Налоговое стимулирование инновационного развития российской экономики

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Налоговое стимулирование развития малого бизнеса: сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта.
Зарубежный опыт налогового стимулирования инновационного развития экономики и возможности его применения в России
Зарубежный опыт акцизного налогообложения и возможности его использования в Российской Федерации


Введение:

Усиление масштабов и динамики инновационной активности является основой для перехода страны к модели экономического развития, в основе которой лежит отказ от экстенсивного использования и использование качественно новых источников экономического роста, позволяющих вывести страну из-под маржи мировой прогресс к своим границам. Поэтому инновация является абсолютным приоритетом для долгосрочного экономического развития России. Однако для этого вида деятельности требуются особые подходы при разработке и реализации мер, направленных на обеспечение его развития в силу присущих ему особенностей и рисков. Основным способом их преодоления является создание стимулов, призванных создать условия, обеспечивающие интенсификацию инновационной деятельности, повышение коммерческой привлекательности инновационных проектов и инновационных продуктов, внедряемых в экономику.

Инновационная деятельность осуществляется в различных формах и включает в себя различные методы и инструменты, однако общее понимание их состава, характера и содержания не было достигнуто ни в экономических исследованиях, ни в законодательстве о регулировании инноваций. Между тем, целенаправленное развитие инновационной деятельности требует единой интерпретации форм и инструментов ее стимулирования, установления четкой связи между этими концепциями. Прежде всего, это касается участия государства в стимулировании инноваций. Решающая роль государства в предоставлении ресурсов для инноваций, разработке и внедрении методов и инструментов его стимулирования ставит вопрос о том, как оценить эффективность государственного стимулирования инноваций. Состав и содержание инструментов стимулирования, используемых государством, способы обеспечения и повышения его эффективности, зависят от решения этого вопроса.    

Методы инноваций

В экономических исследованиях широко представлены методы и инструменты государственного стимулирования инноваций.

Так, Л.В. Марабаева и О.А. Соколова, рассматривая государственное регулирование научной и инновационной деятельности в России, указывают, что научно-технические разработки требуют значительных затрат, как правило, долгосрочных, а иногда и без отдачи. Поэтому в условиях острой нехватки финансовых ресурсов предприятий роль государства в обеспечении нормального хода инновационных процессов возрастает. Влияние государства в этом направлении может быть выражено в форме прямой финансовой поддержки инновационных предприятий или косвенными методами (предоставление налоговых, таможенных и других льгот).    

П.А. Полтавский предлагает систематизировать методы государственного стимулирования инновационной активности на прямые и косвенные, а соотношение между ними, по мнению этого автора, определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования, выбранного в связи с этим - рыночным или централизованным воздействием. П.А. Полтавский считает, что государство использует четыре группы косвенных методов: налоговые льготы, в том числе ускоренную амортизацию; льготные кредиты (занижение процентных ставок по кредитам); отложенное налогообложение; специальное законодательство. Автор ссылается на прямые методы стимулирования инновационной деятельности, события, которые стимулируют сотрудничество промышленных корпораций в области НИОКР и сотрудничество университетов с промышленностью. Весь комплекс прямых методов государственного регулирования инновационных процессов П.А. Полтавской группы делится на две формы: административную и ведомственную (прямое субсидированное финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными законами, принятыми с целью непосредственного продвижения инноваций) и программно-целевые (конкретное финансирование инноваций через государственные целевые программы поддержки инноваций).          

По мнению П. А. Полтавского, через методы налогового стимулирования в первую очередь поощряются инвестиции в науку и инновации. Инструментами налогового стимулирования являются налоговые льготы, налоговые льготы, налоговые вычеты по отдельным аспектам инноваций и их финансирование  

Подход П. А. Полтавского заслуживает внимания к систематизации методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности, однако сомнительно разделение прямых методов на формы (понятия «метод» и «форма» конфликта) и фундаментальный признак согласно который автор разделяет эти формы, а именно прямое финансирование и конкретное финансирование. 

