Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей на основе патента: действующая практика и перспективы развития.

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговые вычеты по НДФЛ: актуальные проблемы и пути их решения.
НДФЛ: опыт применения, актуальные проблемы и перспективы развития
Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Налогообложение недвижимости: зарубежный опыт и возможности его применения в России.


Введение:

Борьба между государством и налогоплательщиками (желание государства брать больше и желание граждан давать меньше) проходит через всю историю. Профессор И.Х. Озеров справедливо утверждал, что история прямого налогообложения - это история борьбы власти и общества. Государство создает налоги; общество ищет способы их избежать; и пока этот метод еще не найден, правительство использует созданную им форму налогообложения; но только нужно будет сказать людям результат, как правительство должно снова лихорадочно искать новый способ выкладки. Результатом непродуманной, неумелой налоговой политики могут стать острые социальные конфликты, революции, войны, упадок экономики страны, потеря политической независимости, замедление экономического роста и дефицит бюджета. Из этого очевидно, что актуальность вопросов, связанных с изучением механизма налогообложения и его эволюцией, имеет особое значение.

Налогообложение - это определенная комбинация экономических (финансовых) и правовых отношений, выражающая принудительное, безотзывное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством.

Налоги выражают обязательства юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Как инструмент перераспределения, налоги предназначены для поглощения возникающих сбоев в системе распределения и стимулирования (или сдерживания) людей в развитии определенной формы деятельности. Поэтому налоги являются важнейшим звеном в финансовой политике государства в современных условиях. Основными принципами налогообложения являются единообразие и определенность.   

Для России изучение вопросов налогообложения, практики сбора налогов в настоящее время имеет особое значение в связи с текущими проблемами национальной экономики и государственной политики, основным элементом которой является налоговая политика.

Потребность в налогах возникает с момента образования государства, потому что без финансовой поддержки оно не может функционировать. Постепенно функции государства расширяются и усложняются, возникает необходимость увеличения налогов, создания и постепенного совершенствования налоговой системы. История налогообложения является неотъемлемой частью истории российского государства и его малоизвестной страницы. История развития налогов в русском государстве начинается в конце 9-го века, то есть в эпоху объединения древнерусского государства как одного из условий возникновения налогов.    

Большое значение для теоретического понимания налогообложения в России имели работы Г. К. Котошихина, И. Т. Посошкова, М. М. Сперанского, Н. И. Тургенева, Е. Ф. Канкрина, Е. Г. Осокина, Д. Толстого, Ю.А. Хагемейстер, С.Б. Веселовский, А.П. Субботина, М.М. Алексеенко, А.А. Исаев, Н.К. Бржески, С.Ю. Витте, И.И. Янжула, И.Х. Озерова, П.П. Гензель, В.О. Ключевский, П.Н. Милюкова, М.Н. Соболев, Н.Н. Любимова, М.И. Боголепова, Ю.А. Ларина (М.А. Лурье), Е.А. Преображенский, Г.Я. Сокольникова, А.Л. Вайнштейн, К.Ф. Шмелева, Л.Н. Юровский и другие                          

На мой взгляд, несмотря на широкую разработку вопросов, связанных с теорией налогообложения, современная научная, научно-методическая база не содержит конкретной периодизации этапов развития налоговой системы в России. В представленной работе я предпринял попытку сделать эту классификацию на основе систематизации различных данных. 

Целью данной курсовой работы является изучение основных этапов развития налоговой системы в России. Цель довольно обширна и требует постановки следующих исследовательских задач: 

  • Рассмотреть характеристику основных элементов налоговой системы.
  • Изучить основные направления общей эволюции налогообложения и выделить основные этапы эволюции налоговой системы в России.
  • Рассмотреть особенности налоговой системы с момента ее формирования и в средние века; рассмотреть основные черты налоговой системы во времена правления династии Романовых; изучить основные особенности постреволюционной налоговой системы.  
  • Рассмотрим условия формирования и особенности современной налоговой системы.
  • Изучить состав и структуру действующей налоговой системы.
  • Определить основные проблемы современной налоговой системы и налоговой политики России.
  • Рассмотреть пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования является современная концепция экономической теории финансов. Это должно включать в себя теорию макроэкономического равновесия, экономических циклов, а также бюджетного и валютного регулирования. 

Представленная работа состоит из трех глав.

Первая глава работы отражает анализ теоретического материала об эволюции налоговой системы Российской Федерации.

Во второй главе работы представлено описание состава, структуры и особенностей современной налоговой системы.

В третьей главе работы кратко анализируются пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации в настоящее время.

Эволюция налоговой системы России и ее элементы              

Основные этапы развития в налоговой системе           

Для проведения исследования необходимо рассмотреть основные категории налогообложения, которые характеризуют эту систему как динамично развивающуюся.

Налоги являются одной из самых старых финансовых категорий. Исторически возникновение налогов связано с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономический характер, функции и роль налогов определяются экономической и политической структурой общества, характером государства и его задачами. Обязательные платежи в пользу государства носили самые разные названия, и они часто менялись в зависимости от изменений экономических и социальных условий.    

Налоговая система различает: экономические принципы; правовые принципы; организационные принципы.  

Что касается отечественной практики, то принципы налогообложения закреплены в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, среди них можно выделить следующие группы (таблица 1). 

Таблица 1 - Принципы налогообложения

Экономические принципы

Организационные принципы

Правовые принципы

принцип универсальности налогообложения

принцип единства налоговой системы

принцип приоритета закона о налогах и сборах

Экономическая целесообразность налогообложения

единство налоговой политики

принцип отрицания обратной силы налогового законодательства

принцип равного налогового бремени

Принцип разделения властей в сфере налогообложения

принцип ясности налогового и налогового законодательства

принцип недискриминации налогоплательщика

-

принцип законности

-

-

принцип приоритета международных стандартов

Таким образом, можно наблюдать общие корни принципов, определенных основоположниками теории налогообложения, с принципами, которыми в настоящее время руководствуется государство.

Эволюция налогообложения обусловлена ​​необходимостью налоговых реформ. По мере развития общества налоговые системы улучшаются. При необходимости проводятся реформы. Они характеризуются следующими признаками.    

Границы налогообложения определяются, с одной стороны, потребностями государства, а с другой - имущественными возможностями населения. Поэтому власти должны согласовывать свои потребности в средствах с возможностями населения. Существуют объективные признаки, показывающие ограничение налогообложения:  

  1. увеличение налога на потребление не увеличивает доходы;
  2. снижается доход от прямых налогов;
  3. промышленность с высокими налогами находится в упадке. 

Через налоги государственный бюджет концентрирует средства, которые затем расходуются на решение национальных экономических проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межсекторальных, комплексных целевых программ.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходы граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиций и капиталоемких и капиталоемких отраслей с длительными сроками окупаемости: железные дороги, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Правильно построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это было сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается за счет установления прогрессивных налоговых ставок, выделения значительной части бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.  

