Налоговое стимулирование развития малого бизнеса: сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта

Содержание:

  1. Анализ систем налогообложения малого бизнеса, существующих в зарубежных странах
  2. Налоговые льготы для малого бизнеса в зарубежных странах
  3. Возможности применения зарубежного опыта в российской практике применения специальных налоговых режимов
  4. Вывод
Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 06.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговое планирование и прогнозирование как инструмент реализации экономической политики.
Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Налоговое стимулирование инновационного развития российской экономики.
Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационного развития экономики и возможности его применения в России

Введение:

Как вы знаете, одним из наиболее эффективных способов поддержки малого бизнеса является установление налоговой процедуры, при которой появилась бы возможность улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий. Опыт ведущих зарубежных стран показывает, что при разработке налоговых режимов необходимо учитывать специфику малого бизнеса. Такой системный подход позволяет добиться положительных результатов в короткие сроки.

Законодательство многих развитых стран определяет малый бизнес как особый субъект государственного регулирования. Сама специфика малого бизнеса (массовое, социальное значение) определяет некоторые особенности его налогообложения, которые ориентированы на цели долгосрочного экономического развития, вытекающие из реально возникающих экономических пропорций в этом секторе. 

Объективная необходимость адекватного реагирования на изменения внешней среды (связанные с процессами глобализации и изменениями в экономической ситуации), быстрое развитие научно-технического прогресса и доминирующую роль качественных характеристик товаров определили Роль малого бизнеса как необходимого элемента экономики любой страны.

Анализируя роль и место малого бизнеса, его долю в экономике любой страны, необходимо учитывать неравномерное положение различных малых предприятий (как фирм, так и частных лиц - предпринимателей) по сравнению с рыночным положением крупных корпораций. Априори крупные фирмы пользуются гораздо большими возможностями и более выгодными условиями по сравнению с мелкими фирмами. Крупные компании имеют очень значительные средства производства, квалифицированную рабочую силу, налаженные отношения с партнерами, надежную и мощную финансовую и информационную базу, а также значительные преференции в получении заемных средств.  

Таким образом, малый бизнес при равных условиях ведения бизнеса не может конкурировать во многих крупных областях из-за его основных характеристик. Такое положение вещей приводит к необходимости целенаправленного стимулирования малого бизнеса и реализации его финансовой и кредитной поддержки со стороны государства. 

Анализ систем налогообложения малого бизнеса, существующих в зарубежных странах

Изменения в экономических условиях повлекли за собой необходимость стимулирования развития новых организационных форм бизнеса, которые могли бы наиболее быстро и гибко на стыке различных сфер производства реализовывать все новые проекты и разработки.

В последние десятилетия такие организационные структуры все чаще становятся малыми и средними фирмами. Это потребовало от правительств развитых зарубежных стран ввести систему налоговых льгот, которая бы стимулировала их функционирование, облегчая налоговое бремя. 

Критерий признания малой компании является очень важным аспектом налогообложения малого бизнеса. Принято различать два основных критерия - качественный и количественный. 

Для количественных критериев принято приписывать такие статистические показатели, как количество работников в компании, капитал, активы, прибыль. Единственный критерий, который принимается во внимание почти во всех странах, - это количество работников, занятых на предприятии. Что касается всех других данных, то, как правило, они отсутствуют в национальной статистике (особенно в контексте небольших компаний). Эти данные могут быть получены в основном из деловой прессы, из различных опросов, проводимых налоговыми органами, кредитными организациями или профессиональными организациями малого бизнеса. Такая информация, как правило, несопоставима между собой и между разными странами, что вызывает большие затруднения при анализе этого сектора.

В дополнение к общим критериям классификации предприятий как малых предприятий, в некоторых странах существуют также специальные критерии, по которым малые фирмы могут быть отнесены к преференциальной категории, как, например, в Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

Нынешняя практика налогообложения в отношении малого и среднего бизнеса предусматривает два наиболее распространенных подхода:

  • на фоне национальной налоговой системы дефолта введение системы налоговых льгот для малых предприятий по нескольким крупным налогам (как правило, по налогу на прибыль, а также по налогу на добавленную стоимость);
  • введение специальных режимов налогообложения для малого бизнеса.