Попытка систематизировать инструменты стимулирования инноваций была предпринята также А. Е. Лукиным. Автор выделяет инструменты административной поддержки (внедрение общей системы макроэкономического регулирования, ориентированной на инновации; создание сбалансированной системы защиты авторских прав), инструменты поддержки инфраструктуры (внедрение механизмов государственных закупок; создание рынка квалифицированных кадров; создание рынка инноваций), а также финансовые меры поддержки (государственное финансирование инновационных проектов; стимулирование институтов венчурного финансирования; налоговые льготы). Основным недостатком представленного подхода является одновременное использование автором понятий «меры», «механизмы» и «инструменты» в качестве синонимов в описании инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности, что усиливает концептуальный хаос в этом вопрос. Кроме того, А. Е. Лукин ограничивается систематизацией и описанием инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности, но не характеризует ее методы.     

То же самое имеет место в исследовании Д.С. Зориной, в котором автор понимает только налоговые льготы как инструменты государственных налоговых льгот, и эти инструменты также называют формами налоговых льгот для инновационных деятельность. Д.С. Зорин определяет формы налогового стимулирования инновационной деятельности путем деления налогов на условно-постоянные (величина которых в заданный период времени не зависит от объема выручки), условно-переменные (сумма которых в заданном Период времени зависит от объема выручки) и определения налоговых льгот, соответствующих содержанию этих налогов, с учетом этапа инновационного процесса. Подход Д.С. Зорина не лишен оригинальности, однако, по нашему мнению, инструменты стимулирования инновационной деятельности не ограничиваются только налоговыми инструментами, а последний, помимо налоговых льгот, включает и другие инструменты (ставки, необлагаемый налогом минимальный доход). Кроме того, Д.С. Зорин, как и в предыдущем случае, игнорирует понятие «метод стимуляции».       

Изучая методы государственной помощи и стимулируя инновационное развитие, но не давая определения понятию «метод» и используя в качестве его синонимов понятия «инструмент» и «мера», А.Н. Комаров различает прямые и косвенные как часть методов стимулирования. Среди прямых методов автор рассматривает снижение цены капитала (субсидии; льготное налогообложение) и облегчение доступа к этому капиталу (развитие венчурного капитала и фондовых рынков). Косвенными методами стимулирования являются содействие сотрудничеству между университетами и компаниями, внутрифирменное сотрудничество; совершенствование систем защиты интеллектуальной собственности; совершенствование информационных услуг и антимонопольного регулирования; подготовка профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных услуг; повысить мобильность рабочей силы; создание научно-технической инфраструктуры.        

Не различая, как и в предыдущем случае, понятия «метод» и «инструмент», И.С. Джавадова также разделяет методы государственного стимулирования инноваций на прямые и косвенные, полагая, что косвенные методы являются целевыми с одной стороны, для стимулирования самих инновационных процессов, а с другой - для создания благоприятного общего экономического и социально-политического климата для инноваций. Эти методы включают: налоговое и амортизационное регулирование; кредиты по сниженным кредитным ставкам и государственные гарантии по кредитам; таможенно-тарифное регулирование. Автор характеризует налоговые льготы более подробно, но не с точки зрения его как инструмента (метода), а как форм, с помощью которых этот автор понимает налоговые льготы, налоговые льготы, амортизационные отчисления. Концептуальная путаница в исследовании И.С. Джавадовой подкрепляется тем, что методы стимулирования рассматриваются ею в связи с механизмами государственного регулирования инноваций - административными, инфраструктурными и финансовыми, а в одних случаях они называются механизмами, а в других - инструменты.       