Фискальная функция состоит в том, чтобы отозвать часть доходов предприятий и граждан на содержание государственного аппарата, оборону страны и ту часть непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников дохода (многие учреждения культуры - библиотеки архивы) или их недостаточно для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие образовательные учреждения.

Указанное различие функций налоговой системы является условным, поскольку все они взаимосвязаны и реализуются одновременно.

Суть фискальной политики заключается в умелом изменении налогового бремени на протяжении всего экономического цикла. Реализация фискальной политики должна учитывать три наиболее важные функции государственного налогового администрирования: 

  • Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов.
  • Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения доходов отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними и предотвращения резкого расслоения общества (социальной функции).

С уменьшением налоговых поступлений государственный бюджет сокращается и, как следствие, уменьшается поддержка предприятий государственного сектора и уменьшается объем государственных инвестиций.   

Как правило, в учебной и научной литературе существует несколько этапов налогообложения. Первый этап (древний мир и средневековье) характеризовался неразвитостью и случайным характером. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, в основном в натуральной форме.  

Второй этап в развитии налогообложения связан с появлением налоговых систем, в том числе прямых и косвенных налогов.

Третий этап развития налоговой системы характеризуется формированием научных и теоретических взглядов на характер налогообложения. После Первой мировой войны был проведен ряд научно обоснованных налоговых реформ и была заложена основа современной налоговой системы. 

Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием и развитием всех его проблем, совершенствованием методологии налогообложения. 

В развитии налогообложения в России следует также выделить определенные этапы.

Первый этап соответствует периоду формирования самой налоговой системы до того периода, когда Романовы начали править.

Большие изменения в налоговой системе произошли во времена правления Петра I. Обязан сбор налогов в «Правила Государственной палаты Коллегии» и определены принципы налоговой политики российского государства. На мой взгляд, этот период определяет основные особенности налоговой системы, возникшие в результате особенностей социально-экономического и политического развития российского государства. 

Второй этап соответствует правлению династии Романовых. (дореволюционный этап). 

Переход от фрагментации России сопровождался централизацией финансовой и налоговой систем. Большое значение имели реформы, проведенные Иваном III и Иваном IV. Освобождение от татаро-монгольского «выхода» означало, что стало возможным получать казначейские доходы не только за счет косвенных налогов, но и прямых. Однако в целом финансовая система XVI в. Пока не разработан единый подход к созданию единого налогового законодательства для налогоплательщиков, но в то же время способствовал укреплению централизованного феодального государства.    

Ключевым моментом на этом этапе является введение налогов на жилье. Результатом введения налогообложения на заднем дворе стало массовое объединение крестьянских семей в один двор с одними воротами для уменьшения размера налога. 

Третий этап включает период функционирования плановой экономики до ее реформирования.

Четвертый этап - современный этап, он начинается в 1991 году и продолжается по настоящее время. На этом этапе некоторые экономисты определяют свои периоды: 

  • Первый период 1991-1997 гг. - разработка новой налоговой системы и введение первых налогов в практику государственного управления. 
  • Второй период - 1997 - 2000
  • Третий период - с 2001 года по настоящее время. 

Структура и уровень налогообложения должны минимизировать перекосы и оказывать положительное влияние на структурные изменения в экономике, создавать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Сознательное государственное регулирование налогообложения называется дискреционной фискальной политикой. Его целью может быть изменение национального производства, занятости, инфляции и экономического роста. Дискреционная политика во время рецессии направлена ​​на снижение налогового давления, а с инфляцией - на повышение налогов.  

Управление через налоги - самый сложный вариант. Это требует от законодателя и исполнителя высокого профессионализма, честности и мудрости. 

Характеристика исходной налоговой системы        

Первоначальным источником казны была дань - это прямой налог (налог), взимаемый с населения, который изначально был связан с военным искуплением. Когда Киевское государство росло и укреплялось, дань превратилась в налог, уплачиваемый населением государству. Единицей налогообложения государства был «дым» (определенное количество печей и труб) или плуг (известное количество пахотных земель). Доминировала натуральная экономика, влияние которой отразилось в форме дани, взимаемой двумя способами: «тележкой» (система принести дань принцу) и «полиадой» (система сбора дани через экспедицию, которая включил отряд принца). Церковные десятины занимают особое место в Древней и Средневековой Руси, что понималось как удержание десятой части дохода князя в пользу церкви. Косвенные налоги взимались в форме судебных и торговых налогов. Так называемое общественное мытье, пошлина, взимаемая за перевозку товаров через аванпосты городов и крупных деревень, было особенно распространено . В период феодальной раздробленности большое значение приобретали пошлины на перевозку грузов через территорию собственников земли.          

На первых этапах формирования Киевской Руси государственные функции были ограничены защитой границ и их расширением, но позже возникла необходимость в общественных зданиях, поддержании внутреннего порядка и поддержании административного аппарата. Это требует увеличения налогов, собираемых в различных формах: дань, налоги, ложа, уроки, реквизиции. Файл включает в себя дань, quitrent и урок. Дань была установлена ​​произвольно, рента (один из видов феодальной ренты, выплачиваемой зависимыми крестьянами феодалам), взималась с определенного предмета, и урок (любые обязательные обязанности, которые должны были быть выполнены к определенной дате), определялся Размер и время получения.   

Налоги в Киевской Руси выполняли только одну функцию - фискальную. Предметом налогообложения был свободный участник сообщества - smerd. Объектами налогообложения были средства производства, произведенная продукция и жилье. Источником уплаты налога был прибавочный продукт и часть необходимого продукта крестьянского и ремесленного производства. Преобладали прямые реальные и личные налоги, возникли косвенные налоги в форме фискальной монополии на соли и таможенные пошлины.    

К моменту распада древнерусского государства на отдельные княжества земля становится объектом налогообложения. В большинстве княжеств плуг был основой налогообложения. Особенностью этой специфически российской зарплатной единицы был эгалитарный принцип. Внутри плуга работал принцип складывания. Ферма, включенная в плуг, несла коллективную ответственность за полноту и своевременную уплату налогов. Однако в течение этого периода не было единообразия в налоговой системе; внутри каждого княжества были разные виды налогов.     

Основной этап изменения налоговой системы связан с татаро-монгольским игом в России. Дань под названием «Выход Орды» в пользу ханов Золотой Орды выплачивалась русскими князьями в течение 200 лет. В то же время налоговое бремя Орды постоянно росло. Единицей налогообложения в городах был двор, в сельской местности - хозяйство.   

Дань взималась двумя способами: «повозкой» и «любовью». Под «телегой» подразумевалась система сбора дани князю (великому князю), а под «полиадой» - система сбора дани с помощью экспедиционного оборудования. Первоначально дань была собрана при личном участии князя и его отряда (полида), позже установлено место сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая ложа существовала в 11-12 веках. и первая половина XIII в.    

