Налоговая система государства: сущность, структура

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 12.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Деньги: функции и роль в экономике
Классическая и кейнсианская трактовки макроэкономики
Экономические аспекты глобальных проблем современности
Структурные кризисы, их сущность и последствия


Введение:

В современных условиях налоговая система становится одним из важнейших рычагов регулирования финансовых отношений предприятий с государством в условиях перехода к рыночной экономике. Он призван обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения наиболее важных экономических и социальных проблем.

Налог является обязательным платежом, который поступает в бюджетный фонд в размере, установленном законодательством, и в установленные сроки. Совокупность различных видов налогов, в методах построения и расчета которых применяются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Трудность в понимании природы налога обусловлена ​​тем, что налог является одновременно экономическим, экономическим и юридическим явлением в реальной жизни.

Теоретически, экономическая природа налога состоит в том, чтобы определить источник налогообложения и влияние, которое налог в конечном итоге оказывает на частные домохозяйства и экономику в целом. Поэтому экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, которые являются неотъемлемой частью системы налогообложения, государство влияет на экономическое поведение предприятий, стремясь создать равные условия для всех участников общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого интегрального рынка, способствуя созданию рыночных отношений.

Вводя налоги, государство забирает часть своих доходов у предприятий в свою пользу. Реализация налоговой функции налогов, связанная с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащая дисциплина налогоплательщиков.

Целью данной работы является анализ и изучение налоговой системы в России.

Налоги, теория налогообложения

Налог является одной из древнейших форм экономических отношений, возникновение которых связано с самыми первыми социальными потребностями. Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с субъектов хозяйствования и граждан по ставке, установленной законом. Налоги включали различные виды платежей с доходов отдельных граждан в пользу государства или суверена. Это могут быть различные виды отчислений, налогов, сборов, пошлин и сборов, как денежных, так и натуральных (зерно, вино и т. д.). Люди всегда думали о налогах с двух сторон: некоторые - о том, какие налоги устанавливать и как собирать. им и другим о том, как платить им или как их оставить.

Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе и, чаще всего, основной формой государственных доходов. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Изменения в формах правления всегда сопровождаются трансформацией налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги приводили к уменьшению общей суммы поступлений в казну или когда снижение налоговой ставки увеличивало сумму сбора. В каждом случае эффект был результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах государственной организации жертвоприношение можно считать формой налогообложения, которая была далеко не всегда добровольной, но была своего рода неписаным законом.

Структура и классификация налогов

Общие принципы построения налоговой системы, налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей определяются Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. N 2118-1. Понятие «другие выплаты» включает обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.

Чтобы понять суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.

Как правило, они одинаковы для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

  1. Уровень налоговой ставки должен быть установлен с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня дохода (принцип равного напряжения).
  2. Необходимо приложить все усилия для одноразового налогообложения доходов. Многократное налогообложение доходов или капитала не допускается. Примером реализации этого принципа является замена налога с оборота, где налогообложение оборота происходило по возрастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом только один раз до его реализации (принцип одностороннего время уплаты налога).
  3. Обязательство по уплате налогов. Налоговая система не должна оставлять налогоплательщикам никаких сомнений в неизбежности платежа (принцип обязательства).
  4. Система и порядок уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип мобильности).
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-политическим потребностям (принцип эффективности).
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение созданного ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Попытки унифицировать налоги и сократить количество их видов пока не увенчались успехом. Возможно, это связано с тем, что правительствам удобнее взимать много мелких налогов вместо одного налога; в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов их введение в конкретную систему приобретает важное административное значение. Речь идет о систематизации или классификации налогов, которая заключается в разделении налогов на группы по определенным критериям, характеристикам и особым свойствам.

Современная теория налогообложения, и особенно теория налоговой классификации, затрагивает следующие вопросы:

  1. Выбор критериев и признаков в общей системе налоговой классификации.
  2. о существенных признаках (критериях) при делении налогов на прямые и косвенные, общие и специальные и т. д.
  3. о статусе, то есть о макро- и микросистемной классификации налогов. Речь идет о территориальной иерархии налоговых поступлений в консолидированный бюджет государства.
  4. проблема формирования налогового потенциала на уровне микроэкономики, то есть проблема изъятия, назначения или включения определенных элементов (ставок, льгот, скидок, отчислений и т. д.) В налогооблагаемую базу субъектов хозяйствования.
  5. объем налогов, то есть о смещении (смещении), пропорциональности, прогрессивности и регрессивности налогов.

