Налогообложение доходов на рынке ценных бумаг

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Действующая система исчисления и взимания налога на прибыль в РФ: актуальные проблемы и пути их решения.
Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков.
Особенности налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами.
Налоговое регулирование рынка ценных бумаг.


Введение:

Финансовые рынки являются одной из важнейших составляющих современной рыночной экономики; они обеспечивают перераспределение капитала между секторами, регионами и субъектами хозяйствования в поисках наиболее эффективного его применения. Именно финансовые рынки создают инфраструктуру для преобразования сбережений в инвестиции, а также способствуют выбору наиболее качественных и эффективных проектов.   

В современной экономике наблюдается постоянное развитие рынка финансовых инструментов. Российский фондовый рынок не является исключением. К наиболее важным инструментам регулирования фондового рынка или рынка ценных бумаг относятся налоги.  

Эффективный фондовый рынок может быть построен с оптимальной системой налогообложения. Наиболее эффективная налоговая система на рынке капитала может функционировать на основе следующих фундаментальных принципов:  

  1. сквозное регулирование через все применимые налоги, основанное на экономической природе финансовых инструментов;
  2. налогообложение реальных, а не номинальных доходов инвесторов;
  3. безусловный вычет для целей налогообложения убытков от прибыли по операциям с однородными финансовыми инструментами в сочетании с общим налоговым режимом;
  4. устранение неоправданных с экономической точки зрения множественного налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации соответствует лишь некоторым из этих принципов.

Актуальность исследования. Возрастающая роль фондового рынка в ускорении экономического развития страны обуславливает необходимость совершенствования регулирования деятельности профессиональных участников и инвесторов на рынке ценных бумаг. Решение проблем налогообложения имеет большое значение для участников рынка ценных бумаг, так как их деятельность напрямую зависит от размера налогового бремени и соответствия нормам Налогового кодекса Российской Федерации.  

Целью работы является изучение особенностей налоговой системы по операциям с ценными бумагами в Российской Федерации.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи:

  1. Анализ теоретических аспектов системы налогообложения операций с ценными бумагами;
  2. выявлены основные современные проблемы налоговой системы для операций на фондовом рынке;
  3. определены возможные пути совершенствования системы налогообложения операций с ценными бумагами.

Объектом исследования являются операции с ценными бумагами.

Предметом исследования являются экономические отношения между участниками фондового рынка и налоговыми органами, контролирующими их деятельность на рынке ценных бумаг, а также закономерности, влияющие на механизм налогообложения операций с ценными бумагами. 

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Теоретические аспекты системы налогообложения сделок с ценными бумагами

Подоходный налог с ценных бумаг 

Порядок исчисления налоговой базы по операциям с ценными бумагами. Согласно ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от реализации ценных бумаг исчисляется налогоплательщиком отдельно от основной налоговой базы. Более того, все ценные бумаги делятся на две категории: торгуемые и не торгуемые на организованном рынке.    

К доходам от операций с ценными бумагами согласно п. 2 ст. 280 НК РФ включают в себя:    

  1. цена их продажи или иного выбытия;
  2. проценты, выплачиваемые при продаже определенных долговых ценных бумаг.

В пункте 2 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень прямых расходов, которые вычитаются из доходов по соответствующей категории ценных бумаг:    

  1. цена покупки ценной бумаги;
  2. другие прямые расходы на приобретение (вознаграждение брокерам, биржам, регистраторам, депозитариям);
  3. сумма накопленного процентного (купонного) дохода, выплаченного налогоплательщиком продавцу ценной бумаги, если она еще не была вычтена из налоговой базы;
  4. расходы, связанные с продажей ценных бумаг (вознаграждение брокерам, биржам).

Налоговый учет ценных бумаг имеет следующие особенности:

При расчете налоговой базы по категориям ценных бумаг из доходов вычитаются только прямые расходы по этим операциям, и это не лишает налогоплательщика права на включение других расходов (в том числе общих коммерческих расходов) в состав расходов.

Статья 280 Налогового кодекса ограничивает возможность списания убытков от операций с ценными бумагами. Для соблюдения этого правила требуется раздельный учет доходов и расходов по категориям ценных бумаг. Однако в случае, когда налогоплательщик получил прибыль от операций с ценными бумагами, он учитывается наряду с доходами и расходами от других видов деятельности. Даже если вся прибыль получена от операций с ценными бумагами, косвенные расходы организации, предусмотренные в гл. 25 Налогового кодекса.     