Во времена Золотой Орды (1243–1480 гг.) Появились различные виды налогов и сборов с населения, платящего налоги, взимаемые главным образом методом складывания. Существует 14 известных видов «бремени Орды», основными из которых были: «выезд» («королевская дань»), налог напрямую монгольскому хану; торговые сборы («мыть», «тамка»); импортные пошлины («ямы», «тележки»); взносы на содержание послов Монголии («корма»). В XIII в. дань была дана в пользу ханов Золотой Орды (выход Орды), ее русские князья выплачивались от Ярослава Всеволодовича (1191-1246, в 1236-1238 годах он правил в Киеве, с 1238 - великий князь Владимир) более 200 человек года. В 1257 году для сбора дани татарами были проведены первые переписи (Суздальская, Рязанская, Муромская, Новгородская земли). Выход был наложен на каждую мужскую душу и рогатый скот.       

В XIV-XV вв. Помимо ордынской дани на бесплатное население была наложена бесплатная дань, которая была отправлена ​​непосредственно в княжескую казну в виде взносов в натуральной форме. При Иоанне III (1440-1505, великий князь московский с 1462 года) в 1480 году оплата за выход была остановлена. Хотя в договорных и духовных письмах даже после 1480 года есть упоминания об уходе из Орды, но эти средства пошли на содержание татарских князей, живущих в России. Кроме того, Иоанн III обеспечил казначейству исключительное право обрабатывать хмель, варить мед и пиво - дань меда. В XV-XVI вв. была плата за право продавать алкогольные напитки - ага.      

К XIV веку. в московском государстве сложилась система питания - предоставление права управлять определенной территорией для служения великому князю (князю). Формально полномочия корма были ограничены уставом. Фидер назначил своих слуг сборщиками пошлин (пошлин) и прямых налогов (тиунов). Обжалование действий собирателей, назначенных кормильцем, осуществлялось путем подачи ходатайства (жалобы) великому князю (князю). Фидер получил список доходов, «как убрать корм и все пошлины», а населению было предоставлено право ходатайствовать о злоупотреблениях в отношении губернаторов. Урожай был приурочен к определенному времени - урожаю.      

С конца X в. взимается пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем князей и монастырей). Это было наложено в форме мытья (для перевозимых товаров), годовщин (от торговых людей), преодоления и транспортировки (для людей и товаров). Многочисленные сборы были отменены только в 1654 году, а мост и транспорт - в 1753 году.   

В феодальный период (XIII-XIV вв.) Помимо указанных видов налогообложения появились судебные и торговые пошлины, а также пошлины от соляных складов, литья серебра. За право иметь склады взималась плата за жилое помещение. и торгуй - за право создавать рынки. Судебный сбор «вира» взимался за убийство, сбор за «продажу» - за другие преступления. К началу XVII в. С чернокожих крестьян взималась целая группа налогов (кроме дань - прямой государственный налог). горожан стали называть данью или отдавать деньги.   

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались наличными. 

Особенности развития в налоговой системе России в втором и третьем этапах                     

При первых Романовых, ввиду тяжелого положения казны после Смутного времени, правительство навязывало богатым «именитым» людям - промышленникам, торговцам, ремесленникам, служащим - временный допрос и пятидолларовые деньги. В начале XIX в. дворянство было вынуждено «раскошелиться» в пользу государства, уплатив подоходный налог в 1812–1820 годах. Постоянный земельный налог, очень умеренный, дворяне начали платить только в 1875 году. В 1896 году они добились снижения налога в 2 раза сроком на 10 лет. Долгое время в России сохранялись пошлины в натуральной форме, которые сочетались с наличными налогами и иногда преобладали над ними. Особенно много их было в XVI - первой половине XVII века. Это включало «снабжение продовольствием» для армии, строительство и обслуживание станций в Ямском, ремонт дорог и мостов, «подводную» пошлину (транспортировка товаров по указанию властей). Постепенно они были заменены денежными выплатами.      

В XVII в. Чтобы уточнить налоговые возможности населения, государство неоднократно проводило переписи населения, поскольку налогообложение земли как единица уплаты налога перестало удовлетворять потребности государства и населения. Соха не позволял правительству облагать налогами определенные группы населения; это не определяло количество рабочих. Из-за недостатков земельного налогообложения принимается решение о переносе всех прямых налогов с плуга на налоговый двор. Система дворов расширила число плательщиков, в том числе население, не имеющее земли, магазинов или мастерских.    

Из-за слабости отечественных торговцев система протекционизма продолжает действовать. Косвенные налоги, особенно после введения налога на таверну и питье, взимаемого ценовой надбавкой в ​​17-м веке, обеспечивали более половины доходов казны. За период с середины XVI в. до середины XVII в. налоги удвоились. Но в то же время, помимо чисто фискальной функции, налоги впервые начали выполнять репродуктивную функцию - содействовать развитию внутреннего производства и торговли, защищать иностранный капитал от конкуренции.      

Основными субъектами налогообложения по-прежнему оставались крестьяне и горожане, но появилась новая группа налогоплательщиков - торговцы. Единица налогообложения и соотношение между прямыми и косвенными налогами в пользу последних меняются - акцизы, монополии и таможенные пошлины становятся все более важными в качестве источников государственных доходов. 

При Петре I реформа налоговой системы в первую очередь связана с формированием концепции и принципов налогообложения:

  • взаимозависимость налоговой системы и всей национальной экономики;
  • необходимость сопоставления суммы налогов с состоянием имущества плательщика, правил распределения и методов сбора налогов.

Эти положения соответствовали передовым теориям Западной Европы, но не были реализованы на практике. Проблемы увеличения источников финансирования длительной войны со Швецией и общие программы по преобразованию страны были связаны с радикальными изменениями в области налогообложения. Петр I увеличивает количество налогов и их ставок. В то же время он использует своеобразную форму национализации: он расширил государственные регалии и ограничил частную собственность, превратив частные суда, гостиницы, магазины, мосты, переходы. В жилые объекты. В то же время установлена ​​государственная монополия на торговлю наиболее прибыльными товарами как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Эти доходы укрепили финансовую базу, но потребности росли еще быстрее, и, следовательно, налоговая реформа продолжается. Постоянные и временные прямые сборы заменяются одним налогом на новую единицу заработной платы - душу мужчины, то есть переход с домашнего налога на налог на душу населения. Щедрая ложа была формой прямого личного налогообложения, взимаемого с души, за исключением привилегированных сословий, в количествах, которые не зависели от стоимости дохода и имущества.        

Во второй половине XVIII - начале XIX вв. постоянное совершенствование налоговой системы. Самым значительным событием этого периода было уточнение налогообложения торговцев: введение налогообложения имущества и частных сборов с коммерческих предприятий.  

Реформа гильдии Канкрина в 1824 году означала переход к рыболовному налогообложению. Именно в этот период была введена патентная система налогообложения торговли и ремесел, которая сохранилась со значительными изменениями до 30-х годов XX века. 