По механизму формирования налоги делятся на два типа - прямые и косвенные. Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходный налог и подоходный налог, налоги на имущество, включая налоги на имущество, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капитала за границу и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги. Это налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, непосредственно включенные в цену товаров или услуг); наследование; по операциям с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переводятся в цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно передать потребителю. Из них проще всего обстоит дело с налогами на землю и другую недвижимость: они включены в арендную плату и стоимость аренды сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переводятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем больше налога переходит на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога передается потребителю и тем больше выплачивается из прибыли.

Как вы знаете, ранее в финансовой науке при делении налогов на прямые и косвенные использовались три критерия: платежеспособность, метод налогообложения и сбора и признак переноса. Сегодня в современных условиях этих критериев для принятия эффективных управленческих решений в сфере налогообложения недостаточно. Более обширная система классификации налогов подробно описана в Приложении 1.

Вся совокупность налогов, сборов и других платежей сгруппирована по 12 критериям, но, видимо, это не предел.

Различия в налогах также зависят от характера налогооблагаемых доходов и расходов. Следовательно, характер этих доходов и расходов также может быть признаком налоговой классификации. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов по источникам налогообложения: себестоимость продукции (себестоимость); прибыль; валовая прибыль; Общая прибыль; чистый доход, капитал и т. д.

Налоги различаются в зависимости от того, кто их собирает и в какой бюджет они идут, для чего они предназначены. По этим причинам налоги соответственно подразделяются на государственные и местные, общие и специальные. При всей важности этих критериев и особенностей при классификации налогов в финансово-аналитической практике все же используется разделение всего набора налогов на две группы: прямые и косвенные.

Деление налогов на прямые и косвенные налоги продолжалось довольно долго. Сегодня он не потерял своей актуальности. Дискуссии шли в двух противоречивых направлениях: «за» и «против». Например, сторонники прямого налогообложения И.Х. Озеров и М.И. Фридман писал в 1920-х годах: «Как правило, прямые налоги дают более точный и определенный доход, в большей степени соизмеримый со способностью населения платить, более точно и четко определяют налоговые обязательства каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые налоги имеют дело только с личным доходом плательщика и полностью пассивны в отношении производства национального богатства».

Доводы сторонников косвенного налогообложения были более четко обоснованы российскими финансистами М.Н. Соболев и Л.В. Chodsky.

Торговый флот Соболев, например, говорит о трех сторонах - преимуществах косвенного налогообложения:

  1. «Эти налоги, поскольку они выпадают на потребительские товары, очень выгодны для государства. Их рентабельность основана именно на их большом потреблении, измеряемом миллионами и десятками миллионов пудов, ведер и других единиц измерения. 
  2. Вторая сторона заключается в том, что косвенные налоги, включенные в цену продукта, выплачиваются незамеченными потребителями.
  3. Третья сторона налоговых льгот связана с тем, что косвенные налоги включаются в цену товаров, приобретаемых потребителями, когда у них есть деньги в карманах, и не могут сопровождаться задолженностью, как в случае с налогами на производство ( прямые налоги).

Налоги могут взиматься следующими способами:

  1. кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцируется на группы по определенному критерию. Список этих групп и их признаков заносится в специальные справочники. Индивидуальная ставка налога устанавливается для каждой группы. Этот метод характеризуется тем, что сумма налога не зависит от доходности объекта.
  2. Примером такого налога является налог на владельца транспортного средства. Он взимается с установленной скоростью в зависимости от мощности транспортного средства, независимо от того, используется ли транспортное средство или находится в режиме ожидания.
  3. на основании декларации. Декларация - это документ, в котором налогоплательщик обеспечивает расчет дохода и налога с него. Характерной особенностью этого метода является то, что налог уплачивается после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером является подоходный налог.
  4. у источника. Этот налог оплачивает лицо, платящее доход. Следовательно, налог уплачивается до получения дохода, а получатель дохода получает его, уменьшенный на сумму налога.
  5. Например, подоходный налог с населения. Этот налог оплачивается предприятием или организацией, в которой работает физическое лицо. Те. до выплаты, например, заработной платы, сумма налога вычитается из нее и перечисляется в бюджет. Оставшаяся сумма выплачивается работнику.

Виды налогов также различаются в зависимости от характера налоговых ставок.

Ставка налога представляет собой процент или долю подлежащих уплате средств или, точнее, сумму налога на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т. д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если ставка налога неизменна, не зависит от суммы дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о фиксированных ставках налога на единицу объекта.

