Налогообложение: история развития, принципы, функции

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное регулирование и проблемы монополизации   
Место и роль малого бизнеса в экономическом развитии общества
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
Безработица: понятие виды проблемы анализ


Введение:

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм содержит огромные возможности для воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, а также его местоположение. Сбор налогов и платежей являются основным источником формирования государственного бюджета, поскольку любому государству нужны средства для выполнения своих функций. Также очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает у своих «субъектов» в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Кроме того, с помощью налогообложения государство может проводить экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, в отношении определенных отраслей и регионов, проводить антиинфляционные меры, противостоять доминированию монополистов на рынке, выводить в бюджет сверхприбыль в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм также выполняет функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества и выступает в качестве регулятора личных доходов населения страны.

Ответственность за сбор налогов с населения страны несет Государственная налоговая служба Российской Федерации. Качество его функционирования во многом определяет формирование бюджета страны. В то же время эффективность налоговой службы также определяется совершенством действующего налогового законодательства.

Переход российской экономики к рыночным отношениям потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспорим тот факт, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает подробного копирования модели налоговой системы любой страны. Большое значение имеет также изучение российского исторического опыта, который долгие годы был умышленно скрыт или намеренно неверно оценен.

 

История развития налогообложения

 

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

Налоги применялись ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление было связано с первыми общественными потребностями. Никакое государство не могло, и не может, обходиться без налогов со своих граждан. Французский писатель и историк Франсуа – Мари Вольтер однажды сказал: “Уплачивать налог – значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное”.

В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа. На начальном этапе – от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе – XVI – нач. XIX вв. - в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за сбором налогов. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Ещё в XIII – XII до н. э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

В древнегреческих городах – полисах взимались налоги с граждан в размере одной двадцатой части их доходов, а иногда в размере десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали получать с побежденных народов или с союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

В древнеримском государстве первоначально в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

Определение суммы налога проводились каждые пять лет избранными чиновниками – цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление ос воём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. С разрастанием римского государства и завоёвывания им новых территорий, происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан.

Долгое время в римских провинциях не было государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и собирать налоги. Римская администрация прибегла к помощи налоговых фермеров, чья деятельность не могла должным образом контролироваться. Результатом стала коррупция, злоупотребление властью, а затем экономический кризис. Стало очевидным, что необходимо реорганизовать финансовую систему римского государства. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения для контроля за налогообложением. Услуги налоговых фермеров были в значительной степени сокращены, и там, где они остались, был установлен строгий государственный контроль за их деятельностью. Налоговые возможности провинций были пересмотрены с целью более справедливого распределения налогов и увеличения доходов. Для этого были проведены измерения каждого городского сообщества с его земельными владениями. Для каждого города был составлен кадастр, содержащий данные о землевладельцах. Затем была проведена перепись имущественного статуса граждан, которую провели губернаторы провинций вместе с прокурорами, которые возглавляли финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан представить свою декларацию органам власти в определенный день. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и служили своеобразной основой для последующих переписей имущественного положения населения (квалификации).

Владелец земли должен был оценить собственный доход. Должностное лицо, осуществляющее надзор за выполнением квалификации, имело право уменьшить налог в тех случаях, когда по причинам, производительность фермы снижалась. Так, например, если часть виноградных лоз погибла или оливки высохли, то они не были включены в сумму налога. Но если владелец рубил виноградные лозы или оливковые деревья, он должен был дать веские причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные растения были включены в налог.

Основным источником дохода в римских провинциях был земельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую часть дохода с земли. Облагается налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, скот, рабы. Поскольку налоги взимались деньгами, владельцы должны были производить излишки продуктов, чтобы продавать их, и иметь реальные деньги. Это способствовало расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда, урбанизации.

Многие экономические традиции Древнего Рима перешли в Византию. В начале византийской эпохи вплоть до 7 в. включительно было 21 вид прямых налогов: земельный налог, налог на опросы, налог на содержание армии. Налог на рекрутинг (выплата которого может быть освобождена от военной службы). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византии. Напротив, из-за чрезмерного налогообложения произошло сокращение налоговой базы, а затем, как следствие, финансовые кризисы, которые ослабили власть государства.