Исследуя методы стимулирования инноваций, К. К. Стейнберг установлено, что прямые и косвенные методы используются в мировой практике, а косвенные методы носят налоговый характер. Автор полагает, что прямой стимул предусматривает выделение бюджетных средств на исследования и разработки. Косвенные стимулы обеспечиваются отсрочкой налогов, налоговых льгот, налоговых льгот и других видов налоговых льгот. К. К. Штейнберг отмечает, что в последние годы произошел переход от прямого государственного финансирования инновационной деятельности предприятий к косвенным методам, основанным на использовании преимущественно налоговых рычагов. В целом мы можем согласиться с подходом К. К. Штейнберга к систематизации методов стимулирования, однако методов для реализации этих методов явно недостаточно и они сосредоточены на налоговых стимулах. Кроме того, характеризуя, как реализовать предложенные им методы, автор использует понятия «взгляд», «рычаг» и не использует понятие «инструмент», хотя, по сути, они выступают в качестве инструментов стимулирования.        

Изучая инновации с точки зрения мирового опыта, А.Ю. Бахчисарай сосредоточился на своих косвенных методах. По его мнению, именно косвенные методы реализации государственной инновационной политики направлены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. Среди этих методов автор включает налоговый кредит, государственные инвестиционные гарантии, программы амортизации оборудования, меры по формированию и совершенствованию инновационной инфраструктуры, венчурное финансирование, ослабление строгих законов о миграции, жесткие ограничения на использование устаревшего оборудования и технологий.   

Главный недостаток А.Ю. Бахчисарай заключается в отсутствии характерной черты понятия «метод стимулирования» и, соответственно, в концептуальной путанице, которая формируется в этом процессе. Так, автор называет налоговым кредитом государственные гарантии не только инструментами, но и формами поддержки инновационного бизнеса.  

В соответствии с подходом О.В. Гуда инновационная деятельность осуществляется с помощью ряда инструментов: во-первых, прямое государственное стимулирование НИОКР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (гранты, кредитование) между различными областями исследований и разработок в соответствии с система государственных научных приоритетов; во-вторых, косвенное государственное стимулирование науки и развитие ее достижений в государственном и частном секторах экономики посредством налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки малых инновационных предприятий; в-третьих, предоставление различных видов льгот субъектам инновационного процесса. Несомненно, все описанное О.В. Хорошие методы государственного стимулирования инновационной деятельности отражают реальные приоритеты и направления ее реализации, но автор пренебрегает вопросами терминологии: тот факт, что большинство описанных выше исследований являются методами, находится в работе О.В. Гудова выглядит как инструменты, имеющие как прямой, так и косвенный характер, и это неоправданно.       

А.С. Кулагин, Л.И. Леонтьев, всесторонне изучив отечественный и зарубежный опыт государственного стимулирования инноваций, выделили следующие основные методы стимулирования: налоговые льготы; стимулирование через амортизационную политику (не как часть налоговой политики, а как самостоятельный механизм); прямые бюджетные субсидии компаниям, разрабатывающим новые виды продукции. Прямые и косвенные методы стимулирования авторами не выделены. В то же время, подчеркивая положительную роль инвестиционного налогового кредита в реализации мер налогового регулирования, которые, по общему признанию, носят чисто косвенный характер, А.С. Кулагин, Л.И. Леонтьев квалифицируют его как способ прямого стимулирования инновационного процесса.        

В ряде исследований рассматривались узконаправленные инструменты стимулирования инноваций, при этом основная часть работы была посвящена вопросам налоговых льгот.

В частности, Н. Н. Башкирова, исследуя амортизационную политику государства как инструмент налогового стимулирования инноваций, выделяет использование повышающих факторов в своем составе; установление амортизационной надбавки за инновационное оборудование; сокращение сроков амортизации оборудования; разработка гибкого графика амортизации оборудования.    

