Налоговая система Польши

Содержание:

  1. Подоходный налог с юридических лиц (налог на прибыль)
  2. Подоходный налог с физических лиц
  3. Налог на товары и услуги 
  4. Общее описание налогов
  5. История налоговой системы Польши
  6. Объем сбора налогов
  7. Оценка налогового бремени на индивида
  8. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.07.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

АТЭС основные цели и задачи. Результаты и ЭФФЕКТИВНЫЕ решения форумов

Инфраструктура мирового товарного рынка

Управление изменениями в условиях слияний и поглощений

Проблема социальных издержек и природа фирмы (Коуз Р. Фирма, рынок и право)

 

Введение:

 

Одним из важнейших факторов экономической политики была налоговая система, которая регулировала процессы экономического развития, отражала уровень экономического и социального развития общества. Особенно ярко эта система стала проявляться в странах влияния СССР, в том числе в Польше, после краха коммунистической системы и перехода к рыночной экономике.

Актуальность работы связана с поиском наиболее эффективной системы налогообложения, которую видит налоговая система Польши. Проблема наиболее эффективной налоговой политики среди стран бывшего Советского Союза наиболее успешно реализуется в практике польской налоговой системы.

В своей работе мы сможем более подробно ознакомиться с системой налогообложения и, возможно, выявить некоторые ее особенности, которые могут быть применены в нашей стране. Россию и Польшу связывают многовековые традиции, в том числе торговые связи, но следует отметить, что с 2014 года торговые отношения между Россией и Польшей значительно сократились, однако это только подтолкнуло Российскую Федерацию к проведению реформ, в том числе предложенных. введение новой системы налогообложения, поскольку действующая система оказалась неэффективной.

Цель данной работы - рассмотреть особенности польской налоговой системы.

Рабочие задачи: 1. Рассмотрим особенности совокупности налогов для резидента Польши; 2. Опишите общую систему налогообложения; 3. Изучить историю изменения налогообложения в Польше; 4. Рассмотрите роль налогов в бюджетной системе. 5. Оценить налоговую нагрузку каждого гражданина.

Подоходный налог с юридических лиц (налог на прибыль)

 

Налогообложение налога на прибыль юридических лиц регулируется законом от 15 февраля 1992 года. Налогоплательщиками могут быть также экономические группы, состоящие, как минимум, из двух торговых компаний, связанных между собой капиталом (grapy kapitalowe). Налоговая экономическая группа образуется исключительно обществами с ограниченной ответственностью или акционерными обществами, если уставный (складочный) капитал, относящийся к одной компании, составляет в среднем не менее 1 млн. злотых. Компании, создающие хозяйственную группу, должны заключить нотариальный договор на срок не менее трёх лет и соблюдать дополнительные условия, предусмотренные законом.

Основой налогообложения является доход (понимаемый в польском налоговом законодательстве как разница между доходом и затратами на его получение), уменьшенный на стоимость пожертвованного имущества (подарков) для науки, техники, образования, здравоохранения, строительства дорог и телекоммуникационных сетей в сельской местности (а также для других целей, предусмотренных в ст. 18 закона). Общая сумма вычетов в соответствии с этими статьями не может превышать 15% доходов. Уменьшение налоговой базы на сумму трансфертов на религиозные и благотворительные цели, а также на природоохранные цели не может превышать 10 процентов дохода. Налоговая база для трансфертов физическим лицам, а также юридическим лицам и организационным единицам, не имеющим юридического лица, осуществляющим деятельность в электронной, топливной, табачной, винодельческой и водочной промышленности, пивоваренной промышленности, а также других алкогольных напитков с содержанием алкоголя более 1,5%, а также изделий из драгоценных металлов или с участием этих металлов или торговлю этими изделиями, не уменьшается.

В 2001 году ставка налога на прибыль предприятий составляла 28%. В 2002 году она была снижена до 24% в 2003 году и до 22% в 2004 году. Юридические лица, расположенные в Польше, подлежат налогообложению по этой ставке на совокупный доход. Если местонахождение налогоплательщика находится за пределами страны, то налогом облагается только часть его доходов, полученных в Польше. Ставка подоходного налога для юридических лиц, находящихся в Польше, на дивиденды и другие доходы от участия в прибыли составляет 20% от полученного дохода. Однако этот налог может быть вычтен из подоходного налога на общеэкономическую деятельность.

С 2000 года возможность получения инвестиционных льгот для юридических лиц была отменена. Однако юридические лица, которые начали инвестировать до конца 1999 года и получили право на инвестиционные льготы, сохранили это право в 2002 году.