При продаже ценных бумаг в налоговом учете необходимо определить их стоимость. В соответствии со статьей 329 Налогового кодекса Российской Федерации цена приобретения проданных ценных бумаг, рассчитанная по методу учета ценных бумаг, установленному налогоплательщиком (FIFO, LIFO, за цену за единицу), признается как расход. 

Доходы от продажи ценных бумаг в налоговом учете составляют часть выручки предприятия, даже если эти операции носят разовый характер. В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации при исчислении налога на прибыль включает в себя все поступления за реализованные товары, а в соответствии с пунктом 3 статьи 38 ценные бумаги также являются видом товара.   

Ряд ценных бумаг вызывает вопросы относительно их категории: торгуются или не торгуются на организованном рынке.

Ценные бумаги обращаются на организованном рынке, если одновременно выполняются следующие условия:

  1. бумага допущена к обращению хотя бы одним организатором торговли, который имеет право делать это в соответствии с законом; 
  2. информация о цене бумаги публикуется в средствах массовой информации или может быть предоставлена ​​организатором торговли или другим уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения сделок с ценными бумагами; 
  3. на бумаге за последние три месяца, предшествующие дате совершения налогоплательщиком сделки, рыночная котировка была рассчитана, если это требуется по закону. 

Существует конкретное определение налоговой базы для операций с ценными бумагами для отдельных организаций, занимающихся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг», на этом рынке существует семь видов профессиональных участников. Три из них являются организациями, которые напрямую заключают сделки на рынке: брокеры, дилеры и доверенные лица. Остальные четыре типа организаций являются рыночной инфраструктурой. Это организаторы торговли (биржи), регистраторы и депозитарии (ведут учет прав собственности) и клиринговые организации (организуют расчеты).   

Согласно пункту 11 ст. 280 НК РФ, организации, занимающиеся дилерской деятельностью, не ведут раздельный учет налоговой базы по категориям ценных бумаг. «Осуществление дилерской деятельности» с точки зрения ст. 4 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» заключается заключение сделок с ценными бумагами на основании публичного объявления цен и других условий сделок.       

Все другие профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны вести отдельный учет операций с ценными бумагами в двух категориях. Более того, согласно п. 8 ст. 280 НК РФ, в учетной политике они должны выбрать категорию ценных бумаг, «для операций с которыми при формировании налоговой базы другие виды доходов и расходов, определенных настоящей главой, включаются в состав доходов и расходов». «.     

Профессиональные участники фондового рынка, не являющиеся дилерами, имеют право включать в расчет налоговой базы не только доходы и расходы, связанные с операциями с ценными бумагами, но также доходы и расходы, связанные с их другой деятельностью, не связанной с ценными бумагами.

Помимо особенностей определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, профессиональные участники рынка ценных бумаг также имеют особенности с точки зрения структуры затрат. Согласно ст. 299 Налогового кодекса, профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право уменьшить налоговую базу на ряд конкретных расходов, связанных с их деятельностью.   

К ним, в частности, относятся расходы на содержание торговых мест на биржах, раскрытие информации об их деятельности, взносы организаторам торговли и другим организациям ( включая некоммерческие), которые имеют соответствующую лицензию. Между тем пункт 40 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации запрещается уменьшение налогооблагаемой прибыли по взносам в некоммерческие организации, если только выплата этих взносов не является условием ведения деятельности налогоплательщика (пункт 29 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации). Федерации).   

Среди особенностей структуры затрат профессиональных участников фондового рынка можно выделить право дилеров списывать затраты на сумму резервов под обесценение вложений в ценные бумаги (ст. 300 Налогового кодекса Российской Федерации). Дилер имеет право каждый квартал создавать такой резерв для инвестиций в ценные бумаги, обращающиеся на организованных рынках. Резерв создается для каждой эмиссии долевых ценных бумаг, цены на которые упали. При дальнейшем повышении цен резерв корректируется в сторону уменьшения с распределением этих сумм в доход. Только дилеры имеют право взимать резерв под обесценение ценных бумаг. Для других профессиональных участников рынка ценных бумаг эти суммы не уменьшают налоговую базу.     

