Налоговое планирование и прогнозирование как инструмент реализации экономической политики

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговое администрирование: актуальные проблемы развития и пути их решения.
Организация налогового контроля: зарубежный опыт и возможности его применения в России.
Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Налоговое стимулирование развития малого бизнеса: сравнительная характеристика российского и зарубежного опыта.


Введение:

В настоящее время учетная политика является наиболее важным инструментом управления предприятием. При надлежащей подготовке учетных политик организация может значительно изменить свои ключевые показатели эффективности предприятия, построить политику налогового планирования и ценообразования. 

Однако следует отметить, что важность учетной политики недооценивается многими предприятиями, на которых они формально относятся к разработке учетной политики и не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Без ознакомления с учетной политикой предприятия невозможно провести сравнительный анализ результатов деятельности организации за разные периоды, сравнить разные организации друг с другом, провести аудит и налоговые проверки.

Любой субъект хозяйствования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уплачивает различные виды налогов.

Основными документами налогового законодательства в нашей стране является Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая политика Российской Федерации основана на признании универсальности и равенства налогообложения. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.  

Налог считается установленным при определении налогоплательщиков и элементов налогообложения, а именно объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога. Налогоплательщик, который является юридически установленным налогом, обязан правильно рассчитать и заплатить вовремя. В зависимости от того, насколько правильно налогоплательщик рассчитывает налоговую базу и определяет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, в конечном итоге зависит от того, насколько велики налоговые последствия для организации, а также от размера ее финансового результата.  

При расчете налоговой базы налогоплательщик должен использовать неизменные методы в течение всего финансового года. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что налогоплательщик должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому налогу на основе первичных документов, сгруппированных в порядке, установленном налоговым законодательством, то есть фактически должен иметь учетную политику для целей налогообложения, для оптимизации налоговой нагрузки на него. 

Чтобы подготовить полную, объективную и достоверную информацию о своей финансово-экономической жизни в бухгалтерском учете, организация в начале предпринимательской деятельности должна сформулировать учетную политику и продолжать поддерживать ее в актуальном состоянии. Из всего разнообразия методов бухгалтерского учета организация выбирает те, которые наилучшим образом обеспечивают процесс бухгалтерского учета и в результате чего формируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов. В этом случае выбранные методы учета должны соответствовать общепризнанным правилам. Учетная политика по налогообложению представляет собой совокупность методов (методов), разрешенных Налоговым кодексом Российской Федерации для определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета других показателей финансово-хозяйственной деятельности. налогоплательщика, необходимого для целей налогообложения (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса).   

Налоговое планирование, тесно взаимодействующее с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, кадровая политика и закупки, является в то же время одним из основных инструментов для генерации показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последнего осуществляется без учета налогов. последствия кажутся очень неразумными и иррациональными. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в управлении. 

Актуальность выбранной мной темы обусловлена, помимо вышеизложенного, еще и тем, что на сегодняшний день учетная политика хоть и является относительно новым явлением в практике отечественных предприятий, но экономическая эффективность деятельности организации во всех сферах зависит на его правильное понимание, формирование, дизайн, раскрытие. Путем создания внутренних стандартов, таких как учетная политика предприятия, система государственных нормативных актов дополняется и уточняется, а сама учетная политика становится элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. 

Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методологических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также рассмотрение основ налогового планирования на предприятии.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Определены понятие и содержание налогового планирования.
  2. Рассмотрена классификация налогового планирования.
  3. Раскрыты принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии.
  4. Структура и основные принципы учетной политики
  5. Формирование учетной политики предприятия
  6. Раскрытие и изменение учетной политики изучены

Предметом исследования в работе является планирование и учетная политика организации.

Субъектом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уплачивающий различные виды налогов.

Основы налогового планирования на предприятии

Понятие и содержание налогового планирования

Налоговое планирование заключается в разработке и реализации различных правовых схем по снижению налоговых вычетов, путем применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жесткой фискальной политики российского государства на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет компании выжить. 

Под налоговым планированием понимаются методы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможные варианты их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Любой подход к проблеме сбережений и рисков заставляет нас применять комплекс специальных мер для маневрирования в «налоговых воротах» и адаптации к непостоянству законодательства и нормативных документов. Активная работа в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования, независимо от конкретных примеров. 

