Налоговая реформа 1998 года и ее значение для развития налоговой системы Российской Федерации

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Сравнительная характеристика налоговой системы России и Германии (либо любой другой страны по выбору студента).
Эволюция налоговой политики в Российской Федерации.
Налоговая политика государства в период неустойчивого экономического развития.
Налоговая политика государства: зарубежный опыт и возможности его применения в России.


Введение:

 

Среди экономических рычагов воздействия государства на рыночную экономику важное место отводится налогам. В рыночной экономике любое государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях.

Устанавливая налоги, предметы и объекты налогообложения, налоговые базы, налоговые ставки, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одном направлении и стимулирует в других. Исходя из национальных интересов. Успех применяемых экономических решений во многом зависит от успешного функционирования налоговой системы. Использование налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи национальных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются отношения между предпринимателями, предприятиями всех форм собственности с государственным и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, в том числе формируется привлечение иностранных инвестиций, формируется самостоятельный доход и прибыль предприятия. 

В контексте перехода от административно-директивных методов управления к экономическим методам роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, стимулирование и развитие приоритетных секторов национальной экономики резко возрастают благодаря налогам, которые может преследовать государство. энергичная политика в развитии высокотехнологичных производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налогообложение древнерусского государства

Объединение древнерусского государства началось только с конца 9 века. Основным источником дохода для княжеской казны была дань. По словам историка С. М. Соловьева, «некоторые платили мехом от дыма или жилого помещения, некоторые - шляпкой от раны». Под шапкой, по-видимому, следует понимать иностранные, в основном арабские, металлические монеты, обращавшиеся в то время в России. «От хулиганства» - то есть от плуга или плуга. Тогда есть информация о русской гривне. Гривну называли слитком серебра различной формы, обычно продолговатого. Дань взималась двумя способами: с помощью кареты, когда ее доставляли в Киев, и с любовью, когда за ней шли сами князья или княжеские отряды. За убийство взимается судебный сбор «Вира», за другие преступления - «продажа». Судебные сборы обычно составляли от 5 до 80 гривен. Та же обязанность, что и для раба, была установлена ​​за убийство чужой лошади или скота. «Тот, кто намеренно убивает чужую лошадь или другой крупный рогатый скот, платит 12 гривен Казначейству и владельцу гривны».            

После татаро-монгольского нашествия основным налогом был «выход», взимаемый сначала басками - уполномоченными представителями хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» был наложен на каждую мужскую душу и на голову крупного рогатого скота. Сбор прямых налогов в казну самого российского государства стал практически невозможным. Основным источником внутреннего дохода были пошлины. Особенно большими источниками дохода были торговые сборы. Они значительно увеличились в связи с присоединением новых земель к Московскому княжеству при князе Иване Калите (1340) и его сыне Симеоне Гордоме (1316-1353).     

