговых сумм.
  • Преступления против системы гарантий исполнения обязанностей налогоплательщиков:
    • Нарушение сроков регистрации в налоговом органе.
    • Нарушение срока подачи информации об открытии и закрытии счета.
    • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом.
  • Преступления против контрольных функций налоговых органов и порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности:
    • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематических (два или более в течение календарного года ) несвоевременное или неправильное отражение в бухгалтерском учете и в отчетности по хозяйственным операциям денежных средств, материальных активов, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. 
    • Неспособность предоставить налоговому органу информацию, необходимую для налогового контроля.
    • Неявка или уклонение от явки без уважительной причины лица, вызванного в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении.
    • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке, дача заведомо ложного заключения или заведомо ложный перевод

При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не несет ответственности за налоговое правонарушение.

Элементы налогового правонарушения

Объект налогового правонарушения регламентируется и защищается законом преимуществами и ценностями, которым вредят незаконные действия (бездействие) 

Его составляющие:

  • Нормативный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
  • Порядок учета налогоплательщиков.
  • Порядок составления налоговой отчетности.

Объективной стороной налогового правонарушения является противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормы Налогового кодекса устанавливают ответственность.

Субъективной стороной налогового правонарушения является правовая вина в форме умысла или халатности.

Субъект налогового правонарушения - лица, совершившие правонарушение:

  1. налогоплательщик.
  2. плательщик сборов.
  3. Налоговый агент.

Лица, способствующие осуществлению налогового контроля:

  • Эксперт.
  • переводчик.
  • специалист (кредитная организация выступает в качестве особого субъекта правонарушения).

Есть основания для того, чтобы акт квалифицировался как налоговое правонарушение, за которое возникает ответственность.

3 основания для отнесения акта к налоговому правонарушению:

  1. Нормативный - акт должен быть надлежащим образом закреплен нормой, определяющей ответственность за совершение этого акта.  
  2. Процедурный - акт уполномоченного органа по наложению конкретного взыскания за конкретное правонарушение.  
  3. Фактический - это акт конкретного субъекта, нарушающий законодательные требования, защищенные санкциями.

Общие условия привлечения к ответственности за налоговое правонарушение:

  1. привлечение виновного к ответственности не освобождает его от обязанности уплаты причитающейся суммы налога;
  2. привлечение организации к налоговому правонарушению не освобождает ее должностных лиц, если имеются соответствующие основания, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  3. никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  4. лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом и установленным решением суда, вступившим в законную силу;
  5. лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, лежит на налоговых органах. Смертельные сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, интерпретируются в пользу этого лица (принцип презумпции невиновности налогоплательщика закреплен в пункте 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации);  
  6. если вина налогоплательщика не доказана, санкции не могут быть применены к налогоплательщику.

Ответственность за совершение налогового правонарушения

Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за их налоговые правонарушения. 

Финансовые санкции - это меры экономического влияния, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитную, расчетную, бюджетную, финансовую дисциплину и ряд других нарушений.

Налоговая санкция - это мера ответственности за налоговое правонарушение, которая устанавливается и применяется только в виде штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение, в отличие от административного проступка, не может привести к применению таких мер, как предупреждение, конфискация, исправительные работы.

Указанный штраф - денежный штраф в доходах государства, назначаемый в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Размер штрафа определяется в статьях Налогового кодекса Российской Федерации либо в фиксированной сумме (например, в статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации - 50 рублей, в статье 116 Налогового кодекса РФ). в Российской Федерации - 5000 рублей) или в процентах от определенной суммы (в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации - от неуплаченной суммы налога, в статье 117 Налогового кодекса Российской Федерации - от дохода, полученного при уклонении налогоплательщика от налоговой регистрации). 

Ответственность за налоговые правонарушения носит карательный характер. Меры ответственности, предусмотренные в Налоговом кодексе, выходят за рамки налогового обязательства как такового. Сумма штрафов оплачивается нарушителем дополнительно к перечислению в бюджет суммы задолженности, а также штрафов за несвоевременную уплату обязательства по уплате налога.  