Особенно серьезные изменения в налоговой системе XIX в. произошло при министре Сю. Витте. Реформа коммерческого и промышленного налогообложения была проведена, и коммерческий налог был улучшен. Появились акцизы на питье, был установлен дополнительный акциз на табак. Для увеличения доходов была введена государственная монополия на продажу алкоголя. В 1906 году налоги составляли менее 33% обычного дохода. Самыми значительными из неналоговых доходов этого периода были казначейские доходы от продажи напитков.       

Налоговая система в послереволюционный период          

В первые годы советской власти отечественные исследователи в целом методологически правильно подходили к анализу переходного периода, справедливо отмечая, что его специфика заключается не только в многослойности, но и в определенном направлении экономического развития в целом , Модель построения социалистического государства на основе общественной собственности на средства производства превратила государство в организацию, выполняющую функции прямого контроля над всей экономикой страны.  

Государство, руководствуясь разрушением основ капиталистических отношений, сохраняя прежнюю дореволюционную систему, вводит специфические революционные налоги. Эти налоги в виде компенсаций, направленных на экспроприацию капитала и средств производства, подорвали все еще оставшуюся налоговую базу. Взносы не обеспечивали регулярные налоговые поступления в бюджет и не позволяли привлекать основную часть населения к участию в формировании его доходов. Кроме того, национализация промышленных предприятий, отмена частной собственности на землю привели к сокращению недвижимости. А без этого острая нехватка бюджетных средств, как это ни парадоксально, сопровождалась сознательной ликвидацией основных источников доходов. Налоговая система этого периода характеризовалась двумя направлениями:     

  • введение новых налогов, которые выполняют чисто революционные задачи;
  • отмена налогов, потерявших значение.

В этот период теоретическая разница между конфискацией и налогом практически исчезла: сама конфискация превратилась в универсальную налоговую систему. Ослабленная войной экономика и практически разрушенная налоговая система затруднили мобилизацию финансовых ресурсов. Государство должно было обеспечить армию, военные заводы и население продовольствием и сырьевыми ресурсами.  

Великие перемены ожидали Советскую Россию после принятия НЭПа (новой экономической политики) в 1921 году. Она практически вернула в действие систему налогов и сборов, которая существовала в России до событий Октябрьской революции 1917 года . Кулацкие хозяйства облагались налогом. Однако в период с 1930 по 1932 год система акцизов была полностью упразднена. Предприятия стали платить налоги на прибыль и оборот.    

Великая Отечественная война стала большим испытанием для СССР. В период с 1941 по 1945 год большая часть государственных средств была выделена на содержание армии и создание средств обороны и оружия. Во время Второй мировой войны и после ее окончания очень любопытными с точки зрения современных экономистов были введены налоги, например, налог на бакалавров, сборы для одиноких и малых семей. Эти налоги и сборы были предназначены для увеличения рождаемости и увеличения численности трудоспособного населения в будущем. Примечательно, что «холостяцкий» налог просуществовал до 1990 года.    

В трудные времена советские власти должны были вспомнить этот опыт и использовать его. Природные обязанности были во время гражданской войны и в первые годы нэпа. 

Следующие принципы отражены в новой налоговой системе:

  • кратность и кратность налогообложения;
  • переход на регулярные налоги на заработную плату;
  • смешанная форма натуральных и денежных поступлений;
  • четкое разделение налогов на государственные и местные;
  • частые изменения в налоговом законодательстве. Необходимость множественности налогов и сборов; 
  • использование простейших форм налогообложения, которые могут обеспечить быстрое поступление доходов в государственный бюджет и дать достаточный финансовый эффект.

Первым прямым несельскохозяйственным налогом, введенным в июне 1921 года, был коммерческий налог. Ему были поручены государственные, кооперативные, частные промышленные предприятия и торговые организации. Налог состоял из двух сборов: патент и выравнивание. Уровень сбора патентов дифференцировался в зависимости от местоположения (5 зон) и категории предприятия, определяемой внешними характеристиками (численность рабочих и служащих, размер помещения, характер и вид деятельности). В значительной степени налог носил авансовый характер, что было учтено при уплате выравнивающего налога. Первоначально уравнительный налог определялся в размере 6% от оборота предприятий с последующим его снижением до 1,5%, учитывая сложное финансовое положение предприятий. Плата за выравнивание фактически была налогом на добавленную стоимость.      

Мы считаем, что использование выравнивания было оправданной мерой. Оборот по реализации товаров как объект налогообложения позволял относительно равномерно облагать налогом все товары. Основой его расчета стала декларация плательщика или отчет компании о обороте за полугодие. Если мы сравним коммерческий налог с сегодняшним налогом на добавленную стоимость, влияющим на производителей и потребителей, мы увидим значительную разницу в процентах налогообложения: уже в то время постепенное снижение налога и его дифференциация по отраслям и формам собственности подтвердили последующую разработку теория Лаффера.   

Большое значение для создания новой налоговой системы имело введение в ноябре 1922 года подоходного налога и налога на имущество. Основой налогообложения был совокупный доход, определяемый декларациями плательщиков. Налоговые ставки зависели от дохода и колебались от 0, 83 до 15%.  

К 1930 году частный сектор в промышленности и торговле был ликвидирован; Вся сложная система налогообложения частного сектора утратила свое значение. Принципиальные изменения произошли и в государственном секторе: основным производственным звеном стали предприятия, работающие на основе экономических расчетов в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. На данном этапе для решения государством новых задач требовалась упрощенная система взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом.  

В связи с этим налоговая реформа 30-х годов основывалась на двух основных принципах:

  • рационализация, упрощение налоговой системы с учетом изменения соотношений между различными секторами экономики;
  • изменение форм распределения национального дохода, направленное на решение новых проблем социалистического строительства.

Новая налоговая реформа установила двухканальную платежную систему: отчисления от прибыли и налога на добавленную стоимость.

Современная налоговая система      

Структурная реформа социалистической экономики потребовала проведения налоговых реформ. Как мы обсуждали ранее на этом этапе, целесообразно рассмотреть три основных периода. 

Суть первого периода заключалась в запуске в новых налоговых моделях. С финансовой точки зрения эта сложившаяся налоговая система была довольно разнообразной и охватывала все объекты налогообложения (доходы, имущество, потребление). Однако баланс между подоходным налогом и потреблением был нарушен. Поскольку ряд налогов на доходы и имущество имеют очень низкие ставки, в то же время были введены два чрезвычайных элемента в налогообложении. Во-первых, НДС был введен по ставке 28%, что не имеет аналогов в мировой практике. Во-вторых, на фоне относительно высоких отчислений в социальные фонды (до 39%) через несколько лет уровень оплаты труда регулировался за счет налогообложения прибыли (четырех-, шести- и даже восьмикратное превышение вознаграждения сверх установленный минимум был включен в базу подоходного налога). Таким образом, налоговая система 90-х годов не была идеальной, но послужила основой для ее дальнейшего совершенствования.      