Концепция налогообложения подоходного налога непрофессиональными участниками рынка ценных бумаг, закрепленная в статье 280 Налогового кодекса Российской Федерации, такова, что операции с ценными бумагами являются последним видом деятельности, для которого отдельный финансовый результат для целей налогообложения составляет определяется. Непрофессиональный участник РЦБ рассчитывает три отдельные налоговые базы: 

  • по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на рынке ценных бумаг;
  • для других текущих операций.

Более того, все эти три налоговые базы не сбалансированы между собой. То есть организация не может принять убытки по операциям с ценными бумагами, вычитаемыми из прибыли для ее основной деятельности (производство, услуги, торговля). 

Налоговая база для операций с государственными ценными бумагами.

Согласно ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога в размере 15% применяется к налоговой базе, определенной для операций с государственными ценными бумагами, условия выпуска и обращения которых предусматривают получение процентного дохода. Ставка 9% применяется к налоговой базе, определяемой доходом, в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, выпущенным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года . Налоговая ставка 0% применяется к налоговой базе, определяемой доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, выпущенным до 20 января 1997 года включительно.   

Проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам относятся к отдельной налоговой базе и не смешиваются с базой для операций с ценными бумагами (статья 281 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налог на добавленную стоимость для операций на фондовом рынке

Операции, непосредственно связанные с обращением ценных бумаг по налогу на добавленную стоимость (НДС), не облагаются налогом. Поскольку разновидности этих сделок не облагаются НДС, операции по выпуску, размещению и конвертации ценных бумаг. Однако существуют операции с ценными бумагами, которые подлежат налогообложению. В первую очередь это посреднические и брокерские операции. Комиссия за их выполнение облагается НДС.     

Посредническая деятельность - это выполнение агентских функций по купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Комиссии за брокерские операции с ценными бумагами облагаются НДС независимо от вида обеспечения. 

Различают следующие виды посреднических операций:

  1. хранение ценных бумаг, в том числе аренда ячеек для хранения ценных бумаг; 
  2. депозитарная служба; 
  3. управление пакетами ценных бумаг (траст, трастовые операции, консалтинг); 
  4. ведение реестра акционеров; 
  5. регистрация и регистрация сделок с ценными бумагами; 
  6. перевозка ценных бумаг. 

Операции, связанные с изготовлением бланков, не облагаются НДС. На формы ценных бумаг, ввозимых на территорию Российской Федерации, которые не удостоверяют в момент их ввоза чужие имущественные права, а также на полуфабрикаты для их изготовления, облагаются НДС, поскольку в соответствии с гражданским законодательством они не являются ценные бумаги. При этом ценные бумаги, ввозимые в Российскую Федерацию и имеющие владельца, освобождаются от уплаты НДС. Можно сделать вывод, что если основным видом деятельности юридического лица являются операции с ценными бумагами, это не означает, что он освобожден от уплаты НДС, поскольку только обращение самих ценных бумаг не подлежит налогообложению. Как и резиденты, нерезиденты при операциях с обращением ценных бумаг (за исключением брокерских и других посреднических услуг) освобождаются от уплаты НДС.     

Налог на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами

Налогообложение доходов от продажи ценных бумаг. Согласно ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, юридические лица и предприниматели, выплачивающие физическим лицам любые виды доходов, должны хранить подоходный налог с физических лиц у источника.  

В соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации при операциях купли-продажи ценных бумаг исходный налог удерживается не всеми организациями, а только брокерами и попечителями. В других случаях физические лица самостоятельно декларируют и платят налог на эти доходы.  

Налогооблагаемый доход от продажи ценных бумаг может быть определен двумя способами:

  • доход от продажи ценных бумаг за вычетом подтвержденных затрат на приобретение и продажу;
  • доход от продажи ценных бумаг за вычетом фиксированного вычета.

Второй метод применяется только в том случае, если первый невозможен.

Налогообложение доходов по ценным бумагам в виде процентов, дивидендов и материальных выгод.

В соответствии со ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации проценты (в том числе по ценным бумагам), полученные от российских организаций, облагаются налогом на доходы физических лиц. В ст. 217 Налогового кодекса говорится, что проценты по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не облагаются налогом.   