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства сумма штрафа уменьшается не менее чем в два раза.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, признаются:

* совершение преступления из-за сочетания сложных личных или семейных обстоятельств;

* совершение преступления под воздействием угрозы или принуждения или вследствие материальной, служебной или иной зависимости:

* другие обстоятельства, которые суд или налоговый орган, рассматривающий дело, могут посчитать смягчающими. 

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа уменьшается не менее чем в 2 раза. Отягчающее обстоятельство - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлеченным к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взимается налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу суда или налогового органа.  

При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%.

Отягчающим обстоятельством является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлеченным к ответственности за аналогичное правонарушение,

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при наложении санкции за налоговые правонарушения.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с налоговыми правонарушениями, является Налоговый кодекс Российской Федерации. Раздел VI Налогового кодекса Российской Федерации посвящен налоговым нарушениям и ответственности за их совершение. 

Налоговый кодекс Российской Федерации - не единственный источник, в котором установлена ​​ответственность за совершение налогового правонарушения. Объективно существующая дифференциация в проявлениях и последствиях противоправных действий (бездействий) в налоговой сфере привела к их разделению на налоговые преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые преступления, влекущие за собой административную ответственность. Регулирование различных видов ответственности за совершение противоправных деяний объясняется их разнородным характером.  

Противоправность акта и наличие санкций за этот акт являются обязательными признаками налогового правонарушения, которые формируют его состав. Налоговым правонарушением является действие (бездействие) с одновременным присутствием 4-х элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 

Когда одно лицо совершает два или более налоговых правонарушения, налоговые санкции взимаются за каждое правонарушение отдельно, без учета менее строгих санкций.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение закона, повлекшего за собой задолженность по налогам или сборам, перечисляется со счетов налогоплательщика только после полной выплаты этой суммы задолженности и соответствующих штрафов в последовательности установлен Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления на регистрацию в налоговом органе влечет за собой штраф в размере 5 тысяч рублей. Если срок подачи заявления на регистрацию в налоговом органе просрочен более чем на 90 дней, штраф взимается дважды. 

Момент выявления правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок возврата налоговой декларации, с которого налоговые органы вправе подать иск о взыскании налоговой санкции , следует считать днем ​​фактического представления в налоговый орган декларации и регистрации, представленной налоговым органом с задержкой документа.

Если в более поздние периоды наблюдается переплата налога по сравнению с периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден, если он вносит изменения в налоговую декларацию и выплачивает проценты. Штрафы в этом случае начисляются в период с момента возникновения задолженности до появления переплаты. 

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или предпринимателя может быть подано в налоговый орган в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом. 

Административная ответственность. Под административной ответственностью под видом юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными органами и должностными лицами нарушителей законодательства о налогах и сборах с административных мер. 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает следующие структуры: 

  • Нарушение срока подачи заявления о регистрации в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. Нарушение срока подачи заявления на регистрацию в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда, связанное с осуществлением деятельности без регистрации в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, влечет за собой наложение административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных зарплат. 
  • Нарушение установленного срока для представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или закрытии счета в банке или другой кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных зарплат.
  • Нарушение сроков подачи налоговой декларации, установленных законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту регистрации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
  • Нарушение сроков подачи налоговой декларации, установленных законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту регистрации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
  • Непредставление в течение срока, установленного законодательством о налогах и сборах, или отказ предоставить в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документы и (или) другую информацию, необходимую для налогового контроля, а также представление такой информации в неполном виде или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальная заработная плата; для чиновников - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Неспособность предоставить должностному лицу полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаче лицензий физическим лицам. Либо нотариусу или должностному лицу, уполномоченному на совершение нотариальных действий, в установленный срок, до уплаты налога Полномочия по предоставлению информации, необходимой для налогового контроля, и в равной степени за представление такой информации в неполном объеме или в искаженной форме влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.  
  • Открытие счета в банке или другой кредитной организации организации или индивидуального предпринимателя без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Открытие банком или другой кредитной организацией счета организации или индивидуального предпринимателя, если у банка или другой кредитной организации есть решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица, влечет за собой наложение административный штраф на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных зарплат. 
  • Нарушение банком или другой кредитной организацией срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента по перечислению налога или сбора (вклада), а также распоряжения о сборе (поручении) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда по перечислению налога или пошлины (взноса), соответствующих штрафов и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных зарплат.