В 1991 году был принят Закон Российской Федерации № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года. Малые предприятия, занимающиеся определенными видами деятельности (переработка сельскохозяйственной продукции; производство продуктов питания, товаров народного потребления), Были освобождены от уплаты подоходного налога в течение первых двух лет своей деятельности, а в третий и четвертый год они этого не делали. оплатить его полностью. В 1994 году малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых платежей по подоходному налогу и НДС. Учитывая характерную для того времени инфляцию, это было очень важно.  

В 1995 году 29 декабря 1995 года был принят Закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий». В соответствии с ним Закон № 148-ФЗ от 31 июля 1998 года «О едином налоге на вмененный доход» для определенных видов деятельности. « Результатом этих реформ стало снижение налоговой нагрузки на экономику страны при одновременном увеличении налоговых поступлений. 

В январе 2006 года глава 26.2 Налогового кодекса была дополнена ст. 346.25.1, в котором было разрешено использовать СТС на основании патента. Данная статья была введена Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ и вступила в силу 1 января 2006 г. А в 2013 г. была введена Система патентного налогообложения Федеральным законом № 94-ФЗ от 26.06.2012 , заменив упрощенную систему налогообложения на основе патента. Как и прежде, патент используется только ИС для определенных видов деятельности. Переход к нему является добровольным и может сочетаться с другими режимами налогообложения. Другое важное изменение, которое влияет на налогообложение малого бизнеса в 2013 году, произошло с UTII. Отныне его использование не является обязательным. В 2012 году 36 субъектов малого бизнеса должны были выплатить UTII, если соответствующий режим был введен в регионе, где они осуществляли свою деятельность. В 2013 году переход на UTII стал добровольным. Значительное место занимает государственная поддержка малого бизнеса в налоговой системе.         

Во втором периоде была проведена активная и целенаправленная реформа налоговой системы. В 1998 году Правительство Российской Федерации остановилось на эволюционном совершенствовании налоговой системы, предложенном Министерством финансов, которое послужило основой для разработки Налогового кодекса (Налогового кодекса), первая часть которого была введена в действие 1 января 1999 года. Одним из основных направлений реформы стало существенное ограничение неограниченных полномочий регионального и местного уровней в области установления новых налогов и распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней.   

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления утратили возможность вводить налоги и сборы сверх перечня, установленного Налоговым кодексом. Общее количество налогов было сокращено до 35 (в первоначальном варианте) с 57, а затем до 17. Ставка НДС была снижена до 20%, а подоходный налог - до 24% (1992 год - 45%; 1996 год - 35%). , В то же время снижение налогов зачастую компенсировалось отменой налоговых льгот. Для большинства капиталоемких и активно развивающихся отраслей эти изменения стали фактором, снизившим их финансовую устойчивость. Это было связано с тем, что значительный объем капиталовложений в основные производственные сферы позволил организациям сократить базу подоходного налога за счет ранее существовавших льгот. Однако для менее капиталоемких отраслей (услуги, переработка продуктов питания) влияние этого исключения было не столь значительным, поэтому снижение ставки оказалось для них положительным фактором, влияющим на финансовое состояние.      

В третьем периоде Налоговый кодекс Российской Федерации становится единым системным документом, регулирующим совокупность налоговых отношений в Российской Федерации. Очень важно, чтобы неэффективные и дублирующие налоги, которые были по существу «нерыночными», были устранены. Значительным успехом такого аудита можно считать отмену налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы и налога с пользователей автомобильных дорог, взимаемого с выручки от реализации. В то же время потери бюджета были в значительной степени компенсированы повышением акцизов на горюче-смазочные материалы, а также введением транспортного налога.   

Все налоги и сборы в Российской Федерации сегодня подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или типа: местные, региональные и федеральные. Таким образом, образуется своеобразная пирамида, на вершине которой расположены федеральные налоги, а местные налоги - самый низкий уровень. Классификация налогов в Российской Федерации по уровню налоговой системы: федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России и устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. То есть такие налоги платят все лица, которые обязаны их платить, независимо от того, в каком регионе или городе они живут (расположены). И, что немаловажно, сумма таких налогов также одинакова для определенных категорий людей, независимо от места их проживания (местонахождения). Примерами федеральных налогов являются: НДС, подоходный налог с населения, акцизы и др. (Полный список приведен ниже); Региональные налоги и сборы являются обязательными на территории отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей) и устанавливаются Налоговым кодексом и законами самих субъектов. В то же время в разных организациях могут применяться разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.       

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на азартные игры; местные налоги и сборы - устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельские поселения, городские поселения, муниципальные округа) и подлежат уплате на их территории. Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, налог на землю и налог на торговлю.  

Налоговая система России может быть определена как совокупность всех налогов и сборов, принятых в Российской Федерации, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской налоговой системы предполагает сложное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, законодательной базы и государственных органов.

Всего в настоящее время в нашей стране действуют 14 налогов: 8 федеральных, в том числе госпошлина, 3 региональных и 3 местных. 5 отдельных систем налогообложения стоят немного в стороне. 

Таким образом, налоговая система российского государства в основном развивалась при Иване III, когда налоги стали регулярными, была создана единая налоговая единица - плуг, который включал определенное количество пахотных земель (для крестьян) или деревенских дворов (для городских жителей). Он принимает свою законченную форму при Иване IV: существует четкая фиксация плуга как единицы налогообложения на основе переписи земли. Законодательно установлены размеры плугов для разных классов и в зависимости от плодородия земли. Аппарат для сбора налогов совершенствуется и приобретает упорядоченную форму. До либеральных реформ Александра II основными налогоплательщиками были низшие классы, или так называемые «облагаемые налогом земли», крестьянство всех категорий, городское население (ремесленники, купцы), низшее духовенство. Бояре, дворянство, духовенство изначально считались непомерными сословиями. Правда, были исключения. Так, при Иване III и при Иване IV церкви и монастыри должны были платить налоги, но чтобы этого не делать, они получали так называемые «письма Тархана» от государя, которые были полностью или частично освобождены от налогов.        

В этот период, наряду с выплатами в натуральной форме, большинство государственных налогов стало взиматься наличными, поскольку существовало огромное количество внутренних торговых пошлин, которые препятствовали товарному обмену.

Особое значение в развитии налоговой системы имеют реформы Петра I. Щедрые дела стали играть ключевую роль в получении доходов для казны. Изменения в системе сбора налогов происходят с изменением административно-территориального деления России и созданием должности губернатора, на которого возложены функции сбора налогов. Создан Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления в сфере государственных доходов и расходов. Не случайно именно в петровскую эпоху стала складываться система представлений о целях и принципах взимания налогов, что отражено в работах российских экономистов.   

Налоговая система России предполагает сложное взаимодействие всех элементов, составляющих ее структуру. К элементам налоговой системы Российской Федерации относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативная база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура российской системы в сфере налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции Российской Федерации.   