При прогрессивном налоге ставка налога увеличивается с увеличением размера объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, напротив, уменьшается с увеличением объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится для стимулирования роста доходов, прибыли, имущества.

Налоговая ставка может зависеть от категории, к которой принадлежит плательщик, от того, к какой социальной группе принадлежит гражданин, или к какой размерной группе принадлежит предприятие, но это не так и, в принципе, не может зависеть от того, кто именно платит.

Фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, поскольку они способствуют прогнозированию ее результатов.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - это федеральные налоги в России. Они действуют по всей стране и регулируются общероссийским законодательством, образуют основу доходов федерального бюджета и, поскольку они являются наиболее доходными источниками, они поддерживают финансовую устойчивость бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги республик в пределах Российской Федерации и налоги территорий, областей, автономных округов, автономных округов или региональных налогов. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Некоторые региональные налоги, как правило, являются обязательными на территории Российской Федерации. При этом региональные власти регулируют только свои ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень - это местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т. д. Понятие «район» с точки зрения налогообложения не включает район внутри города. Представительные органы (городские думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга уполномочены устанавливать как региональные, так и местные налоги.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточены в федеральном бюджете. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Эти налоги составляют основу финансовой базы государства.

Наибольший доход в региональные бюджеты поступает от налога на имущество юридических лиц. По сути, это согласуется с мировой практикой, с той разницей, что в большинстве стран нет различий между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц.

Среди местных налогов большие доходы обеспечиваются: подоходным налогом с населения, налогом на имущество физических лиц, земельным налогом и большой группой других местных налогов.

Бюджетная структура Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги являются лишь дополнением к доходной части соответствующих бюджетов. Основную часть в их формировании составляют отчисления из федеральных налогов.

Фиксированные и регулирующие налоги в полном объеме или в виде фиксированного процента на долгосрочной основе поступают в бюджеты нижнего уровня. Налоги, такие как гербовый сбор, государственная пошлина, налог на имущество, переданное по наследству или в дар, с федеральным статусом, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с населения распределяются между бюджетами, и в зависимости от обстоятельств, в том числе финансового положения определенных территорий, процент отчислений может изменяться. Стандарты утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей и отраслей, способствует решению насущных для общества проблем. Хорошим примером является содействие развитию малого бизнеса, поддержка его всеми возможными способами.

Таким образом, можно сделать вывод, что с экономической точки зрения налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых финансовыми органами. Изучив преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только путем сочетания прямого и косвенного налогообложения мы можем построить налоговую систему, которая отвечает фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

Основная задача налогового регулирования - сосредоточить в руках государственного и местных бюджетов средства, необходимые для решения проблем социально-экономического и научно-технического развития, с которыми сталкиваются люди, страна и отрасли в целом.

Функции налоговой системы

Налоговая система является наиболее активным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Государство широко использует налоговую политику как определенный регулятор влияния на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. Эффективное функционирование всей экономики государства зависит от того, насколько правильно построена система налогообложения.

Современная налоговая система в России основана на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: разовое налогообложение (один и тот же объект одного и того же типа облагается налогом один раз за период, определенный законом), строгая процедура введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налогов доходы между бюджетами разных уровней.

Принятая законодательством система налогообложения является практическим инструментом перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, поэтому именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования функций, присущих налогообложению, то есть о роли налоговая система.

Первое место должно быть отведено регулирующей функции, без которой в экономике не обойтись. Рыночная экономика в развитых странах является регулируемой экономикой. Невозможно представить эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, которая не регулируется государством.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  • Регулирование рынка, товарно-денежных отношений. Он заключается в разработке законов, нормативных актов, регулирующих отношения между лицами, действующими на рынке, прежде всего предпринимателями, работодателями и работниками. К ним относятся законы, нормативные акты, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения между производителями, продавцами и покупателями, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, установление порядка проведения аукционов, ярмарок, правила для обращения ценных бумаг и т. д. ... Это направление государственного регулирования рынка напрямую не связано с налогами;
  • Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основной целью экономического закона, действующего в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет в основном о финансово-экономических методах государственного воздействия на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в направлении, выгодном для общества.

Таким образом, развитие экономики регулируется финансово-экономическими методами - посредством применения хорошо функционирующей системы налогообложения, маневрирования ссудного капитала и процентных ставок, выделения капитальных вложений и субсидий из бюджета, государственных закупок и осуществления национальных экономические программы и т. д. Налоги являются центральными для этого комплекса экономических методов.

