Налоги: сущность, функции и виды. Принципы налогообложения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 22.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговая система государства. Налоги и их виды
Электронные деньги. Яndex.Деньги
Инфляция и безработица. Взаимосвязь и взаимодействие
Современные тенденции развития экономики Италии и прогнозы её развития


Введение:

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Актуальность темы заключается в том что, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства вечно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозяйственные расчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов, рассмотреть их виды и принципы налогообложение.

Сущность, функции и виды налогов

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком, или, иными словами, налог представляет собой обязательный платеж. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - платить налог в бюджет государства. 

Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налоговое изъятие.

В результате уплаты налогов обязательно происходит смена собственника - определенная доля частной собственности становится государственной. Действительно, налоги в отличие от заемных средств изымаются у налогоплательщика государством без каких-либо конкретных обязательств перед ним. 

Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. 

Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения деятельности государства, содержания государственного аппарата, армии и решения всего комплекса социально-политических, экономических, экологических и целого ряда других задач общенационального значения.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Классификацией налогов называют их группировку по какому - либо признаку. Например, по механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам отнесены налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, социальный налог.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К косвенным налогам отнесены налоги на товары и услуги и операция с ними: налог на добавленную стоимость, акцизы.

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате. 

Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Следует отметить, что с 1 января 2014 г. декларации по НДС нужно сдавать исключительно в электронном виде. Такое требование введено Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Согласно новому законодательству, декларации по НДС в электронном виде будут обязаны представлять не только плательщики НДС, но и налоговые агенты. Это же требование будет касаться налогоплательщиков, которые не являясь плательщиками НДС, выставили счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2, статья 207. Налогоплательщики

Налог на добычу полезных ископаемых - это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года.

Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации и индивидуальные предприниматели.

Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию. 

Налог на прибыль организаций является федеральным налогом. Базовая ставка составляет 20 процентов. При этом 2 процента перечисляют в федеральный бюджет, а 18 - в региональный. В течение года компании платят авансовые платежи и сдают декларации по этому налогу.

Организации вправе применять льготу в отношении объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2012 года и в течение трех лет со дня постановки их на учет. 

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ и обязателен к уплате на всей территории РФ.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. 

Новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, а также новые ставки пошлины, взимаемой с юридических и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Ставки государственной пошлины определены в твердых суммах (или используются процентные ставки) вместо сумм, определяемых кратно минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). 

До 23 августа 2013 года в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества признавалось для транспортных средств (автомобилей) место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

С 23 августа 2013 года местом нахождения транспортных средств признавалось только место нахождения (жительства) собственника транспортных средств.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.

Налоги используются всеми государствами рыночной экономики как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного воздействия (через систему льгот и санкций) на производителей товаров, работ и услуг.

Налоги призваны обеспечивать:

  • Относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения;
  • Рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных санкций за распространение вредных производств.

С помощью налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.

Фискальная функция означает формирование государственных доходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и, таким образом, влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Таким образом, в условиях рыночной экономики налогообложение выполняет две противоположные функции: фискальную и регулирующую. Первая из них определяет тяжесть налогового бремени в стране, а вторая образует противовесы излишнему фискальному гнету.

Умелое сочетание этих функций при построении налоговой системы способствует экономическому росту государства и социальной защищенности населения. 

Принципы налогообложения

Потребность в выработке определенных правил налогообложения появилась с возникновением налогов, и фактически с этого момента данная проблема стала привлекать внимание теоретиков финансовой науки. И это не случайно, поскольку без соблюдения общих, единых для всех фундаментальных требований, сформированных на основе положений теории, невозможно построение оптимальной, справедливой и эффективной системы налогообложения. Несмотря на воздействие различных экономических, политических и социальных условий при формировании налоговых систем различных стран, они построены с соблюдением таких правил и положений. Эти системы объединяет совокупность основополагающих принципов налогообложения.

Рассмотрим более подробно экономические принципы налогообложения.

Принцип равенства и справедливости, согласно которому влияние налогового бремени должно быть равномерным и соответственно каждый налогоплательщик должен вносить справедливую часть налоговых платежей в государственный бюджет. Справедливое налогообложение способно в значительной степени приумножить благосостояние населения посредством обеспечения условий балансового равновесия за счет оптимизации соотношения сверхдоходов и отсутствием доходов вовсе.

Налоги не должны оказывать существенного влияния на принятие экономических решений. Основная идея эффективности налоговой системы состоит не в отрицании возможности обложения производительного имущества, а в том, что налог не должен превышать величины, приводящей к его сокращению.

Эффективность каждого конкретного налога выражается в низких издержках на содержание и поддержание в актуальном состоянии системы налогового администрирования.

Принцип соразмерности налогов. Его экономическая суть заключается в соотношении бюджетных поступлений и последствий налогообложения для налогоплательщиков. При установлении налогов и определении их основных параметров должны учитываться экономические последствия как для бюджета и перспективного развития национальной экономики, так и их воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности налогов. Налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения, то есть это должна быть такая система, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов.

Недопустимо создание системы налогообложения, базирующейся на одном налоге или на одном главенствующем налоге, поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходной части бюджета может не быть. 