Позже налоговая система России стала складываться. Основным источником дохода для княжеской казны была дань от племен и народностей, подчиняющихся принцу. Дань уплачивалась деньгами - чаще всего арабскими монетами или в натуральной форме - мехами. Существовало также косвенное налогообложение в форме торговых и судебных пошлин. Торговые сборы были особенно крупными источниками дохода для казначейства; они увеличились за счет аннексии новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров Московскому княжеству.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом был «выход», который взимали сначала баскаки - уполномоченные представители хана, а затем сами русские князья. «Выход» был поручен каждой мужской душе и скоту. В результате сбор прямых налогов в казну самого российского государства был невозможен, поэтому пошлины стали основным источником внутренних платежей. Оплата «выхода» была остановлена ​​Иваном III в 1480 году, после чего снова началось создание финансовой системы России.

Финансовая система была несколько упорядочена во время правления Алексея Михайловича, который в 1655 году создал порядок бухгалтерского учета, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.

Следует отметить, что некоторый хаос финансовой системы в то время был характерен и для других стран.

Политическое объединение русских земель восходит к концу 15 века. Однако единой системы управления государственными финансами долгое время не существовало. Большая часть прямых налогов была собрана Орденом Большого Прихода. Однако в то же время территориальные заказы также были вовлечены в налогообложение населения. Из-за этого финансовая система России в 15 - 10 \ \ II веках была чрезвычайно сложной и запутанной.

Эра Петра I характеризуется постоянным недостатком финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, масштабного строительства и масштабных государственных реформ. Для пополнения казны были изобретены все новые методы, введены дополнительные налоги. Царь создал особую должность - прибыльные рабочие, в обязанности которых входит придумывать новые источники дохода для казны.

В то же время Петр Великий предпринял ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, равномерного распределения налогового бремени. Серьезность некоторых из предыдущих налогов была облегчена, особенно для бедных. Чтобы устранить злоупотребления при переписи домохозяйств, был введен налог на опросы.

При Петре I было сформировано 12 коллегий, из которых четыре отвечали за различные финансовые вопросы: палаты - коллегия, сотрудники отделений - коллегия, ревизия - коллегия и коммерция - коллегия. Екатерина II преобразовала систему финансового управления. В 1780 году была создана экспедиция по государственным доходам, в следующем году она была разделена на четыре самостоятельные экспедиции. Один из них отвечал за государственные доходы, другой отвечал за расходы, третий отвечал за пересмотр счетов, а четвертый отвечал за сбор задолженностей, недостач и счетов. В 1802 году Манифест Александра I «Об учреждении министерств» создал Министерство финансов и определил его роль. На протяжении 19-го века государственные прямые и косвенные налоги оставались основным источником дохода.

Начиная с 1863 года, вместо налога на избирательные участки с городских жителей взимался налог на городские здания. Отмена налога на опросы началась в 1882 году.

Второе место среди прямых налогов занял quitrent. Это была оплата государством крестьян за пользование землей. Коэффициент дифференциации дифференцирован по классам провинций.

Торговцы заплатили налог гильдии - процентную плату от объявленного капитала. Этот налог был введен Екатериной II в 1775 году для торговцев I, II и III гильдий вместо налога на опрос. Это был I% капитала, но за 50 лет он вырос до 2,5% для торговцев III гильдии и на 4% для торговцев I и II гильдий. Сумма капитала была записана «По совести каждого». Кроме того, существовала патентная система для налогообложения торговли и промышленности. Были введены билеты в магазины, то есть плата за каждое торговое заведение.

Помимо прямых государственных налогов действовали земские (местные) налоги. Земским институтам было дано право определять сборы с земли, заводов, фабрик, торговых заведений.

Среди косвенных налогов в прошлом веке российское государство получало большие доходы от акцизов на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные и масляные масла и ряд других товаров. Доходы от производства и торговли алкогольными напитками были значительными. Акцизная система, как и таможенные пошлины, отнюдь не носила исключительно фискальный характер. Он оказывал государственную поддержку отечественным предпринимателям и защищал их в конкуренции с иностранцами.

Начало 20-го века для России ознаменовалось несколькими спадами в развитии экономики и налоговой системы. Так, например, в октябре 1917 года эмиссия денег стала основным источником дохода для временного правительства, а местные власти существовали за счет контртемпинга. Но эти явления не способствовали становлению народного хозяйства. Ситуация улучшилась после перехода к новой экономической политике.