Налоговое планирование может быть определено как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и распределения активов, направленных на достижение минимально возможного уровня налоговых обязательств, вытекающих из этого. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть многообещающим, поскольку многие решения, принимаемые в рамках транзакций, особенно при проведении крупных инвестиционных программ, очень дороги, а их «компенсация» может повлечь за собой большие финансовые потери. 

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по определенным вопросам, проектам налоговых законов, направлениям и содержанию готовящихся налоговых реформ, а также по анализу направлений налоговой политики, проводимых государством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, опубликованных в прессе, местных органах власти, электронных правовых информационных системах. 

Эффективность налогового планирования всегда должна быть соотнесена со стоимостью его реализации.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с серьезностью налогового бремени в конкретной налоговой юрисдикции.

Налоговое планирование является одним из основных компонентов процесса финансового планирования, основной задачей которого является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налога на добавленную стоимость на основе результатов общей деятельности по отношению к конкретному сделка или проект (группа сделок) в зависимости от реализации его различных правовых форм.

Налоговое планирование при правильной организации позволяет компании:

  1. придерживаться налогового законодательства путем правильного расчета налогов, сборов и других налоговых платежей;
  2. минимизировать налоговые обязательства;
  3. максимизировать прибыль;
  4. Избегайте штрафов.

Налоговое планирование всегда целесообразно: когда компания процветает, и когда она балансирует на грани рентабельности или, что хуже всего, на грани банкротства.

Классификация налогового планирования

Налоговое планирование может осуществляться как гражданами - субъектами хозяйствования, так и юридическими лицами. В последнем случае особенности налоговой оптимизации будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои специфические инструменты и методы, присущие определенному виду деятельности - производственное предприятие, торговля, посредничество, финансово-кредитные и др.), а также размеры самого предприятия (малого, среднего, крупного). 

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование подразделяется на:

  • текущий налоговый контроль - ежедневный мониторинг изменений в законодательной базе
  • контроль правильности исчисления и переноса налоговых обязательств, а также изучение причин различных изменений средних показателей деятельности предприятия;
  • текущее налоговое планирование - меры по текущей налоговой оптимизации, свертывание типовых схем бизнес-операций и реализация соглашений;
  • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мер по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используются в налоговом планировании, он может основываться на:

  1. использование налоговых льгот - полное или частичное освобождение хозяйствующих субъектов от уплаты определенных налогов, связанных с определенной деятельностью или производством определенных продуктов,
  2. использование налоговых лазеек - некоторые вопросы предпринимательской деятельности, не урегулированные налоговым законодательством,
  3. использование специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно являются основным инструментом налогового планирования.

В зависимости от эффективности субъектов налогового планирования в части использования возможных инструментов оно делится на пассивное и активное. Пассивное налоговое планирование основано на альтернативной оптимизации. Такая оптимизация возможна, когда в налоговом законодательстве существуют две или более альтернативных норм, и целесообразность использования любой из них определяется специалистом предприятия или физическим лицом - налогоплательщиком. Примером пассивного налогового планирования может служить решение вопроса о целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения малого бизнеса. Активное налоговое планирование включает в себя конкретные методы планирования предприятия с использованием специально разработанных схем оптимизации.     

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в целом, а также реализации каждого отдельного соглашения в частности, индивидуальна и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовано и не реализовано, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только вступает на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме должна осуществляться эта деятельность - быть предпринимателем без создания юридического лица или зарегистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, так как он рассчитывает расходы, связанные с приобретением патента или одновременной регистрацией предприятия, также учитываются налоги, которые оно будет платить в первом и втором случаях.  

В крупных организационных предпринимательских структурах должны быть созданы специальные отделы налогового планирования.

Целесообразно ввести в состав этих подразделений (групп или отделов):

  1. финансисты, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
  2. бухгалтеры - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и правилами бухгалтерского учета (стандартами);
  3. юристы - готовят необходимые документы для регистрации и реализации договоров, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защиты с учетом налоговых стандартов, финансового, экономического, гражданского и международного права.

Если на предприятии не создан отдел налогового планирования, целесообразно привлекать, помимо руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию для реализации отдельных схем минимизации налоговых платежей.