Налогоплательщики, которые после 1 января 2000 г. возьмут на себя расходы по продолжению уже начатых инвестиций, но не дольше, чем до конца 2002 г., также смогут воспользоваться инвестиционными льготами.

С начала 2000 года правила включения амортизационных отчислений в себестоимость стали более гибкими. На сумму 3500 злотых была увеличена первоначальная стоимость основных средств, которая включается в расходы в полном объеме и единовременно. Данная операция может быть выполнена в месяце ввода основных средств в эксплуатацию или в следующем месяце. В то же время был увеличен уровень амортизационных отчислений на здания до 4,5%, а на большинство машин и оборудования - до 14%. Введен максимальный уровень норм амортизации и отменены интервальные значения. Закон установил обязанность по переоценке стоимости амортизируемых основных средств. Эта обязанность была возложена на министра финансов в случае, если показатель роста цен на инвестиционные расходы в предыдущем налоговом году увеличится более, чем на 10%.

 

Подоходный налог с физических лиц

 

В 2002 году действовали три налоговые ставки. Уровень налогов в 2002 году на уровне 2001 года не изменился.

К дивидендам и прочим доходам от участия в прибыли юридических лиц применяется единовременная ставка в размере 20%. С 1 марта 2002 года ставка налога в размере 20% применяется к процентам или прочим доходам от денежных средств, аккумулированных на счете налогоплательщика или в других видах сбережений, хранящихся в финансовых учреждениях.

Налогом облагаются доходы физических лиц, постоянно проживающих в Польше, а также лиц, находящихся в Польше более шести месяцев. Доходы лиц, проживающих за границей, также облагаются налогом, если источник такого дохода находится в Польше.

Закон предусматривает различные формы налоговых льгот, вычитаемых как из налоговой базы, т.е. из дохода, так и из начисленного налога. Бесплатная передача собственности (пожертвований) в научных, образовательных, культурных целях, а также на цели здравоохранения уменьшает доход, подлежащий налогообложению, но сумма пожертвований не может превышать 15% от дохода. Подарки на религиозные цели, благотворительную деятельность, общественную безопасность и охрану окружающей среды не должны превышать 10% дохода.

С 1999 г. для определения налоговой базы доход уменьшается на сумму отчислений на пенсии (пенсии по старости и инвалидности), пособия по болезни и несчастным случаям, предусмотренные законом о системе социального страхования. 

 

Налог на товары и услуги 

 

С 8 января 1993 года был введен налог с продаж товаров и платных услуг, предоставляемых на территории Республики Польша, так называемый НДС. Этот налог взимается также с экспорта и импорта товаров и услуг. Продажа компании или филиала, находящегося на самостоятельном балансе, не подлежит налогообложению.

С 1 января 2001 года освобождены от НДС налогоплательщики, чья стоимость реализации товаров и услуг (включая экспорт) не превышала в предыдущем налоговом году эквивалент 10 000 евро. Обязанность по уплате налога возникает с момента выдачи, передачи, замены, безвозмездной передачи товаров или оказания услуг. Налогоплательщики обязаны подать заявление на регистрацию в налоговую инспекцию до дня совершения первого облагаемого налогом акта. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) должен быть указан как в счетах-фактурах, так и в предложениях. Ежемесячно заполнять и подавать налоговую декларацию в налоговую инспекцию.

Закон о НДС предусматривает четыре налоговые ставки: базовую ставку 22%, сниженную ставку 7%, ставку 3% и ставку 0%. Ставка 0% применяется в отношении экспорта товаров и услуг при условии ведения учета и получения документа, подтверждающего экспорт товаров за границу. Категории товаров и услуг, на которые распространяется действие вышеуказанных ставок, могут изменяться, поэтому в конкретных случаях следует обращаться к действующим правилам

Перечень товаров и услуг, освобожденных от НДС и подпадающих под льготную ставку, содержится в приложениях к закону. В частности, был охвачен налог по ставке 3%, за некоторыми исключениями: молочное сырье, пчелиный мёд, овощи и фрукты, продукты рыболовства и переработки рыбы, животноводство, лесное хозяйство и охота. Медицинские и социальные услуги, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы освобождаются от НДС. Среди товаров, на которые в 2002 году распространялась сниженная ставка 7%, - строительные материалы и услуги, минеральные удобрения, пестициды, медикаменты, некоторые продукты питания, детская одежда.

 

Налоговая система Польши

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму причитающегося налога на сумму налога, уплаченного за приобретение товаров и услуг.