В 70–80-х годах 20-го века бюджетная концепция распространилась и получила признание в западных странах, основываясь на том факте, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Увеличение налоговой нагрузки может привести к увеличению государственных доходов только до определенного уровня, пока налогооблагаемая часть национального производства не начнет сокращаться. Когда этот лимит будет превышен, повышение налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие, проводили налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитал и стимулирование деловой активности ... С этой целью ставка корпоративного подоходного налога была снижена.

Начало девяностых было периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, которая, по сути, продолжается и по сей день.

Российское правительство рассчитывает завершить налоговую реформу к концу 2001 года. Премьер-министр считает, что принятые налоговые счета "создадут основу для бюджета 2002 года".

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных принципов в экономике, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером для социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и сформировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, владельцы должны производить излишки продуктов, чтобы продавать их, и иметь наличные деньги в руках. Это способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства, и они играют очень важную роль в экономике государства.

 

Сущность и принципы налогообложения

 

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...” . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про­грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но­сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо­пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо­мической политики.

 

В общих чертах можно сказать что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

 

Способы взимания налогов

 

Налоги могут взиматься следующими способами:

  1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.
  2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
  3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный на­лог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Виды налоговой системы

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей обла­гается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц обла­гаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает плани­рование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Функции налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  • Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов.
  • Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.
  • Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

 

Стимулирующая функция

 

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но государственный бюджет можно сформировать и без них. Важною роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Через налоги средства концентрируются в государственном бюджете, который затем направляется на решение национальных экономических проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и т. д. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие промышленной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и капиталоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости (железные дороги, автомагистрали, горнодобывающая промышленность, электростанции, и т.д.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание в котором наиболее болезненно сказывается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Правильно структурированная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это делается в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных налоговых ставок, направления значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов - стимул. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т. д. Действительно, хорошо организованная налоговая система предусматривает сбор налогов только на средства используется для потребления. А средства, вложенные в развитие (юридическим или физическим лицом - это неважно), освобождаются от налогообложения полностью или частично. Это правило не соблюдается в нашей стране.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что освобождается сумма прибыли, направляемая на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряд других. от налогообложения. Это преимущество, конечно, очень существенное. Во многих развитых странах расходы на исследования и разработки освобождаются от налогообложения. Это делается по-разному. Например, в Германии эти затраты включены в себестоимость продукции и, таким образом, автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти расходы полностью или частично исключаются из налогооблагаемой прибыли. Было бы целесообразно установить, что расходы на НИОКР, полностью или частично, не облагаются налогом. Другим способом является включение этих затрат в себестоимость продукции.

Указанное разграничение функций налоговой системы является условным, поскольку все они взаимосвязаны и осуществляются одновременно.

 

Виды налогов

 

Есть два вида налогов. Первый тип - налоги на доходы и имущество:

  • подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
  • социальное страхование и оплата труда и труда (так называемые социальные налоги, социальные отчисления);
  • налоги на имущество, в том числе налоги на имущество, включая землю и другую недвижимость;
  • налог на перевод прибыли и капитала за границу и другие.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, они называются прямыми налогами. Второй тип - налоги на товары и услуги:

  • налог с оборота - в большинстве развитых стран заменяется налогом на добавленную стоимость;
  • акцизы (налоги, непосредственно включенные в цену товаров или услуг);
  • наследование;
  • по операциям с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Это косвенные налоги. Они частично или полностью переводятся в цену товара или услуги.

Прямые налоги сложно передать потребителю. Из них проще всего обстоит дело с налогами на землю и другую недвижимость: они включены в арендную плату и стоимость аренды сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переводятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем больше налога переходит на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога передается потребителю и тем больше выплачивается из прибыли.

В долгосрочной перспективе эластичность предложения возрастает, и все большая доля косвенных налогов переносится на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а с высокой эластичностью предложения - к снижению чистой прибыли, что приведет к сокращению капитальных вложений или потока капитал в другие сферы деятельности.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.).

Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уравнять лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно. Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующих имущество, например земельный участок, только для отдыха.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо­дов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо опре­делен­ным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

 

Стабильность и гибкость налогов

 

Налоги стабильны и гибки. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каким будет эффект от реализации конкретного экономического решения, транзакции, финансовой транзакции. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска по крайней мере удваивается, если нестабильность рынка дополняется нестабильностью налоговой системы, бесконечными изменениями ставок, налоговых условий и, тем более, самими принципами налогообложения. Окружающая среда. Не зная точно, какими будут условия и налоговые ставки в предстоящий период, невозможно рассчитать, какая часть ожидаемой прибыли пойдет в бюджет, а какая пойдет на предпринимателя.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставок, льгот, санкций может быть установлен раз и навсегда. Нет «замороженных» систем налогообложения и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер социальной системы, состояние экономики страны, стабильность общественно-политической ситуации, степень общественного доверия к правительству - и все это на момент ее введения. По мере изменения этих и других условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и вступает в противоречие с объективными условиями развития национальной экономики. В связи с этим необходимые изменения вносятся в налоговую систему в целом или ее отдельные элементы.

Сочетание стабильности и динамичности, мобильности налоговой системы достигается тем, что в течение года не вносятся никакие изменения (кроме устранения явных ошибок); Состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабильным в течение нескольких лет. Налоговую систему можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции остаются неизменными (если, конечно, налоговые ставки не выходят за рамки пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но желательно, чтобы они были установлены и известны предпринимателям как минимум за месяц до начала нового финансового года. Например, состояние бюджета на следующий год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемый размер могут определять целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость увеличения на 2-3 пункта нормы прибыли или подоходный налог. Такие частичные изменения не нарушают стабильность экономической системы, но в то же время не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если мы имеем в виду сегодня, то нам следует поговорить о налоге на добавленную стоимость, акцизах, подоходном налоге и подоходном налоге. Многие другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменениями в экономической ситуации в стране и общественном производстве.

 

Кривая Лаффера

 

Американские эксперты, во главе с профессором Лаффером, установили связь между ставкой налога и деловой активностью. В частности, было доказано, что при ставке подоходного налога выше определённого уровня (35%-50%) резко снижается деловая активность (на рисунке снижение показано дугой), так как предпринимательская деятельность становиться не выгодной, а более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережению.

 

Налогообложение: история развития, принципы, функции

 

Связь между ставкой подоходного налога и налоговыми поступлениями и получила название кривая Лаффера.

Исходя из вышесказанного, налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. А налоговой системой является совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налог имеет объект, т.е. доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами и субъект налога, то есть физическое или юридическое лицо, налогоплательщик.

Все налоги делятся на два вида: прямые, которые взимаются непосредственно с владельца имущества, получателей доходов. И косвенные, взимающиеся непосредственно в сфере реализации или потребления товаров и услуг.

А также налоги выполняют роль некоторых функций:

  • Регулирующая, т.е. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений и регулирование развития народного хозяйства;
  • Стимулирующая, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс;
  • Распределительная, посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем;
  • Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата;
  • С помощью налоговой политики, государство может в полной мере влиять на экономику страны, рыночные и денежно финансовые отношения, жизнь народа.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. Ярким примером этого может служить Российская Федерация. 

 

Налогообложение в Российской Федерации

 

Переход российской экономики к рыночным отношениям потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации в 1991-1992 годах новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономических реформ в России.

Созданная целостная система налогообложения четко устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, полномочия государственных органов различного уровня облагать налогами соответствующую территорию, устанавливать Налоговые ставки и льготы по ним разграничены.

Новизна российской налоговой системы проявляется в следующем:

  • они основаны на шаткой, но все же правовой основе, а не на уставе, как это было раньше;
  • становится стабильным, хотя и не в отношении всех налогов;
  • пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением доходов, хотя и не всегда справедливо;
  • налоги и сборы стали вводить и отменять только государственные органы.

Налоговая система в нашей стране создается практически с нуля. Поэтому в ходе реализации налогового законодательства возникает много острых проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за исполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Но эта система грешит тем, что тратит очень большую сумму денег для сбора налогов, увеличения затрат и создания условий для всех видов уклонения.