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:

  • руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности той или иной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру поручения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации.
  • юрист анализирует правовые аспекты договора и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации договора с контрагентами
  • бухгалтер проводит расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности, расчет подлежащих уплате налогов
  • специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, полученную от руководителя, юриста и бухгалтера, и дает заключение о возможности и целесообразности реализации такой схемы

Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии

Налоговое планирование конкретного субъекта хозяйствования - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности с целью снижения налоговой нагрузки в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

  • законность, то есть соответствие действующему законодательству;
  • знание и детальное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которые касаются оптимизации;
  • перспективный. Налогоплательщик должен предвидеть последствия неправильного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь большие финансовые потери; 
  • этапы планирования;
  • предварительный расчет финансовых последствий планирования (расчет вариантов суммы налогов, в том числе оборота, исходя из результатов общей деятельности в отношении конкретной сделки или проекта, в зависимости от различных правовых форм ее осуществления);
  • индивидуальность налогового планирования. Налоговая схема каждой организации и финансовая схема каждой сделки в значительной степени уникальны, и в каждом случае после предварительной юридической экспертизы специалистов можно дать практические советы; 
  • коллегиальность в выборе методов и форм налоговой оптимизации. Эксперты отмечают, что процесс налоговой оптимизации заключается в: 
    • совместная работа бухгалтера, юриста и менеджера (управляющего);
    • постоянный поиск новых оригинальных решений и схем организации;
    • постоянное изучение специализированной литературы, изучение и анализ опыта других организаций данного профиля и смежных сфер деятельности. 

Помимо создания структуры налогового планирования, адекватной современным экономическим реалиям, определения полномочий и требований участников процесса налогового планирования, для успешного осуществления мероприятий по налоговому планированию требуется наличие финансовых, материальных, технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируется при составлении годового налогового плана.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в реализации мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформулировать политику поощрения налоговых работников для достижения положительных результатов процесса налогового планирования. 

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

  • Календарь налогоплательщиков для каждого налога;
  • Перечень мер по оптимизации налоговых потоков, временные параметры для реализации мер по оптимизации, ответственные исполнители, ресурсы и инструменты, необходимые для реализации этих мер;
  • График налоговых платежей с учетом применения мер по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по отдельным налогам;
  • График повышения квалификации налоговых специалистов;
  • Прочие вопросы

Завершающим этапом налогового планирования на предприятии является организация работ по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

Налоговое планирование включает в себя несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:

  • первый уровень - изучить налоговое законодательство и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Расчет налоговой базы, умножение ее на ставку и отнесение ее к соответствующему источнику - это все, что необходимо сделать для расчета налога. Принимая решение о реализации любой бизнес-операции, вы должны внимательно изучить законодательное поле и использовать только официальные нормативные документы;  
  • второй уровень - научиться оптимально уплачивать налоговые платежи (планировать пропорциональность доходов и расходов за один налоговый период, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить слишком много), анализировать финансовое состояние предприятия;
  • третий уровень - научиться платить минимально, используя законные методы, чтобы уменьшить налоговое давление.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии обеспечения правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование команды людей, которые будут заниматься этой работой, разрабатывая план, цели и задачи налогового планирования, а также а также разработка и внедрение схем минимизации налоговых платежей.


Основные аспекты учетной политики предприятия

Структура и основные принципы учетной политики

Учетная политика организации представляет собой совокупность конкретных методов и форм бухгалтерского учета, объявленных компанией, исходя из общепринятых правил и особенностей ее деятельности.

Учетная политика охватывает теоретические, методологические, технические и организационные аспекты бухгалтерского учета.

Под учетной политикой предприятия понимается выбранный им набор методов учета - первоначальное наблюдение, оценка затрат, текущая группировка и обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Методы учета включают в себя:

  • методы группировки и оценки хозяйственной деятельности;
  • способы погашения стоимости активов;
  • организация рабочего процесса;
  • инвентарь;
  • методы применения бухгалтерского учета;
  • системы бухгалтерских регистров;
  • методы обработки информации и др.

Теоретическая часть включает в себя основные правила, законодательную базу и научные положения всей системы бухгалтерского учета.

Методологическая сторона бухгалтерского учета предусматривает методы оценки имущества и пассивов, методы расчета амортизации для различных видов имущества, методы расчета прибыли, дохода.

Технические и организационные аспекты охватывают технологию и форму учета, принципы организации службы учета, ее место в системе управления, взаимоотношения и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы.

Учетная политика предприятия предполагает открытость для внешних пользователей учетной информации, отражаемой в финансовой отчетности.