Особенности и проблемы современной налоговой системы России 

Состав и структура налоговой системы России 

Основные основы современной налоговой системы России определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Современная налоговая система России включает несколько видов налогов. 

Подоходный налог, разновидностями которого являются:

  • подоходный налог с физических лиц (индивидуальный подоходный налог). Кроме того, подоходный налог взимается со всех других форм дохода - заработной платы, процентов, ренты, дивидендов. 
  • корпоративный подоходный налог (корпоративный налог). Он создан таким образом, чтобы максимально стимулировать инвестиции, заинтересовать компании в расширении своего бизнеса. Поэтому обычно этот налог менее прогрессивный, чем налог на доходы физических лиц.  

Налог на потребление уплачивается при покупке определенного товара или услуги. Это регресс, поскольку богатые люди сохраняют большую часть своего дохода и тем самым исключают его из этого вида налогообложения. Считается, что налоги на потребление удобнее для налогоплательщика, чем подоходный налог; они предпочитают налогообложение не доходов, а своих расходов.     

Среди налогов на потребление есть:

Общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии продажи товаров (налог с продаж или налог на добавленную стоимость). Этот налог фиксированно устанавливается в ценах товаров и уплачивается в бюджет по мере продажи этих товаров. 

Налог на добавленную стоимость представляет собой вид общего потребительского налога, особенностью которого является его сбор на разных этапах производства и реализации товаров. Более того, он всегда взимается с разницы между продажной ценой и стоимостью покупки материальных факторов производства. 

Акцизы - это косвенные налоги, которые аналогичны налогам на добавленную стоимость, но применяются к отдельным - и обычно не заменяемым - товарам (табак, алкоголь, автомобили, телефонные звонки, авиабилеты, косметика, туристические услуги, ювелирные изделия).

Таможенные сборы.

Социальные взносы. Это включает взносы в систему социального страхования, которые выплачиваются работодателями и наемными работниками в фонды социального страхования и используются для выплаты пенсий, медицинского страхования. А также налоги на фонд заработной платы и оплату труда (выплачиваются только работодателями). 

Налоги на имущество. При этом налог на владение недвижимостью дополняется налогами на передачу имущества. Налогами на наследство и дары.  

Специальные налоги для специальных целей - экологический налог, налог на собаку, налог на противопожарную защиту, налог на рыболовство, дорожный налог.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:

  • из источников в Российской Федерации и (или) из источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • из источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной или натуральной форме, или право распоряжаться ими, возникшие у него, а также доходы в виде материальной выгоды определяются в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации, принимаются во внимание.

Налоговая система Российской Федерации имеет трехуровневую структуру; Поэтому законодательная база по налогам и сборам также делится на 3 уровня: 

  • Федеральное законодательство является высшим уровнем законодательной базы. Работает на всей территории Российской Федерации. Устав и другие нормативные правовые акты не должны противоречить ему. Обе части Налогового кодекса Российской Федерации, федеральные законы, соответствующие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и, конечно же, Конституция Российской Федерации подпадает под эту категорию.    
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов Российской Федерации о налогообложении в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная налоговая служба Российской Федерации разрабатывают приказы, разъяснения, разъяснения, письма и другие аналогичные документы. В них необходимо указать положения и статьи Налогового кодекса Российской Федерации и других федеральных законов Российской Федерации в области налогообложения. Такие документы проясняют ситуации, непонятные с точки зрения налогоплательщиков, и могут составляться на основании их обращений.  

Налоговая система Российской Федерации включает в себя:

  • Министерство финансов Российской Федерации.
  • Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации определяет основные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации в целом. В его подчинении находится Федеральная налоговая служба Российской Федерации как исполнительный орган государственной власти. 

Основными функциями Федеральной налоговой службы Российской Федерации являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • контроль и проверка налогов, их уплата в соответствующий бюджет и налоговая отчетность.

Региональные налоги также утверждены Налоговым кодексом на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, установленных Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более суммы, установленной в Налоговом кодексе. Все изменения зафиксированы законами субъектов Российской Федерации. Сюда входит транспортный налог, налог на азартные игры, имущество организаций. Региональные органы власти также могут вводить специальные налоговые режимы и вносить в них свои изменения, но в соответствии с положениями Налогового кодекса.     

Местные налоги также утверждены Налоговым кодексом. Органы местного самоуправления могут вносить изменения и дополнения в них в рамках Кодекса. Местное налогообложение включает в себя: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.    

Специальные налоговые режимы в Российской Федерации на 2015 год (п. 2 ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации): упрощенная налоговая система (ГНС); единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вмененный доход; патентная налоговая система; Налоговая система при реализации соглашений о разделе продукции.     

Налогоплательщиками являются юридические и физические лица. Объектами налогообложения являются объекты имущества, принадлежащие этим лицам, полученные ими доходы, а также операции, связанные с приобретением, обменом, потреблением и продажей товаров, работ, услуг и прав собственности. В современных условиях важную роль отводится различным формам налогообложения доходов, что объясняется принятием государством социальных функций выравнивания доходов в обществе путем применения прогрессивного налогообложения доходов и предоставления инвалидам членов общества ( через систему обязательных платежей в фонды социального страхования и обеспечения).   

Особенностью современной налоговой политики в России является то, что она проводится на фоне продолжающейся структурной перестройки экономики с последствиями глобального кризиса на финансовую систему страны, что требует разработки более сложной системы методов воздействия система государственных финансов.  

На мой взгляд, очевидно, что основным определяющим фактором и проблемами налоговой системы в России является отраслевая специфика и структурные изменения в национальной экономике, что обуславливает существенное неравенство в развитии отраслей и зависимость от мировой экономики.

В области налоговой политики государство в России по-прежнему ориентировано на решение фискальных проблем, оставляя в стороне такие важные возможности для налоговых методов, как их влияние на темпы экономического роста, стимулирование и привлечение инвестиций, а также обеспечение основ социальной справедливости в общество. Как показывает опыт, такие методы наиболее эффективны в области налогообложения доходов и, в частности, путем дифференцированного налогообложения доходов физических лиц. 

Особенности и основные проблемы налоговой системы России              

Сегодня нет другого аспекта экономических реформ, который бы подвергался такой же серьезной критике и был бы предметом таких же горячих дискуссий и предметом анализа и противоречивых идей о реформе, как налоговая система.

Современная налоговая система России характеризуется многими проблемами, одна из которых продолжает оставаться в фискальной сфере. Фискальная направленность налогового производства на практике выражается в установлении строгих правил в отношении налоговой базы. В конечном итоге это привело к необходимости отделить налоговый учет от системы бухгалтерского учета.  

Общее бремя налогов и платежей в Российской Федерации в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать по принципу «бери все, что возможно». Самым ярким примером является увеличение страховых премий (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка увеличится до 34%). Чтобы поднять промышленность и сельское хозяйство, нужны средства. Чтобы иметь средства для пополнения доходов бюджета, государство вынуждено повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не может фактически заплатить все налоги и даже инвестировать в расширение производства. Поэтому сокрытие налогов, неплатежи и рост теневой экономики продолжаются и продолжаются.      