По мнению зарубежных экспертов, западным предпринимателям удается скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, эта цифра может быть еще выше. В прошлом году налоговые органы выявили и добавили в бюджет 10,6 миллиарда рублей (из них только в Москве - 1 миллиард 200 миллионов). Деятельность по поиску скрытых доходов вряд ли уменьшится: до 10% средств, дополнительно собранных в ходе проверок, направляются в фонд социального развития налоговой службы.

Новый пакет законов о налогах, принятый в России, воплотил весь мировой опыт, который важен для страны, выходящей из экономического кризиса, отвечает требованиям периода перехода к рыночным отношениям, имеет определенную социальную направленность. Несомненно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов; он подвергается серьезной и часто обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Важно сравнить новую налоговую систему в России с действующими в разных зарубежных странах налогами, поскольку переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств и всего лучшего, что было в нашей стране.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает введение трехуровневой системы налогообложения. В большинстве федеральных штатов действуют трехуровневые налоги. В Соединенных Штатах это федеральные, государственные и муниципальные налоги. Помимо них, существуют незначительные ставки и суммы налогов округов и особых округов. В Германии федеральные, государственные и местные налоги дополняются небольшими суммами налогов, выделяемых в бюджет руководящих органов Европейского экономического сообщества. Аналогичная структура налогов во Франции, Италии, Нидерландах и ряде других европейских и американских стран.

Это допускает возможность самостоятельного формирования бюджетов для всех уровней власти при распределении некоторых налогов между ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а федеральные налоги или некоторые из них выступают его инструментом.

Налоги в России впервые разделены на три вида.

Федеральные налоги:

  • а) налог на добавленную стоимость;
  • б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • в) налог на доходы банков;
  • г) налог на доходы от страховой деятельности;
  • д) налог от биржевой деятельности;
  • е) налог на опперации с ценными бумагами;
  • ж) таможенные пошлины;
  • з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
  • и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет,в республиканский бюджет республик в составе РФ,в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
  • к) подоходный налог с физических лиц;
  • м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
  • н) гербовый сбор;
  • о) государственная пошлина;
  • п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний.

Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги ( в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

  • налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
  • местный доход;
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  • республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ. Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

Местные налоги:

  • а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
  • б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
  • в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации ;
  • г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
  • д) курортный сбор;
  • е) сбор за право торговли : сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления ), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исп. власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
  • ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, и организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и др. цели.
  • Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица - размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами гос. власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей.
  • з) налог на рекламу : уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
  • и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
  • к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
  • л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере : с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и др. мероприятия - половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;
  • м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
  • н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем ¾ установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
  • о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами гос. власти;
  • п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;
  • р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами гос. власти, на территории которых находится ипподром;
  • с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
  • т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
  • у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;
  • ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов гос. управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами гос. власти;
  • х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами гос. власти;
  • ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора явл. юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти.

 

К 2001 году правительство России собиралось ввести 35-процентный налог на выигрыши в казино. Именно перспектива стать налоговыми агентами больше всего пугает деятелей игорного бизнеса. Заставлять игорный бизнес удерживать налог с выигрышей клиентов - абсурдно: ведь они играют на деньги, оставшиеся после уплаты налогов. Получается двойное налогообложение.
Налоги, указанные в пунктах "а"-"в" устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решением органов гос. власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно -территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.

Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводится гор. органами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.

Налоги и сборы, предусмотренные пунктами "з"-"ц" могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских орг. власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов. Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах "ж" и "з", "ф" и "х" относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимость продукции ( работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

Из местных налогов общеобязательны только 3 - налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Что касается земельного налога, то объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по этому налогу определяются Земельным кодексом РСФСР и специальным Законом РСФСР "О плате за землю".

Впервые юридические и физические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и персональные компьютеры, платят налоги (ставка до 10%). Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты, взимается с участников этих сделок - 0,1% от суммы сделки.

Предложения о проведении налоговой реформы могут внести Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. При этом все предложения о налоговой реформе вносятся только в соответствии с Законом об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Российской Федерации.

Наиболее крупным доходным источником с 1993 года становится налог на добавленную стоимость, оттеснив на второе место налог на прибыль. (Приложение №1). Насколько это правомерно? Безусловно, налог очень удобен с точки зрения его взимания, обеспечивает быстрое поступление денежных средств в бюджет, равнонапряженное обложение на всех стадиях производства и реализации продукции (работ, услуг). Он возмещает выпадающие доходы от отмены налога с оборота и налога с продаж, тем более, что сфера его действия гораздо шире.