К числу работ, автор которых предпринял попытку четко разграничить методы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности, относится диссертация О.С. Калачевой. Указанный автор считает, что методы налоговых льгот являются способом реализации налоговых льгот, предназначенных для реализации и развития инновационной деятельности, и на основе акцентирования внимания на различных аспектах деятельности хозяйствующих субъектов, посредством которых они снижают свое налоговое бремя, Методы стимулирования можно разделить на прямые и косвенные. Действие прямых методов налогового стимулирования направлено непосредственно на результаты инновационной деятельности субъектов хозяйствования в виде объема и коммерческой стоимости производимой ими инновационной продукции, а также исключительных прав на нее. Косвенные методы реализуются через специальный налоговый учет доходов и расходов инновационной деятельности, а также активов, использованных при ее реализации. При реализации как прямых, так и косвенных методов используются различные инструменты. Состав инструментов, говорит О.С. Калачева, универсален по своей природе, поскольку одни и те же инструменты могут использоваться как в отношении прямых, так и косвенных методов; Кроме того, некоторые методы одновременно используют несколько инструментов. Инструментами являются: перечень видов инновационной деятельности и условия освобождения их результатов (исключительные права на результаты) от уплаты налогов; нулевая налоговая ставка; инвестиционный налоговый кредит; увеличение отношения к базовой норме амортизации; состав и порядок учета доходов от инновационной деятельности и др.             

Под этим методом понимается систематический набор шагов, действий, которые необходимо предпринять для решения конкретной проблемы или достижения конкретной цели; способ достижения цели, решения конкретной задачи; набор приемов или операций практического или теоретического развития (познания) реальности. На основании этих определений можно утверждать, что метод - это способ достижения, набор методов для практической реализации чего-либо.   

Под методами государственного стимулирования инноваций следует понимать, как осуществлять контрольные действия государства, осуществляющие процесс стимулирования инноваций, в различных сферах взаимодействия государства и инноваторов.

Подходы различных авторов к пониманию содержания и методов систематизации используемых государством методов стимулирования инноваций, как правило, делят их на прямые и косвенные, при этом в основном учитываются финансовые аспекты содержания этих методов. Предполагается, что действие прямых методов направлено на непосредственное обеспечение субъектов хозяйствования финансовыми ресурсами, необходимыми им для осуществления инновационной деятельности. Косвенные методы преследуют другую цель: они обеспечивают высвобождение финансовых ресурсов и повышают способность субъектов хозяйствования нести расходы, которые объективно необходимы для осуществления инновационной деятельности. Как правило, в подавляющем большинстве исследований влияние косвенных методов связано с налоговыми льготами.   

В то же время представляется целесообразным и оправданным разделить весь набор методов не только на основе метода финансирования инновационной деятельности, но и исходя из выявления всего набора способов, которыми государство влияет на инновационную деятельность субъектов хозяйствования.

Целью этих методов является формулирование таких мотивов инновационной деятельности, реализация которых реализация этой деятельности становится коммерчески привлекательной для субъектов хозяйствования. Ряд экономических методов стимулирования инноваций (налоговые и таможенные стимулы, стимулирование воспроизводства и страховые процессы новаторов) носят косвенный характер, поскольку эти методы снижают ожидаемое негативное влияние рисков инноваций за счет снижения экономических затрат, связанных с внедрением. этой деятельности, по сравнению с полученными от нее выгодами, и обеспеченный эффект соотношения «затраты-выгоды» в этом случае является более предпочтительным по сравнению с другими способами использования капитала. Прямые экономические методы (бюджетные и кредитные стимулы) связаны с прямым предоставлением субъектам хозяйствования финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления инновационной деятельности. Фактически косвенный характер экономических методов государственного стимулирования инновационной активности проявляется в том, что объектом экономического влияния государства является не сама деятельность, а мотивация хозяйствующих субъектов к ее осуществлению и активизации.   

По мнению П.А. Полтавской, косвенные методы государственного регулирования инноваций имеют следующие преимущества: 

  1. они обеспечивают автономию частного сектора и его экономическую ответственность за выбор областей развития и исследований и их реализацию;
  2. они не создают искусственно поддерживаемый государственный рынок для инноваций и знаний, которые не всегда эффективны;
  3. их реализация значительно уступает прямым методам, перегруженным бюрократическими препятствиями для развития инновационной деятельности;
  4. выгоды, полученные компаниями, являются результатом их собственных усилий;
  5. они обеспечивают единый подход к стимулированию инноваций в различных секторах экономики.