Создание финансовой системы России

Оплата «выхода» была остановлена ​​Иваном III (1440–1505) в 1480 году, после чего снова началось создание финансовой системы России. В качестве основного прямого налога Иван III ввел эти деньги от черноволосых крестьян и горожан. Затем последовали новые налоги: Ямские, продовольственные налоги - на производство оружия, сборы за городское и укрытие, то есть за строительство хижин - укреплений на южных границах Московского государства. Помимо дани, источником дохода для казны великого князя был судебный процесс. Сдаются в аренду пахотные земли, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдал тем, кто заплатил больше. Описание земель важно, так как земельный налог был разработан в России, в который был включен земельный налог. Последнее определялось не только количеством земли, но и ее качеством. Земля была разделена на десятины, четверки и четверки. Для определения суммы налогов использовалось «письмо курьера». Он предусматривал измерение земли, включая застроенные дворы в городах, перевод данных в условные единицы налога «плуги» и определение на этой основе налогов. Плуг измерялся парами (около 0,5 десятины), его размер в разных местах было неравномерным. Писец состоял из писца с клерками, которые были с ним. Описания городов и округов с населением, дворов, категорий помещиков были обобщены в книгах писцов. Соха как налоговая единица была отменена в 1679 году. К тому времени двор стал единицей для расчета прямого налогообложения. Иван Грозный (1530-1584) увеличил государственные доходы на лучший порядок сбора налогов. С его фермерами было наложено определенное количество сельскохозяйственной продукции и денег, что было записано в специальных книгах. По словам Н. Карамзина, «два фермера, посеявшие для себя 6 четвертей ржи, каждый год давали великому князю 2 гривны и 4 денег, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьминога с пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли пятую или четвертую долю собранного хлеба, баранов, кур. В сокровищницу. Некоторые давали больше, другие меньше, в зависимости от обилия или отсутствия земли. » В дополнении к обычным прямым налогам и налогам, при Иване Грозном, целевых налоги были широко распространены. Это были деньги Ямской, деньги стрельцов для создания регулярной армии, деньги полярных денег для выкупа захваченных военнослужащих и похищенных русских в полном объеме. Схема и сбор налогов были сделаны самими земскими общинами через выборных плательщиков. Они отметили, что налоговое бремя распределялось равномерно «в изобилии», для чего были составлены так называемые «зарплатные книги». Политический союз русских земель датируется концом 15 века. Самые прямые налоги были собраны Орденом Большого Прихода. В то же время территориальные заказы касались налогообложения населения: прежде всего Новгородского, Галичского, Устюжского, Владимирского, Костромского чет, которые служили кассами; Казанские и сибирские ордена собирают ясаки у населения Поволжья и Сибири; Орден великого дворца облагал налогом королевские земли; Орден большой казны, куда были отправлены сборы с городских ремесел; Распечатанный приказ, который взимал плату за обязательство действий суверенной печатью; Казначейство патриаршего ордена, отвечающего за налогообложение церковных и монастырских земель. Помимо вышесказанного, были собраны налоги Стрелецкого, Посольского, Ямского орденов. Благодаря этому финансовая система России в XV - XVII вв. был чрезвычайно сложным и запутанным. Ущелье лого, которое собиралось время от времени во время правления Алексея Михайловича, стало постоянным (согласно Кодексу 1649 года) и собиралось ежегодно «от самых разных людей». Посадские горожане и крестьяне церкви заплатили по 8 денег со двора, дворцовых и помещичьих крестьян - по 4 денег каждому, а лучникам, казакам и другим военнослужащим более низкого ранга - по 2 денег. При Иване Грозном налог Стрелецкой был незначительным, а при Алексее Михайловиче он вырос до значения одного из основных прямых налогов и уплачивался как в натуральной, так и в денежной форме. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и дополнительных затрат. В дополнение к стрелецкому налогу были введены военные налоги: деньги были драгунскими, вербовочными, корабельными, предназначенными для покупки драгунских лошадей, и были введены другие налоги. Царь создал особую должность - кормильцы, чья обязанность - «сидеть и чинить прибыли императора», то есть изобретать новые источники доходов для казны. Таким образом, был введен гербовый сбор, налог на душу населения с таксистов - десятая часть дохода от их найма, налоги с гостиниц, печей, гладких лодок, арбузов, орехов, продажи еды, найма домов, ледокольных работ и другие налоги и сборы. В январе 1705 года усилиями кормильцев на усы и бороды была наложена пошлина. Было решено, что для тех, кто не хочет бриться, берут: у придворных и слуг по 60 рублей каждый, а у гостей и из гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей каждая. ежегодно.    