В то же время нельзя не отметить и другие факторы. В условиях острейшего товарного кризиса и отсутствия конкуренции производителей в монополизированной экономике налог на добавленную стоимость, оплачиваемый по очень высокой ставке - 23%, приводит к дополнительному повышению розничных цен, требует дополнительных компенсаций в социальной сфере и усиливает, таким образом, инфляционные процессы. Последствием его введения становится увеличение не только доходов, но и расходов (хотя и в меньшей степени) государственного бюджета России и местных бюджетов. Тяжесть налогового бремени, хотя и распределенная по этапам производства и дальнейшего движения продукта, в конечном счете, ложится на покупателя.

Косвенные налоги на потребление применяются практически во всех странах с развитой рыночной структурой. Они обычно бывают двух основных форм: налог на добавленную стоимость или налог с продаж. Поэтому имеет смысл сравнивать ставки по целевому назначению этого налога в разных странах. В Соединенных Штатах одним из основных источников доходов для государственных бюджетов является налог с продаж. Отчисления от него направляются в муниципальные бюджеты. Уровень варьируется от 3% в Вайоминге и Колорадо до 8,25% в Нью-Йорке. В Японии налог с продаж взимается по ставке 3%, в Канаде - 7,5%. В европейских странах косвенные налоги на потребление обычно выше. Например, в Германии налог с продаж составляет 14%, а для основных продуктов питания - 7%. В Финляндии уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 19,5%.

Сравнение позволяет нам сделать вывод о фискальной, а не стимулирующей роли налога на добавленную стоимость в нашей стране, о принудительных мерах по сокращению дефицита бюджета даже за счет возможного суждения о налоговой базе. Учитывая перспективы развития, следует сделать вывод, что налоговая ставка может быть снижена, а выгоды увеличены.

Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на определенные виды продукции. Это относительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбылей, полученных от производства товаров, при значительном различии между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической стоимостью. На протяжении многих лет эту роль играл налог с оборота. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах. В 1992 году были введены акцизы в виде процентной надбавки к розничной цене продукта, что связано с либерализацией цен. В мировой практике они обычно устанавливаются в виде фиксированной суммы денег за продукт.

Налогообложение корпоративных доходов имеет определенные преимущества. Основным является то, что государство получает реальную возможность минимизировать свое вмешательство в размер заработной платы, выплачиваемой на негосударственных предприятиях и в организациях. Он может устанавливать только минимальный уровень заработной платы, чтобы обеспечить социальную защиту населения, а не регулировать верхнюю шкалу. Ведь налоги поступают еще до выплаты заработной платы. Есть и другие факторы. Тем не менее, в 1992 году был принят Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным аргументом в пользу введения, как и прежде, налога на прибыль было то, что, как показывает мировая практика, введение налога на прибыль юридических лиц оправдано только в сбалансированной экономике с хорошо развитым механизмом рыночных цен, примерно тот же уровень рентабельности, установленная юридически утвержденная система антимонопольного регулирования и ряд других факторов, позволяющих равномерно распределить налоговое бремя между всеми налогоплательщиками. Переход к налогообложению доходов вместо прибыли может оказать негативное влияние на деятельность ряда промышленных секторов, прежде всего тех, которые связаны с производством энергоресурсов. Подоходный налог может также оказаться слишком тяжелым для вновь созданных предприятий в предпринимательском секторе экономики, многие из которых не получают прибыль в первые годы, но оказываются налогоплательщиками. Это особенно скажется на предприятиях и организациях малого бизнеса, которые сейчас стремительно развиваются во всех сферах, выступая в качестве антипода государственной монополии.

В то же время подоходный налог, введенный в 1992 году, претерпел серьезные изменения по сравнению с предыдущим налогом. Отмечен механизм применения предельного уровня рентабельности для исчисления налога.