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц, распространяется на лиц, указанных в перечисленных статьях Кодекса об административных правонарушениях, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Уголовная ответственность Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и уплату таможенных платежей в больших и особенно крупных размерах. 

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в преднамеренном невыполнении конституционного обязательства каждого по уплате законно установленных налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации), что влечет за собой неполучение денежных средств в бюджетной системе. Российская Федерация.

Ответственность за уголовные правонарушения в области налогов установлена ​​ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (Уголовный кодекс Российской Федерации). 

Действующий порядок привлечения к ответственности за налоговое правонарушение

Будучи единственным фактическим основанием для привлечения виновного к ответственности, налоговое нарушение само по себе не влечет за собой применения мер государственного принуждения. Реализация правовых норм об ответственности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. 

Порядок привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение регулируется в главах 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации. Несоблюдение этой процедуры может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. 

Никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. 

Ответственность, предусмотренная Кодексом за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если в этом деянии отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц, если имеются соответствующие основания, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности уплаты причитающегося налога и штрафов. Привлечение налогового агента к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает его от обязанности перечислять причитающиеся налоги и пени. 

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом и установленным решением суда, вступившим в законную силу. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в налоговом правонарушении. Обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, лежит на налоговых органах. Смертельные сомнения по поводу вины лица, привлеченного к ответственности, интерпретируются в пользу этого лица   

Лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события налогового правонарушения;
  2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста к моменту совершения деяния.
  4. истечение срока исковой давности по ответственности за налоговое правонарушение.

Срок давности ответственности определяется статьей 113 НКРФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если прошло три года со дня его совершения или со дня, следующего за налоговым периодом, в течение которого было совершено правонарушение (срок исковой давности). 

Расчет срока исковой давности со дня совершения налогового правонарушения применяется ко всем налоговым правонарушениям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Расчет срока исковой давности со дня, следующего за окончанием соответствующего налогового периода, применяется к налоговым правонарушениям, предусмотренным статьями 120 и 122 Налогового кодекса.

Производство по делу о налоговом правонарушении. Факты налоговых нарушений, выявленные налоговым органом, должны быть документально подтверждены. В зависимости от совершенного правонарушения таким подтверждением могут быть копии документов налогоплательщика (например, первичная и управленческая документация, договоры), декларации или объяснения налогоплательщиков, документы других лиц (например, уведомления банков об открытии счета, уведомления органы власти и лица, регистрирующие имущество, операции с которыми они подлежат налоговому контролю), протоколы допросов свидетелей, заключения экспертов.

В определенных случаях факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть зафиксирован в специальном документе - акте, подписанном уполномоченными лицами налогового органа.

Акты, составленные должностными лицами налогового органа, представляются на рассмотрение руководителю налогового органа или его заместителю. По результатам рассмотрения этих материалов должно быть сделано следующее: - решение о проведении дополнительных мер налогового контроля; - решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; - решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (состоит из трех частей: вводной, описательной и решительной).  

Вводная часть решения должна содержать, в том числе, номер, дату решения; местонахождение и наименование налогового органа; классное звание, фамилия, имя и отчество руководителя налогового органа или его заместителя, принявшего решение; полное имя (для организаций) или фамилия, имя, отчество (для физических лиц) и идентификационный номер лица, в отношении которого принято решение.   