Кроме того, государство разрабатывает и внедряет методы, в которых не задействованы регуляторы денежной стоимости, и которые, по сути, являются организационно-правовыми методами, предусматривают комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание условий для реализации и интенсификации инновационной деятельности. Эти методы включают законодательную поддержку инноваций; участие государства в продвижении инновационной продукции на зарубежном рынке; обеспечение защиты интеллектуальной собственности участников инновационной деятельности; помощь в организации выставок и др.    

Анализ областей внедрения, методов инноваций в России

Во всех направлениях реализации Стратегии 2020 (формирование компетенций инновационной деятельности, инновационного бизнеса, инновационного государства, инфраструктуры инноваций, инновационных территорий, финансовой поддержки) были уточнены приоритеты их реализации (например, в рамках В рамках направления «Формирование компетенций инновационной деятельности» инновационное образование населения выступает в качестве стимулов, обучения инновационному предпринимательству, инновационной активности молодежи, культуры инноваций и престижа инновационной деятельности), а также множество разнообразных методов стимуляции. В некоторых случаях характер (экономические, организационные) мер, применяемых государством, не уточняется (например, создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации экономически активного населения; поощрение развертывания полного цикла инновационных развитие в федеральных и национальных исследовательских университетах, поощрение выпускников к приобретению инновационных навыков предпринимательства в университетах технических и естественных наук, государственная поддержка создания и деятельности центров корпоративной и отраслевой сертификации персонала с точки зрения оценки квалификации работников по профессиям на местах критических технологий; расширение механизмов поддержки деятельности частных инвесторов на малых инновационных предприятиях), в других это четко определено. Так, с точки зрения экономических методов, финансирование предоставляется на конкурсной основе для поддержки организаций дополнительного образования для детей и молодежи, реализующих инновационные образовательные программы высокого уровня; субсидирование издания научно-популярных книг и журналов для детей и молодежи; оказание финансовой поддержки технологическим инновациям; расширение сферы финансовой поддержки на ранних этапах инновационной деятельности малых и средних предприятий; предварительное финансирование научно-инновационной инфраструктуры ведущих вузов; налоговые льготы для компаний на технологическую модернизацию, упрощение таможенного режима технико-внедренческих особых экономических зон. Организационные методы представлены, в частности, прямыми организационными стимулами для крупных компаний государственного сектора по разработке и реализации программ инновационного развития; упрощение формирования требований к инновационной продукции, упрощение и ускорение процедур сертификации; упрощение процедуры предоставления земельных участков для создания новых высокотехнологичных предприятий, формирование маркетинговой стратегии целевого привлечения прямых иностранных инвесторов и др. методы.          

В рамках методов стимулирования, предусмотренных в Стратегии 2020, явно преобладают финансовые и экономические методы, которые включают бюджетные, налоговые, таможенные и кредитные стимулы. Подчеркивается, что устойчивый рост государственных инвестиций в поддержку исследований в период с 2000 по 2010 год ( год, предшествующий году принятия Стратегии 2020) не сопровождался повышением их эффективности, что свидетельствует о необходимости улучшить механизмы государственного финансирования.  

Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Необходимость разработки и реализации стратегии инновационного развития России обусловлена ​​актуальностью перехода страны к инновационному типу экономического развития, основанного на усилении роли инноваций на фоне снижения влияния многих традиционных темпов роста. факторы (прежде всего исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития) и создание новых для страны возможностей развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения ее позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитал. Отставание в инновационном развитии снижает конкурентоспособность российской экономики, а также повышает ее уязвимость перед лицом растущей глобальной конкуренции. Чтобы ответить на вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Россия в области инновационного развития, необходимо было определить цели, задачи, приоритеты, ожидаемые результаты (целевые показатели), инструменты, объемы и способы финансирования государственной инновационной политики, установить долгосрочные ориентиры для деятельность субъектов инноваций.   