Дивиденды физических лиц, полученные от российских организаций, облагаются налогом у источника по сниженной ставке 6%. Кроме того, сумма облагаемых дивидендов уменьшается на дивиденды, полученные эмитентом ранее в текущем и предыдущем налоговых периодах (статьи 214 и 275 Налогового кодекса Российской Федерации). 

Отдельным объектом налогообложения является материальная выгода при покупке ценных бумаг по ценам ниже рыночных. Рыночные цены на ценные бумаги для целей налогообложения определяются в соответствии с нормами, установленными главой «Подоходный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. При расчете налога на доходы физических лиц с материальных выгод от приобретения ценных бумаг необходимо определять рыночные цены в соответствии с правилами гл. 25 Налогового кодекса (статья 280).   

Налогообложение доходов иностранных юридических лиц на фондовом рынке 

Особенности работы нерезидентов на российском фондовом рынке. Нерезиденты активно работают с российскими ценными бумагами, заключая сделки как внутри страны (в рублях), так и на оффшорном фондовом рынке (сделки между оффшорными компаниями с расчетами в иностранной валюте). 

Приобретение ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте, является операцией, связанной с движением капитала. Такие операции осуществляются резидентами в порядке, установленном Банком России. Таким образом, для покупки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, резиденту необходимо разрешение Банка России, которое должны получить обе стороны сделки.  

Любая иностранная организация, которая планирует вести бизнес в России более 30 дней в году, должна зарегистрироваться в налоговых органах. Иностранные компании, не имеющие постоянного представительства в Российской Федерации, но получающие доходы из источников в России, обязаны информировать о них налоговые органы. 

Налогообложение доходов иностранных фирм, не связанных с работой через постоянное представительство.

Доходы иностранных юридических лиц без постоянного представительства в Российской Федерации облагаются налогом у источника. При отсутствии постоянного представительства список доходов облагается налогом, включая дивиденды, полученные в России, проценты, штрафы, пени, доходы от интеллектуальной собственности, от продажи недвижимости, от аренды имущества (в том числе от лизинга), от международных перевозок и др. 

Кроме того, иностранные компании облагаются налогом у источника по договорам доверительного управления их активами в Российской Федерации независимо от характера операций, осуществляемых через доверительного управляющего (в том числе когда речь идет об инвестициях в ценные бумаги).

Налоговая ставка, удерживаемая у источника, может варьироваться в зависимости от типа дохода. При продаже недвижимости и акций российских компаний, активы которых составляют более 50% недвижимости, налоговая база считается за вычетом документально подтвержденных затрат на приобретение этой недвижимости. 

Ставка налога в этих случаях составляет 24%. Для дивидендов, выплачиваемых иностранным фирмам, ставка налога составляет 15%. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам - 15% или 0% в зависимости от года выпуска (до или после 20 января 1997 г.). Ставка налога на доходы от международных перевозок и аренды автомобилей составляет 10%. Во всех остальных случаях налог взимается по ставке 20%.    

В этой главе рассмотрены теоретические аспекты системы налогообложения операций с ценными бумагами в Российской Федерации. В ходе работы был рассмотрен порядок расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагами, выделены особенности налогового учета на фондовом рынке. Также в этой главе особенности формирования  

Проблемы и перспективы развития налогообложения операций с ценными бумагами в Российской Федерации

Актуальные проблемы налоговой системы по операциям с ценными бумагами в Российской Федерации 

Налоговый кодекс России остается слабо адаптированным для такого сектора экономики, как финансовый рынок. Если нормы Налогового кодекса в основном логичны и последовательны для предприятий обрабатывающей промышленности, торговли и сферы услуг, то многое остается неясным для кредитных организаций, участников рынка ценных бумаг и паевых инвестиционных фондов. В результате в финансовом секторе существует много нерешенных налоговых проблем, а также несколько случаев явного ухудшения статуса налогоплательщиков.  

Одной из важных проблем налоговой системы для операций с ценными бумагами является существенное усложнение расчета налоговой базы для подоходного налога с населения на сделках на фондовом рынке. Все операции разбиты на группы, а налоговая база рассчитывается отдельно для каждой группы. Эта процедура расчета налоговой базы очень трудоемкая - многие профессиональные участники фондового рынка фактически вынуждены иметь отдельную единицу, которая занимается только исчислением подоходного налога с клиентов - физических лиц.  

