Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Совершенная конкуренция
Косвенные налоги и их влияние на уровень и качество жизни
Неполноценные деньги
Инфляция в России


Введение:

Налоги для государства - то же, что и парус для корабля. На мой взгляд, слова российской императрицы Екатерины II Великой как нельзя лучше отражают сущность и значение налогов. Налоги - материальная основа деятельности государства, значение которого для человека во всех ипостасях его существования невозможно переоценить. В налогах, как, может быть, ни в какой другой области общественных отношений, явственно обнаруживается взаимосвязь экономики, права, финансов, этики, культуры в целом. Вот почему на протяжении многих столетий налоги остаются объектом неослабевающего интереса государства, бизнеса и экономики.

Определенные познания в области налогообложения, понимание механизмов формирования и использования государственных ресурсов каждым гражданином являются залогом экономической грамотности и социальной ответственности.

Для государств, ориентированных на рыночную экономику, основным источником финансовых ресурсов являются налоговые доходы. Аккумулируясь в бюджете государства, налоги создают финансовую основу для повышения уровня безопасности и укрепления правопорядка, экономической независимости страны и социальной защищенности её граждан. Налоговая система РБ динамично развивается в поиске рациональных путей налогообложения, создавая благоприятную среду для реализации экономической политики.

Государству необходимо разработать налоговую политику, учитывающую интересы всех субъектов налоговых отношений, и использовать налоговую систему в целях экономического роста.

Подчинение работы налоговой системы этой цели для любого современного государства должно быть связано с решением следующих задач:

  • Создание мобильной системы налогообложения (способной учитывать интересы всех субъектов налоговых отношений в любых ситуациях и условиях);
  • Объективная оценка налогового потенциала (страны, региона, административного района), поскольку он является базой налогообложения на данной территории;
  • Учет стандартов международных налоговых отношений, способствующих гармонизации национальных налоговых систем, что важно в условиях глобализации мировой экономики.

Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий. Эффективное использование налогового механизма управления входит в число наиболее сложных задач, от правильного решения которых зависят экономический рост и благосостояние общества.

Целью написания данной работы является рассмотрение налоговой политики как одного из важнейших косвенных методов государственного регулирования, а также проводится анализ налоговых поступлений в 2008-2010, рассматривается дальнейший путь развития налоговой системы в стране.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследовании, сравнительный и нормативный анализ, табличный и графический метод.

Сущность налогов и принципы формирования эффективной налоговой системы

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную, и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. На долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах). Государство может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне - это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

В налогах воплощено экономически выраженное существование государства, подчеркивал К. Маркс. В НК РБ 2013 года дается определение налога как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждений принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом.

Реализация общественного назначения категории налог происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения.

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. В числе налоговых функций обычно выделяются фискальная, поощрительная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является, без сомнения, главной функцией налогов. Она отражает фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций в пользу государства в целях создания материальной основы для реализации последним своих функциональных обязанностей. Основным количественным показателем выполнения налогами фискальной функции является доля налогов (общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет и обязательных платежей государственные внебюджетные фонды) в ВВП. Этот показатель называют налоговой нагрузкой, налоговым бременем - он показывает ту долю производимого общественного продукта, которая перераспределяется через бюджетную систему страны посредством налогов. Причем доля эта имеет постоянную тенденцию к увеличению.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические показатели, но и на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и граждан, их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредствам налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан, от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего, относительно дорогостоящие.

Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои Советского Союза и др.). Эта функция налогов имеет социальную направленность.

Классификация налогов - это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями систематизации сопоставлений.

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называю налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налоги на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина дифференциальная - пошлина, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги - налоги, которые обеспечиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные (целевые) налоги - налоги, которые имею строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные налоги - налоги, которые на длительное время закреплены как источник дохода конкретного бюджета (таможенные пошлины, сборы и иные платежи).

Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Это роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между функциями. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков. Обеспечение положительного влияния налогообложения на сферы финансово-хозяйственной деятельности - задача сложная и противоречивая, для государства первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика - минимизация налоговых изъятий. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества

Воздействуя на экономику, государство, как правило, преследует цели:

  • Обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  • Обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
  • Достижение постоянного устойчивого экономического роста;
  • Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • Создание системы социальной защиты населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  • Равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую активность, помочь развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика, от них зависит свобода товарного рынка. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

В ряде стран через налогообложение практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например, вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выделяется надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения.

Во многих странах применяются налоговые методы, стимулирующие создание новых высокотехнологичных производств.

В настоящее время встала задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемое модернизацией инфраструктуры, и переквалификацию рабочей силы. Она решается при активном участии государства, применяющего широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, прежде всего, для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др.

В качестве сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления используются дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности.

Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком высокую конъюнктуру. Еще один метод - отмена налоговых льгот. 

Таким образом, налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Анализ налогообложения в РБ

Консолидированный государственный бюджет по существу представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, который используется в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также для сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходных источников. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения в структуре бюджетной системы, повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. 

Налоговые доходы в январе-апреле 2012 г. составили 89,5 процента всех поступлений в консолидированный бюджет (в январе-апреле 2011 г. - 91,1 процента), неналоговые доходы - 10,3 процента (в январе-апреле 2011 г. - 8,8 процента).

По итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0%.

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18%. Неналоговые доходы за 2012 год сложились в сумме 19,6 трлн. руб. и по сравнению с 2011 годом увеличились на 2,6% в реальном выражении. 