В описательной части решения указываются обстоятельства налогового нарушения, подтверждающие документы, дается оценка объяснений и доказательств, представленных лицом, привлеченным к ответственности.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы, влекущие соответствующие правовые последствия, то есть решение о привлечении лица к ответственности за конкретные правонарушения согласно статьям Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок взимания налоговых санкций. Действующее налоговое законодательство устанавливает, что налоговые санкции могут быть наложены на налогоплательщиков и других лиц только в суде. В этом случае должна соблюдаться досудебная процедура разрешения спора о применении мер ответственности за налоговое правонарушение - после принятия решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение налоговый орган обязан пригласить его добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений о форме предъявленного требования об уплате налоговых санкций. Таким образом, досудебная процедура урегулирования спора может считаться соблюденной, если предложение о добровольной уплате налоговой санкции изложено как в отдельном документе, так и в решении о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. 

В случае если лицо, привлеченное к ответственности, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило десятидневный период платежа, указанный в запросе, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции с этот человек.

Исковое заявление о взыскании налоговых санкций с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а от физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции. Решение налогового органа и другие материалы дела о налоговом нарушении должны быть приложены к исковому заявлению. 

Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 115 устанавливает срок исковой давности для сбора налоговых санкций, то есть период, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций. Этот срок не должен превышать шести месяцев с даты выявления налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Например, если акт налоговой проверки на месте был произведен 9 октября 2000 г., последний день обращения налогового органа в суд - 9 апреля 2001 г. 

Этот шестимесячный период является профилактическим, то есть не подлежит восстановлению. Это означает, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение суд проверяет, истек ли крайний срок для обращения в суд налогового органа, и если он пропущен, он отказывается удовлетворить требования по взысканию налоговых санкций. 

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращении шестимесячный срок подачи иска о взыскании налоговых санкций исчисляется с даты получения налоговым органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела или прекратить уголовное дело.

Ранее уже указывалось, что лицо может быть привлечено к ответственности, если деяние, нарушающее налоговое законодательство, содержит признаки преступления. В этом случае отказ налоговой милиции возбудить уголовное дело или его прекращение не исключает возможности применения к субъекту мер ответственности, установленных НК РФ, если в его действиях имеются признаки налогового нарушения. (в действии).    

Представляется, что процедуры, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, на которые ссылаются в данном случае, не влияют на налоговые обязательства организации. Уголовное дело может быть возбуждено только против личности. Следовательно, нет никаких объективных препятствий для привлечения организации к ответственности за налоговое правонарушение, а ее должностных лиц к уголовной ответственности. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц организации - правонарушителя не препятствует налоговому органу обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании налоговых санкций в установленном порядке. 115 Налогового кодекса Российской Федерации на шестимесячный срок со дня выявления налогового правонарушения или составления соответствующего акта.    

Важно помнить, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает презумпцию невиновности лица, привлекаемого к ответственности, что означает, что никто не может быть признан виновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом, и установлено решением суда, вступившим в законную силу.

Смертельные сомнения в вине лица, привлекаемого к ответственности, интерпретируются в пользу этого лица. Другими словами, если все возможные доказательства, собранные и представленные, не позволяют нам однозначно определить, является ли лицо виновным или невиновным в совершенном преступлении, он должен быть объявлен невиновным и не может быть привлечен к ответственности. 

В этом случае обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, лежит на налоговых органах. Лицо, преследуемое по суду, не должно доказывать свою невиновность. 

Вывод

Налоговым правонарушением является совершенное противозаконное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) действие (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и других лиц, за которое Кодекс устанавливает ответственность.

Налоговое обязательство возникает не только за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего за собой какие-либо вредные последствия, но и за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности. 

Лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если прошло три года со дня его совершения или со дня, следующего за налоговым периодом, в течение которого было совершено правонарушение (срок исковой давности).

Российское законодательство предусматривает финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за их налоговые правонарушения.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает презумпцию невиновности лица, привлекаемого к ответственности, что означает, что никто не может быть признан виновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом и установленным решением суда о том, что вступил в законную силу.

Факты налоговых нарушений, выявленные налоговым органом, должны быть документально подтверждены.