Аналогичная проблема существует в системе налогообложения операций с ценными бумагами подоходным налогом. Налоговые базы рассматриваются отдельно для разных категорий ценных бумаг, операций с деривативами, а также для операций доверительного управления. Кроме того, для разных типов участников рынка ценных бумаг статья 280 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает иной порядок исчисления налоговой базы:  

  • Для непрофессиональных участников рынка ценных бумаг: налоговая база для продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее - рынок ценных бумаг), налоговая база для операций по продаже ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг. , а налоговая база по другим операциям рассчитывается отдельно друг от друга. Убытки по любой из трех налоговых баз не могут быть сбалансированы с прибылью по другим налоговым базам.  
  • Для профессиональных участников, занимающихся дилерской деятельностью, налоговая база для продажи ценных бумаг, обращающихся на рынке ценных бумаг, налоговая база для продажи ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг, и налоговая база для других операций рассчитываются вместе, потери для любая из трех налоговых баз сбалансирована с прибылью по другим налоговым базам; 
  • Для профессиональных участников, которые не осуществляют дилерскую деятельность, одна из двух других налоговых баз может быть добавлена ​​к налоговой базе для других операций: либо для операций по продаже ценных бумаг, обращающихся на рынке ценных бумаг, либо для операций по продаже ценных бумаг. не торгуются на рынке ценных бумаг. 

Для операций с ценными бумагами, торгуемыми на рынке ценных бумаг, все участники рынка обязаны отслеживать диапазон рыночных цен соответствующего торгового дня и принимать налоговую цену для продажи только в пределах этого диапазона. Кроме того, если ценная бумага перестала «продаваться» на фондовой бирже (или от другого организатора торговли), то для целей налогообложения принимаются цены последнего торгового дня при условии, что ценная бумага была продана хотя бы один раз за последний год. Таким образом, возникает ситуация, когда бумага не была продана в течение нескольких месяцев, ее реальная цена давно упала по отношению к последней рыночной цене, однако для целей налогообложения налогоплательщик должен продолжать (до тех пор, пока не пройдет год с момента последнего торговый день) сосредоточиться на последней рыночной цене этой бумаги. Такой подход вряд ли справедлив, поскольку в такой ситуации цены год назад не могут рассматриваться как рыночные цены.    

Кроме того, существуют большие технические трудности, связанные с тем, что для каждой не котируемой ценной бумаги инвестору необходимо отслеживать, проводились ли операции за последние 12 месяцев на всех торговых площадках в России. Это очень трудоемкий процесс. 

Также не была однозначно решена проблема применения физических лиц налоговых вычетов при продаже ценных бумаг. Процедура их применения является более строгой, чем процедура применения тех же имущественных вычетов, когда физические лица продают другие виды имущества (недвижимость, транспортные средства, доли в уставном капитале коммерческих компаний). 

Налоговый кодекс устанавливает три вида вычетов по налогу на имущество из выручки от продажи имущества:

  • удержание документально подтвержденных расходов на приобретение и продажу имущества, 
  • вычет стандартной суммы (1 миллион рублей за недвижимость, 125 тысяч рублей за другое имущество) - за имущество, которое на момент его продажи физическому лицу принадлежало менее 3 лет (для недвижимости - менее 5 лет), 
  • вычет в полной сумме, полученной от продажи имущества от выручки (налоговая база равна нулю) - для имущества, которому на момент его продажи физическое лицо владело 3 года или более (для недвижимости - 5 лет или более ). 

При продаже автомобилей, недвижимости и другого имущества гражданин имеет право выбрать наиболее выгодный налоговый вычет. В статье 214.1 говорится, что если физическое лицо имеет документально подтвержденные расходы на приобретение, хранение или продажу ценных бумаг, то такой гражданин обязан применить вычет этих документально подтвержденных расходов, даже если более выгодно применить вычет в 125 тысяч рублей, или даже если гражданин владеет ценными бумагами более 3 лет. Получается, что при продаже ценных бумаг гражданин не имеет права выбирать налоговый вычет, как в случае продажи другого имущества.  

Среди проблем существующей системы налогообложения налога на добавленную стоимость по отношению к профессиональным участникам рынка ценных бумаг можно выделить тот факт, что законодательство не учитывает ряд особенностей работы на рынке ценных бумаг.