Закон об НДС возлагает на производителя и импортера акцизных товаров обязанность по уплате налога в виде акциза. Акцизный налог распространяется, в частности, на нефтепродукты, синтетическое жидкое топливо, электронное оборудование высокого класса, охотничье и газовое оружие, алкогольную и табачную продукцию, вино и пиво, парфюмерию, электронные игровые автоматы и игровые автоматы, парусные и моторные лодки, морские яхты дальнего плавания, автомобили, меха, пластмассовые упаковочные материалы, газ для автомобилей и туристические баллоны.

Ставки акцизного налога определяются в процентах или квотах. Ставки акцизного налога также могут быть изменены в течение календарного года и опубликованы в приложениях к распоряжению Министра финансов.

Министр финансов может издать приказ о снижении акцизных ставок или об освобождении определенных товаров от акциза.

 

Общее описание налогов

 

Не облагаются налогом услуги здравоохранения и товар образования и культуры. Предприятия должны зарегистрироваться в качестве налогоплательщика лишь при доходе свыше 10 000 евро в год. Туристы имеют право не оплачивать НДС на товары свыше 200 евро в случае, если товар не поврежден и вывозится из страны в течение 3 месяцев со дня приобретения.

Акциз. Около 200 товаров дополнительно облагаются акцизным сбором, это товары энергетического сектора, нефтяной промышленности, табачной и алкогольной продукции и т.д. Здесь стоит отметить, что акциз всегда выше для товаров иностранного происхождения.

Налог на дивиденды. Все лица, получаю прибыль от ценных бумаг и имеющие другие виды дохода облагаются дополнительным налогом в 15%, лишь в случае двойного налогообложения ставка будет пересмотрена в соответствии с конвенцией.

Налоги для физических лиц. Они уплачивают налоги в зависимости от дохода по прогрессивной шкале, действуют ставки – 19, 30 и 40%. Стоит отметить, что ставки достаточно высоки, но являются средними для стран ЕС.

Налоги на дарение и наследство. Также регулируются в соответствии с законами Польши и подчиняются прогрессивной шкале. Стоит отметить, что также учитывается и характер взаимоотношений между тем, кто дарит и тем, кто получает в дар.

Налоги на гражданские и юридические акты. Как и в любой стране в Польше также есть такой вид налогообложения, но в Польше гражданин самостоятельно должен рассчитать стоимость налоги и оплатить в течении 14 дней банковским переводом.

Гербовый сбор. Взимается с официальных заявлений, документов и т.д.

Местные налоги. В Польше также есть и местные отличия налоговых ставок и различные типы налогов в зависимости от территориальной принадлежности.Налог на гражданско-правовые действия. Этим налогом облагаются любые юридические действия лиц, как например, продажи, ипотеки и т.д.

Налог на недвижимое имущество. Этим налогом облагаются все имущество, его стоимость рассчитывается ежегодно и публикуется министром финансов.

 

История налоговой системы Польши

 

Стоит отметить, что современная система налогообложения появилась в Польше в результате референдума в 1997 г. с принятием Конституции – основного закона страны. В Конституции указывалось на привилегированное положение свободного предпринимательства в стране. Налоговая система с тех пор претерпевала изменения в сторону либерализации, т.к. многие исследователи отмечали, что система налогообложения и сама процентная ставка являются достаточно высокими, что препятствует развитию предпринимательства в стране. Стоит отметить, что налоговая система не зря является столь неизменной, ведь наполняемость бюджета напрямую зависит от налогов, которые были получены, в первую очередь страна наполняет бюджет за счет косвенных налогов, налогов от предприятий и физических лиц.

Приведя эти данные можно понять, почему правительство не стремится либерализовать налоговую систему страны, ведь тогда она может потерять часть бюджета, но с вступлением в ЕС 1 мая 2004 г. в стране начались реформы, которые были необходимы стране бывшего соцлагеря.  Как мы видим, по данным за последние годы в Польше наблюдается положительная динамика относительно налогового бремени малого предпринимательства, хотя как отмечается, оно все еще остается достаточно высоким.

 

Объем сбора налогов

 

Объем налогов – совокупная величина налогов, которые оплачивают предприятия.

Таким образом, из диаграммы видно, что % налогов, уплаченных преприятиями в Польше даже ниже, чем в среднем по странам ЕС, что несомненно характеризует Польшу как выгодную для развития малого и среднего бизнеса.Как уже отмечалось ранее система налогообложения является основной для наполнения бюджета страны. Основным налогом является налог на прибыль, основной источник наполнения бюджета – прибыль корпораций, положительным моментом является то, что затраты любого рода в Польше вычитаются из налоговой базы.