Из практической реализации принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная минимизация по одному налогу практически всегда влечет рост платежей по другому.

Принцип всеобщности. Согласно ему каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя, таким образом, в финансировании общегосударственных расходов.

Вместе с тем, указанный принцип распространяется не на всех без исключения лиц, а только на тех, кто попадает под понятие налогоплательщика. Реализация данного принципа означает, что налоговое законодательство не вправе делать исключения для отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от их национальности, гражданства, служебного положения и т.д.

Далее в классификации принципов налогообложения рассматриваются организационные принципы.

Принцип универсализации. Его экономическую суть можно выразить следующим образом. Вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, отраслевой или иной принадлежности государственная налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика.

Принцип удобства и времени взимания налога. Это очень важно для субъектов хозяйствования, любой налог должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.

Принципы распределения налогов по уровням власти. В условиях формирования федеративного государства этот принцип имеет особое значение и в обязательном порядке должен быть закреплен в налоговом законе.

Принцип единства налоговой системы. Он является весьма существенным, поскольку логически вытекает из единства государственной финансовой политики, составной частью которой является налоговая политика, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства. 

Принцип эффективности. Его экономическая суть заключается в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными. При этом налоги должны оказывать такое влияние на развитие национальной экономики, чтобы формировать интенсивное возрастание хозяйственной активности как у юридических, так и у физических лиц.

Принцип гласности. Его практическая реализация означает формирование системы официального оповещения налогоплательщиков о налоговых законах, других нормативных актах, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика.

Принцип определенности. Суть его состоит в том, чтобы вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа, были ясно определены и доведены до плательщиков, т.е. налогоплательщик должен четко знать, сколько и когда ему надо заплатить. Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, сумма платежа, все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.

Принцип одновременности обложения. Он означает, что в функционирующей системе налогообложения не допускается установление двойного обложения одного и того же источника или объекта.

Принцип равенства и справедливости. Данный принцип лежит в основе любой правовой системы. Дискуссии вокруг справедливости в праве существуют на протяжении всей истории правовой науки. Современное российское налоговое право не исключение. В процессе исторического развития налоги из всех источников государственных доходов сделались основным из них для покрытия бюджетных расходов современного российского государства. 

Принцип законодательной формы установления налога. Он предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не должны быть произвольными, так же как и невозможно для государственной системы допущение установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что нормативно-законодательные акты, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

Необходимо отметить, что содержание всей системы принципов в целом и каждого направления в отдельности является вариативным в мировой теории и практике налогообложения. При этом существуют принципы, которые являются неоспоримыми и признаются в качестве аксиомы, и принципы, которые не являются бесспорными, поскольку они или вытекают из какого-либо общепризнанного принципа, или же дополняют его.

Налогообложение в России и США

Система налогообложения - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом. Рассмотрим подробнее системы налогообложения таких стран, как Россия и США.

Принципы построения системы налогообложения в Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерацией и Налоговым кодексом РФ.

Действие законодательства РФ о налогах и сборах распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Он состоит их двух частей. Первая часть Кодекса состоит из 7 разделов и 20 глав, вторая - из 3 разделов и 10 глав.

В соответствии с НК РФ налоги и сборы РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. При установлении региональных и местных налогов на региональном и муниципальном уровне соответственно определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Перечень налогов России является закрытым. Это означает, что никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.

Налоговым кодексом РФ установлены специальные налоговые режимы, предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

В 2000-е годы был установлен ряд законов, которые внесли поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15). Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.

США - федеративное государство, его конституция разделяет функции государственной власти между федеральным правительством и правительствами штатов. Федеральное правительство и правительство штатов пользуются конституционным правом принятия налогов. Органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательствами штатов.

В связи с этим исторически сложились традиционно самостоятельные уровни налоговой системы, которые адекватны уровням финансово-хозяйственной структуры государства: федеральный уровень, уровень штатов, местный уровень.

Данная система обладает большим количеством специфических особенностей, вызванных как многовековой историей развития этого государства, так и тем фактом, что США являются носителем англосаксонской системы права. Отдельно следует отметить ярко выраженную социальную направленность системы налогов США. Подобная проверенная временем система налогов позволила Соединенным Штатам вывести свою экономику на лидирующее положение в мире и довести уровень жизни населения до одного из самых высоких показателей по всему миру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Следует всегда помнить, что изменение состава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономике страны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям между поставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговый перекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворение производственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов, стесняет рынок, уменьшает поступления в казну. Еще в 1920-е годы профессор П. П. Гензель писал, что всякий новый налог хуже старого. К такому выводу он пришел в результате осмысливания стихийной самоочистки налогов в практике хозяйствования применительно к объективным условиям рыночной конъюнктуры. Налогообложение эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшей осторожности.

В результате налоговых подвижек фискальные наслоения пол-ностью или частично падают не на лиц, на которые они первоначально воз-лагались, а черпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочные результаты. Следует отметить, что в механизме взимания региональных и местных налогов имеются недостатки. Большинство таких недостатков связаны с нечетким построением налогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этим требуются значительные доработки действующих документов для проведения налоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.