Еще одна функция налогов - стимул. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение количества рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т. д. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что суммы прибыли, направляемые на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряд других, освобождаются от налогообложения. Эта выгода, конечно, очень существенная.

Следующая функция налогов - распределительная, точнее, перераспределительная. Через налоги средства концентрируются в государственном бюджете, который затем направляется на решение национальных экономических проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научных, технических, экономических и т. д.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходы граждан, направляя ее на развитие промышленной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и капиталоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости: железные и автомобильные дороги, горнодобывающая промышленность, электростанции и т. д. В этих условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно сказывается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Правильно структурированная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это делается в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных налоговых ставок, направления значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

И еще одна функция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходы (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и т. д.) или их недостаточно для обеспечения должного уровня развития фундаментальной науки, театров, музеев и многих учебных заведений и т. д.

Указанное разграничение функций налоговой системы является условным, поскольку все они взаимосвязаны и осуществляются одновременно. Налоги стабильны и гибки. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каким будет эффект от конкретного экономического решения, транзакции, финансовой транзакции и т. д.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставок, льгот, санкций может быть установлен раз и навсегда. Нет «замороженных» систем налогообложения и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер социальной системы, состояние экономики страны, стабильность общественно-политической ситуации.

Налоговую систему можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции остаются неизменными (если, конечно, налоговые ставки не выходят за рамки экономическая целесообразность).

Налоги как инструмент государственной политики

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мер, осуществляемых государством при формировании государственных доходов и регулировании экономики. Это также правовые нормы по внедрению налоговых методов в регулирование, планирование и контроль государственных доходов.

Содержание и цели налоговой политики определяются социально-экономической структурой общества и социальными группами власти. Экономически обоснованная налоговая политика направлена ​​на оптимизацию централизации средств через налоговую систему.

Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования экономики страны в целом; сглаживание неравенства в уровнях доходов населения, возникающих в процессе рыночных отношений.

Динамизм налоговой системы обусловлен не только изменениями видов налогов, но и в еще большей степени - гибкостью налоговых ставок. А само налоговое бремя зависит от величины налоговых ставок, поэтому в процессе налогового регулирования государство чаще всего прибегает к манипулированию налоговыми ставками, проценту, который определяет долю изъятых доходов. И чтобы как-то смягчить налоговый процесс для отдельных налогоплательщиков, они используют налоговые льготы в виде снижения налоговых ставок или освобождения от налогов. Иногда налоговые льготы используются в качестве стимулов.

Вопрос о размере критического налогообложения уже давно беспокоит политиков, ученых и практиков. Исследуя взаимосвязь между размером налоговой ставки и доходами в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что увеличение налоговой ставки не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений государства.

Конечно, трудно ожидать, что может быть построена идеальная шкала налогообложения. Теория должна быть тщательно пересмотрена на практике. Национальные, культурные и психологические факторы имеют большое значение в оценке его справедливости. Американцы, например, считают, что с налоговой ставкой в ​​Швеции (75%) никто в Соединенных Штатах не будет работать в легальной экономике. В целом считается, что самая высокая ставка подоходного налога должна быть в пределах 50-70%.

Налоги - это те же экономические стандарты, но только действительно единообразные и стабильные, независимые от воли отдельных лиц.

Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производству, регионам, но не по отдельным предприятиям.

Налоги относятся к классу экономических стандартов, они формируются в соответствии с принципами, присущими стандартам. Например, ставку подоходного налога можно рассматривать как стандарт отчислений из прибыли в бюджет, но устанавливаемый на национальном уровне.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой зачисления части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.

Одним из таких преимуществ является юридическая природа налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а законами, принятыми парламентами.

Экономическая сущность налогов

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. П. Прудон правильно заметил, что «по сути вопрос о налоге - это вопрос государства».

История показывает, что налоги являются более поздней формой государственных доходов. Первоначально налоги назывались «вспомогательными» и носили временный характер. Даже в первой половине 17-го века английский парламент не признавал постоянные налоги для общих государственных нужд, и король не мог вводить налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, которые не были расформированы даже в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько распространенным источником государственных средств, что известный политик в Северной Америке Б. Франклин мог бы сказать, что «все должны платить налоги и умереть». Карл Маркс обратил внимание на исключительную важность налогов для государства, но уже с классовой позиции: «Налог - это кормление матери грудью правительства». 