Эта сфера деятельности регулируется таким важным документом, как ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», согласно которому реализация учетной политики предусматривает следующие основные правила.

  1. Неизменность принятой методологии для отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому. Если в какой-то момент произойдет обоснованное изменение методологии, то впервые при составлении бухгалтерской отчетности предприятие должно подробно раскрыть содержание этих изменений и их влияние на экономическое состояние. 
  2. Полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации, проведенных в этот период. Никакие сделки не могут быть отложены или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете. 
  3. Правильность распределения доходов и расходов по отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные и понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени получения или выплаты денежных средств. 
    Доходы и расходы, не связанные с отчетным периодом, не признаются как доходы и расходы отчетного периода, даже если деньги получены или переведены в этот период. Это так называемый метод начисления, или метод записей в учете операций во время их выполнения (метод начисления). 
  4. Строгое разделение затрат, связанных с текущей операционной деятельностью (издержками производства и распределения) и капитальными затратами.
  5. Идентичность данных аналитического учета оборачиваемости и остатков на счетах синтетического учета на первый день каждого месяца, а также значений показателей бухгалтерской отчетности, данных синтетического и аналитического учета ,
  6. Использование метода двойной записи.
  7. Разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды. Такими периодами являются месяц, квартал и год. 
  8. Соблюдение имущественной изоляции предприятия. В системе бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса может быть отражено только то имущество, которое в соответствии с законодательством признается в качестве имущества конкретного предприятия. Все другие материальные активы, денежные средства и обязательства должны учитываться в балансе.  
    Такой подход выражает разделение имущества предприятия и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. В то же время он служит для контрагентов основой для определения фактического имущества и финансового состояния предприятия (например, они могут судить о размере источников покрытия долгов компании из бухгалтерского баланса). 
  9. Предположение о непрерывности бизнеса. Учетная политика должна основываться на предположении, что предприятие продолжит свою деятельность в ближайшем будущем и что его ликвидация или значительное сокращение масштабов операций не ожидается в ближайшем будущем. 

Учетная политика организации должна включать следующие компоненты: 

  • бухгалтерские практики;
  • методы бухгалтерского учета;
  • организация бухгалтерской службы.

Методология учета включает в себя:

  • критерий для классификации предметов как внеоборотных и оборотных активов;
  • порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
  • порядок финансирования ремонта основных средств;
  • метод оценки сырья, материалов и других ценностей (материально-производственных запасов);
  • способ отражения операций закупки и приобретения на счетах
  • материальные ценности;
  • метод учета выпуска продукции;
  • метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • сроки отложенных расходов;
  • список резервов на будущие расходы;
  • порядок создания резервов по сомнительным долгам.

Порядок учетной политики определяет список; резервы на будущие расходы и платежи, созданные организацией. 

Для равномерного распределения будущих расходов организация может создать следующие резервы:

  1. за предстоящий отпуск платить работникам;
  2. платить годовое вознаграждение за стаж работы;
  3. выплачивать вознаграждение по итогам работы за год;
  4. для ремонта основных средств;
  5. о производственных затратах на подготовительные работы в связи с сезонным характером производства;
  6. на мелиорации и реализации других природоохранных мероприятий;
  7. для ремонта предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору аренды;
  8. для гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания;
  9. для покрытия непредвиденных расходов.

Производственные затраты с точки зрения учета затрат могут быть определены следующими способами:

  • По методу расчета стоимости (расчет общей стоимости, расчет приведенной стоимости);
  • Относительно технологического процесса (на заказ, сборные и полуфабрикаты и полуфабрикаты);
  • По объекту расчета (деталь, сборка, изделие)
  • Методом сбора информации (расчет нормативной стоимости, расчет только фактической стоимости).

Признание дохода может быть определено:

  • По методу начисления (для отгрузки);
  • На кассовой основе (для оплаты).

В международной практике метод начисления используется для определения момента получения дохода.

Группировка объектов бухгалтерского надзора включает в себя:

  • основные средства и нематериальные активы (срок полезного использования более 12 месяцев);
  • предметы труда (срок полезного использования менее 12 месяцев).

Оценка задолженности по кредитам и займам предусматривает учет и отражение интереса в финансовой отчетности.

Определение существенности данных, подлежащих раскрытию в финансовой отчетности, включает учет как качественной стороны существенности, так и количественной, выраженной в процентах от баланса или в сумме соответствующей статьи. Существенным является объем не менее 5% от общего объема данных. 