Формирование налоговых доходов за 2012 год на 91,5% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), подоходного налога (14,0%), акцизов (8,1%), налогов на собственность (3,8%).

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,4 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.

В структуре консолидированного бюджета 60,4% составляли доходы республиканского бюджета и 39,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений). Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты - подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.

Расходы консолидированного бюджета, по предварительным данным, в 2012 году профинансированы в сумме 155,2 трлн. руб. (на 22,7% выше уровня 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2,7 п.п., составив 29,4% ВВП.

Бюджетная политика в 2012 году была направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Финансирование расходов в 2012 году в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы - в 1,4 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы - в 1,5 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга - в 1,4 раза в реальном выражении. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 2,4 п.п. по сравнению с 2011 годом.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 64,5 трлн. руб., или 41,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Значительно возросли расходы на здравоохранение (на 23,2% в реальном выражении) и образование (на 19%).

Расходы на национальную экономику составили 29,9 трлн. руб., или 19,3% всех бюджетных расходов. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 21%. Более 46% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства.

Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора - 44,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом такие расходы увеличились на 17,9% в реальном выражении, составив 28,6% от общего объема бюджетных расходов и 36,7% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 34,2 трлн. руб. бюджетных средств, или 22% всех расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на 41,6%.

Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь

Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы основной целью налоговой политики станет стимулирование качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и государственного долга страны на экономически безопасном уровне.

Налоговая нагрузка в Беларуси в 2012 году уменьшилась за счет снижения налога на прибыль с 24% до 18%. А уже в 2014 году он может упасть до 12%. Налог на добавленную стоимость, который влияет на ценообразование внутри страны, в настоящее время в Беларуси составляет 20%. Но к 2014 году предусмотрено подготовленным законопроектом о внесении изменений в Налоговый кодекс, повышение НДС до 22%. Однако при экспорте продукции всегда применяется нулевая ставка НДС.

Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние три года, расходы государственного сектора составляют около 44% ВВП, что примерно на 3 процентных пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5 процентов выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики. В дальнейшем необходимы комплексные реформы бюджетно-налоговой сферы, охватывающие структуру как расходов, так и доходов.

В частности, правительству Беларуси рекомендуется сократить расходы на сельское хозяйство, которые превышают 10% общих бюджетных ассигнований. Не реформированное и не эффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%, при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки.

Сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, что создает значительные фискальные риски. В Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% ВВП при охвате почти половины населения страны. Существующий категориальный механизм социальной помощи приводит к тому, что значительную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными.

Старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом на фоне снижения коэффициентов замещения для будущих пенсионеров. В связи с этим предлагается повысить пенсионный возраст, заменить индексацию пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снизить ставки пенсионных взносов и ввести условно-накопительные счета.

В целом, по оценке экспертов, на долю субсидий и трансфертов в Беларуси в среднем за период 2003-2011 годов приходилось 22% совокупных расходов бюджета. Более 12% этих расходов представляют собой трансферты на соцстрах и иные программы социальной защиты, остальные практически равномерно распределены между субсидированием производителей и потребителей.

Также, действующие в Беларуси ставки налогов выше, чем в большинстве стран региона и это негативно влияет на конкурентоспособность. Дальнейшие налоговые реформы следует нацелить на отмену оставшихся налоговых льгот.

Таким образом, налоговая политика Республики Беларусь направлена на создание мощной, конкурентоспособной налоговой системы. Также проводимая политика будет стимулировать экономический рост и повысит инвестиционную привлекательность. 

Заключение

Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования - главной задаче налоговой политики.

Такой механизм позволит не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управлять экономическим ростом, регулировать внешнеэкономическую деятельность, привлекать иностранные инвестиции и обеспечивать движение этих инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействовать структурной перестройке экономики. Уровень налогообложения в любой стране отражает основу доходов бюджета и характеризует степень участия государства в экономических процессах.

Эффективная налоговая система требует, с одной стороны, обеспечения достаточных и стабильных поступлений в бюджет государства, с другой - снижения налоговой нагрузки на экономику и реализацию стимулирующей функции налогообложения.

Большой проблемой для экономики любой страны в условиях действий высоких налоговых ставок является уклонение от налогообложения, переход к наличным расчетам между экономическими субъектами, сокрытие прибылей.

В настоящее время, доля теневой экономики в Беларуси составляет около 15% ВВП. В результате ежегодно недополучается около 6 трлн. рублей.

Задача налоговых органов состоит в том, чтобы ограничить размеры теневого бизнеса и не допустить увеличения его масштабов. Поэтому необходимо вести такие формы контроля, которые не допускают фактов вовлечения бизнеса в теневой оборот.

Основной целью реформирования налоговой системы выступает достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).

Эффективная налоговая политика государства должна обеспечивать создание благоприятного налогового климата для инвесторов, что обеспечит приток иностранных инвестиций в экономику страны и повысит привлекательность Республики Беларусь на международной арене.

Таким образом, необходимость максимального увеличения доходов государства на основе стимулирования роста производства и ограниченными возможностями хозяйствующих субъектов и населения преодолеваются через налоговые ставки и льготы. Именно такое манипулирование основными инструментами и рычагами налогового регулирования (ставками, льготами, налоговой базой) поможет наискорейшим образом выйти из финансового кризиса и может сыграть решающую роль в скором экономическом подъёме.