Введена процедура, согласно которой льготы предоставляются не отдельным предприятиям или организациям, а приоритетным отраслям. Частичное освобождение от налога предусмотрено для сумм прибыли, направляемой на инвестиции в развитие производства. Принципиально новым для практики взимания налогов в нашей стране является освобождение от налогообложения на срок до 5 лет прибыли, направляемой на покрытие убытков, понесенных в предыдущем году. С 1992 года все юридические и физические лица стали плательщиками налога на имущество. Предприятия и организации отчисляют его в областные бюджеты (республики, края, области). Его размер регулируется региональными властями, но верхний уровень устанавливается законом. Физические лица вносят 0,1% стоимости своей недвижимости и крупных транспортных средств (за исключением автомобилей) в местные бюджеты.

В целом, появление большой группы местных налогов и сборов становится характерной чертой новой налоговой системы в России. Местные власти, согласно закону, могут вводить 21 вид налогов, из которых 3 являются обязательными. Остальные 18 установлены (или не установлены) по решению местных органов власти. Для большинства местных налогов предельная ставка ограничена российским законодательством.

В 1993 году доля обязательных налоговых платежей в валовом внутреннем продукте сократилась на 1,2 пункта по сравнению с предыдущим годом. В то же время доля прямых и косвенных налогов в ВВП сократилась. Это снижение особенно заметно в налоге на добавленную стоимость (НДС), по которому доля налоговых платежей в 1993 году составила 11,8% против 15,0% в 1992 году.

С 1993 года были введены пониженные ставки НДС. По ставке 10% они применяются к продуктам питания (кроме подакцизных) и товарам для детей. Для всех других товаров, которые в основном являются промышленными, ставка НДС составляет 20%. Это изменение размера налога направлено на снижение налоговой нагрузки на население. В то же время очевидно, что это не может однозначно привести к снижению розничных цен на товары, уровень которых во многом определяется спросом и предложением. С 1 февраля был введен НДС, а на некоторые товары и акцизы - на импортируемые товары. Кроме того, для них снижаются ввозные таможенные пошлины. Это изменение вызвано необходимостью помещения как отечественных, так и импортных товаров в один и тот же налоговый режим. Но есть и другое объяснение. НДС и акцизы являются налогами на потребление и должны уплачиваться при потреблении продукта. В связи с этим решение об освобождении экспорта от этих налогов является естественным.

Нельзя не отметить еще одно важное изменение в порядке взимания НДС. В прошлом году многие предприятия, опасаясь разрыва экономических связей и высоких темпов инфляции, закупали сырье и материалы, комплектующие для будущего использования. Это понятное явление. Однако в результате суммы налогов, уплаченные поставщикам этих материалов, которые подлежали вычету из сумм налога с продаж, значительно сократили выплаты в бюджет. Теперь эта ситуация была исправлена. Вместо сумм налога, уплаченных с закупаемого сырья и материалов, будут вычтены суммы налога с сырья и материалов, используемых в производстве.

В этом году налоговое регулирование средств, расходуемых предприятиями на заработную плату, сохраняется. Однако в то же время налог исчисляется по ставке 50% от суммы превышения фактических затрат на оплату труда и удвоенной нормативной стоимости этих расходов. И это для всех предприятий.

В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов чрезвычайно важно принять меры в налоговом законодательстве для стимулирования инвестиционной деятельности. Прибыль всех предприятий и организаций, направленная на инвестиции, в том числе на развитие собственной производственной и непроизводственной базы, освобождается от налогообложения при условии полного использования сумм начисленной амортизации (амортизации).

Чтобы сдержать рост цен на продукты детского питания, прибыль, полученная компанией от производства детского питания, не будет облагаться налогом. В целях стимулирования развития и совершенствования образовательного процесса были установлены дополнительные льготы по подоходному налогу для образовательных учреждений, которые получили лицензии в установленном порядке. Льготы по этому налогу были введены для предприятий, направляющих прибыль на другие социальные и культурные нужды.

В богатой природными ресурсами России по сравнению с другими странами арендные платежи составляют слишком мало доходов бюджета. То же относится и к налогам на недвижимость (землю, имущество). Это не в последнюю очередь связано с отсутствием их реальной оценки: рынок только начинает функционировать, поэтому отсутствуют полноценные рыночные инструменты и опыт таких оценок.

Налоговая реформа также охватывает налоги с физических лиц. Порядок взимания подоходного налога претерпел фундаментальные изменения. Объектом налогообложения в настоящее время является не ежемесячный доход, а совокупный годовой доход, который соответствует мировой практике. Помимо денежных поступлений, понятие общего годового дохода включает доход, полученный в натуральной форме, услуги, выплачиваемые предприятиями работнику, и дивиденды по акциям. Прогресс шкалы подоходного налога значительно изменился.