Наиболее значительной группой налоговых льгот, которая напрямую связана с функционированием малых предприятий и которая присутствует в налоговых системах практически всех развитых стран, является налогообложение прибыли.

Льготы по подоходному налогу обычно делятся на косвенные и прямые. Наиболее широко используемым и популярным косвенным преимуществом в США и европейских странах со второй половины 20-го века была возможность использования ускоренной амортизации. 

В настоящее время наиболее, в контексте ускоренной амортизации, наиболее значительные выгоды существуют в Великобритании. Так, английским компаниям разрешается списывать всю стоимость инновационного оборудования в первый же год его эксплуатации.  

Что касается Франции, то для небольших фирм полная стоимость может быть списана в первый год использования только в отношении компьютерных технологий. Для других видов технологически современного оборудования допускается списание до 50% его стоимости. 

В Германии в первый год может быть списано до 40% стоимости приобретенного оборудования и другого имущества для НИОКР.

Снижение ставки подоходного налога также является одной из наиболее значительных прямых выгод для малого бизнеса.

Для малых предприятий большое значение имеют сниженные ставки подоходного налога, поскольку они увеличивают ставку и объем прибыли, тем самым способствуя развитию малых предприятий. Например, в Соединенных Штатах в течение нескольких десятилетий норма прибыли малых предприятий часто превышала среднюю корпоративную норму прибыли, а зачастую и в 1,5-2 раза. 

Рассматривая ставки подоходного налога, следует отметить, что в западных странах государственная политика стимулирования малого бизнеса осуществляется, как правило, с учетом приоритетности стратегических направлений (в частности, производства). Таким образом, размер налоговой ставки на прибыль предпринимателя-производителя существенно отличается от налоговых ставок в сфере обращения (в частности, коммерческого посредничества). Этот механизм помогает стимулировать переток капитала в производственный сектор.  

Что касается российской налоговой системы, налоговые ставки одинаковы как для производителя, так и для посредника. Пока этот парадокс не будет устранен, перетекание капитала из производственной сферы в сферу обращения будет продолжаться. 

Еще одной формой налогового протекционизма для сравнительно небольших предприятий является предоставление этой категории компаний на льготных условиях налогового кредита. Под льготными условиями следует понимать, прежде всего, увеличение условий кредита 

Так, например, во Франции малые и средние предприятия, которые увеличили свой капитал более чем на 25%, имеют право на налоговый кредит в размере 25% от суммы номинального увеличения капитала. В течение следующих трех лет компания обязана одновременно поддерживать объем своих средств на достигнутом уровне.  

В большинстве стран западного мира для небольших фирм помимо налоговых льгот существует также несколько преференциальных вариантов, предусмотренных схемой косвенного налогообложения. Это, как правило, может проявляться в законодательно фиксированном необлагаемом объеме продаж, в упрощении процедуры исчисления налога на добавленную стоимость, в отсутствие авансовых платежей, в изменении сроков подачи налоговых деклараций по сравнению с крупными фирмами. 

Стоит отметить, что помимо западных стран специальные налоговые режимы также распространились в ряде постсоветских стран, таких как Армения, Азербайджан, Таджикистан, Беларусь, Украина, Казахстан.

Налоговые льготы для малого бизнеса в зарубежных странах

Развитые страны Запада придают большое значение развитию малого бизнеса, достигая в этом деле исключительных результатов, которые не сопоставимы с российскими. Так, в развитых странах Европейского Союза более 90% частных фирм являются малыми и средними. Именно эти предприятия производят около 57% всей добавленной стоимости. Именно малый бизнес играет важнейшую роль в обеспечении занятости. Так, именно небольшие фирмы обеспечивают около 66% всей занятости.    

Важность для экономической системы малого бизнеса также признается развивающимися странами. Некоторые из них достаточно успешно проводят политику стимулирования и поддержки малого бизнеса. Так, например, около 90% промышленного производства на Тайване приходится на малый и средний бизнес. Кроме того, на этот сектор экономики приходится более 70% всего занятого населения, более 55% валового внутреннего продукта, а также около 99% от общего числа всех фирм. 

В этом контексте следует подчеркнуть, что для Российской Федерации наиболее ценным может быть опыт государственного стимулирования и финансовой поддержки малого бизнеса, накопленный развивающимися странами, имеющими аналогичную историю формирования рыночных институтов.