Методы учета включают в себя:

  • рабочий план счетов;
  • форма учета;
  • технология обработки учетной информации;
  • организация внутреннего производственного учета, контроль отчетности;
  • инвентаризация имущества и обязательств и др.

Технический аспект учетной политики определяет организационные формы построения бухгалтерского учета, структуры бухгалтерского обслуживания, возможность ведения бухгалтерского учета специализированной профессиональной организацией или специалистом на договорной основе, а также распределение подразделений на отдельный баланс.

Организационный аспект учетной политики включает в себя следующие элементы:

  • форма бухгалтерского учета (состав, структура и порядок формирования регистров бухгалтерского учета);
  • план счетов (организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов);
  • инвентаризация имущества и обязательств;
  • внутренний учет, отчетность и контроль.

Организация бухгалтерского обслуживания предусматривает:

  1. место службы бухгалтерского учета в системе управления организации;
  2. порядок взаимодействия службы учета с другими службами и структурными подразделениями организации;
  3. организационная структура бухгалтерской службы;
  4. права и обязанности главного бухгалтера; состав и подчинение отдельных учетных единиц и работников. 

Особенностью учетной политики является также разработка учетной политики для целей налогообложения, которая должна предусматривать максимальную комбинацию бухгалтерского и налогового учета, несмотря на то, что бухгалтерский и налоговый учет являются независимо существующими системами.

Налоговый учет - система обобщения информации для; определение налоговой базы по налогам на основе первичной; документы сгруппированы в порядке, предусмотренном налоговым кодексом.  

Необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения определяется налоговым законодательством.

Формирование учетной политики предприятия

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером организации и утверждается в виде приказа руководителем организации, который проводится ежегодно, а вновь создаваемые организации должны разработать и принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.

Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Его изменения могут иметь место только в определенных случаях, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98. 

С 2002 года все организации должны разработать не одну, а две учетные политики - одну для целей финансового учета (как обсуждалось выше), а другую для целей налогообложения.

Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. По результатам анализа следует определить круг вопросов, которые организация ожидает рассмотреть в учетной политике. 

Во-первых, целесообразно выделить те области, разделы и объекты учета, которые имеют непосредственное отношение к организации. Именно по отношению к ним следует строить все последующие работы. Действительно, организация не обязана принимать решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Напротив, «заглядывая в будущее» при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, при выполнении соответствующей операции, будут невыгодными или неудобными для нее по отношению к реальной ситуации.   

Следующим этапом в процессе подготовки к разработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативно-правовой базы, регулирующей области, разделы и объекты учета, выбранные на предыдущем этапе. Следует иметь в виду, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после конца текущего года определенные документы утратят силу или вступят в силу новые. 

Нормативные документы бухгалтерского учета содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок учета, которые являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, и нормы, предусматривающие несколько возможных вариантов, в соответствии с которыми организации предоставляется право самостоятельно выбирать наиболее оптимальный путь. Следовательно, в учетной политике нет необходимости повторять однозначные правила, установленные на уровне нормативных документов, но обязательно указывать, какой метод выбрал организация из доступных вариантов.  

В правилах бухгалтерского учета и других документах изменчивость решения может быть явной.

Организациям также может быть предоставлена ​​возможность принимать решения из возможных вариантов в менее явной форме. В этом случае методы не представлены списком, и может вообще не упоминаться учетная политика. Чаще всего это происходит, когда есть альтернатива, т.е. есть только два предложенных варианта. В этом случае используются фразы «организация имеет право», «организации могут». Примером является пункт 11 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», в котором говорится: «В случае незначительности суммы Расходы (за исключением сумм, уплаченных в соответствии с договором с продавцом), на приобретение финансовых вложений, таких как ценные бумаги, по сравнению с суммой, уплаченной в соответствии с договором с продавцом, организация имеет право признать такие другие операционные расходы ... " В связи с этим пунктом, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике. В этом случае целесообразно немедленно дать ссылку на конкретный пункт нормативного документа, по которому организации предоставлено право выбора.