Новым является тот факт, что никто не освобождается от уплаты подоходного налога, хотя многим категориям граждан предоставляются значительные льготы. Семьи с детьми и иждивенцами будут платить меньше, чем одинокие и маленькие семьи. Порядок уплаты налога меняется. Как и в других странах, через год многие граждане России будут подавать налоговые декларации в государственные налоговые инспекции по месту жительства, для чего каждый должен вести точный учет своих доходов, суммы налогов, уплаченных в течение календарного года, и хорошо знать налоговые льготы.

Знание налогового законодательства перестает быть уделом узкого круга специалистов и становится обязательным для каждого гражданина России.

 

Заключение

 

Налоги как очень мощный инструмент могут сыграть роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и взвешенного использования. Но чтобы создать такую ​​политику, необходимо определить место налогов в стабилизационном механизме. В настоящее время в России создается механизм налогового регулирования путем реформирования налоговой системы.

Ученый совет Института государства и права Российской академии наук и Российской ассоциации налогового права давно обсуждали концепцию основных положений проекта общей части Налогового кодекса России.

Общие выводы заключаются в следующем.

Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей.

Нынешняя налоговая система в основных экономических и правовых аспектах подвергается обоснованной критике. Чрезмерная налоговая нагрузка на предприятия является основным экономическим недостатком российской налоговой системы. Его фискальный и карательный характер постоянно увеличивается из-за расширения налоговой базы и ставок по индивидуальным налогам, введения новых налогов и сборов, ужесточения финансовых санкций и налоговых условий.

Правовая форма налогообложения также очень несовершенна. Налоговое законодательство неоправданно сложно, страдает от неполноты, непоследовательности и наличия пробелов. Попытки устранить эти недостатки посредством многочисленных, частично совпадающих изменений и дополнений в существующих законодательных актах, а также путем периодической и неконтролируемой публикации различных видов подзаконных актов, в том числе актов других министерств, приводят только к еще большей путанице, усложнению и деформации Правовые основы налогообложения, создающие основу как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.

В этих условиях обновление Кодекса стало насущной необходимостью.

И все же, несмотря на ряд преимуществ проекта, к сожалению, мы должны признать, что он не приближает нас к достижению наших целей.

Учитывая, что проект основан в основном на текущем наборе налогов, можно сделать вывод, что введение Кодекса не окажет положительного влияния на макроэкономическую ситуацию в стране, а также на уровень налогового бремени плательщиков.

Отсутствие экономической концепции налогообложения, которая органично вписывается в общую экономическую стратегию государства на более или менее длительный период, делает невозможным хотя бы относительно стабилизацию налоговой системы, что является предпосылкой для разработки и принятия Кодекса. 

Опыт налоговой системы в России свидетельствует о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечить компетенцию участников налоговых отношений, влиять на их поведение силой авторитетных правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

На Западе налоговые вопросы давно занимают видное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к очень неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование льгот и скидок, предусмотренных налоговым законодательством, может обеспечить не только сохранность полученных финансовых сбережений, но и возможность финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже возврата налоговые платежи из казны.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это понятно. Чем проще налоговая система, тем легче определить экономический результат, тем меньше беспокоится о составлении бухгалтерских документов и тем больше у предпринимателей остается времени думать о том, как снизить себестоимость продукции, а не о том, как снизить налоги. С другой стороны, налоговым органам легче отслеживать правильность уплаты налогов, что позволяет сократить количество работников в финансовых органах.

Эта тенденция подтверждается тем фактом, что в некоторых странах существует единый налог на добавленную стоимость.

В нашей стране налоговая система имеет очень сложную структуру. Он содержит различные налоги, вычеты, акцизы и пошлины, которые фактически практически не отличаются друг от друга. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто допускает ошибки при вычете налогов, в результате чего предприятие платит штраф за несвоевременную уплату налога. Создается впечатление, что налоговая система преднамеренно сложна для того, чтобы получать штрафы от налогов.

Поскольку налоговые реформы, по сути, продолжаются и по сей день, эта тема остается актуальной и сегодня, когда сама российская экономика начинает стабилизироваться.