В будущем прибыль предложила радикальное изменение налоговой системы, а именно переход на налог на душу населения. До 1678 г. единицей налогообложения была «плуг», установленная в письме новичка, а с 1678 г. двор стал такой единицей. Сразу же возник метод уклонения от уплаты налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали ограждать одним плетеным забором. Прибыль предложила перейти от внутреннего двора к общей системе налогообложения, душой которой стала мужская душа, а не суд. В 1718 году началась перепись населения на душу населения, которая проходила в несколько этапов до 1724 года для оценки налога на душу населения. В России при преемниках Петра I финансы стали расстраиваться. В отличие от своего великого предка, Елизавета (1709-1761) и Петр III (1728-1762) не делали различий между сокровищницей и их доходами. Торговые секторы были превращены в разрушительные частные монополии. Со времен Анны Иоанновны (1693-1740) они больше не заботились о сбережениях в государстве. Незадолго до свержения Петра III в мае 1762 года государь был проинформирован: государственные доходы составили 15 350 636 рублей. 93 1/4 копейки Екатерины II (1729-1796) многие хозяйства и монополии были отменены, официальная цена на соль была снижена с 50 копеек. до 30 копеек за пудов, вывоз хлеба за границу временно запрещен с целью снижения его стоимости, составлен перечень доходов и расходов. Оптимизированный финансовый менеджмент, в том числе в провинциях. Принятые финансовые меры, наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны, привели к увеличению доходов. Должен сказать, что в эти годы иногда принимались решения, которые давали быстрый финансовый эффект, но которые вряд ли можно считать полезными в целом. Итак, в 1765 году было признано необходимым отказаться от торговли вином, что и было сделано. После двух лет покупки они получили широкое распространение. Более трети государственных расходов было поглощено армией. В середине 60-х годов налог на капитолий был подан полностью в соответствии с указаниями Петра Великого на содержание армии. Но деньги от вина, соли и таможенных пошлин тоже пошли туда. В 1775 году Екатерина II внесла радикальные изменения в налогообложение купцов.                      

Она отменила все частные налоги на рыболовство и подоходный налог с торговцев и установила с них налог на гильдию. Все торговцы были распределены по статусу собственности на три гильдии. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал более 500 рублей. Тех, кто имел меньший капитал, считали не торговцами, а торговцами и платили налог на душу населения. С капиталом от 1 тысячи до 10 тысяч рублей. купец был частью второй гильдии, а с большим капиталом - первой. Каждый торговец объявил свою столицу «добросовестно». Имущество не проверялось, доносы за его сокрытие не принимались. Первоначально налог взимался по ставке 1% от объявленного капитала. Через 10 лет был принят Городской регламент, который увеличил размер объявленной столицы для приема в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем он вырос и в конце царствования Александра I составил 2,5% для торговцев третьей гильдии и 4% для торговцев первой и второй гильдий. Что же касается постоянного уплаты налога на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тот налог, который был введен Петром I. Согласно указу от 3 мая 1783 года, «налоги с горожан и крестьян по количество душ полагается исключительно для удобства в целом, государственный счет. « Такая учетная запись не должна мешать плательщикам» способами, которые они предполагают для удобной и соразмерной уплаты налогов. « Сообщество могло бы развернуть налог на участие в опросах, установленный между его членами, как это было сочтено необходимым. И с 1797 года уже российские провинции были разделены на четыре класса, и для каждого класса были назначены отдельные оклады.              

В то время прямые налоги в бюджете России играли второстепенную роль по сравнению с косвенными налогами. Так, в опросный налог было собрано 1763 5667 тыс. Руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г. - 24 721 тыс. руб. или 36% выручки. Косвенные налоги составляли 42% в 1764 году и 43% в 1796 году. Почти половину этой суммы составили налоги на питье. Екатерина II преобразовала систему финансового управления. В 1780 году была создана экспедиция по государственным доходам, которая в следующем году была разделена на четыре независимых экспедиции. Один из них отвечал за доходы государства, другой - расходы, третий - аудит счетов, четвертый - погашение задолженности, недоимки и отчисления. В провинциях были созданы коллегиальные провинциальные палаты для управления, сбора, аудита и учреждений. Провинциальная казначейская палата подчинялась казначейству провинциальных и уездных, в которых хранились доходы казны. Таким образом, Екатерина продолжила курс Петра I. За этот период бюджеты городов укрепились, и статьи по запросу стали играть все более важную роль. Налоги взимались с помещиков и владельцев ям, отгрузок, рыболовства, мобильных лодок, записи в городскую обывательскую книгу. В то время в городских бюджетах появились первые заемные средства и проценты по вкладам в банках. В начале прошлого века политические события в Европе (война с Наполеоном) требовали постоянной напряженности всех российских ресурсов, в том числе финансовых. В 1809 году расходы государственного бюджета превысили доходы в два раза. В это время была разработана программа финансовой трансформации - «финансовый план», связанный с именем крупного государственного деятеля М. М. Сперанского (1772-1839). Программа предложила ряд срочных мер по рационализации доходов и расходов.                