Профессиональные участники и юридические лица - инвесторы одновременно имеют два вида выручки (дохода): необлагаемый налогом НДС (от продажи ценных бумаг за свой счет) и налогооблагаемый НДС (почти все остальное).

Налоговый кодекс (ст. 170 гл. 21) в этой ситуации требует от налогоплательщика вести раздельный учет таких доходов и прямых расходов, связанных с получением этих доходов. Что касается так называемых «косвенных» расходов предприятия (то есть тех, которые нельзя отнести непосредственно к определенному виду деятельности), их следует разделить с целью применения вычетов по НДС пропорционально объему выручки от продажа товаров, работ, услуг, имущества, в том числе ценных бумаг. 

Оборот по продаже профессиональным участником рынка ценных бумаг несопоставим с оборотом по продаже ценных бумаг за свой счет, поскольку при покупке и продаже ценных бумаг финансовым результатом является не комиссия за оказанные услуги, а разница между ценой продажи и покупки. В результате большая часть (около 95%) косвенных расходов участников рынка ценных бумаг, как если бы учитывалась в деятельности по продаже ценных бумаг, означает, что НДС по этим расходам не подлежит вычету.  

В некоторых регионах России в последнее время появилась проблема налогообложения добавленной стоимости, связанная с освобождением от налогообложения операций с ценными бумагами.

Статья 149 Налогового кодекса предусматривает освобождение от налогообложения НДС по долям в уставном (акционерном) капитале организаций, долям в паевых инвестиционных фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондов, ценных бумагах и инструментах срочных сделок. Однако в этой статье 149 есть также пункт 6, который смущает региональные налоговые органы: «6. Операции, перечисленные в этой статье, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), если налогоплательщики, осуществляющие эти операции, имеют соответствующие лицензии на осуществление деятельности, лицензированной в соответствии с законодательством Российской Федерации ... ». 
 

Несмотря на то, что продажа ценных бумаг за свой счет без публичных котировок не является лицензированной деятельностью, налоговые органы в регионах недавно начали активно требовать НДС при продаже ценных бумаг для юридических лиц, которые не являются профессиональными участниками. Это обусловлено тем, что эти юридические лица не имеют лицензии на операции на рынке ценных бумаг. Даже письменное объяснение ФКЦБ России о том, что покупка и продажа ценных бумаг за свой счет без публичного объявления котировок не является дилерской деятельностью и не требует лицензирования, местные налоговые органы не убеждают.  

Пути совершенствования системы налогообложения операций с ценными бумагами в Российской Федерации и механизмы их реализации 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что ряд проблем в регулировании фондового рынка Российской Федерации до сих пор не решен. Это связано как с отсутствием единой государственной концепции развития финансовых рынков, так и с недостаточной степенью развития внутреннего законодательства в этой области. 

Основными задачами совершенствования системы регулирования на рынке ценных бумаг можно считать:

  • Переход от регулирования профессиональных участников рынка к регулированию рынка как такового в целях обеспечения целостности и устойчивости рынка;
  • Переход от регулирующих эмитентов к развитию ликвидного рынка, насыщенного различными инструментами и активами, усиливающего мотивацию эмитентов выводить ценные бумаги на вторичный рынок;
  • Обеспечение регулирования рынка главным образом на основе законодательных, а не подзаконных актов (необходимо внести значительную часть правил, содержащихся в подзаконных актах, непосредственно в Закон «О рынке ценных бумаг»);
  • Допуск физических лиц для выполнения определенных профессиональных функций на рынке ценных бумаг;
  • Внедрение сертификации финансовых услуг как метод регулирования фондового рынка, альтернативный лицензированию.

Обобщая все вышесказанное, мы можем дать следующие рекомендации по реформированию Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения операций с ценными бумагами:

  1. Необходимо упростить порядок исчисления налоговой базы по операциям по продаже ценных бумаг и порядок исчисления налога на доходы физических лиц по таким операциям. Самый простой способ: отменить промежуточные расчеты налоговой базы и удержания подоходного налога с населения в течение года (в случае частичного изъятия физическим лицом денежных средств из договора брокерского или доверительного управления). Необходимо установить, что налоговая база рассчитывается налоговым агентом только один раз - либо в конце финансового года, либо до конца года - при условии полного расторжения договора о брокерском или доверительном управлении и полного снятие средств с данного соглашения физическим лицом. Это позволит значительно снизить трудозатраты профессиональных участников при расчете подоходного налога с клиентов - физических лиц.   
  2. Обеспечить для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, независимо от того, осуществляют ли они дилерскую деятельность или нет, возможность объединения всех трех налоговых баз (для операций с ценными бумагами, обращающимися на рынке ценных бумаг, для операций с ценными бумагами). торгуются на рынке ценных бумаг, на других операциях) и балансирование прибылей и убытков по всем этим налоговым базам.
  3. предусмотреть возможность включения в налоговую базу для операций с оборотными и необоротными ценными бумагами косвенных затрат, необходимых и экономически оправданных для операций на рынке ценных бумаг, но не связанных непосредственно с конкретными операциями по продаже ценных бумаг.
  4. Сократить период, в течение которого ценные бумаги должны котироваться до даты транзакции, чтобы она была признана «имеющей рыночную стоимость», максимально до 2 месяцев.
  5. Необходимо разрешить отдельным лицам свободно применять для каждой сделки по продаже налога те налоговые вычеты, которые для них более удобны, без каких-либо ограничений, связанных с наличием или отсутствием документально подтвержденных расходов или связанных с ранее примененными видами имущественных вычетов. То есть фактически необходимо сделать процедуру применения налоговых вычетов на имущество для продажи ценных бумаг аналогичной процедуре, действующей для продажи других видов имущества. Это значительно упростит расчет подоходного налога с населения.  
  6. Установить в статье 170 Налогового кодекса Российской Федерации, что пропорция для принятия к зачету НДС по косвенным расходам юридических лиц - участников рынка ценных бумаг определяется:
    1. на операции по продаже ценных бумаг за свой счет - исходя из финансового результата (разница между ценой продажи и ценой покупки ценных бумаг); 
    2. для других операций (продажа продукции, товаров, услуг) - исходя из выручки (оборота) от таких продаж. 
  7. Уточнить формулировку пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в том смысле, что для тех операций, которые не подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, эти операции освобождены от НДС, все в зависимости от наличие лицензии на аналогичную деятельность.

Кроме того, необходимо дать более четкое определение дилерской деятельности в Законе «О рынке ценных бумаг» и прямо указать, что покупка или продажа ценных бумаг за свой счет без публично объявленных котировок не является дилерской деятельностью и регулируется Закон «О рынке ценных бумаг» отсутствует.

Вывод

Таким образом, в данной работе мы изучили особенности налогообложения операций с ценными бумагами с целью разработки направлений совершенствования механизма налогообложения этих операций.

Рынок ценных бумаг является важной составляющей финансового рынка. Основная задача рынка ценных бумаг - обеспечить наличие механизма привлечения инвестиций в экономику. Переход России к рыночной организации экономики и попытки формирования рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг.  

В свою очередь, возникла острая необходимость в четком правовом регулировании фондового рынка и обращения ценных бумаг, при отсутствии которых их использование просто невозможно.

В настоящее время сформированы правовые, экономические и организационные основы развития российского фондового рынка, сформированы правовые основы его функционирования. Созданы органы государственного регулирования фондового рынка. 

Исследование системы налогообложения рынка ценных бумаг показало следующее. Современная система регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации, как и сам рынок, находится в стадии активного развития. Однако, несмотря на множество нормативных актов, регулирующих рынок ценных бумаг, современное законодательство все еще довольно несовершенно.  

В ходе работы были разработаны направления совершенствования механизма налогообложения операций на рынке ценных бумаг.

Совершенствование действующей системы налогообложения сделок на рынке ценных бумаг Российской Федерации должно идти по следующим направлениям:

  • Устранение дисбалансов в налогообложении различных видов операций и различных категорий лиц на рынке ценных бумаг.
  • Снижение чрезмерного налогового бремени на определенных участках фондового рынка, обеспечение справедливого распределения налогового бремени.
  • Создание налоговых механизмов для максимизации прибыли акционерных обществ, повышения их капитализации, стимулирования выплаты дивидендов акционерам.
  • Устранение противоречий, неясностей, неточностей и случаев двойного толкования в редакции налогового законодательства.
  • Обеспечение оптимального налогового режима для новых инструментов рынка ценных бумаг и инструментов коллективного инвестирования.