Следует также отметить проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и ретроактивные поправки, устраняются ранее введенные льготы, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их сбора в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько лет, например, через 5 лет. В этом случае обо всех запланированных изменениях налогоплательщики должны быть уведомлены до истечения срока их действия, а не сталкиваться с свершившимся фактом.    

Налоговая реформа пока в небольшой степени затрагивает вопросы налогового администрирования. Существенных сдвигов в упрощении налогового учета, улучшении взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками не произошло. 

Ход и основные приоритеты государства в области налоговой политики на ближайшее будущее предусматривают некоторые позитивные изменения и дополнения:

  • Перераспределение части прав на администрирование и регулирование местного налогообложения между субъектами Российской Федерации.
  • увеличение порога для списания приобретенных средств производства сразу до расходов до 80-100 тыс. Руб.
  • Корректировка ряда положений по НДС. Это необходимо для исключения ситуаций, когда покупатель авансирует НДС с авансов на возврат, а продавец не взимает налог. Законодатели хотят выровнять уровень возврата и начисления НДС на предоплату. Кроме того, чиновники хотят упростить жизнь экспортеров, упрощая процесс вычетов. Полный список изменений в НДС можно найти в документе по направлениям налоговой политики, приведенным выше.    
  • Оптимизация функций, благодаря которым компании по трансфертному ценообразованию будут находиться под усиленным контролем.
  • Впервые в налоговой политике рассматривается вероятность создания органа предварительных консультаций.
  • Либерализация налоговой политики при предоставлении проверок данных о других компаниях.
  • Дальнейшее содействие развитию ассоциаций налогоплательщиков (консолидированных групп). Они возникли не так давно, но Минфин заинтересован в их развитии и поэтому включил в них дополнительные положения в налоговой политике. 
  • Расширение возможностей местных органов власти регулировать налог на имущество физических лиц, при этом в сферу их влияния попадет не только процент выплат и уровень льгот, но и порядок исчисления суммы облагаемых налогом объектов. В частности, им было предоставлено право до 2020 года оставить инвентарную стоимость объекта в качестве цены, принятой для учета. 
  • Корректировка порядка определения суммы, подлежащей налогообложению при продаже имущества частных лиц.
  • Введение стандартной ставки подоходного налога для граждан зарубежных стран и беженцев.
  • Увеличение налоговой нагрузки по операциям с сырой нефтью и ее снижение по операциям с нефтепродуктами.
  • Последовательное повышение ставок налога на воду.
  • Расширение мер по стимулированию развития новых производств не только на территориях приоритетного развития.
  • Расширение сферы применения патентной системы сбора налогов, передача полномочий по регулированию ставки в регионы с возможностью ее снижения до 1%.

Развитие экономической ситуации в стране с учетом влияния внешних факторов мировой экономики предполагает постоянную корректировку налоговой политики России для решения ее актуальных и важнейших проблем с учетом повышения эффективности бюджетная сфера и экономика в целом.

В период начала экономического роста в отечественной экономике основными проблемами и направлениями улучшения являются: 

  • улучшение инвестиционного климата;
  • достижение сбалансированного государственного бюджета;
  • значительное снижение и выравнивание налогообложения;
  • упрощение налоговой системы;
  • Совершенствование налогового администрирования.

В настоящее время все еще недостаточно ясны и ясны положения нормативных документов о налогообложении, их несостоятельность и сложность, что значительно усложняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при расчете налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частое изменение «правил игры с государством», ретроактивное принятие налоговых актов, несоответствие законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, которые создают возможность, а иногда и просто необходимость их дополнительного толкования, - все это Это отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия для работы отечественных производителей.  

Проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма привлекает большое внимание. Есть большой аппарат налоговой инспекции, отделы по борьбе с экономическими преступлениями, но результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности персонала этих органов, неспособности грамотно поддержать, провести аудит, зачастую многие юридические и физические лица легко уклоняются от ответственности за уклонение от уплаты налогов. Россия была охвачена волной разоблачений, связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика является наиболее скрытым видом экономической деятельности, качественно отличающимся от всех других нарушений и «сокрытий», требующих большего количества сил и средств для борьбы с ней, в частности с использованием оперативно-розыскных методов, и поэтому представляет собой наиболее сложный вид социально опасных деяний в налоговой сфере. Эффективность получения доходов бюджета на всех уровнях, рост предпринимательской активности, развитие производства и, в конечном итоге, стабилизация экономики нашей страны, зависят от решения вышеуказанных проблем.     

Основные направления налоговой политики в посткризисный период на период 2013 - 2016 годы включали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям: 

  • Налоговые льготы для инноваций и развития человеческого капитала.
  • Мониторинг эффективности налоговых льгот.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Акцизное налогообложение.
  • Подоходный налог с предприятий.
  • Налогообложение природных ресурсов.
  • Введение налога на недвижимость.
  • Налоговая администрация.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на период 2014–2017 годов подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на двухлетний плановый период. 

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определять ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что определяет стабильность и определенность условий ведения хозяйственной деятельности на территория Российской Федерации. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, данный документ является основой для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах в соответствии с его положениями и представления их Правительству Российской Федерации. Российская Федерация. Этот порядок ведет к повышению прозрачности и предсказуемости государственной налоговой политики. Предсказуемость действий правительства в вопросах налогообложения является ключевым фактором для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.   

Таким образом, вопросы налогообложения и налоговой политики в контексте становления, функционирования и развития рыночной экономики в России имеют особое значение и актуальность.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также содействие инновациям. Далее целесообразно кратко рассмотреть основные направления и меры по совершенствованию налоговой системы.  

Важнейшим фактором действующей налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированной бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо поддерживать неизменность налогового бремени в тех секторах экономики, в которых достигается его оптимальный уровень, с учетом требований сбалансированной бюджетной системы Российской Федерации. 

Основной целью общей реформы является определение наиболее оптимального налогового бремени. Определить экономически обоснованный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующих современному этапу развития российской экономики и стимулирующих развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий. Необходимо определить, возможно ли снизить налоговую нагрузку, чтобы смягчить отрицательный эффект для налогоплательщиков увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования. В то же время необходимы меры для мобилизации дополнительных доходов бюджета, в том числе путем внедрения современных технологий налогового администрирования.    

Основные направления и меры реформирования налоговой системы России                

Основные направления и меры реформирования налоговой системы России определяются как общими стратегическими направлениями экономического развития, проблемами бюджетной политики, так и основными проблемами организации и реализации самой налоговой политики.

Наиболее полные вопросы о текущем состоянии дел в сфере налоговой политики, а также перспективах ее улучшения в ближайшие 2-3 года раскрыты в документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации». на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг. », опубликованные Министерством финансов и утвержденные Правительством РФ еще в июне 2014 г.