Анализ действующего законодательства и нормативно-правовой базы, регулирующей области, разделы и объекты бухгалтерского учета организации, выбранные на первом этапе, должен проводиться не только в одном направлении - что предписано или разрешено делать с точки зрения бухгалтерского учета, учитывая действующие нормативные документы. Анализ нормативных документов также необходим с точки зрения охвата всего спектра организации. Если организация осуществляет операции, которые по сути не противоречат законодательству, но не отражены в документах, регулирующих порядок учета, то при необходимости она вправе самостоятельно разрабатывать новые методы учета и включать их в свою учетную политику. , Эта функция предусмотрена в пункте 8 ПБУ 1/98. Однако существует риск того, что специалисты организации не будут полностью изучать существующую нормативно-правовую базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующую проблему. В этом случае, если метод бухгалтерского учета, самостоятельно разработанный организацией, отличается от общепринятого, соответствующее положение учетной политики будет признано незаконным.     

В результате подготовительной работы должен быть сформирован полный список вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью этой организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Для оптимизации процесса принятия решений эти вопросы следует разделить на две группы, требующие: 

  • выбор из нормативных вариантов;
  • независимая разработка нашего собственного решения.


Раскрытие и изменение учетной политики

Организация должна раскрывать методы учета, принятые при формировании учетной политики, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями финансовой отчетности.

Существенные методы бухгалтерского учета признаются, без знания применения которых заинтересованные пользователи финансовой отчетности не могут обеспечить надежную оценку финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов организации.

Методы бухгалтерского учета, принятые при формировании учетной политики организации и подлежащие раскрытию в финансовой отчетности, включают методы начисления амортизации основных средств, нематериальных и других активов, оценку запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признание Прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг и других методов, соответствующих требованиям ПБУ 1/98.

Состав и содержание информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности по учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета, устанавливаются соответствующими положениями бухгалтерского учета.

Если учетная политика организации сформирована на основе допущений, предусмотренных 6 Положением о бухгалтерском учете 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в финансовой отчетности.

При формировании учетной политики организации, основанной на допущениях, отличных от предусмотренных в пункте 6 Положения о бухгалтерском учете 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны раскрываться в финансовой отчетности.

Если при составлении финансовой отчетности, касающейся событий и условий, существует значительная неопределенность, которая может вызвать серьезные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, организация должна указать такую ​​неопределенность и четко описать, с чем она связана.

Существенные методы бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, включенной в финансовую отчетность организации за отчетный год.

Промежуточная финансовая отчетность не может содержать информацию об учетной политике организации, если только последняя не изменилась с момента подготовки годовой финансовой отчетности за предыдущий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения в учетной политике организации могут быть внесены в следующих случаях:

  1. изменения в законодательстве Российской Федерации или нормативные акты о бухгалтерском учете;
  2. разработка организацией новых методов бухгалтерского учета. Использование нового метода бухгалтерского учета требует более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или менее трудоемких процессов бухгалтерского учета без снижения степени достоверности информации; 
  3. значительное изменение условий деятельности. Значительное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, сменой деятельности. 

Изменение учетной политики не считается утверждением метода ведения учета фактов хозяйственной деятельности, которые существенно отличаются от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обосновано и формализовано в порядке, установленном пунктом 9 Положения о бухгалтерском учете 1/98.

Изменение учетной политики должно быть введено с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационным и административным документом.

Последствия изменений в учетной политике, которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые показатели организации, измеряются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений в учетной политике производится на основании данных, проверенных организацией на дату, с которой применяется измененный метод учета. 

Последствия изменений в учетной политике, вызванные причинами, отличными от указанных в пункте 20 Положения о бухгалтерском учете 1/98, которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые показатели организации , отражены в финансовой отчетности на основе числовых показателей требования к представлению в течение не менее двух лет, за исключением случаев, когда денежная оценка этих последствий по отношению к этим последствиям по отношению к периодам, предшествующим отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной достоверностью.

С учетом указанного требования отразить последствия изменений в учетной политике следует исходить из предположения, что измененный метод учета использовался с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности такого типа. Отражение последствий изменений в учетной политике состоит в корректировке соответствующих данных, включенных в финансовую отчетность за отчетный период за периоды, предшествующие отчетной. 

Эти корректировки отражены только в финансовой отчетности. В этом случае учетные записи не создаются. 

Изменения в учетной политике, которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые показатели организации, подлежат отдельному раскрытию в финансовой отчетности.