План М.М. Сперанского во многом основывался на повышении налогов в два или даже три раза. Затраты должны соответствовать доходам. Следовательно, никакие новые расходы не могут быть назначены до того, как будет найден источник дохода, соразмерный с ним. Через несколько лет после «финансового плана» в России появилась первая большая работа в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818). Был и отечественный опыт. «Все богатство людей, - считает Н. Тургенев, - исходит из двух основных источников: сил природы и сил человека. Но необходимы средства для извлечения богатства из этих источников. Эти инструменты состоят из различных инструментов, зданий, денег и так далее. Ценность этих инструментов, структур, денег называется капиталом. Все налоги, как правило, поступают из трех источников общественного дохода, а именно: 1) от дохода от земли, 2) от дохода от капитала, 3) от дохода от работы. Налог должен всегда взиматься с дохода и, более того, с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники государственного дохода не истощались. » Н. Тургенев считает этот постулат быть общим правилом в сборе налогов, которые должны дополнить основополагающие принципы А. Смита. Говоря о сознании национального богатства, автор подчеркивает, что «выгода землевладельцев всегда тесно связана с выгодами всего государства; почему правительства при внесении изменений, касающихся благосостояния всего народа, должны в первую очередь соответствовать выгодам землевладельцев и фермеров. » В поддержку идеи интересов купцов, Н. Тургенев приводит такой случай. Однажды Кольбер, желая внести некоторые изменения в области финансов, попросил в этом обсуждении совета у одного из самых известных парижских купцов. Этот благородный человек ответил министру: «Лучший совет, который я могу вам дать, это то, что вы никогда не спрашиваете торговцев о финансах». Н. Тургенев выдвигает новую задачу в условиях того времени в России: он требует заранее изучить и предсказать возможные последствия введения или изменения налогов. Это требование, которое является наиболее актуальным для нашей экономики, относится к концу 20-го века.                   

Он пишет: «Из-за отсутствия предварительных исследований выбор налогов часто невыгоден для правительства. Желая навязать файл одному, правительство фактически навязывает его другому. Желая ограничить прибыль продавца, введя налог, вместо этого он заставляет потребителя платить больше за товары, которые он покупает, в то время как прибыль продавца не уменьшается. Иногда правительство, налагая большие налоги на предметы роскоши, считает, что эти налоги не причинят вреда никому, кроме богатых и роскошных людей, но эти богатые люди легко отказываются потреблять такие предметы, те же, которые занимались их обработкой и продажей. Из-за требований уничтожения, должны оставить свои исследования, взять на себя других или разориться. "    