Что касается стран Азиатско-Тихоокеанского региона, то около 40 миллионов небольших фирм (95% от общего числа) нанимают до 80% всего населения трудоспособного возраста, которые производят от 30 до 60% валового внутреннего продукта. В общем объеме экспорта из Азиатско-Тихоокеанского региона доля малых фирм составляет около 35%. В развитых экономических системах роль основного фундаментального фактора, влияющего на развитие малого бизнеса, играют различные рыночные механизмы. Что касается развивающихся стран (стран с переходной экономикой), то государство играет доминирующую роль в этом процессе.   

Среди целого ряда мер по стимулированию малого бизнеса в зарубежных странах приоритет отдается именно мерам налоговой политики.

Если проанализировать зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса в контексте налогообложения, то следует выделить следующие основные формы:

  1. Снижение налоговых ставок. Прежде всего, это касается основных налогов, составляющих центральный бюджет страны: подоходного налога, налога на имущество компаний. 
  2. Прогрессивная шкала налогообложения. Применяется в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Англия, Швейцария, Бельгия, Австрия. При использовании этой меры заслуживает особого внимания использование шкалы регрессивных налоговых ставок для крупных компаний. В определенной степени такая мера может препятствовать искусственному сдерживанию экономического роста компании, преднамеренной недооценке финансовых результатов компании и, конечно, создавать стимулы для дальнейшего развития.   
  3. «Налоговые каникулы» для подоходного налога. Эта мера используется в таких развитых странах западного мира, как США, Франция, Германия, Швейцария, Швеция. Основная цель этой меры - облегчить и ускорить процесс создания новой компании, а также преодолеть неизбежные трудности начального этапа этого процесса.
  4. Освобождение от НДС для небольших фирм с незначительным оборотом. Эта мера популярна во Франции, в Англии, Швеции, Чехии, Германии. Это относится в основном к компаниям с небольшим оборотом, работающим по упрощенной системе налогообложения. Существует также практика добровольной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость. Могут также применяться определенные льготы, как в Великобритании.    
  5. Введение специальных налоговых режимов для налогообложения малого бизнеса. Эта мера достаточно активно применяется как в западных странах (Испания, Франция), так и в развивающихся (например, в странах СНГ), Латинской Америке и др. 
  6. Установление порога необлагаемой минимальной прибыли. Например, частные корпорации в Канаде, которые контролируются гражданами этой страны, получают налоговую скидку, которая снижает федеральный подоходный налог на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от операций не превышает 200 000 долларов США. Япония также активно практикует установление необлагаемого минимума дохода. Этой выгодой, как правило, пользуются те небольшие фирмы, львиная доля дохода которых идет в фонд оплаты труда.  
  7. Налоговые льготы при уплате налогов и сборов социального значения. Следует подчеркнуть, что ставки социального налога в развитых странах, выплачиваемые как работниками, так и работодателями, включая индивидуальных предпринимателей, по большей части довольно высоки. 
  8. Налоговые преференции процессуального характера. Такие меры не способствуют непосредственному снижению налогового бремени, но в значительной степени способствуют взаимодействию налоговых органов и налогоплательщика. Такие преимущества включают, например, предоставление упрощенной налоговой декларации, использование кассового метода учета доходов (Швеция).  
  9. Налоговые льготы для небольших фирм, придерживающихся инновационного пути развития. Например, в Японии уже давно введены налоговые льготы для до 50% фирм, которые производят продукцию на основе новых технологий, что помогает привлекать инвестиции и высококвалифицированных специалистов. 
  10. Налоговые льготы, направленные на эффективное обновление основных средств. Так, еще в 1981 году Соединенные Штаты приняли Закон об ускоренной амортизации. Этот нормативный документ значительно сократил периоды амортизации за счет расширения системы амортизации для малых предприятий.  
  11. Налоговая политика, ориентированная на поддержку определенных групп предпринимателей, их сфер деятельности или бизнес-секторов. Например, с 1983 года в Англии действует программа молодых предпринимателей, которая предусматривает освобождение от подоходного налога на капитал, деловые операции и недвижимость. 