Когда население смирилось с налогами и превратилось в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, называемые индивидуалистическими. Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентами и услуг возмездия.

Теория обмена услугами соответствовала условиям средневековой системы. Государственная экономика тогда питалась доходами от доменов (государственная собственность: леса, земля), защита правительства была «куплена» за счет налоговых поступлений.

Теория выгод возникла в эпоху Просвещения, когда налог стал восприниматься как платеж, осуществляемый каждым гражданином для защиты его личной и имущественной безопасности.

Определения налога основаны на понятии договорного происхождения государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа, представленная А. Смитом, Д. Рикардо и их последователями, заслуга которых заключается в разработке вопроса об экономической природе налога. А. Смит был первым, кто исследовал экономическую природу налога. Он считал, что государственные расходы непродуктивны, но, с другой стороны, можно сделать вывод, что теория непродуктивных государственных услуг не мешает А. Смиту признать налог в качестве справедливой цены для оплаты услуг государству.

Доктрина верховенства права приводит финансовую науку к идее обязательного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвоприношений и теории общественных потребностей. Эти теории интерпретировали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязательство.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю. Витте в своих лекциях, прочитанных великому князю Михаилу Александровичу, определил налог как «обязательные сборы с доходов и имущества, взимаемые в силу высших прав государства ради достижения более высоких целей». 

Теория социальных потребностей отразила реалии последней четверти XIX - начала XX веков, вызванные резким увеличением государственных расходов и необходимостью оправдать увеличение налогового бремени. Так, Ф. Нитти определяет налог как «часть богатства, которую граждане отдают государству и местным органам власти для удовлетворения коллективных потребностей». Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками. Была полностью принята кейнсианцами, скорректирована с учетом «социальных потребностей». вместо "коллективного".

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения заключалась в том, что советское «общество на законных основаниях провозгласило строительство первого в мире безналогового государства». Это означает, что в советский период не было научных разработок в области налогов. Реализация экономической реформы в России означала необходимость налоговой реформы, соответствующих теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которые необходимо было решить, было уточнение содержания категории «налог».

С юридической, юридической точки зрения налоги - это нормы, установленные законодательными актами, которые регулируют размер, формы, методы и сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций и населения.

С экономической точки зрения налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых финансовыми органами с целью предоставления средств тем лицам, предприятиям, программам, секторам и сферам экономики, которые нуждаются в ресурсах. но не в состоянии обеспечить его из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование доходов ставит своей главной задачей концентрацию в руках государственного и местных бюджетов средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, с которыми сталкиваются люди, страна и отрасли в целом.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения хорошо функционирующей системы налогообложения, маневрирования ссудного капитала и процентных ставок, выделения капитальных вложений и субсидий из бюджета, государственных закупок и реализации экономических программ и т. д. Налоги являются центральными в этом комплексе экономических методов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей и отраслей, способствует решению насущных для общества проблем.

Указанное разграничение функций налоговой системы является условным, поскольку все они взаимосвязаны и осуществляются одновременно.

Вывод:

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами, необходимыми для развития государственного сектора страны. Налоги могут выступать в качестве эффективного финансового регулятора. Государство перераспределяет налоговые поступления (доходы), собранные в бюджетах, в пользу программ, требующих финансирования.

Налоговые отношения развиваются под влиянием целого комплекса законов. Исторически государственные финансы и их масштабная часть - налоги регулировались особыми правовыми нормами. Со временем правоприменительная практика в области государственных финансов была осмыслена с территориальной точки зрения, установлены ее связи с экономическими тенденциями общественного развития, проведены проверки закономерностей и, в конечном итоге, сформированы законы.

Законность и четкие фундаментальные принципы налоговой системы способствуют стабилизации фискальных отношений, определяют стратегию и тактику их развития и делают налогообложение долгосрочным характером действий. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговой науки связывает органическое целое экономики и политики.

В России существует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко распределяет определенные налоги на администрацию каждого уровня, чтобы фонды, поддерживающие ее деятельность, направлялись непосредственно в соответствующую казну.

Российская налоговая система все еще несовершенна и нуждается в совершенствовании. Основные направления совершенствования налоговой системы включают снижение налоговой нагрузки, оптимальное распределение средств между бюджетами разных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлечь инвесторов в российское предприятие, негативно сказывается на экономической и социальной динамике общества.

Прибыль предприятия, в котором заинтересовано все общество, напрямую зависит от стабильности налоговой системы, поскольку она обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, увеличение в доходах населения.