Н. Тургенев постоянно напоминает нам, что налоги уменьшают благосостояние людей, потому что часть дохода расходуется без умножения этого дохода. Лишая промышленность капитала, налоги препятствуют ее развитию. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средним уровнем дохода. Некоторое время спустя, в 1845 году, в Казани была опубликована книга Ивана Городова «Теория финансов», посвященная общей теории налогообложения, монопольного дохода и государственного кредита. В 1811 году финансовый менеджмент был разделен между тремя отделами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное казначейство отвечало за расходы, Государственный контролер занимался проверкой всех счетов. На протяжении XIX в. Основным источником дохода оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом был налог на душу населения. Количество плательщиков определялось по результатам переписей. Начиная с 1863 года, городские жители стали облагаться налогом с горожан, а не с избирательного налога. Отмена налога на опросы началась в 1882 году. Второе место среди прямых налогов заняли сборы. Это была оплата государством крестьян за пользование землей. Арендная ставка была дифференцирована по классам провинций. Торговцы заплатили комиссию гильдии - процент от объявленного капитала. Кроме того, существовала патентная система налогообложения торговли и промышленности. Билеты были введены в магазины, т.е. плата за каждое торговое заведение. Наряду с основными ставками прямого налогообложения были введены специальные целевые пособия. Таковы были пособия на строительство государственных автомагистралей, устройство водных коммуникаций и временные пособия для ускорения выплаты государственных долгов (они действовали с 1812 по 1820 годы). В 1898 году Николай II утвердил Положение о государственном коммерческом налоге. Налог просуществовал до революции 1917 года. Рыболовные сертификаты в соответствии с настоящими Правилами отбирались для каждого промышленного предприятия, торгового предприятия, парохода; Сертификат может быть получен как физическим, так и юридическим лицом. Это обеспечило единый подход к гильдии купцов и акционерных обществ. Было введено 3 торговых и 8 промышленных категорий, за которые взимался основной налог на рыболовство. Основной коммерческий налог состоял из налога с торговых учреждений и складов, налога с промышленных предприятий и налога с сертификатов о справедливой торговле. Они собирались при ежегодной выборке рыболовных сертификатов по фиксированным ставкам, дифференцированным по провинциям России. Дополнительный коммерческий налог по размеру превышал базовый и зависел от размера основного капитала и прибыли предприятия. Кроме того, это зависело от характера предприятия - будь то гильдия или акционерное общество. Размер платы за складирование определялся законом один раз в три года и ежегодно отображался в провинциях предприятиями. Налог на прибыль составлял 3,33% от этой части прибыли, что в 30 раз превышало сумму основного рыболовного налога. Акционерные общества платили дополнительный коммерческий налог в виде налога на капитал и процентов на прибыль. Налог на капитал взимался по ставке 0,15%. С капиталом менее 100 руб. он был обвинен. Процентная ставка по прибыли была установлена ​​пропорционально чистой прибыли. Чистая прибыль сама была рассчитана в процентах от основного капитала.                                   

С.Ю. также внес большой вклад в развитие налоговой системы. Витте, проводя денежную реформу, не мог пропустить вопросы налогообложения, рассматривая налоги в качестве основного источника государственных доходов. В теории налогов С.Ю. Витте руководит нитью идеи государственности налоговой системы. Под налогами он понимал обязательные обязательные денежные взносы населения для удовлетворения государственных нужд. Ключевые положения в этом определении следующие: налоги должны быть юридически обоснованы, налоги - это денежные взносы, а налоги должны использоваться для удовлетворения государственных потребностей. Заключение С.Ю. не потерял актуальности. Витте считает, что «государство, обладающее правом отчуждать в свою пользу посредством налогов определенную долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными этическими и экономическими принципами, в противном случае обременяя население несправедливыми и чрезмерными налогами, это подорвало бы сам смысл и разумную основу его существования. « Учитывая экономические реалии того времени, он отметил, что налоговая система должна характеризоваться производительностью и эластичностью, то есть быть способной доставлять значительные и в то же время прогрессивно прогрессирующие ресурсы государству. Это налоговая система Это отвечает этим требованиям, которые могут обеспечить ресурсы для постоянно растущих государственных нужд. После Февральской революции все стало хуже. Еще одно падение всей финансовой системы России произошло после октября 1917 года. В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из основных условий функционирования налоговой системы. Впоследствии финансовая система нашей страны развивалась в направлении, противоположном процессу глобального развития. Советская финансовая наука в 20-х гг. придерживалась определения налога, которые преобладали в западной финансовой науке. Давайте воспроизведем одно из этих определений: «Налоги называются обязательными пошлинами, взимаемыми государством или властями. Органы публичного права в силу принципа верховенства, без какого-либо эквивалента со стороны государства, основанного на законе, изданном и предназначенном для удовлетворения национальных потребностей ». В Советской финансовой энциклопедии 1924 года мы читаем:« Налоги - это обязательные сборы взимается с населения на известной территории, на основаниях, установленных законом, для удовлетворения общих потребностей государства ". В годы триумфа марксизма в финансовой науке все определения налога сводились к идеологическому, классу содержание, к определению налога как инструмента эксплуатации в буржуазных государствах.                  