Информация о них должна как минимум включать:

  1. причина изменения учетной политики;
  2. оценка последствий изменений в денежном выражении (по отношению к отчетному году и каждому другому периоду, данные за который включены в финансовую отчетность за отчетный год);
  3. указание на то, что соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному году, включенные в финансовую отчетность за отчетный год, скорректированы.

Изменения в учетной политике за год, следующий за отчетным периодом, объявляются в пояснительной записке к финансовой отчетности организации.


Вывод

Налоговый учет организуется налогоплательщиком независимо от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета утверждается соответствующим приказом руководителя организации.

Налоговое планирование - это непрерывный процесс, который можно охарактеризовать в 5 последовательных этапов:

  • Прежде всего, анализ существующей процедуры налогообложения (построение налоговой модели предприятия),
  • последовательное использование в расчетах конкретного инструмента налогового планирования,
  • сравнительный анализ эффективности выбранных вариантов налоговой оптимизации (модернизация налоговой модели),
  • внедрение наиболее эффективных инструментов на предприятии,
  • сопровождение и адаптация реализованной схемы.

Налоговое планирование является одной из составляющих процесса финансового планирования.

Основным назначением налогового учета является:

  • формирование полной достоверной информации об учете хозяйственных операций, проведенных организацией в течение отчетного периода;
  • предоставление информации внутренним и внешним пользователям для контроля правильности, полноты, своевременности исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Учетная политика, сформированная в организации, должна обеспечивать соблюдение следующих требований: требование полноты, своевременности, осторожности, приоритета контента над формой, согласованности, рациональности.

Владельцы и управляющие крайне заинтересованы в эффективной работе своих фирм и улучшении их экономического состояния, что требует эффективной системы формирования учетной политики. На современном этапе большая роль отводится формированию учетной политики, ее совершенствованию, что создает основу для успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 

Учетная политика - это набор методов учета, выбранных организацией в соответствии с ее бизнес-средой.

Учетная политика отражает три направления: методологический (методологический), технический и организационный аспекты. Выбранные методы и методы бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, необходимы для всех структурных подразделений. Организационная поддержка должна быть подчинена решению задач своевременного предоставления в аппарат управления достоверной информации и необходимой информации при минимально возможных затратах. Техническая сторона процесса представлена ​​выбором формы учета, систем внутреннего контроля производства, технологий обработки информации учета.   

Организация должна раскрывать методы учета, принятые при формировании учетной политики, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями финансовой отчетности.

Несмотря на напряженность финансовой работы в конце следующего финансового года, необходимо забыть о принятии учетной политики на следующий год. Для профессиональных бухгалтеров это подразумевает оценку текущей учетной политики, всестороннее обсуждение проекта. Учитывая появление нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета, формировать учетную политику в связи со спецификой предприятия. Поскольку все тонкости и нюансы бухгалтерской работы будут учтены в учетной политике, наиболее оптимальная схема учета и налогообложения будет выбрана правильно. В конечном итоге от этого также зависит сумма налогов (налоговых санкций), уплачиваемых в бюджет и, соответственно, финансовое благополучие предприятия.    

Необходимость разработки и внедрения учетной политики организации обусловлена ​​практической реализацией бухгалтерского учета, применением его метода, который понимается как взаимосвязанное отражение, обобщение и сравнение в денежном выражении фактов экономической жизни.

Учетная политика, которая заключается в реализации одного и того же метода учета, не одинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных методов оценки, расчета, составления и порядка ведения счетов, особенно их использования - это степень свободы организации в формировании учетной политики. 

Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой комбинацию методов бухгалтерского учета - первоначальное наблюдение, измерение затрат, текущую группировку и обобщение фактов экономической деятельности. Методы бухгалтерского учета включают в себя методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, методов использования бухгалтерских счетов, систем учета в бухгалтерском учете, обработки информации и других методов, методов (пункт 2 ПБУ). 1/98). 

Под учетной политикой для целей налогообложения мы понимаем совокупность методов (методов), используемых Налоговым кодексом Российской Федерации для определения доходов или (расходов), их признания, оценки и распределения, а также бухгалтерского учета, необходимых для целей Налогообложение показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса).

Таким образом, рассматривается налоговая оптимизация, которая является частью финансовой оптимизации - это выбор наилучшего способа управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования. Налоговое планирование осуществляется не после какой-либо бизнес-операции или налогового периода, а до. Снижение налогового бремени, оставаясь в рамках законодательной базы, возможно практически для любой организации.