В последнем разделе этого документа указанные проблемы полностью освещены. Итак, в нем описана последовательность выполнения положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013. Одним из результатов этой деятельности стала возможность введения пятилетних налоговых каникул для частных предпринимателей в приоритетных областях развития для некоторых видов налоговых платежей. Еще одной мерой налоговой политики, направленной на создание благоприятного климата для развития предпринимательских инициатив в стране, была возможность введения местными властями для индивидуальных предпринимателей при соблюдении определенных требований нулевой налоговой ставки.   

Большим препятствием для своевременного наполнения бюджета всегда были схемы уклонения от уплаты налогов. Они были реализованы различными способами, как формально легальными, основанными на поиске лазеек и пробелов в законодательстве, так и откровенно криминальными, основанными на подлоге и намеренной недооценке налоговой базы. В этом документе отражены как уже реализованные, так и планируемые меры в области налоговой политики по пресечению такой деятельности и устранению путей ее реализации.  

В ближайшее время с целью дальнейшей разработки государственной налоговой политики будут скорректированы некоторые разделы законодательства:

  • Введение четкого определения резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
  • Определение правил и условий взимания налогов с прибыли иностранных компаний, если доля в них принадлежит резиденту Российской Федерации, для противодействия использованию оффшорных счетов.
  • Усиление порядка обмена информацией с налоговыми органами иностранных государств с целью создания возможности участия Федеральной налоговой службы в процедурах налогового контроля за пределами Российской Федерации.
  • Введение механизма налогообложения иностранных фирм.
  • Органы Федеральной налоговой службы будут иметь право требовать предоставления документации по контролируемым сделкам от организаций - резидентов иностранных государств без проведения проверки.

В документе также учитывается тот факт, что сбалансированная налоговая политика поможет создать эффективный механизм привлечения иностранного капитала в страну. Одним из видов деятельности такого рода было создание дорожных карт, связанных с упрощением начала и последующей реализации предпринимательской деятельности. В частности, был предпринят ряд шагов в следующих областях:   

  • значительно упрощен процесс регистрации и получения регистрационных документов для вновь создаваемых компаний;
  • снижена стоимость использования кассовых аппаратов;
  • государство оказывает помощь экспортерам продукции, прошедшей полный цикл переработки;
  • уменьшено количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

В качестве конкретных мер по совершенствованию налоговой системы России мы рассматриваем следующее. Сниженные ставки страховых взносов были установлены для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 гг.: 

  • для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших соглашения с органами власти особых экономических зон о реализации технико-внедренческой деятельности, - 30 процентов в пределах установленного размера налогооблагаемой базы;
  • для организаций, работающих в сфере информационных технологий, - 14 процентов в пределах установленного размера налогооблагаемой базы.

Этот механизм снижения страховых взносов привел к снижению эффективной ставки начисления взносов, при этом большинство работодателей получают наибольшую выгоду от такого сокращения (работники, которые включают как низкооплачиваемые категории, так и категории, чья заработная плата превышает среднюю для экономики Российской Федерации), поскольку снижение эффективной ставки взносов коснулось всех работников, чья годовая зарплата составляет 720 тысяч рублей или менее.

Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу проект федерального закона, определяющий порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов в отношении основных средств, принадлежащих до третьей-седьмой амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, понесенных в случаях достройки, переоборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемая «амортизация» бонус »), в случае продажи основных средств, в отношении которых были осуществлены такие капитальные вложения, ранее, чем через пять лет с момента их ввода в эксплуатацию. 

Сумма указанных капитальных затрат подлежит возмещению только в том случае, если основные средства проданы лицу, которое является взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. Эта мера направлена ​​на устранение препятствий для реализации инновационной и инвестиционной деятельности. В то же время сохраняется механизм, который предотвращает злоупотребление этим налоговым предпочтением недобросовестными налогоплательщиками, которые повторно применяют указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между связанными сторонами.  

Вывод

Первоначально налоги во всех штатах были введены для выполнения фискальной функции, то есть для обеспечения государства источниками средств для финансирования государственных расходов. Затем штаты начали в большей или меньшей степени использовать налоговые ставки и налоговые стимулы для регулирования социально-экономических процессов, и налоги начали выполнять регулирующую функцию, то есть влиять на воспроизводство (стимулировать или замедлять его темпы, увеличивать или уменьшать). накопление капитала и платежеспособный спрос населения) и способствуют решению различных социальных проблем (таких как защита малооплачиваемых людей, перераспределение доходов для обеспечения социально уязвимых слоев населения, реализация эффективной демографической политики). Поскольку регулирующая функция налогов направлена ​​на экономические и социальные процессы, ее можно разделить на экономические, стимулирующие, социальные.  

История развития налоговых теорий - это история борьбы двух основных направлений экономической теории - монетаризма и кейнсианства. Приверженцы монетарных методов, в которые также вошли основатели классической политической экономии и налоговой теории А. Смит и Д. Рикардо, считали, что налоги должны в основном выполнять фискальную функцию и быть нейтральными по отношению к экономическим процессам. Кейнсианцы отстаивали необходимость усиления государственного регулирования экономики с помощью финансовых регуляторов, в том числе налогов.   

С древних времен по методу установления налогов они стали подразделять их на прямые и косвенные. Критерием такого разделения была теоретическая возможность переноса налогов на потребителя товаров. Предполагается, что конечным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет собственностью, а конечным плательщиком косвенных налогов становится потребитель товаров, на которые налог смещается путем добавления к цене.     

Экономическая система России была подвержена глобальным изменениям во время правления императора Петра I. Он ввел много налогов и сборов, самыми известными из которых были налог на опросы и налог на бороды. Этот период также примечателен тем фактом, что именно Петр Великий принимал прибылей на государственной службе. Они контролировали процесс уплаты налогов и сборов, а также придумали новые налоги и сборы.  

Более знакомая нам налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Он ввел новые налоги и сборы, например, НДС, подоходный налог, акцизы и другие.  

Структура современной налоговой системы Российской Федерации имеет 3 уровня: федеральный; региональный; местный. Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, на который он должен быть зачислен. Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила исчисления и перечисления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. К ним относятся: подоходный налог с населения; налог с доходов корпораций; НДС; акцизы; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина Специальные налоговые системы также попадают в эту категорию: USN, UTII, производственное подразделение, USCH и PSN (патент).            

Хотя общая налоговая нагрузка на бизнес снизилась, для многих видов экономической деятельности она все еще неоправданно высока. В результате возможности для модернизации и диверсификации производства, создания новых рабочих мест сокращаются. В результате этого необходима дальнейшая реформа налоговой системы на основе совершенствования организационных и методологических факторов ее развития, а также на основе более четкого планирования экономических рычагов и механизмов, эффективных в рамках национальной экономики, который имеет значительные структурные дисбалансы.