В 1917 году была открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «эра совершенствования налогообложения закончилась» (Юткина Т.Ф. Налоговая администрация: от реформы к реформе. - М., 1999, с. 49). По крайней мере, такое утверждение неверно по той простой причине, что 30 11. 1920 г. проект решения Совета народных комиссаров о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю комиссии об отмене наличных денег. Налоги С.Е. Чуцкаева были выданы. В том же году была опубликована работа В. И. Ленина «О замене излишка излишним налогом». Другой вопрос, что эти документы были переданы государству и по какой цене. Этот тезис также ошибочен, потому что молодая советская республика постоянно меняла налоговую систему. Так, в 1921 году был введен коммерческий налог с оборота частных промышленных и коммерческих предприятий; были введены акцизы на алкоголь, вино, пиво, спички, табачные изделия, патроны и другие товары;      

  • в 1922 году был введен налог на доходы и имущество (для состоятельных людей), налог на товары, перевозимые по железной дороге и водным транспортом, налог на здания, аренду на городской земле и т. Д .;
  • в 1923 году был введен подоходный налог в размере 10%, а затем 20% прибыли предприятий;
  • в 1930 году был опубликован указ ЦИК и Совета народных комиссаров от 02.09.1930 «О налоговой реформе»;
  • в 1931 году был принят ряд решений, корректирующих ход налоговой реформы;
  • В 1936 году была преобразована платежная система государственных предприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начались изменения в налогах на население. Подоходный налог включает в себя ряд небольших налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года был введен военный налог, который был отменен в 1946 году. 21. 11. 1946 год Был введен налог на бакалавров для поддержки одиноких матерей - это отголосок прошедшей войны. В 60-х годах были призывы к возврату налогов в целом и введению системы платежей из прибыли, сборов за фонд и нормализованный оборотный капитал. Реформа экономики, в том числе налоговой системы 1965 года, во главе с А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970-х годах налоговая система была сформирована так, как она была у нас в 1991 году - во времена распада СССР. Начало 90-х годов было также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации. Одно из главных мест в налоговой системе заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, включенные в цену товаров. Проблема соотношения прямых и косвенных налогов в современных экономических условиях при переходе экономики нашей страны к рынку все еще нуждается в серьезных исследованиях и научном обосновании.          

Современная налоговая система

Начало налоговой системы Российской Федерации как независимого суверенного государства восходит к 1991 году.

В настоящее время проводится масштабная налоговая реформа. Законы приняты 27 декабря 1991 года: 

  • «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;
  • «О подоходном налоге»;
  • «По налогу на добавленную стоимость»;
  • «О подоходном налоге с населения». Эти законодательные акты являются основой налоговой системы России. Как сегодня выглядит многогранный налоговый мир? В развитых странах сложилась довольно схожая налоговая структура, обычно состоящая из таких платежей, как подоходный налог с физических лиц, корпоративный налог, акцизы, потребительские налоги, взносы социального страхования и различные другие сборы. Давайте обратимся к современному налогообложению в России. По сравнению с опытом стран с развитой рыночной экономикой он имеет серьезные особенности. Налоговая система в России несет на себе отпечаток глубокого социально-экономического кризиса. Это видно из первого обобщающего показателя, характеризующего роль налогов в экономике - доли налоговых поступлений в ВНП. Если в 1992 году оно составляло около 50%, в том числе в федеральной части - почти 18%, то в 1997 году эти доли соответственно сократились до 20% и 10%, а в 1998 году из-за финансового кризиса они сократились почти вдвое. И мы должны также учитывать, что сам ВНП за рассматриваемый период сократился почти в два раза. Именно поэтому российская налоговая система подчинена в основном фискальной задаче. Все другие задачи, присущие налоговой системе Запада, особенно стимулирование производства и социальной справедливости, остаются на заднем плане. Для качественного и количественного сравнения системы налогообложения России и стран Запада позволяют получить данные о конкретных налогах. В России действуют те же основные налоги, что и в развитых странах.             