Российский малый бизнес во многом существенно отличается от развитых зарубежных стран. Таким образом, сочетание нескольких видов деятельности, низкого технического уровня и технологического оборудования в сочетании со значительным инновационным потенциалом, низким уровнем управленческой и деловой этики, неразвитой экономической инфраструктурой и чрезвычайно высоким уровнем монополизации экономики являются весьма типичными. для российского малого бизнеса в рамках одной небольшой компании. 

Россия, из-за относительно короткой продолжительности существования отношений свободного рынка, долго не могла накапливать значительный багаж знаний и навыков в применении регулирующей функции в контексте фискальной политики.

Подводя итог вышесказанному, стоит еще раз сосредоточиться на необходимости наиболее сбалансированного подхода к внедрению зарубежного опыта в области налоговых льгот для субъектов хозяйствования, в частности - малого бизнеса. Необдуманный, механический перенос методов налогового регулирования предпринимательской деятельности, используемых в других странах, в национальную налоговую систему может привести к общему экономическому спаду, обрушению определенных областей экономической системы, возникновению зависимости между субъектами предпринимательской деятельности и многим другим негативным последствиям.

Возможности применения зарубежного опыта в российской практике применения специальных налоговых режимов

Изучение проблем налогообложения и кредитования малого бизнеса является предметом многих научных статей. Малый бизнес в современных условиях является важным рычагом роста национальной экономики, финансовым инструментом, способствующим росту занятости. 

Российский малый бизнес сосредоточен в основном в сфере услуг и торговли, а в таких отраслях, как разработка и внедрение инновационных технологий, промышленное производство и прикладная наука, доля малых предприятий остается незначительной.

Налоговый кодекс Российской Федерации (Налоговый кодекс) как механизм реализации фискальной функции выделен, помимо общих, специальных налоговых режимов.

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют во всех регионах России, а региональные налоги - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, установлении ставок, формах отчетности и условиях уплаты налогов. Местные налоги устанавливаются актами местных властей.  

Создание специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учитывать направление и масштабы их деятельности при налогообложении.

В настоящее время проблемы применения и дальнейшего развития специальных налоговых режимов вызывают оживленные дискуссии, как в правительстве, так и в научных кругах. Налоговый кодекс только обозначил этот инструмент налоговой политики. Совершенствование соответствующих глав Налогового кодекса требует много времени и труда. Действующее налоговое регулирование требует тщательной доработки с учетом накопленного российского и зарубежного опыта. Кроме того, для обоснованного совершенствования специальных налоговых режимов необходимо дальнейшее развитие теоретических основ налогообложения малого бизнеса на основе научных исследований и анализа возникающих тенденций.    

Очевидно, что от дальнейших реформ в этой области нельзя обойтись, поскольку удобство, грамотность и простота уплаты налогов являются ключевым моментом не только для полного выполнения государством своей фискальной функции, но и для повышения мотивации для развитие малого бизнеса, без которого невозможно повысить конкурентоспособность страны в целом.

Россия принципиально отличается от развивающихся стран по уровню образования населения. Упрощенная система налогообложения должна служить «начальной школой» для налогоплательщиков, как это принято (или требуется) в развитых странах. По мере накопления опыта малые предприятия должны перейти к общей процедуре налогообложения.  

Вывод

Анализ зарубежного опыта налогообложения малого бизнеса позволяет сделать вывод, что законодательство большинства развитых стран определяет малый бизнес как особый субъект государственного регулирования. Как отмечалось ранее, «малое предприятие» означает предприятие, наделенное комплексом законодательно установленных количественных и качественных характеристик. 

Специфика малого бизнеса (социальная значимость, массовость) определила специфику его налогообложения. В связи с этим в процессе реформирования налоговых систем западных стран были разработаны две группы льгот: льготы, направленные на поддержание конкурентоспособности малых предприятий, повышение их инвестиционной и инновационной активности, и льготы, упрощающие налоговое администрирование этой группы налогоплательщики. 

В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса в экономически развитых странах можно считать стремление максимально его рационализировать, упростить, отойти от сложных и трудоемких процессов разработки и внедрения налоговых схем.

Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса показал, что специальные налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого бизнеса в нашей стране. Тем не менее, есть все еще спорные вопросы, которые не устраивают налогоплательщиков.