Еще одним очень важным наполнителем бюджета являются косвенные налоги, которые составляют примерно 42% от бюджета (НДС) и акцизы 22%, при математический обработке получаем, что страна получает 64% доходов от этих двух видов налогообложения. Как уже отмечалось ранее ставка НДС для разных товаров разная, не облагаются НДС социально значимые товары и если выручка не превышает 10 000 евро в год. Ставка НДС в 23% была введена еще 1 января 2011 г. чтобы снизить дефицит бюджета.Говоря об акцизах, стоит отметить, что они были применены приблизительно к 200 товаров, к ним относятся – духи, автомобили, табачные изделия, алкоголь и др. Ставки варьируются в зависимости от товара и страны производителя. Касаемо таможенных сборов, то с вступлением в ЕС со странами-членами все сборы были отменены, остальные продукты облагаются сбором от 0 до 25% и опять же зависят от товара и страны-производителя.

Система сбора налогов дл социального страхования достаточно сложная, она состоит из налогов в Пенсионный фонд, страхование инвалидности, труда, гарантий, страхования от несчастных случаев, страхование временной нетрудоспособности, а также на услуги здравоохранения. Большая часть данных налоговых отчислений не учитывается в налоговой базе.

 

Оценка налогового бремени на индивида

 

Налоговое бремя, наложенное на граждан Польши соответствует требованиям ЕС. В странах ЕС плательщики сами обязаны нести это бремя уплаты налогов. Система налогообложения Польши занимается не только администрированием, но и консультированием граждан по оплате налогов, производит аудит и обрабатывает данные налогоплательщиков. Стоит отметить, что система становится более удобной, а общение с налогоплательщиками переводится в электронный вид.

Для налогоплательщиков, которые еще не до конца разобрались в данной системе существуют бэк-офисы, куда может обратиться каждый гражданин и получить разъяснения по поводу заполнения налоговой декларации, подать заявление и решить другие вопросы.Следует отметить, что сами бэк-офисы тоже создают удобные условии для граждан, они расположены так, чтобы было удобно добраться, возле них освобождаются парковочные места для инвалидов, а также они оборудованы для принятия лиц, с маленькими детьми, а также для людей с ограниченными возможностями.

Итак, рассмотрим налоговую систему Польши с точки зрения индивида, который проживает в стране и платит налоги. В первую очередь мы сталкиваемся с подоходным налогом, его платит гражданин Польши и не рецензент, который проживает более 183 дней. Для граждан налоги предусмотрены на все прибыли и имущество, для не рецензентов предусмотрены налоги лишь на доходы, полученные в данной стране.Стоит отметить, что граждане других стран могут не беспокоиться о двойном налогообложении, т.к. Польша подписала договора, в том числе и со странами СНГ о исключении двойного налогообложения.Также каждому налогоплательщику присваивают свой специальный номер, по которому производится расчет с налоговой службой. По данному номеру регистрируются все данные человека.

Теперь рассмотрим основные особенности подоходного налога Польши: Как и в большинстве стран ЕС налоговая система Польши носит прогрессивный характер. Итак, при заработке ниже 3091 злотых налоги не взимаются, если доходы не превосходят 85 525 злотых – налог составляет 18%, при превышении данной суммы – налог взимается в размере 32%. С юридических лиц – стабильные 19%.

Налоги также взимаются с сельскохозяйственных угодий, которые пригодны для земледелия, здесь же местная власть рассчитывает сумму налога, она зависит от возможности проводить здесь сельскохозяйственные работы (качество почвы), если она не пригодна (кустарники, леса) – налог не взимается. При хорошем качестве почвы процент налога увеличивается, также применяется прогрессивная шкала. Налоги выплачиваются 4 раза в год.

 

Заключение

 

Общие принципы налоговой системы определены в Налоговом кодексе, вступившем в силу 1 января 1998 года. Налоговый кодекс регулирует, в частности, налоговые обязательства, налоговую информацию, производство и контроль налогов. Положения этого закона применяются к налогам, сборам и другим неналоговым обязательствам в пользу государственного бюджета и бюджетов субъектов территориального самоуправления.

Институциональная структура системы является трехступенчатой и состоит из казначейских департаментов (налоговых инспекций) как первого налогового органа, казначейских палат и Министерства финансов. Территориальная компетенция налоговых органов определяется местом жительства или местом нахождения налогоплательщика.

Польская налоговая система охватывает, в частности, корпоративный подоходный налог (налог на прибыль) и его льготы, налог на товары и услуги (НДС), а также акцизный налог, налог на доходы физических лиц. Кроме того, гражданско-правовые акты подлежат обложению государственной пошлиной (соглашения о продаже и обмене вещей и имущественных прав, соглашения о найме и аренде, кредитные соглашения, соглашения о компаниях, соглашения о поручительстве).