Однако за этим формальным сходством скрываются серьезные различия. Не менее фискальные цели преобладают в России в отношении налогообложения прибыли. В 1992-1995 гг. Доля подоходного налога во всех налоговых поступлениях достигла примерно 1/3, что явно не соответствовало международным стандартам. Перечислим основные факторы завышения налогообложения прибыли в России. Во-первых, несмотря на установленные на 1992-1998 годы. умеренная ставка налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), в действительности она была намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли от валового дохода разрешается исключать практически все производственные затраты. Ограничения на такие исключения незначительны. В России ограничения гораздо шире и жестче. Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль в России завышена по сравнению с официально заявленной. Во-вторых, налоговые льготы функционального значения используются слабо (индивидуальные льготы лоббистского значения преобладали и преобладают). В-третьих, в 1992-1995 гг. в качестве части подоходного налога взимался также особый налог на превышение заработной платы (35% средней заработной платы работников за вычетом небольшого минимума). В-четвертых, заметные исключения из прибыли российских предприятий происходят из налога на имущество этих предприятий, налога на природные ресурсы, ряда местных налогов.              

В результате, по косвенным оценкам, ставка налога на прибыль в 1992-1995 гг. в России составил около 70%, а в 1996-1998 гг. после отмены налога на превышение зарплаты - около 55%. Учитывая эти и другие налоговые льготы от прибыли, жалобы предпринимателей, которые они вынуждены давать в виде налогов до 70-100% своей прибыли или даже больше, вполне обоснованы.   

Вместе с сокращением производства и другими негативными факторами чрезмерное налоговое бремя привело к тому, что в 1996-1998 гг. более половины действующих предприятий страны стали убыточными, многие ушли в теневую экономику. В результате доля подоходного налога во всех налоговых поступлениях за этот период сократилась более чем в два раза - до 10-16%.  

Примерно с 1996 г. появился ряд проектов по изменению налоговой системы, чаще всего в рамках формирования Налогового кодекса Российской Федерации. Основной целью большинства проектов является дальнейшее укрепление в нем фискальной базы путем дальнейшего посягательства на другие нефинансовые задачи. Более компромиссный проект был предложен и обсужден Государственной Думой в начале 1999 года. Он был нацелен прежде всего на снижение налоговой нагрузки на производителя в реальном секторе. Для этого было предложено сокращение налогообложения прибыли (официальное снижение ставки до 30%); расширение перечня производственных затрат, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.      

Вывод

Налоговая система в Российской Федерации была практически создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всесторонняя поддержка формирования рыночных отношений. В то же время предполагалось, что это будет способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, поддержке бедных, обеспечению более или менее справедливого распределения налоговой нагрузки по регионам. Оценка результатов налогообложения Системная реформа в России в 1992-1998 гг. должна признать, что в этой области цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап развития рынка новой России, результаты которого прямо противоположны целям, поставленным для финансовой стабилизации экономики и перехода к восстановлению экономики. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли побуждает предпринимателей скрывать это. Правильная уплата всех налогов в полном объеме - прямой путь к банкротству. Механизм выравнивания доходов также не работает - разрыв между богатыми и бедными увеличился. Разрыв между 10% самых бедных и 10% самых богатых в 1996 году составлял 1:14. Слабое государство в отсутствие практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не были созданы стимулы для преодоления спада производства, но и из-за низкого сбора налогов налоговые интересы государства не могли быть реализованы. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной основы в области финансов и налогов. Подтверждением является обсуждение характера налога, определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. Но вопросы теории вовсе не бездействуют (как многие продолжают верить). Все наши нынешние проблемы во многом связаны с тем, что научная база не была подвластна налоговому законодательству. Вряд ли сегодня кто-нибудь сможет объяснить, почему в стране действуют определенные виды налогов, как они взаимосвязаны и связаны ли они вообще ... Таким образом, для решающих преобразований не нужна теория «проб и ошибок». Но метод «от теории к практике».