Несомненно, важной составляющей государственной политики в области инноваций является соотношение прямых и косвенных методов стимулирования, которое определяется экономической ситуацией в стране и выбранной концепцией государственного регулирования, спецификой национальной экономики и национальной традиции. Оценивая степень использования инструментов прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности в России в период с 2000 по 2011 год, отметим, что первоначальный акцент на прямые методы и инструменты государственного стимулирования был смещен для расширения числа мер, направленных на реализацию косвенных методов. (налоговые, страховые и таможенные) усилились в кризисный и посткризисный период. В период после 2008 года было принято большинство поправок к подзаконным актам, регулирующим применение инструментов для косвенного стимулирования инноваций.  

Однако мы согласны с большинством исследователей, которые согласны с тем, что по-прежнему преобладают инструменты прямого стимулирования инноваций, которые оказывают более сильное влияние на эффективность инновационной деятельности в стране. Более того, ряд авторов указывают на преобладание именно бюджетных стимулов для всех форм научной и инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры. Этот факт подтверждается значениями коэффициентов, используемых в статистических расчетах в качестве индикаторов степени влияния факторов (в данном случае государственных расходов на финансирование инструментов стимулирования) на эффективный показатель (объем производства инновационной продукции и услуги российских предприятий) - 0,91 и 0,28 соответственно.   

Дальнейшее развитие стимулирования инновационной деятельности в России должно основываться на оценке эффективности тех инструментов, которые наиболее широко используются в практике государственного регулирования и оказывают первичное влияние на эффективность инновационной деятельности, осуществляемой в направлении разработки проверенных инструментов и использования новых эффективных инструментов стимулирования. 

Вывод

Проблемы развития инноваций в России лежат в плоскости недостаточной заинтересованности бизнес-структур во внедрении инноваций, их низкой инновационной активности и незначительного спроса на инновации как в частном, так и в государственном секторах экономики. В связи с этим на первый план выдвигаются меры по созданию условий, обеспечивающих интенсификацию инноваций, повышение коммерческой привлекательности инновационных проектов и инновационных продуктов, внедряемых в экономику посредством системы соответствующих стимулов, которая является сущностью стимулирования инноваций. 

Содержание стимулирования инновационной деятельности определяется отношениями между субъектами, участвующими в ней (субъектами, осуществляющими инновационную деятельность, и субъектами, осуществляющими инновационную деятельность (инноваторами)) в их упорядоченности, взаимосвязанности и единстве. Соответственно, форма стимулирования инновационной деятельности понимается как способ существования и выражения различных модификаций ее содержания, определяемый составом субъектов, осуществляющих стимулирование. В зависимости от степени участия государства в их функционировании, формы стимулирования инноваций бывают: государственные, негосударственные и смешанные.  

Все методы стимулирования инновационной деятельности представлены двумя группами методов - экономическими (основанными на использовании соответствующих регуляторов денежной стоимости) и организационно-правовыми (предполагающими комплекс законодательных и административных мер, направленных на создание организационных условий для реализации и интенсификации инновации). В свою очередь, экономические методы представлены прямыми методами (бюджетное стимулирование, кредитное стимулирование) и косвенными методами (налоговое стимулирование, стимулирование воспроизводственного процесса, страховое стимулирование, таможенное стимулирование). 

В каждой группе методов используются соответствующие инструменты, посредством которых происходит непосредственное влияние на новаторов, и предоставляются требуемые результаты этого воздействия. В частности, инструментами бюджетного стимулирования являются субсидии на поддержку научных мероприятий, гранты на исследования и разработки инновационной направленности, федеральные целевые программы в области инноваций, финансирование участия в международном сотрудничестве в области инноваций, прямые инвестиции в капитал инновационных компаний, приобретение долей (долей, долей) в их уставном капитале, приобретение конвертируемых долговых обязательств инновационных компаний.